Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания

irina_krutaya 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.08.2019
Цель курсовой работы – изучить конституционное право человека и гражданина на свободу творчества, преподавания в современной России и механизм его реализации. Задачи курсовой работы: 1) дать характеристику понятия творчества и преподавания как правовой категории; 2) дать характеристику сущности и нормативного содержания конституционного права на свободу творчества и преподавания; 3) дать характеристику понятия конституционно-правового механизма реализации права на свободу творчества и преподавания; 4) рассмотреть конституционное закрепление и конкретизацию права на свободу творчества и преподавания в отраслевом законодательстве: 5) рассмотреть ограничения права на свободу творчества и преподавания. Объектом исследования в данной курсовой работе выступают общественные отношения, возникающие в сфере реализации права человека и гражданина на свободу творчества и преподавания в современной России. Предметом исследования, является содержание конституционного права на свободу творчества и преподавания в Российской Федерации. При написании курсовой работы были использованы следующие методы: диалектический метод, анализ и синтез, сравнение, исторический метод, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод. Теоретическую основу курсовой работы составили труды Л. Д. Воеводина, И. Е. Козловой, О. Е. Кутафина, С. А. Пуймана, Д. С. Шапоревой, С. В. Мартынюка. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.
Введение

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, ст.44 Конституции РФ относит к числу важнейших прав и свобод граждан России право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Актуальность курсовой работы. В исследованиях в сфере конституционного права о содержании свободы творчества и преподавания доминирует подход к ней как к элементу конституционной системы прав и свобод человека и гражданина, публично-правовые особенности ее содержания исследуются значительно реже. В науке и практике сложилась ситуация, когда, с одной стороны, свобода творчества и преподавания как условие саморазвития личности провозглашено Конституцией РФ, а с другой стороны, сегодня не завершено реформирование российского законодательства о творчестве и преподавании. До сих пор не принят Федеральный закон о творческой и преподавательской деятельности, отвечающей современным реалиям, учитывающей все многообразие видов творчества и преподавания. На современном этапе возникает необходимость разрабатывать научно-теоретические, концептуально новые подходы, которые содержали бы научно обоснованные рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере. Это тем более важно, что традиционные и культурные ценности в условиях глобализации должны быть не только надежно защищены, но и приумножены.
Содержание

Введение………………………………………………………………………… Глава 1. Понятие и сущность конституционного права человека и гражданина на свободу творчества и преподавания в Российской Федерации.. ……………………………………………………………………………… 1.1. Характеристика понятия творчества и преподавания как правовой категории……………………………………………………………………… 1.2. Сущность и нормативное содержание конституционного права на свободу творчества и преподавания………………………………………… Глава 2. Механизм реализации конституционного права на свободу творчества и преподавания в Российской Федерации…………………… 2.1. Понятие конституционно-правового механизма реализации права на свободу творчества и преподавания……………………………………… 2.2. Конституционное закрепление и конкретизация права на свободу творчества и преподавания в отраслевом законодательстве…………… 2.3.Ограничения права на свободу творчества и преподавания………… Заключение ………………………………………………………………… Библиографический список ………………………………………………
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. ? 5 марта 1995. ? № 67. 2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. ? 1994. ? № 12. 3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. ? 2014. ? № 31. ? Ст. 4398. 4. Федеральный закон от 23 августа 1996 № 127-ФЗ О науке и государственной научно-технической политике (ред. от 23.05.2016) // Российская газета. – 3 сентября 1996. – № 167. 5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации (ред. от 03.08.2018) // «Российская газета». ? 31 декабря 2012. ? № 303. 6. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 05.12.2017) // Российская газета. ? 17 ноября 1992. ? № 248. 7. Постановление ВС РСФСР О Декларации прав и свобод человека и гражданина (от 22.11.1991 № 1920-1) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. ? 26 декабря 1991. ? № 52. ? Ст.1865. 8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Российская газета. ? 31 декабря 2001. ? № 256. Научные, учебные, справочные издания Учебная литература 1. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. ? 5-е изд., перераб. и доп. ? М.: Проспект, 2016. ? 578 с. 2. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – 294 с. Справочные издания 1. Педагогика. Основные положения курса: Справочное пособие. / Под ред. С. А. Пуймана. ? Мн.: ТетраСистемс, 1999. ? 128 с. 2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю., Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. ? М.: ИТИ Технологии, 2006. ? 944 с. Диссертации и авторефераты 1. Шапорева Д. С. Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в современной России.: автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. ? Саратов, 2007. ? 215 с. Материалы периодической печати 1. Мартынюк С. В. Ограничение свободы творчества: философско-правовой аспект // Теория и практика общественного развития / Под ред. М. Ю. Попова. ? Краснодар: Издательский дом «ХОРС». ? 2012. ? № 4. ? С. 378?383. Нормативные правовые акты, утратившие силу 1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (документ фактически утратил силу на территории РФ в связи с принятием Постановления ВС РФ от 12.12.1991 № 2014-1) // Свод законов СССР. ? 1990. ? т. 3. ? с. 14.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА СВОБОДУ ТВОРЧЕСТВА И ПРЕПОДАВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Характеристика понятия творчества и преподавания как правовой категории В статье 44 Конституции Российской Федерации закреплено, что «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом» . Гарантируя свободу творчества и преподавания, Конституция РФ не дает его определения и не приводит полного перечня видов творчества, преподавания. Кроме Конституции РФ отношения в области творчества и творческой деятельности в настоящее время регулируются «Основами законодательства РФ о культуре» (далее – Основы). Названный нормативный правовой акт тоже не вносит ясность в вопросы терминологии. В ст. 3 Основ раскрывается понятие творческой деятельности как создания культурных ценностей и их интерпретации . Там же указывается, что культурные ценности – это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В толковом словаре С. И. Ожегова творчество определяется как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей . Что касается видов творчества, то ни один нормативный правовой акт не дает их исчерпывающего перечня. С одной стороны, следует признать тот факт, что свобода творчества индивида не поддается правовому регулированию, в том смысле, что она раскрывается только в его внутреннем опыте. Но с другой стороны, отсутствие такого перечня приводит к неопределенности в вопросе, какой род деятельности можно считать творчеством, а какой – нет. То есть, в законодательстве не определены границы свободы творчества. Творчество не следует полностью отождествлять с интеллектуальной деятельностью или интеллектуальной собственностью, которые имеют рационально-материальную основу, хотя, разумеется, творчество - часть (вид) интеллектуальной деятельности. Термин "интеллектуальная собственность" является новым не только для Конституции, но и для всего законодательства Российской Федерации. Этот термин представляет собой специфическое наименование нематериальных объектов авторского и патентного права, которые иногда еще называют «промышленная собственность» или «литературная собственность». Однако произведение, охраняемое авторским и патентным правом, имеет такие особенности духовного порядка, которые не позволяют отождествить его с вещью. Материальное воплощение идей и образов представляет собой "вещь" настолько условную, что по отношению к праву на объект любого творческого произведения правильнее применять термин "интеллектуальные права». Творчество связано со способностями. Статья 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями . Свобода творчества - одна из важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. В то же время свобода творчества не может быть абсолютной; возможно злоупотребление этой свободой. Творческий человек живет среди людей, и ради интересов и прав других лиц Конституция и законодательство содержат некоторые ограничения этой свободы (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции). Противоправным деяниям, которые имеют творческую основу, не может быть гарантирована свобода. Безнравственное, разрушительное творчество должно быть запрещено. В части 1 ст. 44 Конституции РФ упоминаются отдельные виды творчества: литературное, художественное, научное и техническое. Кроме того, названные виды творчества регулируются частью 4 Гражданского кодекса РФ. Наряду с перечисленными выше видами творчества, к ним вероятно, можно отнести законотворчество, создание новой идеологии, разработку нетрадиционных методов лечения, ремесло и т.д. Конституционную формулировку ч. 1 ст. 44 нельзя признать удачной: уточнение видов творчества приводит к тому, что и свобода преподавания воспринимается сквозь их призму. Именно это, на наш взгляд, дает основание полагать, что свобода преподавания есть «вид творческой деятельности…» Законодательное закрепление понятия преподавания отсутствует, поэтому необходимо выработать его доктринальное определение. По мнению С. А. Пуймана преподавание представляет собой педагогический процесс, который состоит в систематической передаче знаний, умений и навыков, в формировании мировоззрения и вооружении мастерством в той или иной отрасли науки и практики. По самой своей сути преподавание – это руководство познанием, помощь ученикам в приобретении опыта, накопленного человечеством . Свобода преподавания включает в себя право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, который имеет ученую степень по соответствующей специальности, вправе безвозмездно читать учебный курс, параллельный соответствующему (п. 4 и 7 ст. 55 Закона «Об образовании»). Однако свобода преподавания не абсолютна, она ограничена некоторыми цензами, существуют государственные образовательные стандарты, в соответствии с которыми должно осуществляться преподавание, являющиеся основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования (ст. 7 Закона «Об образовании»). 1.2 Сущность и нормативное содержание конституционного права на свободу творчества и преподавания При изучении проблемы конституционного права человека и гражданина на свободу творчества в специально-юридическом аспекте представляется необходимым проведение толкования терминов – «литературное, художественное, научное, техническое творчество». Разнообразие качественных проявлений права человека и гражданина на свободу творчества, предполагает его исследование как права человека и гражданина, а также рассмотрение вопроса о правомочиях данного права. Определив содержательную сущность понятий «творчество» и «преподавание», необходимо перейти к анализу «конституционного права каждого на свободу творчества в РФ». Понятие «каждый» включает в себя как термин «гражданин», так и термин «человек». Провозглашение права «каждого» означает, что оно распространяется на всех физических лиц, независимо от их государственно-правового статуса. Понятие «каждый» относительно ст. 44 Конституции включает граждан данного государства, а также иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на его территории. Часть 1 ст. 44 Конституции РФ указывает на свободу определенных видов творчества: литературное, художественное, научное, техническое и другие виды творчества. Необходимо выяснить, что относится к тому или иному виду, так как в законодательстве нет конкретных определений данных видов творчества. Анализ указанных категорий показывает, что они используются в законе не в своем обычном значении, поскольку в противном случае они взаимно накладывались бы друг на друга. Для того, чтобы правильно разграничить эти понятия, необходимо исследовать категорию «произведение творчества». Семантический анализ значения термина «произведение» означает, что «произведение» – это создание, продукт труда, творчества . Чтобы получить правильное определение понятия «произведение творчества», следует помнить, что литература, искусство, наука и техника – это связанные между собою созидательные процессы материальной и духовной жизни людей. В литературе, искусстве, науке и технике человек разными средствами решает одну и ту же задачу: познание мира и его преобразование. Под литературным творчеством следует понимать процесс создания человеком качественно новых художественных произведений, выраженных в словесной (языковой) форме, не являющихся произведениями науки и искусства, и отличающиеся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью. Теперь обратимся к научному творчеству. научное творчество – процесс создания человеком качественно новых произведений науки, и отличающиеся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью. Художественное творчество – это процесс создания человеком качественно новых произведений искусства, и отличающихся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью. Техническое творчество – это процесс создания человеком качественно новых произведений техники, отличающихся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью. Наряду с перечисленными видами творчества, в ч. 1 ст. 44 Конституции РФ говорится и о других видах творчества, но статья не указывает какие именно это виды. К ним, вероятно, можно отнести правотворчество, создание новой идеологии, разработку нетрадиционных методов лечения, ремесло и т. д. На наш взгляд, этот вопрос является открытым и требует своего законодательного урегулирования и конкретизации. К видам творчества, которые не охраняются правом или вообще не попадают в сферу правового регулирования, Конституция как акт прямого действия должна применяться непосредственно. Конституция РФ 1993 г., гарантируя свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, основывается на принципе идеологического многообразия. Выводы по главе 1. В данной главе была дана характеристика понятия творчество и преподавание, а также сущность содержания права на свободу творчества и преподавания. Данное изучение позволило сделать ряд выводов: Во-первых, мы определили, что творчество – это процесс создания человеком культурных ценностей и их интерпретация которые отличаются новизной, неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической и иной уникальностью. Творчество связано с интеллектуальной деятельностью и способностями. Во-вторых, мы определили, что преподавание – это вид творческой деятельность, оно заключается в передаче знаний, умений и навыков и включает в себя как выбор педагогом индивидуальной методики обучения и воспитания, так и соблюдение установленных государственным образовательным стандартом правил и требований. В-третьих, конституция РФ указывает на свободу определенных видов творчества: литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Мы определили, что относится к этим видам, так как в законодательстве нет конкретных определений данных видов творчества. ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СВОБОДУ ТВОРЧЕСТВА И ПРЕПОДАВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.1. Понятие конституционно-правового механизма реализации права на свободу творчества и преподавания Механизм реализации конституционных прав и свобод ? совокупность средств, форм и способов реализации субъективного права, которые действуют в течение последовательных стадий единого процесса и приводят к фактическому пользованию социальными благами и конечному результату . Без реализации, права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Основном законе, являются пустым звуком. Как указывает Н.И. Матузов, недостаточно провозгласить определенные права и свободы ? главное материализовать их, претворить в жизнь, так как права и свободы человека легко постулируются на бумаге, но очень трудно реализуются в жизни. Л. Д. Воеводин исследовал проблему реализации конституционных прав через определение места гарантий в механизме реализации прав и свобод, полномочий органов государственной власти, их должностных лиц и общественных объединений в сфере реализации прав и свобод личности, организационных механизмов прав и свобод, пределов реализации прав и свобод. По мнению Л.Д. Воеводина, осуществление или реализация прав и свобод граждан ? это сложный и многосторонний процесс, в котором участвуют помимо граждан государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица и общественные объединения . Основные элементы реализации конституционных прав и свобод в целом: 1) конституционный статус, он включает основные нормы и конституционные правоотношения; 2) конкретизация прав и обязанностей в отраслевом законодательстве; 3) активное поведение субъекта в форме соблюдения, использования и исполнения правовых предписаний; 4) пользование субъектом определенным социальным благом; 5) активное поведение субъекта по восстановлению и защите нарушенного права, чему соответствует обязанность уполномоченных государственных органов защищать и охранять соответствующие права. Эта стадия реализации конституционных прав и свобод не является обязательной, а может быть факультативной. Соответственно, конституционно-правовой механизм реализации конституционного права человека и гражданина на свободу творчества и преподавания в широком смысле состоит из следующих элементов: а) закрепление данного права в основных нормах; б) конкретизация конституционного права на свободу творчества и преподавания в отраслевом законодательстве, в том числе условий и предпосылок его реализации, отдельных видов творческой и преподавательской деятельности, порядка и способов их осуществления; в) установление законодательных пределов и ограничений реализации права на свободу творчества и преподавания, а именно, запрещение творческой деятельности, которая ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовым, национальным, религиозным, и иным противоправным деяниям. Запрет культурной деятельности осуществляется только судом и лишь в случае нарушения законодательства; г) активные действия субъекта в ходе реализации права и достижения результата в этом процессе; д) охрана и защита данного права государством. Институт ограничения прав ? компонент механизма реализации права, является одним из важнейших аспектов взаимодействия личности и государства. Ограничение права должно быть соотнесено и связано с конкретизацией данного права в отраслевом законодательстве, а также его охраной и защитой. Ограничения должны осуществляется в строгом соответствии с Конституцией РФ. Институт ограничения конституционного права на свободу творчества преподавания имеет глубокое теоретическое и практическое значение для механизма реализации конституционного права на свободу творчества. Особенность конкретизации права на свободу творчества состоит в необходимости в большом количестве отраслевых и специализированных нормативных актов, т.к. существует значительное разнообразие видов творческой деятельности и ее результатов, защиты авторских и смежных прав. Таким образом, механизм реализации права на свободу творчества в современной России строится на конституционных нормах, защите данного права государством, отраслевом законодательстве и активном поведении субъекта.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg