Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Психолого-педагогическое исследование зависимого поведения подростков и его предупреждение

irina_krutyash 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2019
Объект исследования: специфика предрасположенности к возникновению зависимого поведения в подростковом возрасте. Предмет исследования: формы работы по психопросвещению и психопрофилактике зависимого поведения в подростковом возрасте (в целевой аудитории подростков и их родителей). Гипотеза исследования: любой вид подростковой зависимости может быть предупрежден, если придать этой увлеченности более рациональный характер и сделать совместную досуговую деятельность школьников, детей и их родителей более разнообразной. Цели исследования - на основе изучения научной литературы и проведенного диагностического исследования: 1) выявить специфику предрасположенности к возникновению зависимого поведения в подростковом возрасте; 2) разработать рекомендации и экспериментальную программу по психопрофилактике подростков и психопросвещению родителей для предупреждения возникновения зависимого поведения в подростковом возрасте (в целевой аудитории подростков и их родителей). Задачи, подлежащие решению: 1. Провести анализ научно – методической литературы по проблеме исследования. 2. Провести обследование подростков по выявлению предрасположенности к возникновению зависимого поведения, используя диагностические методики. 3. Разработать практические рекомендации и экспериментальную комплексную программу реализации психопрофилактики подростков и психопросвещения в целевой аудитории подростков и их родителей. База исследования: Государственное (областное) бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной защиты» г. Липецка. Обследовалась группа подростков, в возрасте 10- 15 лет, в количестве 40 человек. Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ передового педагогического опыта учреждения; беседы и наблюдение; анкетный опрос подростков; диагностическое изучение личности, статистическая обработка данных исследования. Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной программы психологической профилактики и психологическом просвещении целевой аудитории подростков и их родителей. Полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы в практике работы психологов, других специалистов общеобразовательных учреждений по выявлению предрасположенности к возникновению зависимого поведения в подростковом возрасте и использовании разработанной комплексной программы. Одной из основных целей деятельности специалистов - психологов является формирование здоровых, воспитывающих отношений в социуме, что содействует становлению и развитию у взрослых и подростков общей системы интересов и ценностей. Психолог по своему профессиональному назначению должен стремиться, по-возможности, предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана) и, таким образом, оздоровить окружающую подростка микросреду. Исследование проводилось в 3 этапа. Первый этап – поисковый. На этом этапе проходило накопление, изучение и анализ психологической, педагогической, философской, социологической литературы по избранной проблеме, определение базы и контингента исследуемых подростков. Второй этап – исследовательский. На этом этапе проводилась диагностическая исследовательская работа по изучению индивидуальных особенностей подростков, их социального окружения, причин, послуживших поводом к зависимому поведению, разработка и внедрение экспериментальной комплексной программы психологической профилактики и психологическом просвещении целевой аудитории подростков и их родителей. Третий этап – обобщающий. На этом этапе проводилось теоретическое осмысление материала, анализ экспериментальных полученных данных, их интерпретация и обобщение; литературное оформление работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, приложения.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время, когда идут быстрые процессы социально-экономических, политических изменений в современном российском обществе, особенно трудно приходится молодому поколению, с неустановившимися взглядами, подвижной системой ценностей. Особенно важным нам представляется осознание этого факта применительно к формированию жизненных ценностей у подростков. Анализ научной литературы и практики психолого-педагогической работы образовательных учреждений показал, что особенно остро стоит проблема профилактики зависимого поведения в подростковом возрасте. Растёт зависимое поколение подростков, мнением и желанием которых мало кто интересуется, которые находятся под воздействием негативных факторов, отражающих особенности окружающей социальной среды. Слабеет внимание к личности подростка, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвигают целый ряд проблем, одной из которых является проблема предрасположенности к возникновению зависимого поведения в подростковом возрасте - это категория подростков, которая требует особого внимания со стороны родителей, психологов, педагогов и широкого круга специалистов. В век высоких технологий трудно найти человека, не знакомого с компьютером и всемирной паутиной. Несмотря на широчайшее распространение этих благ цивилизации, они являются опасным инструментом в руках подростков – носителей еще неокрепшей психики. Игровая или интернет-зависимость – аддикция сродни наркотической. Она также влечет за собой множество последствий и сказывается на развитии психики и личностных качествах взрослеющего человека не лучшим образом. В действительности, когда виртуальный мир становится интереснее окружающей действительности или выступает способом избегания пугающих или неудовлетворительных обстоятельств, эта проблема заставляет подростка проводить большее количество времени за компьютером. Проблема заключается в том, что отсутствие ощущения успешности в реальной жизниподросток по тем или иным причинам чувствует себя несостоявшимся и компенсирует это достижениями в виртуальном мире. Решение этой проблем требует создания новых программ социально-правовой, психолого-педагогической поддержки детства, разработки комплексных программ психологической профилактики и психологическом просвещении целевой аудитории подростков и их родителей. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, так как компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги и т.п. [14]. В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе, играть в компьютерные игры [27]. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации, следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами [26, С 169]. Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XXвека. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл и др.) [16, С 128]. Таким образом, возникла проблема между растущей увлеченностью компьютерными играми как одного из видов зависимого поведения подростков и недостаточной разработанностью вопросов психопрофилактики и психопросвещенияподростков и их родителей в практической деятельности психологов и других специалистов. С учетом этого сделан выбор темы исследования: «Психолого-педагогическое исследование зависимого поведения подростков и его предупреждение».
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретический анализ различных типов зависимого поведения в подростковом возрасте………………………………………………………….9 1.1 Особенности развития и становления личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………………9 1.2 Характеристика различных типов зависимого поведения в подростковом возрасте……………………………………………………………………………14 1.3 Виртуальная компьютерная социализация как психолого-педагогическая проблема зависимого поведения подростков………………………………….19 1.4 Рекомендации по психопрофилактике и психопросвещению подростков и их родителей возникновения зависимого поведения в подростковом возрасте……………………………………………………………………………27 Глава 2. Экспериментальное исследование личности школьников по выявлению предрасположенности зависимого поведения в подростковом возрасте……36 2.1 Диагностические методики обследования личности подростков, анализ и интерпретация результатов исследования……………………………………..36 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования по выявлению предрасположенности зависимого поведения подростков…………………….45 2.3 Профилактическая деятельность психолога с зависимыми подростками и их родителями………………………………………………………………………..51 2.4 Краткое описание экспериментальной комплексной программы по психопрофилактике зависимого поведения подростков и психопросвещения родителей………………………………………………………………………….57 Заключение………………………………………………………………………..61 Список использованных источников……………………………………………66
Список литературы

1. Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве./Т.П. Авдулова //Психология обучения, 2010. – №4. – C. 28-38. 2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование - 7-е изд., - Спб.: Питер, 2007. - 688 с. 3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – 3-е изд. – М.: Наука, 2002. – 384 с. – С.274. 4. Ахрямкина Т.А., Матасова И.Я. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп. /Т.А. Ахрямкина, И.Я. Матасова. – Методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов. – Самара, 2005. – С. 17-23. 5. Бондаренко С.В. Модель социализации пользователей в киберпространстве./Технологии информационного общества. Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 3-6 ноября 2003 г. - СПб.: Издательство Филологического факультета СПбГУ, 2003. С. 5-7. 6. Бондаренко С.В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность //Научная мысль Кавказа. Приложение. 2002.- № 12 (38). - С. 32-39. 7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 2005. 8. Бурлаков, И.В. Homo gamer: Психология компьютерных игр. - М.: Класс, 2000. - 245 с. 9. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика - 2-е изд. - Спб.: Питер, 2008. - 384 с. 10. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники - 3-е изд. - М.: Ось-89, 2009. - 256 с. 11. Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии. /А.Е. Войскунский //Интернет и Российское общество. – М.: Гендальф, 2002. – С. 235-250. 12. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. Курс лекций. - Спб.: Владос, 2006. - 416 с. 13. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - 2-е изд., стер. - М.: Российская Академия Образования Московский психолого-социальный институт.- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с. 14. Дереча В.А. Человек в поисках острых ощущений. О видах и механизмах личностной зависимости. - Оренбург: Юж. Урал, 2001. - 120 с. 15. Джекобсон, Дж. Преимущества полимодального подхода к пониманию аддиктивного поведения. // Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. Пер. с англ. Р.Р. Муртазина - М.: «Класс», 2000. 16. Дранкевич Е.Д., Захаров А.Г. Интернет как фактор социализации школьников в условиях малого города. /Е.Д. Дранкевич //Молодежный научный поиск /Красноярск: Изд-во Красноярск. гос. пед. ун-та. – 2008. – № 2. – С.128-130. 17. Запевалина О.В. Интернет в контексте медиаобразования.//Молодежный научный поиск. /Красноярск: Изд-во Красноярск. гос. пед. ун-та, 2008. – № 2. – С.131-135. 18. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. - Спб.: Речь, 2007. - 104 с. 19. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. /М. Кастельс: пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. – М., 2000. – 606 с. 20. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. /под ред. Д.Б. Карвасарского. - Спб.: Питер, 2008. - 959 с. 21. Козыревская А.В., Осипов В.Е. Современное информационное пространство, его влияние на образование и социализацию человека. /А.В. Козыревская, В.Е. Осипов //Вестник восточно-сибирской государственной академии образования: Иркутск, 2010. – № 12. – С.24-30 22. Коноплицкий С. Сетевые сообщества как объект социологического анализа / С. Коноплицкий // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – № 3. – С. 167-168. 23. Косарецкая, С.В. О неформальных объединениях молодёжи. - М.: Владос, 2004. - 159 с. 24. Лебедева Н.Н. Влияние Интернета на взаимоотношения государства и общества. /Н.Н. Лебедева //Государство и право. – 2004. – № 10. – С. 84-91. 25. Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. - М.: Мнемозина, 2010. - 136 с. 26. Марченкова Н. Г. Интернет-сеть как социально-педагогический феномен в жизни современной молодежи. //Н. Г. Марченкова //Молодой ученый. Чита: Формат, 2009. – № 8. – С. 169-172. 27. Марченкова, Н. Г. Социально-педагогические аспекты профилактики компьютерной зависимости учащихся: учеб. пособие для широкого круга исследов. и практик. /Н. Г. Марченкова. Оренбург.: Принт-сервис, 2009. – 54 с. 28. Михайлова Т. В.Ценностные ориентации в системе воспитательной деятельности педагога. //Педагогический процесс: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. - М.:Чебоксары: АН ЧР, 2007. - С. 64 – 69. 29. Мишина А.А. Психологические аспекты работы с «группами риска». Профилактика и коррекция социального поведения у гемблинг зависимых. /А.А. Мишина //Материалы второй международной научно-практической конференции «Практическая психология от фундаментальных исследований до инноваций». - Тамбов: ТГУ, 2007. - С. 214-216. 30. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. - М.:ПЕР СЭ, 2005. - 333 с. 31. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с. 32. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /А.В. Мудрик;под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с. 33. Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования. - М.: ACADEMIA, 2006.-- 205 с. 34. Плешаков В. А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности. //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. /В.А. Плешаков; под ред. В. А. Сластёнина, Е. А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2005. – С. 48-49. 35. Плешаков В.А. К вопросу об определении понятия «социализирующая среда» в социальной педагогике. //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. /В.А. Плешаков; под ред. доктора педагогических наук, профессора Е. А. Левановой. – Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2000. – С. 107-109. 36. Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен. /В.А. Плешаков //Преподаватель XXI век. – СПб.: Прометей. – 2009. – № 3. – С. 32-39. 37. Психологический словарь под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд. - М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. - 479 с. 38. Психотерапия: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б.Д. Карвасарского: Спб: Питер, 2007. - 672 с. 39. Раевская Е.И. Черты личности интернет-зависимых и интернет-независимых пользователей: дис. канд. психол. наук /Раевская Евгения Ивановна. - Рига, 2002. - 164 с. 40. Розина И.Н. Интернет-сообщество специалистов в области коммуникации /И.Н. Розина //Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития. – М.: Логос, 2003. – С. 392-399. 41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2002. – 720 с. 42. Свит К. Соскочить с крючка. - Спб.: Питер, 2007. - 256 с. 43. Смагин С.Ф. Аддиктивное поведение. //Журнал «НЕВА».- Спб., 2006. 44. Смирнов А.И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. – М.: Парад, 2005. – 392 с. 45. Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Компьютер и социология подросткового неравенства. /В.С. Собкин, Ю.М. Евстигнеева //Педология. Новый век - 2000. - №4. - С. 66-69. 46. Стерледева Т.Д. Мир человека в виртуальной реальности. - Пермь: Изд-во Пермского гос. Ун-та, 2003. - 147 c. 47. Херст Д.М. «Переходные» и «аутистические» феномены при аддиктивном поведении.//Психология и лечение зависимого поведения. /Под ред. С. Даулинга. Пер. с англ. Р.Р. Муртазина. - М.: «Класс», 2000. - С. 183-196. 48. Чистякова С.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в деятельности детских общественных объединение: монография - Челябинск: ЧГАКИ, 2009. - 109 с. 49. Шадрин А. Информационные технологии и совершенствование социальных институтов. /А. Шадрин //Интернет и российское общество. – М.: Гендальф, 2002. – С. 91-117. 50. Щедрина Е.В. Обсуждение проблем влияния компьютерных игр на психику. /Е.В. Щедрина //Вопросы психологии - 2007. - №5. - С. 182-184. 51. Щекотуров А.В. Социализация подростков в эпоху средств массовой коммуникации. /А.В. Щекотуров //Социология и социальная работа. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2011. – №1(21). – С. 99-103. 52. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с. 53. Янг К.С. Диагноз - Интернет-зависимость /К.С. Янг // Мир Интернет - 2000. - № 2. - С. 24-29. 54. Интернет источники 1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. /Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войкунский, О.В. Смыслова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.relarn.ru/human/pers.html 2. Безопасность детей в интернете. – Корпорация Microsoft, 2006. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ifap.ru/library/book099.pdf 3. Вильданова И.В. Наши дети в Интернете. /И.В. Вильданова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/nashi-deti-v-internete
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический анализ различных типов зависимого поведения в подростковом возрасте 1.1. Особенности развития и становления личности в подростковом возрасте Подростковая культура начинает формироваться, когда родители отправляют ребенка в школу, где от него, особенно при переходе от начального звена обучения к среднему, требуют действовать самостоятельно. Объем обучения постоянно возрастает, а требование действовать рационально становится основным. Существенно изменяются и социальные отношения: вместо родительской опеки и поддержки складываются, двусторонние властные (с педагогами и значимыми взрослыми) и равноправные (с друзьями отношения, которые на подростковом этапе не только четко оформляются и расширяются, но и часто приобретают проблемные характеристики) [49, С.92]. В прошлом возрастная терминология не была единообразной. Как считает И. С. Кон «возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и определенную ступень индивидуального развития (созревания), но и определенный социальный статус, а также специфические для данного возраста общественное положение и деятельность. «С одной стороны, люди разного возраста различаются по своей способности выполнять те или иные социальные функции (роли). С другой стороны, набор прав и обязанностей, характер деятельности, закрепленной за данным возрастным слоем, определяют реальное общественное положение представителей этого слоя, их самосознание и уровень притязаний. Периодизация жизненного пути всегда включает нормативно–ценностный момент, указание на то, какие задачи должен решить индивид, достигший данного возраста, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию»[28, С.65]. Начало и завершение подросткового возраста специалисты по психологии устанавливают по–разному. Эксперты, придерживающиеся биологического расклада, полагают, что основание подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Половое формирование протекает пять стадий. Первый, инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 8–9 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и 13 лет у мальчиков. На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12–14 лет (соответственно у девочек и мальчиков). Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидной желез внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. К пятому этапу, в 15–17 лет (16–17 лет у мальчиков, 15–16 – у девочек), окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Собственно говоря, этот этап в отечественной психологии считается началом юношеского возраста. Следует особо подчеркнуть, что анатомо-физиологические изменения влияют на психическое развитие подростка опосредованно, через культурные и социальные представления о развитии и культурном взрослении, а природные (биологические) особенности являются только предпосылкой развития, но непосредственно не определяют его результаты. Подростковый возраст традиционно принято оценивать как кризисный, переходный от детства к взрослости и связанный, прежде всего, с гормональной перестройкой организма. Не отрицая этих и многих других возрастных психофизиологических особенностей, необходимо уделить внимание преимущественно смысловым аспектам личностного развития, способствующим формированию смысловых структур личности, которые в значительной мере определяют ее сознание и поведение [38]. Подростков в данный период определяет порывистость, чувствительность, восприимчивость, расстройство, неблагоприятный хранилище разума, экстремальность, романтичность. Все без исключения данные свойства делают школьников двойственной общественно - мобильной составляющей сообщества. Существует ряд видов противоречий в формировании личности ребенка. Противоречие между требованиями, предъявляемыми новой деятельностью, и уже известными способами ее выполнения. Например, учебная деятельность в среднем звене школы требует абстрактного мышления, анализа через включение какого–либо явления в новую систему связей (как считал выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, «анализа через синтез»), «что позволяет ученику мыслить отвлеченно, формулировать закономерности, открывать новые принципы действия или строить новые способы решения задачи. Но ученик привык решать задачи конкретного, уже известного типа. Он переносит эти способы действия в новые условия и не получает правильного ответа. Тогда подросток пытается подогнать решение под правильный ответ, который дается в конце учебника, то есть выполняет деятельность, не включая мышление» [41]. Противоречие между типом образования и возможностями подростка. К примеру, пассивно-иллюстративный тип образования, который многие ученые-педагоги называют «умственной жвачкой», становится замедлителем для умственного развития школьника-подростка. Он предполагает не использование жизненного опыта подростка и его отношения к усваиваемым знаниям, а заучивание; не развитие мышления, а использование памяти. Отсюда тенденция к повторению уже известного поведения, отсутствие дискуссий. Если же обучение ориентируется на выявление и реализацию внутренней сущности ученика, то следует создать такую среду, которая разовьет его личностный потенциал. Разногласие между отличительными чертами преподавания в первоначальной школе и типичной. В первоначальной школе подготовка проводит единственный воспитатель, ребята свыкаются к его условиям, образе действия. В типичной школе – многопредметное подготовка. Различные задания водят различные педагога, взгляды каковых о одном учащемся имеют все шансы очень отличаться. По этой причине имеют все шансы появиться инциденты с преподавателями. Разногласие среди многочисленным характером учебы и индивидуальным познавательным маршрутам. Действительно данное разногласие выражается в этом, то что любой ученик обязан овладеть государственной программой преподавания. Так как стандарт образования является необходимым для всех, то педагоги предъявляют, как правило, одинаковые требования ко всем, не учитывая склонностей и способностей подростка к определенной предметной области. А ведь из склонности формируются способности, однако об индивидуальных образовательных программах в массовой школе мечтать не приходится. Индивидуальные познавательные маршруты позволяют не только прогнозировать будущие успехи школьника, но и развивать их на основе проектирования учебной деятельности, ориентированной на конкретного ученика[7]. Разногласие между старым и новым. Оно заключается в том, что отец с матерью и преподаватели понимают новые особенности личности подростка и их различия имеющихся. В частности, необходимо отметить новое психическое качество личности ребенка – ощущение взрослости, при котором ребенок способен поменять убеждения в жизнедеятельность и переключиться с младенческих конфигураций действия, видеоигровой работы к необходимости показать себе в высококлассной работы. Противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения. Потребности рассматриваются как нужда подростка в предметах материальной и духовной культуры, а чтобы реализовать потребности, нужна активность в достижении того, что может их удовлетворить. У большого числа подростков существуют противоречия между духовными и материальными потребностями. Подростки не любят ждать, им хочется иметь всего много и сразу. Но поскольку потребности ненасыщаемы, то их удовлетворение часто не ощущается как большая радость. Появляется новая потребность большего масштаба[14]. Необходимость показать себя в сфере сверстников. Стремление представиться увлекательным и заманчивым, в особенности противоположному полу, и волнение согласно предлогу внешний вид. Желание реализовать себя и неумение это сделать – еще одно противоречие подростка. Подросток испытывает дефицит в значимых людях и исповедальных видах общения [33]. Но последнее иногда невозможно осуществить, так как взрослые не понимают его намерений поговорить, порассуждать. Таким образом, развитие организма подростка происходит одновременно с формированием его личности. Разрешение противоречий выводит подростка на более высокий уровень. Потребность реализовать себя в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других подростков. Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым, являются главными в общении подростка. В связи с этим отношения с учителями, родителями и сама учебная деятельность могут быть отодвинуты на задний план. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят. В дружбе подросток начинает определять ориентиры, жизненно важные для его поведения, постоянно сверяя то, что он делает, с тем, что от него ждут другие. Он думает, как привести свои мнения, чувства или поступки в соответствие с уже принятыми группой сверстников [7]. Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Утрачивают ценность прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов – возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка ценностей. В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную позицию [41]. Таким образом, подростковый возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании личности подростка. Характерные частые стрессовые ситуации, связанные с интенсификацией учебного процесса, профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, провоцируют ответную реакцию в виде тревожности, конфликтности отношений и переживаний. Основная задача взрослых в работе с «повзрослевшими детьми» - оказывать посильную поддержку и ориентирование к ценностям, принятыми нравственными нормами и создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей подростков с учетом индивидуальности каждого. 1.2. Характеристика различных типов зависимого поведения в подростковом возрасте Все мы в той или иной степени от чего-то зависим. По-настоящему независимые люди живут в одиночестве где-нибудь в лесу или на малообитаемом острове (хотя, и они тоже зависят от воздуха, еды, воды, сна и, кроме того, все мы в младенчестве полностью зависим от родителей). Конечно, существуют не только естественные, но и гипертрофированные, патологические формы зависимости, которые могут превратить жизнь человека и близких ему людей в настоящий кошмар. Самыми опасными являются химические зависимости (наркотическая, алкогольная, токсическая и т.д.), которые можно сравнить с замедленным сознательным самоубийством. Другие виды зависимостей (зависимость от компьютерных и азартных игр, шопоголизм, работоголизм, любовная зависимость, Интернет-зависимость, селфи-зависимость, телевизионная зависимость, пищевая зависимость, оценочная зависимость и т.д.), они, хотя, и не кажутся такими пагубными, как наркомания и алкоголизм, но тоже могут привести к весьма печальным и даже трагическим последствиям (например, от селфи-зависимости ежегодно гибнут и становятся инвалидами сотни детей по всему миру). В любом варианте, даже самая, на первый взгляд, безобидная зависимость, не сделает подростка счастливее, и будет мешать ему самореализоваться в жизни [16, С.128]. В сложном подростковом возрасте детей поджидает немало опасностей. В том числе, в эти годы у них могут сформироваться всевозможные пагубные зависимости, которые будут сопровождать их на протяжении всей жизни. Никто не приходит в этот мир прирождённым наркоманом, игроманом, алкоголиком или селфи-зависимым. Склонность к таким негативным проявлениям, как правило, формируется в первые годы жизни, и во многом зависят именно от родителей. Причины во многом зависят от семейного уклада жизни её членов. Если ребёнок будет расти в тоталитарной семье, где от него будут требовать беспрекословного подчинения и выполнения всех требований, то (если он, конечно, вовремя не взбунтуется против подобной диктатуры), скорее всего, он вырастет легко внушаемым, не верящим в свои силы и возможности человеком с крайней низкой самооценкой. Вполне возможно, это приведёт к тому, что, став взрослым, он даже не будет пытаться каким-либо образом самореализоваться и самоутвердиться в значимых жизненных сферах, а утешение и удовлетворение будет находить в каких-то простых и легкодоступных зависимостях (алкогольной, наркотической, игровой и т.д.). К подобному же результату может привести и противоположная воспитательная тактика. Если родители с малых лет будут чересчур сильно «любить» и опекать своего малыша, делая всё за него и выполняя любой его каприз, то вряд это будет стимулировать его развивать свой природный потенциал. Он будет расти избалованным, лишённым силы воли, несамостоятельным и уверенным в том, что все его желания будут мгновенно исполняться. При столкновении с реальным миром, где все стремятся самореализоваться, и никто не торопится удовлетворять его капризы, он, скорее всего, будет чувствовать себя неудачником, мало на что способным без помощи родителей, что опять же будет способствовать возникновению у него различных пагубных зависимостей, в которых будет «самоутверждаться». Если подростки будут расти самостоятельными, уверенными в своих силах, разносторонне развитыми, обладающими адекватной самооценкой и стремящимися максимально реализовать свой природный потенциал, то вряд ли у них будут какие-то веские причины для того, чтобы уходить от реального мира в алкоголь, наркотики, компьютерные игры, виртуальное общение и т.д. Если с детства приучать подростка к здоровому образу жизни, к тому, что всё натуральное гораздо приятнее и полезнее всего химического (в том числе, и каких-то искусственных лекарственных препаратов), то вряд ли в будущем у подростка будет потребность запихивать в себя какие-то изменяющие сознание препараты. Не нужно для профилактики запугивать подростков пагубными последствиями наркотическо-алкогольной жизни. Страх – это не самый лучший учитель, и при воспитании подрастающего поколения не следует прибегать к его услугам. Лучше научить подростков получать удовольствие от естественных вещей – от прогулок и физических упражнений на свежем воздухе, от простой и натуральной еды, от общения с хорошими людьми и т.д. Приверженцы «натуральной жизни» редко встают на путь каких-то зависимостей. Одна из главных психологических причин возникновения различного рода зависимостей – это невозможность реализоваться в жизни и найти своё призвание, а также скучная, однообразная и непривлекательная жизнь. В соответствии с этим, для того, чтобы ребенок в перспективе никак не был предрасположен к таким болезненным проявлениям, весьма немаловажно с наиболее раннего возраста стимулировать и встречать всевозможные проявления его таланта. В случае если некто станет отчетливо понимать собственное актуальное назначение, и абсолютно всеми мощностями станет стараться осуществить собственный естественный возможности, в таком случае маловероятно единица у него станет мотив «скрываться» в наркотические вещества и спиртное, либо самоутверждаться с помощью селфи. Также очень важно, чтобы у подростка была интересная, насыщенная разнообразными событиями и приятными приключениями жизнь, которую ему не захотелось бы променять на какую-то виртуальную реальность, компьютерные игры и т.д. (в будущем, конечно, он должен сам обеспечить себе такую интересную жизнь). Большое значение имеет и умение контролировать свои эмоции. Многие виды пагубных, гипертрофированных зависимостей возникают как раз из-за того, что человек не может контролировать свою страсть к чему-либо, и она губит его организм, мешая ему нормально жить, и наслаждаться каждым мгновением пребывания на планете Земля. Если подросток приобретёт этот важнейший навык, то, вряд ли какие-то мелочные увлечения, типа компьютерных игр или селфи будут отнимать у него огромное количество времени, которое можно было бы посвятить полноценному саморазвитию и самообразованию. Поводом для развития патологических зависимостей является и отсутствие должного количества разнообразных хобби и увлечений. Серьёзные эмоциональные зависимости, чаще всего, возникают из-за того, что человек очень сильно «зависает» на чём-то одном, и не может переключить внимание на какие-то другие свои жизненные пристрастия. Для того чтобы этого не произошло, необходимо стремиться к разностороннему развитию подростка в самых разных областях. Пусть учится не привязываться к чему-то до такой степени, чтобы от этого зависела вся его жизнь, у подростка должно быть множество всевозможных занятий, хобби и увлечений. Это сделает его менее зависимым от какой-то одной сферы. В подростковом возрасте в период первых влюблённостей у подростка может сформироваться любовная зависимость, и следует заранее позаботиться о том, чтобы она не обернулась для него какими-либо неприятностями и трагическими последствиями. Это самая «популярная» разновидность созависимости (сильной эмоциональной зависимости от другого человека), которую очень часто принимают за настоящую и сильную любовь. На самом деле, любовь и любовная зависимость – это несколько разные явления. Любовь не мешает человеку жить полноценной жизнью, реализовывать себя в профессиональном плане и иметь множество увлечений и интересов. Она делает человека счастливым и приносит в его жизнь огромную радость. Любовная зависимость, чаще всего, оборачивается одними неприятностями и страданиями. «Любовно-зависимый» готов не спать ночами, может забыть про учебу, друзей и все свои увлечения, лишь бы быть с тем, в кого он так «влюблён», иначе у него начинается психологическая «ломка». Он не может думать буквально ни о чём, кроме как о своей «любимой», и готов буквально принести всю свою жизнь в жертву ради «высоких чувств». Естественно, столь сильная «любовь» пугает того, на кого она направлена, и чаще всего, подобные отношения заканчиваются разрывом (иногда весьма трагическим).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg