Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование дидактических игр в развитии памяти детей среднего дошкольного возраста

kostik_in 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2019
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Память – это система мнемических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта.
Введение

Установлено, что умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее. Если не создать условий для развития умственных способностей, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируются интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи [6]. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д. Значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления [11]. В среднем дошкольном возрасте наиболее характерной для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания. У детей четвертого и пятого года жизни продолжает развиваться произвольная память. Ребенок уже рассматривал разнообразные задачи на запоминание и начинает прилагать специальные усилия для того, чтобы запомнить. Если ребенку этого возраста дают какое-либо поручение, то он уже не мчится сразу выполнять его, как младшие дети, а сначала повторив задание, приступает к выполнению. У детей постепенно увеличивается объем запоминаемого материала. Ребенок четырех-пяти лет удерживает в памяти пять-шесть предметов или картинок. Именно в этот период начинают закладываться элементы опосредованного запоминания. У детей развивается несколько видов деятельности: игровая, изобразительная, конструктивная и элементы трудовой. Каждый вид деятельности ставит определенные задачи перед восприятием, мышлением, речью и личностью ребенка и требует определенного уровня их развития. Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л.С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми. Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Игра – это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии. Именно поэтому игра – это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития». Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Объект исследования – память детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования – динамика развития памяти у детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр. Цель – развитие памяти детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр. Задачи исследования: 1) Изучить теоретические основы развития памяти детей дошкольного возраста; 2) Установить педагогическое значение дидактических игр для развития ребенка дошкольного возраста; 3) Проанализировать структуру, классификацию и функции дидактических игр; 4) Определить роль дидактических игр в развитии памяти детей среднего дошкольного возраста; 5) Провести экспериментальное и контрольное исследование; 6) Разработать рекомендации родителям, картотеку дидактических игр; 7) Проанализировать полученные результаты; Методы – изучение литературы, анализ педагогической документации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Проблема обучения дидактическим играм в развитии памяти детей среднего дошкольного возраста в работах отечественных исследователей и педагогов 7 1.2. Психолого-педагогические особенности развития памяти у детей среднего дошкольного возраста 14 1.3. Методика обучения дидактическим играм в развитие памяти детей среднего дошкольного возраста 20 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 2.1. Критерии уровней развития памяти детей среднего дошкольного возраста 26 2.2. Организация и проведение работы по развитию памяти детей среднего дошкольного возраста средствами дидактической игры 31 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию памяти детей средней группы МБОУ ДОУ №19 г. Кузнецка. 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64 ЛИТЕРАТУРА 67 ПРИЛОЖЕНИЯ............……………………..………...………….……..71
Список литературы

1. Аникеева, Н.П. Игра. Воспитание. Личность. Монография / Н.П. Аникеева. Новосибирск: НГПУ, 2012. - 201 с. 2. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие./ Л. Бадалян, А. Миронов // Дошкольное воспитание. 1976. №4. С. 23-31. 3. Блонский, П.П. Память и мышление: Учебное пособие / П.П. Блонский. - М.: Норма, 2007. - 368 с. 4. Богословский, В. В. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А. Г. Ковалев, А. А. Степанов; Под ред. В.В. Богословского. - М.: Просвещение, 1981. - 381 с. 5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко. М.: Просвещение, 2004. - 160 с. 6. Выготский, Л.С. Психология памяти: Хрестоматия по психологии / Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.К. Бондаренко; Под ред. А.К. Бондаренко М.: Смысл, 2005. 816 с. 7. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций: Собрание сочинений в 6 т. Т. 3 / Л.С. Выготский. М.: Владос, 1999. 219 с. 8. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галанов. - М.: АРКТИ, 2006 - 96 с. 9. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации: Пособие для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 128 с. 10. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г.Ермолаева. Спб.: КАРО, 2008. 112 с. 11. Ильюченко, Р.Ю. Память хорошая, память плохая: Руководство по тренировке и развитию памяти / Р.Ю. Ильюченко. Новосибирск: Наука, 1999. 161 с. 12. Истомина З.М Развитие памяти: Учебно-методическое пособие / З.М. Истомина. - М.: Союзиздат, 1978. - 345 с. 13. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти / С.О. Лебедева // Дошкольное воспитание. - 1985. - №8. - С. 52-54. 14. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка: Общая психология / А.А. Люблинская. М.: Издательство Академии пед. наук. РСФСР. -547 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Проблема обучения дидактическим играм в развитии памяти детей среднего дошкольного возраста в работах отечественных исследователей и педагогов В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Множество дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой, Ф.И. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и др.), а также в специальных сборниках игр [10]. В трудах Е.И. Касаткиной отмечается важность дидактических игр в педагогическом процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения дошкольников в педагогическом процессе обусловлена рядом причин: • опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей дошкольного возраста в учебную деятельность; • дидактические игры способствуют развитию у дошкольников психических процессов (внимания, памяти, мышления).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg