Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ИСТОРИЯ

Личность Ивана IV в письмах Андрею Курбскому.

irina_krutyash 130 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 13 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2019
Объектом исследования работы является русское общество и государство эпохи Ивана IV Грозного. Предметом исследования является личность царя, проявившаяся в переписке с князем Андреем Курбским, значение и роль переписки в отображении политической системы государства и образов респондентов. При комплексном изучении темы автором, были использованы такие методы, как: анализ и синтез срав¬нение, сопоставление, обобщение. Основой работы над темой стало изучение имеющейся литературы и источников по исследуемой проблеме. Практическая значимость работы состоит в создании научно-достоверной личности Ивана IV Грозного в письмах Андрею Курбскому. В работе рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех обстоятельств, которые имеют отноше¬ние к возможностям выявить особенности царского образа и его политики в этой переписке.
Введение

Тема работы «Личность Ивана IV в письмах Андрею Курбскому». Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом современных научных подходов и на основе посланий того времен рассматривается Иван IV Грозный и построенное им государство. Целью работы было рассмотреть, как личность Ивана IV Грозного проявилась в переписке с беглым князем Андреем Курбским, как в этих письмах отразилась их роль в истории и развитии нашей страны. Достижение цели осуществлено автором путем последовательного решения исследовательских задач, включающих в себя: - изучение отношений и действий царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского; - исследование переписки между Иваном Грозным и Андреем Курбским; - анализ и синтез полученных в ходе исследования данных об образе царя Ивана Грозного и его государства в письмах Андрея Курбского.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Раздел 1. Царь Иван Грозный и князь Андрей Курбский……………………4 Раздел 2. Переписка между Иваном Грозным и Андреем Курбским………5 Раздел 3. Образ царя Ивана Грозного и его государства в письмах Андрея Курбского………………………………………………………………………..7 Заключение……………………………………………………………………..10 Список использованной литературы…………………………...…………...12
Список литературы

1. Ерусалимский К.Ю. Назначение «Истории» // Андрей Курбский. История о делах великого князя московского. М.: Наука, 2015. С. 221. 2. Калугин В.В. Андрей Курбский и Иван Грозный. - М.: Молодая Гвардия, 2008. – 359 с. 3. Карамзин Н.М. История Государства Российского. СПб.: Нева, 2009. – 658 с. 4. Костомаров Н.И. Личность царя Ивана Васильевича Грозного. М.: Наука, 2008. – 330 с. 5. Лурье Я.С. Переписка Ивана Грозного с Курбским в общественной мысли Древней Руси// Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л.: 1979. С. 214-249. 6. Мутья Н.Н. Образ Ивана Грозного. Традиции и новации // Stud. Slav. Balc. Petrop. SSBP Петербургские славянские и балканские исследования. 2018. №1.С.19-23. 7. Рыбникова Е. Е., Киселева Д. В. Речевые особенности языковой личности Ивана Грозного (на материале переписки Ивана Грозного с другими историческими деятелями) // Вестник КемГУ. 2009. №1.С.55-58. 8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М.: Гардарика, 2009. – 568 с. 9. Филюшкин А. Андрей Курбский. – М.: Молодая Гвардия, 2008. – 299 с. – (Жизнь замечательных людей). 10. Черняев А.В. У водораздела русской политической мысли: Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным // Философский журнал. 2016. №1.С.90-93.
Отрывок из работы

1. Царь Иван Грозный и князь Андрей Курбский. Царь Иван Грозный был великим человеком, а его эпоха стала важным этапом развития Руси. Все этапы жизнедеятельности Ивана Грозного, как представителя династии Рюриковичей, его характер и достижения говорят о нем как о великом царе. Эпоха Ивана Грозного уникальна. Сегодня учеными доказано, что ни общество, ни формация, ни цивилизация, ни культура сами по себе не могут быть таковыми, так как созданы человеком, следовательно, необходимо установить антропологическую составляющую глобальных процессов, в которой бы органично сочетались все известные в науке факты. Это личность Ивана Грозного. Андрей Курбский менее известная фигура. Место рождения князя Андрея Курбского неизвестно. Есть предположение, что он родился в 1528 году. Это датировка основывается исключительно на его собственном заявлении в автобиографическом сочинении «История о великом князе московском», что во времена «Казанского взятия» 1552 года ему было 24 года. У него был младший брат Иван, скончавшийся от ран вскоре после штурма Казани в 1552 году. Его могильная плита сохранилась в Спасо-Ярославском монастыре. Никаких сведений о жизни Курбского у нас нет вплоть до 1547 года. Период политической деятельности и воинской службы князя Андрея Михайловича Курбского (1528–1583) совпал с интенсификацией государственного строительства в России. Сословно-представительная монархия, сформировавшаяся в основных чертах в середине XVI в, предусматривала необходимость соборного решения всех общегосударственных дел. Князь Андрей Михайлович Курбский, принимавший активное участие в деятельности правительства (Избранной Рады), был сторонником сословного представительства в центральных и местных органах власти. Основные события в отношениях между князем Курбским и Иваном Грозным лежат в русле самовластия царя и его репрессивной политики. Опасаясь быть казненным и объективно оценив значение царской немилости, Андрей Курбский решил бежать. В послании к старцу Псково-Печерского монастыря Васьяну боярин прямо пишет, что до него дошел слух «об умышлениях» великого князя, собиравшегося его убить, и поэтому «сего ради сице и помыслив, како бы избегнута неправедного убиения», он оставил отечество. Кульминационное событие в жизни Андрея Курбского – его побег в Литву в 1564 г. и переход на службу польскому королю. Князь Курбский – наиболее известный русский политический эмигрант XVI века. После бегства, все члены его семьи были насильно пострижены в монашество, т. е. фактически преданы социальной смерти. Насколько справедливы были обвинения в их адрес – остается вопросом, однако постигшая обвиненных участь незавидна. Вполне возможно, что подобная судьба ждала и Курбского, имевшего определенные основания готовиться к опале, предвестием которой был гнев царя. 2. Переписка между Иваном Грозным и Андреем Курбским. После побега Курбский написал письмо Ивану Грозному, в котором резко критиковал перемены в правлении царя, сложившиеся порядки, жестокое обращение с боярами и т. д. Письмо доставил лично царю слуга Андрея Михайловича Василий Шибанов. После прочтения письма Царь приказал пытать слугу, но самый верный товарищ Курбского не сказал ничего. Иван IV не хотел оставаться в долгу у беглеца и написал ему ответное очень длинное письмо. Эта переписка с длинными перерывами шла в 1564—1579 гг. Князь Курбский написал всего четыре письма, царь Иван — два; но его первое письмо составляет по объему больше по¬ловины всей переписки (62 из 100 страниц по изданию Устрялова). Кроме того, Курбский написал в Литве обвини¬тельную Историю князя великого московского, т. е. царя Ивана, где также выражал политические воззрения своей боярской братии. Но и в этой полемике, веден¬ной обеими сторонами с большим жаром и талантом, мы не находим прямого и ясного ответа на вопрос о при¬чинах взаимной неприязни. Письма князя Курбского наполнены преимущественно личными или сословными упреками и политическими жалобами; в Исто¬рии он высказывает и несколько общих политических и исторических суждений. Из письма Андрея Курбского Ивану Грозному, после бегства князя в Литву: «Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным князям предал... В чём провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане – соратники твои? Не сдались ли тебе крепости немецкие?.. За это ли нам, несчастным, воздал ты, истребляя нас со всеми близкими нашими? Полки твои водил и никакого бесчестия не принес, одни лишь победы одерживал для твоей же славы… а как часто ранен был варварами в различных битвах, что все тело мое покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого и дела нет. И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя. …казненные тобой, у престола Господнего стоя, взывают об отмщении тебе, несправедливо изгнанные тобой из страны взываем день и ночь к Богу обличая тебя». Из ответного письма Ивана Грозного князю Курбскому: «Мы не насилием добыли царства, тем более поэтому, кто противится такой власти – противится Богу! …Если же ты праведен, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни. Неужели это свет (правильно) – когда поп и строптивые рабы правят, а царь только именем и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? А когда ты вопрошал, зачем мы воевод различным князям предали, то ты писал ложь. А сильных мы не убивали, и не знаю я, кто это сильнейших, потому что Русская земля держится Божьим милосердием и милостью Пречистой Богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не воеводами и судьями. А жаловать своих холопов мы всегда были вольны и вольны были и казнить их. …До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались». 3. Образ царя Ивана Грозного и его государства в письмах Андрея Курбского. Курбский считал источником власти в государстве божественную волю – «цари и князи от Всевышнего помазуются на правление...», а цель верховной власти усматривал в справедливом и милостивом управлении державой ко благу всех ее подданных и в праведном (правосудном) разрешении всех дел. Нынешняя власть, по мнению боярина, уклонилась от выполнения задач, возложенных на нее высшей волей, поэтому он считает ее лишенной божественного покровительства, называя безбожной и беззаконной. На царском престоле оказался человек, не подготовленный к управлению государством ни образованием, ни воспитанием. Он груб, неучен и воспитан «во злострастиях и самодовольстве», такому человеку «неудобно бывает императором быти». В первую половину царствования, когда власть была ограничена мудрым Советом, управление государством осуществлялось успешно как во внешней сфере, так и во внутренних делах. При участии правительства (Избранной Рады) совместно с царем в делах государства во всем чувствовалось мудрое управление, воеводами назначались искусные и храбрые люди, в войсках учреждался порядок, верное служение отечеству щедро вознаграждалось. Напротив, нерадевшие отечеству «паразиты и тунеядцы» не только не жаловались, но и прогонялись. Такая политика подвигала «человеков на мужество... и на храбрость». «Се таков был наш царь, поки любил около себя добрых и правдусоветующих». Упадок в делах государства и сопутствующие ему военные неудачи Курбский связывает с падением правительства и введением опричнины. Роспуск Рады знаменовал полное и безусловное сосредоточение ничем не ограниченной власти в руках Ивана IV. «Скоро по Алексееве смерти и Сильвестрову изгнанию воскурилось гонение великое и пожар лютости по всей земле Русской возгорелся». Создав для поддержания своего тиранического режима «великий полк сатанинский» (опричников), царь произвел «опустошение земли своея», которого «никогда не бывало ни у древних поганских царей, ни бо при нечестивых мучителях христианских». Обобщив свои критические замечания, Курбский сделал вывод о законопреступности такой власти. Царь не только погубитель высшего духовного наставника – прямого выразителя божественной воли (митрополита Филиппа), но и нарушитель всего государственного порядка: «чин скверно соделал, царство сокрушил: что было благочестия, что правил жития, что веры, что наказания – погубил и исказил...». Основной характеристикой такого политического режима Курбский считает беззаконие. Он развернул основательную критику суда и судопроизводства, широко поставленную его современниками, добавив к ней еще и критику законодательства. В исторической литературе утвердилась традиция, в силу которой основные политические фигуры, принимавшие активное участие в жизни русского общества середины XVI в., противопоставлялись следующим образом: Иван IV именовался защитником единодержавия, проводником прогрессивной политической идеологии, а Курбский, в свою очередь, представлялся «защитником старых боярских порядков», «феодального права отъезда» и «раздробления на ряд независимых вотчин» централизованного государства». Исторические фигуры Ивана Грозного и Андрея Курбского приобрели поистине символическое значение в истории русской культуры. Характерно, что их переписка быстро приобрела популярность, получив распространение в многочисленных списках. Иван Грозный в письмах князя является персонификацией русского «самодержавства», к его наследию апеллируют политики, мыслители, историки. В свою очередь, образ Андрея Курбского, хотя и не может конкурировать с образом Ивана Васильевича, неизбежно сопровождает его в качестве своеобразного визави. Курбского либо берут в идейные союзники, либо уподобляют предателю. В письмах Курбского его оппонент принадлежали к числу оригинально и жестоко мыслящих русских людей своего времени. Учеными установлено, что помимо посланий в адрес Андрея Курбского, Ивану Грозному принадлежит достаточно обширное литературное наследие, свидетельствующее о многообразии его интересов, обширной эрудиции, остроумии и литературном таланте. Авторство многих посланий, исходивших из царской канцелярии, атрибутируется филологами лично Ивану IV. Заключение В русской истории образы царя Ивана Грозного и князя Андрея идут рядом и отталкиваются друг от друга. Первый строил самодержавное государство, второй бежал из него, и в своих письмах создал резко отрицательный образ царя и его страны - своей бывшей Родины. Ивана Грозного поразило и вывело из себя предательство Андрея Курбского, которого он ценил не только как заслуженного воеводу и ближайшего государственного советника, но и как личного и доверенного друга. И не просто измена, а позорное бегство русского воеводы с поля боя в стан неприятеля в один из самых трудных для России моментов в ее затянувшейся войне с Ливонией. Польский король милостиво принял Курбского, сохранил за ним все его высокие почести и пожаловал богатым имением. Можно констатировать, что само бегство Андрея Курбского можно считать бегством для спасения жизни, но после этого он стал всеми силами помогать в войне против своего Отечества, а это была настоящая измена и предательство, так как он мог бы оставить военную службу. Но он фактически воевал против Руси. Сам Курбский впоследствии писал, что бежал, опасаясь готовящейся над ним расправы. В письме к царю, он осуждал его за разгон Избранной рады, за самовластие. Иван Грозный истребил близких родственников Курбского, брошенных им в Москве, отомстив недругу. Согласно последним данным, за более чем полстолетия правления Ивана IV было казнено более 5 тысяч человек, причём было много преступлений, караемых смертью, которые были направлены против государства и царя. По материалам работы можно сделать вывод, что в ответе на гневное послание Курбского Иван IV исчерпывающе и лаконично изложил кредо самодержца: неограниченность воли монарха, власть которого санкционирована церковью и Богом, и полное подчинение божественной воле монарха всех подданных. Решающим пунктом расхождений между корреспондентами явилась разница политико-идеологических приоритетов: приверженность князя Курбского свободе и Ивана Грозного самодержавию делало их непримиримыми противниками, создававшими отрицательные образы друг - друга в переписке. Личность царя Ивана IV всегда притягивала к себе Курбского, тем что называется отрицательным обаянием. Это была яркая историческая личность, индивидуальность, сила. Иван Грозный благодаря своим делам и письмам Курбского остался в истории олицетворением деспотизма и тирании российского самодержавия. Иван Грозный правил Русью c 1540 по 1574 годы более четверти века. Судьба нашей страны намертво сплетена с его судьбой. Принадлежавшие к нему личности оказали заметное влияние на политику, культуру, веру, быт русского Средневековья. О его деяниях по эту пору спорят историки. При нем княжество Московское превратилось в иное государство - то самое, в котором мы живем и поныне, - Россию. В эпоху Ивана Грозного есть множество эпизодов, покрытых туманом истории. Их нужно исследовать на основе положений, бытующих в современной науке. От этого информация воспринимается более объективно. Отдельно взятые моменты биографии Ивана Грозного в принципе достаточно информативны, если учитывать то, что нужно было изучить его жизнь за нескольких десятилетий. В этом могут быть использованы послания Андрея Курбского, из которых складывается образ Ивана IV Грозного. В этих посланиях, адресованных российскому монарху, Курбский берется трактовать непростые вопросы теоретико-политического, философского и богословского свойства и всячески критикует царя формируя его отрицательный образ.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg