Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические особенности развития творческого мышления у старших дошкольников

kostik_in 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2019
В процессе написания выпускной квалификационной работы установлена актуальность проблемы формирования творческого мышления у детей дошкольного возраста. Учитывая то, что психолого-педагогическая работа с дошкольниками имеет конечную цель – подготовку ребенка к школе, обоснованием необходимости формирования творческого мышления в учебно-образовательном процессе дошкольников может быть следующее утверждение. Творческие процессы в мышлении способствуют выработке субъективных пространственных стимулов, помогающих фиксировать за значительно короткое время восприятие и решение проблемы, определяют развитые навыки планирования и прогнозирования, обеспечивают настойчивость в достижении цели, а так же ярко выраженный интерес к проблемам любого рода, развивают способность конструктивного овладения понятиями; что, вероятно, будет облегчать процесс адаптации в первом классе и будет обусловливать легкость усвоения учебного материала.
Введение

Одной из задач, стоящих перед современным обществом, является формирование у личности активной позитивной жизненной позиции, личностного смысла, оптимизма, умения сохранять свою индивидуальность при любых обстоятельствах. В современном обществе возрастают требования к развитию гармоничной личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением, быть приспособленной для решения сложнейших задач, выдвигаемых жизнью. Одним из факторов, способствующих решению данных задач, является развитие творческого мышления [34]. Проблема творческого мышления традиционно рассматривается в рамках психологии творчества, психологии субъекта, психологии личности и индивидуальности. Изучение творческого мышления ведется в основном в двух на¬правлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли творческое мышление от интеллекта и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с творческим мышлением. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существен¬ным аспектом творческое мышление, и характеризуется внимани¬ем к личностным и мотивационным чертам. Под творческим мышлением в данном аспекте, подразумевают способность человека придумывать усовершенствованные или совсем неожиданные, новые идеи [17]. Существуют два подхода, которые сводятся к рассмотрению творческой способности как врожденной характеристике, а также как характеристике зависящей от влияния окружающей среды. Большинство современных ученых склоняются ко второму подходу [48]. Именно поэтому исследование, посвященное развитию творческого мышления у дошкольников, является актуальным, так как считается, что творческое мышление является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования творческого мышления необходимы следующие условия [51]: - отсутствие образца регламентированного поведения; - наличие позитивного образца творческого поведения; - создание условий для подражания творческому поведению; - социальное подкрепление творческого поведения. У дошкольника, успешность решения творческих задач определяется, прежде всего, наличием у него мыслительных средств: комплексных и циклических представлений, образов включения. Дети 6-7 лет начинают пользоваться новым типом построения образа: элементы реальности занимают второстепенное место в новом образе, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений. У разных детей творческий потенциал различен. Развитие творческого мышления не линейный процесс, он имеет два пика развития. Один из них, наиболее высокий приходится на возраст 10 лет, нижняя возрастная граница этого эвристического уровня принадлежит старшему дошкольному возрасту [22]. Объект исследования – творческое мышление у детей дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности формирования и развития творческого мышления у дошкольников. Цель исследования – выявление специфики развития творческого мышления в старшем дошкольном возрасте. Гипотеза исследования - развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста будет эффективным, если оно осуществляется в процессе специально организованных занятий. Исходя из предмета и объекта исследования были выдвинуты следующие задачи: 1. Анализ научных трудов отечественных и зарубежных психологов по проблеме развития творческого мышления в дошкольном возрасте. 2. Определить понятия: креативности, творческое мышление, развитие. 3. Выявить специфику и условия развития творческого мышления. 4. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение творческого мышления старших дошкольников. 5. Разработать практические рекомендаций для педагогов, родителей и специалистов по развитию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте. Методологической основой работы стали педагогические и психологические исследования в области развития креативности личности Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда ,Э. П. Торренса, Ю.З. Гильбуха, Л.А.Венгера, Д.Б. Богоявленской, Л.Я. Дорфман и др. Методы исследования: • Научный анализ литературы; • Метод тестирования в рамках которого используются следующие методики: 1) тест креативности Торренса; 2) комплекс методик для диагностики творческого мышления Е.Туник; 3) программа оценки психолого-педагогической готовности к школе Семаго. Новизна исследования состоит в том, что в работе определены конкретные условия развития творческого мышления у детей 6-7 лет в процессе развивающих занятий специалистов (психолога, педагога), разрешается противоречие между критериями творческого мышления и их количественной и качественной оценкой. В ходе практической работы был отобран содержательный развивающий материал, который направлен на формирование творческого мышления в более короткие сроки. Практическая значимость исследования определена содержанием развивающего материала и методической проработкой понятий креативности, творческое мышление, развитие и др… (можно добавить еще) Разработан цикл развивающих занятий, который может быть использован для составления рабочих программ психологами и педагогами в работе с детьми дошкольного возраста. База исследования. Исследование проводилось на базе МКДОУ – детский сад №31 «Рябинка» п. Новый Быт Чеховского р-на. В исследовании принимали участие две группы старших дошкольников всего 32 человека. В экспериментальной – 46% мальчиков и 54% девочек. В контрольной группе – 52% мальчиков и 48% девочек. Средний возраст испытуемых 6 лет 7 месяцев. Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность, ставятся цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, приводится научная и практическая значимость. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития творческого мышления и одаренности детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе внимание уделяется диагностике развития креативности у детей старшего дошкольного возраста, разработана система рекомендаций по развитию. В заключение приводятся общие выводы по работе. Список литературы содержит 51 источник.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….2 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ………………………………………………………………….…7 1.1. Проблема детской одаренности и творческого мышления у дошкольников в трудах отечественных и зарубежных психологов…………. 7 1.2 Понятие творческого мышления в психологии и педагогике. ……………………………………………………………………………………10 1.3 Особенности развития творческого мышления в познавательной деятельности дошкольника …………………………………. 17 1.4.Современные методы диагностики творческого мышления у дошкольников………………………………………………………………….24 Выводы по первой главе………………………………………………………27 Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». …………………………………………...29 2.1.Цель, задачи, гипотеза и этапы исследования……………………………29 2.2 Методы исследования……………………………………………………...30 2.3 Анализ результатов………………………………………………………...35 2.4 Рекомендации по развитию творческого мышления для родителей педагогов и специалистов…………..………………………………………….49 Выводы по второй главе ……………………………………………………….58 Заключение………………………………………………………………………59 Список использованной литературы …………………………………………62 Приложения……………………………………………………………………...66
Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М. 2011. – 376с. 2. Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философии и психологии //Вопросы психологии. - 1996. -№2. – с. 73-85. 3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М. 2012. – 320с. 4. Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. – 1971. - №1. – с. 37. 5. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 2014. 6. Вагин Ю. Креативные и примитивные. – СпБ., 2012. – 275с. 7. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2013. – 372 с. 8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2011. – 562 с. 9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984, т. 3, с. 145. 10. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб., 1997. с. 92. 11. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник психодиагностика и коррекция развития. – М., 2010. – 366с. 12. Гатанов Ю. Б. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда, как основа для создания развивающих программ // Психологический журнал 1997. - № 8(23). – с. 36-41 13. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления/ пер. с. Англ. / под ред. А.М.Матюшкина. – М., 1966. С. 433-456. 14. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. – Киев, 1992 с. 51-57. 15. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. С. Ледера. – М. 2000. – 375 с. 16. Дорфман Л.Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: Ресурсы креативности //Ежегодник РПО. – 2012. – Т.8. – Вып.1. 17. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. – М., 2013. – 258 с. 18. Качнев В.И. Методология научного исследования. Пособие для студентов по выполнению и оформлению курсовых и дипломных работ. – Видное., 2004.- 52 с. 19. Краткий психологический словарь. – М., 2012. – 214 с. 20. Крутецкий В. А. Проблемы формирования и развития способностей // Вопросы психологии. – 1972. - №2. – с.12-13 21. Майданник И.А. Построение дивергентного поля деятельности в учебном процессе младшими школьниками. – Ставр., 2013. 22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 7-е изд., стереотип. – М., 2003. – 456с. 23. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: Т. 1. – М, 2000. – 688с. 24. Общая психотерапия. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. – М. 2003. – 458с. 25. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. – М., 2012. с. 232. 26. Панфилова М.А. Лесная школа: коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и школьников. – М., 2014. – 465 с. 27. Петровская Л.А. Теоретические методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 2002. – 652 с. 28. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении развитии: Учебное пособие. – М., 2012. – 462 с. 29. Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина. – СПб, 2012. -448с. 30. Практикум по психологии личности/ Елисеев О.П. – 2-е изд., испр. и перераб. – СПб, 2013. – 512 с. 31. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.М., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М. – СПб.: Питер 2014. – 304с. 32. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / под ред. Райгородского Д.Я. – Самара 2012. – 672с. 33. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования //Психологический журнал. - 1997. - №6. - с 121-128 34. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2013. – 478 с. 35. Психологические тесты: Т.1. / под ред. Карелина А.А. – М 2011. – 312 с. 36. Психолого-педагогическая практика в системе образования. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. – М., 2009. – 372 с. 37. Рибо Т. Творческое воображение. – Спб., 2011. С. 132-140 38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб 2013. – 720 с. 39. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб, 2011. – 384 с. 40. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения. – М., 2011. – 112 с. 41. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб. – 2012. –350с. 42. Словарь-справочник по психодиагностике/ Л. Бурлачук, С. Морозов. – 2-е изд., перераб., доп. – СПб. 2003. – 528 с. 43. Тафель Р. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии. Дис. канд. психол. н. – М., 1974 44. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961, с. 9 – 20 45. Трунов Д. Г. Использование метафор в психотерапевтической работе //Журнал практического психолога. - 1997. - №1. - с 14-21 46. Тест креативности Торренса. Основы общей психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд 4-е., доп. и переработ. – РнД., 2013. с. 158-175 47. Туник Е. Психодиагностики творческого мышления // Школьный психолог. – 2013., № 45. – 18с. 48. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. – М., 1998. с. 34-35 49. Хрестоматия по психологии личности. т 1. – Самара. 2000. – 448 с. 50. Эдвард де Боно. Использование латерального мышления. – М., 1976. – 468 с. 51. Яковлева Е. Программа развития творческого потенциала личности учащихся первого класса // Школьный психолог. – 2011. – 16с.
Отрывок из работы

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Проблема детской одаренности и творческого мышления у дошкольников в трудах отечественных и зарубежных психологов Среди самых интересных и загадочных явлений - это способности и одаренность. Изучение этих явлений традиционно занимает одно из ведущих мест в психологии. Проблемы их диагностики и развития волнуют психологов на протяжении многих столетий. Интерес к этой теме в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Проблема развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое будет вкладываться в эти понятия. Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если обратиться к толковым словарям, можно увидеть, что очень часто термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием "талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный". Понятие "способный" определяется через соотношение с успехами в деятельности [23]. Для того, чтобы предметно говорить об одаренности, необходимо прояснить основные понятия этой темы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 61 страница
1400 руб.
Дипломная работа, Психология, 77 страниц
5000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg