Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

irina_krutyash 3480 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 116 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2019
Объект исследования: особенности речевого развития детей раннего возраста. Предмет исследования: коррекционно-педагогический процесс, направленный на преодоление недостатков речевого развития у детей раннего возраста в системе ранней комплексной помощи. Цель исследования: разработка эффективных путей преодоления нарушений речевого развития детей раннего возраста в системе ранней комплексной помощи детям с ОВЗ. Гипотезы исследования: Отставание в формировании речи у детей раннего возраста отрицательно влияет на все их психическое развитие. Для преодоления задержки в развитии речи детей необходим комплексный подход, учитывающий особенности познавательного, двигательного, социального и речевого развития ребенка раннего возраста. Эффективность ранней логопедической помощи будет зависеть от системного подхода в диагностике и коррекции нарушений; времени начала коррекционно-педагогических мероприятий; организации оптимального взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста с проблемами развития. В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи: • Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. • Отобрать методы и апробировать конкретные приемы изучения речевого развития детей раннего возраста. • Выявить особенности формирования речи детей раннего возраста, имеющих отставание в речевом развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. • Разработать основные направления и содержание ранней логопедической помощи детям с риском возникновения задержки речевого развития. • Определить и апробировать специальные педагогические условия для преодоления недостатков развития детей в системе ранней комплексной помощи. • Оценить эффективность предложенных коррекционно –педагогических мероприятий. Теоретико-методологическую основу исследования составили: культурно-историческая теория развития высших психических функций; учение о коррекции и компенсации отклонений в ходе специального обучения, соотношении «зоны актуального и ближайшего развития» (Л.C. Выготский); учение о единстве и сложном взаимодействии биологического и социального факторов в развитии (Л.C. Выготский, Л.И. Божович, В.З.Кантор, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, H.H. Малофеев, Е.А. Медведева, Н.М. Назарова, ;У.В.Ульенкова и др.); системный и комплексный подход к процессу развития ребенка (П.К. Анохин, H.A. Бернштейн, В.И. Бельтюков, Е.М. Мастюкова, В.Н. Садовский); положении о необходимости дифференцированного и индивидуализированного подхода в системе коррекционной помощи детям с нарушениями развития (Л.С.Выготский, О.А.Денисова, В.В.Лебединский, В.И.Лубовский, Е.А.Стребелева, У.В.Ульенкова и др.); концепция ранней комплексной помощи ребенку с отклонениями в развитии (Е.Р. Баенская, Е.А. Екжанова, Э.И. Леонгард, H.H. Малофеев, , Е.М.Мастюкова, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева); концепция психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с отклонениями в развитии (И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева). Методической базой явились работы в области воспитания детей раннего возраста и преодоления недостатков речевого развития в раннем возрасте (Н.М. Аксарина, Е.Ф. Архипова, Громова O.E., Екжанова Е.А., Жукова Н.С., Лисичкина Ю.А. Мишина Г.А., Мастюкова Е.М. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Стребелева Е.А.). Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое структурированное наблюдение за детьми, беседа с родителями и воспитателями, изучение педагогической и медицинской документации, экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент), методы качественно-количественной анализа результатов исследования. Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования стал «Бэби-клуб» - международная франчайзинговая сеть центров развития детей от 8 месяцев до 7 лет. Исследование проводилось с июня 2017 г. по декабрь 2018 г. В исследовании принимали участие дети в возрасте 2-3 лет в количестве 29 чел. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап (июнь 2017 – август 2017) - поисково-теоретический. На этом этапе происходил анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, определялся объект, предмет и методологические основы исследования, формулировалась гипотеза, цель и задачи исследования. Второй этап (сентябрь 2017 - апрель 2018) - экспериментальный. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа для определения исходного уровня речевого и общего психического развития детей раннего возраста с отставанием в развитии речи и их нормально развивающихся сверстников. Был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого была апробирована система логопедической помощи детям раннего возраста и специальные педагогические условия, необходимые для повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с проблемами развития. Третий этап (май 2018 года - декабрь 2018 года) - заключительно-обобщающий. На этом этапе происходила оценка эффективности проведенных коррекционно-педагогических мероприятий, обработка полученных данных и их систематизация, формулировались выводы исследования, оформлялся текст магистерской диссертации. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные позволили: расширить представления об особенностях комплексного сопровождения детей раннего возраста с проблемами развития; уточнить особенности развития когнитивной и двигательной сферы детей раннего возраста с риском возникновения задержки речевого развития; научно обосновать и разработать педагогическую технологию для преодоления задержки в развитии речи детей раннего возраста. Практическая значимость исследования заключается в том, что комплекс разработанных мероприятий может быть использован в повседневной работе педагогов и воспитателей, повышая эффективность развития языковой способности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. На защиту выносятся следующие положения: 1. Дети раннего возраста с недостатками в речевом развитии представляют собой неоднородную группу как по уровню речевого, так и по уровню социального, двигательного и познавательного развития. 2. Эффективность ранней комплексной помощи зависит от соблюдения следующих специальных психолого-педагогических условий: учет степени сформированности предпосылок речевого развития детей при организации ранней логопедической помощи; специально организованная среда, начиная с первых лет жизни ребенка; использование в коррекционной работе педагогического потенциала семьи ребенка; тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса. Структура и объем работы. Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего .. наименований и приложений. Апробация результатов исследования. По теме исследования опубликована статья …. в сборнике…
Введение

Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их родителям вызывает особый интерес у специальных психологов и дефектологов. Важнейшей причиной актуальности ранней комплексной помощи является то обстоятельство, что во всех странах мира число новорожденных детей с недостатками развития неуклонно увеличивается. К примеру, в России 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья [60, с.6]. В связи с этим представляется важной проблема стимуляции всех областей развития особого ре¬бенка на ранних этапах онтогенеза. У здоровых детей развитие в значительной мере происходит путем спонтанного обучения в процессе общения с близкими людьми. Однако ребенок, родившийся с функциональными ограничениями, с сенсорными, интеллектуальными или моторными нарушениями развития, оказывается в состоянии не равных возможностей по сравнению со сверстниками. Поэтому детям ОВЗ гораздо сложнее без специальных развивающих программ, как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, стать состоятельными в дальнейшей жизни. Для ребенка с ОВЗ ранняя комплексная помощь, направленная на выявление, обследование, коррекцию физических и психических нарушении?, индивидуализированное обучение ребенка, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника. В связи с этим следует отметить, что ценность исследований ранней комплексной помощи детей с ОВЗ заключается в определении адекватных методов, призванных влиять на улучшение условии? развития детей. Известно, что наиболее интенсивно в раннем возрасте развивается речь ? важнейший компонент успешной социализации ребенка. Овладение речью в первые годы жизни влияет на перестройку всех психических процессов малыша, на качественное изменение мышления, восприятия, памяти, совершенствует все виды деятельности и социализацию ребенка. По отношению к нарушениям речевой функции детей реннего возраста в отечественной науке принято использовать термин «задержка речевого развития» (далее ЗРР). Данная категория детей с ЗРР рассматривается в проблемной области неврологии, психологии, педагогики, а анализ научных данных свидетельствует о том, что этим детям необходимо раннее предотвращение и преодоление отставания в речи. Многочисленные исследования специалистов из разных психологических направлений убедительно показывают, что нарушения различных форм речевой деятельности в той или иной степени влияют на психическое и умственное развитие ребенка. Без необходимых занятий по развитию речи и своевременной психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития и препятствует социальной адаптации ребенка. Если ребенок не получает специальной помощи в сензитивные сроки своего развития, отклонения в его развитии могут оказаться необратимыми. На социально-педагогическом уровне актуальность нашего исследования связана с увеличением числа детей, которые имеют задержку в развитии речи и необходимость сопровождать и адаптировать их в современном обществе. Степень научной разработанности. Многие исследователи из разных областей специальной педагогики занимались исследованием ранней комплексной помощи детям с ОВЗ. Так, Е.А. Антонова, А.И. Ахметзянова, Е.Ф. Архипова, Е.М. Мастюкова О.Г. Приходько, У.В. Ульенкова указывают на необходимость и целесообразность раннего начала коррекционно-педагогической работы с детьми независимо от вида, имеющегося у них дефекта. Исследованием коррекционно-педагогического сопровождения детей с задержкой речевого развития занимались Е.Ф. Архипова, Т.Ю. Бардышева, Е.Н. О.П. Заболотских, Л.П. Григорьева, Моносова, Е.Н. Винарская, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Л.С. Сосковец, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Н. Г. Лутонян, Р.Е. Левина, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Л.В. Лопатина, О.Н. Лиманская, В. Г. Петрова, Т.Б. Филичева и др. В исследованиях, посвященных изучению детей с ЗРР в раннем детстве, приводятся отдельные общие положения и факты. В качестве важнейших предпосылок формирования речи, по мнению исследователей, выступают развитие моторной и сенсорной сфер.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 10 1.1. Формы, методы и средства сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья 10 1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей раннего возраста 21 1.3. Проблемы ранней логопедической помощи детям с ограниченными возможности здоровья 37 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 44 2.1. Характеристика участников и методов исследования 44 2.2 Методика изучения речи детей раннего возраста 47 2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 52 ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ 65 3.1. Основные направления и содержание логопедической работы с детьми в системе ранней помощи 65 3.2. Специальные педагогические условия, необходимые для реализации задач ранней логопедической помощи 74 3.3. Оценка эффективности проведенных коррекционно-педагогических мероприятий 77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87 ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Список литературы

1. Закон г. Москвы от 10.03.2004 N 14 (ред. от 25.06.2014) "Об общем образовании в городе Москве" 2. ре Антонова Е.А. Ранняя ре специальная помощь в ре инклюзивном образовательном ре процессе // Инклюзивное ре образование: методология, ре практика, технология. – 2011. ре Материалы международной ре научно-практической ре конференции 20-22 июня 2011: ре под ред. С.В. ре Алехиной. – М.: МГППУ, 2011. 3. Ахметзянова А.И. Формирование жизненной компетенции у детей с сочетанными нарушениями в условиях Лекотеки // Теория и практика общественного развития Научный журнал ISSN 1815-4964 (print) ISSN 2072- 7623 (online). – ООО «Издательский дом «Хорс».-2013.- № 4. 2. 4. Ахметзянова А.И. Становление и развитие ранней помощи детям с нарушениями в развитии в России и за рубежом // Неврологический вестник — 2015 — Т. XLVII, вып. 1. 5. Архипова Е.Ф. Организация и содержание образования детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ в ДОО // Современное дошкольное образование. - 2016. - № 5. 6. Архипова, Е. Ф. Инновационная модель комплексного сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями : диссертация ... доктора педагогических наук / Архипова, Е. Ф. – Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова, 2009. 7. Агавелян, О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития – Челябинск: Издательство «Мирос», 1999. 8. ре Аметова, Л. А. Формирование ре арт-терапевтической ре культуры младших ре школьников «Сам ре себе арт-ре терапевт». М.: Московский ре государственный открытый ре педагогический университет, 2003. 9. Бадалян О.А. Невропатология М. Просвещение 1987. 10. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. Подготовительная к школе группа. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. 11. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 12. ре Браткова, М. В. Особенности ре развития предметных ре действий у детей ре раннего возраста с ре органическим поражением ре ЦНС / М. В. Браткова // ре Дефектология. – 2006. – № 2. 13. Бобылова М.Ю., Браудо Т.Е., Казакова М.В., Винярская И.В. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию // Русский журнал детской неврологии. 2017. №1. 14. Бушинская, Е. А. Задержка речевого развития: новый взгляд на проблему речевого развития малыша / Е. А. Бушинская // Новый университет. – 2014. – №7. 15. Варга А.Я. ре Структура и типы ре родительского отношения: ре Автореф. канд. ре дис. – М., 1986. 16. Венгер А.Л. ре Психологические рисуночные ре тесты: Иллюстрированное ре руководство. - М.: Изд-ре во ВЛАДОС-ре ПРЕСС, 2003. 17. Винарская Е.Н. ре Раннее речевое ре развитие ребенка и ре проблемы дефектологии: ре Периодика раннего ре развития. Эмоциональные ре предпосылки освоения ре языка. - М.: Просвещение, 2011. 18. Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Талант и поклонники. – М., 2001. 19. Воропаева. И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников: метод. пособие. – М.: Изд-во ИПК и ПРИМ О, 1993. 20. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей.- С.-Петербург, 1993. 21. Выготский, Л.С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Геззела. Предисловие к книге А. Гезелла «Педагогия раннего детства» – М.: Госучпедиздат, 1932. 22. Выготский, Л. С. История развития высших психологических функций. – М.: Изд-во Акад. педагог, наук, 1998. 23. Выготский, Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции / Комментарии В.В. Иванова. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Лабиринт, 1998 24. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М.: Лабиринт, 1999. 25. ре Гальперин, П.Я. Введение в ре психологию: Учебное ре пособие для ре вузов / П.Я. Гальперин. – М.: ре КДУ, 2006. 26. Глухов, В.П. ре Из опыта ре логопедической работы ре по формированию ре связной речи ре детей с ОНР ре дошкольного возраста ре на занятиях ре по обучению ре рассказыванию / В.П. Глухов // ре Дефектология. – №4. – 1994 27. Глухов В.П. ре Методика формирования ре связной монологической ре речи дошкольников с ре общим недоразвитием ре речи. М., 2004. 28. Гирилюк Т. Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии : диссертация ... кандидата педагогических наук - Екатеринбург, 2007 29. Григоренко Н. Ю. Специфика речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Педагогическое образование в России. 2017. №2. 30. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. 31. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2002. 32. Ефименкова Л.Н. ре Формирование речи у ре дошкольников. – М., 1985. 33. Жукова И.С., ре Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. ре Преодоление общего ре недоразвития у дошкольников. – М., 1990. 34. Заболотских О. П. Педагогические условия коррекции детей с задержкой речевого развития средствами искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Йошкар-Ола, 2004 35. ре Ковалев В.В. Психиатрия ре детского возраста: ре Руководство для ре врачей: изд. 2-е, ре переработанное и дополненное /В.В. ре Ковалев.— М.: Медицина, 1995 36. ре Коррекция нарушений ре речи у дошкольников: ре Часть 1. Организационные ре вопросы программно-ре методического обеспечения / ре Под. ред. Л.С. ре Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005. 37. Коррекция ре нарушений речи у ре дошкольников: Часть 2. ре Обучение детей с ре общим недоразвитием ре речи в условиях ре ДОУ / Под. ре ред. Л.С. Сосковец. – М.:ре АРКТИ, 2006. 38. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ЧП Секачев В.Ю., 1999. 39. Коррекционно-ре педагогическая работа в ДОУ для ре детей с нарушениями ре речи./ под ре ред. Гаргуши Ю.Ф., М., 2002. 40. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. –М.: Гном-Пресс, 1999. 41. ре Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. ре Коррекция общего ре недоразвития речи у ре дошкольников. – СПб.: ре Союз, 2011. 42. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий .-М.: ТЦ Сфера, 2009. 43. Лопатина Л.В. ре Логопедическая работа с ре детьми дошкольного ре возраста с минимальными ре дизартрическими расстройствами. –ре СПб.: Издательство «ре Союз», 2005. 44. Лопатина Л.В., ре Серебрякова Н.В. «Логопедическая ре работа в группах ре дошкольников со ре стёртой формой ре дизартрии». СПб, ре Образование, 1994. 45. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 46. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - Изд. 4-е, стереотипное. - М. : Комкнига, 2007. 47. Матвеева Н. Н. Психологические условия изучения и коррекции задержки речевого развития в раннем возрасте : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 : Н. Новгород, 2004 48. Овчарова Р.В. ре Справочная книга ре школьного психолога. – М.: «ре Просвещение», «Учебная ре литература», 1996. 49. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: «Педагогика». - 1977. 50. Петрухин А.С. Детская неврология. В 2 т. Т. 2. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 51. Психологический ре словарь / под ре ред. В. П. Зинченко, Б. Г. ре Мещерякова – 2-е изд., ре перераб. и доп. – М. : ре Педагогика-Пресс, 1996. 52. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) [Текст] / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. – СПб. : Речь, 2005 53. ре Приходько О. Г. Система ре ранней комплексной ре дифференцированной коррекционно-ре развивающей помощи ре детям с церебральным ре параличом: диссертация ... ре доктора педагогических ре наук - Москва, 2009 54. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего возраста // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. 55. Процко Т.А. Психолого–педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы: учебно–метод. пособие. – Мн.: БГПУ им.М.Танка, 2000 56. Ранняя комплексная помощь детям с особенностями психофизического развития/ авт.-сост. С.В. Лауткина. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. 57. ре Ранняя помощь ре детям с ограниченными ре возможностями здоровья: ре учеб. пособие ре для СПО / Л. И. ре Аксенова. — М.: Издательство ре Юрайт, 2018. 58. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986. 59. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. 60. Система ре ранней помощи ре детям с ограниченными ре возможностями здоровья и ре их родителям / О. Г.ре Приходько, О.В. Югова ; ре АНО «Совет ре по вопросам ре управления и развития». – ре Москва : ООО «ре Деловые и юридические ре услуги “ЛексПраксис”», 2015. 61. ре Соловьев И. М. Психология ре познавательной деятельности ре нормальных и аномальных ре детей. Сравнение и ре познание отношений и ре предметов. – М.: Просвещение, 1966. 62. Соснина Н. В. ре Взаимодействие дошкольного ре образовательного учреждения с ре семьей / Н. В. Соснина, Е. М. ре Старобина // Человек и ре образование. — 2010. — № 4 (25) 63. Соботович E. Ф. Механизмы речевой деятельности в норме и патологии // Дети с проблемами в развитии. - 2004. 64. Ткачёва В.В. ре Семья ребенка с ре ограниченными возможностями ре здоровья: диагностика и ре консультирование. - М.: Национальный ре книжный центр, 2014. 65. ре Филиппова Г.Г. Психология ре материнства: учеб. ре пособие. М.: Изд-ре во Института ре психотерапии, 2002. 66. Филичева Т.Б. ре Коррекционное обучение и ре воспитание детей 5-ре летнего возраста с ре общим недоразвитием ре речи / Т.Б.Филичева, Г.В.ре Чиркина. – М., 1991. 67. Филичева Т. Б. ре Программа коррекционного ре обучения и воспитания ре детей с общим ре недоразвитием речи 6-ре го года ре жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. ре Чиркина. – М.: АПН ре РСФСР, 1989. 68. Филичева Т.Б., ре Чиркина Г.В. Устранение ре общего недоразвития ре речи у детей ре дошкольного возраста: ре Практическое пособие. – М.: ре Айрис-пресс, 2004. 69. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 70. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность : учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : Модэк, 2004. 71. Чиркина, Г. В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в развитии речи детей / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – №8. 72. ре Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ре ребенок в семье и ре обществе. Социализация ре детей с нарушением ре интеллекта – СПб. : ре Изд-во «ре Дидактика Плюс», 2002. 73. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 74. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет / Е.А. Янушко. – М. : Теревинф, 2007
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 1.1. Формы, методы и средства сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья Трудности, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ, иногда настолько серьезны, что для большинства из них становятся непреодолимыми. Для них наиболее характерным является нахождение на расстояние от жизни общества, наличие проблемы примирения со своим положением и преодоление психологического дискомфорта, а в будущем трудности в обучении, участие в общественной жизни, поиске работы, создание семьи. Поэтому вопросы психолого-педагогической помощи и реабилитации становятся основными в жизни этих людей с самого рождения. В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «ранняя комплексная помощь». О.Г. Приходько под системой ранней помощи детям понимает «специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, которая создает благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), качественного изменения возрастных новообразований, образовательной и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим» [53]. По мнению С.В. Лауткиной «ранняя комплексная помощь – система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушении?, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до 3 лет с психолого-медико-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждения образования и организации? здравоохранения» [56, с.47]. В Законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве» дано следующее определение понятия ранняя помощь – это «семейно-ориентированная комплексная психолого- педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций либо отклонения от них, а также риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей» [1]. На наш взгляд, ранняя комплексная помощь представляет собой область междисциплинарных знаний, которая исследует теоретические и практические основы комплексных услуг для детей первых месяцев и лет жизни из групп генетического, медицинского и социального риска отставания в развитии. Ранняя комплексная помощь представляет собой часть системы, специального образования, которая влияет на улучшение условий для развития детей с ОВЗ, а также детей, развитие которых вызвано множественными факторами риска. От эффективной организации раннего комплексного ухода в значительной степени зависит предотвращение инвалидности и (или) снижение риска инвалидности и ограничения жизнедеятельности. Рассматривая вопросы ранней комплексной помощи следует выделить два понятия: абилитация и реабилитация. Абилитация –представляет собой систему учебно-педагогических мероприятий, которые предупреждают и коррегируют различные патологические состояния у детей раннего возраста, не адаптировавшихся к социальной среде и имеющих стойкие нарушения, приводящие к невозможности, учится, а в дальнейшем социализироваться [9, с.273]. В качестве прикладных задач абилитационной педагогики можно определить следующие: - разработка и организация различных региональных моделей системы ранней помощи; - создание программно-методического обеспечения для служб ранней помощи; - разработка программно-методического обеспечения абилитационных мероприятий с момента постановки диагноза ребенку; - определение объема различных мероприятий помощи, форм их реализации в рамках индивидуальной программы развития для конкретного ребенка; - разработка программно-методического обеспечения «командной работы специалистов»; - формирование абилитационной компетентности родителей; - динамическое наблюдение за ходом психофизического развития ребенка с ОВЗ и коррекции изменений в ходе реализации программ обучения на различных этапах сопровождения в зависимости от потребностей ребенка и его семьи. Реабилитация представляет собой систему терапевтической и педагогической деятельности, направленную на профилактику и лечение патологических состояний, приводящих к временной или постоянной инвалидности. Целью абилитации и реабилитации является, насколько это возможно, быстрое восстановление способности жить и работать в обычной среде. Если патологическое состояние ребенка, возникло в раннем возрасте, то речь идет об абилитации, поскольку ребенок в этом возрасте еще не сформировал двигательные стереотипы, гностико-практические и речевые функции. К тому же ребенок не обладает навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. Вопросы оказания ранней комплексной помощи детям с ОВЗ отражены в текущих федеральных государственных требованиях (ФГТ), где в частности обращается внимание на то, что коррекция должна быть направлена на психическое и физическое развитие данных детей и носить индивидуально-ориентированных характер, который подразумевает адекватность выбора условий и методических средств работы с детьми. В контексте абилитационной педагогики процесс медико-психолого-педагогической поддержки ребенка с инвалидностью, в зависимости от времени определения нарушения включает помощь в организации скрининга новорожденных, раннюю диагностику основных функциональных областей развития ребенка, медицинскую коррекцию, реабилитацию, психологическую и педагогическую помощь и раннее начало образования. Такой комплексный подход, согласно ряду исследований, уменьшает количество детей в группах риска на 50% и дает шанс детям с ОВЗ на равные возможности в образовательном процессе [57, с.12]. Ранняя комплексная помощь содержит достаточно обширный перечень долгосрочных медико-психологических и социально-педагогических услуг, предназначенных для семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ с задействованием специалистов разных профилей. Это система специально организованных мероприятий, каждый элемент которой можно рассматривать как самостоятельную деятельность учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты: 1) Обнаружение ребенка с задержкой или риском развития задержки, предполагая единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую службу раннего ухода. 2) Определение уровня развития ребенка и разработка индивидуальных программ раннего образования. 3) Образование и консультирование семьи. 4) Первичная помощь в реализации программ развития, как в семейной среде, так и в специально организованной педагогической среде, которая отвечает особым образовательным потребностям ребенка группы развития. 5) Целенаправленная работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка. 6) Психологическое и правовое обеспечение семьи. 7) Ранняя запланированная и (или) экстренная медицинская коррекция 8) Координация деятельности всех социальных учреждений и служб в предоставлении полного спектра семейных и детских услуг в рамках индивидуальной программы развития. Для оказания помощи детям с ОВЗ в младенчестве и их семьям в России была создана система ранней психологической и педагогической помощи детям и их семьям. Службы ранней помощи детям с ОВЗ поддерживают родителей в приобретение знаний и навыков, необходимых для выявления и развития способностей ребенка и предотвращения возможных осложнений, а также оказывают практическую помощь детям и семьям. В главные задачи служб входят: - «выявление детей раннего возраста, нуждающихся в ранней специальной помощи; - своевременная коррекция и профилактика отклонений в развитии ребенка раннего возраста; - квалифицированная помощь семье ребенка с ОВЗ раннего возраста; - методическая помощь педагогам МДОУ в вопросах организации и проведения образовательной работы с детьми раннего возраста, имеющими ОВЗ» [2, с.114]. Основные направления деятельности Службы ранней помощи представлены на рис. 1.1. Рисунок 1 - Основные направления деятельности Службы ранней помощи [60, с.9] Таким образом, служба ранней помощи направлена на восстановление способностей ребенка к самостоятельной общественной и семейно - бытовой деятельности. Службы ранней помощи - это центры всесторонней поддержки индивидуального развития детей. Здесь специалисты в различных областях - врачи, психологи, учителя - собираются вместе, чтобы направлять свои усилия, чтобы помочь каждому ребенку, испытывающему трудности в росте, общении, адаптации к меняющимся условиям образования и воспитания. Универсальные ценности демократического общества: уважение к уникальной личности; признание права на собственный выбор; ценность его движения к формированию самосознания, самостоятельности, саморазвитию. Выявление отклонений в психофизическом развитии у детей – это мультидисциплинарная работа осуществляемая совместными усилиями разных специалистов, работающих в одной команде (также сюда входят родители ребенка). Системе ранней помощи детям с ОВЗ состоит из взаимосвязанных разноуровневых этапов: 1-й этап. Медицинский осмотр. Пренатальный скрининг (от англ. Screening - отбор, сортировка) - это массовое исследование беременных женщин с целью выявления группы повышенного риска по врожденным порокам развития, хромосомным аномалиям и моногенным заболеваниям. Пренатальный скрининг показан абсолютно всем беременным женщинам. Этот вид обследования позволяет оценить состояние плода и наличие врожденных болезней. Пренатальный скрининг поможет выявить также признаки наиболее распространенных генетических заболеваний и хромосомных аномалий. С его помощью специалисты могут обнаружить риск таких аномалий плода в I триместре: синдром Дауна – трисомии 21 хромосомы; синдром Эдвардса; дефект нервной трубки и т.д. 2-й этап. Всестороннее обследование детей младенческого и раннего возраста в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) В составе комиссии работают: детский врач-психиатр, врач-педиатр, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, а также учителя-логопеды. Цель обследования - своевременное выявление особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей. 3-й этап. Диагностическое сопровождение детей с ОВЗ в службе ранней помощи, которая включает в себя: - углубленную психологическую и педагогическую экспертизу, разработку индивидуальной коррекционно-развивающей программы; - изучение ребенка для оценки динамических изменений, внесение изменений в индивидуальную программу; - окончательный обзор для оценки эффективности пребывания в службе ранней помощи. Система диагностического обеспечения направлена на разработку специальных программ для ребенка с ОВЗ и его родителей, а также на сокращение разрыва между временем определением первичного нарушения и началом целенаправленной коррекционной помощи и предполагает обязательное включение родителей в этот процесс с оценкой эффективности раннего вмешательства. 4-й этап. Всестороннее, целостное изучение ребенка на психолого-медико-педагогическом-консилиуме (ПМПк), разработка индивидуальных рекомендаций для обеспечения эффективного выстраивания взаимодействия; оказание помощи в выборе наиболее эффективных методов индивидуальной работы с ребенком; консультирование участников в решении сложных и конфликтных ситуаций; отслеживание результативности психолого-медико-педагогического сопровождения; организация взаимодействия всех специалистов, родителей; ведение документации, отражающей развитие ребенка с ОВЗ. Всеобъемлющее воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, осуществляемое на основе совместной деятельности психологов, дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников, родителей, основывается на разработке и реализации программ развития и корректировки. В этом направлении во всех службах выполняются следующие виды работ: - составление индивидуальных программ развития ребенка для реализации в семье и в ДОУ; - проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми; - проведение групповых занятий; - домашнее визитирование; - обучение родителей практическим коррекционным приемам на занятиях с детьми. Основная цель развития и воспитания детей первых лет жизни – психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития ребенка, способствующее адаптации и социализации ребенка на основе удовлетворения его потребностей. Основные условия развития ребенка от 1 до 3 лет: - обеспечение предметно-пространственной развивающей среды; - создание благоприятных условий для социального, познавательного, речевого и двигательного развития; - стимуляция адаптационных механизмов, направленных на охрану и укрепление здоровья детей; - организация работы с семьей с целью психолого-педагогического просвещения родителей по уходу за детьми первых лет жизни, их воспитанию и развитию [60, с.57]. Важнейшая роль в системе раннего вмешательства отводится родителям (законным представителям ребёнка): их активность и мнение являются столь же значимыми, как и участие профессионалов. Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, рассматривает его как структуру реабилитации, которая изначально имеет потенциал для создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Предоставление всесторонней помощи родителям с детьми с ОВЗ в образовании и обучении ребенка осуществляется всеми специалистами службы раннего ухода. Родители в ходе коррекционной работы с ребенком под руководством специалистов осваивают основные элементы корректирующих действий на определенный период, получая четкие и подробные инструкции для занятий с детьми дома. Кроме того, специалисты работают над созданием отношений между взрослыми и детьми, выявляя особенности развития, в зависимости от диагноза и индивидуальных особенностей ребенка. Специалисты службы ранней помощи для повышения педагогической компетентности родителей используют разнообразные формы работы: - групповые консультации; - круглые столы для родителей и специалистов; - консультирование родителей через интернет; - практические психолого-педагогические тренинги по программам, разработанным специалистами службы ранней помощи; - анкетирование; - родительские клубы. Важнейшими условиями эффективного участия родителей в коррекционно-развивающем процессе являются формирование у родителей адекватных представлений о структуре нарушений и его индивидуальных возможностях, повышение педагогического потенциала родителей, а также развитие гармоничных детско-родительских отношений. Сосредоточение внимания на семье побудило специалистов к необходимости разработки стратегий и процедур оценки семьи. Цели оценки семьи при ранней комплексной помощи практически аналогичны тем, которые обычно устанавливают для оценки ребенка: - определять потребности и сильные стороны семьи; - устанавливать адекватные краткосрочные и долгосрочные цели; - выявление услуг служб вмешательства; - определить области для оценки эффективности раннего вмешательства. Раннее вмешательство, которое имеет возможность реализовать широкий спектр услуг, ориентированных на семью, считается наиболее эффективным. Одним из наиболее важных положений ранней комплексной помощи является тот, что семья и родственники ребенка с ОВЗ являются частью команды раннего вмешательства, и становятся центральными фигурами в процессе выявления сильных и слабых сторон на основе которого строится последующее внедрение индивидуального плана обслуживания. Таким образом, содействие развитию детей младшего возраста осуществляется путем поддержки функционирования семьи в качестве основной среды ребенка путем включения членов семьи в коллективную работу профессионалов. Специалисты (врачи, учителя дефектологии, логопеды, педагогические психологи, социальные педагоги и т. д.) при содействии педагогов, службы ранней помощи разрабатывают индивидуальные реабилитационные программы для детей-инвалидов. В таких программах запланирован комплексный план мероприятий по психологической, педагогической и социальной реабилитации, соответствующий возрасту и личностным характеристикам ребенка, а также уровню тяжести ограничений его жизненной деятельности. Большинство семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, впервые сталкивающихся с проблемой «незнания» причин нарушения развития ребенка, не умеют взаимодействовать со специалистами различных служб. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка раннего возраста имеет большое значение на этапе раннего развития. И чем раньше она будет оказана, тем эффективнее будут результаты. Для оказания помощи родителям детей раннего возраста с ОВЗ существуют различные службы. Так, например, основная цель лекотеки - обеспечение психолого-педагогического сопровождения неорганизованных детей с задержкой речевого развития в возрасте от от 2 мес. до 7 - ми лет и психологическая поддержка их семей. Цель службы ранней помощи состоит в предоставление комплексной психолого-педагогической и социально-педагогической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ от 2 мес. до 4-х лет для содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе. Цель консультационного пункта (КП) - предоставления психолого-педагогических услуг по оказанию консультативной и методической помощи семьям детей с ОВЗ, по вопросам воспитания и развития детей. КП действует в основном на базе ДУ.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg