Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНА

kostik_in 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2019
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) – часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. В общем виде ТОСЭР представляет собой отдельно выделенную и имеющую точно определенные границы территорию, на которой распространены льготное налогообложение субъектов хозяйствования, а также упрощенная система административных действий.
Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена увеличением числа территорий опережающего социально-экономического развития и необходимостью совершенствования нормативных правовых норм, регулирующих деятельность резидентов, осуществляемую на данных территориях. Россия – страна, не имеющая дефицита земли. Но есть проблема ее неравномерного заселения, когда отдельные города переполнены людьми, а огромные пространства остаются неосвоенными. Территории опережающего социально экономического развития призваны улучшить ситуацию, привлекая бизнес в малонаселенные местности налоговыми льготами и прочими преференциями. Территория опережающего экономического развития – это зона с определенным льготным режимом для предпринимателей и инвесторов, решившихся вести бизнес в пределах территории опережающего развития. Она охватывает не целые субъекты Российской Федерации, а их части. Перечень территорий опережающего социально-экономического развития не является закрытым (неизменным). Правительство уполномочено добавлять в него дополнительные зоны, принимая соответствующие постановления. То есть, территории опережающего социально-экономического развития, имеющиеся в России, не перечислены в одном документе, а указываются в отдельных нормативных актах – по мере того, как Кабинет министров присваивает этот статус тому или иному территориальному пространству. В постановлениях Правительства о создании привилегированных «кластеров», в частности, указываются: - территории опережающего социально-экономического развития и их границы; - виды экономической деятельности, попадающей под льготный режим (в пределах данной ТОСЭР); - минимальная сумма инвестиций, которую должны вложить в свой бизнес-проект резиденты территории опережающего социально- экономического развития. На решение об использовании территорий опережающего развития в качестве инструмента ускоренного экономического развития, большое влияние оказал положительный опыт их функционирования в разных странах мира, прежде всего в Китае, где действуют специальные экономические зоны. Около 60 % продукции, ввозимой в Россию из Китая, производится именно в таких зонах. В отношении ТОСЭР и особых экономических зон среди экономистов ведется достаточно много споров, однако, практически все эксперты признают, что они схожи, ведь площадки ставят своей целью ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса путем привлечения инвесторов. Первое и главное отличие ТОСЭР от особых экономических зон в том, что в них предусмотрен порядок «от обратного». Каждая территория будет отвечать потребностям и нуждам якорного инвестора, для которого предусмотрено создание инфраструктуры проекта за счет бюджетных средств. Второе, не менее важное отличие в том, что бизнес не будет иметь ограничений, как в ОЭЗ. При строительстве инфраструктуры часть государственного заказа могут получить небольшие предприятия. В рамках ТОСЭР, срок жизни которых до 70 лет, должно быть обеспечено максимальное упрощение процедур реализации инвестиционных проектов, введен режим свободной таможенной зоны и предоставлены беспрецедентные налоговые льготы. Смысл введения таких режимов заключается в создании на немногих специально отобранных отдельных территориях особо благо¬приятных предпосылок для ускоренного экономического оживления, волны от которого, согласно распространенным теоретическим воззрениям (концепция «диффузии инноваций»), должны неизбежно и широко распространиться и за пределами этих привилегированных территорий – «точек роста». Согласно концептуальному замыслу этого подхода, форсированный экономический рост в таких специальных точках пространства должен достигаться за счет обеспечения бизнесу настолько выгодных местных условий хозяйствования, что они гарантированно должны вызывать особо пристальный предпринимательский интерес и широкое привлечение инвесторов, обладающих новейшими технологиями и ищущими места наиболее выгодного вложения капи¬талов. Привлечение инвестиций в регион не является односторонним процессом. Он зависит от ряда факторов, среди которых одним из самых действенных является инвестиционный климат региона. Именно он определяет те реальные условия, в которых будет осуществляться инвестиционная деятельность. Степень разработанности темы в данный момент достаточно низка, полноценные научные труды практически отсутствуют, однако можно отметить труды таких авторов, как Борисов Е.Ф. [6] и Курнышев В.В. [7], которые посвятили изучению территорий опережающего социально-экономического развития. Целью работы является исследование теоретических основ и разработка практических рекомендаций в отношении территорий опережающего социально-экономического развития как фактора обеспечения устойчивости региона. Осуществление названной цели предполагает решение следующих задач: - определить понятие и сущность территорий опережающего развития, необходимость их создания; - изучить региональный опыт функционирования территорий опережающего развития в Российской Федерации; - рассмотреть регулирование деятельности на территории опережающего развития: порядок, методы и инструменты; - провести анализ и оценку социально-экономического развития территории опережающего развития на примере г. Кумертау; - выявить проблемы и предложить пути совершенствования управления территорией опережающего развития. Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются территории опережающего социально-экономического развития. Предметом выпускной квалификационной работы являются экономические и организационные отношения, возникающие в процессе функционирования территорий опережающего социально-экономического развития, как фактора обеспечения устойчивости региона. В качестве методологической основы исследования были использованы фундаментальные исследования в области макроэкономического регулирования, территориальной организации общества, моделирования инвестиционных процессов. Теоретические обобщения опыта и проблем функционирования территорий опережающего социально-экономического развития были осуществлены на основе изучения законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые относятся к области территорий со специальным (особым) режимом осуществления предпринимательской деятельности. Теоретическая значимость исследования работы определяется тем, что проблемы, поднимаемые в ней, непосредственно связаны с решением актуальных задач современной экономики и социальной сферы. Структурно работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя 7 таблиц, заключения и списка использованных источников, состоящего из 50 источников. Работа написана на 62 страницах печатного текста без списка использованных источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…. 7 1.1 Понятие и сущность территорий опережающего социально-экономического развития, необходимость их создания………..………… 7 1.2 Региональный опыт функционирования территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации……..…. 10 1.3 Регулирование деятельности на территории опережающего социально-экономического развития: порядок, методы и инструменты……………. 21 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ Г. КУМЕРТАУ…………………….….…………. 28 2.1 Оценка социально-экономического положения монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан……………….. 28 2.2 Анализ социально-экономического развития г. Кумертау как территории опережающего развития………………………………………….. 34 2.3 Влияние модели территории опережающего социально-экономического развития на устойчивое развитие Республики Башкортостан……..…… 38 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………….. 48 3.1 Проблемы социально-экономического развития г. Кумертау…..……….. 48 3.2 Разработка мероприятий по развитию территории опережающего социально-экономического развития в целях обеспечения устойчивого развития Республики Башкортостан………………………………………. 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………… 59 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………... 63
Список литературы

1 Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». 2 Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1550 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Кумертау». 3 Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р (ред. от 18.03.2019) «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)». 4 Распоряжение Правительства РФ от 16.04.2015 № 668-р «О внесении изменений в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утв. распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р». 5 Закон Республики Башкортостан от 17.12.2004 № 126-з «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием – Курултаем – РБ 16.12.2004) из информационного банка «Республика Башкортостан». 6 Борисов, Е.Ф. Экономика: учебник и практикум / Е.Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 383 с. 7 Дмитриев, Ю.А. Региональная экономика: учебник / Ю.А. Дмитриев, Л. П. Васильева. – М.: КНОРУС, 2015. – 264 с. 8 Курнышев, В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 280 с. 9 Региональная экономика и пространственное развитие в 2 т. Том 1: учебник для вузов / Л.Э. Лимонов [и др.]; под общ. ред. Л.Э. Лимонова; под ред. Б.С. Жихаревича, Н.Ю. Одинг, О.В. Русецкой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 319 с. 10 Региональная экономика и пространственное развитие в 2 т. Том 2: учебник для вузов / Л.Э. Лимонов [и др.]; под общ. ред. Л.Э. Лимонова; под ред. Б.С. Жихаревича, Н.Ю. Одинг, О.В. Русецкой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 367 с. 11 Региональная экономика и управление развитием территорий: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.Н. Ильина [и др.]; под общ. ред. Ф.Т. Прокопова. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 355 с. 12 Региональная экономика: учебник для академического бакалавриата / Е.Л. Плисецкий [и др.]; под ред. Е.Л. Плисецкого, В.Г. Глушковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 459 с. 13 Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.Н. Шедько [и др.]; под ред. Ю.Н. Шедько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 205 с. 14 Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.Н. Шедько [и др.]; под ред. Ю.Н. Шедько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 302 с. 15 Территории опережающего развития. Учебно-методическое пособие. Калуга: Издательство АКФ «Политоп», 2017. – 148 с. 16 Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2 марта 2017 г. Казань: Издательство «Познание» Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 2017. – 253с. 17 Третьякова, Е.А. Управленческая экономика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [Текст] / Е.А. Третьякова // Экономика и социология. – 2016. – №2 (30). – С.13-18. 18 Угрюмова, А.А. Региональная экономика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [Текст] / А.А. Угрюмова // Вестник Гуманитарного университета. – 2018. – № 3 (22). – С.33-43. 19 Экономика стран и регионов: учеб. пособие для академического бакалавриата [Текст] / З.Р. Сабирова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. –2015. – № 1 (23). – С.171-173. 20 Авдеева, И.Л. Управление процессами функционирования территорий опережающего развития как фактор обеспечения устойчивости региональных экономических систем [Текст] / И.Л. Авдеева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2017. – № 2. – 84-95 с. 21 Белицкая, А.В. Правовое регулирование реализации инвестиционных проектов на территориях со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности [Текст] / А.В. Белицкая // Уфа: АН РБ; Гилем. – 2015. – № 9. – С.56-58. 22 Бурдакова, В.О. Исследование кластерных инициатив в регионе опережающего развития [Текст] / В.О. Бурдакова // Новые этнические группы в России. – 2014. – № 5. –С.231-260. 23 Бурдакова, В.О. Развитие технологического предпринимательства в регионе на основе модели «тройной спирали» [Текст] / В.О. Бурдакова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки – 2017. – № 6. – С. 172–181. 24 Бухвальд, Е.М. Территории опережающего развития: падение или иллюзия? [Текст] / Е.М. Бухвальд // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика – 2015. – № 2. – С. 72–84. 25 Громышова, О.С. Территория опережающего социально-экономического развития как инструмент активизации инвестиционной деятельности [Текст] / О.С. Громышева // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – № 9. – 2017. – С.18-22. 26 Емец, М. И. Сравнительный анализ инструментов региональной политики Российской Федерации: особые экономические зоны, зоны территориального развития и территории опережающего социально-экономического развития [Текст] / М.И. Емец // Экономика. Государство. Общество. – 2016. – № 10. – С.62-67. 27 Иванова, Л.Н. Точки роста и драйверы роста: к вопросу о содержании понятий [Текст] / Л.Н. Иванова // Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований). – 2015. – № 30 (87). – С.10-14. 28 Кашина, Н.В. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний восток России [Текст] / Н.В. Кашина // Экономика региона. – 2016. – № 18. – С. 569–585. 29 Мохов, А.А. Социальные эффекты экономической деятельности и их значение для правотворчества [Текст] / А.А. Мохов // Юрист. – 2016. – № 18. – С. 128-131. 30 Мыльников, А.С. Совершенствование законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке России [Текст] /А.С. Мыльников // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 278-282. 31 Мякишева, Е.А. Особенности организации и функционирования территорий опережающего социально– экономического развития на современном этапе [Текст] / Е.А. Мякишева // Научное обозрение. – 2015. – № 22. – С. 54-59. 32 Некрасов, В.Н. Государственно-частное партнерство как инструмент публичного управления государственной закупочной политикой – государственное и муниципальное управление [Текст] / В.Н. Некрасов // Ученые записки СКАГС. – 2014. – № 4 – 244 с. 33 Подпругин, М.О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы [Текст] / М.О. Подпругин // Российское предпринимательство. – 2014. – № 24. – С. 214-221. 34 Рязанцева, М.В. Анализ особенностей правового статуса территорий опережающего развития [Текст] / М.В. Рязанцева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 738 – 742. 35 Рязанцева, М.В. Анализ особенностей правового статуса терри¬торий опережающего развития [Текст] / М.В, Рязанцева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 738–742. 36 Хубиев, Т.Х. Территории опережающего развития как механизм привлечения в регионы частных инвестиций и инноваций [Текст] / Т.Х Хубиев // Уфа : УГАЭС. – 2014. – № 6 – С.25-26. 37 Худолеева, О.П. Территории опережающего развития в РФ: новые подходы к решению старых [Текст] / О.П. Худолеева // Экономика и социология. – 2016. – № 2– С.13-18. 38 Шавина, Е.В. Зарубежный опыт в сфере реализации проектов государственно-частного партнерства и анализ возможностей его использования в России [Текст] / Е.В. Шавина // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – № 3. – С.3-14 39 Швецов, А.Н. Особые правовые режимы для привлечения частных инвестиций и современных технологий в развитие территорий [Текст] / А.Н. Швецов // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2015. – № 4. – С. 49–63. 40 Винокурцева, Е.А. Создания территорий опережающего [Текст] / Е.А. Винокурцева // Молодой ученый. – 2016. – №23. – С. 210-211. 41 Информационное агентство в России «Тасс». Территории опережающего развития: 12 особых зон в ДФО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/info/2215388 (дата обращения 18.04.2019). 42 Территории опережающего развития как инструмент регулирования социально-экономического развития регионов / [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://cyberleninka.ru/article/n/territoriioperezhayuschego-razvitiya-kak-instrument-regulirovaniya-sotsialno - ekonomicheskogo-razvitiya-regionov-rossii (дата обращения: 17.04.2019). 43 Территории опережающего социально-экономического развития как инструмент государственной политики / [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/territorii-operezhayuschego-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-kak-instrument-gosudarstvennoy-politiki (дата обращения: 18.04.2019). 44 Официальный сайт администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.admkumertau.ru/ (дата обращения: 18.04.2019). 45 Правительство России. Моногорода: некоторые важные результаты и показатели 2018 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/info/ (дата обращения 18.04.2019). 46 Рейтинг территорий опережающего социально-эконмического развития. Льготы резидентам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://toserrf.ru/privilegs (дата обращения 18.04.2019). 47 Федотова, Г.В. Методы анализа и оценки уровня инвестиционного потенциала региона [Электронный ресурс] / Г.В. Федотова, А.С. Конькова, А.И. Шуваева // Студенческий научный форум – 2017: Направление «Экономические науки» / РАЕ. – 2017. – №1. – С. 123-128. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2017/2748/33465 (дата обращения 18.04.2019). 48 Фищенко, К.С. Предпосылки и условия создания территорий опережающего развития [Электронный ресурс] / К.С. Фищенко // Вопросы экономики и управления. – 2017. – №1. – С. 123-128. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1884/ (дата обращения: 18.04.2019). 49 Официальный сайт Башкортостанстата / [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http: //bashstat.gks.ru (дата обращения: 10.01.19). 50 Развитие экономики Поволжья: данные по регионам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regum.ru/news/economy/2400070.html (дата обращения: 21.03.2019).
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1 Понятие и сущность территорий опережающего социально-экономического развития, необходимость их создания В любом государстве есть центральные регионы, развитие которых не требует дополнительных вложений, но, вместе с этим, есть и другие, которые находятся на «иждивении» центра. Задача государства сгладить имеющийся дисбаланс и повысить экономическую эффективность от всей территории страны [26, с. 28]. В Российской Федерации на 2017 год насчитывается примерно сорок субъектов, существование которых затруднительно без значительных дотаций со стороны государства, они не способны самостоятельно развиваться под влиянием различных факторов. Для того чтобы активизировать деловую активность, и поднять экономику данных регионов, и, следовательно, всей страны, было принято решение создать специализированные зоны с упрощёнными административными процедурами, льготными налоговыми условиями и другими привиле¬гиями, которые помогут привлечь инвестиции. О создании территорий, которые способствовали бы поддержке и развитию субъектов, впервые заявил президент Владимир Путин в ежегодном докладе Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. ФЗ № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» был принят 23 декабря 2014 г. и вступил в действие 29 декабря того же года [1]. Этот документ определяет правовой статус таких зон, меры господдержки и порядок, в соответствии с которым осуществляется деятельность в их пределах.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg