Глава I. Теоретические основы познавательной сферы.
В нашем исследовании мы выделили ключевые когнитивные процессы, которые играют решающую роль в учебной деятельности и жизни учащихся. Среди них внимание, память, мышление и др. Проблеме изучения познавательной сферы человека уделяется большое внимание как в отечественной научной литературе, так и за рубежом. Для наших исследований большое значение имеют работы Р. Аткинсона, Г. Бауэра, Л. К. Вудвортса, Выготского, Г. Я. Гальперина, Н. Ф. Добрынина, А. Р. Лурия, Р. С. Немова, С. Л. Рубинштейна, И. М. Сетченова, Е.Б. Титчнера, Д. Н. Узнадзе и др. . Вкратце остановимся на свойстве, необходимом для эмпирического изучения когнитивных процессов (внимание, память, мышление) и, соответственно, проанализируем взаимодействие этих процессов и эмоциональную устойчивость личности как средство повышения эффективности познавательной деятельности.
1.1 Понятие и функции внимания, как характеристика познава-тельной деятельности.
Внимание - особое качество человеческой психики. Он не существует независимо вне мысли, восприятия, работы памяти, движения. Вы можете не только обращать внимание, вы можете обращать внимание, только выполняя некоторую работу. Поэтому вниманием называется избирательная направленность сознания при выполнении той или иной работы. Форм проявления внимания много. Он может фокусироваться на работе органов чувств (зрительных, слуховых), на процессах запоминания, мышления, на двигательной активности и т. Д. [11].
Внимание - это прежде всего динамическое свойство прохождения по-знавательной деятельности. Он выражает первичную связь мыслительной деятельности с конкретным объектом, на котором она сосредоточена и сфокусирована. П.С. Рубинштейн рассматривает внимание как избирательное сосредоточение на определенном объекте и сосредоточение на нем, углубление на объекте познавательной деятельности [28]. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность. Внимание - это проявление связи сознания и объекта, который распознается внутри. Внимание тесно связано с деятельностью. Поскольку человек выделяется из практической деятельности и обретает относительную самостоятельность теоретической деятельности, внимание приобретает новые формы: оно выражается в летаргии внешней активности и концентрации на объекте созерцания, углубленности и концентрации на мышлении.
Внимание - это деятельность, с помощью которой мы разделяем сложный состав впечатлений, направленных на нас извне, выделяем наиболее важную часть в потоке, концентрируем на ней всю мощь нашей деятельности и тем самым способствуем проникновению в сознание. Таким образом достигается особая ясность и ясность, с которой воспринимается эта выбранная часть [7].
Исследователь Р. Вудворс понимает внимание как подготовительный этап восприятия или наблюдения. По его мнению, при произвольном внимании субъект уходит изнутри, а не вовне, но все же процесс направлен на изучение объекта. Хотя внимание к объекту длится в течение всего процесса наблюдения, конкретная функция внимания лучше всего проявляется при переходе от объекта к объекту [5].
Э. Б. Титчнер расширяет понятие внимания и рассматривает его как особую силу и способность, как возможность концентрировать сознание, произвольно ограничивать поле сознания, как особую форму умственной деятельности, как усилие, которое кто-то создает, как инициативу, принадлежащую кому-то, как существенная противоположность пассивности, с которой впечатления воспринимаются, как состояние полного сознания, как состояние ясного понимания и функционирующего мышления, как чувство или эмоциональное движение и, наконец, как комплекс ощущений, особенно кинетических ощущений. Итак, внимание будет состоянием сознания, уровнем сознания, который дает лучшие результаты нашей умственной работе [34].
По мнению Г. Я. Гальперина, нигде внимание не работает как самостоятельный процесс. Само по себе оно проявляется как ориентация, настроение и концентрация на каждой умственной деятельности, следовательно, только как сторона или характеристика этой деятельности. У «Внима-ТЭН» нет своего специфического продукта. Его результат - улучшение всех видов деятельности, к которым он присоединяется. Теперь именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции. У внимания нет такого продукта, и это больше всего говорит против оценки внимания как отдельной формы умственной деятельности [8].
Некоторые психологи склонны отождествлять осознанность с осознанностью; Они считают, что единственная постоянная и в то же время наиболее характерная сторона процесса - это «проникновение идей в фиксированную точку сознания», то есть вы можете обрести большую ясность и ясность; все остальные элементы, по вашему мнению, являются дополнительными, несущественными. Другие отождествляют внимание с волей и рассматривают его как один из типов волевого акта в зависимости от того, является ли волевой акт простым или сложным, сопровождается ли он актом выбора и т. Д., Поэтому необходимо рассмотреть каждый тип внимания. дифференцировать [17].
В определенной степени мнение Г. Я. Гальперина, Н. Ф. Добрынина коррелирует с направленностью и сосредоточенно-умственной деятельно-стью человека. Под фокусом понимается избирательный характер деятельности, а концентрация означает углубление в этой деятельности. Наряду с другими психологическими процессами внимание, по мнению Н.Ф. Добрыниной, относится к непрерывным психологическим явлениям, поэтому, исходя из структуры психологической организации человека, можно сфокусировать внимание как процесс (или сторону психического процесса, например сенсорную, перцептивную). , Интеллектуальное внимание) и как состояние (например, состояние концентрации) и как черты личности (например, внимательность).
Регуляторная функция внимания рассматривается многими авторами исследований. На основе анализа вашей работы вы можете выделить классификацию ваших типов в зависимости от уровней психологической регуляции. Такая классическая фантастика предусматривает разделение внимания на непроизвольное, свободное и пост-добровольное. Когда направление и фокус непроизвольны, говорите о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание обусловлено как физическими свойствами стимула (интенсивность, контраст, продолжительность, внезапность и т. Д.), Так и важностью стимула для человека. Когда фокус и концентрация внимания человека связаны с осознанной целью, вы говорите о произвольном внимании. При этом два типа внимания различаются, а третий - случайным образом. В этом случае, как говорит Н. Ф. Добрынин, осознанное выполнение задачи сопровождается поглощением личности через эту деятельность и не требует волевого усилия.
Исследователь Д. Н. Оснадзе в своей психологической теории сочетает внимание с концепцией установки. Установка - это состояние, которое возникает у человека под влиянием прошлого и той деятельности, которой он занимается. Установка также является состоянием по умолчанию для запуска действия. Ведь установка изнутри определяется реальными потребностями людей.
Вместе с концепцией установки и связанной с ней интерпретацией внимания в теории обучения существует также явление, обозначаемое тер-мином «объективная ЦИЯ». Он трактуется как сегрегация под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного в восприятии окружающей действительности. Этот образ или впечатление и становится предметом повышенного внимания.
На основе анализа различных взглядов на термин «внимание» можно сделать вывод, что не существует единой концепции этого явления. Каждый исследователь дает свое определение внимания, исходя из методологической базы, используемой для анализа сущности этого понятия. Однако большинство психологов в качестве основных характеристик внимания считают объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение.
Количество внимания - это количество объектов, которые могут быть четко восприняты за относительно короткое время. Ряд исследователей, по-нимающих объем внимания, предлагают исходить из объема информации, на которой сознание субъекта может сосредоточиться, чтобы работать с этой информацией. Введение критериев субъективного внимания (например, оценок уровня субъективной уверенности в ясном, быстром и точном ответе) в современных экспериментальных исследованиях привело к выводу, что внимание определяется шестью элементами. При дальнейшем увеличении количества элементов происходит их структурирование (например, на основе двух или трех элементов, а именно: пара-линия, три - треугольник и т. Д.). Поэтому ряд из десяти элементов, составляющих ту или иную структуру, воспринимается так же точно и четко, как ряд из одного-трех элементов. Феномен структурирования был обнаружен при изучении объема внимания для различных сенсорных анализаторов, в том числе слухового. Количество слухового внимания также зависит от продолжительности, частоты и скорости предъявления звуковых стимулов. Например, любое изменение оптимального темпа приводит к снижению объема слухового внимания.
Произвольное регулирование объема внимания при различных стиму-лах ограничено. Он намного выше по смысловой организации стимулов. Ограниченное внимание требует постоянного выделения субъектом объек-тов, находящихся в сенсорной и перцепционной зоне, а невыделенные объекты используются вами как фон. Этот выбор из множества сигналов от нескольких из вас известен как избирательность внимания. В качестве количественного параметра избирательности внимания принимается, например, скорость выполнения субъектом выбора стимула из множества других, а качественного - точность, т.е. степень совпадения результатов подбора исходного стимулирующего материала. Показатель успешности внимания - это комплексная характеристика. Он включает как количественные (скорость), так и качественные (точность) параметры селективности. Из этого следует, что важно знать, сколько внимания уделяется обучающемуся во время обучения, потому что это зависит от точности и полноты задания и его скорости. Это означает, что если вы выполните задание, учащийся испытает либо удовлетворение, либо неудачу, т.е. его эмоциональная устойчивость в некоторой степени будет зависеть от количества его внимания.
Сопротивление вниманию - это способность испытуемого не откло-няться от направления мыслительной деятельности и сосредотачиваться на объекте внимания. Свойства устойчивости внимания - это временные пара-метры продолжительности поддержания направленности и концентрации мыслительной деятельности без отклонения от исходного качественного уровня. Концентрация также определяет способность субъекта сохранять память и сосредотачиваться на объекте внимания во время расстройств. Оценка продолжительности внимания основана на интенсивности нарушений. Распределение внимания показывает способность испытуемого одновременно привлекать и фокусировать внимание на нескольких независимых переменных. Свойства распределения внимания в эксперименте - это предварительные признаки того, что в результате назначения длительности правильное выполнение задачи и выполнение этой же задачи вместе с другими (двумя или более) задачами.
Концентрация внимания - показатель степени концентрации сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним, проявляется в умении собирать внимание, ограничивать себя, сосредоточиваться на чем-то, отвле-каться от всего остального на одного конкретное время. Степень концентра-ции внимания на объекте может быть разной: от наполовину игнорирования всего, что происходит вокруг вас, до параллельной с одновременной концентрацией внимания на чем-то конкретном наблюдении за происходящим (распределение внимания).
Распределение внимания - это возможность сосредоточить внимание на нескольких объектах одновременно, что дает возможность не выполнять столько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя из виду один из них. Это дает человеку возможность выполнять несколько серий действий и наблюдать за несколькими независимыми процессами, не теряя никого из вас из своего внимания. Распределение внимания важно как для представителей некоторых профессий, так и для студентов профессионально. Распределение внимания также очень важно для учителя, который должен следить за всеми учениками в классе. Умение распределять внимание можно развить с помощью различных упражнений.
Переключение внимания - это процесс перемещения ориентации и концентрации с одного объекта на другой или с одной деятельности на дру-гую [18]. Характеристика переключения внимания - степень сложности его реализации, измеряемая скоростью перехода испытуемого от одного вида деятельности к другому. Выяснилось, что скорость переключения внимания зависит как от стимулирующего материала, так и от типа активности с ним испытуемого. Легкость или сложность переключения внимания также обусловлена индивидуальными особенностями испытуемого, а именно особенностями его нервной системы. У людей, для которых характерна гибкая нервная система (быстрый переход от возбуждения к торможению и обратно) переключение внимания происходит легче. Не менее важны при смене внимания и личностные характеристики испытуемых, а именно ваша активность и интерес, уровень мотивации и т. Д.
Все перечисленные особенности внимания составляют функциональ-ную единицу, и их разделение является чисто экспериментальным методом.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что проблемой внимания занимались многие известные психологи, в том числе Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, А.Ф. Лазурский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Э.Б. Титчнер и др. Основными свойствами внимания можно считать объем, концентрацию и его распределение. Именно эти свойства внимания мы и будем выявлять у студентов в процессе диагностики.
По отношению к сущности внимания указанные исследователи имеют различные точки зрения. С позиции одних, внимание – это самостоятельное психологическое свойство индивида; другие рассматривают его как вспомогательное, не имеющее собственного продукта; третьи делают попытку идентифицировать внимание с волевыми качествами. Также не существует однозначных суждений по поводу выделения видов внимания и его характеристик. В обобщенном виде под вниманием можно понимать сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.
Характеристиками внимания как психологического явления могут быть объем внимания, устойчивость внимания, концентрация внимания, распределение внимания, переключение внимания и т.д.
Следующий познавательный процесс, оказывающий влияние на учеб-ную деятельность и эмоциональную устойчивость, – это память.
1.2 Память как познавательное свойство
В обобщенном виде под памятью понимается процесс организации и сохранения прошлого опыта, позволяющий его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [32].
В учебном издании «Когнитивная психология» дано такое определение памяти: «Это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохраняя результат этого взаимодействия в форме опыта, и использовать его в поведении» [15].
С позиции Р. Аткинсон, память – это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней и внутренней), сохраняя результат этого взаимодействия в форме опыта, и использовать его в поведении.
Анализ психологической литературы позволяет выделить и другие определения памяти. Это говорит о том, что память как предмет исследова-ния имеет огромное значение для человековедческих наук. Соглашаясь с Р. Аткнсоном, можно отметить, что, пожалуй, именно проблема памяти является местом пересечения всевозможных дисциплин и подходов, как в истории культуры, так и в экспериментальной психологии [22].
Память имеет огромное значение в жизни людей, и его трудно пере-оценить. «Без памяти, – писал С.Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по времени его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом» [29].
Впечатления, которые люди получают об окружающем мире, оставля-ют определенный след в их знаниях, сохраняются, фиксируются и при необ-ходимости воспроизводятся. Эти процессы можно назвать памятью. Это включает запоминание, хранение, воспроизведение, распознавание и забывание. Эти процессы играют разную роль в жизни человека, различаются и рассматриваются как отдельные, а их функция и развитие подчиняются разным законам. Эти процессы могут развиваться в разной степени у одного и того же человека. На анатомо-физиологическом уровне они представлены различными нервными структурами и физиологическими процессами. Однако все эти процессы обычно рассматриваются вместе как единая система памяти человека.
Память - это основа любого психологического явления. Без вашего участия в акте познания ощущения и восприятия воспринимаются как пер-вые явления. Ориентация в мире и его познание становятся невозможными. Личность, ваше отношение, навыки, привычки, надежды, желания и потреб-ности существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равносилен рас-паду личности: человек превращается в живую машину, которая может реа-гировать только на раздражители, которые действуют в данный момент.
Тем не менее Им Сеченов отмечал, что память - «краеугольный камень интеллектуального развития». Основное свойство человеческой памяти Сеченов видел не в фоторепродукции, не в «зеркале» записи, а в обработке воспринимаемого, в классификации и сортировке воспринимаемых образов. Именно это качество является условием возможности духовного развития. Он писал, что «простейшие наблюдения убеждают нас, что знания в сознании взрослого на самом деле не бесплатны, а распределяются в определенном порядке, как книги в библиотеке» [15].
Механизмы работы с памятью, в частности, такие как процессы хране-ния и извлечения информации - основа всех психических процессов, поэтому они наиболее интересны для изучения в когнитивной психологии.
Структура процесса запоминания и воспроизведения сложна, и те ха-рактеристики, которые присущи любой форме человеческой деятельности - опосредованность, целеустремленность, мотивация, - также применимы к памяти (Л.С. Выготский, А.Н. Леонть, Е.В., В.П. Зинченко и др. ).
Если рассматривать психическую структуру человека более скрупулез-но, то, возможно, следует говорить о взаимной интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов.
Включение памяти во внутренний состав когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов можно рассматривать как составное звено познавательных процессов.
Существует множество классификаций памяти; анализируя психолого-педагогическую литературу, можно выделить несколько типологий. Остановимся на классификации, представленной Р.С. Немовым.
По длительности хранения информации память можно разделить на долговременную, кратковременную и оперативную.
Долговременная память - это подсистема хранения, которая - от часов до десятилетий - обеспечивает сохранение знаний, поддержание навыков и способностей; он характеризуется огромным объемом хранимой информа-ции. Физиологически долговременная память связана с изменением белковой структуры рибонуклеиновых кислот.
Основным механизмом ввода данных в долговременную память и ее фиксации обычно является повторение, которое осуществляется на уровне кратковременной памяти. Но чисто механическое повторение не приводит к обычному воспоминанию. Кроме того, повторение требуется для хранения данных в памяти только для вербальной или слегка вербальной информации. Решающим фактором является содержательная интерпретация нового материала, создание связей между ним и уже известным. В этом случае внешняя, поверхностная форма хранимого сообщения может быть утеряна, но его смысл сохранится надолго.
Основная память отличается от кратковременной памяти тем, что она включена непосредственно в регуляцию деятельности, чтобы удерживать ее промежуточные результаты. Он включает в себя восприятие предметов в момент действия, кратковременное хранение в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. Данные для хранения, исходящие из восприятия, дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти, в соответствии с решаемой задачей.
Кратковременное хранение - подсистема хранения, обеспечивающая быстрое хранение и преобразование данных из органов чувств и долгосроч-ное хранение. Физиологически он связан с биоэлектрическими колебатель-ными контурами нервной системы. Память следует отличать от нее опера-тивно.
Процессы внутреннего наименования и активного повторения материала, обычно - в виде скрытого произношения, играют центральную роль в кратковременном хранении данных.
Есть два типа повторов:
1) по механическим (акустико-эмиссионным) свойствам: -РА, не при-водит к заметным изменениям материала; такое повторение сохраняет ин-формацию на уровне кратковремен-ной памяти, но недостаточно для перевода ее в энергонезависимую;
2) Повторение, сопровождающееся включением удерживаемого мате-риала в систему ассоциативных отношений (например, расширение единиц информации). Долговременная память возможна только при втором типе повторения.
По преобладающему в процессе памяти органу чувств выделяют об-разную и сенсорную память.
Память образно делится на зрительную, слуховую и двигательную. Уровень их развития у человека неодинаков, и это позволяет говорить о преобладании одного из этих типов памяти.
Memory Touch - (память эхоическая) - гипотетическая подсистема па-мяти, которая за очень короткое время (обычно менее секунды) останавливает сенсорные продукты, обрабатывающие информацию в определенном смысле. В зависимости от типа раздражителей различают: 1) память иконическую - зрение; 2) память эхоическую - слышите u. A.M. предполагается, что физические признаки информации сохраняются в сенсорной памяти; это отличает вашу память от короткой и длинной с их соответствующим вербально-акустическим и семантическим кодированием. Это различие условно, потому что сохранение физических (перцептивных) характеристик может быть длительным, а присвоение семантических свойств возможно уже на относительно ранних этапах обработки материала.
Также можно выделить когнитивную память, связанную с процессом сохранения знаний. Знания, получаемые при обучении, воспринимаются сначала как нечто внешнее относительно личности, но затем постепенно превращаются в опыт и убеждения.
Изучением памяти занимались Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.Я. Ляудис, И.М. Сеченов и др. Благодаря их исследованиям можно сделать вывод о том, что эмоциональное состояние влияет не только на то, какая информация запоминается человеком более успешно, но и то, как быстро она исчезает, когда человек попадает в экстремальные эмоциональные ситуации. Например, экзамен, как эмоциональный стрессор, может вызвать состояние, при котором вся выученная информация может исчезнуть из памяти.
1.3 Мышление, как важный познавательный процесс.
Очень важным познавательным процессом, наряду с вниманием и па-мятью, является мышление.
Классическое определение мышления дано С.Л. Рубинштейном еще в 1946 году. По его мнению, мышление – это опосредованное и обобщенное познание объективной реальности [30]. Рассмотрим это понятие более под-робно. Согласно данному выше определению, мышление, прежде всего, рассматривается как вид познания. Познание с психологической точки зрения выступает как создание представлений о внешнем мире, его репрезентации, моделей или образов. Однако мышление – это еще не все познание. Поэтому мышление определяется не просто как познание, а как специальное познание, «опосредованное и обобщенное».
Р.С. Немов в своем учебном пособии расширяет и детализирует опре-деление понятия «мышление».
- Это процесс решения задач, где под задачей понимается цель, кото-рую можно достичь путем преобразования заданных условий.
- Это познание окружающей действительности в тех ее свойствах, ко-торые непосредственно с помощью органов чувств не воспринимаются человеком.
- Это обобщенное познание человеком действительности, т.е. получе-ние знаний о ней в форме понятий и идей.
- Это опосредованное познание мира, т.е. получение знаний о нем при помощи специальных средств: логики мышления, инструментов, приборов, машин и т.п.
- В абстрактном выражении – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Итогом мышления как процесса является не образ, а некоторая мысль или идея.
- Это особого рода теоретическая и практическая деятельность, пред-полагающая систему включенных в нее умственных и практических дейст-вий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера [23].
В Словаре практического психолога мышление рассматривается как одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; как анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения [32].