Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Государственный бюджет: сущность, формирование и использование.

irina_krutaya 564 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.08.2019
Целью исследования является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач: - определить понятие и значение государственного бюджета; - дать понятие и особенностей бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации; - проанализировать влияние бюджетного профицита и дефицита на экономику Российской Федерации; - провести анализ формирования государственного бюджета; - определить основные тенденции развития бюджета Российской Федерации на современном этапе. Цели и задачи работы определили её структуру. Работа состоит из следующих частей: - Введение, в котором определяется актуальность, объект исследования, описываются цели, задачи, структура работы; - Теоретическая часть, в которой излагается сущность и структура государственного бюджета Российской Федерации; - Во второй главе рассматриваются перспективы бюджетно-налоговой политики; - Заключение, содержащее общие выводы в целом по работе; - Библиографический список 27 наименований использованных источников. - Методологическую основу при написании курсовой работы составили.
Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность данного исследования заключается в значимости вопросов регулирования и планирования бюджета и бюджетной системы в условиях рыночной экономики. Бюджет — это важнейшая концепция в микроэкономике, и в макроэкономике — государственный бюджет. Проект бюджета обсуждается и принимается законодательным органом страны ежегодно. Построение бюджетной системы определяется формой государственного устройства. Например, в унитарных государствах существует двухзвенная система — центральный и местные бюджеты. Федеративные государства включают и бюджеты республик, штатов, краев, земель. Одним из главных документов, который регулирует экономическую жизнь общества, является бюджет. Это понятие воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству, бизнесу, семье, организации для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде. Важнейшее место в финансовой системе занимает государственный бюджет. Бюджетный кодекс Российской Федерации рассматривает бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, которые должны быть предназначены для финансового обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления. Исходя из вышеуказанного, государственный бюджет является средством накопления ресурсов финансовых для государства, а также дает возможность содержания государственного аппарата государственной власти, содержания армии, выполнения социальных мероприятий, реализации экономических задач, выполнения присущих функций государством. Государственный бюджет можно определить, как финансовый счет в общем виде. Степень разработанности научной проблемы. По мнению специалистов истоки бюджетирования следует искать в камеральной бухгалтерии, возникшей в западной Европе. Швейцарский ученый Ф. Гюгли, И Шротт, русский ученый Л.И. Гомберг – создатели науки, предметом которой является хозяйственная деятельность предприятия. Многие отечественные и зарубежные ученые занимались изучением и разработкой данной темы. Профессор А. П. Рудановский предложил следующую интерпретацию термина «бюджет»: «это есть счет, т. е. устойчивая совокупность всех возможных изменений в формах хозяйственной деятельности, каковою совокупностью поддерживается эволюция (устойчивое развитие) в хозяйствах, обеспечивающая сохранение каждого хозяйства как элемента народного хозяйства, несмотря на многообразие форм хозяйственной деятельности, путем надлежащего соотношения между организацией хозяйства, руководимого хозяйствующим субъектом, и механизмом хозяйственной деятельности, осуществляемом в самом хозяйстве». Особенностям счетоводства XIX в. посвящены труды многих ученых-экономистов тех лет, однако одним из немногих авторов, рассматривающих научно обоснованные подходы к организации, функционированию и методологии системы бюджетирования, является С. Н. Четвериков. Сущность контроллинга, его разновидности и возможность применения были изложены в работах В. Б. Ивашкевича, С. Н. Зайцева, Е. Н. Стрельника. Авторы данных работ и зарубежные специалисты рассматривают бюджетирование как один из экономических инструментов контроллинга.
Содержание

Введение..................................................................................................3 Глава 1 Теоретико-экономические основы формирования и использования государственного бюджета……………………………......6 1.1 Государственный бюджет: понятие и значение для экономического анализа.....................................................................................6 1.2 Структура и функции государственного бюджета......................12 1.3 Влияние бюджетного профицита и дефицита на экономику......19 Глава 2 Формирование государственного бюджета и особенности бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации.........................................................................................................26 2.1 Формирование государственного бюджета……………………..26 2.2 Перспективы бюджетно-налоговой политики..............................32 Заключение...........................................................................................40 Библиографический список..............................................................43 Приложения..........................................................................................47
Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 17 июля 1998 г.: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г.: (ред. от 28.12.2017).] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 03.08.1998. – № 31, ст. 3823; текст изменений опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 17.05.2018. 2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 N 362-ФЗ (последняя редакция). Текст опубликован на официальном интернет-портале http://www.consultant.ru/ - 17.05.2018 3. О банках и банковской деятельности: [федер. закон: ввод. в действие с 02.11.1990: (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2013. - № 42. – Ст. 3745, Российская газета. – 10.02.1996. – №27; текст изменений опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 06.05.2018. 4. Приказ Минфина Российской Федерации от 28.07.2010 № 81н (ред. от 13.12.2017) «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 сентября 2010 г. №18530.)// Российская газета. – 06.10.2010. – № 225; текст изменений опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 12.05.2018. (Или: О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 28.июля 2010 г. № 81н.) // Российская газета. – 06.10.2010. – № 225; текст изменений опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 12.05.2018, № 0001201610260012). 5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1705 "Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Текст опубликован на официальном сайте http://www.consultant.ru – 12.05.2018 6. О порядке осуществления министерством финансов Астраханской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю: постановление правительства Астраханской области от 17 апреля 2014 года № 144-П (ред. от 03.06.2016 № 168-П) / /Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. – 24.04.2014. –№ 18; текст изменений опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru –07.06.2016. 7. О порядке осуществления министерством финансов Астраханской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю: постановление правительства Астраханской области от 17 апреля 2014 года № 144-П (ред. от 03.06.2016 № 168-П) / /Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. – 24.04.2014. –№ 18; текст изменений опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru –07.06.2016. 8. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. с.540 9. Бюджетная система Российской Федерации: руководящие принципы / ред. М.В. Романовский О.В. Врублевская. Москва: Юрайт, 2013. 10. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ О.В. Врублевская и др.; 3-е изд., М.: Юрайт-Издат, 2016. - 838 с. 11. Борисоглебская, Л.Н., Кирсанов С.А. Государственные и муниципальные финансы: финансирование социальных услуг. Лидерство. — Санкт-Петербург: ООО «Андреевский издательство», 2012–360 12. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 703 с. 13. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста / В. Сенчагов // Вопросы экономики. - 2017. - N 5. - С. 65 http://i.uran.ru/webcab (дата обращения: 08.05.2018). 14. Владимирова, М.П. Финансы: Учебное пособие. Издание М.П. Владимирова. — Москва: Кнорус, 2016. — 280 15. Гринкевич, Л.С. Российское государственное и муниципальное финансирование: учебник. — Москва: Кнорус 2017, — 560 16. Духанина А. С., Агафонова М.С. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ,ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РОСТЕ ПРОИЗВОДСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – №1.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11800 (дата обращения: 16.12.2018). 17. Жидкова Е. Ю., Видеркер Н. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие СКФУ - 2014 год – 252 18. Игонина, Л.Л. Муниципальные финансы: учебник. — Москва: The Economist, 2013. — 330 19. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. — М.: КНОРУС, 2012. — 304 с. 20. Несветайлов П. В. Бюджет региона: формирование и использование, Лаборатория книги 2012 г. - 114 21. Финансы, денежное обращение и кредит. Литовских А.М., Шевченко И.К. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2013 22. Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Н. Лобачёвой.- 2-е изд. – М.: Высшее образование, 2015.с.515. 23. Власов, С. Исследование устойчивости государственных финансов России в краткосрочном и долгосрочном периодах/ С. Власов, Е. Дерюгина, Ю. Власова //Вопросы экономики. – 2013. – №3. – С.33-49. 24. Ковригина, А.С. Оценка потенциала эффективности управления оборотным капиталом [Электронный ресурс] / А.С. Ковригина, В.А. Морозов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. –№ 2. – С. 387.-389. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21285741 (дата обращения: 05.02.2018). 25. Астраханьстат: [сайт]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oblstat.astranet.ru (дата обращения: 05.02.2018). 26. Электронно-библиотечная система PRbooks [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/personal-login.html (дата обращения: 05.02.2018) . 27. Электронно-библиотечная система «Лань» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e.lanbook.com (дата обращения: 05.02.2018).
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретико-экономические основы формирования и использования государственного бюджета 1.1 Государственный бюджет: понятие и значение для экономического анализа. Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребно¬стей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и дохо¬дов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расхо¬дов, которая получает название бюджет (от англ. budget - сумка казначея, мешок с деньгами), была осуществлена в конце XVII в. в Англии. Государственный бюджет как экономическое явление присуще различ¬ным общественно-экономическим формациям, имеющим товарный способ производства. Его возникновение и развитие органически связано с по¬требностями государства в определенных объемах финансовых ресурсов. Производственные отношения того или иного общественного строя опре¬деляют содержание деятельности государства и использование бюджета как распределительного механизма. Бюджет используется в качестве важ¬нейшего распределительного инструмента, посредством которого госу¬дарство аккумулирует определенную долю национального дохода и на¬правляет ее на развитие экономики, науки, социальной сферы и другие цели. Это характеризует сущностную сторону финансового управления социально-экономическими процессами, то есть бюджетное регулирова¬ние, осуществляемое посредством планирования, формирования, исполь¬зования бюджетных фондов на всех уровнях экономической системы. В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному плану социально-экономического развития, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой под¬ход следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной - финансовым. Содержание государственного бюджета многогранно, и в нем нахо¬дят воплощение процессы, имеющие различное экономическое толкова¬ние. В этой связи с научной точки зрения государственный бюджет как экономическое явление характеризуется: как экономическая категория, как центральное звено финансовой системы и как основной финансовый план страны. Характеристика государственного бюджета как экономической категории заключается в следующем. Между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой, складываются денежные отношения, опосредствующие процесс поступления денежных средств в централизованный денежный фонд государства и их расходования. Эти денежные отношения имеют весьма разнообразные формы, но всем им присущи две общие черты: во-первых, они возникают в распределитель¬ном процессе, непременным участником которого выступает государ¬ство; во-вторых, они связаны с формированием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосудар¬ственных потребностей. Указанные денежные распределительные отношения между государством и другими участниками воспроизводственного процесса составля¬ют содержание специфической финансовой категории, которая называет¬ся государственным бюджетом. Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.( Макроэкономика (Шевчук В.А.)) При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. В зависимости от целей расходы государства можно разделить на следующие виды: - расходы на политические цели, к ним относятся расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности (т. е. содержание армии, полиции, судов и т. п.), на содержание аппарата управления государством; - расходы на экономические цели, в том числе расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, помощь (субсидирование) частному сектору экономики; - расходы на социальные цели, такие как социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий), образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды. С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП), трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода), выплаты процентов по государственным облигациям (т. е. обслуживание государственного долга). (Макроэкономика: Агапова Т.А., Серегина С.Ф: Учебник. – 7-е изд.) Государственный бюджет - особая экономическая категория, которая характеризуется, прежде всего, своей многогранностью, огромным диапазоном, проникновением во все сферы общественных отношений. Эти чер¬ты бюджета позволяют использовать его в качестве главного финансового инструмента (Рисунок 1). Рисунок 1 - Государственный бюджет. Таким образом, государственный бюджет как экономическая категория, выражает особую сферу финансовых отношений по планомерному распределению стоимости валового национального продукта и национального дохода, путем формирования и использования централизованного фонда де¬нежных средств для удовлетворения общегосударственных потребностей. В статье 6 «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «бюджет» трак¬туется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Данное определение характеризует материальную сторону бюджетных отношений. «Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Таким образом, материально-вещественным воплощением бюджетных отношений является централизованный фонд денежных средств государства, именуемый также государственным бюджетом. Данный фонд формируе¬мый на основе финансовых отношений обладает чертами не только общи¬ми для денежных фондов, но и специфическими особенностями, которые носят конкретный характер: 1) предназначен для удовлетворения общегосударственных потребно¬стей; 2) строго регламентируется законами и нормативными правовыми актами государства; 3) источниками фонда являются денежные средства (в форме налого¬вых и неналоговых платежей юридических и физических лиц, проживающих и/или осуществляющих деятельность на территории данного государства); 4) используется, как правило, на безвозмездной основе; 5) обладает большой динамичностью, для него характерен постоянный процесс дробления на более мелкие целевые фонды и, наоборот, процесс их укрупнения; 6) используется только в форме фонда. К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; - местные бюджеты, в том числе: - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; - бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Формирование централизованного фонда денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного рас¬пределения государство получает в свое распоряжение часть прироста стоимости в форме налога на добавленную стоимость. В результате даль¬нейшего перераспределения в централизованный фонд государства посту¬пает часть прибыли предприятий, организаций в форме различных видов налогов и иных обязательных платежей и сборов. Использование централизованного фонда денежных средств государства отражает многостадийный процесс дальнейшего распределения стои¬мости валового национального продукта. Данное распределение сопро¬вождается движением финансовых потоков в экономической системе. Го¬сударство выделяет из общего централизованного денежного фонда значительную часть ресурсов на развитие экономики и финансирование социально-культурных мероприятий. Каждый из названных фондов под¬вергается многоступенчатому распределению: по отраслям экономики, по сферам и видам общественной деятельности, по территории государства, по предметно-целевому назначению и т.д. 1.2 Структура и функции государственного бюджета Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств (Рисунок 2). Рисунок 2 – Государственный бюджет, его доходы и расходы. Структура бюджетной системы той или иной страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются промежуточные звенья – бюджеты субъектов федерации, штатов, земель. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трёх уровней: - первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; - второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; - третий уровень – местные бюджеты (Рисунок 3). Рисунок 3 – Бюджетная система РФ. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии. Основными функциями федерального бюджета являются: перераспределение национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества (Рисунок 4). Рисунок 4 – Порядок формирования государственного бюджета. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов. Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg