Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Совершенствование системы управления образовательной организации.

irina_krutaya 2700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.08.2019
Объект исследования: учреждения высшего образования (университеты, академии, институты). Предмет исследования: система управления образования. Цель исследования: разработать и реализовать научно-обоснованную систему управления образования, способствующую повышению эффективности обучения обучающихся, педагогической деятельности управленческо-преподавательского состава. Задачи исследования: 1) проанализировать современное состояние системы высшего образования, определить роль и тенденции развития учебных учреждений; 2) провести организационно-педагогический анализ проблемы системного подхода к управлению учебным процессом образовательными учреждениями; 3) определить содержание и структуру системы управления учебного процесса в образовательном учреждении; 4) провести экспериментальное моделирование системы управления образования; 5) определить и разработать организационно-педагогические пути совершенствования управления образования. Гипотеза: сформированная система управления традиционного образования повышает качество образования будущих специалистов. Производными от общей гипотезы являются частные гипотезы: - система управления традиционного образования должна представлять собой не только организационную систему, но и педагогическую; - систему управления учебным процессом в образовательном учреждении следует формировать в составе четырех основных подсистем: педагогической; научной; социальной-экономической; административной; - функционирование системы управления учебным процессом в образовательном учреждении должно охватывать все четыре выделенные подсистемы. Ведущей при этом является педагогическая подсистема, поскольку в ней реализуется главная цель высшего учебного учреждения — образовательный процесс в виде совокупности процессов обучения, воспитания, развития. Методологическую и теоретическую основу исследования составили: 1. Философские, социологические и педагогические идеи о роли образования, педагогики, знаний о человеке в обществе; 2. Положения педагогики, психологии о сущности обучения, воспитания, профессионального и личностного развития, социально-психологических и педагогических особенностях коллективов, деятельности, общении и взаимодействии; 3. Исследования по проблемам управления коллективами, психолого- педагогическим закономерностям управленческой деятельности в организациях Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; диагностические методы: наблюдение, опрос (тестирование, анкетирование, интервью, беседа), контент-анализ, педагогический эксперимент; изучение и обобщение опыта, экспертное оценивание, анализ результатов деятельности, методы математической статистики. На защиту выносятся научные результаты, полученные автором исследования: 1. Система управления учебным процессом в образовательном учреждении включает в себя основные подсистемы (научно-педагогическую, социально-экономическую, административную); 2. Модель формирования системы управленияучебным процессом в образовательном учреждении включает совокупность педагогических положений, характеризующих ее научно-практические основы: - формирование системы управления учебным процессом в образовательном учреждении является существенным фактором эффективности управления и осуществления в нем образовательного процесса; - приоритетным для системы управления учебным процессом в среднем учебном учреждении является: 1) развитие образовательных услуг (развитие количества образовательных услуг по содержанию, по специальностям; по формам и видам обучения); по месту оказания образовательных услуг; по расширению количества учащихся, нуждающихся в образовательных услугах; 2) развитие качества образовательных услуг; 3) определение цели и развитие, наращивание экономического, финансового успеха деятельности; 4) укрепление и повышение статуса учебного учреждения в городе, регионе. 3. Основные функции системы управления учебным процессом: психолого-педагогическая, материально-экономическая, жизнеохранная и систематизирующая функции. 4. Тенденции и основные направления совершенствования управления учебным процессом в образовательном учреждении на организационно-педагогической основе. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: 1) определены сущность, содержание, специфика и функции управления учебным процессом в образовательном учреждении; 2) проанализирован процесс реализации психолого-педагогических закономерностей управления высшим учебным учреждением; 3) выполнено теоретическое исследование проблемы управления учебным процессом в образовательном учреждении как целостной организационно-педагогической системы и процесса; 4) разработана модель системы управления учебным процессом в образовательном учреждении; 5) обоснована необходимость выделения приоритетных направлений совершенствования и развития системы управления учебным процессом в образовательном учреждении. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: - определены педагогические основы совершенствования управленческой деятельности в сфере профессионального образования; - разработана система управления учебным процессом в образовательном учреждении, обогащающая педагогику знаниями о целевой основе формирования данной системы, направленной на повышение эффективности процессов обучения, воспитания, личностного развития учащихся, профессионального и личностного развития педагогов; - определены функции системы управления учебным процессом в образовательном учреждении; - доказано, что субъектом формирования системы управления учебным процессом в высшем учебном учреждении является прежде всего управленческий персонал, имеющий психолого-педагогическую подготовку. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы непосредственно для совершенствования деятельности руководителейвысших учебных учреждений, позволят им системно осуществлять управленческую деятельность на основе знания и учета психолого-педагогических закономерностей, что повысит эффективность образовательного процесса. Исследовательская и экспериментальная работа проводилась с 2016 по 2018 гг. на базе Рудненского Индустриального Института. Исследование осуществлялось в три этапа: Первый этап (2016-2017 гг.). Включал сбор и изучение научной информации по проблеме исследования, обработку и систематизацию источников. Разрабатывалась концепция исследования, формулировались его объект, предмет, цель, задачи и другие научные элементы. Определялась и уточнялась гипотеза экспериментальной работы, разрабатывался ее подробный план, обосновывались критерии и показатели эффективности системы управления учебнымпроцессом в образовательном учреждении, осуществлялась организационная работа с планируемыми участниками эксперимента. Второй этап (2017-2018 гг.) — экспериментальный. Диагностическая часть эксперимента была проведена на базе Рудненского Индустриального Института и включала проведение тестирования, устных и письменных опросов, бесед и наблюдений. На основе полученных данных были сделаны заключения о сформированности системы управления учебным процессом в образовательном учреждении и сформулированы основные рекомендации психолого-педагогического и управленческого плана по ее совершенствованию. На основе проведенного анализа нормативно-правовой базы, теории и практики управленческой и образовательной деятельности в высших учебных учреждениях была выработана модель системы управления учебным процессом. Данная модель была представлена как в концептуальном, так и в структурном плане, а также была выделена ее динамическая составляющая, отражающая последовательность формирования системы управления. Данная модель внедрялась в Рудненском Индустриальном Институте. Третий этап (2018 гг.). Осуществлялась проверка эффективности всей исследовательской работы путем сопоставления исходных и последующих данных изменения уровня сформированности системы управления учебным процессом; обрабатывались и обобщались результаты исследования; уточнялись теоретические выводы и практические рекомендации. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались использованием педагогической теории, практического опыта; применением комплекса теоретических и эмпирических методов; математико-статистической обработкой материалов исследования; психолого- педагогической экспертизой полученных результатов; публикацией выводов. Объем проделанной работы характеризуется следующим: изучено более 70 различных источников (диссертаций, монографий, научных статей, учебников, учебных пособий и т.д.), проанализированы психолого-педагогические, организационно-методические и содержательные аспекты деятельности руководителей, управления учебными учреждениями, педагогическими коллективами. Осуществлен экспертный опрос преподавателей и руководителей Рудненского индустриального института. Проведены индивидуальные и коллективные беседы, анкетирование и тестирование, в которых приняли участие 56 сотрудников института. Полученная информация обрабатывалась с помощью ЭВМ. Осуществлена экспертиза полученных результатов. Обработано 220 анкет. Апробация теоретических положений, выводов и рекомендаций осуществлялась путем проведения опытно-экспериментальной работы по подготовке и оценке эффективности совершенствования системы управления учебным процессом в образовательном учреждении. Выводы и рекомендации исследования обсуждались в ходе семинаров, методических занятий и совещаний руководителей учебных учреждений различного уровня. Внедрение результатов исследования осуществлялось в Рудненском Индустриальном Институте. Структура работы: диссертация включает введение, три главы, заключение, список литературы и 4 приложения.
Введение

Актуальность темы исследования. Происходящие в современном об-ществе социально-экономические изменения выдвигают высокие требования к обучению специалистов различного уровня подготовки. В настоящее время учебные учреждения играют важную роль в отечественной системе образования. Это образование имеют 22% населения. Одной из традиционных проблем, требующих учета при решении вопросов совершенст¬вования управления учебными учреждениями, является изменение профильной структуры подготовки специалистов. Изменение проявилось в том, что увеличился прием учащихся на экономические и правовые специальности и несколько уменьшился на технические и сельскохозяйственные. Учебные учреждения традиционно (до 1990-х гг.) имели узкую про¬фильную направленность (педагогика, медицина, машиностроение, энергетика, строительство, сельское хозяйство и др.), но в последние годы все больше ука¬занных учебных учреждений становятся многопрофильными. В то же время отмеченная тенденция является в определенной степени объективной и отражает процесс диверсификации образовательных программ высшего образования в целях создания большего разнообразия и расширения ассортимента предлагаемых образовательных услуг. В современных условиях в качестве важных задач управления выдвинуты последовательная ориентация деятельности как высших, так и специальных учебных учреждений на решение социально-экономических задач субъ¬ектов, а также совершенствование управления данными учебными учреждениями (1). Сохраняя и расширяя объем подготовки специалистов с высшим и высшим образованием в условиях перехода к рынку и спада производства, высшие учебные и средние специальные учебные учреждения во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи. Анализ источников, посвященных традиционной управленческой деятельности, свидетельствует о недостаточной разработанности в научной литературе проблем управления учебно-воспитательным процессом в высших учебных заведениях, в целом в имеющимся в отечественных исследованиях дисбалансом в сторону рассмотрения экономико-технологических аспектов проблем управления. Педагогическая наука уделяет недостаточно внимания данной проблематике. Необходимость установления вертикальных и горизонтальных связей в управлении учебными учреждениями, поиск новых механизмов, обеспечивающих опережающее развитие всей системы по отношению к запросам практики, вполне очевидны. в связи с этим встает задача целостного управления развитием образовательных учреждений, т.е. управления учреждением технического образования, основанного на системном подходе. Управление учреждением техничного образования может рассматриваться как система и процесс, обеспечивающие совместную согласованную деятельность руководящих лиц, инженерно-педагогических работников, работников всех служб по разработке, принятию и исполнению решению, направленных на учебного учреждения и на достижение позитивных результатов его деятельности. В связи с этим на современном этапе развития и реформирования системы образования особую актуальность приобретает проблема системного организационно-педагогического изучения и развития управления учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении, которая ранее практически не исследовалась и имеет новизну для педагогической теории. Таким образом, можно констатировать объективно существующую проблему исследования, которая состоит в необходимости нахождения и уточнения научно-обоснованных путей совершенствования системы управления традиционным учебно- воспитательным процессом в образовательном учреждении, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1.1. Современное состояние, проблемы и направления развития высшего образования в Казахстане 1.2. Содержание и особенности образовательной деятельности в образовательном учреждении ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕ ТРАДИЦИОННЫМ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 2.1. Сущность и структура системы управления учебным процессом в образовательном учреждении 2.2. Оценка эффективности системы управления учебным процессом в образовательном учреждении ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 3.1. Принципы управленческой деятельности в высших учебных учреждениях. Стиль управленческой деятельности руководителя 3.2. Управление педагогическим коллективом учебного учреждения ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1. Об утверждении программы развития образования: Конституционный закон РК от 26.05.2000 г. № 56-КЗ. 2. О высшем и послевузовском образовании: Закон РК от 27.08.1998 г. А., 1997. 3. Об образовании: Конституционный закон РК от 13.01.1997 г. № 21-КЗ. 4. Национальная доктрина образования РК. А., 2003. 5. Типовое положение об образовательном учреждении технического образования Постановление Правительства РК от 03.05.2003 г. № 157. 6. Типовое положение об образовательном учреждении высшего образования (высшем учебном заведении) Республики Казахстан: Постановление Совета Министров - Правительства РК от 21.05.1997 г. № 457) 7. О системе государственного управления образованием в Республике Казахстан: Постановление Правительства РК от 18.05.1998 г. № 31. 8. О Концепции модернизации казахстанского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РК от 10.04.05 г. № 223. 9. О централизованном тестировании: Приказ Министерства образования Республики Казахстан 1999 г. № 4278. 10. Государственный образовательный стандарт высшего образования - Классификатор специальностей высшего образования: Приказ Минобразования Казахстана от 02.07.2001 г. № 2572. 11. Общий классификатор специальностей по образованию ОК 00993: Постановление Госстандарта РК от 30.12.1993 г. № 296. 12. Программа развития профессионального образования Казахстана на 2000-2005 годы: Приказ Минобразования Казахстана от 01.02.2000 г. № 305 (с изм. от 10.05.2001 № 2015 и от 09.09.2002 г. № 3242). 13. Примерное положение о совете директоров образовательных учреждений высшего образования Республики Казахстан (от 27.06.2001 г. № 2526/3). 14. Программа развития воспитания в системе высшего образования на 2004-2006 годы (утв. Минобразованием РК 06.04.2002 г.). 15. Резолюция Казахстанского совета председателей советов директоров учебных заведений (июнь 1999 года). 16. О государственном образовательном стандарте: Сборник нормативных правовых актов / Под ред. П.Ф. Анисимова. М.: НПЦ «Профессионал», 1998. 17. Среднее профессиональное образование: Сборник основных нормативных документов / Под ред. П.Ф. Анисимова. М.: НМЦ СПО, 1997. 18. Алексеев М.Б. Системное управление подготовкой профессионалов. СПб., 1997. 19. Битинас Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971. 20. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. 21. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. СПб., 2000. 22. Бордовский Г.А., Нестеров A.A., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб., 2001. 23. Бордовский Г.А. Подготовка специалиста в области образования. Вып.З. Анализ и оценка качества. СПб., 1995. 24. Гершунский Б.С., Никандров Н.Д. Методологическое знание в педагогике. М., 1986. 25. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. М., 1981. Давыдов В.П., Сальников 51. В.П., СлеповВ.Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД Казахстана: Учебник / Под ред. C.B. Кошелевой. СПб., 2000. 2003. 26. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития / Под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1981. 1982. 27. Егин Е.Д. Профессиональное образование как главное средство социальной защиты // Совершенствование управления системой высшего образования Санкт-Петербурга. СПб., 1999. С. 23-30. 28. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого- педагогического исследования. М., 2001. 336 с. 29. Загузов Н.И. Становление и развитие квалификационных научных работ по педагогике в Казахстана 1934-1997 гг.: Автореф. дис. .. докт. пед. наук. СПб., 1999. 46 с. 30. Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 1-3. М., 1971-1972. 31. Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2000. 32. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. 33. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000. 34. Кричевский P.JI. Если Вы - руководитель... М, 1998. 35. Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. JL, 1974. 36. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. Л., 1980. 37. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 38. Кузьмина Н.В., Григорьева Е.А., Якунин В.А. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980. 39. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. Рыбинск, 1993. 40. Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. М., 1993. 41. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 42. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 43. Михеев В.И. Методы и теории измерения в педагогике: Учеб. пособие. М., 2003. 44. О'Шонесси Д. Принципы организации управления фирмой. М., 1989. 45. Полякова T.C. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М., 1993. 46. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/Рук. авт. кол. Д.С. Львов. М.: Экономика, 1999. 47. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986. 48. Скопылатов И.А. Индивидуализация как фактор гуманизации образования. СПб., 2001. 49. Совершенствование управления системой профессионального образования Санкт-Петербурга. СПб., 1999. 50. Теоретические основы содержания общего высшего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983. 51. Уманский JI.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980. 52. Хальзов В.И., Мамонтов В.А., Дунин Г.С. Методика изучения личности и коллектива: Метод, пособие. Л., 1990. 53. Хуторской A.B. Современная дидактика. СПб., 2001. 54. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем - искусство и наука. М., 1978. 55. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований: Методологический анализ // Педагогика и логика. М., 1993. 56. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. 57. Королев Ф.Ф. Общие основы педагогики. М., 1967. 58. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. 59. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001. 60. Макаренко A.C. Сочинения: в 7-ми т. М., 1958.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1.1. Современное состояние, проблемы и направления развития высшего образования в Казахстане В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО высшее образование приравнивается к практико-ориентированному высшему, то есть является качественно определенным уровнем системы высшего образования, занимающим важное место в удовлетворении образовательных потребностей общества. В условиях расслоения общества, снижения территориальной мобильности малообеспеченных слоев населения возрастает социальная значимость высшего образования ВУЗ обеспечивает получение достаточно доступного и массового высшего образования, направленного на подготовку специалистов по более чем 13 специальностям, повышение образовательного и культурного уровня личности. Значительное количество высших учебных учреждений, их достаточно равномерное размещение по территории Казахстана, относительно краткие сроки и невысокие затраты на обучение обуславливают гибкость и мобильность системы высшего образования. С 1995 г. динамика подготовки специалистов в государственных и муниципальных высших учебных учреждениях характеризуется ростом приема и численности студентов, с 1996 г. – увеличением выпуска специалистов. За последние 5 лет прием студентов вырос на 15% (12). По оценкам специалистов, в последние 10 лет растет востребованность высшего образования. Начиная с 1995 г. увеличивается численность абитуриентов высших учебных учреждений в течение ряда лет конкурс при поступлении в образовательные учреждения высшего звена по всем формам обучения составляет более 1,5 человека на место. Ежегодно около 11% выпускников основных общеобразовательных школ и 23% выпускников средних (полных) школ становятся студентами высших учебных учреждений (12). Обобщенные данные, характеризующие динамику поступления и обучения в высших учебных учреждениях, приведены в таблице 1. Таблица 1 - Статистика обучения в учебных учереждениях Казахстана Базовое образование Подано заявление Принято на 1 курс В том числе с возм.затрат Учится всего В том числе с возм. затрат Выпуск всего 11 кл 398180 278651 132562 677705 277969 179789 1 кл 707702 494898 234431 1284068 551831 341089 11 кл 722696 497115 225139 1344515 577565 389426 Приведенные в таблице данные наглядно свидетельствуют о росте обучающихся в учебных учреждениях. Данные о количестве обучающихся в Рудненском Индустриальном Институте, на базе которого проводилась опытно-экспериментальная работа, приведены в таблице Таблица 2- Контингент студентов Рудненского Индустриального Института 2016-2017 уч.г. Направление (специальность) Прием на базе Всего 2017 полн. Сокр. со со.дот Со/л* вв 2016 2017 2016 2017 2016 2017 2016 2017 2016 2017 2016 2017 Экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям) 16 19 8 2 1 3 25 24 Менеджмент (по отраслям) 12 5 8 7 7 5 10 5 42 17 Горное дело 32 25 5 8 17 13 6 5 11 71 51 Металлургия 15 12 14 1 3 18 27 Транспорт, транспортная техника и технология 26 16 15 5 1 6 6 2 3 51 29 Обогощение полезных ископаемых 7 3 1 2 3 1 12 5 Технологические машины и оборудование 21 15 5 8 5 2 1 4 36 25 Электроэнергетика 35 30 3 14 11 4 2 9 19 5 70 62 Теплоэнергетика 16 30 10 14 7 16 3 5 36 65 Автоматизация и управление 5 14 7 5 5 6 23 19 Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды 15 12 3 1 3 3 8 25 20 Информационные системы 25 35 2 10 3 2 5 3 37 48 Профессиональное образование 16 6 6 2 2 2 22 12 Строительство 45 21 2 11 1 9 9 3 51 50 Производство стрительных материалов 10 12 3 17 7 6 12 18 38 47 Технология и конструкция легкой изделий 9 10 3 1 1 1 13 12 Дизайн 62 38 62 38 В целом в Рудненском Индустриальном Институте в 2016/2017 уч. г. обучалось по дневной форме обучения 1183 студентов. При этом число преподавателей составило 203 человек. Современный этап развития технического образования характеризуется значительным изменением профильной структуры подготовки кадров. За последние 10 лет доля приема на экономические и юридические специальности возросла с 11% до 32% за счет сокращения доли приема на технические (с 53% до 34%) и сельскохозяйственные (с 12% до 6 %) специальности. в то же время в 1997-2002 гг. наблюдались стабилизация и постепенный рост масштабов подготовки специалистов по техническим специальностям, прежде всего за счет расширения реализации образовательных программ в области технического и технологического сервиса. К важным результатам совершенствования деятельности высших учебных учреждений за последние годы следует отнести обновление содержания образования, обеспечивающее его интеллектуализацию и гуманитаризация, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, расширение профиля подготовки и повышение профессиональной мобильности специалистов. К 2003 г. в основном сформирована нормативно-правовая база образования, направленная на обеспечение его функционирования в условиях расширения автономности образовательных учреждений, изменения организационно-экономического механизма, введения в действие Государственного образовательного стандарта и включающая в себя документы по регламентации формирования образовательных программ, организации образовательного процесса, хозяйственной деятельности высших учебных учреждений (16, 17). В последнее время возросло сети высших учебных учреждений, профилям (туризм, молочный, строительный, лесопромышленный) и организационно-правовым формам образовательных учреждений (государственные и негосударственные) (12). Учебные учреждения расширяют спектр образовательных услуг и становятся многопрофильными, многоуровневыми и многофункциональными, что в наибольшей степени проявляется в деятельности образовательных учреждений нового вида. Активно развивается негосударственный сектор образования, включающий в себя более 80 специальных учебных учреждений, в которых обучается более 20 тыс. студентов (12). В настоящее время отмечается развитие связи образования с другими образовательными уровнями как в содержательном, так и в организационном аспекте. Первый аспект проявляется в развитии преемственности образовательных программ различных уровней, второй - в расширении интеграции учебных учреждений различных типов. в 2002 г. более 130 вузов имело в своем составе структурные подразделения, реализующие программы образования (для сравнения: в 1994 г. - 44 вуза). Происходит рост численности выпускников со высшим образованием, ежегодно поступающих в вузы для продолжения образования: в 1998 г. она составила 182 тыс. человек, или 22% от общего приема в вузы. При этом около 78% выпускников специальных учебных учреждений, поступивших в вузы, обучаются на вечерней и заочной формам, совмещая учебу с работой (12). Таким образом, важно заметить, что учебные учреждения не только обеспечивают получение специальности, но и создают условия для продолжения образования. Дальнейшее развитие получил государственно-общественный характер управления высшим образованием в РК действуют 59 региональных советов директоров, 12 профильных ассоциаций специальных учебных учреждений. Союз директоров учебных учреждений Казахстана, созданный в 1999 г. (15), активно участвует в формировании стратегии развития высшего образования, в работе по повышению качества и оптимизации структуры подготовки специалистов в 2001. Вместе с тем функционирование и развитие высшего образования сопряжено с наличием серьезных проблем, обусловленных как внешними условиями, так и внутренними особенностями современной образовательной системы: - в условиях характерной для 1990-х гг. нестабильности социально- экономической ситуации в обществе, отсутствия долгосрочного прогноза развития экономики было затруднено формирование профильной структуры подготовки специалистов высшего звена. Нарушение традиционных связей учебных учреждений с потребителями кадров, слабое влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы недостаточное взаимодействие органов управления образованием с территориальными службами занятости населения затрудняло приведение содержания и структуры образования в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы, организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников; - происходившее в течение длительного времени сокращение бюджетного финансирования учебных учреждений создавало угрозу их нормальному функционированию. Нерегулярно и не в полном объеме производившаяся выплата заработной платы работникам учебных учреждений вызвала отток из системы высшего образования наиболее молодых и перспективных кадров; -отсутствие современных учебников и учебных пособий приводит к ухудшению обеспечения учебного процесса, невозможности открытия новых специальностей в учебных учреждениях, введения новых технологий и методов обучения; - требует серьезного совершенствования система нравственного, гражданского, патриотического воспитания молодежи в высших учебных учреждениях, не получила должного развития вне учебной деятельности студентов; - не проработан механизм эффективного взаимодействия органов управления высшим образованием регионального уровня, региональных и отраслевых органов управления. Имеют место несогласованные действия органов управления различных уровней в отношении системы высшего образования; - отсутствует целостная система контроля деятельности учебных учреждений, обеспечивающая достижение требуемого качества подготовки специалистов; - невыполнение законодательства в области образования, недостаточная разработанность правовой базы высшего образования значительно затрудняет образовательную и хозяйственную деятельность учебных учреждений в новых социально-экономических условиях (4). В соответствии с основными показателями проекта прогноза социально- экономического развития Республики Казахстан до 2010 г. предполагается приоритетное развитие таких отраслей экономики, как легкая промышленность, промышленность строительных материалов и изделий, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, сельское хозяйство, сервисное обслуживание населения. Прогнозируется сохранение темпов роста экспортно-ориентированных отраслей экономики (электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия), государственных систем инфраструктуры (транспорт, связь, банковская и налоговая сфера), государственных резервов (геологоразведка, разработка полезных ископаемых), природоохранной деятельности (8). В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы в настоящее время происходит увеличение потребности в специалистах высшего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к компетентности, технологической культуре и качеству труда. Наряду с традиционными местами деятельности расширяется занятость специалистов с высшим образованием в рыночной инфраструктуре (маркетинговое, финансовое, правовое обеспечение), налогово-бюджетной сфере, управлении персоналом. Возрастает использование специалистов высшего звена в сервисном обслуживании населения (технический, технологический, информационный, транспортно-коммуникационный, социально- культурный сервис), где они являются наиболее массовой и мобильной частью рабочей силы. Расширяется потребность в кадрах со высшим образованием в социальной сфере (пенсионное обеспечение, здравоохранение, культура и искусство, различные формы социально-психологической поддержки населения, реабилитационная деятельность, образовательные услуги). Развитие малого предпринимательства не только расширяет сферу использования специалистов высшего звена, но и предоставляет им принципиально новые возможности самостоятельного создания рабочих мест. Ведущая роль в развитии отраслей экономики и социальной сферы принадлежит наукоемким и информационным технологиям, применение которых сопровождается увеличением количества рабочих мест, требующих высшего образования. Все это обусловливает необходимость расширения подготовки специалистов с высшим образованием. Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполняемую работу. Это обусловливает необходимость перехода системы образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, развития самой системы образования и ее влияния на основные общественные процессы. Опережающее образование, в отличие от традиционного, ориентируется на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного рынка труда. В соответствии с изменением требований, предъявляемых к высшему образованию, определяются основные принципы его развития: 1. Принцип вариативности образования предполагает гибкое реагирование образования на изменения внешней среды и, как следствие, диверсификацию образовательных программ, видов и организационно-правовых форм учебных учреждений, а также форм государственно-общественного управления и социального партнерства; 2. Принцип регионализации образования предполагает последовательную ориентацию деятельности учебных учреждений на комплексное социально- экономическое развитие региона, местный рынок труда и потребности населения, гибкое сочетание отраслевого и регионального управления высшими учебными учреждениями с участием государственно-общественных структур; 3. Принцип непрерывности образования предполагает преемственность образования с другими образовательными уровнями с учетом сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования. Исходным моментом в развитии взаимодействия образования с начальным профессиональным и высшим образованием является общность совместно принятых концептуальных подходов и их реализация в подготовке кадров, удовлетворении потребностей личности в непрерывном образовании. При реализации программ дополнительного высшего образования высшая школа должна формировать гибкие системы повышения квалификации и переподготовки кадров с ориентацией на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей; 4. Принцип учебных учреждений предполагает развитие их академической и хозяйственной самостоятельности, совершенствование механизма самоуправления, формирование программ экономического развития; 5. Принцип эффективности социального взаимодействия отражает необходимость согласования действий всех субъектов образовательного пространства и направлен на формирование и проведение единой образовательной политики в целях развития высшего образования. Проведенный анализ нормативной литературы (1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17) позволил систематизировать основные направления развития системы образования в Республике Казахстан (12). Данные направления и их содержание представлены в Приложении 1. Вывод по параграфу В настоящее время повышается внимание государства к высшим учебным учреждениям, к формированию государственной политики в области образования, что позволяет обеспечивать развитие учебных учреждений, совершенствование структуры и содержания подготовки специалистов в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями. 1.2. Содержание и особенности образовательной деятельности в образовательном учреждении В современном обществе важную роль играют профессионалы разного уровня - рабочие и специалисты. Высшее образование - неотъемлемое звено системы непрерывного образования, оно выполняет особенную функцию: подготовку человека к профессиональной деятельности. В Казахстане в настоящее время ежегодно выпускается более 500 тыс. специалистов высшим образованием. Их доля в общей структуре занятого в отраслях экономики и социальной сферы населения составляет более 33% и с каждым годом увеличивается (15). Сложившаяся в настоящее время система образования является многоуровневой: в рамках высшего образования выделяют базовый и повышенный уровни подготовки; в рамках высшего образования - бакалавриат, магистратуру. Смысл много уровневой системы состоит в том, чтобы предоставить человеку возможность самому выбирать образовательную траекторию - путь, по которому он считает целесообразным достигнуть намеченных результатов. Под уровнем образования (образовательным цензом) понимают традиционно сложившийся и законодательно или нормативно установленный круг требований к содержанию образования и организации учебного процесса, обеспечивающий реализацию определенных образовательных целей в Республике Казахстан установлены следующие уровни образования (3): а) основное общее образование; б) среднее (полное) общее образование; в) начальное профессиональное образование; г) среднее профессиональное образование; д) высшее профессиональное образование; е) послевузовское профессиональное образование. Цели каждого уровня высшего образования раскрыты соответственно в ст. ст. 32 - 35 Закона «Об образовании» (3). в частности, в ст. 32 отмечается, что высшее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов высшего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, высшего (полного) общего или начального высшего образования. Типовым положением об образовательном учреждении высшего образования, утвержденным Постановлением Правительства РК от 10 января 2002 г. № 172 установлены. Следует отметить, что в практике высшего образования готовят специалистов высшего звена для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи и т.п., подготовки. Принципиально важным при разработке теоретических и практических аспектов совершенствования управления высшими учебными учреждениями является вопрос о стандарте (эталоне) уровня образования. Разработка стандартов уровня высшего образования необходима по ряду причин. Для руководителей данная проблема связана, прежде всего, с определением содержания и объема образования в образовательном учреждении и, соответственно, требуемых для этого ресурсов. Стандарт того или иного образовательного уровня формируется только в системе взаимосвязей со стандартами других уровней высшего образования и в определенной мере зависит от них. Так, например, снижение стандарта уровня высшего образования влечет за собой снижение стандарта уровня высшего образования. В управлении высшим учебным учреждением следует учитывать, что стандарт того или иного уровня образования определяется: а) отношением к квалификации подготавливаемых работников; б) требованиями к составу и объему подготовки специалистов; в) местом в системе непрерывного образования. Рассмотрим каждое из этих положений применительно к системе высшего образования. Высшее образование ставит своей целью подготовку специалистов высшего звена. Главное содержание деятельности специалиста высшего звена заключается в оценке, выборе и реализации наиболее эффективного варианта из готового набора возможных решений профессиональных задач. Уровень образования связан с типом профессиональной деятельности. Содержание подготовки специалистов разных уровней образования различается классом профессиональных задач. Наряду с этим, в процессе проведенного исследования выделены и другие показатели, показатели, важные для учета в системе управления учебно-воспитательным процессом в учебном учреждении: -продолжительность (срок) обучения; -соотношение теоретической и практической подготовки; -соотношение состава, объема и содержания общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки; - тип организации образовательного процесса. Проанализируем каждый из названных показателей применительно к разным уровням высшего образования, выделяя при этом особенности и специфику высшего образования. Продолжительность обучения в образовательном учреждении с учетом полученного высшего (полного) образования составляет на базовом уровне 4 года. Повышенный уровень предполагает увеличение срока обучения на один год. Продолжительность обучения - важный показатель уровня образования. Государственный образовательный стандарт (10) в рамках высшего образования устанавливает два уровня - базовый и повышенный. Характеристика базового уровня фактически была рассмотрена при описании основных показателей высшего образования. Повышенный уровень высшего образования характеризуется тем, что исходным образованием для него является базовый уровень, который дополнен годичным сроком обучения. Этот срок является оптимальным для обеспечения более высокого уровня профессиональной компетентности. Повышенный уровень высшего образования осуществляется преимущественно на двухступенчатой основе и предполагает разработку для второй ступени новых (дополнительных) квалификационных требований и соответствующего им содержания. в то же время считается возможным в отдельных случаях целостное содержание образования повышенного уровня. В содержание обучения на повышенном уровне высшего образования может быть включена подготовка к поступлению в высшее послевузовское учебное учреждение, также часть содержания высшего образования, особенно в области общенаучной подготовки, поскольку это является функцией высшей школы. Таким образом, повышенный уровень высшего образования предполагает: -изменение соотношения теоретической и практической подготовки в направлении усиления теоретической (но не общенаучной, а общепрофессиональной и даже специальной — углубление и расширение знаний в области профессиональной деятельности); На двухуровневую (ступенчатую) систему подготовки распространяются общие принципы преемственности содержания образования в системе непрерывного образования. Соотношение теоретической и практической подготовки. в образовательном учреждении доля теоретической подготовки, как правило, несколько больше по объему, чем практическая, или равна ей (включая практические и лабораторные работы). Наряду с практическими профессиональными знаниями студент получает определенный объем фундаментальных теоретических знаний, которые составляют профессиональный кругозор специалиста, способствуют его интеллектуальному развитию. Студенты учебных учреждений должны овладеть всеми действиями (операциями), которые им предстоит выполнять в профессиональной деятельности. Однако круг функций специалиста с высшим образованием шире и разнообразнее, чем круг функций рабочего. Поэтому специалист может работать на разных должностях. Наряду с функциями манипулятивного характера, выполняемыми в точном соответствии с предписаниями (пользование вычислительной, счетной техникой, измерительными приборами, расчетно-графические навыки и др.), в выполнении которых студенты должны достигнуть определенного автоматизма, специалистам высшего звена приходится решать интеллектуальные задачи (аналитические, проектировочные, конструктивные, организаторские), требующие обоснованного выбора принимаемого решения из возможных вариантов на основе анализа исходных данных и стоящих перед специалистом задач. Такие задачи нередко носят комплексный межпредметный характер. За время обучения студенты не в состоянии практически опробовать решения задач, с которыми они могут столкнуться в своей профессиональной деятельности, работая на разных должностях. Но выделение основных типов задач и обучение их решению на гримере специально разработанных учебно- производственных примеров, которые могут выполняться студентами как на производственной практике, так и в специально созданных условиях (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры), являются обязательными требованиями к подготовке специалистов высшего звена. Следующий показатель – соотношение между общенаучной, общепрофессиональной и специальной в рамках теоретического обучения. Общенаучные дисциплины в системе высшего образования занимают значительное место: они не только являются базой для общепрофессиональной подготовки, но и имеют самостоятельное значение, обеспечивая высокий уровень эрудиции специалистов, способствуя овладению логикой научного мышления, историческим взглядом на развитие науки, техники, человека. Общенаучная подготовка в высшей школе составляет не менее 40% (2). В системе высшего образования студенты получают некоторые общенаучные знания, но, как правило, это только основы наук, которые имеют прикладное значение и интегрируются со дисциплинами. Однако в отличие от начального высшего образования структура специальных знаний в высших учебных учреждениях дается в не развернутом виде, учебные дисциплины характеризуют разные компоненты труда: цель труда, предмет и материал, средства труда, способы деятельности, организация труда и управление.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg