Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Теоретические аспекты контекстуального анализа текста.

irina_krutaya 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.08.2019
Объектом исследования является процесс контекстуального анализа учебного текста по математике. Предмет исследования ? методикаконтекстуального учебного материала по математике. Цель исследования заключается в контекстуальном анализе текста, представляющего понятие «возрастающая функция» в учебниках алгебры средней школы. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: ? рассмотреть теоретические аспекты контекстуального анализа текста; ? дать общую характеристику понятию контекста учебного материала по математике; ? рассмотреть виды и типологию контекста учебных материалов в школьных учебниках математики; ? рассмотреть методику контекстуального анализа учебных текстов по математике ? рассмотреть теоретические основы изучения функциональной линии в курсе алгебры основной школы; ? провести контекстуальный анализ текста, представляющего понятие «возрастающая функция» в учебниках алгебры средней школы. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды М.Г. Макарченко, А.А. Вербицкиого, Т.Д. Дубовицкой, Н.В. Жуковой, Г.В. Лаврентьева, О.Г. Ларионовой, В.Ф. Петренко, Н.Г. Салминой и др. В текстах школьных учебников математики содержится много методической информации, которую необходимо уметь выявлять, преобразовывать и использовать. Чтение текста учебника необходимо связать с изучением методического действия, направленного на применение полученной информации в учебный процесс, именно соединение этих двух видов деятельностей способствует качественному пониманию смысла каждого из них в отдельности и их интеграции в целом.
Введение

В условиях современной действительности основной производительной силой общества становится компетентный и конкурентно способный специалист, что обуславливает необходимость решать качественно новые задачи образования. Сегодня общественно-исторический опыт обучения математике представляет собой богатейшее собрание теоретической и эмпирически полученной информации и только частично эта информация отражена в учебных пособиях по теории и методике обучения математике, а также в текстах школьных учебников математики. Для качественного донесения до учащихся такой информации учителю необходимо уметь распознавать ее составные части и устанавливать приоритет каждой из этих частей в конкретном тексте школьного учебника, для этого необходимо уметь получать дополнительную информацию из учебно-математического текста, которая, как правило, скрыта в его контексте. Осмысление контекстной информации помогает организовать на уроке изучение текстовой информации в соответствие с ее контекстом, который задан автором учебника математики. Понятие функции является одним из важных понятий математической науки и представляет большую ценность для школьного курса математики. Понятие функциональной зависимости должно стать не только одним из важных понятий школьного курса математики, но тем основным стержнем, проходящим от элементарной арифметики до высших разделов алгебры, геометрии и тригонометрии, вокруг которых группируется всё математическое представление. Контекстуальный анализ текста, представляющего понятие «возрастающая функция» в учебниках алгебры средней школы способствует развитию интеллектуальных умений и творческих способностей учащихся; развитию различных форм мыслительной деятельности, а также усиливает подготовку по теме.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1. теоретические аспекты контекстуального анализа текста 1.1. Понятие контекста учебного материала по математике 1.2. Виды и типология контекста учебных материалов в школьных учебниках математики 1.3. Контекстуальный анализ учебных текстов по математике 2. КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕГО ПОНЯТИЕ «ВОЗРАСТАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ» В УЧЕБНИКАХ АЛГЕБРЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 2.1. Теоретические основы изучения функциональной линии в курсе алгебры основной школы 2.2. Контекстуальный анализ текста, представляющего понятие «возрастающая функция» в учебниках алгебры средней школы ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Отрывок из работы

1. теоретические аспекты контекстуального анализа текста 1.1. Понятие контекста учебного материала по математике Осмысление контекстной информации помогает организовать на уроке изучение текстовой информации в соответствие с ее контекстом, который задан автором учебника математики. Это говорит о необходимости обучать будущих учителей математики извлечению не только явно представленной текстовой информации, но и скрытой, контекстной, причем ее выявление должно быть не фрагментарным, а целостным. Выявить контексты целостно - это, прежде всего, распознать их и отнести к определенному типу контекста. Понятие «контекст учебного материала по математике» можно трактовать как интеграцию различных объективных смыслов, порождаемых воспринимаемым учебным математическим текстом в системе школьного математического образования, реализуемом в данном учебнике конкретного автора в определенной теме. Понятие «контекст» применяется к понятию «текст» в широком смысле этого слова: под текстом понимается любая вербальная или невербальная информация. Распознавание контекста одного текста практически всегда неоднозначно и усугубляется объемом самого текста. Для учебных текстов школьных учебников такие тексты, которые содержат минимум целостно выраженной информации, названы «учебными материалами» [18-22]. В научной и научно-методической литературе выделяются разные виды и типы текстов, учебные тексты с разными ведущими компонентами или учебные тексты разных функциональных стилей. Обособление вида учебного текста определяется, как правило, внешне заданной функцией. При этом отмечается, что текст может обладать разными функциями, среди которых выделяется основная. Содержание, которое отражено тексте определенного вида (определенной функции), должно быть целостным с точки зрения раскрытия содержания единицы учебной информации; целостным с точки зрения соответствия внешней и внутренней структуры учебного материала; внешне представлено в виде одного текста, входящего в совокупность других учебных текстов. Такими качествами обладают тексты пунктов параграфов, сами параграфы, главы и т.п. Текст, обладающий указанными качествами и в тоже время минимальным объемом, как правило, связан с единицей учебной информации. Данные тексты представляют собой учебные материалы по математике или учебные материалы параграфа учебника математики. Другими словами, под учебным материалом параграфа будем понимать текст учебника, который связан с учебной единицей математического знания и внешне представлен единым текстом. Анализ текстов параграфов школьных учебников показал, что в пределах одного параграфа используются, причем, неоднократно, разные виды текстов и в них излагаются несколько единиц учебной математической информации. При описании содержаний разных единиц информации, как правило, используются одинаковые по виду тексты с различными дидактическими функциями, которые можно распознать посредством скрытой за текстом (контекстной) информации, выраженной во взаимосвязях между разными видами текстов. Обособленное исследование контекстной информации текста одного вида не целесообразно по той причине, что она по смыслу совпадет с функцией текста [23]. Внешняя структура текста параграфа или его учебного материала представляется видами текстов, а внутренняя - сущностью предмета, описанного в тексте. Внешние структуры учебных материалов параграфов в учебниках по алгебре или по математике очень схожи между собой. Понятие «контекст» сегодня проникло во все сферы человеческой жизни, в связи, с чем им интересуются и его изучают различные науки. В языкознании понятие «контекст» рассматривается в качестве системного значения семантически законченного текстового отрывка, обладающего свойством целостности. Трактовка контекста как «части текста» в большей мере носит количественный, а не качественный характер, но при этом она не является чуждой для теории и методики обучения математике. Понятие «контекст учебного текста по математике» можно трактовать как интеграцию различных объективных смыслов, порождаемых воспринимаемым учебным математическим текстом в системе школьного математического образования, реализуемом в данном учебнике конкретного автора в определенной теме. Контекст представляет собой не только часть текста, данное понятие должно имеет другие важные признаки и свойства, которые нельзя не учитывать в учебном процессе. Термин «контекст» в структурно-содержательном аспекте также можно применить к математическим задачам. Остановимся подробнее на анализе контекстов текстов, которыми они описаны. Рассматривая данную трактовку понятия контекст, можно сделать вывод о том, что в зависимости от представленности математического объекта его объемом или его содержанием можно говорить о контексте, которым задан сам объект Учебные материалы по математике включают разные виды текстов, внешние и внутренние структуры которых подчинены друг другу информационной целостностью. Информационная целостность учебного материала может быть осмыслена с позиций разной природы содержаний (учебной, методической, логической и исторической), совокупность которых представляет «супераддитивности их смыслов и значений и входящих в текст языковых единиц». Делая акцент на обособленности или супераддитивности смыслов можно выделять разные контексты одного и того же учебного материала [17, 19]. Контекст учебного текста по математике - это феномен текста, понимаемый специалистом, учителем математики. Он вызывается «эффектом системности текста» как некоторой его целостности. Эта целостность определяется математической, логической, исторической и методической информацией явной или скрытой. В текстах школьных учебников математики содержится много методической информации, которую необходимо уметь выявлять, преобразовывать и использовать. Исследования психологов показывают, что качественно извлекать учебную информацию из текста учебника могут немногие школьники и студенты. Извлекать методическую информацию, содержание которой направлено на осуществление методического действия, можно при наличии образа образовательного процесса по математике. В настоящее время существует объективная необходимость соединить чтение текста учебника с изучением методического действия, направленного на применение «вычитанной» информации в учебный процесс. Соединение этих двух видов деятельностей способствует качественному пониманию смысла каждого из них в отдельности и их интеграции в целом. Следовательно, будущих учителей математики необходимо одновременно учить работать с текстами учебника математики и методически правильно действовать на основе их восприятия, создавая условия реализации контекстной информации. Извлечение контекстной информации необходимо для последующей организации образовательного процесса по математике. Начинающий учитель может правильно стратегически и тактически продумать организацию урока математики в соответствие с текстовыми и контекстными особенностями математического содержания. Рассмотрим контексты, которые могут быть заданы содержанием этого текста [24]: ? «знаниевый контекст»: в качестве нового знания выступает правило, которое выделяется на фоне «имеющихся знаний»; ? «умениевый контекст» - наращивается новое умение; ? методико-математический контекст: математическое содержание – это «фигура», а его методическая обработка – «фон» - контекст; ? обосновывающий контекст: собственно, правило – новая информация; ? эмпирическое обоснование – известная информация, связанная с действием; ? индуктивный контекст: переход от частного к общему. Основными принципами смыслового опознания контекста являются: принцип активного «включения» профессиональной составляющей субъектного опыта студента в учебный процесс; принцип «цикличности обучения»: наращивание личностных смыслов образов (моделей) методических объектов осуществляется не одноактно, а посредством учебных циклов; принцип «приоритетности действия»: методическая подготовка будущих учителей математики направлена на формирование у них действенных методических средств, с помощью «действий» выявляются и диагностируются умения и знания; принцип «наложения смыслов»: обучение должно вестись таким образом, чтобы контекстуальные смыслы математического, методического содержаний, конкретной учебной ситуации накладывались на личностный смысл студента; принцип «изучения методического объекта в сравнении»: определение и понимание признака методического объекта осуществляется в ситуации сопоставления данного признака с ему «сходным». 1.2. Виды и типология контекста учебных материалов в школьных учебниках математики Учебно-математический контекст – это контекст учебного текста по математике, целостно выражающий обособленность математической составляющей текста и отраженной в нем учебной деятельности от других видов составляющих контекста. В основу типологии учебно-математического контекста положены понятия цели, предмета и продукта учебной деятельности, условное обособление которых способствует пониманию учебной информации, «стоящей за текстом» учебного материала по математике[22-23]. Учебно-целевой контекст – это учебно-математический контекст, целевая направленность которого связана с предметом учебной деятельности, отраженной в тексте учебного материала. В приведенном примере учебно-целевой контекст представляет обосновывающий контекст. Учебно-содержательный контекст – это учебно-математический контекст, результирующая направленность которого связана с продуктом учебной деятельности, который может быть получен в процессе усвоения содержания текста учебного материала. В приведенном примере учебно-содержательный контекст представляет умениевый контекст. Историко-математический контекст – это контекст учебного текста по математике, целостно выражающий аддитивность исторической и математической составляющих содержания текста и отраженной в нем логики открытия через логику взаимоотношений причастных к нему исторических деятелей. Тексты исторического содержания представлены в школьных учебниках математики эпизодически, без организации их в какую-либо систему. Предполагается, что их функции связаны с мотивацией и занимательностью. Часто они представлены краткой исторической справкой «что, кто, где, когда», касающейся именного математического факта. Большинство школьных учебников математики содержат лишь исторические справки указанного характера. Анализируя тексты учебно-математической литературы, связанные с историко-математическими сведениями (в том числе и текстов учебников), приходим к выводу о том, что их контексты можно разделить на контекст персоналий и контекст фактов. Логико-математический контекст - это контекст учебного текста по математике, целостно выражающий обособленность логической составляющей содержания текста в ее математической составляющей, и наоборот[18, 22]. Логико-математический контекст является одним из важнейших контекстов, которые используются авторами школьных учебников. В процессе обучения и описания математических текстов в школьных учебниках возникает проблема соблюдения логики вне ее терминологии. Эта проблема решается авторами школьных учебников посредством контекстуальной информации. В типологиях учебно-математического и логико-математического контекстов содержится общий вид – идейно-практический контекст. Идея как учебно-математический контекст - это продукт учебной деятельности, а как логико-математический контекст - это контекст доказательства. Под идеей доказательства теоремы понимаем основу обобщенного способа действия или сам способ, который опирается на теоретический факт (определенный учебником, либо выводимый, либо априорно допущенный, но явно не сформулированный в учебнике); характеризуется глобальным и локальным направлением хода доказательства данной теоремы от ее заключения к условию. Идеи можно условно разделить по следующим основаниям: по принадлежности идеи к школьной математической дисциплине или разделу: внутри-дисциплинарные (равенство, подобие треугольников, векторы и другие), интердисциплинарные (логические, теоретико-множественные, метрические); по принадлежности идеи к методам научного познания: достоверные (полная индукция, дедукция), правдоподобные (неполная индукция, аналогия); по принадлежности к математическим методам (векторный метод, метод координат, функционально-графический метод и другие); по отражению в идее особенностей структуры ее источника: приоритет в структуре источника квантора всеобщности или квантора существования, приоритет в структуре источника логической связки (конъюнкции, дизъюнкции и др.); по составленности из других идей: простые, составные, комбинированные. Методико-математический контекст – это контекст учебного материала по математике, отражающий целостность методической обработки математической, логической и исторической информации содержания текста и выраженный в обособленности и/или супераддитивности смыслов предполагаемых видов педагогической деятельности (мотивационной, познавательной и рефлексивной) [22-24]. Мотиво-целеполагающий контекст – это методико-математический контекст, целостно отражающий функцию мотива и соответствующие учебные задачи изучения учебного материала, а также выражающий способ их реализации. Преемственно-познавательный контекст – это методико-математический контекст, целостно отражающий развитие и/или способ преобразования известных знаний и умений в новые. Рефлексивно-оценочный контекст - это методико-математический контекст, целостно отражающий функцию авторского руководства учебной деятельностью, направленной на изучение учебной информации через формирование общеучебных умений. Контексты взаимосвязаны между собой. Наложение контекстов выражается в ситуативной супераддитивности смыслов двух и более разных контекстов одного и того же текста. Супераддитивность смыслов понимаем как появление нового смысла на основе интеграции различных объективных смыслов, порождаемых воспринимаемым учебно-математическим текстом. Вложенность контекстов – заключается в том, что некоторая совокупность текстов учебных материалов (с основными контекстами) образуют новый текст, основной контекст которого включает составляющие контексты в качестве равнозначных и/или вспомогательных. Переносимость контекста – заключается в том, что аналогичные по структуре тексты (рассматривая одинаковые по структуре параграфы) имеют аналогичные контексты. Проявление этих взаимосвязей различно в учебниках разных авторских коллективов. Можно утверждать, что представимость контекстов в учебниках геометрии существенно отличается от разнообразия использования видов и типов контекстов в учебниках по алгебре и математике. Анализ текстов учебников математики – необходимое умение для будущего учителя математики. Обычно, говоря об этом умении, имеют в виду логико-математический и логико-дидактические анализы. Оба вида анализа предназначены для выделения и исследования компонента школьного математического образования - центральной «фигуры» учебного процесса по математике. Сам компонент может предстать перед учеником личностно значимым, если контекстные средства будут адекватны, и целям, и задачам, стоящим перед его изучением. Выделение контекстов учебного материала целесообразно осуществлять по следующей схеме контекстуального анализа учебного материала параграфа.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg