Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Теоретические аспекты тревожности в зарубежной и отечественной психологии.

irina_krutyash 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2019
Цель курсовой работы является исследование тревожности у детей с ЗПР. Задачи исследования: - изучить и проанализировать теоретический материал по данной проблеме; - описать психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР; - определить особенности проявления тревожности у детей с ЗПР; - подобрать методики для исследования тревожности у детей с ЗПР; - формализовать данные. Объект курсовой работы - тревожность у детей с ЗПР. Предметом курсовой работы являются особенности проявления тревожности у детей с ЗПР. Гипотеза исследования заключается в тревожности у детей с ЗПР возможно выше, чем у детей с нормальным развитием. Методы исследования. Теоретический метод исследования: анализ научной литературы, изучение состояния проблемы по теме исследования, подбор методик. Практическая значимость: разработанная система работы по коррекции тревожности может быть рекомендована психологам и педагогам МАДОУ для детей с задержкой психического развития.
Введение

Устойчивый интерес к проблеме тревожности нашёл отражение в работах многих отечественных и зарубежных учёных (З. Фрейд, К. Хорни, Ч. Спилбергер, А.М. Прихожан, Л.М. Костина и др.), что нередко рассматривается в качестве доказательства степени ее разработанности, и в какой-то мере завершенности. Однако решение практических задач, применительно к конкретно тематике, все еще остается малоразработанной областью. Актуальность обуславливается тем, что современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах. эмоциональный волевой тревожность Становление эмоционально-волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей эмоциональной сферы детей, трудно верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием. Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Значение тревоги как социально - обусловленного фактора было отмечено на одном из первых, ежегодных симпозиумов, проводящихся Американской ассоциацией психологов и психопатологов. (В.В. Суворова). Изучением этой проблемы в разное время занимались А.Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, А.И. Захаров, З.Фрейд, В.Астапов и др. Практическая значимость изучения тревожности велика, т.к. это поможет при коррекционной работе со всеми группами детей и даже взрослых. Несмотря на большое количество экспериментальных, эмпирических и теоретических исследований состояния тревожности, концептуальная разработка этого понятия в современной литературе до сих пор остается недостаточно разработанной.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. теоретические аспекты тревожности в зарубежной и отечественной психологии 5 1.1. Понятие тревожности 5 1.2. Тревожность у детей с нормальным развитием 8 1.3. Особенности проявления тревожности у детей с ЗПР 15 ВЫВОДЫ 18 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 20 2.1. Цель, задачи и методика констатирующего этапа 20 2.2. Анализ полученных результатов 27 2.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции тревожности у дошкольников с задержкой психического развития 29 ВЫВОДЫ 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Список литературы

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2018. – 688 с. 2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 2017. - 216 с. 3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 2018. с.13—21. 4. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство. — М., 2015. — 160 с. 5. Волков Г.И. Особенности тревожности и ее коррекция. У младших подростков – учащихся сельских школ: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2013. – 22 с. 6. Галигузова Л. Н. : Проблема социальной изоляции детей// Вопросы психологии. – 2016. - № 3. – С. 101 – 107. 7. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М. С. Певзнер. – М., 2016 – 292 с. 8. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. — М. ; СПб. : Сфера : Речь, 2017. — 390 с. 9. Капская, А.Ю. Планета чудес : развивающая сказкотерапия для детей. – СПб., 2016 - 212 с. 10. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2015 – 198 с. 11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 2018. – 340 с. 12. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 2014. - 335 с. 13. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М.: Компенс-центр, 2013. - 198 с. 14. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М. : Сфера, 2015 - 510 с. 15. Саенко Ю. В. Специальная психология : учебное пособие. — М., 2016.— 180 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Понятие тревожности Одна из главных проблем, которая стояла и стоит в настоящее время перед обществом – это сохранение психологического здоровья детей. В отечественной психологии имеется не так уж много работ по проблеме тревожности. Тревожность – это психологическая особенность, склонность человека к переживанию состояния тревоги. Чаще всего тревожность связана с ожиданием социальных последствий его неудачи или успеха. Тревожность тесно связана со стрессом. Современная наука показывает большую заинтересованность к проблеме тревожности. Этот интерес показан во многих научных исследования, где данная проблема занимает значительное положение и анализируется в психологическом аспекте. В психологии проблемами тревожности занимались такие ученые как: В.М. Астапов, В.Р. Кисловская, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан и многие др. Все они отмечали, что тревожность, как правило, не является устойчивой чертой характера, но именно с детства высокий уровень тревожности закрепляется и становится чертой личности, что естественно создает угрозу в психическом развитии личности. Принято считать, что проблема тревожности как психологическая проблема впервые подверглась специальному рассмотрению в трудах Зигмунда Фрейда. Он отметил, что тревожность – это реакция на опасность, неизвестную и не определенную. В психологии существует несколько видов тревожности, но чаще всего встречаются: 1) Социальная тревожность, это когда человек испытывает дискомфорт, находясь среди большого скопления людей; 2) Публичная тревожность – это чувство тревоги остро проявляется на любых массовых мероприятиях; 3) Посттравматическая тревожность – это состояние постоянной тревоги, появляется после пережитой психологической травмы; 4) Экзистенциальная тревога – это осознание человеком того факта, что когда-то он может умереть; 5) Разделенное тревожное состояние, при котором человек испытывает сильный приступ тревоги, если оказывается вдали от какого-либо места или конкретного человека; 6) Тревожность с одной стороны – это само переживание тревоги, при котором человек чувствует себя дискомфортно, и поэтому стремится, как можно скорее избавиться от этого чувства. С другой стороны, тревожность сигнализирует о реальных и возможных «неполадках». Откуда же берется тревожность? Причины, вызывающие тревожность многообразны. Их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины, связанные с нервным представлением об исходе предстоящего события. К объективным же относят экстремальные условия, связанные с неопределенностью исхода ситуации: утомление, нарушение психики, беспокойство за свое здоровье. Постоянное волнение за свою жизнь, переживание за близких – это состояние психической напряженности или тревожности. Почти каждый второй человек страдает от этого недуга. Последствия частого проявления тревожности, как правило, неутешительны. Состояние постоянной тревожности приводит к трудностям в работе нервной системы и может послужить причиной нервозов, головной боли, депрессии, приступов паники. Само по себе чувство тревожности, является выматывающим. Его можно почувствовать через озноб по всему организму, ощущением «кома в горле». Испытывающий постоянную тревогу человек часто чувствует усталость, отсутствие моральных и физических сил. Это все потому, что все силы расходуются на подавление тревожности и ее вытеснение. Избавиться от осложнений, возникших после постоянной тревожности, бывает очень затруднительно. Поэтому, при чувстве длительной и беспричинной тревожности, необходимо задуматься, как избавится от нее. Как избавиться от тревожности? Возможные варианты: Подружиться с собой. Не винить себя за свои страхи. Оптимистический взгляд на мир. Оградить себя от ненужного потока отрицательной информации. Поделиться своими проблемами с близким человеком. Выделять время на передышку, т.е. отдохнуть от всего: почитать книгу, послушать музыку, прогуляться по парку и т.д. Можно сделать вывод, что существует множество точек зрения на определение и происхождение состояния тревожности и его взаимосвязи с другими психическими характеристиками, но почти все авторы сходятся во мнении, что возникновение тревожности связано с неприятными чувствами: беспокойством, неуверенностью в себе, отрицательным прошлым опытом. Тревожность исчерпывает психологические ресурсы всего организма человека, ничего не предлагая взамен. Ведь неважно, волнуется человек о чем-то или нет: событие будет развиваться своим путем, игнорируя мыслительный процесс своей потенциальной жертвы. Тревожность у детей младшего возраста обычно связано с первыми попытками социализации – на развивающих занятиях, в детском саду. Если ребенку трудно находить контакты со сверстниками, он начинает капризничать, часто плачет, плохо засыпает, начинает грызть ногти, выдергивать или крутить волосы (причем не всегда свои). Тревожность у детей старшего дошкольного возраста, в основном, связана с боязнью, что мама забудет их забрать их из детского сада. Вторая причина – это конфликты со сверстниками и воспитателями, третья – страхи, вызванные просмотром отдельных мультфильмов, видео. В этом возрасте симптомы не всегда заметны: ребенок ведет себя очень примерно, не шумит и не кричит, не пристает с вопросами и разговаривает тихо. Как вариант – он может плакать целыми днями в ожидании мамы. Заподозрить тревожность можно по тому, что он боязливо озирается, не смотрит взрослым в глаза, присаживается на краешек стула. У него не проходит (или вновь появился) энурез или даже недержание стула. Малыши с повышенной тревожностью сопротивляются обучению новым играм, не хотят выполнять какие-то новые дела (помогать маме с готовкой). От них можно услышать, что они глупые, некрасивые или неловкие. 1.2. Тревожность у детей с нормальным развитием С точки зрения экзистенциального подхода Ролло Мэй определял тревогу как "субъективное состояние личности, понимающей, что ее существование может быть разрушено, что она может превратиться в ничто". Он выделял два вида тревоги нормальную и невротическую. Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные. Тревожность оказывает также влияние на эффективность в общении, на социально-психологические показатели эффективности деятельности. Высокая тревожность порождает конфликты. Источником возникновения тревожности могут быть: отсутствии чувства безопасности в межличностных отношениях, социальное окружение, неадекватное восприятие субъектом самого себя, внутренний конфликт и т.д. Также источником тревожности могут быть психофизиологические причины. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван (3): 1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит "двойку" в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей. 2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса. 3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: "Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался". У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо "неблаговидный" поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники. Как отмечают Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова, через 6 недель после начала учебного года у школьников обычно повышается уровень тревожности, и они нуждаются в 7-10-дневном отдыхе. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. В исследованиях Е.Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе "достойной" школы, "перспективного" учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов. Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной: 1) Неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви ("Если я сделаю плохо, меня не будут любить"). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. 2) Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она "привязывает" к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость. 3) В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно, нередко родители культивируют "правильность" поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступление от норм и правил, устанавливаемых взрослыми ("Если я буду делать не так, как сказала мама, она не будет меня любить", "Если поступаю не так, как надо, меня накажут"). 4) Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. И в первом и во втором случаях ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не "угодить" им, приступить жесткие рамки. Говоря о жестких рамках, мы имеем в виду ограничения, установленные педагогом. К ним относятся ограничения спонтанной активности в играх (в частности, в подвижных) в деятельности, на прогулках и т. д.; ограничение детской непосредственности на занятиях, например, отрывание детей ("Нина Петровна, а у меня … Тихо! Я все вижу! Сама ко всем подойду!"); пресечение детской инициативы ("положи сейчас же, я не говорила брать листочки в руки!", "Немедленно замолчи, я говорю!"). К ограничениям можно также отнести и прерывание эмоциональных проявлений детей. Так, если в процессе деятельности у ребенка возникают эмоции, их необходимо выплеснуть, чему может препятствовать авторитарный педагог ("это кому там смешно, Петров?! Это я буду смеяться, когда на твои рисунки посмотрю", "А ты чего рыдаешь? Замучила всех своими слезами!"). Жесткие рамки, устанавливаемые авторитарным педагогом, нередко подразумевают и высокий темп занятия, что держит ребенка в постоянном напряжении в течении длительного времени и порождает страх не успеть или сделать неправильно. Дисциплинарные меры, применяемых таким педагогом, чаще всего сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям. Непоследовательный воспитатель вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае. Воспитателю также необходимо знать ситуации, которые могут вызвать детскую тревожность, прежде всего ситуацию непринятия со стороны сверстников; ребенок считает: в том, что его не любят, есть его вина, он плохой ("любят хороших") заслужить любовь, ребенок будет стремиться с помощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если это стремление не оправдается, то тревожность ребенка увеличивается. 5) Следующая ситуация - ситуация соперничества, конкуренции, особенно сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попадая в ситуацию соперничества, будут стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 24 страницы
288 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg