Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формирование поведения обучающихся при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ.

irina_krutyash 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2019
Цель нашего исследования – раскрыть особенности формирования поведения, обучающихся при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ. Объект исследования – вынужденное автономное существование в природной среде. Предмет исследования – обучение поведению в вынужденном автономном существовании в природе на уроке ОБЖ. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность содержания понятия «вынужденное автономное существование» человека в природе. 2. Выявить основные причины и проблемы вынужденного автономного существования человека в природе. 3.Определить задачи обучения выживанию в вынужденном автономном существовании в природной среде. 4. Раскрыть особенности обучения, обучающихся правилам поведения при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ. Гипотеза исследования мы предполагаем, что формирование знаний и умений будет более эффективным, если на уроках будут применяться активные формы обучения.
Введение

Человек - частица природы, неразрывно связанная с ней, с ее законами и «капризами». Деятельность человека строго подчинена изменениям, происходящим в природной среде. Являясь уникальным творением природы, благодаря своим возможностям, человек создал себе искусственный мир в природной среде и большую часть своей жизни проводит среди привычных с рождения вещей. Пользуясь достижениями цивилизации, он привыкает к ним, забывая о том, что все это создано самим же человеком и без его труда просто отмирает, становясь «мусором» в природной среде. Условия существования человека в искусственно созданном им мире (город, село) резко отличаются от природных. Оказавшись один на один с природой, оторванный от людей, лишенный возможности просить помощи или совета, неподготовленный человек попадает в экстремальную ситуацию - возникает угроза его жизни и здоровью. Автономное существование - наиболее опасная экстремальная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природой, как правило, возникает неожиданно и вынужденно. Автономное существование человека в природе, какие бы причины к нему не привели, всегда оказывает серьезное влияние на его состояние, вежде всего потому, что в повседневной жизни мы привыкли к определенным законам, хорошо нам знакомым. Однако в ситуации одиночества или групповой изоляции человек вынужден действовать в нескольких направлениях: оказывать помощь, строить укрытия, принимать решения и т.д. Все это может вызвать неуверенность в себе: не хватает специальных навыков; человек, поддавшийся панике, не в состоянии определить первоочередность стоящих перед ним задач и правильно распределить время. Экстремальные ситуации - не такие редкие, поэтому необходимо отрабатывать правила поведения в них. Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что сейчас дети не владеют элементарными знаниями и умениями пребывания в природных условиях не умеют организовать лагерь, разбить костер, приготовить пищу, организовать ночлег, обсушиться и т.д. В последнее время мы слышим о том, что все чаще дети и подростки попадают в экстремальные ситуации природного характера и становятся жертвами в результате незнания основных правил поведения в природе. Это и отравления различными растениями и грибами, гибель в результате несчастных случаев на воде и в лесу. По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных ситуациях природного характера. Они же являются самыми незащищенными. Безопасность жизнедеятельности является важнейшим условием существования человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, информации и предполагает подготовку личности к действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера. Способность человека защитить себя формируется на основе обучения и формирования определенного типа сознания, создающего потребность в овладении соответствующими навыками и средствами защиты, а также мотивацию деятельности, направленную на получение дополнительной информации, определение соответствующего выбора в сложившейся ситуации и участия в управлении риском на уровне общества. Таким образом, важнейшая задача в области защиты человека состоит в том, чтобы направить разум людей на достижение цели гармоничного развития человека, природы, техно сферы и таким образом обуздать стихийные процессы. Воспитывать безопасный образ мышления необходимо начинать в школе. Поэтому физическая и психологическая готовность к встрече с чрезвычайной ситуацией для человека чаще более значима, чем государственные меры. Быть готовым самому часто означает спасти свою жизнь. Основа долговременного выживания - прочные знания в самых различных областях. Знание приемов само спасения приобретает наибольший КПД (коэффициент полезного действия) в случаях, когда теория смыкается с практикой. Иначе говоря, когда человек владеет навыками практического выживания, когда не только знает, что делать в той или иной ситуации, но знает, как это делать. Ведущее место в реализации этой проблемы занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности», целью которого является формирование у обучающегося сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение им знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных условиях, экстремальных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни в условиях, а также при оказании помощи пострадавши.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Вынужденное автономное существование в природе как педагогическая проблема 6 1.1 Сущность содержания понятия «вынужденное автономное существование» человека в природе 6 1.2 Основные причины и проблемы вынужденного автономного существования человека в природе 11 Глава 2. Формирование поведения обучающихся при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ 17 2.1 Задачи обучения выживанию в вынужденном автономном существовании в природной среде 17 2.2 Обучение обучающихся правилам поведения при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроке ОБЖ 22 Заключение 31 Список используемой литературы 33
Список литературы

1. Байбородова Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индиков. М.: ВЛАДОС, 2003. 2. Безопасность жизнедеятельности Учебное пособие /А.М. Суздалева, О.Н.Федоренко, Е.Е. Лутовина - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. 3. Суздалева, А.М., Воробьева, В.И. Чрезвычайные ситуации природного характера. Учебное пособие для студентов педагогических вузов /А.М. Суздалева, В.И. Воробьева Мин - во образования и науки Рос. Федерации Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «Оренбург гос. пед. уни-т» - Оренбург: Издательство ОГПУ , 2004г. 4. Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях: учебное пособие для вузов, училищ, колледжей / Н.В. Куликова и др.; под ред. С.В. Низкодубовой; – Томск: Издательство ТГПУ, 2001. 5. Джихан, О.Н., Старых, И.Л..Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. Учебное пособие для студентов. / О.Н. Джих. И.Л. Старых. – М – во образ.РФ .: ГОУ ВПО «Оренбург гос. пед. уни –т». ОГПУ, 2006 г. 6. Биржаков, М.Б. Безопасность в туризме / М.Б. Биржаков, Н.П. Казаков. – СПб.: Герда, 2007. 7. Ильин, А.А. Школа выживания в природных условиях. / А. А. Ильин . – М., Москва, -2003. 8. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях. / В.М. Влахов. М.: Дрофа, 2009. 9. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изм. на 1 декабря 2007 г.). 10. Квартальнов, В. А. Туризм [Электронный ресурс]: / В.А. Квартальнов – М.: Финансы и статистика, 2002. 11. Кузнецов В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета: 5-11 классы. / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер. – М.: ВАКО, 2010. 12. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: методическое пособие. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов — М.: Дрофа, 2004. 13. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5—11 классы. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, В.И. Мишин. - М.: Дрофа, 2004. 14. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, СЧ.Н. ВАнгородский. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. 15. Опасные ситуации природного характера и подготовка населения к действиям в условиях их возникновения: учебное пособие/А.М. Суздалева, О.Н. Федоренко; Мин – во образования и науки РФ, Оренбург: гос. пед.ун-т. – Оренбург: Изд- во ОГПУ, 2010. 16. Маслов, А.Г. Способы автономного выживания человека в природе: учебное пособие для вузов / А.Г. Маслов, Ю. С. Константинов. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Академия, 2005. 17. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. — М.: Дрофа, 2005. 18. Матчин, Г.А. Основы медицинских знаний: учебное пособие/ Г.А. Матчин; Мин- во образования и науки РФ, Оренбург гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд- во ОГПУ, 2010. 19. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт. сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков и др. — М.: Дрофа, 2002. 20. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы / Под общ. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2009. 21. Соловьев, С.С. Безопасный отдых и туризм: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / С.С. Соловьев. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 22. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под общ.ред. Ю.Н.Федотова. – 2-е изд., стереотип.- М., Советский спорт, 2004. 23. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: методическое пособие. / Н.И. Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2008. 24. Акимова, Л.А., Сократов, Н.В, Тиссен, П.П. Формирование культуры Безопасности жизнедеятельности учащихся в ОУ. Монография/ Л.А. Акимова, Н.В. Сократов, П.П. Тиссен – М ГОУВПО ОГПУ Оренбург, 2009. 25. Акимова, Л.А. , Лутовина, Е.Е., А.М. Зуев/ Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособие для студентов / Л. А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев; под ред. С.В. Петрова; Мин – во образования и науки РФ, Оренб. Гос.пед.ун-т, Моск. Пед.гос.ун-т. – Оренбург Из – во ОГПУ. 2010.
Отрывок из работы

Глава 1. Вынужденное автономное существование в природе как педагогическая проблема 1.1 Сущность содержания понятия «вынужденное автономное существование» человека в природе Экстремальные ситуации в природе представляют серьезную опасность для жизни и здоровья человека. В автономном существовании наедине с природой может оказаться и отдельный человек, и группа людей. Экстремальные ситуации вынужденной автономии могут быть вызваны: стихийными бедствиями, ситуациями, связанными с потерей ориентации в пространстве, отрыва от группы, гибелью или порчей транспортного средства. Поведение человека, предоставленного самому себе в экстремальных условиях, целью которого является сохранение своей жизни, и есть выживание. Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно, быть осознанным и целенаправленным и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью. Нередко случается так, что человек, оказывается по воле случая один на один среди дикой природы, «выпадает» из привычных условий проживания, лишается привычного образа жизни. Трудно представить себе, как поведет себя человек в дали от цивилизации, например, в безлюдной местности, непроходимом лесу или тундре, океане или пустыне. В этом случае у него возникает проблема автономного существования (выживания) в природных условиях. Под термином «выживание» понимают активную деятельность человека, направленную на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях. В научно методической литературе рассматривается несколько определений автономное существование: Автономное существование - это продолжительное существование одного или групп людей без пополнения запасов и без связи с внешним миром. Автономное существование - наиболее опасная экстремальная или аварийная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно, причем помощь извне проблематична. Автономное существование человека в природе - это самостоятельное независимое существование его в природных условиях. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы. Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным [7]. Добровольная автономия - это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях. Вынужденная автономия - это ситуация, когда человек случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям. В условия вынужденной автономии человек может попасть, если он заблудился в лесу, горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах. В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных природно-климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и дает окружающая природная среда. Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а в условиях вынужденной - на возвращение в свою социальную среду, к людям, привычному образу жизни. Добровольная автономия - это запланированный и подготовленный человеком или группой людей выход в природные условия с определенной целью. Цели могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельно пребывать в природных условиях, спортивные достижения и др. Добровольной автономии человека в природных условиях всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим испытаниям. Наиболее доступным и распространенным видом добровольной автономии является активный туризм. Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель этого вида туризма - активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья [17]. Добровольное автономное существование человека в природных условиях может иметь и другие, более сложные цели: познавательные, исследовательские и спортивные. Ретроспективный анализ этого вопроса дает возможность познакомиться с тем, как реализовывались эти цели на конкретных примерах. Так, в октябре 1911 г. к Южному полюсу одновременно устремились две экспедиции - норвежская и британская. Цель экспедиций заключалась в том, чтобы впервые достичь Южного полюса. Норвежскую экспедицию возглавлял Руаль Амундсен, известный полярный путешественник и исследователь. Во главе британской экспедиции стоял Роберт Скотт - морской офицер, капитан первого ранга, имевший опыт руководителя зимовки на арктическом берегу. Документы свидетельствуют о том, что Р. Амундсен исключительно умело организовал экспедицию и выбрал маршрут движения к заветной цели. Точный расчет позволил отряду Р. Амундсена избежать на своем пути сильных морозов и затяжных метелей. Норвежцы достигли Южного полюса 14 декабря 1911 г. и вернулись обратно. Поход был совершен в короткие сроки в соответствии с графиком движения, определенным Р. Амундсеном, в пределах антарктического лета. Автономное существование человека в природе - особенно трудная ситуация жизнедеятельности. В ней может оказаться как группа людей - группа туристов, экипаж самолета, экспедиции и т.д., так и отдельный человек - заблудившийся, оторвавшийся от группы. Автономное существование в природе, по каким бы причинам оно не произошло, серьезно влияет на человека. Так, удовлетворение даже самых обычных потребностей в ненаселенной местности, например, в пище и воде, порой превращается в неразрешимую проблему. Жизнь человека при этом зависит не только от образования, профессиональных навыков, материального достатка, а чаще от другого - наличия или отсутствия водоемов, съедобных растений, животных, а также от температуры воздуха, солнечной радиации и силы ветра. Но главное - многое зависит от того, как человек воспринимает эту ситуацию и насколько он подготовлен к встрече с ней, вынослив и умел [27]. Главная задача человека в автономной ситуации - выжить. Слово “выжить” всегда употреблялось в совершенно конкретном смысле - “остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели”. Под выживанием понимают активные, разумные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Положение оказавшегося наедине с природой человека сложно еще и потому, что чаще всего ситуация автономии возникает неожиданно. Любая вынужденная автономия сразу же ставит перед человеком задачи, от решения которых зависит его безопасность и спасение: - преодоление страха и возможного стрессового состояния; - оказание помощи и самопомощи в случае травмы или ранения; - спасение имущества и запасов продовольствия; - установление связи или подача сигналов бедствия; - построение временного укрытия; добыча воды и пищи; - ориентирование в пространстве и времени для определения маршрута выхода к людям. Особую опасность для человека имеет вынужденная автономия. Опасность ее заключается в том, что человек один на один с природой оказывается неожиданно, без предварительной подготовки, без снаряжения. Ситуации вынужденной автономии многообразны и могут встретиться на жизненном пути каждого человека. Наиболее характерными являются: авария транспортных средств (воздушных, морских, сухопутных); потеря ориентировки на местности; потеря коллектива в природной сфере. Оказавшись в такой экстремальной ситуации далеко не каждый способен к немедленным, энергичным целенаправленным действиям. Большая часть пострадавших (50-70%) оказывается в состоянии своеобразного ошеломления – остаются относительно спокойными, но активных действий не принимают. 15-25% проявляют истерическую реакцию, сильно возбуждены, их действия не соответствуют реальной обстановке или находятся в состоянии «психологического шока» - заторможенность, подавленность, безразличие, неспособность к каким-либо действиям. Только единицы, сохранив самообладание, быстро оценивают сложившуюся обстановку, действуют решительно и разумно. При психологическом стрессе страх является первой опасностью, с которой приходится встречаться человеку. Этот стрессор сильно и болезненно действует на организм, все способности человека внезапно достигают либо крайнего напряжения, либо приходят в полный упадок. «Почуяв опасность», организм становится подобным взведенной пружине. Мозг начинает соображать быстро, зорче становится взгляд, острее слух, а мышцы наливаются неведомой силой. Если научиться подавлять и контролировать страх, он становится своеобразным катализатором энергии и решительности. Но стоит поддаться ему, как он превратиться в опасного врага, подчинив себе все мысли и поступки. Поддавшись страху, человек окончательно утрачивает способность контролировать свои действия, принимать правильные решения. В экстремальных ситуациях важно сохранить максимум хладнокровия, отстраниться от «личного» страха, оценить обстановку в целом, наметить наиболее безопасную линию поведения. Отвлечение от «личного страха» достигается волевым действием – «переключением мозга». Иногда достаточно просто задать себе вопрос или команду, или просто сосчитать до десяти. Желательно выработать своеобразный рефлекс на опасность. Достигается это обучением действий в экстремальных ситуациях [6]. Правильные действия в результате тренировок, разборов чрезвычайных ситуаций, личном опыте, участия в мелких происшествиях «записываются» в подсознание человека. Его действия доводятся до «сознательного автоматизма». Нерешительность, растерянность и т.п. в экстремальной ситуации объясняются элементарной безграмотностью, незнанием как действовать в той или иной обстановке. Не зная, что предпринять для своего спасения, человек впадает в оцепенение или панику, впоследствии сменяющееся отчаянием, чувством обреченности. Альпинист в горах на крик «Камень!» мгновенно прижмется к скале или станет задирать голову, стремясь увидеть, откуда исходит опасность. 1.2 Основные причины и проблемы вынужденного автономного существования человека в природе Выделяют основные причины, приводящие человека к вынужденному автономному существованию в природных условиях. 1. Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера - это стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары). 2. Экстремальные ситуации (ЭС) в условиях природной среды: а) резкое изменение природных условий (резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад, мороз, засуха и т.п.); б) потеря ориентировки на местности во время прогулки, похода, экспедиции; в) потеря группы на маршруте во время прогулки, похода, экспедиции. К аварийным ситуациям (АС) в условиях природной среды относятся: - аварии на воздушном и железнодорожном транспорте; - аварии на морском и речном транспорте; - аварии и поломка автотранспортных средств. Аварийная ситуация обычно возникает внезапно, и ее развитие не всегда можно предсказать заранее. В связи с этим обстоятельством порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки. Человек, оказавшись в условиях автономного существования в природе, должен решить многочисленные и сложные проблемы, связанные со своим выживанием. Такая ситуация накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым специально не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Безопасность человека в этих условиях полностью зависит от его духовных и физических качеств, его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания, жизненный опыт и умения для достижения единственной цели: выжить и выйти к людям в привычную для человека окружающую социоприродную среду. Выделяют две группы факторов выживания в условиях автономного существования (по А.Г.Маслову) – факторы, влияющие на состояние здоровья человека в экстремальной ситуации природного характера. Природно-средовые: температура воздуха, содержание О2 в воздухе, водоисточники, осадки, рельеф, ветер, влажность воздуха, возмущения электромагнитного поля, солнечная радиация, фауна, флора, изменения фотопериодизма (полярный день и ночь) Экологические: тепловые и холодовые поражения, укусы ядовитых животных, природно-очаговые заболевания, отравления растительными и животными ядами, острые психические заболевания, паразитарные болезни, травмы Стрессоры: переутомление, физическая боль, холод, жара, страх, одиночество, уныние. И факторы, обеспечивающие выживание в экстремальной ситуации природного характера: Антропологические: обученность действиям в условиях экстремального существования, воля к жизни, мотивация, адаптированность к условиям климата, морально-волевые качества.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Безопасность жизнедеятельности, 24 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Безопасность жизнедеятельности, 29 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Безопасность жизнедеятельности, 40 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Безопасность жизнедеятельности, 40 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg