1. Экономическая природа рыночного спроса
Спрос ? это количество товара, который покупатели могут приобрести по ценам, которые складываются в определенный промежуток времени. Спрос каждого субъекта экономических отношений является сугубо индивидуальным, всегда относится к конкретному времени и к конкретным условиям. Но все же возможно выделить те основные факторы, которые влияют на выбор потребителя. К ним относятся:
? цена данного товара (Ц);
? цены других товаров, которые могут заменить данный, то есть альтернативных товаров, или товаров субститутов (Цзи);
? цены товаров, которые являются дополнительными в потреблении к данному товару, или же комплементарными товарами (Цди);
? доход потребителя, который он выделяет на приобретение товара (Д);
? вкусы и предпочтения потребителей (С);
? ожидания потребителей относительно будущих изменений в возможностях удовлетворения этих потребностей и инфляционных ожиданий (О);
? количество потребителей на рынке данного товара (К), и т. д.
В целом можно говорить о том, что величина спроса является функцией совокупности факторов, влияющих на данный товар (Кп).
Кп= f (Ц, Цзи, Цди, Д, С, О, К, ...)
В теории спроса всю совокупность факторов, которые влияют на величину спроса на товары, делят на ценовые и неценовые. К ценовым факторам относят цену на данный товар, а к неценовым все остальные факторы, в том числе и цены на другие товары. Это дает возможность определять влияние на величину спроса как непосредственно цены, так и других факторов, которые изменяют саму величину спроса, но не влияют на общий характер функции спроса. Поэтому в исследованиях рыночных структур спрос рассматривают как функцию цены, то есть когда другие (неценовые) факторы остаются постоянными, Кп= f (Ц).
В таком представлении функция спроса всегда является нисходящей линией, известной как закон спроса (экономисты часто называют его первым законом экономики), в соответствии с которым количество товара, на который предъявляют спрос потребители, растет по мере снижения цены на него и наоборот.
Графическое отображение функции спроса (рис. 1.) определяется кривой спроса D (в англоязычной литературе D – Demand – спрос). Она показывает какое количество товара готов приобрести потребитель по разным ценам в настоящее время (Q1 если цена будет P1, и Q2 если цена изменится до P2).
Рис.1. Кривая спроса
Впервые графический метод исследования зависимости спроса от цены ввел английский экономист Альфред Маршал в работе «Принципы экономики», которая была издана в 1890 г. А. Маршал пытался дать ответ на вопрос: при каком уровне цены на рынке отдельного товара установится равновесие? Это и заставило его считать функцией цену товара (P), а аргументом величину спроса (Q). С того времени в экономике используют введенное А. Маршалом правило построения кривых, когда стоимостные показатели откладываются на вертикальной оси, что в математическом плане не является корректным ?4, с.51?.
Разделение факторов спроса на ценовые и неценовые дает возможность обобщить их действие на величину спроса. Если действует ценовой фактор, изменение величины спроса происходит перемещением протяженности кривой спроса (рис. 2).
Рис.2. Изменение величины спроса
Если действует один из неценовых факторов, то происходит смещение самой кривой спроса в положение D1. В каком направлении происходит смещение кривой спроса зависит от того, каким является влияние неценового фактора. Если это влияние приводит к увеличению спроса, смещение будет в направлении D1. Действия противоположного характера будут приводить к смещению кривой спроса в обратном направлении, как отмечает В. Мадзигон [2].
Факторы, обусловливающие смещение кривых спроса влево и вправо обобщены в табл. 1.
Таблица 1
Факторы, обусловливающие смещение кривых спроса влево и вправо
Факторы смещения кривых спроса
Влево Вправо
Снижение цены альтернативного товара.
Рост цены дополняющего товара
Уменьшение дохода потребителя (нормальный товар).
Рост дохода потребителя (товар низшего качества).
Ожидания потребителя будущего снижения цены.
Уменьшение привлекательности товара. Рост цены альтернативного товара.
Снижение цены дополняющего товара.
Рост дохода потребителя (нормальный товар).
Снижение дохода потребителя (товар низшего качества).
Ожидание у потребителя будущего повышения цены.
Увеличение привлекательности товара.
Следует избегать распространенной ошибки: смешения понятий изменения спроса, под которым понимают смещение всей кривой спроса с изменением количества товара, которое закупает потребитель при изменении цены товара (перемещение вдоль кривой спроса).
Спрос на определенный товар отдельного потребителя называется индивидуальным спросом. Рыночный спрос – это спрос, который определяется как общая сумма всех индивидуальных спросов при каждом значении цены. Кривая рыночного спроса (Рис. 3.) состоит из кривых индивидуального спроса потребителей D0, D1, D2. Увеличение количества потребителей на рынке товаров всегда будет смещать кривую спроса вправо и наоборот.
Рис.3. Индивидуальный и рыночный спрос
Итак, рыночный, как и индивидуальный спрос, зависит от цены конкретного товара, цены на альтернативный и дополняющий товары, уровня доходов и покупательной способности отдельных потребителей, характера личных потребностей в зависимости от социальных, национальных условий и общественных ценностей.
2. Экономическая природа предложения
Под предложением понимают количество услуг или товаров, которое хотят и могут поставить на рынок или предоставить потребителям производители по определенной цене. Здесь, также, как и в случае спроса учитываются как желания, так и возможности производства. Предложение относится к конкретному периоду времени и к конкретным условиям.
Условия которые влияют на выбор ? количество производителей товара (К);
? природные условия (У);
? ожидания производителей относительно возможных перемен в будущем в отношении налогообложения, цен, технологий производства, инфляции (О) и т. д.
По аналогии со спросом, функцию предложения в зависимости от его факторов можно записать так Кпр=f (Ц, Ци, Цри, Т, У, О, К, ...) или с учетом только цены и товара (неценовые факторы считаются неизменными) Кпр= f (Ц).
В отличие от функции спроса, функция предложения является всегда восходящей, что известно, как закон предложения, в соответствии с которым чем выше цена данного товара, тем больше объем его предложения (рис. 4.).