Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Социология 20 века.

irina_krutaya 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.08.2019
Актуальность социологии определяется, прежде всего, возрастанием роли и значения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом обстоятельств: 1) важные и быстрые социально-политические изменения происходят не только у нас в стране, но и во многих странах за рубежом; 2) современный этап развития общества свидетельствует о возрастании роли и значения соцфакторов и соцсферы общественной жизни; 3) одна из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего и многих других обществ - формирование гражданского общества. Все это выдвигает на первый план изучение соцстатуса личности, соцобщностей и общества в целом, что непосредственно входит в качестве главного в предмет социологии. Социологическое знание все больше проникает в различные слои населения, чему способствует систематическое изучение соответствующих проблем, как в средней, так и в высшей школе. Также велика роль социологии в выработке научно обоснованной социальной политики. Методы исследования, выработанные социологией, все шире и успешнее используются в других общественных науках. В современных условиях социология признаны решить следующие задачи: - выяснение движущих факторов развития и деятельности социальных, этнических демографических общностей, раскрытие особенностей социального положения и жизнедеятельности различных социальных общностей в обществе, показ социальной мобильности и социальной дифференциации общества в современных условиях. - показ целостности и противоречивости современного мира, многообразия форм социально-экономического развития, раскрытие особенностей России на пути её развития и превращение её в открытое общество. Актуальность данной работы состоит в том, что общество не стоит на месте, оно динамично развивается: изменяется структура общества, появляются новые классы, субкультуры и другие социологические элементы, которые непосредственно влияют на дальнейшее развитие общества и отвечающие за его мировоззрение, национально-этнические отношения, на его будущее. Развивается общество, а, значит, развивается и наука, изучающая общество, закономерности развития общества, особенности общества, появляются новые направления в науке, различные социологические школы. Именно в этом состоит актуальность выбранной мной темы: развивается общество - развивается и наука, которая создана смоделировать будущую форму и содержание общества XX века, а следовательно, спрогнозировать направление развития общественной структуры в дальнейшем. Цель работы — раскрытие сущности и роли теории личности, социальных общностей и слоёв, объектов и субъектов социальной деятельности, отношений поведения и общения, теории социальных систем, механизмов их функционирования и развития. Предметом исследования является рассмотрение возрастание роли и значения социологии в современных условиях. Объект исследования — социология XX века. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Введение

История социологии в России - наименее изученный раздел мировой науки, что обусловлено своими историческими причинами. Социология в России с самого начала была поставлена в неблагоприятные условия по сравнению с теми, в каких работали социологи в странах Западной Европы и США. Однако, несмотря на все трудности, отечественная социологическая мысль успешно развивалась и смогла не только подняться на уровень мировых достижений, но и превзойти или определить по времени западные образцы. В целом ряде областей именно русскими социологами были впервые поставлены и получили осмысление проблемы, к которым западная наука обратилась значительно позже. В отличие от социологов Запада, которые были слабо знакомы с развитием науки в России, отечественные социологи постоянно находились в курсе научной жизни западных стран, и это позволяло им опираться на весь запас имеющихся знаний и, безусловно, будило их творческую мысль. Хочу отметить в данной работе, что впервые десятилетия XX века социологическая мысль поднялась на достаточно высокий уровень развития. Однако исторический путь этой науки носил драматический характер. Социологические исследования свертывались, а сама наука была позднее объявлена "буржуазной". Социологические исследования проводились только в рамках других общественных наук. Реальное оживление социологии у нас началось лишь в конце 80-х-начале 90-х годов. В историографии следует отметить творца методологии социологизма на Западе - Э. Дюркгейма (1857 – 1918) – патриарха французской социологической школы, признанного классика мировой социологии; Макса Вебера – выдающегося немецкого социолога, экономиста, историка, создателя понимающей социологии и теории социального действия, одного из основателей социологии 20 века и т.д. Но хотя за прошедшие годы была проделана немалая работа, следует признать, что до преодоления отставания социологии у нас еще далеко.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Социология ХХ века: общая характеристика, предмет, периодизация……………………………………………………………………...6 1.1 Этапы развития социологии………………………………………………….6 Глава 2. Основатели социологии XX столетия………………………………..19 2.1 Типология общественных форм Э. Дюркгейма…………………………...19 Глава 3. Теории социологии ХХ столетия……………………………………..24 3.1 П. А. Сорокин – один из классиков социологии 20 столетия. «Социальная и культурная динамика» ….……………………………………..24 3.2 Гуманистическая социология Ф. Знанецкого……………………………...26 3.3 Теория конфликта…………………………………………………………....27 3.4 Новые теории социологии…………………………………………………..29 Заключение……………………………………………………………………….31 Список литературы………………………………………………………………33
Список литературы

1. Алексеев В.А. Психологическое направление в русской буржуазной социологии. М., Акд. 1978; 2. Андрущенко В.П., Горлач Н.И. Социология: наука об обществе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Харьков: 1997г.- 688с. 3. Анисимов С.А., Коган Л.Н., Павлов Б.С. Из истории социологических исследований на Урале (конец XIX в. - 1985 г.). Свердловск, 1990. 4. Батыгин Г.С. Преемственность российской социологической традиции // Социология в России. М., 1998. 5. Бельцев Л. В. Социология религии М. Вебера: Крит, очерк. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1975. 6. Бехтерев В.М. Личные рефлексы // Вестник психологии, криминальный антропологии и гипнотизма. Вып. I, СПб., 1912; 7. Большой Урал - XXI век: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции / Редакторы-составители Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. Ч. 1 - 4. Екатеринбург, 2001. 8. Вентцель К. Ню Школа и государство. М., 1917; 9. Вишневский Ю.Р., Зборовский Г.Е., Шапко В.Т. Уральские социологи в общероссийском социо¬логическом пространстве. Екатеринбург, 2008. 10. Головин Н.Н. О социологическом изучении войны. // Осведомитель. Белград. 1937. №4. С.7; 11. Голосенко И.А., Козловский В. В. История русской социологии XIX - ХХ вв. М., 1995. 12. Докторов Б.З. Современная российская социология: История в биографиях и биографии в исто¬рии. СПб., 2013. 13. Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2007. 14. Зборовский Г.Е. Отечественная социология: на пути к гражданскому обществу. Екатеринбург, 2014. 15. Зборовский Г.Е., Вишневский Ю.Р. Социология на Урале: особенности, достижения и пробле¬мы // Социологические исследования. 2008. № 6. 16. Здравомыслов А.Г. Поле социологии в современном мире. М., 2010. 17. История социологии. Минск, 1993. 18. Кан Л.А. Психологическое направление в русской буржуазной социологии к. XIX-н. XX века // Сб.: Из буржуазной социологической мысли в дореволюционной России. М., 1986; 19. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону, 1996. 20. Ковалевский М.М. Очерк происхождения семьи и собственности. СПб., 1895 с.118; 21. Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала XX века. М., 1993; 22. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000. 23. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.29. С.59; 24. Новикова С.С. История развития социологии в России. М. - Воронеж, 1996. 25. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. М. - Воронеж, 2000. 26. Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. 27. Роберти Е.В. де Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909; 28. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1920. С.241; 29. Сорокин П. К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян. // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1911. С.37; 30. Социологическая наука и социологическое образование в Республике Башкортостан / Отв. ред. Дж.М. Гилязитдинов. Уфа, 2002. 31. Социология в России. М., 1998. 32. Тележников Ф. Е. Дюркгейм о предмете и методе в социологии // Вестник Коммунистической Академии. — 1929. — № 30 (6). 33. Тимашев Н.С. Как возникают войны? // Новый журнал. 1968. №5.С. 206; 34. Турченко В.Н. Социологические и экономические проблемы образования. Новосибирск, 1969. 35. Уральские социологические чтения - 2001 год / Под ред. Ф.С. Файзуллина. Уфа, 2001. 36. Филиппов А.Ф. Советская социология как полицейская наука // Новое литературное обозрение. 2013. № 123 (5). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/node/3973.
Отрывок из работы

1.1 Этапы развития социологии Начиная разговор о социологии XX в. как о современной дисциплине, необходимо в первую очередь разобраться с понятием современности в науке. В разных науках его содержание неодинаково. Например, для многих разделов физики их современное состояние определяется ситуацией последних лет, от силы — десятилетия. Это же касается ряда отраслей биологической науки. Другое дело — социальные и гуманитарные науки, где понятием современности охватываются периоды, значительно более длительные, чем годы, десятилетие или даже несколько десятков лет. Рассмотрим с этой точки зрения понятие современности в науке применительно к социологии. Известный английский социолог Э. Гидденс считает, что социология — это наука о современном этапе развития общества, который охватывает последние 200 лет, т.е. период капитализма. Отсюда понятен интерес Гидденса как социолога к изучению не только настоящего, но и прошлого общества. Как отмечает английский ученый, "прошлое — это зеркало, которое социолог должен поставить перед собой, чтобы понять настоящее". В социологии есть и иное отношение к понятию современности, сторонники которого сводят ее к последним десятилетиям или даже к менее продолжительным периодам времени — при условии, что они охватывают глубокие изменения в обществе. Сегодня многие отечественные исследователи считают современным этапом социологии развитие этой науки с конца 80-х — начала 90-х гг. по настоящее время. Речь идет в данном случае об изучении того периода, который был связан в России с переходом от советского к постсоветскому обществу, а в мире — с ликвидацией мировой социалистической системы, крушением режимов с диктатурой коммунистических партий. Но, помимо изменений в обществе, которые должна изучать социология, есть процессы, происходящие не только и не столько в самой социальной реальности, сколько в науке, ее изучающей. С такой точки зрения понятие современного этапа социологии будет иным, поскольку должно учитывать радикальные преобразования, их глубину в самой науке. Рассматривая социологию XX в. как современный этап развития данной науки, мы обнаруживаем его единство и целостность с помощью выявления определенного круга основных проблем, характерных для всего этого этапа. Речь идет о тех проблемах, которые волновали социологов на протяжении всего века и продолжают волновать сейчас. Социолог — в определенном смысле путешественник и в то же время — экскурсовод для тех, кто хотел бы глубже познакомиться с жизнью общества, заглянуть в его самые разные и зачастую скрытые от поверхностного наблюдения "места" и "уголки". Такое путешествие социолога и тех, кого он ведет за собой, дает возможность не только увидеть и описать эти "места" и "уголки", но и подумать, поразмышлять над жизнью людей, больших и малых групп, в которые они постоянно объединяются для осуществления своих целей и интересов. Это путешествие позволяет обнаружить, что социальный организм и его структуры зачастую суть не то, чем они кажутся на первый взгляд, и на самом деле социальная реальность состоит из множества самых разных пластов, открытие каждого из которых меняет представление о ней в целом как о сфере взаимодействия общества и человека. Поэтому участника путешествия по социальной реальности всегда волновал и продолжает волновать и сейчас один из самых главных вопросов: каковы отношения между обществом и действующими в нем индивидами? Другие важные вопросы, над которыми предлагается задуматься участнику путешествия по социальной реальности: как стал возможным тот мир, в котором индивид живет? как оказалось, что человеческая деятельность на основе знаний сама производит этот мир, а субъективные представления превращаются в объективную действительность? Эти и многие иные вопросы свидетельствуют о том, что социологию XX в. постоянно интересуют оба основных субъекта социального существования: как общество, так и личность. Однако в сфере интересов социологии есть еще и другие социальные субъекты, ведь общество и личность соединяются и разъединяются посредством социальных общностей, социальных групп, социальных институтов и организаций, вне которых они не только не могут существовать, но и быть понятыми и изученными. Поэтому эти субъекты социальной жизни, которые на первый взгляд являются промежуточными между обществом и личностью, а на самом деле занимают центральное место, становятся предметом самого пристального интереса социологии XX в. Кроме исследования названных социальных субъектов, их отношений, действий и взаимодействий, есть еще целый ряд аспектов, привлекавших внимание социологов на протяжении всего XX столетия. Это нормы и ценности, лежащие в основе действий и взаимодействий социальных субъектов, потребности и интересы, ориентации и установки, мотивы и стимулы их деятельности и поведения. Наконец, социологию XX и начала XXI в. постоянно волновали и продолжают волновать особенности социальных процессов, социальных систем и структур, тенденции их функционирования и изменения. Все отмеченные выше исследовательские интересы относятся к тому кругу центральных для современного этапа социологии вопросов, которые в силу их особой значимости для этой науки составляют ее предметное поле. От того, как оно содержательно будет определено, что будет отнесено к приоритетным задачам социологического изучения, зависит научная и практическая ориентация социологии в целом. Возникает, таким образом, центральная проблема современного этапа социологии — определение предмета рассматриваемой науки. Не следует удивляться тому обстоятельству, что, несмотря на более чем полуторавековое существование, социологию по-прежнему волнует вопрос о ее предмете. Во-первых, это не такой уж большой срок. Во-вторых, к моменту институционализации социологии все "пространство" общественной и личной жизни как объекта научного исследования было уже "поделено" между отраслями знания, возникшими раньше социологии. Поэтому ей приходилось особенно трудно в поисках собственной самостоятельной ниши. В-третьих, и это, пожалуй, самое важное, предмет социологии как науки об обществе (в ее буквальном толковании) не может характеризоваться как нечто постоянное, застывшее и не развивающееся. Трактовки предмета социологии обновляются и в ходе смены парадигм, и в результате изменения проблемной направленности этой науки и появления у нее новых методов исследования. Отсюда — большое количество самых разных определений предмета социологии. Вероятно, к этому нужно относиться спокойно, как к явлению, вполне естественному для современного этапа развития социологии. Не случайно Р. Мертон еще 20 лет назад шутил, говоря, что определений предмета социологии в США ровно столько, сколько членов состоит на учете в Американской социологической ассоциации. Первый период современного этапа развития социологии (1920 – 1930 гг.) Первый период определяется мощным наступлением эмпиризма и его доминированием в социологической теории и практике. Причины активного распространения эмпиризма в социологии следует искать в развитии, как общества, так и самой науки, в выходе ее на новый, более высокий уровень, в приближении к зрелому состоянию. Развивающееся в экономическом и социальном отношениях общество, ориентирующееся на быстрый прогресс, не могло не обратиться к эмпирической социологии, ее лучшим работам, выводам, позволяющим анализировать и решать конкретные проблемы социальной жизни. Именно так и произошло в 1920-х гг., когда при наличии разных подходов и взглядов на эмпирические исследования, их задачи и предмет сами они получили широкое распространение. Работы социологов по конкретным социальным проблемам по-другому осветили открывающиеся перспективы и общества, и социологии как науки. Начало первому периоду современного этапа социологии было положено ставшей впоследствии классической и хрестоматийной работой У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Центр развития социологии достаточно быстро перемещается из Западной Европы в США, где в этот период господствует Чикагская социологическая школа во главе с Р. Парком и Э. Бёрджессом. Хоторнский эксперимент, проведенный под руководством Э. Мэйо и Ф. Ретлисбергера (о котором в специальной главе будет подробно сказано), послужил толчком для активного развития индустриальной социологии, социологии труда и социологии менеджмента. Несмотря на экспансию эмпирических и прикладных исследований во второй половине 1920-х—1930-е гг., в США появляются глубокие и имеющие существенное значение для дальнейшего развития науки социологические теории П. Сорокина и Т. Парсонса. Что касается социологии Западной Европы 1920— 1930-х гг., то в ней преобладали исследования теоретического характера. Во Франции они были связаны с работами представителей школы Э. Дюркгейма, в Германии конца 1920-х — начала 1930-х гг. — с появлением Франкфуртской социологической школы. Большое влияние на развитие социологии этого периода (особенно западноевропейской) оказали идеи психоанализа. Нельзя не назвать такого важного направления западноевропейской социологии этого периода, как социальная антропология, развивавшаяся в первую очередь в Британии в трудах А. Редклифф-Брауна и Б. Малиновского. Еще одна крайне важная особенность этого периода в развитии социологии состояла в том, что именно в это время произошло зарождение трех ведущих для социологии XX в. парадигм: символического интеракционизма (Дж. Г. Мил), феноменологии (М. Шел ер, А. Шюц), структурного функционализма (Парсонс). Развитие этих парадигм, их широкое использование в социологии вышло далеко за пределы рассматриваемого периода. Выше уже назывались некоторые из них (индустриальная социология, социология труда, социология менеджмента). С деятельностью Чикагской школы было связано возникновение и бурное развитие социологии города. Формируются и получают развитие социологии образования, знания, культуры, медицины, досуга и многие другие. Весьма значимым период 1920—1930-х гг. был не только для американской и западноевропейской, но и для отечественной социологии. Последняя развивалась вначале под знаком противоборства немарксистских и марксистских взглядов, но после 1922 г. (высылки из страны Сорокина среди большой группы российской творческой интеллигенции) победа марксистской линии в социологии была достигнута достаточно быстро. Она была связана с четкой направленностью социологии на "обеспечение" победы социализма. Здесь сыграл и значительную роль работы Н. И. Бухарина, в которых социология отождествлялась с историческим материализмом. Помимо развития теоретической социологии, заметных успехов достигли отдельные отрасли социологического знания, в первую очередь социология труда и социология деревни. Проводились эмпирические исследования большого числа проблем: труда, производства, повседневной деятельности в самых различных сферах жизни и др. Определенные результаты были получены также в области методики, техники и процедуры изучения целого ряда актуальных проблем. Однако в конце 1920-х — начале 1930-х гг. социологические исследования свертываются. Этому способствовало несколько обстоятельств. Сначала социология была объявлена составной частью диалектического и исторического материализма, и тем самым сразу был поставлен под сомнение вопрос о ее самостоятельном статусе как науки. Более того, среди идеологов страны возникла "антисоциологическая" линия, отрицавшая вообще право социологии на существование. Этим "аргументом" немедленно воспользовался Сталин, которому социология как наука, раскрывающая противоречия общественных процессов, была не нужна. Тоталитарная система вполне могла обойтись без их изучения. Социология объявляется буржуазной лженаукой, а теоретические и эмпирические исследования подвергаются запрету, равно как и само название науки. На ближайшие 30 лет для отечественной социологии наступают "черные дни" и "темные ночи". Целое поколение людей оказалось лишенным всякого представления о возможностях этой науки. Второй период современного этапа развития социологии (1940 – 1960 гг.). Активизация эмпирических исследований нанесла определенный урон теоретической социологии. Ведь этот процесс был связан с уходом либо уклонением от ответов на острые вопросы широкого социального звучания. Окончание Второй мировой войны и послевоенное развитие общества таких вопросов поставили более чем достаточно. Настало время, когда проблемы социологической методологии и теории должны были занять более достойное место. Второй период характеризуется значительным усилением теоретико-методологических построений, оказавшимся своеобразной реакцией на доминирование (а порой и подавляющее влияние) в социологии эмпирической линии. Эмпирическая социология развивалась и экстенсивно, и интенсивно, зачастую проявляя полную самодостаточность и не обращаясь к "большой теории". В итоге это привело ее к глубокому кризису, проявившемуся в первую очередь в усилении "ползучего эмпиризма" и мелкотемья конкретных исследований. Мировым центром социологии в 1940—1960-х гг. продолжают оставаться США. В этой стране, наряду со значительным количеством эмпирических исследований в самых различных сферах общественной и личной жизни, активно развивается социологическая теория. Наиболее крупными теоретиками этого периода были П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон. Основными социологическими центрами в США становятся Гарвардский и Колумбийский университеты (вместо доминировавшего ранее Чикагского университета). В западноевропейской социологии первых послевоенных десятилетий, наряду с развитием собственных теоретических традиций французской, британской, немецкой, итальянской социологии, начинают активно проводиться конкретные эмпирические исследования. Они охватывают, прежде всего, промышленные предприятия, касаются трудового поведения работников, их отношения к производственной деятельности, мотивации и профессионально-ценностных ориентации, взаимодействия различных групп занятых, проблем совершенствования управления социальными процессами. Среди крупных европейских социологов, осуществлявших такие исследования, — Ж. Фридман, А. Турен (Франция), Дж. Голдторп, Д. Локвуд (Великобритания) и др.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg