Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений у младших школьников средствами изотерапии (на примере прогимназии №48 г. Раменское)

kostik_in 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2019
Проблема тревожности и страхов является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. В психологической литературе достаточно подробно изучены особенности проявления тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста. Анализируя литературу, мы встретили большое количество определений тревожности и страхов. Большинство авторов считают, что тревожность - это переживание тревоги, эмоционального неблагополучия, страхи - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.
Введение

С приходом в школу ребенок попадает в новые условия: классный коллектив, личность педагога, изменение режима дня, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей, правил и запретов, часто порождающих страх. Первые годы ребенка в школе связаны с возникновением важнейшего личностного новообразования внутренней позиции школьника - того мотивационного центра, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в коле, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её, нежелание учиться вообще. Устойчивая тревожность и постоянные интенсивные страхи детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения родителей и педагогов к психологу. По многочисленным данным в последние годы количество таких обращений в России существенно возросло . Теоретические основы коррекции эмоциональных нарушений с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, который использовал «собственное рисование для подтверждения идеи о первоначальных и универсальных символах» . В дальнейшем большое влияние на развитие изотерапии оказали представители гуманистической психологии. Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это «не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма» . Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисуя, «ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами» . Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов, тревожности и комплексов. Изучение коррекции эмоциональных нарушений через рисование весьма актуально, так как с точки зрения современной психологии в основе их возникновения лежат глубоко идущие корни взаимоотношений между родителями и детьми, стили родительского воспитания. Своевременная коррекция эмоциональных нарушений ведет к успешной адаптации ребенка к окружающей среде, гармонизации эмоционально-личностной сферы. Таким образом, проблема психолого-педагогической коррекции школьных страхов и школьной тревожности с использованием изотерапии представляется актуальной. Объект исследования: психолого-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений. Предмет исследования: изотерапия как средство коррекции эмоциональных нарушений (тревожности и страхов) у младших школьников. Цель исследования – определить эффективность использования изотерапии в комплексной программе психолого-педагогической коррекции тревожности и страхов детей младшего школьного возраста. В соответствии с целью были определены следующие задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по объектно-предметной области исследования. 2. Исследовать тревожность и страхи младших школьников. 3. Проанализировать реализуемую в прогимназии программу психолого-педагогической коррекции тревожности и страхов детей младшего школьного возраста. 5. Определить место изотерапии в комплексной программе. 6. Провести ряд мероприятий по коррекции тревожности и страхов с младшими школьниками. 7. Реализовать контрольной эксперимент и провести сравнительный анализ.
Содержание

Введение ………………………………………………..………………… 3 1 Представление об эмоциональных нарушениях и их коррекции средствами изотерапии в современной психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………... 6 1.1 Сущность понятий «эмоции» и «эмоциональные нарушения» 6 1.2 Тревожность и страхи как наиболее распространенные эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте ….. 15 1.3 Изотерапия как средство психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений ……………………………………… 22 Выводы ………………………………………………….………... 27 2 Результаты экспериментального исследования ……………………... 29 2.1 Организация и проведение экспериментального исследования………………………………………………………. 29 2.2 Результаты констатирующего эксперимента ………….……….. 34 2.3 Результаты анализа коррекционной программы тревожности и страхов, реализуемой в прогимназии …………………………… 43 2.4 Содержание формирующего эксперимента…………………….. 47 2.5 Результаты контрольного эксперимента………………………... 52 Выводы ………………………………………………………..….. 58 Заключение ………………………………………………………………. 60 Список литературы……………………………………...……………….. 61 Приложения………………………………………..………….………….. 65
Список литературы

1. Александровская Э. М. Типологические варианты формирования личности младших школьников. М.: Фолиум , 2013. – 112 с. 2. Андрусенко В. И. Социальный страх. - Свердловск, 1991. 3. Апчел В. Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. - СПб.: ВМА, 2018. 4. Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1995, - № 4. - С. 45-54. 5. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992, Т.1 3, №5, с.111-117. 6. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников. /Автореф. дис. канд. психол. наук- Томск, 1997. 7. Вартанян Г. А, Петров Е С. Эмоции и поведение. - Л., 1989. 8. Васильев И. А. К вопросу об индикаторах эмоциональных состояний // Психологические исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - Вып. 4. - С. 35-40. 9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.Изд-во МГУ1990 10. Вилюнас В К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 2006. 11. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М., 2016. 12. Гозман Л Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 2007. 13. Гроф С. За пределами мозга. Пер. с англ. 2-е изд. - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993. 14. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. - СПб.: Питер, 2001. 15. Добровольская, Т.А. Артпедагогика и арттерапия в образовании / Т. А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2001.– 246 с. 16. Зарудная А А. Эмоции и чувства // Психология: Учебник. - Минск, 2017. 17. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.208 с. 18. Злобин А. Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. -С. 96-99. 19. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. 20. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 752 с. 21. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. 22. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Кисилева: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми– СПб.: Речь, 2008. – 160 с. 23. Коломинский Я. Л. Психология эмоциональных отношений // Вопросы психологии. - 1988. - № 5. 24. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков/А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. – М.: Когито-Центр, 2006, 155с. 25. Костандов Э. Л. Влияние отрицательных эмоций на восприятие //Вопросы психологии. - 1973. - № 6. - С. 60-72. 26. Кочубей Б.И. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника.-М 1988. 27. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций: Тексты. - М., 1984. • 28. Кулинцова И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. СПб.: Речь, Сфера. 2008.167 с. 29. Ланге Н. Н. Избранные психологические труды. - М; Воронеж, 1996. 30. Люсин Д. В. Организация знаний об эмоциях: внутренняя структура категории «эмоция» // Познание, общество, развитие. - М.: Ин-т психологии РАН, 1996. 31. Люсин Д. В. Эмпирический анализ категоризации эмоций // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 50-61. 32. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000. 33. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 2001. - 246 c. 34. Микляева А.В. Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. -СПб.: Речь, 2016 -297 с. 35. Михальченко К. А. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 60-63 36. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика .-М. Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО»МОДЭК»,2000. 37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М, 1999. 38. Семенека С. И. Социально – психологическая адаптация ребёнка в обществе. 3-е изд.-М. АРКТИ,2006 39. Симонов П. В Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) // Вопросы философии. - 1981. - № 5. - С. 39-48. 40. Тиллих П. Патологическая тревога, витальность и мужество. // Московский психотерапевтический журнал, 1994, №2. С. 113-131. 41. http://www.kluchnikov.ru/konsultaczii/napravleniya-konsultirovaniya/1279-emoczionalnye-narusheniya.html
Отрывок из работы

1. Представление об эмоциональных нарушениях и их коррекции средствами изотерапии в современной психолого-педагогической литературе 1.1 Сущность понятий «эмоции» и «эмоциональные нарушения» Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, поскольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями . Эмоции, утверждал Ч. Дарвин , возникли в процессе эволюции, как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. По мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился более длительным – им требовался все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пищу, заботиться о себе. Для того, чтобы ребенок выжил, между ним и человеком, заботившемся о нем, должна была возникнуть взаимная привязанность. Основываясь на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции. Если оставить годовалого младенца без матери в незнакомой комнате, то он непременно отреагирует на разлуку яркой эмоцией. Если же связь между матерью и младенцем нарушается на более продолжительное время или нарушена постоянно, можно наблюдать выразительнейший букет негативных эмоций, которые могут перерасти в тяжелые формы депрессии и способны вызвать даже общее истощение организма . Несомненно, одной из причин возникновения эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком. Экологическая ниша человеческого ребенка такова, что носителем всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нем взрослый. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности. Кроме всего прочего ребенку для физиологического здоровья и психологического благополучия необходима также и родительская любовь, недостаток которой лежит в основе многих психологических нарушений, и особенно депрессии .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 77 страниц
5000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg