Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

kostik_in 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2019
Подводя итоги теоретико-экспериментального исследования проблемы развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования, можно констатировать ряд полученных теоретических и практических результатов. Проблема познавательной активности одна из наиболее актуальных в педагогике. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, методы и условия ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Е.Э. Кригер, Д.Б. Годовиковой, М.И. Лисиной, Т.А.Серебряковой, Т.А. Павловец, С.П. Чумаковой.
Введение

Актуальность исследования. Проблема познавательной активности одна из наиболее актуальных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия биологических, психофизиологических и социальных условий развития. Проблеме познавательной активности способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л. И. Божович, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, В. В.Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковойц, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф.Талызиной, Л.М. Фридмана, Г.А. Цукерман, Т.И Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, методы и условия ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Е.Э. Кригер, Д.Б. Годовиковой, М.И. Лисиной, Т.А.Серебряковой, Т.А. Павловец, С.П. Чумаковой. Однако вопросы развития познавательной активности старших дошкольников в процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки. Проблема познавательной активности у дошкольников вызывает несомненный интерес у педагогов и психологов, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможна благодаря его деятельности и активности, а еще и потому, что активность является непрерывной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее инициативности и самостоятельности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных "облегченных " знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношений явлений и предметов. Н.Н. Поддьяков в своих работах так же справедливо подчеркивает, что важно «давать детям ключ к познанию деятельности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний», как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. При правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной работе, познавательная активность, может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Современные дети развиваются и живут в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить творчески и самостоятельно. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Таким образом, актуальным становится вопрос развития познавательной активности дошкольников. Актуальность формирования познавательной активности детей дошкольного возраста подтверждается положениями Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Так, раздел «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Необходимость формирования познавательной активности у дошкольников ставит перед педагогами ДОО задачу определения условий данной работы. Одним из наиболее оптимальных средств формирования познавательной активности мы считаем детское экспериментирование. Серьезное внимание необходимо уделить созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка в процессе экспериментирования. В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами (п. 3.3.1. 1). Учитывая актуальность проблемы развития познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, была выбрана тема исследования. Цель исследования: изучение условий развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Объект исследования: процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования будет успешным, если обеспечены следующие условия: - детское экспериментирование осуществляется в проектной деятельности; - развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивает экспериментирование с доступными материалами; - в процесс создания условий для детского экспериментирования активно вовлекаются родители. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. 2. Выявить особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. 3. Определить условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования. 4. Выявить уровень сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на начало эксперимента. 5. Разработать и реализовать содержание работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. 6. Выявить результативность процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования. База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……….....................................................................................................3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 1.1 Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема ……………………........................................7 1.2 Особенности и условия развития познавательной активности у старшего дошкольного возраста ……………………………..................................................14 1.3 Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста …………………………….......................23 Выводы по первой главе ……………………………………..................................30 ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ формирования ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 2.1 Исследование исходного уровня познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста ………………….................................................34 2.2 Организация работы по формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования …………...40 2.3 Результативность процесса формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования …..............59 Выводы по второй главе ………………..................................................................63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………66 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………71 ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………74
Список литературы

1 Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2004. - С.326 2. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев / Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология. – Л., 1959. – С. 41 – 60. 1. 1.Богоявленская, Д. Б. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности: в кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Д. Б. Богоявленская, И. А. Петухова. – М. : Просвещение, 1979. – С. 155-161. 2. 14.Кригер, Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / Е. Э. Кригер. – Барнаул, 2000. - С.32- 35 3. 2.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте / Л. И. Божович. – Питер, 2009. - 398 с. 4. 27.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16. 5. 9.Землянухина, Т. М. Особенности формирования любознательности / Т. М. Землянухина // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 11. - С. 11-16. 6. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учрежденийъ/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 523 с. 7. Возрастная и педагогическая психология. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2004. 8. Возрастная психология: Курс лекций / Н.Ф. Добрынин, А. М. Бардин, Н.В. Лаврова. - М.: Просвещение, 1965.-295с. 9. Годовикова, Д. Б. Формирование познавательной активности / Д. Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С 28 - 32. 10. Голицин, В. Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.- С.19-22. 11. Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей / Т. Гризик // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 10. – С.22-24. 12. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2004. 13. Клюка Н.А. Консультация "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" [Электронный ресурс] // http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html (дата обращения 10.04.2019). 14. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 15. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность 16. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с. 17. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.:Педагогика, 1986. - 143 с. 18. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. - 2006. - №8. - С.60-64. 19. Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. - М., Серия Педагогика и психология". - №2. – 1979. 20. Немов Р.С. Психология: В 3-х т. Т. 1. / Р.С. Немов. - М: Владос, 2001. - 495 с 21. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002. 22. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Оникс, 2008. - 976 с. 23. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996. 24. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. – 1997. - №1. - С.6. 25. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Отв.ред.М.А. Васильева. - М., 2007. 26. Рогов Е.И. Психология познания. - М., 1998. 27. Рубинштейн С. Л. Вопросы общей психологии. - М., 1985. 28. старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3. - С.4-12. 29. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с. 30. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт [и др.], 2008. 31. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении. - М., 1975. 32. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.,1971. 33. Эксперимент [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 25.04.2018)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 1.1 Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Проблема познавательного развития ребенка является одной из главных проблем в педагогике об этом свидетельствуют многочисленные труды педагогов и психологов. В своей работе, прежде всего, мы считаем необходимым рассмотреть основные понятия нашего исследования. Прежде чем говорить о познавательной активности, рассмотрим формы её проявления у дошкольников: любопытство, любознательность и познавательный интерес, о которых в своих работах упоминали такие ученые как Ананьев Б.Г, Божович Л.И., Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Гордон Л.А., Т. А. Куликова, Морозова, Н.Г Мясищев В.Н., Щукина Г.И. и др. [3,7, 10, 18, 29; 30]. Одной из первых форм проявления познавательной активности является любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка.[1] На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с новизной, занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность может служить его начальным толчком познавательной активности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 50 страниц
20000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg