Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, СОЦИОЛОГИЯ

Cоциальное обслуживание граждан в РФ.

irina_krutaya 3120 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 104 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.08.2019
Цель выпускной квалификационной работы заключается в комплексном рассмотрении института социального обслуживания в Российской Федерации в контексте его законодательного реформирования последних лет. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть понятие социального обслуживания граждан, основные принципы и виды социального обслуживания; 2) выявить цели и задачи социального обслуживая граждан; 3) рассмотреть систему социального обслуживания граждан; 4) установить порядок определения граждан, нуждающиеся в предоставлении социального обслуживания; 5) исследовать формы социального обслуживания; 6) рассмотреть порядок предоставления социальных услуг; 7) выявить проблемы правового регулирования института социального обслуживания; 8) сделать предложения по реформированию института социального обслуживания в Российской Федерации. Методологическую основу работы составляют общенаучные методы познания: анализ, синтез, аналогия, моделирование, абстрагирование, обобщение и конкретизация, диалектика, толкование, функциональный, системный и структурный подходы, а также специально-юридические методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический, правовое моделирование и др. Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых как Галаганов В.П., Гусева Т.С., Добромыслов К.В., Ершов В.А., Мачульская Е.Е. и др. Данными авторами в разное время были проанализированы основные предпосылки, принципы, процедуры и формы социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Структура работы соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. Европейская социальная хартия, ратифицированная Россией в 1996 г., обозначила в качестве целей эффективного осуществления прав на социальное обслуживание содействие деятельности или созданию служб, которые, используя методы социальной работы, способствовали бы благосостоянию и развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде. Наиболее нуждающимися лицами в социальном обслуживании не только в России, но и во всем мире признается малообеспеченное население, которое в силу отсутствия достаточности денежных средств и при наличии сложных жизненных обстоятельств (болезнь, инвалидность, преклонный возраст и др.) не может позволить себе приобрести необходимые услуги в социальном обслуживании за счет личных средств. Число этих лиц в России постоянно возрастает. Всего в России на 1 января 2017 г. насчитывалось около 1,3 тыс. стационарных учреждений социального обслуживания для 328 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе страдающих психическими расстройствами . В 2013 г. была произведена реформа в области социального обслуживания населения, которая завершилась принятием нового Закона о социальном обслуживании 2013 г. Принятие указанного Закона повлекло за собой практически полное обновление нормативно-правового материала в области социального обслуживания как на уровне Российской Федерации, так и в ее субъектах. Реформирование системы социального обслуживания продолжается и в настоящее время. Так, например, согласно Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р, предусматривается введение в законодательство РФ предоставление социальных услуг, направленных на профилактику семейного неблагополучия. Это, по мнению разработчиков концепции, позволяет сократить численность детей, родители которых лишаются родительских прав, сократить число детей-сирот. Таким образом, законодательная трансформация системы социального обслуживания в Российской Федерации в контексте ее значимости для социально незащищенных слов населения, говорит об актуальности выбранной темы исследования. Степень изученности темы исследования. В России интерес к выбранной тематике выпускной квалификационной работы появилась в начале 90-х гг. XX в., когда государство находилось в ситуации перехода от одной политической системы к другой, что вызвало тяжелое социально-экономическое положение, снизился уровень и качество жизни населения. Одной из наиболее существенных тенденций социальной политики того времени является становление системы социальной защиты, широкое распространение и применение в практике реализации которой получило социальное обслуживание. Вопросы особенностей правового регулирования социального обслуживания в России неоднократно становились предметом внимания российских ученых. Особо следует отметить работы А.Л. Благодир, М.О. Буяновой, М.Л. Захарова, Э.Г. Тучковой, Л.Н. Шипулиной. Вместе с тем последнее комплексное изучение проблем предоставления населению социального обслуживания, в т.ч. на региональном уровне, фиксируется в 2012 году в работе Л.Н. Шипулиной, т.е. до проведения масштабной реформы в области социального обслуживания и принятия нового Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» . Современных комплексных исследований, посвященных социальному обслуживанию после реформирования 2013 г. фактически нет. С учетом этого в настоящей работе будет предпринята попытка правового анализа правовых норм федерального и регионального законодательства в области социального обслуживания, действующих на современном этапе; сопоставлении правового регулирования социального обслуживания в регионах России с выработкой рекомендаций и предложений по совершенствованию российского социального законодательства. В ходе работы были применены преимущественно системный анализ и сравнительно-правовой метод научного познания. Объектом исследования являются общественные отношения и проблемы, возникающие в сфере правового регулирования социального обслуживания граждан в Российской Федерации. Предмет исследования – правовые и организационно-практические аспекты социального обслуживания граждан в Российской Федерации, современное состояние и пути дальнейшего совершенствования данных отношений в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
Содержание

Введение 7 Глава 1. Понятие и система социального обслуживания граждан в России 11 1.1. Понятия социального обслуживания граждан, основные принципы и виды социального обслуживания 11 1.2. Цели и задачи социального обслуживая граждан 20 1.3 Система социального обслуживания граждан 23 Глава 2. Организация социального обслуживания в Российской Федерации 34 2.1 Граждане, нуждающиеся в предоставлении социального обслуживания 34 2.2 Формы социального обслуживания 41 2.3 Порядок предоставления социальных услуг 55 Глава 3. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения 63 3.1 Проблемы правового регулирования института социального обслуживания 63 3.2 Перспективы реформирования социального обслуживания в РФ 73 Заключение 93 Список использованной литературы 99 Приложение 1 104 Приложение 2 105 Приложение 3 106
Список литературы

1. Конституция ограниченно Российской торым Федерации (принята привлекает всенародным голосованием 12.12.1993) (с печи учетом ющий поправок, внесенных дееспособности Законами РФ о поправках к тную Конституции тную РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от присужденного 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ресов ФКЗ статьи, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ недееспособным) // Собрание законодательства РФ. печи 2014. заявлением № 31. Ст.4398. 2. Гражданский известных кодекс Российской Федерации (суде часть признанию первая) от 30.11.1994 статей № 51-ФЗ (ред. от процессуальная 03.08.2018 близкие) (с изм. и доп., вступ. в силу с штате 01.09.2018) // Собрание законодательства РФ. зависимости 1994. было № 32 (Часть I). Ст. 3301 экспертизы. 3. Гражданский кодекс обеспечивается Российской недвижимости Федерации (часть сдел вторая) от 26 ноября 1996 г. № 14-данной ФЗ чтобы (ред. от 29.07.2018) предусматривал (с посл. изм. и доп. от 01.09.2018) // Справе обрание основание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410. 4. Гражданский процессуальный кодекс вступление Российской ности Федерации от 14.11.2002 этим № 138-ФЗ (ред. от принадлежащем 03.08.2018) шение (с посл. изм. и доп. от 03.08.2018) // российская Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. ст. мочия 4532. обязанность 5. Жилищный кодекс дарителя Российской Федерации от 29 шены декабря ково 2004 г. № 188-ФЗ (совершенная ред. от 03.08.2018) (с посл. изм. и доп. от 26.07.2018) // Сзащиты обрание этом законодательства РФ. 2005. основным № 1 (часть 1). Ст. 14. 6. Федеральный печи закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об принимаемых основах норма охраны здоровья процедуру граждан в Российской обжаловать Федерации вать» (ред. от 03.08.2018) (с основании посл. изм. и доп. от 26.07.2018) // Собрание законодательства РФ. дицин 2011. свои № 48. ст. 6724. 7. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 07.03.2018) (с посл. изм. и доп., вступ в силу с 01.05.2018) // Собрание законодательства РФ. 2013, № 52 (часть I), ст. 7007. 8. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2018) (с посл. изм. и доп. от 28.11.2018) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006. 9. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О гражданина психиатрической правило помощи и гарантиях решению прав граждан при ее оказании» (зывав ред эффективной. от 30.07.2018) (с посл силу. изм. и доп. от 19.07.2018) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. ст. граждане 1913. поговорим 10. Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1239 «Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 48. ст. 6875. 11. Постановление Правительства РФ от 01.12.2014 г. № 1285 «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг» // Собрание законодательства РФ. 15.12.2014. № 50. ст. 7077 12. Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социального обеспечения» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 48. Ст. 6872. 13. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 г. № 939н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» // Российская газета. 31.12.2014. № 299. 14. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 г. № 938н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания» // Российская газета. 12.01.2015. № 1. 15. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 г. № 935н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» // Российская газета. 29.12.2014. № 297. Научная учебная необходимо литература и материалы прав периодических кций изданий: 16. Акимова Е.Н. Особенности рынка социальных услуг в России: теоретический аспект // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. – 2017. – № 10. – С. 52-54. 17. Арзамасов Ю.Г. Введение в нормографию: теорию и методологию нормотворчества: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2018. – 159 с. 18. Азарова Е. Г. Пособия и льготы гражданам с детьми (комментарий законодательства). – М.: ИНФРА-М, 2014. – 672 с. 19. Азарова Е. Г., Кондратьева 3. А. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». - М.: Норма, 2015. – 706 с. 20. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России: Учеб. пособие. – Томск, 2016. – 435 с. 21. Аракчеев В.С. Пенсионное право России: Учебник. – СПб., 2017. –445 с. 22. Аракчеев В.С. Теоретические и практические вопросы общей части права социального обеспечения. – Томск, 2016. – 524 с. 23. Багмет К.В., Андикаева К.А. Государственно-частное партнерство в социальной сфере Российской Федерации: проблемы и точки роста // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 10-1 (75-1). – С. 23-30. 24. Барышникова Т.Ю. К вопросу о социальной услуге как предмете договорного регулирования в праве социального обеспечения // Вестник трудового права и права социального обеспечения. – 2016. – № 10 (10). – С. 100-111. 25. Батыгин К. С. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. – М., 2014. – 867 с. 26. Боди Э. Финансы: Учеб. пособие. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2017. – 550 с. 27. Буянова М. О., Кондратьева 3. А., Кобзева С. И. Право социального обеспечения: Учебное пособие. – М.: Нолидж, 2016. – 467 с. 28. Вавулин, Д.А. Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»: комментарий. – М.: Деловой двор, 2014. – 168 с. 29. Васильева Ю.В. Становление правовой политики в сфере социального обеспечения: проблемы и подходы // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». – 2014. – № 2. – С. 129-135. 30. Вирченко Ю.А. Договор оказания платных медицинских услуг: содержание и особенности // Актуальные вопросы права и отраслевых наук. – 2015. – № 1 (1). – С. 82-84. 31. Врублевская О.В., Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2015. – 838 с. 32. Гончарук Н.С. Социальный контракт как стимул к преодолению бедности в Российской Федерации // Вестник государственного и муниципального управления. – 2015. – № 3. – С. 70-74. 33. Гусева Т.С. Использование российским законодателем новой терминологии для обозначения социальных выплат: объективная необходимость или недостаток юридической техники // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2018. – № 1. – С. 126-132. 34. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник. – М.: Кнорус, 2014. – 512 с. 35. Гусева, Т.С. Право социального обеспечения в России: учеб пособие. – М.: Юркомпани, 2015. – 276 с. 36. Добромыслов, К.В. Право социального обеспечения: учебное пособие / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. – 2-е изд. – М.: Книжный мир, 2017. – 416 с. 37. Жаров А.Е. Один на один с бесправием: о соблюдении прав одиноких и одиноко проживающих инвалидов в Московской области // Омбудсмен. 2014. № 2. С. 31 - 39. 38. Забелин Л. В. Теория социального обеспечения: Учебник. – М., 2015. – 356 с. 39. Иванова Р. И., Тарасова В. А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. – М.: Изд-во МГУ, 2013. – С. 568. 40. Карпова Е.Ю. Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации // Наука и современность. 2015. №35. – С. 18-23. 41. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения. Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный мир, 2015. – 811 с. 42. Миронова Т.К. Развитие законодательства о социальном обеспечении: новые подходы. – М., Педагогика, 2017. – 560 с. 43. Сулейманова Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование: Учебн. посбие. – М.: Контур, 2015. – 344 с. Электронный ресурс: 44. Определение Конституционного Суда РФ от 24.04.2018 № 963-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мосейчука Виктора Федоровича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 31 и частью 2 статьи 35 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru 45. Определение Верховного Суда РФ от 13.08.2018 № 18-КГ18-132 // http://www.consultant.ru 46. Определение Верховного Суда РФ от 10.09.2018 № 18-КГ18-140 // http://www.consultant.ru 47. Решение Большеберезниковского суда Республики Мордовия № 2-317/2015 2-317/2015~М-308/2015 М-308/2015 от 11 сентября 2015 г. по делу № 2-317/2015 // http://www.consultant.ru
Отрывок из работы

1.1. Понятия социального обслуживания граждан, основные принципы и виды социального обслуживания Конституция РФ (ст. 1 и 7) определяет Россию как демократическое правовое социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого. Одним из обязательных признаков, отличающих социальное государство, является конституционное закрепление основных социальных прав человека и гражданина, а также проведение политики, направленной на их обеспечение и защиту. Конституция РФ провозглашает основные направления социальной политики: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление гарантий социальной защиты (ст. 7). Эти направления по существу являются конституционными обязанностями государства в социальной сфере, однако их изучению, к сожалению, уделяется недостаточно внимания в исследованиях отечественных ученых-государствоведов. Одним из данных направлений социальной политики является социальное обслуживание. На протяжении развития мировой истории существовали различные формы помощи и поддержки людей, реализуемые как государственными, общественными структурами, так и индивидуально, на уровне отдельных лиц. Это раздача милостыни, церковно-монастырское попечение, создание отдельных учреждений по оказанию помощи нищим, больным, сиротам, материальная помощь, натуральная помощь, социальное обеспечение. До конца XIX в. оказание помощи в различных ее формах носило непрофессиональный характер. В XX в. начинает формироваться и развиваться принципиально новый подход к оказанию помощи – профессиональный. Он приобретает значительные масштабы и дает начало новой профессии – социальной работе. С формированием и развитием социальной работы как профессиональной деятельности появляется необходимость научно-теоретического осмысления и изучения ее элементов, таких как социальная защита, социальное обеспечение, социальное страхование, а также социальное обслуживание. Формирование системы социального обслуживания современной России стало происходить в конце ХХ столетия. Это произошло благодаря принятию Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 195-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 122-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», которые на сегодняшний день утратили силу. Данные нормативно-правовые акты впервые в постсоветской России давали определения социального обслуживания. Например, в ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 122-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» под социальным обслуживанием понималась деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации . Стоит отметить, что становление российской системы социального обслуживания с начала 90-х гг. XX столетия осуществлялось в условиях сложнейших экономических преобразований в стране. Возникшая система социального обслуживания стала частью института социального обеспечения, к которому также относятся все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, медицинская помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. Несомненно, что социальное обслуживание занимает особое место в социальном обеспечении граждан России, так как предусматривает предоставление социально незащищенным категориям населения (инвалидам, престарелым, лицам со сложной семейной ситуацией и др.) социальных услуг, направленных на удовлетворение основных потребностей нуждающихся в таких услугах лиц. На протяжении 1990-х – 2010-х гг. система социального обслуживания подвергалась постоянному реформированию. Очередной этап реформирования начался с 2015 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 442) . Данный федеральный закон призван уравнять возможности выхода на рынок социальных услуг государственных и негосударственных организаций, в том числе обеспечить равный доступ к бюджетному финансированию, что подтвердило приверженность курсу на разгосударствление социальной сферы . В целом, ФЗ № 442 основывается на договорном режиме оказания социальных услуг, он расширяет возможности оказания социальных услуг на возмездной основе и регламентирует гражданско-правовой механизм отношений между поставщиками и потребителями социальных услуг . В контексте этого ФЗ № 442 было сформулировано новое определение социального обслуживания. Так, согласно ст. 3 данного закона под социальным обслуживанием граждан понимается деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. В свою очередь, социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Определения понятий ФЗ № 442 отражены в приложении 1. Помимо Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в соответствующей сфере действуют обязательные правила, установленные иными нормативно-правовыми актами. Наиболее важными среди них являются постановление Правительства РФ от 24 ноября 2014 г. № 1239 «Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»», приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений», приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 886н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)». Правоприменители в сфере социального обслуживания также руководствуются в своей деятельности нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого они осуществляют свою деятельность. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, разработанными в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», утверждаются: - нормативы штатной численности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями; - нормативы обеспечения мягким инвентарем организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями; - нормативы обеспечения площадью жилых помещений организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации при предоставлении социальных услуг указанными организациями; - нормы питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации - порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг; - порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг; - предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно; - размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания. Федеральной службой по труду и занятости также разработан и утвержден Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания. Данный Перечень, утвержденный приказом Федеральной службы по труду и занятости от 30 декабря 2016 г. № 538, размещен на официальном сайте Роструда . Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах: 1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; 2) адресность предоставления социальных услуг; 3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; 4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде; 5) добровольность; 6) конфиденциальность. Статья 6 ФЗ № 442 устанавливает правовые особенности реализации принципа конфиденциальности. Согласно ей «не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. С согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме, допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»». При этом, «предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается: 1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора; 2) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного надзора в сфере социального обслуживания; 3) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и т. д. ФЗ № 442 рассматривая в качестве социального обслуживания граждан деятельность по предоставлению социальных услуг, в статье 20 предусматривает следующие их виды: 1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; 2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; 3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; 4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; 5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; 6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; 7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; 8) срочные социальные услуги. Срочные социальные услуги включают в себя: 1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; 2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; 3) содействие в получении временного жилого помещения; 4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; 5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей. 6) иные срочные социальные услуги. Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя. Таким образом, социальное обслуживание занимает особое место в системе социального обеспечения России. Социальное обслуживание предусматривает предоставление определенным категориям населения (инвалидам, престарелым, лицам со сложной семейной ситуацией и др.) социальных услуг, направленных на удовлетворение основных потребностей нуждающихся в таких услугах лиц. Среди видов социальных услуг выделяют: социально-бытовые; социально-медицинские; социально-психологические; социально-педагогические; социально-трудовые, социально-правовые и др. Социальное обслуживание осуществляется на следующих принципах: равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию; адресность предоставления социальных услуг; приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде; добровольность; конфиденциальность. 1.2. Цели и задачи социального обслуживая граждан Действующий закон о социальном обслуживании в РФ не содержит законодательной регламентации целей и задач соответствующей отрасли социального обеспечения граждан. Исходя из назначения социального обслуживания граждан, можно сделать вывод, что основная цель данного института кроется в его определении – осуществление помощи населению, организация разнообразных форм помощи для граждан, испытывающих необходимость в ее оказании, содействие в преодолении трудных жизненных ситуаций. Соответственно задачи социального обслуживания определяются видами социальных услуг, предоставляемых в рамках ФЗ «Об основах социального обслуживания населения» и заключается в следующем: 1) поддержка жизнедеятельности населения, нуждающегося в оказании помощи, в быту; 2) осуществление поддержки, сохранения и улучшения здоровья категории населения, нуждающегося в предоставлении социальных услуг, посредством ухода и оказания помощи в получении и проведении оздоровительных мероприятий, проведения диспансеризации с целью периодического наблюдения за здоровьем нуждающейся категории и выявлении отклонений в их здоровье; 3) содействие в сохранении психологического баланса, оказание поддержки при нормализации и корректировке психологического состояния клиентов социальных служб для приспособления к условиям социальной среды в том числе посредством создания анонимного телефона доверия; 4) профилактика отклоняющегося поведения и негативных факторов развития личности клиента социальных учреждений, создание положительных интересов, содействие в усвоении социальных норм и приобщении к культуре общества, организация досуга, содействие семье в обучении и воспитании детей; содействие в поиске, подборе и устройстве на работу, оказание помощи в трудовой адаптации; 5) оказание юридической помощи, заключающейся в консультировании населения по правовым вопросам как платно, так и бесплатно, защита прав и интересов клиентов социальных учреждений; оказание услуг по реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов. Помимо того, в сферу задач органов социального обслуживания входит оказание срочных социальных услуг, включающих такие услуги как бесплатное предоставление горячего питания и корзины продуктов, снабжение одеждой и обувью, предметами первой необходимости, оказание помощи в получении временного жилого помещения, оказание экстренной психологической помощи, организация работы психологов и священнослужителей для оказания психологического консультирования. Еще одной важной миссией социальных служб является социальное сопровождение родителей, опекунов и иных законных представителей прав и интересов несовершеннолетних посредством оказания помощи медицинского, психологического, педагогического, юридического и социального характера, но не относящейся к перечню социальных услуг. Последняя задача органов социального обслуживания – осуществление превентивных мер в отношении обстоятельств, которые вызывают необходимость в получении социальных услуг посредством проведения мероприятий по обследованию условий жизни клиента социальной службы, выявление причин и факторов, вызывающих ухудшение условий жизни гражданина и разработка системы мероприятий по нейтрализации и ликвидации условий, негативно влияющих на уровень жизни человека. В целях осуществления задач социального обслуживания, создаются комплексные центры социального обслуживания населения, т.е учреждения, осуществляющие деятельность по социальному обслуживанию населения в рамках поставленных федеральных законодательством целей и задач. Задачами деятельности центров социального обслуживания являются: 1) систематическая разработка и проведение мероприятий по профилактике снижения уровня социальной защиты населения посредством исследования социально-демографической и экономической ситуации, уровня обеспечения социально-экономического характера, проведение мероприятий по организации социального обслуживания; 2) осуществление межведомственного взаимодействия с государственными и муниципальными органами, в том числе с больницами, школами, миграционной службой, полицией, общественными организациями, религиозными организациями с целью выявления населения, нуждающегося в мероприятиях социального обслуживания; многоаспектный учет населения, нуждающегося в мероприятиях социального обслуживания; 3) разработка индивидуальной программы помощи с выбором конкретных форм социальных услуг, порядка и срока ее предоставления людям, которым необходимо социальное обслуживание, на основе сведений о состоянии здоровья и способностей к самообслуживанию; 4) предоставление консультаций, услуг бытового и социального плана единовременно или в течение определенного законом и жизненной ситуацией клиента периода в соответствии с закрепленным федеральным законодательством перечнем социальных услуг; 5) развитие и ввод в практику деятельности инновационных форм социального обслуживания с учетом степени нуждаемости и условий региона; социальное сопровождение отдельный категорий граждан, которым необходима социальная помощь и иные услуги центров социального обслуживания; 6) информационное освещение проблем категорий клиентов, нуждающихся в социальном обслуживании; 7) сотрудничество с государственными организациями по решению вопросов о социальном обслуживании граждан; 8) разработка мероприятий социального обслуживания на дому для престарелых граждан и лиц с ограниченными возможностями здоровья; организация социально-консультативной, юридической, психологической помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам и отдельным категориям граждан, нуждающихся в социальной поддержке; 9) организация деятельности групп взаимоподдержки, создание клубов общения, проведение мероприятий по проблемам, входящим в компетенцию Центра; 10) привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координация их деятельности в этом направлении. Таким образом, действующий ФЗ № 442 необходимо дополнить регламентаций целей и задач социального обслуживания для уточнения назначения и сущности рассматриваемого института права социального обеспечения. 1.3 Система социального обслуживания граждан Понятие «система социального обслуживания» является новым для российского законодательства. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 195-ФЗ) оперировал сходным понятием «система социальных служб». Она имела две составляющих: государственную систему социальных служб и частную, представленную «предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица». Государственная система социальных служб была приоритетной и согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 195-ФЗ представляла собой систему, состоящую из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время систему социального обслуживания составляют участники, которые своими действиями непосредственно осуществляют социальное обслуживание (организации социального обслуживания, индивидуальные предприниматели), и те, которые выполняют функции, связанные с осуществлением социального обслуживания (федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Федерации). Согласно ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» система социального обслуживания включает в себя: - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации); - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания; - организации социального обслуживания, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; - организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации); - негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги; - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание. Можно сделать вывод, что понятие «система социального обслуживания» по своему содержанию гораздо шире понятия «система социальных служб», поскольку в него включены федеральный орган исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Федерации. Слово «система» подчеркивает взаимосвязь и взаимодополняемость участников системы социального обслуживания, которые объединены тем, что подчинены положениям Закона № 442-ФЗ и иным нормам законодательства в сфере социального обслуживания, имеют взаимосвязанные цели и задачи деятельности, действуют на основании общих принципов. Вышеназванные элементы системы социального обслуживания имеют государственное «происхождение». Исключительно к частному сектору принадлежат негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание. Разделение организаций, занятых социальным обслуживанием (оказанием социальных услуг), на предприятия и учреждения давно утратило свою актуальность. Остановимся подробнее на каждом из элементов, составляющих систему социального обслуживания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg