Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

kostik_in 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2019
В нашем диссертационном исследовании была рассмотрена теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность системы педагогических условий формирования гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе. В процессе исследования нами были решены следующие задачи: 1. Изучить генезис идей тендерного подхода в философском, социологическом, психологическом и педагогическом контексте. 2. Рассмотреть особенности образовательного процесса, влияющие на формирование гендерной идентичности.
Введение

Актуальность исследования заключается в том, что система школьного образования оказывает непосредственное влияние на формирование того или иного типа гендера школьников. Педагогической практики свидетельствует, что в образовании нацелено на формирование гендерной идентичности, основанной на стереотипах в отношении женщин и мужчин. Наиболее устойчивыми представлениями являются: способность мальчиков к точным наукам, а девочек - к гуманитарным наукам, ориентация на исполнение семейных и профессиональных ролей по признаку пола; приписывание школьникам и школьницам альтернативных социально-психологических качеств и т.д. В качестве примера конструктивной социализации в современном обществе все чаще признается андрогинная личность, обладающая гибкой гендерной идентичностью и вбирающая в себя все лучшее из обеих половых ролей. Хорошо приспособленный мужчина может быть заботливым, чувствительным и экспрессивным - и одновременно ответственным, честолюбивым и смелым. А хорошо приспособленная женщина - соединять в себе независимость, компетентность, честолюбие с добротой, трудолюбием и нежностью. Формирование андрогинной личности предполагает взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на развитие у детей осознанного отношения к гендерным стереотипам, ценностных установок на принципах эгалитаризма, готовность мальчиков и девочек принимать различные типы гендерной идентичности, способность видеть и уважать в «другом» человека с иным мировоззрением, логикой мышления, культурой, чувствами. Многообразие проявлений андрогинной личности в зависимости от изменяющихся условий способствует более полному развитию социально-психологического потенциала человека, позволяет оптимально адаптироваться и изменять окружающую среду. Следовательно, гибкость гендерной идентичности приводит к пластичности поведения, а жесткое, строгое следование стереотипам ведет к возможности возникновения внутриличностного конфликта. Познание и принятие двухединства мужского и женского начал обеспечивает целостное развитие личности ребенка, что является одной из ведущих целей образовательного процесса. Теоретическими основаниями гендерной проблематики в педагогике являются знания, накопленные в различных областях науки и философии: Платон, Аристотель, Плутарх, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, О. Вейнингер, H.A. Бердяев, B.C. Соловьев, H.H. Страхов и др. Основы гендерного подхода в социологии заложили Р. Столлер, Г. Рубин, Р. Коннел, Г. Гарфинкель, И. Гоффман, Д. Зиммерман, К. Уэст, Е.А. Здравомыслова, A.A. Темкина и др.; в психологии - К. Гиллиган, СЛ. Бэм, И.С. Кон, И.С. Клецина и др. В истории педагогики вопросами психосексуального развития и полового воспитания детей занимались К.Н. Вентцель, В.И. Водовозов, К.В. Ельницкий, Д.Д. Семенов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Е.А. Аркин, П.П. Блонский, JI.C. Выготский, A.C. Макаренко, Б.Г. Ананьев, В.Д. Еремеева, В.Е. Каган, М.В. Колясникова, Э.Г. Костяшкин, Д.В. Колесов, Т.А. Репина, JI.H. Тимощенко, А.Г. Хрипкова и др. Современные отечественные гендерные исследования в педагогике характеризуются наличием теоретических работ различной проблематики и недостаточной систематизацией и обобщением гендерного знания в области образования: E.H. Каменская, И.С. Клецина, И.С. Кон, И.В. Костикова, С.Д. Матюшкова, A.B. Мудрик, C.JI. Рыков, Л.И. Столярчук, JI.B. Штылева, Е.Р. Ярская-Смирнова и др. Вопросы формирования андрогинной личности, как расширение границ гендерного репертуара, обеспечивающее большие возможности самореализации исследуются в работах C.JI. Бэм, И.С. Кона, Е. Мелибруда, B.М. Поголыни, С.А. Ушакина и др. Гендерная социализация и гендерное воспитание школьников рассматриваются в психолого-педагогических исследованиях C.B. Бадмаевой, Ю.Е. Гусевой, В.В. Дудукалова, Д.И. Исаева, И.С. Клециной, Т.П. Машихиной, JI.B. Поповой, M.JI. Сабунаевой, Л.И. Столярчук, Н.Е. Татаринцевой, Е.Ю. Терешенковой, Н.Е. Щурковой, Т.И. Юферевой и др. Вопросы учета индивидуальности мальчиков и девочек в образовательном процессе изучают Г.М. Бреслав, O.A. Константинова, С.А. Коробкова, H.H. Куинджи, Е.И. Рогов, Н.И. Роговская, Ж.А. Старовойтова, Н.В. Тельтевская, Н.Ю. Флотская, Б.И. Хасан, Т.П. Хризман и др. Особенности взаимоотношений полов в различные возрастные периоды исследуют Н.П. Андропова, Т.В. Бендас, Ш. Берн, Э. Маккоби, Н.К. Радина, Ю.Б. Рюриков, И.А. Тупицына, Л.П. Шустова и др. Анализ педагогических диссертационных исследований по проблеме формирования гендерной идентичности в онтогенезе показывает, что акцент делается на работе с детьми пубертатного периода и юности: М.А. Радзивилова, И.А. Кириллова, Е.С. Сахарчук, М.А. Толстых и др. С педагогических позиций «гендер» рассматривается одновременно и как процесс идентификации с половой принадлежностью (т.е. овладение социально-половыми ролями) и как статус индивида в структуре полоролевого взаимодействия (С.Л. Рыков). Способность или неспособность субъекта ограничить себя рамками тендера, предложенного ему для самоидентификации, отражает один из самых ранних, центральных и активно-организующих компонентов «Я-концепции» человека - гендерная идентичность. Она является важным аспектом самосознания, обусловливающим социальное и психологическое развитие личности. Изучение научной литературы показало, что термин «гендерная идентичность» для отечественной педагогики остается новым и малоисследованным. Практически не выявлен потенциал школы в формировании гендерной идентичности как компонента «Я-концепции». В педагогической теории и практике обнаруживается недостаток технологических и методических средств, обеспечивающих конструктивную социализацию подрастающего поколения. Это диктует необходимость наращивания поиска новых гендерно-ориентированных педагогических технологий и методик. Однако, несмотря на наличие определенного научного интереса, проявляемого учеными к изучению гендера, в педагогических исследованиях недостаточно изучены проблемы, посвященные особенностям формирования гендерной идентичности младших школьников. Обобщение вышеизложенного позволяет выделить противоречия между: 1. Наличием реальных потребностей общества в андрогинной личности, с неограниченными возможностями индивидуального выбора и самореализации, и сохранением в педагогической практике патриархатных стереотипов в отношении пола учащегося; 2. Необходимостью обновления образовательного процесса на основе гендерного подхода и недостаточностью научно обоснованных педагогических моделей его реализации; 3. Значимостью формирования гендерной идентичности для полноценного развития личности, включая младший школьный возраст, и отсутствием готовности педагогов к целенаправленной организации образовательного процесса на основе гендерного подхода. Исходя из этого обозначена исследовательская проблема: при каких педагогических условиях в современной начальной школе возможно оптимально влиять на формирование гендерной идентичности младших школьников. Объект работы: гендерная идентичность в образовательном процессе. Предмет работы: формирование гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе. Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность системы педагогических условий формирования гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе. Гипотеза работы. Формирование гендерной идентичности младших школьников будет эффективным при создании следующих педагогических условий: • развитие гендерной компетентности у педагога; • обеспечением системы и насыщением гендерно-ориентированным содержанием • оказание педагогической поддержки индивидуальности детей разных гендеров; • организация гендерного просвещения учащихся. Задачи работы: 1. Изучить генезис идей тендерного подхода в философском, социологическом, психологическом и педагогическом контексте. 2. Рассмотреть особенности образовательного процесса, влияющие на формирование гендерной идентичности. 3. Определить специфику формирования гендерной идентичности у учащихся младшего школьного возраста. 4. Выявить совокупность педагогических условий формирования гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе. 5. Осуществить опытно-экспериментальное исследование формирования гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе. Методологическая база работы: философские идеи о конструировании гендера посредством социализации (семья, система образования, средства массовой информации и д.т.) и конструировании гендера индивидами на уровне сознания, т.е. гендерная идентификация (принятие заданных обществом норм и ролей и подстраивание под них в одежде, внешности, манере поведения и т.д.) (Г. Гарфинкель, И. Гоффман, Р. Коннел, Т. Лукман, К. Уэст, Д. Зиммерман и др.), эгалитаризма в отношениях между мужчинами и женщинами, включая неформальные и формальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе (Г. Рубин, И. Хирдман, Р. Коннел, А. Янг, Е.А. Здравомыслова, A.A. Темкина и др.), амбивалентности как свойственному мировому устройству противоречию в подходе к двум полярно противоположным представителям человечества (Э. Блейлер, 3. Фрейд, Н.Е. Щуркова, К. Юнг и др.); концептуальные идеи педагогического моделирования как общего метода научного исследования объектов познания (С.И. Архангельский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, A.M. Новиков, П.И. Пидкасистый, И.З. Сковородкина, JT.T. Турбович, A.M. Сохор, JI.M. Фридман, В.А. Штофф и др.). Теоретическая основа работы. На научно-теоретическое изучение проблемы формирования гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе значительное влияние идеи гендерного подхода в педагогике (E.H. Каменская, И.С. Клецина, И.В. Костикова, С.Д. Матюшкова, A.B. Мудрик, C.JL Рыков, Л.И. Столярчук, JI.B. Штылева, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.); основы системного подхода к организации педагогического процесса, к рассмотрению личности школьника (Н.М. Борытко, В.П. Беспалько, Б.Г. Гершунский, B.C. Ильин, А.И. Мищенко, Ф.Ф. Королев, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин и др.); идеи личностно-ориентированного обучения (H.A. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Н.О. Вербицкая, И.В. Виноградова, Л.Г. Вяткин, В.В. Сериков, В.А. Ситаров, В.Г. Маралов, И.С. Якиманская и др.); идеи компетентностного подхода в педагогике, включающие гендерную компетентность педагога (И.А. Загайнов, Т.Е. Исаева, E.H. Каменская, И.С. Клецина, В.В. Мошненко, C.B. Рожкова, C.JI. Рыков и др.); основные положения педагогической поддержки (В .П. Бедерханова, О.С. Газман, H.H. Михайлова, С.М. Юсфин, Н.Б. Крылова и др.); теория развивающего обучения (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.); идеи целостного развития личности, декларирующие приоритет социального над биологическим (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); учение об андрогинии как условии эффективного развития и самореализации личности (С.Л. Бэм, И.С. Кон, Е. Мелибруда, В.М. Поголыии, С.А. Ушакин и др.); междисциплинарный подход, рассматривающий тендерную идентичность как базовый компонент личности на всех этапах её развития (Э. Гидденс, И.С. Клецина, Н.Л. Пушкарева, М. Серто, Н.Ю. Флотская, В. Хесле, Э. Эриксон и др.); идеи многомерности педагогической реальности (Н.В. Кузьмина, В.Ф. Моргун, B.C. Мухина, A.A. Остапенко, В.А. Сухомлинский, А.Н. Тубельский, И.Д. Фрумин и др.). Источниками исследования составляют теоретические методы (теоретический анализ и синтез, обобщение психолого-педагогической, социально-философской литературы, программно-методической и аналитической продукции школы, теоретическое моделирование, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах опытно-экспериментальной работы); - эмпирические методы (включенное наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, анализ продуктов социальной деятельности, педагогическое моделирование, педагогический эксперимент, гендерная экспертиза); Этапы исследования: 1 этап - поисковый. Изучить и теоретически проанализирована философская, социологическая, психологическая и педагогическая литература по проблеме, провести анализ педагогического опыта, определить методологические и теоретические основы исследования, уточнение задачи и отметить пути их решения, сформулировать гипотезу, определить логику и методы исследования. 2 этап - подготовительно-констатирующий. Обосновать систему педагогических условий и осуществить разработку формирования гендерной идентичности младших школьников на основе гендерного подхода в педагогике, опубликовать данной работе теоретической части работы, провести исследование потенциала экспериментальной школы, проанализированы полученные данные, на основании которых был построен план опытно-экспериментальной работы. 3 этап - опытно-экспериментальный. Провести педагогический эксперимент, в ходе которого в практику внедрены основные положения исследования, и апробированы авторские программы, обработаны и интерпретированы диагностические данные, опубликованы материалы исследования. 4 этап - обобщающий. Систематизированы и теоретически обобщены материалы исследования, уточнены теоретические выводы, оформлены материалы диссертационной работы. Научная новизна результатов диссертационной работы состоит в том, что: • выявить педагогический потенциал управления формированием гендерной идентичности на основе гендерной экспертизы уклада начальной школы; • ввести в терминологический аппарат педагогической науки теоретическое понятие «гендерный уклад школы» как особый порядок гендерных отношений участников образовательного процесса между собой и к процессу обучения; • дополнить научное представление о сущности и структуре гендерного уклада школы и установить его гендерно-комфортные условия (персонали-зация учебного места, расширение игрового пространства классной комнаты, коррекция программы и введение гендерной проблематики в учебно-тематические планы и др.); • уточнить понятия «гендерный подход в педагогике» как гуманистическое основание современного образовательного процесса, «гендерная идентичность» как базовый компонент социально обусловленного целостного развития личности; • научно обосновать качественные характеристики гендерной идентичности (жесткая/гибкая), их критерии (гендерная чувствительность, гендерная толерантность, гендерное поведение); • конкретизировать содержательное наполнение структурных компонентов гендерной идентичности (когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий), развивающее ранее известное научное знание. Теоретическая значимость работы заключается в том, что оно дополняет теорию гендерного подхода в педагогике разработкой научных основ формирования гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе, расширяя, таким образом, предмет педагогики. Результаты работы могут служить теоретической основой для целенаправленного профессионально организованного формирования гендерной идентичности младших школьников в других образовательных условиях. Практическая значимость работы состоит в том, что внедрение гендерного подхода в образовательный процесс ориентирует его на новые приоритеты общества в развитии целостной личности младшего школьника, что позволяет пересмотреть традиционный «бесполый» подход и повысить гуманность и эффективность процесса обучения. Практическая ценность результатов работы обусловлена разработкой и обоснованием содержательного (семинар «Гендерный подход в обучении» для педагогов и цикл занятий «Учащиеся - это девочки и мальчики» для младших школьников) и методического обеспечения формирования гендерной идентичности (комплекс полифункциональных методов и форм психолого-педагогического воздействия на личность); апробированным комплексом диагностических методик, констатирующим наличие стереотипов в отношении «мужское-женское» в образовательном процессе и структурных компонентах гендерной идентичности личности; предложенным алгоритмом гендерной экспертизы уклада школы. 1. Апробация и внедрение результатов исследования. Научно-теоретические результаты диссертационного исследования: Николаева М.И., Неустроева Е.Н., Развитие начального образования в Якутии в дореолюционном периоде, Научный журнал “Проблемы современного педагогического образования” Ялта, сентябрь 2018г, с.257 2. Николаева М.И., Бугаева А.П., Гендерное воспитание в начальной школе, научный журнал “Проблемы педагогики”, февраль 2019 г. 3. Николаева М.И., Бугаева А.П., Гендерное воспитание младших школьников, международный научный журнал “Вестник науки”№6 (15) том 1, июнь 2019, с.415 4. Николаева М.И., Бугаева А.П., Особенности гендерного воспитания в начальной школе, научный электронный журнал “Энигма”, май 2019. 5. Николаева М.И., Бугаева А.П., Формирование гендерной идентичности младших школьников, научный журнал “Колоквиум” июнь 2019 (РИНЦ) Опытно-экспериментальной базой работы являлась МОБУ «СОШ № 30» г. Якутска. Всего в исследовании приняли участие 40 учащихся младшего школьного возраста, 5 педагогов и 5 родителей. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ПОЗИЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ 1.1. Особенности формирования гендерной идентичности в образовательном процессе 1.2. Исторические предпосылки гендерной педагогики 1.3. Педагогические условия формирования гендерной идентичности в младшем школьном возрасте Выводы по первой главе ГЛАВА II. ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 2.1. Изучение особенностей гендерного уклада начальной школы и гендерной идентичности младших школьников 2.2. Создание педагогических условий формирования гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ?
Список литературы

1. C.А. Шаронова // Высшее образование в России. 2002. - № в.- С. 130 – 134 2. Бердяев, H.A. Философия неравенства Текст. /H.A. Бердяев/Собрание сочинений. Т. 4. Paris.- YMCA-press, 1990.- С. 269-270 3. Каменская, E.H. Гендерный подход в педагогике: Автореф. дис. . д-ра пед. наук Текст./Е.Н. Каменская.- Ростов н/Д, 2006.- 62 с. 4. Ушакин, С.А. Пол как идеологический продукт Текст./ С.А. Ушакин // Человек.- 1997. -№ 2.- С. 62-75 5. Кон, И.С. Сексуальная культура XXI века Текст./ И.С. Кон// Педагогика.-2003.- №4.- С. 3-12 6. Клецина, И.С. Гендерная социализация Текст. : учеб. пособие / И.С. Клецина ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб. : Изд-во РГГГУ, 1998.-92 с. 7. C.А. Шаронова // Высшее образование в России. 2002. - № в.- С. 130 - 134 8. Кон, И.С. Пол и гендер: Заметки о терминах Электронный ресурс. / Гос-НИИ информ. образоват. технологий. — Электрон, дан. Мурманск, 2008. -Режим доступа: http://sexology.narod.ni/publ037.html/ 07.04.2008 9. Мудрик, A.B. О гендерном подходе в социальном воспитании Текст./ 10. Толстых, М.А. Становление гендерной идентичности студентов младших курсов вузов: дис. канд. пед. наук Текст./ М.А. Толстых/ М., 2006 11. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Книга V: София, или Женщина Текст./ Руссо Ж.-Ж.// Избранные сочинения: В 3 т. T.l.-М.: Худ. лит., 2001.-С. 546-555 12. Флотская, Н.Ю. Особенности половой идентичности подростков, воспитывающихся в городском и сельском социуме Текст./ Н.Ю. Флотская // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки».- 2008.- № 2.- С. 117-124 13. Исаев, Д.И. Половое воспитание и психогигиена пола у детей Текст. /Д.И. Исаев, В.Е. Каган/ Л., 2010. 14. Матюхина, B.C. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие Текст./ B.C. Матюхина, Т.С. Михальчик/ Под ред. М.В. Гамезо.-М.: Просвещение, 2004.- С.60 15. Лунин, И.И. Структура полоролевого репертуара и формирование личности ребенка Текст./ И.И. Лунин // Психиатрические аспекты педагогики. М., 2005.- С. 91-96 16. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия Текст./ И.Г. Малкина-Пых.- М.: Эксмо, 2006.- С. 198 17. 89. Матюхина, B.C. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие Текст./ B.C. Матюхина, Т.С. Михальчик/ Под ред. М.В. Гамезо.-М.: Просвещение, 1984.- С.60 18. Матюшкова, С.Д. Проблемы формирования гендерной культуры в учреждениях образования //Электронный ресурс. / ГосНИИ информ. образовав технологий. Электрон, дан. - М.,2007. - Режим доступа: http://www.rarnbler.ru/ 28.11.2007 19. Мир детства. Младший школьный возраст Текст./ под ред. А.Г. Хрипковой. М., 2001.-432 с. 20. Моделирование и познание Текст./ Под ред. В.А. Штоффа/ Мн.: «Наука и техника», 2004,- 212 с. 21. Мудрик A.B. О тендерном подходе в социальном воспитании Текст. 22. Мудрик A.B. / Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 15-18 апр. 2009 г. Волгоград: «Перемена», 2009.- С. 11-18 23. Мудрик A.B. Психология и воспитание Текст./ A.B. Мудрик. М.: МПСИ, 2006.- С. 57-70 24. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст./В.С. Мухина/М: Академия, 2008.- С.321 25. Надолинская, JI.H. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование /Л.Н. Надолинская //Народное образование. 2004. - №5. - С. 30-35 26. Мухина B.C. Влияние знаковых систем на половую идентификацию подростков: гендерные различия Текст./ B.C. Мухина, А. Денисов // Развитие личности. -2002.- №1,- С. 119-137 27. Нечаева, H.B. JI.B. Занков педагог, психолог Текст./ Н.В.Нечаева / М.Федеральный научно-методический центр им. JI.B. Занкова, 2004. С. 43 28. Паченков, О.В. Формирование гендерной идентичности у ребенка: случай Ани Текст./ О.В. Паченков // Тендерное устройство: социальные институты и практики. Сб.ст. / Под ред. Ж.В. Черновой.- СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2005.- С.51-70. 29. [1] Грошев И. В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. 30. Zalewska, A. Temperament a ujawnianie opinii о innych // Prr. Psychol. 1989 (1990). Vol. 32. № 2. P. 411-421. 31. Горбачевская Н. Л, Якупова Л. П., Давыдова Е. /О., Назаренко А. Е. Возрастная динамика характеристик памяти мальчиков и девочек 6–12 лет // Тезисы докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия. М., 1997. С. 25. 32. Ермолаев О. Ю„ Марютина Т. М., Мешкова Т. Л. Внимание школьника. М.: Знание, 1987. Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология". № 9. С. 24–29. 33. Грошев И. В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. С. 218-219. 34. Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Указ. соч. С. 24–29. 35. Грошев И. В. Указ. соч. С. 218–219. 36. Зверева С. В. Развитие интеллекта как высшего уровня адаптационной системы в контексте гендерных различий: дис.... д-ра психол, наук. СПб., 2005. 37. Грошев И. В. Указ. соч. С. 225. 38. Maccoby Е. E., Jacklin С. N. The psychology of sex differences. Stanford; California, 1974. 39. Serbin L., Zelkowitz Р„ Doyle Л., Gold D., Wheaton В. The socialization of sex-differentiated skills and academic performance: A meditational model // Sex Roles. 1990. Vol. 23. № 11-12. P. 613-627. 40. Тарасенко Л. В. Гендерный подход в физическом воспитании как фактор оздоровления младших школьников: дис.... канд. пед. наук. Тула, 2007. 41. Там же. 42. Дулъмухаметова Г. Ф. Педагогические условия половой дифференциации обучения младших школьников: дис.... канд. пед. наук. Казань. 2011. 43. Там же. 44. Коваленко О. В. Психологические особенности формирования гендерной идентичности в младшем школьном возрасте: дис.... канд. психол, наук. Иркутск, 2005. 45. Лабутина Е. В. Формирование полоролевых стереотипов в младшем школьном возрасте: дис.... канд. психол, наук. М., 2011. 46. Сухарева Н. Ф. Гендерные особенности проявления агрессии учащимися младшего школьного и подросткового возраста: дис.... канд. психол, наук. М., 2006. 47. Лабутина Е. В. Формирование полоролевых стереотипов в младшем школьном возрасте: дис.... канд. психол, наук. 48. Дресвянина Л. В. Формирование гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе: дис.... канд. пед. наук. Архангельск, 2010. 49. Андропова Н. П. Воспитание культуры взаимоотношений младших школьников (гендерный аспект): дис.канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 50. Архиреева Т. В. Гендерные особенности критического самоотношения и его детерминации у детей младшего школьного возраста // Культурноисторическая психология. 2011. № 2. С. 98–105. 51. Талакова Е. А. Гендерные особенности Я-концепции в процессе личностного становления детей младшего школьного возраста: автореф, дис.... канд. психол, наук. Нижний Новгород, 2012.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ПОЗИЦИИ ТЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ 1.1. Особенности формирования гендерной идентичности в образовательном процессе Гуманистическая направленность гендерного подхода в педагогике предполагает расширение социального пространства школы для всестороннего развития гибкой и свободной личности мальчиков и девочек, раскрытие личностного потенциала, самоактуализацию и самореализацию индивидуальности, гармонизацию взаимоотношений полов. Решение поставленной перед образованием задачи затрудняется отсутствием особого внимания со стороны педагогов к одному из базовых образований личности - гендерной идентичности, детерминирующей половое самосознание, определяющей гармоничное становление и задающей вектор гендерной социализации. Н.Ю. Флотская подчеркивает, что лишь это позитивное личностное образование обеспечивает человеку эмоциональное благополучие, высокий уровень самопринятия и оценки со стороны общества [1]. Следовательно, одной из главных задач педагогического взаимодействия в обозначенном видении является целенаправленное формирование гендерной идентичности школьников. В науку термин «гендерная идентичность» был введен в зарубежных исследованиях психоаналитиком Р. Столлером. Его концепция строилась на разделении биологического и культурного: пол относится к биологии, а гендер - к культуре. В зарубежных представлениях о гендерной идентичности Т.В. Бендас выделяет четыре этапа: 1-й, дофрейдовский этап (начало XX в.): характеризуется наивным житейским представлением об идеале женственности, отклонение от которого подвергалось осуждению; 2-й этап, психоаналитический (1920-е - 1970-е гг.): здоровая гендерная идентичность связывалась с фемининными качествами у женщин (пассивность, зависимость, подчиненность, низкая самооценка) и маскулинными - у мужчин (уверенность в себе, активность, стремление к власти), подчеркивалась роль мужчин в формировании здоровой гендерной идентичности у обоих полов; 3-й этап (1970-е — 1980-е гг.): привлечение идеи андрогинии для объяснения различных вариаций гендерной идентичности (4 типа гендерной идентичности - маскулинный: высокие показатели по маскулинным признакам; фемининный: низкие показатели по маскулинным признакам и высокие - по фемининным; андрогинный: высокие признаки по маскулинным и фемининным признакам; недифференцированный: низкие показатели по маскулинным и фемининным признакам) [15]; 4-й этап (80-е гг. XX века - начало XXI века): распространение кросс-культурных исследований гендерной идентичности [2].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg