Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МУЗЫКА

КЛАСС ЭСТРАДНОГО АНСАМБЛЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

kostik_in 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.09.2019
В условиях современного школьного образования проблема активизации творческого потенциала личности остается одной из самых актуальных. Общеизвестно, что наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческих возможностей личности является начальная школа, поскольку в этом возрасте у ребенка развиваются воображение и фантазия, воспитывается любознательность, закладываются основы творческой деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, потребностей, которые лежат в основе творческого отношения личности к действительности.
Введение

Актуальностью исследования является попытка обосновать педагогическую необходимость правильного подхода к обучающемуся с целью развития творческого потенциала. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества. Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Творчество младших школьников связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер. Искать активные методы обучения, обучать творчеством – это социальный заказ нашего общества, обращенный к дидактам, психологам, ко всем педагогам. В зависимости от возможностей ребенка, от уровня его развития к нему применяются различные методы и формы работы в классе эстрадного ансамбля, целью которой является развитие творческого потенциала, формирование духовно богатой творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности. Приобщение детей к участию в эстрадном ансамбле способствует развитию целого комплекса умений, их творческой фантазии, помогает реализовать творческий потенциал ребенка. Эстрада сегодня это не просто вид искусства, но и социокультурный феномен. Современная эстрадная музыка привлекает своих почитателей, экспрессивностью, красочностью сценического воплощения, неотъемлемой связью с движением и ритмом, достаточно простым содержанием и эмоциональным настроем произведений, который воплощается несложным для восприятия языком. Эстрадная музыка пользуется популярностью у людей разных возрастов. Как показывает практика, современные дети из всего многообразия видов музыкального искусства, чаще предпочитают именно эстрадную музыку. Современный эстрадный ансамбль во всем многообразии своих средств и форм оказывает огромное влияние на сознание, чувства, формирование музыкального и эстетического отношения к действительности, развитие творческих качеств личности. В процессе участия в эстрадном ансамбле у участников ансамбля развивается слух, навыки коллективного музицирования, формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, фантазия, воля, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и мышления. Одной из важнейших задач предмета «Ансамбль» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра» является развитие творческих способностей детей, их возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Развитие творческого потенциала младшего школьника может быть более быстрым и эффективным средствами освоения им эстрадного музыкального материала в классе эстрадного ансамбля. Из-за доступности, распространенности и массовости класс эстрадного ансамбля стал привлекательным способом самовыражения детей младшего школьного возраста, а занятия этим видом музыкального исполнительства способствуют их вовлеченности в разнообразную музыкально-творческую деятельность. Однако ситуация, сложившаяся в системе дополнительного образования показывает, что воспитательная функция этой системы реализуется далеко не полностью. Цель развития творческого потенциала младших школьников декларируется в рабочих учебных программах, но на практике реализуется недостаточно. В сфере дополнительного образования обучение ведется стихийно, без учета актуальных потребностей детей младшего школьного возраста и возможностей их творческой реализации. Кроме того, в педагогических исследованиях недостаточно изучена роль и влияние занятий класса эстрадного ансамбля на развитие творческого потенциала младших школьников. Сегодня отсутствует методическая литература, в которой обобщен практический опыт работы эстрадных ансамблей, а данная работа направлена на восполнение этого пробела. Отсюда возникает противоречие между теоретической разработанностью проблемы развития творческого потенциала младших школьников в области педагогики и психологии искусства, музыкальной педагогики и отсутствием методического обеспечения данного процесса применительно к занятиям в классе эстрадного ансамбля. Анализ научной литературы, а также состояния современной практики обучения детей в классе эстрадного ансамбля в системе дополнительного образования актуализирует проблему исследования, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей развития творческого потенциала младших школьников в классе эстрадного ансамбля. В связи с вышеизложенным, актуальностью исследования является обобщение условий, способствующих успешному развитию творческого потенциала детей. Степень изученности проблематики исследования. Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко. Так, Б. Л. Яворский считал, что воспитательная ценность музыкального творчества ребенка проявляется в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребенка. Б. В. Асафьев писал, что творчество способствует более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей. Б. М. Теплов обращал внимание на важность творчества в период начального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству. Согласно мнению Н. А. Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития способности образного видения мира. Проблему развития творческого потенциала младших школьников рассматривали в науке как частную, в связи с изучением вопросов развития творческих способностей детей (интеллектуальных, литературных, художественных, музыкальных), их творческой активности, одаренности, креативности личности, роли и значения в детском возрасте игровой, театральной деятельности. Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составили: – труды по проблеме развития творчества в рамках культурно-исторической школы Л. С. Выготского; – деятельностный подход к проблеме развития творчества (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин); – исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме творчества как высшей формы самосовершенствования личности (В. И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В.Занков, Дж. Гилфорд, С. Л.Рубинштейн, Г. Оллпорт, К. Роджерс, Е. П. Торренс, Д. Б. Эльконин и др.); – исследования творческого потенциала личности в работах Н. Ф. Вишняковой, П. Ф. Кравчук, В. Н. Маркова, В. Ф. Овчинникова, Я. А. Пономарева, Е. Л. Яковлевой; – теоретические положения Ю. В. Каннабих, Б. Д. Карвасарского, С. Кратохвила, Р. Крачфилда, А. А. Осиповой о возможностях, стимулирующих развитие творческих компонентов личности. Цель исследования: определить роль эстрадного ансамбля как одной из форм развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: – изучить литературу по теме исследования; – проанализировать сущность понятия творческий потенциал; – обозначить особенности проявления творческого потенциала в музыкальной деятельности детей; – определить психолого-педагогические условия развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста; – рассмотреть класс эстрадного ансамбля как модель оптимизации детского творчества. Объект исследования: творческий потенциал детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста в классе эстрадного ансамбля. База исследования: эстрадный ансамбль отделения дополнительной предпрофессиональной подготовки кафедры «ЭОиА» КемГИК. Методы исследования: в ходе исследования для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов: – реферирование; – анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; – метод педагогического наблюдения: наблюдение включенное и невключенное; – анализ практического опыта; – сбор информации. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы руководителями детских эстрадных коллективов в системе дополнительного образования, преподавателями детских школ искусств, средних учебных заведений в качестве теоретической и практической основы в процессе музыкального образования и воспитания. Данная работа прошла апробацию в VIII (ХLIХ) Всероссийской научно-практической конференции «Культура и искусство: поиски и открытия». Структура работы: работа состоит из двух глав, каждая из которых содержит два параграфа, выводов, заключения, списка литературы, приложений. Во введении обосновывается актуальность исследования, указывается объект и конкретизируется предмет, определяются цель, задачи и методы исследования. В первой главе «Феномен творческого потенциала» изучаются содержание понятия творческий потенциал, рассматриваются особенности проявления творческого потенциала музыкальной деятельности детей. Во второй главе «Процесс творческого взаимодействия в классе эстрадного ансамбля» определяются психолого-педагогические условия развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста, рассматривается класс эстрадного ансамбля как модель оптимизации детского творчества. Заключение содержит основные выводы по теме исследования. В Приложении представлены таблица влияния различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося, и тесты Д. К. Кирнарской для выявления уровня творческого потенциала детей и оптимизации детского творчества.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3 Глава 1 Феномен творческого потенциала …………………………………… 9 1.1 Сущность понятия творческий потенциал………………………............ 9 1.2 Проявление творческого потенциала в музыкальной деятельности детей младшего школьного возраста………………………………………. 17 Глава 2 Процесс творческого взаимодействия в классе эстрадного ансамбля………………………………………………………………………… 30 2.1 Психолого-педагогические условия развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста…………………………….. 30 2.2 Класс эстрадного ансамбля как модель оптимизации детского творчества………………………………………………………………………... 37 Заключение…………………………………………………………………….. 47 Список литературы……………………………………………….…………… Приложения……………………………………………………………………. 50 55
Список литературы

1. Абдулин, Э. Б., Николаева, Е. В. Теория музыкального образования [Текст] / Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. – Москва : Прометей, 2013. – 718 с. 2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие [Текст] / В. А. Аверин. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. – 379 с. 3. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном воспитании, просвещении, образовании [Текст] / Б.В. Асафьев. – Москва : Музыка, 1965. – 151 с. 4. Бабаева, Ю. Д. Особенности развития творческого потенциала одаренных детей и подростков [Текст] / Ю. Д. Бабаева // Одаренный ребенок. - 2003. – N 1. – С. 6–24. 5. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / Л.А. Баренбойм. – Москва : Планета музыки, 2017. – 340 с. 6. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А. С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с. 7. Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст] / Е. С. Белова. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та: Флинта, 2004. – 221 с. 8. Белова, Е. С., Задорина, Е. Н. Особенности эмоционально-личностного развития школьников с высоким творческим потенциалом [Текст] / Е. С. Белова, Е. Н. Задорина // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2018. – Т. 1, – № 1. – С. 45–55. 9. Березина, В. Г. Детство творческой личности [Текст] / В. Г. Березина. – СПб.: издательство Буковского, 2014. – 68 с. 10. Богданов, Г. Ф. Формы совершенствования организационной и воспитательной деятельности в самодеятельных музыкальных коллективах [Текст] / Г. Ф. Богданов. – М.: Просвещение, 1982. – 135 с. 11. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л.Л. Бочкарев. – Москва : Классика-ХХI, 2007. – 352с 12. Бровко, В. Л. Азбука аранжировки [Текст] / В.Л. Бровко. – СанктПетербург : Композитор, 2004. – 84 с. 13. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание [Текст] / Н.А. Ветлугина. – Москва : Советский композитор, Вып. 1, 1978. – 160 с. 14. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность [Текст] / под ред. Н. Т. Смирновой. – М.: Академия, - 2000. – 624с. 15. Выготский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123. 16. Гамезо М.В. и др. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов всех специальностей пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – Москва : Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. 17. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – Москва : «ЧеРо», «Юрайт», 2002. – 336 с. 18. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология [Текст] / А.Л. Готсдинер. – Москва : МИП «Магистр», 1993. – 190 с. 19. Детская практическая психология [Текст]: учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2001. – 255 с. 20. Дудецкий, А. Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст] / А. Я. Дудецкий.- Смоленск, 2004. - С.214. 21. Дуэк, К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей [Текст] / Кэрол Дуэк. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 304 с. 22. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст] / О.М.Дьяченко // Вопросы психологии. – 2017. – №16. – С.32. 23. Емельянов, В. В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: методические рекомендации для учителей музыки [Текст] / В.В. Емельянов. – Тюмень : Тюменский изд. Дом, 2011. – 79 с. 24. Захаров, Р. Слово о музыке [Текст] / Р. Захаров. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 159с. 25. Кабалевский, Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе [Текст] / Д.Б. Кабалевский. – Москва : Педагогическое общество России, 2008. – 576 с. 26. Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности [Текст] / Д. К. Кирнарская. – М.: ТалантыХХI век. – 2004. – 496 с. 27. Кравцова, Е. Развитие воображения [Текст] / Е.Кравцова // Дошкольное воспитание. -2005. -№12. - С.17. 28. Крылов, Е. Школа творческой личности [Текст] / Е. Крылов // Дошкольное воспитание. – 2002 – № 7. – С.11. 29. Кудрявцев, В.Т. Развитие детства и развивающее образование [Текст] – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997. – 206с. 30. Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности [Текст] / А.С. Макаренко. – Москва : Педагогика, 1972. – 336 с. 31. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 583 с. 32. Мохонько, А. П. Методика преподавания эстрадного ансамбля [Текст]: учебно-методическое пособие / А.П. Мохонько – Кемерово: КемГУКИ, 2015. – 178 с. 33. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В. С. Мухина. – 10-е изд. М.: Академия, 2006. – 456 с. 34. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442 с. 35. Переверзев, Н. К. Исполнительская интонация [Текст] / Н.К. Переверзев. – Москва : Музыка, 1989. – 208 с. 36. Пидкасистый, П. И. Педагогика [Текст] / П. И. Пидкасистый. – Москва : Педагогическое общество России, 2008. – 576 с. 37. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с. 38. Психология детства: практикум [Текст] / под ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 20047. – 224с. 39. Психология. Словарь [Текст] / ред. Петровский А. – М.: Политиздат, 2005. – С.63. 40. Пуляева, Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в музыкальном коллективе: учебное пособие [Текст] / Л. Е. Пуляева. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80 с. 41. Пуртурова, Т. В., Беликова, А.Н. Учите детей музыке: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] / Т. В. Пуртурова. – М.: Владос, 2003. – 256 с. 42. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – Москва : Питер, 2012. – 288 с. 43. Сайфулин, Д. В. Организация вокально-инструментального ансамбля в педагогическом колледже как средство повышения интереса студентов к музыкальным занятиям [Текст] / Д.В. Сайфулин // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита : Молодой ученый, 2016. – С. 135-137. 44. Самохина, М. А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / Самохина Марина Анатольевна. – Москва, 2005. – 165 с. 45. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с. 46. Художественное воспитание школьников средствами музыкального искусства // Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития. Тезисы международной научно-практической конференции (Москва, 25-26 февраль 1999) – М.: МГУК, 1999. – С.81. 47. Щербакова, А. И. Практикум по общей психологии [Текст] / А.И.Щербакова. - М.:Просвещение, 2000. - С.223. 48. Янковская, О. Н. Учить ребенка музыке необходимо [Текст] / О. Н. Янковская // Начальная школа. – 2000. – № 2. – С. 34-37.
Отрывок из работы

Глава 1. ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 1.1. Сущность понятия творческий потенциал Современный мир, особенно в последние годы, стремительно изменяется и ставит перед человеком все новые и новые задачи; качественно меняются ценности и потребности общества. В таких условиях перед системой образования стоит серьезная задача – обучение и воспитание самостоятельной творческой личности, обладающей нестандартным гибким мышлением, способной жить и развиваться в постоянно изменяющихся условиях (социальных, культурных, экономических), быстро и эффективно решать возникающие перед ней задачи. Идея необходимости совершенствования образования в указанном направлении находит свое отражение в нормативных актах и официальных документах. Так, в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [11]. Среди результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования вышеназванный стандарт закрепляет освоение учащимся способов решения проблем творческого и поискового характера. С учетом потребностей современного общества в творчески развитых людях, все большую актуальность в психолого-педагогической науке приобретает идея развития творческого потенциала обучаемых.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg