Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ЭКОНОМИКА

Олигополии, их роль в российской экономике.

irina_krutaya 150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 15 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.08.2019
Цель этой работы – раскрыть понятие олигополии, сущность и особенности, а также определить место олигополии в российской экономике. Для реализации этой цели выдвигается ряд задач: - рассмотреть некоторые признаки и черты олигополии; - выявить главные причины существования олигополии; - изучить существующие модели олигополии; - обозначить роль и место олигополии в российской экономике.
Введение

Россия осуществила переход к рыночной экономике лишь в конце XX века. В данный момент одним из наиболее распространенных структур на рынке явля-ются олигополии и монополии. Тем не менее, монополии в чистом виде сохранились только в немногочисленных отраслях экономики. Самая преобладающая форма современной рыночной структуры – олигополия. Такие отрасли промышленности, как химия, автомобилестроение, металлургия, судостроение и самолетостроение, электроника имеют олигополистическую структуру. Если учитывать экономическую структуру, изучать олигополистические рынки весьма важно и актуально там, где преобладают крупные предприятия.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Понятие, сущность и особенности рынка олигополии 4 1.1. Признаки и черты олигополистического рынка 5 ГЛАВА 2. Разновидности моделей олигополии 6 2.1. Модель Курно 6 2.2. Модель Бертрана 8 2.3. Модель Штакельберга 9 ГЛАВА 3. Роль олигополии в российской экономике 11 Заключение 12 Список использованных источников: 14
Список литературы

1. Антипина В.И., Белоусова И.Э., Бубликова Р.В. Экономическая теория. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2007 г. 576 с. 2. Гальперин В.М. Микроэкономика / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. - С-Пб.: Экономическая школа, 2007 г. 3. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой.–7-е изд., испр., дополн. и перераб. – Киров: «АСА», –2014. 4. Микроэкономика: учебник / под ред. Е. Б. Яковлева. – 11-е изд. – М.; СПб.: Поиск, 2014. 5. Молибог, Т.А. Экономика для менеджеров: Учебное пособие / Т.А. Мо-либог, Ю.И. Молибог. –2015. 6. Чеканский, А.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень: учебник / А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова. -М.:ИНФРА-М, –2014.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОЛИГОПОЛИИ Слово «олигополия» появилось на рубеже 15 и 16 века, и было введено в обиход Томасом Мором. Сама концепция такого рынка предполагает под собой ряд факторов: немногочисленность фирм на рынке, жесткая диверсификация вы-пускаемого продукта, значимые барьеры для входа в отрасль на рынок, эффект слияния для монополизации, взаимозависимость фирм, при этом тип данной рыночной структуры должен всегда учитывать поведение как конкурентов, так и потребителей. Самая видимая черта олигополистического рынка заключается в немного-численности на рынке действующих фирм – это ситуация, когда относительно малое количество фирм доминирует на рынке товаров и услуг. Рыночная модель олигополистического рынка существует в диапазоне между чистой монополией и монополистической конкуренцией. Олигополии бывают однородными или дифференцированными, это значит, что в олигополистической отрасли производится стандартизированная либо дифференцированная продукция. Большинство отраслей, производящих потребительские товары, такие как автомобили, моющие средства, сигареты, электрические приборы являются дифференцированными олигополиями. Олигополия обладает такой рыночной структурой, характерной чертой ко-торой является стратегическое сотрудничество немногих фирм, конкурирующих за объёмы продаж. Существуют следующие определяющие особенности олигополистического рынка: количество фирм ограничено, концентрация производства у отдельных фирм наиболее значительна, ограничен доступ в отрасль, поведение фирм – стратегическое. Олигополистические рынки неизменно характеризуются наличием у фирм существенной рыночной власти и убыванием кривой спроса на продукцию каж-дой отдельно взятой фирмы. Тем не менее, их особенность заключается в том, что при олигополистическом взаимодействии, фирмы сталкиваются с реакцией потребителей и также своих конкурентов. Вот почему, в отличие от предыдущих рассмотренных структур, при олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов. При олигополии взаимодействие конкурентных фирм захватывает все области конкуренции – ценообразование, объем проданной продукции, долю на рынке, дифференциацию продукции, инновационную деятельность, стратегию стимулирования сбыта. В зависимости от ситуации, фирмы избирают всевозможные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополии нет единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы. 1.1. Признаки и черты олигополистического рынка Для олигополистического рынка характерны некоторые признаки: 1) В отрасли существует некоторое количество фирм-соперников, поэтому нельзя относить её к чистой монополии. Конкретной количественной дефиниции олигополии не существует, несмотря на это, олигополия владеет достаточно крупной частью в общеотраслевом выпуске, которое обеспечивает олигополистам существенную степень контроля над всем рынком. 2) Отрасль не считается совершенно конкурентной, так как кривая спроса каждой отдельной фирмы имеет падающий характер. 3) В отрасли существует хотя бы одна существенно крупная фирма, счита-ющая, что действия и поведение ее на рынке не останутся без ответной реакции конкурентов, то есть эта структура отличается от монополистической конкурен-ции. 4) Продукция производится как стандартизированная (нефть, алюминий), что является чистой олигополией, так и дифференцированная (например, автомобили) – это дифференцированная олигополия. 5) Главный показатель олигополистического рынка – уровень концентрации производства в сосредоточении некоторых фирм. Чем он выше, тем меньше степень конкурентоспособности характеризует отрасль. Черты рынка олигополии представлены следующими составляющими (см. рис. 1): Рис.1 – Черты рынка олигополии Следует отметить, что олигополии подразделяются на «плотные» и «разряженные» олигополии по признаку концентрации фирм на одном рынке. К «плотным» условно относят отраслевые структуры, в которых существуют от 2 до 8 продавцов на рынке. К «разряженным» относят те структуры рынка, включающие в себя более 8 фирм. Такого рода градация позволяет разным способом оценить поведение предприятий в условиях «плотной» и «разряженной» олигополии. ГЛАВА 2. РАЗНОВИДНОСТИ МОДЕЛЕЙ ОЛИГОПОЛИИ 2.1. Модель Курно В 1838 году впервые попытка разъяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курно. Его модель была основана на следующих предпосылках: 1) на рынке функционируют только две фирмы; 2) каждая фирма, принимающая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными. Например, на рынке функционируют две фирмы: Х и У. Как фирма Х определит цену и объем производства? Эти показатели зависят от спроса, а спрос зависит от того, сколько выпустит продукции фирма У. Тем не менее, как будет действовать фирма У, фирме Х неизвестно, она только может предположить возможные варианты ее действий и распланировать свой выпуск. Если рыночный спрос – это заданная величина, расширение производства фирмой вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы Х. Рисунок 1 нам по-казывает, как сместится график спроса на продукцию фирмы Х (он будет сдви-гаться влево), если фирма У начнет увеличивать продажи. Ценовая политика и объемы производства, устанавливаемые фирмой Х исходя из равенства предель-ного дохода и предельных издержек, будут иметь тенденцию к снижению соот-ветственно с Р0 до Р1, Р2 и с Q0 до Q1,Q2. Графически данная модель выглядит следующим образом (см. рис. 2): Рис. 2 – Модель Курно. Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У, где D — спрос, MR — предельный доход, МC — предельные издержки. Если рассмотреть ситуацию с позиции фирмы У, то можно изобразить по-добный график, который отражает изменение цены и количества выпускаемой ею продукции в зависимости от действий, которые предпримет фирмой Х. Таким образом, получаются кривые реагирования обеих фирм на поведение друг друга (см. рис. 3): Рис. 3 – Кривые реакции фирм Х и У на поведение друг друга. В данной модели не отражено одно важнейшее обстоятельство. Предпола-гается, что фирмы-конкуренты покажут реакцию на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма У выходит на рынок и отнимает у фирмы У часть потребительского спроса, последняя «сдается», вступает в ценовую игру, посредством снижения цены и объемов производства. Однако фирма Х сможет занять довольно активную позицию и, существенно снизив цену, не пропустить фирму У на рынок. Именно такие действия фирмы не обхватаны моделью Курно. 2.2. Модель Бертрана Модель Бертрана, сформулированная французским математиком и эконо-мистом Ж. Бертраном в 1883 году, (олигополистические ценовые войны) рассматривает проблему с точки зрения покупателя, который реально сравнивает цены, назначенные двумя фирмами.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg