Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Функции государства

irina_krutyash 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2019
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия и видов функций государства. Для достижения поставленной цели считаю необходимым определить следующие частные задачи: 1 дать понятие функций государства; 2 рассмотреть виды функций государства; 3 рассмотреть внутренние функции государства; 4 рассмотреть внешние функции государства; 5 рассмотреть формы осуществления функций государства. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением функций государства. Объект исследования – функции государства. Теоретическая основа и степень изученности темы. Теоретические вопросы функций государства выражены в работах ряда правоведов и ученых: А.Венгерова, В. И. Власова, Н.И. Матузова и других. Методологическую основу работы составила совокупность общенаучных и частнонаучных методов исследования явлений и процессов, включающая методы материалистической диалектики, системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие. Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Введение

Актуальность темы исследования. Функции государства – основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела, содержание которых задано характером исторически определенного общества. Они проявляются в его взаимодействии с обществом, носят исторический характер и особенно круто могут измениться при реализации новой цивилизационной модели развития. Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства. Структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, на которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры. Политика тесно связана с функциями государства. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить ее характер, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе развития, уровень его организованности и эффективности. Выбор данной темы работы также обусловлен ее несомненной актуальностью в современный период, т.к государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Вопросы о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных и в государствоведении. Это объясняется тремя основными причинами: – вопросы сущности государства и его места в политической системе прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий – только государство из всех социальных институтов способно оказывать решающее воздействие на характер и сущность политической системы – государство само по себе является сложным и неоднородным социально- политическим явлением. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества. Поэтому функции государства и рассматриваются в настоящей работе, в том числе – в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций. Сказанное обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы в рамках исследования по теории государства и права.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 1.1 Эволюция и классификация функций государства……………………………6 2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 2.1 Внутренние функции государства………………………………………….....12 2.2 Внешние функции……………………………………………………………...24 2.3 Формы осуществления функций государства………………………………..25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…..28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……30
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосование 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. – 1993. – 25 дек. ; Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301 ; 2016. – № 43. – Ст. 5799. 3. Власова Т.С. Индивидуальное правосознание как условие социально-правовой трансформации // Философия права. 2014. – № 2. – С. 76. 4. Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник Серия: «Высшее юридическое образование» Изд. 10-е, стереотип. М.: Омега-Л, 2014. – 786 с. 5. Вирабов В.С. Правовые основы деятельности полиции в современных условиях: теоретико-правовой аспект. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд.ю.н. - Нижний Новгород. 2014. – 121 с. 6. Гаврилов Ю. Учись и служи / Ю. Гаврилов // Российская газета, № 6021 от 1 марта 2013 г. – Л. 2. – 373 с. 7. Диаконов В.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2014 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum151/item2762.html, свободный (дата обращения: 18.04.2017). 8. Загвязинская О.А. Правовая культура // Портал правовой культуры. 2014. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rpi.msal.ru/prints/200902buchilo.html, свободный (дата обращения: 18.04.2017). 9. Карева М. П., Айзенберг Л. М. Правовые нормы и правоотношения. М., 2015. – 749 с. 10. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / отв. ред. О.Н. Садиков. – 2-е изд., испр. и доп., с исп. судебно-арбитражной практики. – М.: КОНТАКТ, ИНФРА-М, 2014. – 579 с. 11. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология // Научная библиотека. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fmx.ru/teoriya_gosudarstva_i_prava/pravomernoe_povedenie_i_pravonarushenie_2.html, свободный (дата обращения: 18.04.2017). 12. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Зерцало. 2013. – 575 с. 13. Магазинер, Я. М. Общая теория права на основе советского законодательства. Гл. 9. Субъект права//Правоведение. - 2014. -№ 3. – С. 101 -120. 14. Муратова, С. А. Теория государства и права. Учебное пособие. -М.: Юриспруденция, 2011. – С. 31. 15. Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности // Научная библиотека. 2011. [Электронный ресурс].URL:http://www.f-mx.ru/teoriya_gosudarstva_i_prava/pravomernoe_povedenie_i_pravonarushenie_2.html, свободный (дата обращения: 18.04.2017). 16. Определение и основное разделение права / Вступит. статья, коммент. доктора юридических наук, профессора Ю.И. Гревцова. 2-е изд., доп. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета СПбГУ, 2014. – 476 с. 17. Садиков, О.Н. Правовое регулирование / О.Н. Садиков.— М.: Юридическая лит., 2015. – 684 с.
Отрывок из работы

1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 1.1 Эволюция и классификация функций государства Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы, и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.[9, с.152] В функциях проявляется деятельная целенаправленность государства, его динамичная суть и развитие. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Функции связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития. К наиболее значимым признакам функций государства относятся: ? устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; ? непосредственная связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства; ? направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества; ? определенные формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов. Функции государства подвижны и изменчивы, их возникновение и изменение зависит от очередности задач, встающих перед обществом в ходе исторической эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое решение. Словом, задачи и функции – взаимосвязанные, но не тождественные понятия и явления. Эти задачи и цели зависят от реальных условий: ? потребностей и интересов населения; ? экономических возможностей общества; ? нравственного и культурного уровня общества; ? профессионализма государственных служащих и структур и др. В отдельные исторические периоды приоритетное значение приобретают то одни, то другие задачи и цели государства, вслед за этим изменяются и его функции. Полное выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых задач – к возникновению других функций. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других – в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти и т.д. [8, с.96] Функции государства следует отличать от функций его отдельных органов. Последние раскрывают социально-целевое назначение каждого конкретного государственного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако это не исключает того, что отдельные государственные органы могут играть преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Например, в осуществлении функции государства «оборона страны» лидирующая роль, несомненно, принадлежит военному ведомству. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства и не могут им противоречить. Поэтому деятельность всех государственных органов должна протекать в русле основных функций государства. Проблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов и видов государств функции существенно различаются. И все же между ними сохраняется определенная историческая преемственность. Поэтому их можно классифицировать по некоторым общим для государств признакам. Как уже отмечалось, на функции решающее влияние оказывает сущность государства. Сущность государства противоречива, но имеет две основные стороны, два начала – общесоциальное («общие дела») и классовое, подверженные постепенным изменениям. Общесоциальное начало обусловлено потребностями общества в целом, классовое – его классовыми противоречиями. В советское время преувеличивалась роль классового начала. Утверждалось, что все функции государства порождаются классовыми противоречиями, что нет и быть не может внеклассовых или надклассовых функций. Это искажало представление о взаимодействии общества и государства. В действительности даже общество, разделенное на классы, представляет собой хотя и противоречивый, но единый организм, в котором различные классы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может не выполнять в определенной мере «общие дела», общесоциальную деятельность, выступать по ряду направлений в интересах всего общества, даже тогда, когда оно жесткими мерами сдерживает противоборство классов. Классовые функции государства порождены классовой борьбой. Научная мысль многие века подчеркивала наличие классовых функций у всех государств мира. [3, с.102] В классовом обществе, где классы и другие слои общества враждебно противостоят друг другу, прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы классов непримиримы, государство по большей части становится политической организацией экономически господствующего класса, обслуживает в первую очередь его интересы. Отсюда главная функция такого государства – подавление сопротивления эксплуатируемых классов путем использования карательных органов государства – армии, полиции и др. Данная функция в разное время конкретно и отчетливо проявлялась в подавлении восстаний рабов, крепостных крестьян, революционных выступлений рабочего класса и носила ярко выраженную классовую направленность. Правда, и другие функции государства приобретали классовую окраску. Сказанное относится к рабовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу и государству. В XX в. в самих классах происходили значительные изменения, появился средний класс – мощный стабилизирующий фактор общества. Это незамедлительно и существенно отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, изменились формы и методы их осуществления. Словом, в новых условиях XX в. классовые функции оказались весьма изменчивыми. В научной литературе некоторые авторы классовые функции государства не без основания называют политическими. Действительно, межклассовые, межнациональные отношения образуют политическую сферу общества, а основная цель их регулирования – утверждение в обществе политической стабильности. Научно-технический и социальный прогресс, развитие цивилизации и демократии открывают большие возможности для общесоциальной деятельности многих государств мира. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, обеспечение демократического правопорядка) становятся приоритетными и востребованными. Расширяется и активизируется деятельность государств в интеллектуально-духовной сфере (образование, культура, наука). Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности в обществе, его солидарность и целостность на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономических, политических, национальных, духовных). Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше и значительнее его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса. Здесь не подходят методы принуждения, насилия, а потому государству приходится обращаться к демократическим, гуманистическим идеям и институтам (правовое государство, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, защита национальных меньшинств, укрепление юридических гарантий законности и правопорядка и т.д.). Следовательно, по причинам возникновения функции государства можно первоначально классифицировать на: ? функции, вытекающие из классовых противоречий ; ? функции, вытекающие из потребностей общества в целом. По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние – на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими (зарубежными) государствами и мировым сообществом в целом. В современных условиях между внутренними и внешними функциями усиливается взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопроникновение. [8, с.63] Классифицируются функции на основные и неосновные, а также и по другим основаниям. По времени действия они подразделяются на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования (охрана правопорядка, существующих форм собственности) и временные (появление новой – информационной – функции). 3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 2.1 Внутренние функции государства К внутренним функциям государства относятся: экономическая; социальная; обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка; экологическая; стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий; информационная. Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений – прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д. [6, с.74] Экономику, в которой сочетаются рыночное саморегулирование с государственно-правовым регулированием, принято называть смешанной. Сегодня государства со смешанной экономикой доминируют в мире и вряд ли сохранились страны, имеющие экономику в классическом (чистом) рыночном варианте. Экономическая функция современного государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласовывающей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан-акционеров, вкладчиков, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства ряда товаров и торговли этими товарами, контроль над экспортом и импортом отдельных товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики и т.д. Социальная функция многообразна по видам и объему государственной деятельности. Главное ее назначение – устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускать большого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение, образование, культуру. Великий китайский мыслитель Конфуций утверждал, что если государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, постыдны богатства и почести. Рассматриваемая функция связана с понятием социального государства, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, защиту семьи, социальную защищенность. [12, с.107] Для выполнения социальной функции государство создает фонды, расходуемые на выплату пенсий, пособий, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу. Больших успехов в социальной сфере добились Скандинавские государства, в которых государственно-правовое регулирование нацелено на достижение экономической стабильности и перераспределение доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В этих государствах установлен высокий уровень прогрессивного налогообложения. Государство, выступая равноправным хозяйствующим субъектом, реализует функцию обеспечения высокого уровня жизни населения и берет на себя ответственность за создание достойных условий жизни своих граждан. В развитых странах социальная деятельность государства регулируется особой отраслью права – социальным правом. Например, в Германии уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т.д.). В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государством создаются и финансируются соответствующие органы и учреждения. Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль. Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоги предназначены для: покрытия расходов на содержание государственного аппарата; перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения; для обеспечения перспективного экономического, культурного, иного развития страны. Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой системы, поэтому функция налогообложения рассматривается как реализация соответствующих властных полномочий государства. Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, так как налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Я считаю, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства). [11, с.84] Другой частью рассматриваемой функции является финансовый контроль. Он выступает как один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др. Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др. Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В российском государстве в этом качестве выступают Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др. В этом контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации. В юридической литературе функцию налогообложения и финансового контроля нередко трактуют не как самостоятельную, а в качестве вспомогательной и во многом обслуживающей по отношению к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую природу данной функции. Однако на переходных этапах развития общества, в период его реформирования, которое сопровождается становлением новых рыночных структур и механизмов, функция налогообложения и финансового контроля приобретает особое значение и может быть выделена в качестве самостоятельной. Она отличается от других функций не только своеобразием сферы применения, но и формами и методами осуществления: проведение проверок, ревизий, установление нормативов деятельности субъектов мерами воздействия и др.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg