Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Гендерные особенности переживания чувства вины у подростков

fireti 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.08.2019
Проведенное психологическое исследование, посвященное изучению и сравнению уровней проявления чувства вины у мальчиков и девочек, было основано на различных теоретических разработках многих отечественных и зарубежных авторов. В данной работе мы рассмотрели подробно проблему переживания чувства вины и нравственных чувств у подростков, а также провели сравнительный анализ проявления чувства вины у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Введение

Актуальность исследования Вина является частью социального бытия человека. Формирование у субъекта способности переживать вину обусловлено его включенностью в социальное взаимодействие. Считается, что вина заставляет человека реализовывать поведение, соответствующее принимаемым общественным сознанием нормам, без которого само существование человечества стало бы проблематичным. Конечно же, трудно представить себе общество, индивиды которого были бы лишены способности осознанно переживать вину. Сознательная вина регулирует поведение человека, и в этом ее неоценимая роль. Вина делает человека сенситивным к чувствам, установкам, мнениям и оценкам окружающих и, следовательно, действуют как сила, сближающая людей. Она поддерживает конформность, социальную ответственность, ограничивает эгоцентризм и эгоизм и тем самым способствует общительности. При этом не следует забывать, что данное эмоциональное переживание очень болезненно и мучительно. Как результат, человек, переживающий вину, начинает фокусировать внимание на себе. Непосредственным эффектом этого является уменьшение межличностного общения. Можно полагать что вина всегда проявляется в контексте социальных отношений. Это, как правило, вина перед кем-то или из-за чего-то, что вызывает страх неодобрения и заставляет стыдиться за себя. Чувство вины является регулятором социальной жизни, механизмом взаимодействия с другими и т.д. Чувство вины занимает прочное место в ряду понятий житейской психологии и уже несколько десятилетий исследуется западными психологами (Switzer, Sarason, Mowrer). Однако в отечественной науке работы, посвященные этому вопросу, встречаются редко. В российской психологической науке к феномену чувства вины обращались, как правило, в рамках общей теории эмоций и чувств (Ю. Сидоренко, Г. Шингаров, М. Якобсон и др.) в теории морального развития и воспитания (В. Малахов,В. Щур), в свете изучения социальной адаптации (А. Растигеев), в контексте исследования самосознания и самоотношения (И. Кон, Е.Соколова, и др). Проблема эмоции вины в редких научных источниках описана достаточно обобщенно и поверхностно. До настоящего времени практически отсутствуют эмпирические исследования, посвященные гендерным различиям переживания чувства вины. Особый интерес представляет возрастная специфика переживания чувства вины. Дети (как девочки, так и мальчики) начинают испытывать чувство вины, когда способны понять, что они могут быть источником переживания другого человека, и это делает их чувствительными к переживаниям других. В возрасте 2-х лет мальчики проявляют большую склонность к переживанию чувства вины, по сравнению с девочками того же возраста и так продолжается до младшего школьного возраста. В возрастном ракурсе следует остановиться на подростковом возрасте. В подростковом возрасте динамика переживания вины меняется: девочки чаще испытывают чувство вины по сравнению с мальчиками. Возможно, это происходит потому что, воспитывая девочку и прививая ей, стереотип поведения «женщины» в обществе, родители чаще прибегают к методам, направленным на провоцирование у нее чувства вины. Мальчики - подростки в меньшей степени склонны переживать чувство вины, так как: в обществе поощряется проявление у «маленького» мужчины настойчивости, упрямства, уверенности и любого агрессивного поведения как части полоролевого стереотипа. Именно в этот период интенсивность переживания чувства вины уменьшается. Как отмечал Д.Б. Эльконин (1969) весь подростковый период проходит под знаком решения задач на установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые соответствовали бы усваиваемым морально-этическим нормам. Решение этих задач происходит при ориентации не только на качества другого лица, но, и это главное, на свои собственные качества. Развитие ориентации в себе, прежде всего в качествах морально-этических и составляет содержание развития самосознания в этот период. Ведущей деятельностью подростка является интимно - личностное общение, в ходе которой подросток решает основные задачи развития. Важную роль в развитии морального сознания в подростковом возрасте играет развитие Я- концепции в целом. Главную функцию в формировании Я- концепции в подростковом возрасте играет образ Я- идеальное. Соотношение образов Я- реальное и Я- идеальное является одним из важнейших механизмов саморегуляции в подростковом возрасте. Соотнесение Я- реального и Я- идеального происходит не только на основе чисто логического сопоставления образов, но и на основе антиципации эмоционального переживания, которым становится чувство вины. Таким образом, в подростковом возрасте происходит ориентировка в системе общественных правил и ценностей и присвоение подростком социальных правил и норм, что, в свою очередь, обеспечивает его благополучное вхождение во взрослую социальную жизнь. Чувство вины и Я- Моральное обеспечивают формирование моральной идентичности, благодаря которой общественные и нравственные ценности и их соблюдение становятся для подростка личностно значимыми. Значение и роль чувства вины в моральном развитии личности признается многими исследователями, однако, проблема функций и роли чувства вины в современной психологии остается недостаточно изученной. Цель – выявить гендерные особенности переживания чувства вины в подростковом возрасте Объект - переживание чувства вины Предмет- переживание чувства вины в подростковом возрасте Задачи: 1) Охарактеризовать особенности подросткового возраста 2) Раскрыть основные подходы к исследованию вины как психологического феномена 3) Провести эмпирическое исследование переживания чувства вины у мальчиков и девочек подросткового возраста Гипотеза: переживания чувства вины имеют гендерные различия
Содержание

Введение...................................................................................................3 Глава 1. Теоретические подходы к изучению чувства вины у подростков................................................................................................8 1.1. Понятие "чувство вины", основные теоретические подходы.....................................................................................................8 1.2. Особенности чувства вины в подростковом возрасте..................13 1.3. Влияние детско-родительских отношений на переживания чувства вины..........................................................................................................17 Глава 2. Эмпирическое исследование чувства вины у подростков...............................................................................................26 2.1. Процесс проведения исследования................................................26 2.2. Анализ результатов исследования.................................................29 Заключение..............................................................................................32 Список литературы.................................................................................34 Приложение…………………………………………………………….35
Список литературы

1. Белик И.А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности: Автореф. дис. канд. наук. - СПб., 2006 – 24 с. 2. Горнаева, С.В. Специфика переживания вины и стыда у лиц с различными социально-психологическими характеристиками / С.В. Горнаева // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – №3. – С. 2-17. 3. Изард, К.Э. Психология эмоций: пер. с англ. / К.Э. Изард – СПб: Изд-во «Питер», 1999.– 464 с 4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2001 – 749 с. 5. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 6. Кон, И.С. Открытие Я / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1978. – 367 с. 7. Шнейдер Л.Б. «Семейная психология» учебное пособие для ВУЗов, М, Академический проект, 2008 8. Tangney J.P. Shame and guilt in interpersonal relationships. In J.P.Tangney & K.W.Fischer (Eds.), Self-conscious emotions. New York: Guilford Press, 1995, pp.114-139 9. Zahn-Waxier C., Robinson J. Empathy and guilt: Early origins of feelings of responsibility. In j. Tangney & K.W. Fischer (Eds.), Self- conscious emotions, New York: Guilford Press, 1995, pp. 143-173 10. Zahn-Waxier C., Kochanska G. The origins of guilt/ In R.A. Thompson (Ed.), Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln, NE: University of Nebraska Press, 1990, pp. 183258
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения чувства вины у подростков 1.1. Вина как психологический феномен Вина является сложным психологическим феноменом, тесно связанным с таким моральным качеством, как совесть, и в сознании обозначается как «угрызение совести». Вина, по мнению, Г. Мандлер, — это тревога относительно реального или воображаемого промаха. Рядом авторов стыд рассматривается как синоним вины (Hartmann, Piers, Jacobson). С этим трудно согласиться, так как между стыдом и виной имеются существенные различия. Д. Тангней (Tangney, 1993) отмечает, что вина вызывает желание извиниться, исповедаться, а стыд — желание спрятаться, убежать. Вина связана с негативной оценкой своего конкретного поведения, а стыд — с негативной оценкой своей личности. Переживание стыда преимущественно связано с социальной терпимостью, переживание вины — с социальной эмпатией. Разделяя переживание стыда и вины, К. Изард пишет, что стыд временно затуманивает рассудок, а вина, напротив, стимулирует мыслительные процессы, связанные, как правило, с осознанием провинности и с перебором возможностей для исправления ситуации. И. С. Кон отмечает, что чувство вины возникает в ситуации анонимности, а чувство стыда возникает в ситуации, когда о проступке известно не только человеку его совершившему, но и окружающим.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg