Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Проблемы исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних.

irina_krutyash 2520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2019
Цель исследования - провести исследования институтов уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в части исполнения наказания в отношении несовершеннолетних. В целях достижения этой цели разрешались следующие задачи: - исследовалась нормативно-правовая база, определяющая особенности уголовной ответственности и исполнения наказания в отношении несовершеннолетних; - анализировались понятия и принципы, которыми руководствуются суды при назначении наказания несовершеннолетним в Российском уголовном праве; - изучались особенности и исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, связанных с лишением свободы, а также не связанных с лишением свободы; - изучались проблемы и научные подходы, связанные с исполнением наказаний в отношении несовершеннолетних; - изучались направления совершенствования института исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних. Объектом исследования являются правоотношения складывающиеся в сфере преступности несовершеннолетних, возникающие по поводу реализации уголовно-исполнительной политики в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также специфика социальных, психофизиологических и иных особенностей процесса социализации личности несовершеннолетних преступниках. Предмет исследования включает научно-теоретические концепции в сфере преступности несовершеннолетних, а также нормативно-правовые акты, регулирующие, данную сферу в рамках российского законодательства, а также нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства России, определяющие сущность лишения свободы и порядок исполнения этого вида наказания; нормы международного права, нормативные акты МВД России, Минюста России; судебная практика по преступлениям, за которые несовершеннолетним назначено наказание в виде, лишения свободы. Методологическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод познания и такой его элемент, как системный анализ. Наряду со всеобщим диалектическим методом применялись общенаучные (анализ, синтез, обобщение, дедукция и др.) и специальные (сравнительноправовой, исторический, статистический и др.) методы познания. Особенности исполнения наказания в отношении несовершеннолетних рассматривались в работах: Аванесова Г.А., Миньковского Г.М., Астемирова З.А., Беляева Л.И., Игнатова А.Н., Малахова Б.Ф., Маркова А.Л., Пономарева С.Н. В более поздний период: Позднякова В.И., Башкатова И.П., Данилина Е.М., Лысягина О.Б., Невского В.В., Самовичева Е.Г. Среди трудов ученых и практиков, внесших значительный вклад в разработку и совершенствование наказания в виде лишения свободы несовершеннолетних, следует также отметить работы Астемирова З.А., Беляевой Л.И., Гербеева Ю.В., Кашубы Ю.А., Невского В.В., Панкратова В.В., Сахарова А.Б., Яковлевой Н.Г. и др. Проблемам института наказания, практике его исполнения и исправления осужденных уделяли внимание такие ученые в области уголовного права, криминологи и пенитенциаристы, как: Н.А. Беляев; И.М. Гальперин; А.А. Жижиленко; Г.А. Злобин; А.И. Зубков; И.И. Карпец; П.И. Люблинский; А.Е. Наташев; И.С. Ной; И.С Полубинская; А.Д. Соловьев; Н.А. Стручков; П.А. Фефелов; М.Д. Шаргородский и др. Обновление и гуманизация законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний определяют необходимость разработки системы мер, направленных на повышение эффективности государственной деятельности в сфере функционирования пенитенциарной системы, улучшения качественно-количественных характеристик исправления осужденных и предупреждения преступлений. Актуальным в связи с этим является разработка вопросов понимания наказания, его природы, целей и сущности; понимания и значения исполнения наказаний, возможности и степени исправления осужденных; систематизации научного знания в данной области. Данные обстоятельства в основном и определяют актуальность исследования данной темы. Структура работы и ее содержания обусловлены объектом, предметом, а также целью и задачами исследования. Она состоит из трех глав, включающих, шесть параграфов, введения, заключения и списка использованных источников.
Введение

В настоящее время преступность несовершеннолетних является актуальной проблемой современного общества. Важным условием организации борьбы с преступностью несовершеннолетних является исследование ее состояния, развития, изучение специфики конкретных преступлений, а также исполнение наказаний в отношении несовершеннолетних. Рост преступности несовершеннолетних в Российской Федерации – это реалии нашего времени. К сожалению, приходится констатировать, что несовершеннолетние стали одной из наиболее криминально пораженной и, в тоже время, наименее социально защищенной категории населения. В связи с ростом преступности несовершеннолетних, растет и число осужденных несовершеннолетних. Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи такие черты, как чрезмерная, ничем не мотивированная жестокость. Большое количество этих преступлений совершается в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), особенно в группе, что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно с взрослыми. Преступность несовершеннолетних в России в последние годы характеризуется в основном неблагоприятными тенденциями, такими, как омоложение и феминизация. В структуре данной преступности преобладает доля преступлений с корыстно-насильственной направленностью мотивации, усилением элементов устойчивости, организованности преступных групп несовершеннолетних, смыканием преступности несовершеннолетних с преступностью взрослых. Ученый-криминолог Е.В. Демидова – Петрова отмечает следующее: «Под преступностью несовершеннолетних следует понимать социально-правовое, негативное, общественно опасное, исторически обусловленное, устойчивое явление, представляющее собой систему преступлений совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия (восемнадцати лет), на определенной территории, а также за определенный период времени». Весьма тревожит тот факт, что несовершеннолетние стали чаще вовлекаться в этнорелигиозные конфликты, в экстремистские группировки и националистические движения. Опасность такой тенденции заключается в том, что молодые люди могут стать на путь терроризма. Собственно, это уже свершилось. Как показывает исследование террористических групп, действующих на Северном Кавказе, в их составе немало подростков. Они за определенную плату или безвозмездно, из ненависти или из потребности в острой и опасной игре, участвуют в подрыве боевой техники федеральных войск, нападении на отдельные группы солдат, закладывают взрывчатые вещества и т. д. В силу своей жизненной незрелости, несформированности идеалов и особенностей возрастного восприятия несовершеннолетние вообще склонны активно участвовать в экстремистских политических движениях, подчас не очень ясно представляя, что это такое, но готовые выполнить достаточно рискованные задания. Другой тревожащий факт состоит в том, что подростки, жизнь которых складывается неудачно, а также страдающие различными психическими аномалиями, часто вовлекаются в антиобщественные тоталитарные секты. Специфика законодательства в области уголовной ответственности несовершеннолетних, а также назначения им наказания, как способа борьбы и профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних, является одной из «глобальных проблем человечества» во всем мире. Учитывая то, что в нашей стране данной проблеме уделялось внимание в периоды становления СССР, Великой Октябрьской Социалистической Революции, Гражданской войны, в то время когда детская беспризорность была на первом месте, данная проблема и в настоящее время не потеряла своей актуальности. Исполнение наказаний в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, представляет собой сложный процесс, как с точки зрения объективности применяемого наказания, так и с точки зрения психологического воздействия на несовершеннолетнего осужденного. По официальным данным МВД России, несовершеннолетними или при их соучастии сегодня совершается каждое восемнадцатое преступление, что составляет примерно 5,6% от общего количества преступлений. Каждый год к уголовной ответственности привлекается более 80 тыс. лиц в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет, при этом около четверти из них уже были до этого судимы. В последний год в Российской Федерации количество совершенных несовершеннолетними лицами преступлений сократилось примерно на 20%, в том числе тяжких — на 18%, особо тяжких — более чем на 20% процентов. Согласно данным Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации с января по июнь 2017 года на 24,6 % снизилась преступность среди несовершеннолетних (с 27 251 до 20 544). При этом удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, снизился с 4,1 % до 3,6 % от всех предварительно расследованных преступлений. Согласно данным МВД РФ в период с января по июль 2018 года каждое двадцать седьмое преступление (3,7 %) совершается несовершеннолетними или при их соучастии. Всего выявлено 22 787 несовершеннолетних лица, совершивших преступления. При этом удельный вес в общем числе выявленных лиц составил 4,1 % . Показатели преступности несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации весьма разнообразны, в силу своей неоднородности по экономическим и социальным показателям. Изучение региональных особенностей имеет принципиальное значение не только для анализа преступности несовершеннолетних, но и для ее предупреждения. В январе-июле 2018 года регионами с наибольшим удельным весом преступлений (от общего числа расследованных), совершенных несовершеннолетними, стали Республика Тыва (7,8 %), Республика Карелия (7,7 %), Забайкальский край (7,4 %), Калининградская область (6,9 %), Ненецкий АО (6,9 %). Уголовная политика Российского государства в отношении несовершеннолетних правонарушителей всегда была отражением стратегии государства в области предупреждения преступности, скорректированным социальным отношением к детству. Первые памятники русского права (X – XIII вв.) уделяли вопросам регулирования ответственности несовершеннолетних самое незначительное внимание. Изменение законодательства в сторону гуманизации уголовно-правовых последствий совершения преступления несовершеннолетними наблюдается лишь с XVIII столетия. Опыт законодательной регламентации вопросов ответственности несовершеннолетних и их практическое решение позволяют констатировать, что к началу XX века государство разработало достаточно разумную, отвечавшую уровню развития науки систему норм об ответственности лиц, не достигших совершеннолетия. В рассматриваемый период Россия определила основания и условия ответственности несовершеннолетних, создала приемлемые формы практической реализации идеи замены наказания несовершеннолетних воспитательными мерами в виде особых воспитательных приютов и колоний; разработала прогрессивную систему назначения наказания лицам молодого возраста. Одной из проблем следует выделить, что реализация наказания несовершеннолетним осуществляется в особом режиме. Так, несовершеннолетние отбывают наказание в отдельных учреждениях от взрослых. Существуют воспитательные колонии для несовершеннолетних, которые отделяют более опытных взрослых преступников от несовершеннолетних, тем самым не допуская наличия какого-либо отрицательного влияния на них. В свою очередь, законодателем подчеркивается особый подход как со стороны привлечения к юридической ответственности, так и к назначению наказания несовершеннолетнему в силу социальных, морально-этических и психологических факторов. Именно с учетом развития психики подростка существенная достаточность правового воздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута в большинстве случаев благодаря применению к ним смягченных или специфичных мер воздействия, поэтому существует потребность закрепления особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних. Основой исследования являются работы ученых в области уголовного, уголовно-исполнительного, семейного и трудового права. Важнейшие положения труда основываются на нормах, содержащихся в Конституции Российской Федерации, Уголовном, Уголовно-процессуальном и Уголовно- исполнительном кодексах Российской Федерации, общепризнанных международных конвенциях и договорах, а также других законодательных и нормативно-правовых актах по вопросам назначения и исполнения наказания в отношении несовершеннолетних.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................3 Глава 1. Общая характеристика исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних……………………………………………….……11 1.1. Понятие, сущность и принципы исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних………………………………….……11 1.2. Правовое регулирование исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних……………………………………………….……22 Глава 2. Особенности исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних……………………………………………………36 2.1. Особенности исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних………………………………………36 2.2. Особенности исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних, не связанных с лишением свободы………….49 Глава 3. Проблемы исполнения законодательства в сфере исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних и пути его совершенствования………………………………………………………59 3.1. Проблемы исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних……………………………………………………59 3.2. Пути совершенствования института исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних……………………………………….67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...…79
Список литературы

1. Конвенция ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.). 2. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 августа 2012 года № 7-ФКЗ) // Российская газета, №7, 21 января 2009 года 3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Введен в действие с 1 января 1997 года (редакция от 24 ноября 2014 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 года. №25. Ст. 2954. 4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года №174-ФЗ Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года (редакция от 24 ноября 2014 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 года. № 52 (часть I). Ст. 4921. 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 (с изм. на 24.11.2014 № 210-ФЗ)// "Российская газета", N 256, 31.12.2001. 6. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. от 20.04.2015г.)// «Российская газета», №63-64, 02.04.1998. 7. Федеральный закон от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. от 02.12.2013г.)// «Российская газета», №147, 05.08.1998. 8. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (с изм. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2011. - №7. - ст. 900. 93 9. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности» (ред. от 21.12.2013) //Собрание законодательства РФ, 01.05.2009.- №25.-Ст.2289. 10. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм. на 31.12.2014 № 489-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 28.06.1999 года. №26, Ст.3177. 11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. на 31.12.2014 № 500-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 31.12.2012 № 53 (ч.1), Ст. 7598. 12. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» (ред. 27.06.2014г.) // «Российская газета», №43, 02.03.2011. 13. Приказ министра внутренних дел Российской Федерации от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»// (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 N 31238) 14. Приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»// "Законность", N 2, 2008. 15. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 01.02.2011 № 1// "Российская газета", N 29, 11.02.2011 94 Специальная литература: 16. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста (1-е изд.). Учеб. пособие. - М.: Академия, 2012. – 375с. 17. Аветисян С.В. Ответственность соучастников преступления // Мир соврем. науки. - 2013. - № 1. - С. 37-40 18. АнтюфееваО.С. Уголовная ответственность несовершеннолетних в России (на пути к ювенальной юстиции).- М.: Макс-Пресс, 2010. – 172с. 19. Ашин А.А., Левицкая А.Г. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ региональной ситуации // Преступность в разных ее проявлениях и проблемы организованной преступности. - М.: Российская криминологическая ассоциация. 2011. - С. 36-40. 20. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистки. - М.: Волтерс-Клувер, 2011. - 353с. 21. Букаев Н.М., Мальцев В.В. Расследование преступлений несовершеннолетних. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 160с. 22. Бурханова С.В., Кром И.Л. Девиантное поведение подростков как проблема социальной адаптации // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - № 2. - С.107-110. 23. Близнюк М.В. Правовая регламентация привлечения к уголовной ответственности соучастников преступления // Проблемы юридической науки в условиях современного социально-экономического развития России : материалы межрегиональной науч.-практ конф. студентов, молодых ученых, аспирантов, преподавателей. - Ростов н/Д. : Изд-во Рост. гос. экон. ун-т "РИНХ", 2009. - С. 93-95 24. Герасюк М.Г., Денник С.В., Петухов Е.Н. Теоретические и практические аспекты уголовного преследования несовершеннолетних (досудебное производство): учебное пособие. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2012. - 131с. 95 25. Гецманова И.В. Обосновано ли введение термина "возрастная невменяемость" на уровень закона? //Следователь. - 2013. - №6. - С. 64. 26. Гумирова Г.Ф. Преступность несовершеннолетних как социальная проблема // Российская юстиция. - 2011. - № 6. - С. 26 - 29. 27. Ережипалиев Д. И. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов при избрании и применении мер пресечения в отношении несовершеннолетних // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 5.: 28. Зиядова Д.З. Некоторые правовые аспекты предупреждения преступности несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. - 2013. - № 3. – С.18 29. Иванов В. Д. Уголовное право/В.Д. Иванов.- М.: Изд-во Приор, 2011.- 420 с. 30. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. С.И. Никулина.- М.: Проспект, 2012. – 912 с 31. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. /Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева.- М.: ИНФРА-М, НОРМА, 2011.- 876 с. 32. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. /Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева.- М.: ИНФРА-М, НОРМА, 2011.- 876 с. 33. Каневский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. - М.: 2011. – 189с. 34. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений.- М. : Ладога, 2011. - 265с. 35. Кошелева И.С., Михальчук А.Е. Тактическая операция «изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого» // Уголовное право. - 2010. - № 3. - С. 99 - 102. 36. Лысенко А.В. Основные направления актуализации противодействия преступности несовершеннолетних // Общество и право. - 2012. - № 1. - С. 37 - 39. 37. Малков В.П., комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М - НОРМА, 2012. – 694с. 96 38. МитюноваИ.Г. Уголовная ответственность несовершеннолетних за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков // Наркоконтроль. - 2012. - № 1. – С. 22-25. 39. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Том первый / Под ед. П. Н. Панченко. - М: Белый Город, 2012. - 549с. 40. Пудовочкин Ю.Е. Ответственность несовершеннолетних в уголовном праве: проблемы теории // Правоведение. - 2013. - №6. - С. 159. 97 41. Пашкина К.В. Преступность несовершеннолетних как одна из важнейших проблем современного общества // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 4(4). 42. Оганесян М.Р. Феномен «запятнанной репутации» у несовершеннолетних правонарушителей //Социальный журнал, - 2013, - № 8, - С. 13-21. 43. Рыжов Р. С. Ограничение свободы и его место в системе уголовных наказаний // Человек: преступление и наказание. 2010. № 1. 44. Сеньчура А. Я. Об эффективности наказаний несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 242-244. 45. Сеньчура А. Я. Об эффективности наказаний несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 242-244. 46. Рубинштейн С.Л. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Наука. 2010. – 234с. 47. Сидоров Н.Р. Девиации поведения у школьников - определение и предупреждение // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 4. - С.23- 27. 48. Уголовно-процессуальное право. Практический курс: Учебное пособие./Под общей редакцией Сапрунова А.Г. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2012. - 120с. 1. Уголовно-процессуальное право. Учебник. / Под редакцией Гаухмана Л.Д., Максимова С.В. - М.: Юриспруденция, 2011. – 166с.
Отрывок из работы

Глава 1. Общая характеристика исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних 1.1. Понятие, сущность и принципы исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних Исполнение наказания - урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения (кары) - комплекса ограничений прав и свобод осужденного. Принудительный порядок заключается в применении к осужденным комплекса ограничений, которые установлены определенными условиями отбывания наказания, функция которых состоит в том, чтобы обеспечить надлежащее исполнение наказания в соответствии с целями и задачами, стоящими перед этой отраслью законодательства. Указанные ограничения применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на личность осужденного с целью его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений. В современный период в специальной литературе при анализе подходов к пониманию термина «исполнение наказаний» можно встретить достаточно много высказываний по данному вопросу. При этом они весьма схожи с определениями, которые выдвигались в доктрине советского периода. К примеру, А. С. Михлин считает, что все наказания, которые обозначены в УК РФ, образуют общую систему наказаний . В.К Дуюнов под системой наказаний понимает «социально обусловленную целостную совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний, установленную законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести». Следует согласиться с С.Ф. Милюковым с тем, что с точки зрения философии система трактуется как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство». Говоря о принципах уголовного права, необходимо обратиться к Г.В. Виттенбергу, который в качестве принципов уголовного права дополнительно указывал общественную опасность наказуемого деяния, интернационализм, демократизм, предупреждение преступлений, личную ответственность виновных, всестороннюю охрану личности, индивидуализацию ответственности и наказания, участие общественности в борьбе с преступностью . О.В. Филимоновым дополнительно выделяются принципы охраны личности, общества и государства, принцип систематизации правовых норм по охраняемым объектам, принцип неотвратимости уголовной ответственности, принцип стимулирования предупреждения преступлений, их общественно опасных последствий и исправления осужденных . Исполнение уголовных наказаний как специфическое направление деятельности государства выступает в качестве одного из инструментов реализации общегосударственной задачи по борьбе с преступностью. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, осуществляют эту задачу путем достижения таких целей уголовного наказания, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Сущностью уголовного наказания является государственное принуждение, заключающееся в лишении или ограничении прав и свобод осужденного. В связи с этим исполнение уголовного наказания означает установленную нормами уголовно-исполнительного права деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, направленную на реализацию целей уголовного наказания посредством применения к осужденным мер государственного принуждения. В структуре преступности несовершеннолетних 2/3 составляют корыстные и корыстно-насильственные преступления, совершаемые путем кражи, грабежа или разбоя. Причем в отличие от событий десятилетней давности, в настоящее время указанные преступления совершаются подростками более жестоко и агрессивно, темпы их роста остаются очень высокими и опережают темпы прироста общей преступности несовершеннолетних. Преступления среди несовершеннолетних приобретают более сильную общественную опасность, связано это с вовлечением подростков в незаконный оборот оружия, который в свою очередь связан с хищением, незаконным ношением, хранением, приобретением, изготовлением и сбытом огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ, а также незаконное хранение, сбыт, употребление наркотических средств. Значимое место в структуре преступности несовершеннолетних занимает хулиганство. Большая часть несовершеннолетних, осужденных за хулиганство, совершили злостные хулиганства, т. е. хулиганские действия, характеризовались особой дерзостью и цинизмом. Доля их составляет более 60 % при удельном весе 6—7 % в общем числе преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Анализируя структуру преступности несовершеннолетних, нужно обратить внимание и на таком важном показателе, как групповая преступность или совершение преступлений в группе. От того в одиночку или в группе совершены деяния зависит общественная опасность преступлений. В соответствии со статьей 87 УК РФ, несовершеннолетним признается лицо, которому к моменту совершения преступления исполнилось 14 лет и не исполнилось 18 лет. Этому лицу может быть назначено уголовное наказание либо принудительные меры воспитательного воздействия. Основополагающие правила, которыми следует руководствоваться при исполнении наказания в отношении несовершеннолетних, содержатся в целом ряде документов: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах 19, Конвенции о правах ребенка и других международных документах, касающихся прав и благосостояния молодежи. Основная идея этих документов заключается в том, что каждому лишенному свободы ребенку должно быть гарантировано гуманное, уважительное отношение. Все дети, совершившие правонарушение и отбывающие за это наказание, равны в своих правах, которые провозглашены Всеобщей декларацией прав человека и являются неотъемлемыми, за исключением ограничений, которые обусловлены фактом лишения свободы. Это положение отражено в Международном пакте о гражданских и политических правах, где отмечается, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности. В этом же документе, а также в Конвенции о правах ребенка определяется цель, которую должны преследовать как исправительные заведения, так и их служащие. Эта цель заключается в исправлении и социальном перевоспитании, что способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других. При этом должен учитываться возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции в жизнь общества. Эти основополагающие правила нашли отражение в целом ряде специальных документов ООН, в той или иной степени затрагивающих важный и актуальный вопрос об обращении с правонарушителями в исправительных заведениях. К числу этих документов относятся: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Основные принципы обращения с заключенными, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, и др. При назначении наказания несовершеннолетнему судам следует руководствоваться разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». При решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним суду следует обсуждать прежде всего возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы, имея в виду не только требования, изложенные в ст. 60 УК РФ (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание), но и условия, предусмотренные ст. 89 УК РФ (условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, влияние старших по возрасту лиц). Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение. Судам необходимо более тщательно изучать возможности применения, предусмотренных ст. ст. 75 и 76 УК РФ оснований к освобождению несовершеннолетних от уголовной ответственности. При назначении несовершеннолетнему наказания с применением ст. 73 УК РФ судам в каждом случае следует обсуждать вопрос о возложении на условно осужденного исполнения определенных обязанностей. Наказание как по отношению к взрослым, так и по отношению к несовершеннолетним преступникам имеет единые основания, единую юридическую природу, общие отличительные признаки. Согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ, целями применения наказания являются впервые и в первую очередь восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Данная статья содержит в себе ряд новых предписаний по сравнению с УК РСФСР, основанных на действующей Конституции РФ. Кроме нового понятия и содержания наказания новым является указание на применение наказания в целях восстановления социальной справедливости. Устранено положение о «перевоспитании осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения правил социалистического общежития». Предупреждение совершения новых преступлений сформулировано в общем виде, без разделения на общее и специальное (частное) предупреждение. Положения ч. 2 ст. 20 УК РСФСР о том, что наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства, возведены в ранг уголовно-правового принципа и закреплены в ст. 7 УК РФ. Поэтому они обоснованно отсутствуют в ст. 43 УК РФ, так как принцип гуманизма распространяется на все уголовное законодательство. В действующем уголовном законодательстве восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами являются ведущими, наказание определяется с учетом максимальных возможностей их достижения. К сожалению, законодателем одновременно снята цель наказания — перевоспитание осужденных. До этого гуманизм уголовного права определялся исправлением и перевоспитанием лиц как целью уголовного наказания. Соглашаясь с авторами, ставящими перевоспитание несовершеннолетних в качестве цели наказания, полагаем, что исключение цели наказания — перевоспитания осужденных, особенно несовершеннолетних, представляется не совсем правильным. В вопросе, является ли перевоспитание целью наказания и можно ли вообще говорить о воспитании наказанием, трудно согласиться с точкой зрения авторов, которые ограничивают цели наказания ресоциализацией осужденных, их юридическим исправлением, выработкой у них навыков или осознанности необходимости жить по законам государства, членами которого они являются. Ряд исследователей не соглашаются с тем, что воспитание сознательного гражданина является задачей уголовного права и наказания, не ставят в качестве цели наказания перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам общежития. Так, М.Д. Шаргородский, не соглашаясь с теми авторами, которые требуют изменения сознания виновного в нравственном отношении — так называемое нравственное исправление, указывает, что оно выходит за рамки тех задач, которые должны стоять перед наказанием в уголовном праве. Воспитание является значительно более трудным и сложным средством достижения основной цели наказания. Этой же позиции придерживается законодатель. Полагаем, что на данном этапе развития общества и государства эта позиция заслуживает внимания с точки зрения воспитания личности в его широком смысле. Действительно, наказание нельзя рассматривать как панацею, оно не может решить задачу воспитания в полном объеме, так как для создания определенных убеждений, взглядов необходимо длительное и целенаправленное воздействие. Для его эффективности требуется большое количество дополнительных условий и обстоятельств — микросреда, в которой находится преступник, моральные качества людей, которые осуществляют в жизни воспитательную сторону наказания, социально-экономические условия и другие. Наказанием невозможно достичь такого перевоспитания (убеждения) осужденного, чтобы его мотивы стимулировали полезное, а не вредное для общества поведение, а нежелательные стимулы вообще не возникали. Нельзя ожидать от наказания того, что оно дать не может. В соответствии с ч.1 ст. 88 УК РФ наказаниями, применяемыми в отношении несовершеннолетних лиц являются: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) ограничение свободы; е) лишение свободы на определенный срок. Положения статьи 88 УК РФ устанавливает специфику различных видов наказаний: 1. Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. 2. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день. Наказание в виде обязательных работ стало применяться в Российской Федерации сравнительно недавно — с 2005 года. Заключаются обязательные работы в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ч. 1 ст. 49 УК РФ). Вместе с тем, применительно к несовершеннолетним исполнение обязательных работ имеет свои особенности. Так несовершеннолетним обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов (ч. 3 ст. 88 УК РФ), в то время как для взрослых эти рамки составляют от шестидесяти до двухсот сорока часов (ч. 2 ст. 49 УК РФ) [1]. Также помимо указанных требований к обязательным работам применительно для несовершеннолетних существует еще одно — работы должны быть посильными для несовершеннолетнего (ч. 3 ст. 88 УК РФ). Продолжительность исполнения данного вида наказания лицам в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — трех часов в день (ч. 3 ст. 88 УК РФ), применительно к несовершеннолетним старше шестнадцати лет и ко взрослым данное ограничение составляет четыре часа в день (ч. 2 ст. 49 УК РФ). Таким образом, при всей схожести, очевидно, что подход к исполнению обязательных работ в отношении несовершеннолетних должен быть особым. Немало важным в данном случае является выбор объекта (места) для отбывания наказания. С практической точки зрения, применительно к несовершеннолетним оптимальным местом для отбывания обязательных работ является учебное заведение (школа) в котором уже обучается осужденный. 3. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года. 4. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет. 5. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые. 5.1. При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину. 5.2. В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса. 6. Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности. Конвенция о правах ребенка гласит: 1) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени; 2) каждый лишенный свободы ребенок пользовался гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста. В частности, каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует, и иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств; 3) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия. Преступность несовершеннолетних требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению, а также изучение проблем исполнения наказаний. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и способы работы правоохранительных органов, обеспечивать подобающим образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение. 1.2. Правовое регулирование исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних В Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (п.1 ст.3) . В части отправления правосудия, Минимальными стандартными правилами ООН предусмотрено, что система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена на обеспечение их благополучия, а также того, чтобы любые применяемые к ним меры воздействия были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения (ст.5). Этими же международными правовыми актами установлены запреты на применение пыток и иного жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, на применение смертной казни и произвольного, без законных оснований, лишения свободы. В соответствии с пунктом 17.1 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), при выборе мер воздействия компетентный орган должен руководствоваться следующими принципами: а) меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества; б) решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса и ограничение должно быть по возможности сведено до минимума; в) несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия; г) при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором. Вопросы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних рассматриваются в Постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ, в частности в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства регламентирующего особенности уголовной ответственности наказания несовершеннолетних», в котором обращается внимание судов на их процессуальную обязанность обеспечения в разумные сроки качественного рассмотрения уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, имея в виду, что их правовая защита предполагает необходимость выявления обстоятельств, связанных с условиями жизни и воспитания каждого несовершеннолетнего, состоянием его здоровья, другими фактическими данными, а также с причинами совершения уголовно наказуемых деяний, в целях постановления законного обоснованного и справедливого приговора, принятия других предусмотренных законом мер для достижения максимального воспитательного воздействия судебного процесса в отношении несовершеннолетних. В Уголовном Кодексе Российской Федерации раздел V посвящен уголовной ответственности и наказанию несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних содержатся в ряде положений уголовного закона, а именно: - о замене уголовного наказания на меры воспитательного воздействия; - виды наказаний, применяемые в отношении несовершеннолетних, а также их назначение с учетом особенностей каждого из них; - освобождение несовершеннолетних от наказания; - условно-досрочное освобождение; - сроки давности и сроки погашения судимости. Общая часть Уголовного Кодекса содержит ряд положений, как специально регламентирующих ответственность несовершеннолетних, так и тех, которые распространяются на несовершеннолетних. К примеру: - ст. 18 УК РФ: при признании рецидива не учитываются судимости за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет; - ст. 20 УК РФ: устанавливаются пределы возраста наступления уголовной ответственности в целом и за некоторые преступления; - ст. 61 УК РФ: несовершеннолетие является смягчающим обстоятельством при назначении наказания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 84 страницы
2100 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 105 страниц
690 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg