Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ЭНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

kostik_in 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.10.2019
В данной работе были исследованы особенности этнической идентичности подростков в городской среде. Теоретический анализ социально-психологической литературы позволил выделить несколько подходов по проблеме определения понятия «этническая идентичность». В рамках социологического направления: субъективистский (Ф. Барт) и конструктивистский (П. Бурдье) подходы. Основное отличие этих подходов в объекте исследования: процесс культуры и коллективное бессознательное соответственно.
Введение

Актуальность исследования. В современных условиях многонационального общества и все более интенсивного межкультурного сотрудничества и взаимопроникновения культур особую актуальность приобретают проблемы, связанные с образованием и воспитанием человека, способного не только сохранять свой язык, культуру, традиции своего народа, но и признавать самобытность и культурные ценности других народов, соблюдать общечеловеческие нормы поведения. Разрушение традиций передачи опыта социализации через этническую культуру в современных городских семьях, а также действующие разнонаправлено методы и механизмы социализации нарушают процессы этнической идентичности. В этих условиях подростки приобретают опыт социализации, опираясь на стихийные или латентные процессы, представленные интересами определенных политических, этноконфликтных, субкультурных групп. Вопросы «Кто я?», «Кто мы?», «Кто они» становятся для подростков существенной проблемой. Результатом таких процессов становится не только деструкция личности конкретного подростка, не вписывающегося в социальные взаимоотношения, но и углубление межэтнических конфликтов, и нарастание межгосударственной напряженности. Поэтому возрастает потребность в психологических знаниях для сохранения стабильности межэтнических отношений и формирования позитивной этнической идентичности и толерантности у современных подростков в условиях городской среды. Всестороннее изучение механизма этнической идентичности будет способствовать более успешному ходу социализации личности, преодолению проблем и трудностей на пути её гармонизации и развития. Объект исследования: этническая идентичность подростков г.Тобольска. Предмет исследования: особенности этнической идентичности у подростков в возрасте 14-17 лет. Цель исследования: выявить особенности этнической идентичности у современных подростков г. Тобольска. Гипотеза исследования: в современном обществе этническая группа и осознание этнической идентичности играют огромную роль в развитии личности подростка. Задачи исследования. 1. Изучить понятие «этническая идентичность» и его роль в современном мире. 2. Выявить уровни этнической идентичности – амбивалентный, индифферентный, актуализированный, позитивный. 3. Выявить влияние этнической идентичности на формирование толерантности у современных подростков г. Тобольск. 4. Провести экспериментальное изучение этнической идентичности подростков г. Тобольска. Методологические и теоретические основы исследования: Методы исследования: теоретические: теоретический анализ проблемы, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования формирования этнической толерантности подростков в городской среде; эмпирические: • анкетирование - для выявления этнической самоидентификации подростков и этнической идентификации членов их семей; • методы письменного опроса (тестирование), • методики исследования: методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности. Шкальный опросник О.Л. Романовой для исследования этнической идентичности детей и подростков. Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в период с ……… по ……….. 2019 года в г. Тобольске. Муниципальные бюджетные образовательные учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» города Тобольска. Выборку составили 40 подростков в возрасте 14-15 лет. Теоретическая значимость исследования: результаты исследования расширяют научно-педагогические представления о феномене этнической идентичности и его влиянии на социализацию подростков в городской среде. Выявленные особенности развития этнической идентичности подростков могут служить теоретической основой для построения процесса социализации подростков средствами образования в иных этнических регионах. Практическая значимость исследования: апробированный комплекс диагностических методик позволяет осуществить мониторинг развития этнической идентичности подростков в общеобразовательных учреждениях. Результаты могут быть полезны педагогам и психологам при решении задач, связанных с исследованием психологических особенностей этнической идентичности молодежи. Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений.
Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3 Глава 1. Этническая идентичность подростков…………………………………6 1.1 Понятие этнической идентичности…………………………………….........6 1.2 Процесс этнокультурной идентификации у современных подростков…...8 1.3 Особенности этнокультурной идентификации у современных подростков в городской среде. …………………………………………………………..11 Глава 2. Эмпирическое исследование……………………………………….…15 2.1 Методы исследования……………………………………………………….15 2.2 Результаты исследования……………………………………………………20 Заключение……………………………………………………………………….26 Список использованной литературы…………………………………………...28 Приложения……………………………………………………………………...31
Список литературы

1. Авагимян А.А. О соотношении понятий «этничность», «этническое самосознание» и «этническая идентичность» / А.А. Авагимян // Концепт. – 2105. – С.105-108. 2. Андреева Г.М. Социальная психология./ Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс. – 2001. – 384 с. 3. Баляев С.И. Особенности развития этнической идентичности подростков в процессе внеучебной деятельности (на примере мордвы и русских) / С.И. Баляев // Интенет-журнал Мир науки. – 20117. - №2. – Том 5. – №2 http://mir-nauki.com/PDF/51PDMN217.pdf. (дата обращения: 05.06.2019). 4. Барт Ф. Сборник статей / Под ред. Ф. Барт. – М.: Новое издательство. – 2006. – 200 с. 5. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб.пособие / Л.Н. Бережнова. – М.: Академия, 2007. – 486 с. 6. Бухарева С.Л. Особенности формирования этнической идентичности у подростков в этнически ориентированных учебных заведениях: учеб.-метод.пособие / С.Л. Бухарева. – М.: Арито, 2005. – 195 с. 7. Вацура В.В. Этническая идентичность гоодской и сельской молодежи / В.В. Вацура // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15257 (дата обращения: 05.06.2019). 8. Голуб Е.В. Этническая идентичность подростков как педагогическое явление на примере Оренбургской области / Е.В. Голуб, Л.И.Паина // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 9. – С. 215 – 221. 9. Голуб Е.В. Этническая идентичность как фактор социализации подростков полиэтнического региона / Е.В. Голуб // Казанский педагогический журнал. – 2011. – № 2. – С. 108 – 113. 10. Захарова П.И. К проблеме идентификации городской молодежи / П.И. Захарова // Концепт. – 2016. – С.67-70. 11. Керимов М.М. Этническая идентичность как одна из разновидностей коллективной идентичности / М.М. Керимов // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 950-953. 12. Киселева Е.Е. Особенности этнической идентичности современных студентов (на примере Московского института лингвистики) / Е.Е. Киселева // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 535-537. 13. Ковалева Н.И. Этническая идентичность как проблема социализации детей-мигрантов в образовательной среде / Н.И. Ковалева // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1027-1029. 14. Красильникова В.Г. Этническая идентичность подростков / В.Г. Красильникова // Психология и педагогика. – 2015. – №28. – С.43-46. 15. Кутьинова А.И. Значимость этнической идентификации у современной молодежи / А.И. Кутьиова // Актуальные проблемы теории и практики психологии. – 2018. – С.24-27. 16. Лылина О.В. Особенности этнической идентификации современных подростков / О.В. Лылина // Проблемы cоциальной психологии личности. - http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30320_full.shtml (дата обращения: 05.06.2019). 17. Мурсалыева Г.М. Структура этнической идентичности подростков в современном межкультурном пространстве / Г.М. Мурсалыева // Молодой ученый. – 2018. – С.105-109. 18. Муталлимова С.А. Формирование этнокультурной идентичности в образовательной среде / С.А. Муталлимова // Известия РГПИ. – 2017. – С.56-58. 19. Набока К.С. Психологические особенности этнических стереотипов и типа этнической идентичности в подростковом возрасте / К.С. Набока // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 1011-1015. 20. Румянцева Т. В. Особенности структуры идентичности студентов второго курса медицинского вуза / Т.В. Румянцева //Ярославский психологический вестник. Выпуск 16. — Ярославль, 2005. — С.73–77. 21. Соклакова Л.А. Особенности этнической идентичности / Л.А. Соклакова // Науа и общество. – 2015. – С.34-36. 22. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. / Г.У. Солдатова. – М.: Смысл, 1998. – 389 с. 23. Спирина Т.А. Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи / Т.А. Спирина, Е.А. Горошко // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 282-285. 24. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности / Т.Г. Стефаненко. – М.: Старый Сад, 1997. С. 97-104. 25. Тишков В.А. Этнологические и антропологические исследования в российской академической науке.//«Новая и новейшая история».– 2010г. – № 2. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.valerytishkov.ru/engine/documents/document1458.pdf(дата обращения: 04.06.19). 26. Чеботарёва Е.Ю. Этническая идентичность молодёжи в полиэтнической среде / Е.Ю. Чеботарева. – М.: РУДН, 2008. – 258 с. 27. Шамаева В.С. Этническая идентичность у детей эвенов / В.С. Шамаева // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13280 (дата обращения: 05.06.2019). 28. Шахбанова М.М. Этническое самовознание и этническая идентичность: современные концепции и исследования / М.М. Шахбанова // Вестник Института истории, археологии и этнографии. – 2013. – №1 (33). – С. 135-147. 29. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию /Г.Г. Шпет. – СПб.: Алетейя. – 1996. – 156 с. 30. Штейн Г. Психоантропологии американской культуры /Г. Штейн. – Нью-Йорк. – 1985. – С.8-10. 31. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 2010. – 510 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Этническая идентичность подростков 1.1 Понятие этнической идентичности Понятие «идентичность» сегодня широко используется в философии, психологии, этнопсихологии, культурной и социальной антропологии с разными значениями или в разных аспектах. Главным характерным признаком и основанием этого понятия является тождественность самому себе. Для каждого человека этническая идентичность означает осознание им своей принадлежности к определенной этнической общности. С ее помощью человек солидаризируется с идеалами и стандартами своего этноса и разделяет другие народы на похожих и непохожих на свой этнос. Общеизвестно, что нет личности вне исторической, вненациональной, каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Основой социального положения каждого индивида является его культурная или этническая принадлежность. Новорожденный не имеет возможности выбрать себе национальность. С появлением на свет в определенной этнической среде его личность формируется в соответствии с установками и традициями его окружения. В процессе повседневной жизнедеятельности он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения, формирует необходимые навыки коммуникации с другими народами и культурами. Этническая идентичность является одним из элементов социальной идентичности и представляет собой результат «когнитивно-эмоционального процесса самоопределения индивида в социальном пространстве относительно многих этносов. Это не только осознание, но и восприятие, понимание, оценивание своей принадлежности к этнической общности». Т.Г. Стефаненко предлагает рассматривать этническую идентичность не только как осознание индивидом своей принадлежность к определенному этносу, но и как переживание отношения Я и этнической среды – своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других [24, c.97].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Социология, 18 страниц
150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg