Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ

Бухгалтерский учет и анализ затрат в научно-исследовательских и опытно- конструкторских организациях

irina_krutaya 2125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.08.2019
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель работы - раскрыть основные особенности бухгалтерского учета затрат на НИОКР на примере конкретного предприятия, в соответствии с законодательными и нормативными актами и обозначить проблемы, с этим связанные. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: 1) раскрыть понятие НИОКР, его сущность и процесс организации в современных условиях; 2) изучить сущность и состав расходов на НИОКР; 3) рассмотреть процесс финансирования НИОКР в целом в Российской Федерации, и посредством внебюджетных фондов; 4) исследовать способы учета затрат на НИОКР на примере организации; 5) обосновать использование условий признания расходов ПБУ 17/02 для реализации принципа временной определенности отражения фактов осуществления расходов по незаконченным НИОКР и получения результатов инновационной деятельности на стадиях исследований и разработок; 6) предложить способы совершенствования затрат на НИОКР. Предмет и объект исследования. Объектом исследования курсовой работы выступает бухгалтерский учет расходов на НИОКР предприятия НИИ. Предметом - теоретические и практические аспекты исследования учета расходов на НИОКР на предприятии. Теоретической и методологической основой диссертации стали научные исследования российских ученых-экономистов, посвященные проблемам бухгалтерского учета, вопросам формирования показателей бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Методология и методика исследования. Методологической основой явились общенаучные методы исследования, такие как анализ, наблюдение, выборка, группировка, сравнение, умозаключение по аналогии, специальные способы и приемы бухгалтерского учета. Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем: -на основе анализа законодательно-правовых актов и договорной практики по НИОКР уточнена характеристика состава и содержания подлежащих признанию в бухгалтерском учете расходов, связанных с осуществлением научно-исследовательских работ (на стадии исследования) и опытно-конструкторских и технологических работ (на стадии разработок); -даны рекомендации по выделению в качестве объекта учета расходов по незаконченным НИОКР и, в частности, разработаны условия их признания за каждый отдельный учетный период в течение срока выполнения НИОКР в целях их капитализации или отражения в составе текущих расходов, что отвечает принципу временной определенности; -разработана методика синтетического учета расходов на НИОКР: с использованием счетов 23 субсчет "Научная лаборатория", 29 субсчет "Обособленное научное подразделение", 97 субсчет "Расходы на выполнение НИР" для отражения их в составе текущих расходов на стадии исследования; с использованием вновь введенного счета 06 "Капитализация расходов на выполнение ОКР" для капитализации расходов на стадии разработок, по которым имеется уверенность в получении положительного результата; -даны предложения по расширению информационной емкости бухгалтерского баланса путем ввода статей, отражающих капитализированные расходы на стадии разработки, скорректированные на сумму оценочного резерва, и оценочные обязательства по инновационной деятельности; и уточнению сумм его показателей, а также уточнения статьи баланса "Результаты исследований и разработок" на сумму оценочного резерва по изменению суммы положительных результатов НИОКР. Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации и результаты проведенных исследований раскрыты на международных научно-практических конференциях с опубликованием статей и тезисов [ ]. Практическая значимость Практическая значимость магистерской работы проявилась в исследовании условий принятия к бухгалтерскому учету объекта, связанного с научно-технической деятельностью (НИОКР) в качестве нематериального актива, а также в систематизации знаний о понятии «НИОКР» и его учете. Структура и объем диссертации. В первой главе было дано определение понятия НИОКР в Российском законодательстве; раскрыта роль НИОКР на современном этапе экономического развития страны; организация НИОКР в РФ. Вторая глава раскрывает организацию финансирования НИОКР на современном этапе; проблемах качественного совершенствования современного механизма финансирования НИОКР, исходя из количественного ограничения объемов финансовых ресурсов, которые возможно направить на данные цели. В третьей главе описаны проблемы учета затрат на выполнение НИОКР и пути их решения. В заключение обобщены основные результаты исследования.
Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность выбранной темы заключается в исследовании происходящих в настоящее время изменений связанных с особенностями бухгалтерского учета расходов на НИОКР. На результаты инновационной деятельности влияет выбор перспективных инвестиционных проектов для всех уровней управления - от экономических субъектов, заинтересованных в осуществлении инновационной стратегии, до федеральных органов власти, отвечающих за научно-техническую и инновационную политику в стране. Так в научные исследования и инновационную деятельность инвестируются большие средства как в нашей стране (1,04% ВВП), так и за рубежом (Германия - 2,7% ВВП, США - 2,8% ВВП, Япония - 3,5% ВВП). При этом большое значение в нашей стране придается инновационному пути развитию предприятий, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), что подтверждается увеличением за последние пять лет почти в 2,5 раза доли. Нерешенность проблем при признании расходов и результатов НИОКР в бухгалтерском учете и отчетности обусловливает повышенный интерес к проведению специального исследования с целью поиска эффективного методического обеспечения управления инновационной деятельностью, которое отвечает разным запросам пользователей отчетности. Степень разработанности проблемы. Вопросы в области организации бухгалтерского учета расходов и результатов выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ рассматриваются в работах: Авдеева В.В., Васильчук О.И., Грачевой М.Е., Дружиловской Т.Ю., Дурново Д.В., Егорочкина А.Н., Ендовицкого Д.А., Захарьина В.Р., Исправникова С.А., Касьяновой Г.Ю., Каримова В.Э., Крутяковой Т.Б., Кувалдиной Т.Б., Лабынцева Н.Т., Мироновой О.А., Мишина М.В., Никифоровой Н.В., Новодворского В.Д., Палия В.Ф., Предеус Н.В., Пятова М.Л., Ржаницыной В.С., Садыковой Т.М., Семенихина В.В., Соколова Я.В., Туяковой З.С., Церпенто С.И., Шеремета А.Д. и других. В то же время многие вопросы организации бухгалтерского учета расходов и результатов выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в части их достоверного признания в учете и отчетности, а также соответствие нормативного регулирования учета этих объектов современным договорным отношениям не полностью решены. В данной работе были использованы информационные материалы законодательных актов, труды отечественных и зарубежных авторов-исследователей, периодические издания.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ УЧЕТА НИОКР 1.1 Экономическая сущность понятия НИОКР 1.2 Правовое регулирование осуществления НИОКР 1.3 Структура расходов на НИОКР 1.4 Источники финансирования НИОКР 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ЗАТРАТ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО- КОНСТРУКТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ «КАРАЧАЕВО – ЧЕРКЕССКИЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ» 2.1 Технико–экономическая характеристика предприятия 2.2 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы 2.3 Списание расходов на НИОКР 2.4 Налоговый учет НИОКР 3. ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НИОКР И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1: Федеральный закон, № 51-ФЗ от 30.11.94 г. (с изм. 01.09.2018 г.). СПС «КонсультантПлюс». 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.96 г. № 14-ФЗ (в ред. 01.09.2018 г.). СПС «КонсультантПлюс». 3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4: Федеральный закон, № 230-ФЗ от 18.12.06 г. (с изм. 01.09.2018 г.) СПС «КонсультантПлюс». 4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1: Федеральный закон, № 146-ФЗ от 31.07.98 г. (в ред. 27.11.2018 г.). СПС «КонсультантПлюс». 5. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2: Федеральный закон, № 117-ФЗ от 05.08.00 г. (в ред. 12.12.2018 г.). СПС «КонсультантПлюс». 6. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 28.11.2018 г.) СПС «КонсультантПлюс». 7. Федеральный закон от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и научно-технической политике» (с изм. и доп.01.01.2017). СПС «КонсультантПлюс». 8. Федеральным законом РФ от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» СПС «КонсультантПлюс». 9. Приказ Минфина РФ от 07.05.2003г N 38н «О внесении дополнений и изменений в план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению» СПС «КонсультантПлюс». 10. Письмо Минфина РФ от 25.01.1999 N 16-00-16-23 «О порядке применения Типовых методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции», утвержденных Миннауки РФ 15.06.1994, N ОР-22-2-46. 11. Положение по бухгалтерскому учету: Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (ПБУ 17/02) (утверждено Приказом Минфина РФ № 115н от 19 ноября 2002г.) (ред. от 16.05.2016) СПС «КонсультантПлюс». 12. Положение по бухгалтерскому учету: Учет государственной помощи (ПБУ 13/2000) (утверждено Приказом Минфина РФ №92н от 16 октября 2000г.) СПС «КонсультантПлюс». 13. Положение по бухгалтерскому учету: «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/07) (утверждено Приказом Минфина РФ № 153н от 27.12.2007г.) (ред. от 16.05.2016)"Об утверждении (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2008 N 10975) СПС «КонсультантПлюс». 14. Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначение, выполняемых за счет средств Федерального бюджета (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 622) СПС «КонсультантПлюс». 15. Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 (ред. от 07.03.2016) "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений". 16. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению". 17. "Об утверждении Положения о государственной регистрации и учете открытых научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.01.1998 N 1459) СПС «КонсультантПлюс». 18. Алексеева, Г.И. Бухгалтерский учет: Учебник / С.Р. Богомолец, Г.И. Алексеева, Т.П. Алавердова . - М.: МФПУ Синергия, 2013. 19. Анциферова, И.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник / И.В. Анциферова. - М.: Дашков и К, 2015. - 556 c. 20. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет в 2 частях. Ч. 2: Учебник для академического бакалавриата / В.П. Астахов. - Люберцы: Юрайт, 2016. 21. Васильков, А.И.; Миневский, А.И. Учет и анализ распределения косвенных затрат в промышленности; М.: Финансы и статистика - , 2012. 22. Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет; Финансы и статистика - , 2013. 23. Грибов, В.Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 311 с. 24. Грушенко, В. И. Менеджмент: восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 288 с 25. Галиакберова Л. Бухгалтерский и налоговый учет расходов на проведение научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок / Л. Галиакберова // Финансовая газета. – 2017. 26. Гуккаев В. Б. Производство. Учет, налогообложение; ГроссМедиа, РОСБУХ - Москва, 2014. 27. Друри, К. Управленческий учет для бизнес-решений: Учебник / К. Друри. - М.: ЮНИТИ, 2013. 28. Зубарева, О.А. Международный опыт учета затрат на производство [Текст] Под ред. О. А. Зубарева //Журнал «Бухгалтерский учет»,2014. №11. 29. Исправников С.А., Касьянова Г.Ю. Налогообложение и бухгалтеский учет при выполнении НИОКР / С.А. Исправников, Г.Ю. Касьянова // Налоговый вестник. – 2008. – №4. – С. 27-32. 30. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учебник. / Н.П. Кондраков. - М.: Проспект, 2015. 31. Кузьмина М. С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы; КноРус - Москва, 2013 32. Маркина М. Раздел Вопрос-Ответ / М. Маркина // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2008.–№3. – С. 19. 33. Мамыров Н. К., Саханова А. Н., М. С. Ахметова, «Государство и бизнес. Менеджмент государственного сектора». Книга, 2015. 34. Мишенин А. И., С. П. Салмин. Теория экономических информационных систем. Практикум: учебное пособие./ - М : Финансы и статистика 2014. 35. Нестеров А. К. Стимулирование инновационной деятельности //Образовательная энциклопедия. Режим доступа: http: // odiplom.ru / lab / stimulirovanie - innovacionnoi-deyatelnosti.html - (Дата обращения: 23.11.2018). 36. Ивашкевич В.Б. / Бухгалтерский управленческий учет: Учебник - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 37. Синицкая, Н.Я. Управленческий учет в схемах и определениях / Н.Я. Синицкая. - М.: Проспект, 2015. 38. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю. Ф, Проектирование экономических информационных систем, М: ФиС, 2014. 39. Остаев, Г.Я. Управленческий учет: Учебник.-М.: ДиС, 2015. 40. Тельнов Ю.Ф, Интеллектуальные информационные системы в экономике, М: Синтег, 2015, глава 6, глава 7. 41. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ / Чуев И.Н. // Учебник для ВУЗов; Москва – 2008. 42. Чувикова, В.В. Бухгалтерский учет и анализ [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / В.В. Чувикова, Т.Б. Иззука. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 43. Янковский, С.А. Управленческий учет: Учебное пособие / С.А. Янковский. - СПб.: Питер, 2011.
Отрывок из работы

1.1 Экономическая сущность понятия НИОКР Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) представляют собой проведение фундаментальных и прикладных исследований, опытных разработок, цель которых - создание новых продуктов и технологий [8]. В соответствии со статьей 769 ГК РФ в хозяйственной практике применяются договоры на выполнение научно-исследовательских работ и договоры на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ. Сформулируем основные различия этих договоров, в основу которых могут быть заложены следующие критерии [4]. Предметом научно-исследовательских работ могут быть только научные исследования. В случае проведения опытно-конструкторских работ предполагается разработка образца нового изделия и конструкторской документации к нему, либо разработка новой технологии. В хозяйственной деятельности экономического субъекта исследования встречаются достаточно редко, по сравнению с опытно-конструкторскими работами, так как последние более тесно связаны с производственными процессами предприятия. Одним из основных признаков договора на выполнение НИОКР является новизна получаемых результатов и возможность создания новых объектов интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей и промышленных образцов). Другая отличительная особенность этих работ - их творческий характер. Но это, естественно, сопряжено с риском получить так называемый «отрицательный результат». Под «отрицательным результатом» НИОКР обычно понимают результат, возникший по не зависящим от исполнителя обстоятельствам и который в дальнейшем не может быть использован для извлечения экономических выгод. Кроме того, данный результат не является решением поставленной в НИОКР задачи. В силу пункта 3 статьи 769 ГК РФ риск невозможности исполнить договор НИОКР несет заказчик, если иное не предусмотрено договором или законом. Общность указанных договоров в том, что они обладают общими признаками, определенными статьей 769 ГК РФ, а именно устанавливают обязанность заказчика принять работы и оплатить их; обязанности исполнителя могут охватывать как весь цикл работ, так и отдельные этапы (элементы); заказчик несет риск случайной невозможности исполнения обязательства, которыми обладают договора НИОКР; условия обоих договоров должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности). Для принятия НИОКР нормативными документами в области бухгалтерского учета необходимо выполнение определенных условий (п. 7 ПБУ 17/02) [11]: - сумма расходов на НИОКР определена и может быть подтверждена; - можно документально подтвердить выполнение работ (например, имеется акт приемки выполненных работ); - использование результатов НИОКР для производственных или управленческих нужд приведет к получению дохода в будущем; -использование результатов НИОКР может быть продемонстрировано. Если хотя бы одно из условий не выполняется, либо расходы на НИОКР не дали положительного результата, то расходы, связанные с НИОКР, списываются на прочие расходы. Таким образом, НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в деятельности организации предполагают комплекс расходов, связанных с проведением исследований и работ, направленных на создание нового продукта или технологии. Отличие таких расходов от большинства других затрат заключается в их некой эфемерности. По окончании проведения НИОКР у компании не образуется какого-то конечного продукта. К его созданию приводит лишь прикладное использование результатов проведенных исследований. Разумеется, бухгалтерский и налоговый учет данных расходов так же содержит немало нюансов. 1.2 Правовое регулирование осуществления НИОКР В соответствии со ст. 769 ГК РФ в хозяйственной практике различают договоры на выполнение научно-исследовательских работ и договоры на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ. Предметом научно-исследовательских работ могут быть только научные исследования. Опытно-конструкторские работы предполагают разработку образца нового изделия и конструкторской документации к нему либо разработку новой технологии. В предпринимательской деятельности исследования встречаются гораздо реже, чем опытно-конструкторские работы, поскольку последние более тесно связаны с производственными процессами предприятия [4]. Одним из основных признаков договора на выполнение НИОКР являются новизна получаемых результатов и возможность создания новых объектов интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей, и промышленных образцов). Именно этот критерий должен быть положен в основу проекта, который относится к научным исследованиям и разработкам. Отличительная черта научно-исследовательских работ - их творческий характер, впрочем, эта отличительная особенность сопряжена с риском получить так называемый отрицательный результат. Под отрицательным результатом НИР обычно понимают результат, возникший по не зависящим от исполнителя обстоятельствам и который в дальнейшем не может быть использован для извлечения экономических выгод. Кроме того, данный результат не является решением поставленной задачи. В связи с этим нужно иметь в виду, что риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение НИОКР несет заказчик, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 769 ГК РФ). Исполнитель, обнаружив, что достичь предусмотренных договором результатов невозможно, обязан незамедлительно прекратить работы (ст. 773 ГК РФ). Заказчик должен оплатить стоимость работ, проведенных до выявления факта невозможности достижения предусмотренных договором результатов, в размере, не превышающем соответствующей части цены работ, указанной в договоре (ст. 775 ГК РФ). Аналогичная норма применяется в отношении опытно-конструкторских работ (ст. 776 ГК РФ) с тем лишь различием, что здесь речь идет о фактических затратах исполнителя, ограничений по которым не установлено. В то же время в силу ст. 777 ГК РФ исполнитель несет ответственность перед заказчиком за нарушение договоров на выполнение НИОКР, если не докажет, что такое нарушение произошло не по вине исполнителя (п. 1 ст. 401 ГК РФ) [4]. Значит, заказчику следует обстоятельно подойти к подготовке технического задания и календарного плана, указав результаты работ (соответствие ГОСТам и другим стандартам), которые должны быть получены на промежуточных этапах работ, сроки работ и вид документации, подтверждающий выполнение работ по этапу. В противном случае сделать выводы о некачественном и недобросовестном исполнении работ по договору и наличии вины исполнителя будет затруднительно. Итак, заказчик и исполнитель заключили договор, регулируемый гл. 38 ГК РФ, и предмет договора состоит в разработке и (или) создании новации. Возникает вопрос о том, нужно ли в целях бухгалтерского учета и налогообложения подтвердить статус работ по договору - НИОКР - какими-либо дополнительными документами [4]. Налоговые органы, ссылаясь на Положение о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (Приказ Роспатента от 30.12.2009 N 192"О внесении изменений и дополнений в Порядок использования, учета и регистрации результатов научно-исследовательских работ, выполненных в системе Роспатента"), утверждают, что НИОКР в обязательном порядке должны быть зарегистрированы во ФГУП ВНТИЦ (Всероссийский научно-технический информационный центр). Поэтому при проверке налоговый инспектор может запросить документы, подтверждающие регистрацию в соответствии с Положением, или выписку из единого реестра результатов открытых НИОКР. Однако в (Постановление ФАС Московского округа от 08.05.2007 N КА-А40/3755-07 по делу N А40-77359/06-75-463 Заявление о признании недействительным решения налогового органа о доначислении НДС удовлетворено правомерно, так как представлены доказательства того, что выполненные заявителем работы являлись опытно-конструкторскими, освобождаемыми от налогообложения в силу пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ.) суд сделал вывод о том, что регистрация не является основанием отнесения работ к числу НИОКР и не устанавливает сам факт наличия НИОКР, к тому же она носит уведомительный характер, какая-либо экспертиза или оценка представленных для регистрации документов не производится. 1.3 Структура расходов на НИОКР В отношении расходов организаций, осуществляющих НИОКР собственными силами или являющихся по договору заказчиками таких работ, применяется Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02) [11]. В соответствии с п.9 данного ПБУ к расходам на НИОКР относятся: -стоимость материально-производственных запасов и услуг сторонних организаций и лиц, используемых при выполнении указанных работ; - затраты на заработную плату работников, непосредственно занятых при выполнении вышеуказанных работ по трудовому договору; - отчисления на социальные нужды; -стоимость специального оборудования и специальной оснастки, предназначенных для использования в качестве объектов испытаний и исследований; -амортизация объектов основных средств и нематериальных активов, используемых при выполнении вышеуказанных работ; - затраты на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других объектов основных средств и иного имущества; - общехозяйственные расходы, если они непосредственно связаны с выполнением данных работ; - прочие расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, включая расходы по проведению испытаний. К расходам организации на НИОКР не относятся: -расходы на освоение природных ресурсов (проведение геологического изучения недр, разведка осваиваемых месторождений, работы подготовительного характера в добывающих отраслях и т.д.). Эти виды расходов осуществляются геологоразведочными организациями в порядке осуществления основной деятельности, т.е. представляют собой отдельный вид работ, выполняемых для продажи, либо специализированными структурными подразделениями добывающих организаций; - расходы на работы подготовительного характера в добывающих отраслях и так далее. Данный вид затрат списывается на себестоимость продукции (работ, услуг), как правило, не единовременно, а в течение нескольких месяцев. Для этих целей используется схема, в соответствии с которой осуществленные расходы вначале учитываются по дебету счета 97 «расходы будущих периодов», а затем в порядке и размерах, закрепленных в учетной политике организации, списываются на себестоимость продукции, работ, услуг. Затраты, учитываемые в составе внеоборотных активов, распределяются аналогично начислению амортизации, а расходы будущих периодов относятся к текущим затратам и списываются в течение периода, не превышающего 12 месяцев (чаще всего до конца календарного года); -затраты, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, с улучшением качества продукции, изменением дизайна продукции и других эксплуатационных свойств, осуществляемых в ходе производственного (технологического) процесса. Это ограничение означает, что НИОКР должны проводиться по отдельным заказам с оформлением специальной сметной и отчетной документации. -затраты на подготовку и освоение производства, новых организаций, цехов, агрегатов (пусковые расходы). В этом случае затраты могут списываться в течение срока, превышающего 12 месяцев. Разница состоит в характере затрат - пусковые расходы не являются научными достижениями и не отличаются новизной; -затраты на подготовку и освоение производства продукции, не предназначенной для серийного и массового производства. Затраты на подготовку и освоение индивидуального производства включаются в себестоимость единицы изделия поэтому, необходимости распределения производственных расходов между видами продукции и отчетными периодами не возникает. 1.4 Источники финансирования НИОКР Говоря о механизме финансирования НИОКР в России, можно разделить источники финансовых ресурсов на 3 крупных группы: -государственное финансирование; -собственные средства предприятий; -привлеченные средства. Финансирование большинства научных проектов, как правило, осуществляется или за счёт государства, или за счёт средств специализированных фондов. Главной особенностью такого финансирования является его целевой характер, то есть выделяемые средства предназначены для реализации конкретных мероприятий и могут быть использованы лишь по назначению. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий: -имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация; -имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением может быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы. Средства на проведение различных научных работ могут выделять специализированные отраслевые и межотраслевые научные и научно-технические фонды, в частности Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций. Все виды поддержки научных исследований и проектов производятся на конкурсной основе. Финансирование отобранных проектов осуществляется в рамках договора (как правило, договора на выполнение НИОКР), который заключают соответствующий фонд и организация-победитель конкурса. Права на объекты интеллектуальной собственности, на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении работ, финансируемых за счёт средств фондов, реализуются в соответствии с ГК РФ. В настоящее время складывается тенденция к закреплению прав на полученные результаты за организацией-исполнителем с предоставлением РФ прав на безвозмездное некоммерческое использование этих результатов в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для федеральных государственных нужд. Ещё одним способом финансирования НИОКР является заключение государственных контрактов (в том числе и в рамках выполнения различных государственных целевых программ). Отношения сторон в данном случае полностью регулируются ГК РФ и федеральным законом РФ от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [8]. Порядок отбора исполнителей на выполнение НИОКР для государственных нужд, процедуры заключения государственных контрактов на выполнение НИОКР по результатам конкурса, а также сопровождения контрактов и приёмки отдельных этапов работ устанавливаются непосредственными государственными заказчиками в соответствии с законодательными нормами. Обязательным условием для заключения госконтракта на финансирование НИОКР из средств госбюджета является составление и утверждение сметы расходов на выполнение будущих НИОКР. В течение всего срока действия госконтракта организации, получающие средства из бюджета на выполнение НИОКР, должны регулярно (согласно условиям контракта) предоставлять финансовый отчет по целевому использованию полученных бюджетных средств. Состав расходов, включаемых в смету затрат на проведение НИОКР, определяется исходя из задач технического задания на проведение НИОКР. В состав статей затрат при выполнении НИОКР могут включаться: 1) Статья “Заработная плата” - На статью относятся выплаты работникам предприятия, непосредственно занятым выполнением НИОКР по контракту. 2) Статья “Начисление на заработную плату” - Отчисления на социальные нужды. На статью относятся обязательные отчисления по установленным законодательством Российской Федерации нормам: -органам государственного социального страхования; -пенсионному Фонду и Фонду обязательного медицинского страхования; -на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от затрат на оплату труда работников, включенных в стоимость НИОКР по статье “Заработная плата” (кроме тех выплат, на которые страховые взносы не начисляются). 3) Статья “Материалы” - Материальные затраты На статью относятся: -затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых при выполнении НИОКР; -затраты на приобретение комплектующих изделий для изготовления опытных образцов или макетов изделий. 4) Статья “Спецоборудование” - Стоимость спецоборудования и специальной оснастки, предназначенных для использования в качестве объектов испытаний и исследований. В соответствии с ПБУ 17/02 от 19 ноября 2002 г. N 115н в состав расходов при выполнении НИОКР включаются стоимость спецоборудования и специальной оснастки, предназначенных для использования в качестве объектов испытаний и исследований. Руководствуясь типовыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции от 15 июня 1994 г. N ОР-22-2-46 необходимо определить перечень спецоборудования и специальной оснастки, и предусмотреть его в техническом задании на выполнение НИОКР [10]. К спецоборудованию для НИОКР относятся стенды, испытательные станции, аппаратура, приборы, механизмы, устройства и др. являющиеся объектами испытаний (исследований), если это предусмотрено техническим заданием. Следует иметь в виду, что серийные изделия, не являющиеся объектами испытаний и исследований, и серийная, в т. ч. импортная, вычислительная техника не относятся к специальному оборудованию для научных (экспериментальных) работ. Расходы на их приобретение в смету затрат не включаются. После окончания работ спецоборудование инвентаризуется предприятием с указанием возможности его дальнейшего использования. Пригодное к дальнейшему использованию спецоборудование оценивается независимым оценщиком, приходуется предприятием и учитывается в целях налогообложения. 5) Статья “Оплата работ соисполнителей” - Расходы на работы, выполняемые другими учреждениями, предприятиями и организациями по контрагентским (соисполнительским) договорам на выполнение НИОКР. На статью относятся затраты, производимые на основании договоров, по которым получатель средств из госбюджета выступает в качестве заказчика НИОКР. В тексте договора обязательна ссылка на проект, выполняемый по госконтракту. Договор с соисполнителем может быть заключен только по согласованию с органом, финансирующим НИОКР из госбюджета. Предметом договора может быть только выполнение НИОКР, указанных в расшифровке статьи затрат “Оплата работ соисполнителей”. 6) Статья “Оплата работ и услуг сторонних организаций” – Затраты на работы и услуги, выполняемые сторонними предприятиями и организациями. К работам и услугам, выполняемым сторонними предприятиями и организациями, относятся: выполнение отдельных операций по изготовлению деталей, узлов и опытных образцов, обработке сырья и материалов, проведению испытаний. Предметом договора может быть только выполнение работ, указанных в расшифровке статьи затрат “Оплата работ и услуг сторонних организаций”. 7) Статья “Прочие расходы” – прочие расходы, если они непосредственно связаны с выполнением НИОКР. Могут включаться следующие затраты: -затраты на командировки в пределах Российской Федерации для целей выполнения НИОКР по нормам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 729 [ ]. -платежи за аренду оборудования; -платежи за аренду помещения и коммунальные услуги; -затраты на бухгалтерское обслуживание по договорам с аудиторской компанией, в случае отсутствия на предприятии бухгалтера; -затраты на приобретение канцелярских товаров; -затраты на оплату услуг связи; -затраты на оплату услуг банков по обслуживанию банковского счета (рассчетно-кассовое обслуживание); -затраты на транспортные услуги по доставке сырья и материалов, если они не вошли в стоимость сырья и материалов и т.д. При выполнении НИОКР за счет средств федерального бюджета, применяются налоговые льготы по НДС, налогу на прибыль. Состав расходов на НИОКР определяется действующим законодательством. При включении в расходы затрат, не относящихся к выполнению НИОКР, у получателя бюджетных средств возникает ответственность в рамках бюджетного законодательства РФ, а так же налогового законодательства в части правомерности применения льгот по НДС, налогу на прибыль. Необходимо отметить, что исполнитель НИОКР за свой счет проводит регистрацию выполняемой НИОКР во Всероссийском научно-техническом информационном центре. В 30-дневный срок с момента фактического начала выполнения НИОКР исполнитель направляет регистрационную карту НИОКР установленного образца во Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) в соответствии с “Положением о государственной регистрации и учете научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ”, утвержденным Приказом Миннауки России от 17.11.1997 № 125. В соответствии с п. 7 ПБУ 13/2000 и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, получение целевого финансирования и дебиторской задолженности по этим средствам отражается в бухгалтерском учете записью по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, то есть производится запись по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При этом налогоплательщики - получатели вышеуказанных целевых поступлений - обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. На дату получения средств целевого финансирования в бухгалтерском учете не признается доход, учитываемый при формировании показателя бухгалтерской прибыли. В месяце подписания акта сдачи приемки и принятия к учету НМА или расходов на НИОКР в составе внеоборотных активов, полученных за счет средств целевого финансирования, производится запись по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления» и дебету 86 «Целевое финансирование». Часто финансирование НИОКР осуществляется смешанным образом, то есть частично из собственных средств, частично из бюджетных средств. При этом необходимо вести раздельный бухгалтерский учет расходов на НИОКР, финансируемых из различных источников. Это условие напрямую связано с дальнейшим списанием расходов на НИОКР и признанием доходов от использования этих НИОКР в деятельности предприятий. Для ведения раздельного учета расходов в бухгалтерском учете применяют дополнительно открытые субсчета к счету 08-8 «Выполнение НИОКР», например, 08-81 «Выполнение НИОКР из собственных средств» и 08-82 «Выполнение НИОКР за счет бюджетных средств». Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы организация может выполнять как собственными силами, так и заказать специализированной организации. Отношения между заказчиком и исполнителем НИОКР регулируются гл. 38 ГК РФ. Пункт 1 ст. 769 ГК РФ выделяет два договора:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg