Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование познавательного интереса у дошкольников средствами информационных технологий

irina_krutyash 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2019
Тема: «Формирование познавательного интереса у дошкольников средствами информационных технологий» В выпускной квалификационной работе изложены теоретические положения и методические основы формирования познавательного интереса у дошкольников средствами информационных технологий. Проанализирована проведенная диагностика степени сформированности познавательного интереса у дошкольников. Разработан и апробирован комплекс компьютерных программ, презентаций, фильмов, игр по формированию познавательного интереса у дошкольников. Работа содержит 59 страниц, 2 таблицы, 12 гистограмм, 3 диаграммы, 5 приложений и 25 использованных источников. Ключевые слова: познавательный интерес, информационные технологии (ИКТ). Объект исследования - процесс формирования познавательного интереса старших дошкольников. Предмет исследования - формирование познавательного интереса у дошкольников средствами информационных технологий. Методы научного исследования: теоретическое изучение и анализ педагогической литературы по данной проблеме; педагогическое наблюдение за деятельностью воспитателя и дошкольников на занятиях; беседа с воспитателями, дошкольниками и их родителями; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; анализ продуктов деятельности (опросников) дошкольников и (анкет) родителей и педагогов; математические методы обработки данных. Новизна работы состоит в выявлении методических условий, обеспечивающих эффективное формирование познавательного интереса у дошкольников средствами информационных технологий. Материалы, представленные в данной выпускной квалификационной работе, могут быть полезны для педагогов ДОУ.
Введение

Среди проблем, которые возникают перед педагогом дошкольного образовательного учреждения, все более ярко на первый план выступают те проблемы, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности воспитания и обучения детей. Это в большей мере связано с тем, что именно познавательный интерес дошкольников является одним из основных критериев оценки эффективности педагогической деятельности, так как именно познавательный интерес влияет на развитие у детей познавательной активности, которая в свою очередь влияет на содержание и качество познавательной деятельности в целом. У детей в возрасте 5-7 лет происходит активное познавательное развитие личности ребенка. При этом следует отметить, что дошкольник на данном возрастном этапе развития проявляет самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, к новым видам деятельности, к миру взрослых и явлениям социальной жизни. Они наблюдательны, любознательны, задают много вопросов. У детей развивается интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Однако в связи с быстрым темпом развития окружающего мира происходит и быстрое развитие современных детей в этом мире. Современного дошкольника становится трудно чем-то заинтересовать, и тем более удержать этот интерес на необходимом уровне. Для того чтобы познавательный интерес дошкольников в рамках дошкольного образования получил развитие, нужно обеспечить благоприятные условия, чтобы ребенок как субъект индивидуальной деятельности мог развивать свою познавательную активность, искал, осмысливал и реализовывал разнообразные познавательные интересы, любознательность, формировал исследовательское поведение. И как раз в этом плане ИКТ может служить верным помощником педагогической деятельности воспитателя. Следует понимать, что информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставлять широкие возможности для коммуникации. Несмотря на многочисленные исследования в этой области, проблема изучения информационных технологий как средства формирования познавательного интереса дошкольников до сих пор не нашла должного освещения в системе дошкольного образования. Это вызвано слабой теоретической и методической разработанностью данной проблемы. Актуальность исследования, таким образом, обусловлена необходимостью применения современных информационных технологий для развития познавательного интереса детей. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только передать детям знания, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в старшем дошкольном возрасте – умение самостоятельно приобретать новые знания. Проблемой и вопросами компьютеризации занимались такие отечественные ученые как Ю.К. Бабанский, В.М. Глушкова, А.П. Ершова, О.К. Тихомирова и другие. Так же теория и практика обучения с использованием компьютерных технологий за рубежом занимались Ю.Г. Боярчук, Я.П. Выставкин, Г.Н. Литвиненко. Проблема исследования: применения информационных технологий как средства формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Цель: изучить и обобщить опыт использования и применения информационных технологий как средства развития познавательного интереса у дошкольников. Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса старших дошкольников. Предмет исследования: формирование познавательного интереса у дошкольников средствами информационных технологий. Гипотеза: мы предполагаем, что познавательный интерес детей дошкольного возраста может быть существенно повышен при реализации следующих условий: 1. Отборе и использовании компьютерных программ, игр, презентаций, фильмов, содержание которых соответствует тематике образовательной работы, расширяет и углубляет её; 2. Включении данного материала в образовательную и свободную самостоятельную деятельность детей; 3. Учете возрастных и психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, а также требований СанПиН разработке алгоритма применения ИКТ как средства развития познавательного интереса детей сотрудничестве педагогов ДОО и семей воспитанников в применении ИКТ. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность и значение формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста; 2. Изучить понятие информационных технологий и их влияние на формирование познавательного интереса у дошкольников; 3. Охарактеризовать возможности и опыт применения ИКТ в формировании познавательного интереса дошкольников; 4. Изучить методические рекомендации по использованию ИКТ как средства развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста; 5. Организовать и провести исследование по формированию познавательного интереса у дошкольников средствами информационных технологий (определение уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста и выявление особенностей применения ИКТ как средства развития познавательного интереса дошкольников в практике работы ДОО и семьи); 6. Обобщить результаты исследования по формированию познавательного интереса у дошкольников средствами информационных технологий (разработать содержание и формы применения информационно-коммуникационных технологий для развития познавательного интереса старших дошкольников). Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: - теоретическое изучение и анализ педагогической литературы по данной проблеме; - педагогическое наблюдение за деятельностью воспитателя и дошкольников на занятиях; - беседа с воспитателями, дошкольниками и их родителями; - констатирующий, формирующий и контрольный эксперементы; - анализ продуктов деятельности (опросников) дошкольников и (анкет) родителей и педагогов. - математические методы обработки данных. Базой исследования являлось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Платоновского детского сада. Дипломная работа ре состоит из введения, ре трех глав, ре списка литературы. ре Работа иллюстрирована ре диаграммами. Имеются ре приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у дошкольников средствами информационных технологий……………………..7 1.1 Понятие информационные технологии в дошкольном образовании……..7 1.2. Влияние информационных технологий на формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста……………………11 Выводы по первой главе………………………………………………………...16 Глава 2. Информационные технологии как современное средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста…18 2.1 Возможности и опыт применения информационных технологий в формировании познавательного интереса дошкольников……………………18 2.2 Методические рекомендации по использованию информационных технологий как средства развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...21 Выводы по второй главе………………………………………………………...24 Глава 3. Опытно-эксперементальное исследование процесса формирования познавательного интереса у дошкольников средствами информационных технологий………………………………………………………………………..26 3.1 Организация и проведение исследования по использованию информационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста……26 3.2 Результаты исследования формирования познавательного интереса у дошкольников средствами информационных технологий……………………45 Выводы по третьей главе………………………………………………………..53 Заключение……………………………………………………………………….54 Литература……………………………………………………………………….56 Приложения……………………………………………………………………...59
Список литературы

1. Авдулова Т.П., Кротова Т.В Риски и потенциал применения компьютерных технологий в дошкольном образовании.//Дистанционное и виртуальное обучение. – 2016. - №1(103). – с.89-100. 2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2009. - 368с. 3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - М.: Речь, 2005. - 128с. 4. Березина Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина // Теория и практика общественного развития. – 2013. - № 8. – с. 192 - 195. 5. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения/ Л. И. Божович // Изв. АПН РСФСР. - 1955. - № 73. - с. 16-25. 6. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления./Ред. Т.М. Забелова. - М.: Дрофа, 2010. - 397с. 7. Вьюшина И.В. Возможности и преимущества информационных технологий в образовательном процессе // Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Часть 5. Информационные технологии в образовательном процессе: Методические материалы. – Ярославль, 2010. - с. 4-8. 8. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Ю.М. Горвиц. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 241 с. 9. Горячев, А.В. Информатика для дошкольников: новое как хорошо систематизированное старое [Текст] / А.В. Горячев // Начальная школа: плюс и минус. – 2000. – №2. – С.36-41. 10. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захарова. – М.: «Академия», 2008. – 256 с. 11. Ильин В.С. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. - 273с. 12. Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Параметры отбора компьютерных игр для обучения и развития детей дошкольного возраста. // В мире научных открытий. – 2015. -№1.1 (61). –С. 517- 530. 13. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей 6 – 9 лет. Практикум для психологов и логопедов / С. В. Коноваленко. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000. – 58с.]. 14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./А. Леонтьев, А. Запорожец, П. Гальперин, Д. Эльконин. - М.: Академия, 2005. - 352с. 15. Маркова А.К., Матис Г.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. - 264с. 16. Морозова И. С. Управление познавательной деятельностью дошкольников: Монография / И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева, Г. Д. 17. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание № 11. – М., 2000 г. 18. Никишина, Т.А. Компьютерные занятия в детском саду [Текст] / Т.А. Никишина // Информатика и образование. – 2003.– №4. – С. 89-95; №5. – С. 83-89. 19. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 190с. 20. Петренко А. И. Мультимедиа. - М., Бином. 1994. 21. Подливаева, Н.А. Варианты использования ИКТ в дошкольном обучении при интеграции развития речи и изобразительной деятельности [Текст] / Н.А. Подливаева // Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие / Сост. М.Н. Солоневичева. – СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008. – С. 67. 22. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. (с изменениями от 25 апреля 2007 г., 30 апреля 2010 г., 3 сентября 2010). – М.: 2003. 23. Солоневичева, М.Н. Общие подходы к разработке дидактических материалов для проведения занятий с использованием ИКТ [Текст] М.Н. Солоневичева // Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие / Сост. М.Н. Солоневичева. – СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008. – С. 80. 24. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2005. - 160 с. 25. Щукина Г. И. Современная дидактика и проблема познавательного интереса учащихся / Г. И. Щукина // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: ЛГПИ, 1976. - Вып. 2. – 312 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у дошкольников средствами информационных технологий 1.1 Сущность и значение формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Развитие познавательного интереса у дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Проблемами исследования познавательного интереса занимались такие ученые, как Л.И. Божович, В.А. Венгер, Е.А. Панько, и др. [5, 19, 6]. Интерес - это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более эффективному отражению действительности. Интерес является сложнейшим и значимым образованием личности. Существует множество трактовок интереса с позиций психологических и педагогических подходов. Так, С.Л. Рубинштейн интерпретирует интерес как проявление умственной и эмоциональной активности личности. Д. Фрейер интерес определяет как активатор различных чувств. Н.Г. Морозова под интересом подразумевает активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру, а А.Г. Ковалев - специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью [19,16]. Предметом познавательного интереса является стремление личности проникать в многообразие окружающего мира, способность отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В познавательном интересе отсутствует простая созерцательность, он ориентирован на продуктивность. Интерес является активатором и стимулятором творческого познания. Феномен «интереса» в контексте анализа его основных характеристик, его места в педагогическом процессе, условий его развития, рассматривается такими учеными, как Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А Добролюбов, Л.Н. Толстой и др. Вопросами изучения интереса во взаимосвязи с характером личности ребенка занимались Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн. Такие ученые, как П.Я. Гальперин, В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Н.В. Елфимова, Ю.Г. Гуревич, С.В. Кошелева, занимались выявлением соотношения между такими дефинициями, как «потребность», «интерес» и «мотив». Выявлению закономерностей развития познавательного интереса посвящены исследования Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, Ф.И. Фрадкиной, Р.Д. Тригер. К. Изардом интерес рассматривался в качестве эмоции личности. Несмотря на огромное количество работ, посвященных изучению «интереса», в настоящее время отмечается недостаточность рассмотрения условий и источников развития познавательного интереса дошкольном детстве. Существующие точки зрения различных ученых достаточно противоречивы. Еще Д.И. Писаревым феномен интереса был рассмотрен в следующих аспектах: с точки зрения присущих интересу характерных черт, определяющих его место в педагогическом процессе; во взаимосвязи с потребностями; с позиций условий его развития. А.Н. Леонтьевым отмечается наличие мотива как побудительной силы к деятельности, включенной в структуру познавательного интереса. Интерес можно рассматривать в качестве психического явления, побуждения к объекту деятельности [14]. Д.И. Писаревым познавательный интерес трактуется как «духовная жажда», «непреодолимое бескорыстное стремление». Среди характерных особенностей познавательного интереса можно выделить и его окрашенность эмоциями, вызванными умственной деятельностью с учетом отсутствия принудительных влияний, обусловливающих его возникновение, что предопределяет «самоактивность» интереса. Д.И. Писаревым дифференцируются такие понятия, как «пассивный» и «активный» интерес. С точки зрения С.Л. Рубинштейна интерес считается мотивом познавательной деятельности, и лишь осознание потребности может провоцировать возникновение интереса к предмету познания. Интерес, представленный общей направленностью личности, способен активизировать все психические процессы. Г.И. Щукина под познавательным интересом подразумевает избирательную направленность личности на процесс познания, это целостное личностное образование, в психологическую структуру которого входят интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, при этом мотив познания является внутренним побудителем к познавательной деятельности. Отличительными особенностями интереса являются следующие: взаимосвязь интереса с ведущими потребностями; значимость познавательной деятельности для субъекта познания; наличие положительного отношения к предмету познания [24]. В.С. Ильин под интересом рассматривает ориентировочную реакцию, возникающую вследствие наличия ситуации восприятия предмета, при которой происходит рассогласование между новым знанием и имеющимся опытом, специфическое состояние познавательной потребности индивида. Автор раскрывает такие виды непосредственного интереса, как интерес- впечатление, ознакомительно-ориентировочный интерес, интерес к определенным областям знания с учетом ситуативности и зависимости непосредственного интереса от условий его возникновения [11, с. 155]. Для интереса свойственно наличие трех компонентов: положительных эмоций по отношению к познавательной деятельности; наличие познавательной стороны эмоций; наличие непосредственного мотива деятельности [2, с. 105-107]. Н.Г. Морозовой выявлены факторы, способствующие возникновению и формированию познавательного интереса: уровень развития конкретного ребенка и способы подачи материала. В качестве критериев сформированности познавательного интереса автор рассматривает особенности поведения и деятельности детей, особенности образа жизни. Этапами в развитии познавательного интереса являются: эпизодическое переживание интереса; устойчивое эмоциональное познавательное отношение; эмоционально-познавательная направленность личности - стойкий личностный интерес. Условиями воспитания стойкого познавательного интереса являются: создание благоприятных объективных материальных предпосылок; обеспечение необходимых знаний, умений и навыков; подготовка психологических предпосылок в виде положительного эмоционального отношения к предмету и понимания его практического значения и перспектив развития [16]. С точки зрения А.К. Марковой среди критериев познавательного интереса выделяются следующие характеристики: избирательность как направленность на определенный предмет; действенность как выражение интереса в реальном поведении; доминирование как преобладание в структуре личности; активность как сосредоточение в интересе многообразных усилий личности; опосредованность как преломление непосредственных побуждений социальными эталонами и ценностными ориентациями; осознанность как отражение в сознании предмета интереса и способа его удовлетворения; обобщенность как распространенность интереса на ряд занятий; самостоятельность возникновения как проявление интереса без помощи взрослого, другого человека [15]. С точки зрения В.Б. Бондаревского, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, познавательный интерес является избирательной направленностью психических процессов индивида на объекты и явления окружающего мира. Л.И. Божович, Н.А. Менчинской, Г.И. Осиповым, М.Н. Скаткиным, Ю.В. Интерес определяется потребностями самой личности: тем, что представляет ценность. Познавательный интерес является индивидуально-психологической характеристикой ребенка, и отражает сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Существует определенная взаимосвязь между уровнем развития познавательного интереса и получением ребенком знаний об окружающих событиях и явлениях. Познавательный интерес способствует расширению кругозора детей, и одновременно систематизирует знания в качестве фундамента последующего развития. Интерес превращает накапливаемые знания в более яркие и образные. Таким образом, феномен познавательного интереса трактуется учеными с различных подходов. Под познавательным интересом рассматривается «побудительная сила деятельности» (Д.И. Писарев); «сосредоточенность на предмете познания» (С.Л.Рубинштейн); «эмоционально-познавательное отношение к предмету познания, становящееся направленностью личности» (Н.Г.Морозова); «глубинный внутренний мотив поведения» (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин); и т.д. Учеными доказывается важность различных видов деятельности при формировании и развитии познавательного интереса (Ф.И.Фрадкина); выделены закономерности развития познавательного интереса (В.С.Ильин), характеристики (С.Л.Рубинштейн); виды (Н.Г.Морозова). 1.2. Понятие информационные технологии в дошкольном образовании и их влияние на формирование познавательного интереса у дошкольников Информационными технологиями обучения называют технологии, использующие специальные технические информационные средства. Информационно-коммуникативные технологии обучения представляют собой процесс подготовки и передачи информации обучаемым посредством использования компьютера. Данные инновационные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений, позволяют интенсифицировать сам процесс обучения, полноценно реализовывать идеи развивающего обучения. В результате повышается темп занятий. В системе дошкольного образования информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств, используемых в образовательном процессе [7, с. 4-8]. По мнению И.В. Вьюшиной применение информационно-коммуникационных технологий «в первую очередь способствует развитию у дошкольников познавательного интереса, а также способностей самостоятельного приобретения навыков работы с компьютером». Использование ИКТ направлено на преобразование предметно-развивающей среды, с опорой на наглядность, создание новых средств для развития дошкольников. Дошкольники с помощью ИКТ могут лучше ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией посредством современных информационных технических средств. В качестве средств информационно-коммуникативных технологий выделяют следующие: Обучающие - направлены на сообщение первичных знаний, формирование универсальных учебных действий; Тренировочные - используются для отработки различных действий в целях повторения и закрепления освоенного ранее материала; Информационно-поисковые и справочные - предназначены для сообщения сведений, развития учебных действий, а также систематизации информации; Демонстрационные - направлены на визуализацию изучаемых объектов и явлений с целью оптимизации их исследования; Имитационные - представляют собой аспекты реальности, призванные улучшить изучение структурно-функциональных характеристик; Лабораторные - позволяют организовывать проведение удаленных экспериментов с помощью реального оборудования; Моделирующие - направлены на моделирование объектов и явлений с целью их дальнейшего исследования; Учебно-игровые - используются для создания ситуаций, посредством которых деятельность дошкольников, носящая обучающий характер, характеризуется игровым характером [25]. Обучение детей дошкольного возраста, основанное на использовании информационно-коммуникационных технологий, означает такую постановку цели, при которой происходит овладение дошкольниками учебными действиями и соответствующими умениями медиакомпетенции. Средства информационно-коммуникационных технологий, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях, включают компьютеры, мультимедийные проекторы, принтеры, видеомагнитофоны, телевизоры, магнитофоны, фотоаппараты, видеокамеры, интерактивные доски, интерактивные столы. Для организации работы педагог должен подбирать иллюстративный материал к занятиям, составлять презентации для формирования познавательного интереса детей к участию в работе. Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности предъявления различной информации, активизируют мотивацию детей. Дошкольники с большим интересом воспринимают мультимедийные технологии, способные моделировать всевозможные ситуации и сюжеты. Включаемые в мультимедийные программы игровые компоненты способствуют усвоению дошкольниками учебного материала. Проведение занятий в ДОУ с использованием ИКТ ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень, несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Использование компьютерных технологий помогает: Привлекать пассивных детей к активной деятельности, преодолеть трудности; Делать образовательную работу более наглядной; Формировать информационную культуру у детей и адаптировать дошкольников к обучению в школе, продвигать ребенка в общем развитии; Активизировать познавательный интерес, повышать качество знаний, вносить радость в жизнь ребенка; Формировать интерес педагога к его работе, вносит радость в жизнь ребенка. Компьютер, мультимидийные средства постепенно становятся мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей, дошкольников. Предъявление наглядной информации на экране монитора в игровой форме вызывает у детей в первую очередь огромный познавательный интерес ввиду информации, красочно оформленной и соответствующей возрастным особенностям детей. Интерес поддерживается благодаря движениям, звукам, изображениям, используемым на занятиях. Это является важным стимулом для развития познавательной активности дошкольников. Кроме того, детям предоставляется возможность моделировать жизненные ситуации, которые невозможно воспроизвести в реальной жизни. Познавательный интерес у детей формируется в процессе привлечения внимания движениями, звуком, мультипликациями, при использовании информационно-коммуникационных технологий. Стойкий познавательный интерес вызывает у детей желание лучше рассмотреть, начать действовать. Т.П. Авдулова и Т.В. Кротова называют следующие возможности, обеспечиваемые информационно-коммуникационными технологиями как средством развития познавательного интереса: Позволяют моделировать ситуации, с которыми ребенок не может столкнуться в реальном опыте и действовать в этих ситуациях; Открывают новые возможности формирования сложных эталонов восприятия у дошкольников и облегчают категоризацию объектов; Обеспечивают более высокую скорость обработки информации; Мультипликация, движения, звук устойчиво удерживают внимание ребенка; Высокий эмоциональный и эстетический уровень занятий и, как следствие, повышение интереса к познанию; Обеспечиваются условия для растущей способности к произвольной регуляции деятельности; Позволяют поддерживать на высоком уровне эффект новизны – один из мотиваторов в дошкольном возрасте; Легко включаются в деятельность детей; Позволяют развивать знаковую функцию сознания; Позитивно воздействуют на самооценку ребенка; [1] ИКТ на современном этапе предоставляют огромный спектр возможностей для ознакомления детей с обучающими детскими программами, словарями, книгами. При этом сообщаемые детям знания характеризуются строго отобранной формой и организацией, направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей. Познавательный интерес к занятиям у детей благодаря применению ИКТ повышает общий уровень познавательных возможностей. Информационные технологии принципиально отличаются от привычных для детей игр, поскольку новым для дошкольников является воспроизведение на мониторе информации одновременно с текстом, звуком, видео и графическим изображением. Непроизвольное внимание детей развивается при использовании непривычных инновационных приемов объяснения и закрепления, причем в игровой форме. Интерес детей поддерживается благодаря постоянному обновлению иллюстративно подаваемого материала и многообразия форм подачи программного материала. Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности предъявления различной информации, активизируют мотивацию детей. Дошкольники с большим интересом воспринимают мультимедийные технологии, способные моделировать всевозможные ситуации и сюжеты. Включаемые в мультимедийные программы игровые компоненты способствуют усвоению дошкольниками учебного материала. Занятия с применением ИКТ не только привлекательны для дошкольников, но и эмоционально окрашены, вызывают стойкий познавательный интерес, а результативность занятия обеспечивается в результате наглядных пособий и демонстрационных материалов. Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности развития самих детей, рассматривая самые разнообразные комбинации соотношений, изменения в содержании воспитательно-образовательном процессе детского сада. Дошкольники гораздо легче усваивают материал, который представляет для них интерес. Компьютер в этой связи выступает источником информации, близким и доступным пониманию детьми дошкольного возраста. Выводы по первой главе Познавательный интерес является центральным мотивом познания, представляющим собой побуждение к осуществлению деятельности, что проявляется познавательной активностью, направленной на удовлетворение возникающей познавательной потребности. Для того чтобы познавательный интерес дошкольников в рамках дошкольного образования получил развитие, нужно обеспечить благоприятные условия, чтобы ребенок как субъект индивидуальной деятельности мог развивать свою познавательную активность, искал, осмысливал и реализовывал разнообразные познавательные интересы, любознательность, формировал исследовательское поведение. В этом плане ИКТ может служить верным помощником педагогической деятельности воспитателя. Информационно-коммуникационные технологии в образовании представляют собой процесс подготовки и передачи информации обучаемым посредством использования компьютера. Применение информационных технологий в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций позволяет интенсифицировать познавательный процесс и более полноценно реализовывать идеи развивающего обучения. С помощью ИКТ у 5-6 летних детей повышается уровень ориентировки в информационных потоках окружающего мира, развиваются умения по поиску и обмену информацией посредством современных информационных технических средств. Оптимальными для детей данного возраста являются следующие виды средств ИКТ: учебно-игровые, использующиеся для создания ситуаций, в которых обучающая деятельность приобретает игровой характер; демонстрационные, направленные на визуализацию изучаемых объектов и явлений с целью оптимизации их исследования; информационно-поисковые и справочные, предназначенные для сообщения сведений, развития учебных действий, а также систематизации информации; моделирующие, направленные на моделирование объектов и явлений с целью их дальнейшего исследования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 50 страниц
20000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg