Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

kostik_in 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2019
Проведенное исследование позволяет констатировать, что исследование причин неуспеваемости и самооценка младших школьников – проблема сложная и многоплановая. В ходе исследования нами уточнена сущность и раскрыто содержание понятий «неуспеваемость» и «самооценка», выявлены причины неуспеваемости, соответствующие их особенностям и факторам. Изучив теоретические источники по психологии, педагогике мы дали четкое определение неуспеваемости младших школьников как результат невнимания, безразличия учителей.
Введение

Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению школьником обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у школьников закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие школьники не могут учиться дальше. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав школьнику своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь или устранить их, или корригировать последствия. Младший школьный возраст является сензитивным: - для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; - развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться; - раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; - развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; - становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; - усвоения социальных норм, нравственного развития; - развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов. Причины трудностей в учебной деятельности школьников в начальной школе рассматривались многими педагогами и психологами (Ю.К. Бабанский, Т.А. Власова, М.А. Данилов, В.И. Зыкова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, М.С. Певзнер, Л.С. Славина, А.А. Смирнов). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Все это составляет главный актуальный вопрос на современном этапе. Целью данной работы является определение типичных трудностей младшего школьника, вызывающих неуспеваемость, и разработка путей предупреждения неуспеваемости. Объектом исследования - неуспеваемость обучающихся младших классов как психолого-педагогическое явление. Предмет исследования – процесс выявления факторов неуспеваемости школьников в младших классах. В данном исследовании выдвигается гипотеза о том, что если своевременно выявить факторы неуспеваемости младших школьников, то можно разработать эффективные пути предупреждения неуспеваемости, т.к. успешность обучения в начальных классах предотвратит трудности усвоения программы в средних классах. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить факторы неуспеваемости младших школьников; 3. Определить пути предупреждения причин неуспеваемости; 4. Экспериментально проверить эффективность обучения по разработанной методике. Основными методами исследования являются: - теоретические: изучение и анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования; - эмпирические: наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, развивающие игры. Помочь конкретному школьнику невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога умения распознать типичные трудности, вызывающих неуспеваемость, и оказать конкретную помощь. Экспериментальная работа проходила в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №24 с УИОП» города Старый Оскол Белгородской области. Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования. В первой главе «Неуспеваемость в процессе обучения младших школьников» описывается состояние проблемы неуспеваемости и самооценки в процессе обучения младших школьников; дается определение неуспеваемости; определены особенности причин неуспеваемости в процессе обучения младших школьников; выделены факторы формирования самооценки младших школьников. Во второй главе «Экспериментальная работа по устранению неуспеваемости младших школьников» диагностируется неуспеваемость младших школьников; рассматривается практическая реализация путей устранения неуспеваемости; экспериментально обосновывается исследование самооценки младших школьников на уроках математики. В заключении обобщаются результаты исследования, излагающие его основные выводы, подтверждающие гипотезу. Список литературы включает 72 источника по психологическим, педагогическим аспектам исследования. В приложении содержатся творческие задания, направленные на исследование факторов неуспеваемости младших школьников. Помимо вышеперечисленного, предлагаются анкеты для обучающихся и учителей, задания, позволяющие определить и исследовать самооценку младших школьников, а также схемы и таблицы различных авторов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….......... 3 Глава I. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ И САМОЦЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………… 3 1.1. Состояние проблемы неуспеваемости и самооценки в процессе обучения младших школьников ……………………………………….… 7 1.2. Особенности факторов неуспеваемости и самооценки младших школьников………………………………………………………………… 13 1.3. Факторы формирования самооценки младших школьников……… 16 Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………….. 24 2.1. Диагностика неуспеваемости младших школьников………………. 24 2.2. Практическая реализация путей устранения неуспеваемости младших школьников…………………………………………………… 31 2.3. Исследование самооценки младших школьников на уроках математики………………………………………………………………… 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 45 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….………………………….. 48 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….. 51
Список литературы

1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина – М.: Издательство «Ось – 89», 2002. – 224 с. 2. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Иващенко Ф.И. Минск: Высшая школа, 2004. - 128 с. 3. Актуальные психологические проблемы обучения и воспитания в школе / Сборник научных трудов под ред. А.Д. Глоточкина. Тверь: из-во ТГУ, 2004. 4. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки /Б.Г. Ананьев. - Л.: Лениздат, 2005. - С. 190. 5. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 512с. 6. Бабанский, Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский // Педагогика. - 2002. - №1. - С.18. 7. Белошистая, А.В., О педагогических принципах организации работы со способными к математике детьми в начальных классах / А.В. Белошистая, Е.Г. Козлова // Начальная школа плюс до и после. - 2005.- №2.- С. 56-62. 8. Бережнова, Е.В., Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Е.В. Бережнова – М.: Академия, 2005 – 128 с. 9. Блонский, П.П. Психология младших школьников / П.П. Блонский – М.: Воронеж: Институт практической психологии, 2007. – 574 с. 10. Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. - М.: Известия АПН РСФСР, 2003. - №36. - С.23. 11. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2005. - 521 с. 12. Васильева, Л.А. К проблеме развития творческих способностей младшего школьника / Л.А. Васильева // Начальная школа плюс до и после. - 2006.- №10.- С. 16-18. 13. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 534 с. 14. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 2002. 15. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. / Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону, 2003. - 523 с. 16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2001. - 479с. 17. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. - С.326. 18. Дробинская, А.О. Школьные трудности нестандартных детей / А.О. Дробинская - М., 2001. 19. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов / И.В. Дубровина – М.: Питер, 2004. – 588 с. 20. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Загвязинский – М.: Академия, 2001 – 203 с. 21. Иванова, Е.В. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики / Е.В. Иванова // Начальная школа плюс до и после. - 2006.- №6.- С. 59-61. 22. Истратова, О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов-на Дону, Феникс, 2006. – 444с. 23. Ищеева-Филатова, М.М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся / М.М. Ищеева-Филатова. - Нальчик: Эльбрус, 2002. - 432 с. 24. Капустина, Н.Г. Познавательные интересы младших школьников / Н.Г. Капустина // Начальная школа плюс до и после. - 2005.- №2.- С. 3-8. 25. Кондратьев, И.И. Планирование своей деятельности младшими школьниками / И.И. Кондратьев // Вопросы психологии. - 2006.- №4.- С. 47-55. 26. Костромина, С.Н., Ануфриев, А.Д. Методические рекомендации / С.Н. Костромина, А.Д. Ануфриев – М.: 2003. – 174 с. 27. Кравцова, М.М. Развитие внимания в начальной школе. / Школьный психолог // М.М. Кравцова. - 2003 № 43. 28. Круглова, Н.И. Как помочь ребёнку успешно учиться в школе / Н.И. Круглова – СПб.: Питер, 2004. – 128 с. 29. Лейтес, Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Н.С. Лейтес. - Москва – Воронеж; 2007 г. 30. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - М.: Просвещение, 2004. - 335 с. 31. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику/ Н.П. Локалова. - М.: Просвещение, 2007. - С.7-12. 32. Маркова, А.К. Доступность учебного материала как один из факторов снижения перегрузки школьников/ А.К. Маркова // Вопр. психологии. - 2002. - №1. - С.78. 33. Маттес, Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников / Г. Маттес // Вопр. психологии. - 2004. - №4. - С.152-154. 34. Морозова, Л.В. Зрительное восприятие и школьные трудности. / Л.В. Морозова // Начальная школа, №8, 2004. – С. 79 - 80 35. Мурачковский, Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н.И. Мурачковский. - Минск: Народная асвета, 2002. - 228 с. 36. Мурачковский, Н.И. Типы неуспеваемости школьников / Н.И. Мурачковский. - М.: Педагогика, 2005. - №7. - С.23. 37. Немов, Р.С. Психология. / Р.С. Немов. Кн.3 - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им.А.С. Грибоедова, 2002. - 557 с. 38. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с. 39. Педагогическая психология / под ред. Раева А.И. - СПб.: из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С.412.. 40. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2002. - С.356. 41. Савицкая, Д.В. Психологическая готовность детей к школьному обучению / Д.В. Савицкая // Начальная школа 2003. №3. - с.61 42. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. / А.Л. Сиротюк. - М., ТЦ Сфера , 2000. – 128 с. 43. Славина, С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам / С.С. Славина. - М.: Просвещение, 2003. - 217 с. 44. Тутушкина, М.К. Практическая психология для педагогов и родителей / М.К. Тутушкина. - Спб.: Дидактика Плюс, 2001. - 352 с. 45. Успенский, В.Б., Введение в психолого-педагогическую деятельность / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. – М.: - Владос-Пресс, 2003 – 243 с. 46. Чистякова, Г.Д. Потенциал познавательного развития в младшем школьном возрасте / Г.Д. Чистякова // Начальная школа плюс до и после. - 2006.- №10.- С. 10-16. 47. Шикун, А.Ф. Управленческая психология./ А.Ф. Шикун, И.М. Филинова. // 2-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2005. – 336с. 48. Шмакова, В.А. Структура способностей к учебной деятельности в младшем школьном возрасте и динамика их развития. Автореферат / В.А. Шмакова.- СПб.-2001. 49. Якиманская, И.С. Разработка технологий личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии.-2005.-№2.С.36-3
Отрывок из работы

Глава I. НЕУСПЕВАЕМОСТЬ И САМООЦЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Состояние проблемы неуспеваемости и самооценки в процессе обучения младших школьников Начальная школа в нашей стране давно уже перестала быть замкнутым звеном системы образования. В начальных классах школы обучающиеся должны сознательно и прочно овладеть определенным, намеченным в программе кругом знаний, умений и навыков. Задачей данного параграфа является выявление состояния проблемы неуспеваемости и самооценки в процессе обучения младших школьников. Для этого следует определить актуальный круг понятий в этом направлении. Практикой школы уже давно доказано, что каждый школьник, не имеющий каких-либо органических дефектов может усвоить знания в объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные школьники с трудом усваивают учебный материал. Проблема успеваемости очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, но все они группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы: как преподаватель учит; как школьник учится и как при этом осуществляется его развитие. Обзор источников и литературы по философии, психологии, педагогике показывает, что специалисты разных отраслей педагогической науки уделяют преимущественное внимание одной или другой стороне данной проблемы. Анализ литературных источников показывает, что многими авторами изучается проблема неуспеваемости школьников. «,,,Неуспеваемость – это результат невнимания, безразличия учителей,,,». Опыт российских педагогов показывает, что пережитые трудности обучающимся в младшем школьном позволяют школьнику улучшить успеваемость и сохранить здоровье (физическое и психическое здоровье) [2]. В центре нашего внимания оказалось утверждение отечественных ученых о том, что основным объектом изучения являются педагогические условия, особенности учебно-воспитательного процесса, которые способствуют преодолению неуспеваемости.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 35 страниц
190 руб.
Дипломная работа, Психология, 98 страниц
520 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg