Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с природой.

irina_krutaya 1325 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.08.2019
Цель: теоретически обосновать комплекс способов и средств развития наблюдательности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой. Объект: процесс развития наблюдательности у детей дошкольного возраста. Предмет: способы и средства развития наблюдательности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой. Задачи: 1. Раскрыть значение и особенности развития наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. 2. Выделить и охарактеризовать способы и средства развития наблюдательности у детей в процессе ознакомления с природой. 3. Определить уровень развития наблюдательности у старших дошкольников. 4. Разработать методические рекомендации по развитию наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с природой. Методы исследования. Для достижения цели, решения поставленных задач был использован комплекс теоретических методов исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также эмпирические методы исследования (изучение и анализ документации и результатов деятельности, беседа, анкетирование, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение), методы математической обработки данных. Исследовательская работа осуществлялась в гимназии 1503 дошкольного отделения №697 Северно-Восточного административного округа с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 20 человек из подготовительной группы «Чиполлино». В составе группы 12 девочек и 8 мальчиков. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 60 источников.
Введение

Природная среда выступает для человека средством развития его природных возможностей, творения новых природных объектов, в том числе и самого себя. В окружение ребенка входят различные объекты природы. Влечение к ней заложено в каждом человеке от рождения, поскольку он сам — часть природы. Особенно притягивают детей живые существа. Они привлекают их своим многообразием, яркостью проявлений, динамизмом. Наблюдения за живыми объектами помогают детям увидеть красоту и гармонию природы, дают радость открытий, развивают познавательный интерес. Общение с домашними обитателями способствуют социализации ребенка, дети обсуждают с ними свои проблемы, доверяют им свои тайны. Выращивая комнатное растение, ухаживая за аквариумом, ребенок выступает в роли творца, чувствует свою значимость для других. [5] Общение с природой имеет огромный психолого-педагогический потенциал. Проблема заключается том, что без готовности взаимодействовать с ней, с живыми существами, воспринимать их как равноправных субъектов, они остаются для ребенка лишь «окружающей средой». О значении и необходимости развития наблюдательности у детей в своих исследованиях говорили такие ученые как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, С.Л. Рубинштейн, Э.И. Залкинд, и др. Все исследователи единодушно подчеркивали ее значение как качества, позволяющего развить познавательный интерес, способствующего расширению кругозора, подготовке к освоению многих видов деятельности, познавательной, продуктивной, игровой. В частности, Э.И. Залкинд, П.Г. Соморуковой, В.Г. Фокиной разработано содержание и методика принципиально нового подхода к ознакомлению дошкольников с природой, раскрыты закономерности познавательной деятельности детей в процессе наблюдений в природе, где такому качеству как наблюдательность отводиться важнейшая роль. В процессе экологического образования дошкольников наблюдениям в природе уделено большое значение и предоставляется достаточно много времени, так как это ведущее средство формирования представлений о природе и ее объектах, закономерностях в ней. Однако без развития такого качества как наблюдательность, которая, в свою очередь, связана с вниманием, памятью мышлением успешное освоение знаний о природе будет недостаточно полным и эффективным. В тоже время самок качество наблюдательности не развивается только посредством наблюдений, а среди средств его развития большими потенциальными возможностями обладает опытно-экспериментальная и игровая деятельность. В практике эколого-образовательной работы воспитатели часто подменяют яркие, живые наблюдения сообщением детям готовых знаний об окружающих предметах. Они сами рассказывают детям об изменениях, происходящих с явлениями природы и о причинах этих изменений, не давая возможности изучить объект самостоятельно. При этом и самостоятельная познавательная деятельность детей, и наблюдательность не развиваются. Поэтому в самостоятельной деятельности детей в природе получение необходимых сведений будет затруднено. Педагогами недооценивается возможность самостоятельного познания детьми окружающего мира природы. Из-за этого развитие умения наблюдать часто осуществляется интуитивным путем, который не всегда является правильным в достижении поставленной цели. В связи с этим проблема развития наблюдательности в дошкольном возрасте становится актуальной. Условиями развития наблюдательности по нашему мнению являются: правильный выбор объектов наблюдения; владение педагогом приемами активизации внимания детей и привлечения их к объектам природы; формирование у дошкольников умения сравнивать и выделять сходства и различия, то есть свойства объектов и явлений, используя для этого обследовательские действия; стремление педагога развивать наблюдательность в процессе любого взаимодействия с природой, а не только наблюдений (игровая, продуктивная экспериментальная деятельность, тоже является средством), поддержание детской любознательности и интереса к природе, желание ее изучать. В этой связи ярко прослеживается противоречие. С одной стороны, есть необходимость развития наблюдательности как важного качества, необходимого для формирования у дошкольника знаний о природе и познавательного развития в целом, а с другой – педагогами не используются все возможные средства для этого, в частности возможности экспериментальной, игровой деятельности, в полной мере применяются игровые и наглядные методы ее развития. Таким образом, возникает проблема более четкого определения круга средств и способов развития наблюдательности в процессе взаимодействия детей с миром природы и в частности в старшем дошкольном возрасте.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4 Глава 1. Теоретические основы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста 1.1 Проблема развития наблюдательности средствами природы в психолого-педагогических исследованиях……………………………….. ………………. 8 1.2. Особенности развития наблюдательности в дошкольном детстве ……...18 Глава 2. Содержание и методика развития наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста 2.1 Изучение развития наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….. 24 2.2. Методические рекомендации по развитию наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………. 33 Заключение……………………………………………………………………… 44 Список литературы...…………………………………………………………….45 Приложение
Список литературы

1. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1988. - №4. 2. Ананьев Б. Г. Воспитание наблюдательности школьников. – Л., 1940. 3. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд.3-е.М., «Советская Энциклопедия»,2013. 4. Божович Л. И. (1929-31/1935). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, N 1-3, 2006 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 2008 6. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] / О.М. Барковская-- Начальная школа. – 2006. - №2. – С.32-33. 7. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2011. 8. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. — М., 2010. 9. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя) (8). 10. Водовозова Е.Н. История одного детства. – М., 2017. 11. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.,2013. 12. Возрастная и педагогическая психология. Оренбург. Издательство ОГПУ 2004г. 13. Возрастная психология: Курс лекций / Н.Ф. Добрынин, А. М. Бардин, Н.В. Лаврова. - М.: Просвещение,2014. -295с. 14. Гуревич Ю.Г., Кошелева С.В. Психологические особенности учебной деятельности: Учебное пособие. Иркутск, 2012. 15. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления//Новое педагогическое мышление. Под ред. А.В. Петровского.2013 16. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 2007. 17. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с. 18. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические высказывания. М., 2010. 19. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2004. 20. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 2009. 21. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. — М.: Дом педагогики, 2009. — 608 с. 22. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. М., 2011 23. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2004. 24. Иванова А.И. Живая экология. М.,2006. 25. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2013. -№3 26. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т. 3. М., 2012. 27. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст. – Москва: Педагогическое общество России, 2013. — 80 с. 28. Куликовская И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира дошкольников (Монография). - М.: Педагогическое общество России, 2012. 29. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009. – 288 с 30. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 2010. 31. Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3. - М.: Мысль, 2013. - 668 с.- (Филос. Наследие. Т.103).- С.407-614. 32. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. - 2014. - №8. 33. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. – М.: Владос, 2010. – 647 с. – (Серия: Педагогическое наследие). 34. Маневцова Л.О развитии познавательных интересов детей. /Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2014. 35. Максакова В. И. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Максакова. – М: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с. – (Высшее профессиональное образование) 36. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с. 37. Монтень М. Опыты. Полное издание в одном томе. – М., 2015. 38. Монтессори М. Дети – другие. Уникальная методика раннего развития. – М., 2016. 39. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 2013. № 2. 39. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 2012. 40. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2012. 41. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 42. Педагогический словарь. Изд. Академия пед. наук. – М.: 1960 43. Песталоции И.Г. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М.: 1974. 44. Пиаже Ж.: теория, эксперименты, дискуссии: сб. стат. / под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2011. 45. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 2014. 46. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 2011. 47. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2010. 48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. М., Минск, 2011. 705с. 49. Рыбалко И.И. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей в дошкольном возрасте // Ученые записки ЛГУ. 2012 50. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: изд. дом «Карапуз», 2011. 48. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 2012. — 200 с. 49. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2012 - 98 с. 50. Тихомирова, Л. Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У – Фактория, 2006. - 240 с. 51. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М.: «Просвещение», 2010. 52. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том I, Том II, — СПб. 2010 53. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2014. — 68 с. 54. Фрейдкин И.А. Как знакомить детей с явлениями неживой природы. / Журнал «Дошкольное воспитание» №7, 2012. 55. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / К. Фопель ; пер. с нем. – М. : Генезис, 2011. – 240 с 56. Циванюк Н.А Значение наблюдений для умственного развития детей дошкольного возраста. / Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 2010. 57. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 2008. 335с. 58. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16. 59. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008. 60. Эльконин, Д.Б. Избранные статьи [Текст]: – М.: Высшая школа. - 2011. – 428 с
Отрывок из работы

1.1 Проблема развития наблюдательности средствами природы в психолого-педагогических исследованиях Наблюдательность – это форма чувственного познания мира, благодаря которому люди могут различать похожие предметы, звуки, запахи, узнавать знакомые лица и т.д. У взрослых людей процесс наблюдения является осознанным, дети же делают это выборочно и спонтанно. Чтобы развить в малышах наблюдательность, с ними нужно постоянно заниматься. Наблюдательность в отличие от деятельности наблюдения и метода обучения рассматривается как качество ума или как качество личности ребенка. Нельзя рассматривать наблюдательность как качество личности ребенка вне деятельности наблюдения, в которой это качество формируется и проявляется. Наблюдательность, как и любое психическое явление, - элемент сложной системы и именно поэтому имеет разнообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. С одной стороны, она обусловлена строением и чувствительностью зрительного анализатора, с другой – особенностями память и мышления и в то же время включена в целостную структуру психики человека через его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпочтения. [17] Восприятие лежит в основе процесса наблюдения, оно сложнейшим образом сочетается с процессами мышления и речи, составляя с ними дидактическое единство. Наблюдательность – это умение видеть, обнаруживать и отмечать какие-либо тонкости. Подразумевается сознательное и целенаправленное восприятие окружающего мира. Наблюдательность не является врожденным качеством, его можно развивать. Наблюдательность - способность подмечать в вещах и явлениях признаки и черты существенно важные, интересные и ценные с какой-либо точки зрения, но мало заметные и поэтому ускользающие от внимания. Наблюдательность не сводится к одному лишь умению вести наблюдение. Она предполагает любознательность, постоянное стремление узнавать новые факты и подробности. В педагогическом словаре наблюдательность рассматривается как способность наиболее полно подмечать свойства и особенности предметов и явления. Уровень наблюдательности определяется глубиной анализа непосредственно воспринимаемых объектов, дифференцированностью различения в них частей и признаков, правильностью оценки связей и отношений в наблюдаемой действительности. Критериями развития наблюдательности являются: умение анализировать полученные данные и выведение из них определенного заключения; способность самостоятельно находить объекты для наблюдения; способность к целостному восприятию природного и социального окружения; выражение эмоций, связанных с удивлением, ожиданием нового, радостью от полученной информации; возникновение поисковых вопросов; быстрота, с которой воспринимается что-то малозаметное; активность и инициативность при выборе объектов наблюдения [42] Критериями развития наблюдательности на основе исследования ее структурных компонентов являются: сенсорно-перцептивный (показатели развития сенсорных систем, внимания и восприятия); когнитивный (показатели мыслительных процессов, развития краткосрочной и долгосрочной памяти); мотивационный (наличие и осознание собственных мотивов и потребностей наблюдения); прогностический (владение методами прогнозирования, умение формулировать цели и задачи, гипотезы эксперимента); эмпатийный (способность сравнивать собственные состояния, переживания, поведение с другими людьми) и рефлексивный критерий (самосознание, самопознание, саморазвитие). Каждый из вышеназванных критериев характеризуется высоким, средним или низким уровнями развития. Высокий уровень развития показателей наблюдательности характеризуется наличием произвольной ценностно-смысловой, мотивационной позиции по отношению к наблюдаемым объектам и наличием устойчивого интереса к ним, высокой степенью стремления к саморазвитию, самопознанию и самовоспитанию. Средний уровень характеризуется неравномерным развитием основных показателей наблюдательности, а потребность в наблюдении возникает только в определенных ситуациях, присутствует желание к саморазвитию, самопознанию и самовоспитанию. Низкий уровень связан с отсутствием осознанной потребности в наблюдении, в большинстве случаев нет стремления к саморазвитию, самопознанию и самовоспитанию. [21] Велика роль природы в развитии эстетической сферы дошкольника, умения видеть, понимать и оценивать красоту родного края, передавать ее в доступных детям видах творчества (эстетическая ценность). [8] Наблюдательность развивалась на протяжении жизни человечества. Наблюдение, как самостоятельная интеллектуальная операция, присуща большинству животных, но в мониторинге жизненных ситуаций наблюдательность не исчерпывается. Она проявляется в тесной связке с любознательностью, любопытством и постоянной готовностью в режиме «здесь и сейчас» отвечать на вопросы внешнего мира. Именно поэтому внимание ее развитию начали уделять уже давно. Например, Конфуций побуждал учителей развивать в учениках способность самостоятельно развиваться и учиться, при этом подсказывая им путь, по которому они должны двигаться. [17] В эпоху Возрождения французский педагог Мишель Монтень говорил о воспитании в учащихся привычки исследовать окружающий мир, советовал устанавливать связи учащихся с окружающим миром. [37] Я.А. Коменский также занимался вопросом развития наблюдательности у детей. Он считал, что главные приемы наблюдения присваиваются ребенку в процессе учения, и предполагал, что знакомство детей с предметами и их изображениями развивает "восприятие чувств». [29] Также Я.А. Коменский важным средством умственного воспитания считал природу. Основа познания мира - это чувственное восприятие в процессе системы наблюдений за природными явлениями. Основа педагогической теории Коменского - природосообразность воспитания. Он пробовал установить закономерности воспитания путем аналогии с естественными законами природы. [29] Философ Д. Локк отмечал, что «способность замечать малейшее различие между вещами свидетельствует о быстроте и ясности наблюдения, которые помогают разуму настойчиво и верно двигаться по пути к знанию». [31] Французский просветитель – Жан Жак Руссо – ставил во главу обучения принцип природ сообразности и отводил природе ведущую роль в воспитании детей. Он считал, что при взаимодействии с природой у ребенка развивается наблюдательность и пытливость. При этом Ж.Ж. Руссо выдвигает требование – учить детей овладевать не самими знаниями, а способом их получения: «Цель моя – не знания дать ему, а научить их приобретать». И.Г. Песталоцци создал своеобразную «азбуку наблюдений». Он придерживался мнения, что чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира является главным в познании. Одним из основных принципов в обучении он считал наглядность, а умение сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними, важнейшей чертой при развитии наблюдательности. «…созерцание /чувственное восприятие/ человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно является существенной основой человеческого познания. Все, что следует затем, является просто результатом, или абстракцией от этого чувственного восприятия…». [43] Фридрих Фребель также считал природу важным средством всестороннего развития детей. По его мнению, наблюдения за живой природой развивают у малышей наблюдательность, совершенствуют их чувственное восприятие мира, учат думать. Также он отмечал важность осуществления ухода за растениями и животными, так как это способствует нравственному воспитанию. М. Монтессори признавала огромное влияние природного окружения на физическое воспитание детей, укрепление их здоровья, развитие органов чувств, интереса и любознательности. Она была убеждена, что особенно в детском возрасте человек нуждается в природе, чтобы взять от нее силы, необходимые для развития тела и ума. Она также считала, что развитию ребенка в большей мере способствует общение и деятельность детей в природе. Ребенок должен быть совершенно свободным в своих наблюдениях и деятельности. Взрослый не должен подавлять всякую активность в детях, а направлять деятельность ребенка помощью, участием. Ребенок научается и предусмотрительности в силу самовоспитания, когда «он узнает, что жизнь посаженных им растений зависит от его забот об их поливке, а жизнь животных – от его стараний кормить их, без чего маленькое растение засохнет, а животное будет страдать от голода – он становится бдительным, как человек, начинающий сознавать, что у него есть призвание в жизни». В процессе наблюдений ребенок становится по отношению к растениям и животным в такое же положение, как учитель по отношению к ребенку. [38] В. Г. Белинский считал природу одним из факторов формирования личности. В тесной связи с умственным и нравственным воспитанием он рассматривал и проблему эстетического воспитания. Называя природу «вечным образцом искусства», полагал, что эстетическое чувство основа нравственности. Поэтому необходимо развивать у детей способность воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, красоту природы, и на основе этого воспитывать у детей бережное отношение, любовь к ней, к родному краю, а через нее и любовь к своей Родине. «Природа, – писал великий критик, – полна, поэзии, которая наиболее свидетельствует о ее жизни; в ее вечном движении, в колыхании ее лесов, в трепете серебристого листа, на котором любовно играет луч солнца, в ропоте ручья, в веянии ветра, волнующего золотистую жатву, разлит для человека таинственный блеск и слышатся ему живые голоса, то грустные и одинокие, как звуки эоловой арфы, то веселые и радостные, как песнь взвивающегося под небеса жаворонка». «Чтобы дети полюбили и поняли природу, мало одних наблюдений, надо одушевить для них весь мир и всю природу». Окружающая природа, считал В. Г. Белинский, может оказать большое воспитательное воздействие, если педагог во время экскурсий сумеет «заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку» Ознакомление дошкольника с природой осуществляется через наблюдения. К.Д. Ушинский указывал на то, что в наблюдении и наблюдательности отражается уровень умственного развития ребенка. Надо воспитывать способность к наблюдению и наблюдательность с самого раннего возраста, то есть приучать не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления, устанавливать связи между ними. По мнению К.Д. Ушинского детей надо научить «правильно и зорко смотреть на предстоящий предмет, заметить его особенности, словом учиться созерцать. Наглядность природы способствует развитию образного и логического мышления, формирует такие качества ума, как наблюдательность и любознательность. [52] Огромное психолого-педагогическое значение придавала Е. Н. Водовозова развитию наблюдательности как одного из средств умственного воспитания ребенка. Она доказывала, что успешная учеба в школе во многом зависит от того, насколько был пробужден интерес к окружающему миру еще в дошкольном возрасте: «Если воспитатель не сумел сделать этого в ту пору, когда в ребенке только начинает пробуждаться наблюдательность ко всему окружающему, имеющего такое громадное значение для всей психической жизни человека, то умственные способности ребенка постепенно притупляются и, сделавшись школьником, он будет равнодушно смотреть на мир природы». [10] Знакомство с окружающим растительным и животным миром, с предметами и явлениями неживой природы – все это должно служить развитию наблюдательности, а, следовательно, и умственному воспитанию детей дошкольного возраста. Если в ребенке не развивать с детства наблюдательность, то он не сумеет подмечать и определять характерные признаки предметов, что будет отрицательно отражаться на его мышлении и может привести к лености мысли. Е. Н. Водовозова раскрыла интересную и обоснованную методику развития наблюдательности. Воспитывая детскую наблюдательность, взрослые должны придерживаться основных дидактических принципов: «…идти от более близкого к более отдаленному, от простого к сложному, от познания осязаемых предметов, то есть от конкретного к отвлеченным понятиям или абстрактному» Самое главное, что настоятельно требовала Е. Н. Водовозова, это чтобы ребенок не только наблюдал, но и осознавал наблюдаемое, накапливая тем самым необходимые знания и умения. Ребенку интересны яркие, красивые цветы, характерные животные, интересные своей окраской и повадками. Для того чтобы развитие эстетического вкуса осуществлялось беспрерывно, Е. Н. Водовозова рекомендовала подбирать комнатные растения, чтобы время их цветения не совпадало, а животных с разными жизненными циклами. [10] Д. И. Писарев также утверждал, что «знания о природе вполне соответствуют естественным потребностям детского ума». Он считал, что в дошкольный период «накапливаются материалы для последующего формирования личности… Фактические сведения могут прийти со временем, их можно приобрести собственным трудом, но умственное развитие может быть надолго задержано, если развитие мыслительных способностей не начать с самого раннего возраста» [45]. Д. И. Писарев обращал внимание на особенности дошкольного возраста как первой ступени формирования личности будущего гражданина, отмечая, что у детей есть «самородная любознательность», пытливость мысли, свои развивающиеся интересы. Уже в раннем возрасте ребенок интересуется природными явлениями. Соприкасаясь с миром красок, звуков и ощущений, дети развиваются умственно, накапливают начатки знаний по естествознанию, что важно для будущего обучения в школе. Знания о природе способствуют развитию детского ума, развивают наблюдательность и внимательность, мыслительные способности. Б.Г. Ананьев подчеркивал особое значение наблюдения, как сложной психической деятельности, в единстве соединяющей восприятие, мышление, речь, познавательные интересы, в ходе которой ребенок постепенно переходит от элементарных форм мышления к более сложным. [2] Российская и зарубежная педагогика внесла существенный вклад в понимание и решение проблем развития наблюдения и наблюдательности у детей дошкольного возраста. Она не только признавала огромную роль наблюдения в умственном развитии ребенка, но и определила исходные пути в познании детьми окружающей природы, раскрыла сущность процесса наблюдения и развития наблюдательности. Систематически проводимая и правильно организованная природоведческая работа способствует развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, накоплению реальных фактов на основе чувственного восприятия предметов и явлений природы и переработке их в сознании детей. [42] Одним-единственным просмотром привить наблюдательность ребенку не получится. Этот процесс должен стать регулярным, систематическим, вошедшим в привычку и для вас, и для маленького человечка. Ведь само это качество как раз и является таким: привычным и абсолютно естественным. Наблюдательный человек не замечает детали, что называется, специально – он их видит, как говорится, на автомате. Благодаря высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного. Наблюдательность у детей воспитывается в процессе игры. Полезны специальные игры, в которых создается установка обращать внимание на детали, сравнивать, находить черты сходства и различия. Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных предпочтений и установок. Наблюдательность приобретает избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях или в работе техники. Еще в большей мере личностные особенности проявляются при осознании и понимании того, что человек видит, за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит, прежде всего, от объема имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходят не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит — обобщение. [26] Из этого следует, что данные мыслительные процессы позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Также это зависит от особенностей памяти, ведь она гарантирует весь спектр представлений и понять, которые образуют все структуру знаний человека. Наблюдательность помогает человеку ориентироваться в окружающей среде, изучить признаки наблюдаемых объектов и явлений, формирует конкретные представления о мире. Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса. О развитии наблюдательности замечательно говорил К. Паустовский, сам, кстати, очень любивший подмечать различные явления природы. Он советовал держать зрение «в струне», в постоянном тонусе: «Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому». Тренируя внимательность ребенка, вы дарите ему возможность увидеть множество интересных вещей, учите сопоставлять, подмечать и делать выводы. И его жизнь в результате станет красочнее, объемнее, полнее. Природа оказывает огромное влияние на развитие малыша. При взаимодействии с природой он изучает свойства и качества природных объектов, правила жизни организмов, как они приспосабливаются к окружающей среде и многое другое. Невозможно переоценить значение природы для умственного развития человека. У того, кто ведет постоянные наблюдения в природе, прекрасно развита способность к анализу и синтезу, обобщению. Наконец, многие технические изобретения тоже подсказаны природой. Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно образное мышление, поэтому обучение должно строится таким образом, чтобы основные сведения ребенок получал не вербальным методом, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). ? 1.2. Особенности развития наблюдательности в дошкольном детстве От умения ребенка наблюдать зависит в будущем успех его обучения в школе. Зарождаясь еще в раннем детстве, наблюдение на протяжении дошкольного возраста проходит большой путь развития и постепенно становится самостоятельной деятельностью, направленной на познание окружающего. И чем раньше развивать умение наблюдать, тем более положительное влияние оно окажет на общее развитие ребенка. Особенностью наблюдательности является то, что оно базируется на широкой сенсорной основе. Сочетание сенсорных и мыслительных процессов в наблюдении позволяет постепенно переводить детей от познания конкретных предметов к познанию предметов и явления в их объективных существенных связях и отношениях. [1] Родная природа представляет собой эффективное средство, которое способствует обогащению багажа знаний и опыта детей. Сознание детей пополняется различными, конкретными представлениями о явлениях природы и ее объектах. Все это происходит, благодаря общению с природой и непосредственно в процессе различной деятельности. Только после того, как ребенок научится наблюдать за природой и ее проявлениями, она окажет на него положительное влияние. Наблюдая за природой, ребенок решает простые и сложные умственные задачи, и ему приходится прикладывать не мало усилий, концентрировать свои мысли, использовать начальные формы абстракции, умозаключения и обобщения, а также выборочно применять имеющиеся знания. Сравнивая конкретные объекты, явления, ребенок способен под руководством взрослого делать обобщения, выводы, умозаключения, то есть постепенно овладевает логическим мышлением. Именно поэтому для правильной организации наблюдения необходимо знать и учитывать возрастные особенности. [11] В первые месяцы жизни ребенок реагирует только на внешние раздражители. Интерес к окружающим его предметам проявляется в три месяца, а в 5-7 месяцев ребенок способен подробно исследовать предмет (осязание, вкус, обоняние, зрение). К концу первого года жизни проявляются зачатки произвольного внимания. Он начинает наблюдать за предметами, причем способен самостоятельно найти объект для осмотра. В целом восприятие в раннем возрасте во многом несовершенно, нецеленаправленно и мало организовано. К младшей группе детского сада ребенку уже доступны первые представления и знания о некоторых явлениях и предметах неживой природы. В этом возрасте малыш способен отличать животных по внешнему виду, обращать внимание на некоторые части тела, удерживать внимание на ярких цветущих растениях. Большое внимание при организации наблюдения нужно обратить на особенности психических процессов в этом возрасте и на уровень познавательной деятельности детей. Известно, что внимание детей младшей группы детского сада привлекают подвижные и яркие объекты. Наблюдение пройдет успешно, если предметом станет животное, а не растение. Этому возрасту характерно неумение держать поставленную цель и четко следовать намеченному плану. Также детям с большим трудом дается подведение итогов наблюдение, так что эту задачу лучше взять на себя педагогу. Объем представлений, которые формируются в это время значительно ограничен. Благодаря чувственному опыту, исследованию большего количества предметов, манипулированию с игрушками и другими объектами развивается непроизвольное внимание. В дошкольном возрасте ребенок уже способен концентрировать внимание на изучаемом предмете в течение длительного времени. [15] В средней группе дети начинают познавать новые предметы, их качества и свойства, так же знакомятся с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Так как внимание детей этого возраста становится еще более устойчивым, в их сознании формируется понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. [14] Теперь основное внимание воспитатель должен уделять формированию у ребенка умения видеть в окружающих его предметах характерные свойства, учить сравнивать и группировать предметы по выявленным свойствам, так же уделять внимание первым элементарным обобщениям, подводить к установлению простейших связей между некоторыми явлениями. [13] В средней группе значительно расширяется объем формируемых представлений. В этом возрасте с детьми продолжают знакомство с характерными особенностями внешнего вида некоторых животных и растений, выделяют и конкретизируют характерные признаки и части каждого из них. Во время наблюдения за животными, дети узнают, о способах передвижения, рационе питания и о среде обитания. Постепенно, шаг за шагом, дошкольникам становится доступно знание о некоторых связях и отношениях между объектами природы. На этой почве у педагога появляется возможность формировать у детей 4-5 лет представления о некоторых приспособлениях растений и животных к окружающей среде. Развитие наблюдательности достигается в процессе наблюдений и уходом за растениями и животными. На экскурсиях воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе, на качества тех или иных объектов. Для закрепления и уточнения знаний используются картины, фотографии и видеоматериалы с изображением природы. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступна аналитико-синтетическая деятельность. В возрасте 5-6 лет у детей наблюдается конкретное стремление проникнуть в суть явлений, понять из причины, а не ограничиваться поиском и узнаванием отдельных конкретных фактов об их внешних свойствах. Педагогам, работающим с этой возрастной группой следует формировать систему представлений и простейших понятий о явлениях неживой природы и ее предметах. [13] Старший дошкольник в состоянии самостоятельно организовывать свое внимание и искать объекты для наблюдения. Но концентрированность внимания в данном возрасте недостаточно большая, так как любой другой предмет может его отвлечь от изучаемого объекта. Именно поэтому основой внимания становятся чётко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования. К 6 годам у детей уже сформированы представления о предметах и явлениях природы. С помощью воспитателя дошкольники способны анализировать воспринимаемые явления, выделять существенные признаки, оценивать полученные результаты. [4] Так как в старшем дошкольном возрасте наблюдения становятся все более планомерными, у детей появляются желания и возможности самим наметить несложный план наблюдения и придерживаться его («Сначала рассмотрим внешние характерные признаки хомяка, потом узнаем о его способах передвижения и понаблюдаем за тем, что он любит есть.»).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg