Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения посредством информационно-компьютерных технологий

kostik_in 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.10.2019
Результатом коррекционной работы, направленной на познание ребенком особых свойств предметов, является обеспечение более точной ориентировки во всем многообразии окружающей действительности, что составляет необходимый фундамент его дальнейшего умственного развития. В процессе обучения у детей с нарушениями зрения вырабатывается способность к сосредоточенному слуховому вниманию, слуховая память, а значит, происходит обогащение имеющихся представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Введение

Зрительное восприятие имеет особое значение в жизнедеятельности человека, так как с помощью него, по современным данным, мы получаем 80-90% информации о предметах и явлениях окружающего мира. И.М. Сеченов, рассматривая роль зрения в психической жизни, пишет, что визуальная ориентация занимает ведущее место в цепи существующих психических функций. В теоретических исследованиях таких авторов, как Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. зрительное восприятие определяется как совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. Зрительное восприятие выполняет огромную роль как в осуществлении различных видов деятельности (учебной, трудовой, пространственной ориентации), так и в развитии всех сторон личности (интеллектуальной, эмоциональной, физической). Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют, в конечном счете, эффективность формирования различных учебных навыков. Б.Г. Ананьев считает, что доминантность зрительной системы определяется сочетанием четырех факторов: целостностью предметного образа, предметного действия с объектами действительности, знаковостью воспринимаемых объектов и пространственной организацией одновременного образа [1]. Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения формы, цвета, величины, удаленности предмета, его положения в пространстве и др. Снижение функций зрения приводит к снижению скорости и точности восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, замедленность и нечеткость их опознания, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, нарушает одновременность восприятия. В связи с этим очень важно вовремя начать коррекционную работу с детьми с нарушениями зрения. Подколзина Е.Н. отмечает, что в системе этой работы важное место занимает развитие зрительного восприятия, которое осуществляется на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога, общеобразовательных занятиях и в свободных видах деятельности детей [47]. В настоящее время вопрос о коррекции нарушения зрительного восприятия у детей с нарушением зрения вызывает наибольший интерес среди тифлопедагогов и психологов, что и обосновывает выбор темы исследования: «Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения посредством информационно-компьютерных технологий». Цель исследования - изучение особенностей развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, путем использования ИКТ. Объект исследования – коррекционная работа по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения. Предмет исследования - процесс развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения средствами ИКТ. Гипотеза исследования - коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения будет проходить более успешно, если использовать специально-разработанную серию коррекционно-развивающих занятий с применением компьютерных программ. Для решения поставленной цели требуется решение следующих задач: 3. Изучить специальную теоретико-методологическую литературу по коррекции нарушения зрительного восприятия у детей с нарушением зрения; 4. Выявить специфические особенности зрительного восприятия и его коррекции у детей с нарушением зрения; 5. Провести диагностическое обследование развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения дошкольного возраста; 6. Разработать систему коррекционно-развивающих занятий с использованием ИКТ с целью коррекции нарушения зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Методологической и теоретической основой являются: - системный подход к организации коррекционной работы с детьми в условиях зрительной депривации (О. Л. Алексеев, В. И. Бельтюков, В. В. Коркунов); - учение о взаимодействии общего и специфического в формировании зрительного восприятия у слабовидящих детей (М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, Б. К. Тупоногов, В. А. Феоктистова); - принцип коррекционной направленности специально организованного педагогического воздействия на развитие зрительного восприятия слабовидящих учащихся (Л. П. Григорьева, А. И. Каплан, Г. В. Никулина, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова, Л. В: Фомичева); - положение о роли функциональных связей зрительного восприятия и других психических процессов (памяти, речи, мышления, воображения) в процессе коррекционно-развивающих занятий со слабовидящими детьми. (Л. П. Григорьева, М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева). - в работах Быковской М.А., Елфимовой Г. С., Зерновой Ю.В., Крючковой О.Г., Комаровой Т.С., Михеевой Е.В., Малевой З.П. рассматривается актуальность использования информационных технологий в обучении детей с нарушением зрения. Методы исследования: 1. теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); 2. эмпирические методы (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, беседа). База исследования: Муниципальное Образовательное Учреждение «Детский сад компенсирующего вида №132» г. Магнитогорска. Структура работы - дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...7 1 Теоретические основы проблемы нарушения зрительного восприятия у детей с нарушением зрения……………………………………………………………….10 1.1 Значение зрительного анализатора в развитии речевых и неречевых функций у дошкольников………………………………………………………..10 1.2 Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения………………………………………………………………………………..15 1.3 Информационные компьютерные технологии, как средство педагогического воздействия…………………………………………………………………………22 2 Опытно-экспериментальная работа, по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения……………………………………………………….39 2.1 Диагностическое исследование зрительного восприятия у детей с нарушением зрения ………………………………………………………………..39 2.2 Содержание формирующего этапа экспериментальной работы……………48 2.3 Контрольный этап экспериментальной работы………………………………54 Заключение…………………………………………………………………………59 Список использованных источников…………………………………………......61 Приложение А……………………………………………………………...……….66 Приложение Б………………………………………………………………………67 Приложение В…………………………………………………………………...….74
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека и познавательные процессы: ощущение, восприятие. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2012. - 310 с. 2. Базарный В.Ф. Зрение у детей. - Новосибирск: Наука, 2001. 3. Белоглазова, А. А. Образование и социализация детей с нарушениями зрения [Текст] / А. А. Белоглазова // Коррекционная педагогика. -2015. - №1. - С. 83-86. 4. Большакова А. Н. О работе с детьми раннего возраста с нарушением зрения// Дошкольное воспитание, №5 – 2007. 5. Быкова, Е.Б. Изучение дивергентного мышления слабовидящих школьников [Текст] / Е.Б. Быкова, И. П. Волкова // Специальное образование. - 2014. -№4- С. 17-23. 6. Быковская М.А. Компьютерные развивающие игры в детском саду. [Электронный ресурс] /М.А. Быковская// Режим доступа: 50ds.ru›logoped/3329-kompyuternye-razvivayushchie 7. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст - М.: Просвещение, 2011. - 145 с. 8. Витковская А.М. Психолого-педагогические основы социализации дошкольников с нарушением зрения. – 2005. 9. Вяткина А. Ф. Организация зрительного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения // Дошкольная педагогика, №3 – 2006. 10. Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г.. – Подготовка к школе. Санкт-Петербург: Дельта, 2010. – 256 с. 11. Григорьева Л. П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие.- М.,1990. 12. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М., 2011. 13. Дегтерева И.Ю. Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Учебно-методический материал. – 2013. 14. Денискина В.З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение. / Денискина В.З. // Дефектология – 2011. – №5. – Ст.56-63. 15. Дивненко Г.А. Развитие цветового восприятия у дошкольников с нарушением зрения. / Г.А. Дивненко, Мурманск. – 2012. – 56 с. 16. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения / Л.А. Дружинина - Москва: Экзамен, 2006 17. Егорова Л. В. Некоторые особенности работы со слабовидящими детьми// Дошкольная педагогика, №1 – 2007. 18. Елфимова, Г. С. Цифровые технологии в книгоиздании и библиотечном обслуживании незрячих [Текст] / Г. С. Елфимова; Рос. гос. б-ка для слепых. – М., 2015. – 58 с. 19. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003. 20. Залюбовский П.М. Сенсорные предпосылки общения человека в условиях слепоты // Дефектология. – 2009. - №2. 21. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Сравнительный анализ осязания и зрения // Восприятие и действие. М., 2007. 22. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – Москва: изд-во «Просвещение»,2005. 23. Захарова Л.И. Исследование скорости восприятия и критической частоты слития мелькания у слабовидящих школьников 1-4 классов с задержкой психического развития // Дефектология. XXIV Герценовские чтения, март, 1972 года. Л., 1972. 24. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М., 2010. 25. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. М., 2013. 26. Зенден М. Человек родился слепым // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтр, М.Б.Михалевой. М., 2009. 27. Зернова Ю.В. Создание мультимедийных пособий и их использование на занятиях по развитию зрительного восприятия // Развитие науки и практики образования лиц с нарушением зрения: материалы IV Международной научно-практической конференции. Ч III. / под ред. Л.М. Шипициной, А.М. Витковской. – СПб.: 2010. 28. Зотов А.И. Возрастные и индивидуальные особенности фазовой динамики формирования представлений у аномальных школьников // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Л., 2011. 29. Зотов А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников. Л., 2013. 30. Зотов А.И. Очерки теорий зрительных ощущений. Л., 2009. 31. Зотов А.И. Фазовая динамика формирования представлений у нормально и аномальных школьников // Дефектология. Краткое содержание докладов. Октябрь, 1967. Л., 2010. 32. Каплан Н.И. Детская слепота. Цветовое и остаточное зрение. М., 2012. 33. Каффеманас Р.Б. Изучение осязательного восприятия слабовидящих детей // Актуальные проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению. Под ред. А.Н.Нетылькина, З.Г.Ермолович. Мн., 2006. 34. Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов, М.: Мозаика-Синтез, 2011 –128 с. 35. Краснова Е.А. Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения [http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/osobennosti-zritelnogo-vospriyatiya-detey-starshego-doshkolnogo] – 2013. 36. Крючкова О.Г. Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями [Электронный ресурс] / О.Г. Крючкова // 2010. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/415766/ 37. Либман Е.С., Вервельская В.М., Дерябина Н.К., Дунаева Е.М., Иванов С.В., Толмачев Р.А. Роль кожного анализатора в трудовой деятельности незрячих. М., 2014. 38. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -- СПб. : Изд-во РГПУ, 2010. 39. Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению / З.П. Малева Издательство ПАРАДИГМА – М – 2009. – 127 с 40. Маршалова М. В. Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения// Дошкольная педагогогика, №5 – 2008. 41. Миронова Л. Н., Иванов Д. Г. Цветовое зрение [Электронный ресурс] / Краткий курс теории цвета – М. – 2008. Режим доступа: mironovacolor.org›theory/color_vision/ 42. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников / Е.В Михеева. Издательство: Учитель - 2013 - 223 с. 43. Немов Р.С. Психология. – Москва, 2003. 44. Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Замашнюк Е.В. Развитие зрительного восприятия: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2003. 45. Осипова, Л.Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения : Методическое пособие. - Челябинск, 2005. 46. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.- Калуга, Адель, 1998. 47. Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения // Дефектология, №6 – 2002. 48. Подколзина Е.Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №3 – 2007. 49. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. —М.: Издательство «Экзамен», 2003. 50. Разенкова, Ю. А. Научные исследования Института коррекционной педагогики в области ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье [Текст] : сообщение 1 / Ю. А. Разенкова // Дефектология. – 2015. — №3. – С.18-29. 51. Романова И. П. Коррекция недостатков развития речи у детей с косоглазием и амблиопией на занятиях у тифлопедагога [Электронный ресурс] // Наша сеть : соц. сеть работников образования, 2015. 52. Скоблина, Н. Профилактика нарушений зрения у школьников [Текст] / Н. Скоблина // Здоровье детей. - 2015. - № 3. - С. 12. 53. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М., 2000. 54. Степанова О.В. Программа развития зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков. – 2004. 55. Трунова, Г. Космические спасатели [Текст]: занятие тифлопедагога и психолога со старшими детьми с нарушениями зрения (с использованием сенсорной комнаты) / Г. Трунова, И. Майорова // Дошкольное воспитание. -2015. - №2. - С. 81-85. 56. Хватцев М.Е. Логопедия. – Владос, 2009. 57. Шведова, Н. П. Использование средств наглядности при формировании предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих учащихся [Текст] / Н. П. Шведова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №3. - С. 49-54. 58. Электронный ресурс: https://iqsha.ru
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 1.1 Значение зрительного анализатора в развитии речевых и неречевых функций у дошкольников Дошкольный возраст является периодом первоначального ознакомления ребенка с окружающей действительностью. В сенситивный период интенсивно развиваются познавательный интерес ребенка и его познавательные способности. Изучением развития познавательных возможностей детей в практике работы образовательных учреждений для детей с нарушением зрения занимались такие ученые, как Л.И. Плаксина, В.З. Денискина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и другие. Детям младшего дошкольного возраста не столько уделялось внимания, сколько детям среднего и старшего дошкольных возрастов. Это обусловлено недостаточностью специальной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения на ранних этапах их развития, в период формирования основ базиса личностной культуры и компенсации зрительного дефекта [7]. Н.Я. Головнева, М.Н. Ильина определяют восприятие как отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств [10]. В.Ф. Базарный дает следующее определение: «восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств»[2]. Восприятие - ведущий психический процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: - восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета; - оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; - восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребёнка.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 90 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 30 страниц
200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg