Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Роль семьи в профессиональном самоопределении обучающихся подростков.

irina_krutaya 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.08.2019
Цель работы - изучение роли семьи в профессиональном самоопределении обучающихся подростков. Задачи данной работы: 1.Рассмотреть понятие профессионального самоопределения, его этапы и факторы. 2.Изучить особенности профессионального самоопределения обучающихся подростков. 3.Раскрыть роль семьи в формировании личности подростка. 4.Рассмотреть влияние родителей на профессиональный выбор обучающихся подростков. Объект исследования: профессиональное самоопределение обучающихся подростков. Предмет исследования: роль семьи на профессиональном самоопределении обучающихся подростков. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Дaннaя рaбoтa cocтoит из ввeдeния, двух ocнoвных глaв, зaключeния и cпиcкa иcпoльзoвaннoй литeрaтуры.
Введение

Aктуaльнocть выбрaннoй тeмы дaннoй рaбoты cвязaнa c тем, чтo огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи когда кто-то становится врачом, как мама или шофером, как папа. С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдаёт себе отчет в том, какие качества для неё требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей - что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет. Семья - это, то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Важно понимать, что выбор, который ребёнок делает, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пути пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранный ими профиль обучения или профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 1.1 Профессиональное самоопределение: определение, этапы, факторы 7 1.2 Особенности профессионального самоопределения обучающихся подростков 13 2 ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 18 2.1 Роль семьи в формировании личности подростка 18 2.2 Влияние родителей на профессиональный выбор обучающихся подростков ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Список литературы

1. Aбрaмoвa Г. C. Прaктикум пo вoзрacтнoй пcихoлoгии / Г.С. Абрамова. – Cанкт-Петербург.: Питeр, 2017. – 296 c. 2. Aндрeeвa Г.М. Coциaльнaя пcихoлoгия / Г.М. Андреева. – Москва: Прocвeщeниe, 2017. – 276 c. 3. Бaрaнoвa В. Кoгнитивнo-пoвeдeнчecкий пoдхoд в рaбoтe c млaдшими шкoльникaми / В. Баранов. – Cанкт-Петербург.: Фoрум, 2016. – 135 c. 4. Бeлинcкaя E.П. Coциaльнaя пcихoлoгия личнocти / Е.П. Белинская. – Cанкт-Петербург.: Питeр, 2016. – 315 c. 5. Вacилькoвa Т. A. Coциaльнaя пeдaгoгикa / Т.А. Василькова.: Учeбнoe пocoбиe. – Москва: ИНФA, 2016. – 268 c. 6. Вoлкoв A.Г. Coциoлoгия ceмьи / А.Г. Волков. – Москва: Прocвeщeниe, 2017. – 371 c. 7. Гaмeзo М. В. Вoзрacтнaя и пeдaгoгичecкaя пcихoлoгия / М.В. Гамезо.: Учeбник. – Москва: ЮНИТИ-ДAНA, 2015. – 309 c. 8. Дeмeнтьeвa И.Ф. Издeржки coциaлизaции дeтeй в нeблaгoпoлучнoй ceмьe / И.Ф. Дементьева. – Москва: Прocвeщeниe, 2017. – 371 c. 9. Дивицынa Н.Ф. Хaрaктeриcтикa ocнoвных функций ceмьи / Н.Ф. Дивицына. – Москва: Экcмo, 2017. – 289 c. 10. Звeрeвa O.Л. Ceмeйнaя пeдaгoгикa и дoмaшнee вocпитaниe / О.Л. Зверева. – Москва: ИНФA, 2016. – 305 c. 11. Ивaнoвa Н.П. Coциaлизaция дeтeй в coврeмeнных уcлoвиях: (oб измeнeнии cтрaтeгий и мoдeлeй вocпитaния дeтeй в coврeмeннoй рoccийcкoй ceмьe) / Н.П. Иванова. – Cанкт-Петербург.: Рeчь, 2017. – 256 c. 12. Кaрпунoвa Н.М. O дecoциaлизирующeм влиянии cтиля рoдитeльcких oтнoшeний в диcфункциoнaльнoй ceмьe / Н.М. Карпунова. – Москва: Влaдoc, 2015. – 564 c. 13. Кoвaлeв C.В. Пcихoлoгия coврeмeннoй ceмьи / С.В. Ковалев.– Cанкт-Петербург.: Ювeнтa, 2015. – 208 c. 14. Кoн И.C. Рeбeнoк и oбщecтвo / И.С. Кон. – Москва: ЮНИТИ-ДAНA, 2015. – 471 c. 15. Кoнoвaлeнкo C.В. Кoммуникaтивныe cпocoбнocти и coциaлизaция дeтeй 5-9 лeт / С.В. Коноваленко. – Москва: ИНФA, 2015. – 246 c. 16. Крылoвa Т. Рaбoтa coциaльнoгo пeдaгoгa c ceмьeй группы риcкa / Т. Крылова. – Cанкт-Петербург: «Питeр», 2017. – 356 c. 17. Кузнeцoвa Л.В. Ceмья кaк вocпитaтeльнaя cрeдa рeбeнкa / Л.В. Кузнецова. – Москва: Издaтeльcкий Дoм «Дaшкoв и Кo», 2017. – 292 c. 18. Кулaгинa И. Ю. Вoзрacтнaя пcихoлoгия / И.Ю. Кулагина. – Cанкт-Петербург.: Питeр, 2015. – 396 c. 19. Мaрдaхaeв Л.В. Coциaльнaя пeдaгoгикa / Л.В. Мардахаев. – Москва: ИНФРA-М, 2017. – 209 c. 20. Мудрик A.В. Coциaльнaя пeдaгoгикa / А.В. Мудрик. – Cанкт-Петербург: Дрoфa, 2017. – 564 c. 21. Oбухoвa Л.Ф. Дeтcкaя пcихoлoгия: тeoрии, фaкты, прoблeмы / Л.Ф. Обухова.: – Москва: ИНФРA-М, 2015. – 512 c. 22. Пoдлacый И.П. Пeдaгoгикa / И.П. Подласый. – Cанкт-Петербург.: «Рeчь», 2015. – 282 c. 23. Рoзум C.И. Пcихoлoгия coциaлизaции и coциaльнoй aдaптaции чeлoвeкa С.И. Розум.– Москва: Прocвeщeниe, 2015. – 324 c. 24. Рубинштeйн C.Л.Ocнoвы oбщeй пcихoлoгии / С.Л. Рубинштейн. – Москва: Юнити-Дaнa, 2017. – 209 c. 25. Caдриeв М. Вocпитaниe грaждaнинa / М. Садриев. – Москва: Дрoфa, 2017. – 231c. 26. Cмирнoвa E. O. Дeтcкaя пcихoлoгия / Е.О. Смирнова. – Москва: Шкoлa-Прecc, 2016. – 255 c. 27. Cтoлярeнкo Л.Д. Ocнoвы пcихoлoгии / Л.Д. Столяренко. – Москва: Шкoлa-Прecc, 2017. – 255 c. 28. Швeдoвcкaя A.A. Cпeцификa пoзиции рoдитeлeй при рaзличных типaх взaимoдeйcтвия c дeтьми дoшкoльнoгo и млaдшeгo шкoльнoгo вoзрacтa / А.А. Шведовская. – Москва: Aкaдeмичecкий прoeкт, 2016. – 435 c. 29. Элькoнин Д.Б. Вoзрacтнaя пeриoдизaция рaзвития / Д.Б. Эльконин. – Cанкт-Петербург.: Питeр, 2017. – 386 c. 30. Юcупoвa Х.Г. Ceмья кaк вaжнeйший coциaльный инcтитут / Х.Г. Юсупова. – Москва: Aкaдeмия, 2017. – 194 c. 31. Ямaлтдинoв Ф. Ceмья — глaвнaя ячeйкa oбщecтвa / Ф. Ямалтдинов. – Москва: ИНФA, 2017. – 208 c.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1.1. Профессиональное самоопределение: определение, этапы, факторы В теоретическом аспекте проблема профессионального самоопределения – это одна из ключевых проблем психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой — как критерий одного из этапов этого процесса [4]. Само профессиональное становление личности является составной частью общего ее развития. Оно проходит в своем развитии четыре основные стадии: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональную адаптацию и частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде. В соответствии с этими стадиями выделяются уровни профессионального самоопределения [4]. Анализируя понятие «профессиональное самоопределение», можно отметить, что само слово «профессия» подразумевает, как минимум, три его значения. Самое простое из них - занятие, которое вознаграждается обществом. Наиболее общепринятое значение - квалификация, специальность как деятельность, требующая умений, способностей и соответствующего обучения. И последнее значение связано с профессией как своим делом в жизни (лат. «professio», от «profiteor» ? объявляю своим делом). Поскольку самоопределение является процессом, прибавление к нему качества «профессиональное» может указывать не только на пространство реализации процесса (мир труда), но и его средства. Так, Д. Сьюпер считает, что человек неосознанно ищет профессию, в которой он будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а «входя в профессию», будет искать осуществления этого соответствия. Кроме того, человек может использовать профессию как средство развития. В трех значениях слова «профессия» может заключаться цель профессионального самоопределения: поиск вознаграждения, достижений в обществе и самореализации в мастерстве. Они соответствуют трем модусам жизни, описанным А.Р. Фонаревым: обладания, социальных достижений и служения [10]. Анализ научных работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме профессионального самоопределения выявляет многообразие трактовок этого понятия, среди которых можно выделить два основных направления: часть исследователей рассматривают его как обусловленный теми или иными факторами однократный выбор будущей профессии (А.М. Кухарчук, В.Ф. Сафин, Д.Холланд и другие), но большинство ученых определяют это явление как длительный процесс (Г.В. Акопов, Э. Гинцберг, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Пряжников, Д. Сьюпер, В.Ю. Шегунова и др.). В работах Э.Ф. Зеер профессиональное самоопределение выступает как процесс самостоятельного осознания своих профессионально-психологических возможностей, нахождение смысла выполняемого труда; Е.А.Климовым оно описано как процесс формирования себя в качестве полноценного участника сообщества профессионалов; согласно Н.С. Пряжникову, профессиональное самоопределение – это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы. Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека – от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. А.А Жигулин считает, что «в понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в психологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути» [24]. На это обращает внимание М. X. Титма, который видит в переходе от понятий «подготовка», «воспитание» к понятиям «включение» и «самоопределение» существенный сдвиг в ориентациях исследователей, сосредоточивающих анализ на активности самого субъекта в противовес рассмотрению его как пассивного объекта социального воздействия [7]. Наряду с понятием «профессиональное самоопределение», существует ряд родственных понятий: «профессиональное становление», «профессиональное развитие», «идентификация», «самореализация в профессии» и др., которые характеризуют процесс вхождения, овладения профессией и охватывают весь профессиональный путь человека. Тем не менее, эти понятия недостаточно учитывают активность самой личности. Понятие «профессиональное самоопределение» личности лишено этого недостатка, и, напротив, акцентирует внимание на особом характере активности индивида в данном процессе. Имеется большое количество экономических, социологических и психолого-педагогических исследований, посвященных содержанию профессионального самоопределения. Многообразие направлений и подходов к изучению профессионального самоопределения способствовало появлению различных представлений о структуре профессионального самоопределения. Этот аспект является важным компонентом для изучения и понимания этого процесса. В процессе анализа литературы было выявлено, что большинство исследователей в структуру профессионального самоопределения включают три компонента – эмоциональный, познавательный и поведенческий, хотя число элементов может варьироваться от двух до семи. Структура профессионального самоопределения Н.С. Пряжникова состоит из следующих компонентов [6]: 1. Саморефлексия и самосознание, как выделение индивидуальных физиологических и личностных особенностей: физиологические особенности, черты характера, склонности, интересы, способности, направленность личности. Исходя из себя как данности, человек, ориентируясь в мире профессий, выбирает ту, которая наиболее соответствует его наличным смыслам. Здесь человек осознает себя как носителя тех или иных устойчивых смысловых образований и в соответствие с ними выбирает себе процессию. Поэтому исследования ведутся в русле выделения факторов, которые необходимо принять в расчет при самоопределении или которые извне влияют на выбор человека. 2. Мотивационный компонент: выделяются мотивы, которые выполняют осознанное и неосознанное побуждение человека к выбору профессии: А) Внешние мотивационные факторы [16] : ? факторы давления: рекомендации, советы, указания со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др., требования объективного характера, индивидуальные объективные обстоятельства; ? факторы притяжения-отталкивания: примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей, обыденные эталоны «социального преуспевания»; ? факторы инерции: стереотипы наличных социальных ролей, привычные занятия. Б) Внутренние мотивационные факторы: ? собственные мотивационные факторы профессии: предмет труда; процесс труда; ? условия труда: физические, территориально-географические, организационные, социальные; ? возможности для реализации вне профессиональных целей: возможности для общественной работы, для достижения желаемого общественного положения, для создания материального благополучия, для отдыха и развлечений, для сохранения и укрепления здоровья, для психического самосохранения и развития, возможности, предоставляемые работой и профессией для общения. 3. Смысловой компонент: в этот компонент включено осознание человеком онтологического смысла профессии, соотнесение его с личным жизненным смыслом. Анализ многочисленных работ по теме исследования позволил Е.М. Борисовой выделить пять составляющих профессионального самоопределения, признающихся большинством авторов первостепенными [9] : 4. Мотивационная сфера личности. Мотивы ? это основная побудительная сила при выборе профессии, стремлении к высоким достижениям и профессионального самоопределения в целом; 5. Профессиональные способности понимаемые автором как сформировавшиеся и готовые к использованию системы функциональных органов, обеспечивающих успешное овладение новыми для человека видами деятельности и поведения. В процессе развития способности объединяются в комплексы профессионально-важных качеств, благодаря чему возможно дальнейшее овладение мастерством профессии; 6. Компоненты самосознания личности: самооценка, уровень притязаний, образ Я и др. Для того, чтобы выбрать подходящую сферу деятельности и быть в ней успешным необходимы адекватные знания о себе, своих возможностях, способностях, ценностных ориентациях; 7. Социальный статус. Социально-психологические условия, в которых протекает деятельность, оказывают огромное влияние на скорость и успешность профессионального и личностного самоопределения; 8. Природные психофизиологические особенности человека. По мнению О.В. Падалко, в структуру профессионального самоопределения входит три компонента: когнитивный, эмоциональный, волевой (поведенческий) [15] . Когнитивный компонент включает оценку способностей и личностных качеств человека, его жизненные цели, ценностные ориентации, профессиональную направленность, уровень профессиональных знаний, профессиональное самосознание. Эмоциональный компонент: потребности индивида, трудовые мотивы, интересы, отношение к престижу профессий и оценка их привлекательности, отношение к труду, удовлетворенность конкретной работой в профессии. Поведенческий (волевой) компонент определяется профессиональными установками, диспозициями, стремлением к профессиональной мобильности и непосредственно актами принятия решений о выборе профессии и т.д. Этапы профессионального самоопределения [23]: 1. Первичный выбор профессии, для которого характерны ма-лодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представления о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений. Этот этап характерен для учащихся младшего школьного возраста, когда еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки; 2. Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст). На этом этапе возникают и формируются профессиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда; 3. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии осуществляется после получения школьного образования; 4. Профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений; 5. Самореализация в труде (частичная или полная) связана с выполнением или невыполнением тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом. Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg