Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Игра как фактор развития познавательных процессов старших дошкольников

fireti 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.08.2019
Современный этап развития образования требует от педагогов поиска но¬вых форм и методов обучения, способствующих развитию творческой, активной личности ребенка. Активность личности выражается в многообразной и много¬сторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира.
Введение

Социально-экономические изменения в современном мире, которые происходят постоянно, настоятельно требуют от человека таких качеств, ко-торые позволят человеку подходить к любому вопросу творчески и продук-тивно. Период старшего дошкольного возраста считается наиболее благопри-ятным для развития тех самых познавательных процессов, которые влияют на формирование разносторонне развитой личности ребенка. В таком процессе играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются не только как основ-ное средство физического воспитания, но и развития умственнойи творческой активности. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мыш¬ления, развитию творческих способностей, направлены на умственное разви¬тие дошкольника в целом. Потребность в игре и желание играть у дошкольни¬ков необходимо использовать и направлять в целях решения определенных об¬разовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя иг¬рой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны раз¬вития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и усло¬вие умственного развития (Пиаже Ж.) Актуальность работы определяет тот факт, что сегодня существует необ-ходимость внедрения инновационных программ обучения в заведения до-школьного образования, которые способствуют развитию познавательных процессов каждого ребенка. Не случайно в современной системе образования возрастает роль практических знаний и умений в профессиональной подго-товке педагогических кадров. Цель работы – изучение игры как фактора развития познавательных про¬цессов старщих дошкольников. Для дости¬жения по¬ставленной цели необхо¬димо решить ряд задач: ? определить понятия «Игра», «Дидактическая игра», «Игровая дея-тельность» и их виды; ? выявить роль и место игры в познавательной деятельности до-школьника; ? изучить исторические предпосылки возникновения игры; ? дать общую характеристику дошкольника; ? изучить учебную и игровую деятельность старшего дошкольника; ? организовать и провести игры среди старших дошкольников; ? обобщить результаты исследования; ? разработать рекомендации по применению игр для развития позна-вательных процессов старших дошкольников. Объектом исследования в данной работе являются дети старшего до-школьного возраста (5-6 лет). Предметом исследования является игра. В работе используются такие методы общенаучного познания как наблюдение, сравнение, измерение, анализ, синтез, систематизация, экспере-мент. Источниками теоретической и методологической части исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов: Гуровец Г.В. Ленок Я.Я, Зубкова П.И., Дьюи Д., Кравцова, Е. Е., Щукина Г.И., Эльконин Д.Б., Лей¬тес Н.С., Гальперин П.Я., Фролов А.А. и другие. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной ча-сти, которая состоит из трех глав, заключения, списка используемой литера-туры, который вклю¬чает в себя 46 источника и приложения. В первой главе рассматривается игра как основа познавательной дея-тельности ребенка, а именно изучаются понятия «игра», «дидактическая игра», «игровая деятельность», и их виды. Исследуется роль и место игры в познавательной деятельности дошкольника. Во второй главе изучаются психолого-педагогические и теоретические основы игры как средства обучения, а имеено изучаются исторические пред-посылки возникновения игры. Составляется общая характеристика дошколь-ника. Исследуется учебная и игровая деятельность старшего дошкольника. В третьей главе выпускной квалификационной работы проводится ис-следовательская работа по применению игры как фактора развития познава-тельных процессов старших дошкольников, а именно организовываются и проводятся игры среди старших дошкольников. В завершении работы разра-батываются рекомендации по применению игр для развития познавательных процессов старших дошкольников
Содержание

Введение 3 Глава 1. Игра как основа познавательной деятельности 6 1.1 Понятия «Игра», «Дидактическая игра», «Игровая деятельность» 6 1.2 Сущность, структура, и содержание познавательного процесса в развитии детей старшего дошкольного возраста 15 Глава 2. Психолого-педагогические и теоретические основы игры как средства обучения 24 2.1 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста 24 2.2 Учебная и игровая деятельность старшего дошкольника 34 Глава 3. Исследовательская работа по применению игры как фактора развития познавательных процессов старших дошкольников 41 3.1 Организация и проведение игры среди старших дошкольников 41 3.2 Разработка рекомендаций по применению игр для развития познавательных процессов старших дошкольников 49 Заключение 58 Список использованной литературы 62 Приложение 66
Список литературы

Могографическая литература 1. Абрамян Л. Я. «Игра дошкольника» Москва, 1989. 2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М.-Воронеж, 1995. - 520 с. 3. БондаренкоА. К., Матусик А. И.. «Воспитание детей в игре» Пособие для воспитателя дет. сада – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. 4. Васильева М.А. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях», Москва, «Просвещение», 1986г. 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Психологический очерк / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2001. - 93 с. 6. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления//Вопросы психологии / П.Я. Гальперин - 2002. - №5. – С. 24-28. 7. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 2003. 8. Година Г.Н., Пилюгина Э.Г. «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1987г. 9. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: перспективное планирование / Н.С.Голицына-М., Скрипторий,2007- c.53 10. Груздев П.Н., Ганелин Ш.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения- М., АПН РСФСР, 2004. 11. Гуревич, К.М. Принцип коррекционности в методиках психологической диагностики научно-методические основы использования в школьной психологической службе психодиагностических методик / К.М.Гуревич. - М., 1988. - 312 с. - ISBN 5-921-567423-5. 12. Гуровец Г.В. Ленок Я.Я Коррекционно развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике//Дефектология 1999. 13. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. /Под. Ред. Головчиц. - М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС» 2003. – 244 с. 14. Доронова Т. Н., Глушкова Г.В. «Вместе с семьей» пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей» – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. 15. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н.Дружинин. - М.: Академия, 2004. - 224 с. 16. Дубровина И. В. Практическая психология образования: учеб. пособие. 4-е изд. СПб.: Питер, 2006. - 592 с. 17. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Николаевой Н.М. / Н.Д. Виноградова - М.: Совершенство, 2000. - 208 с. 18. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей / А.З. Зак - М.: Новая школа, 2001. - 252 с. 19. Зубкова П.И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста - М.: Просвещение, 2005. - 363 с. 20. Калинченко А. В. Микляева Ю. В. «Развитие игровой деятельности дошкольников. Методическое пособие, Москва 2004. 21. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - М.: Академия,1996. - 320 с 22. Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007г. 23. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес - М.: Знание, 2004. - 80 с. 24. Леонгард Э.И. Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М: 2005. – 349 с. 25. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - СПБ.: Питер, 2009. - 320 с. 26. Лурия А. Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе / А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 64 с. 27. Маркова Т.А. «Детский сад и семья», Москва, Просвещение 1986 28. Михайленко Н. Я. «Как играть с ребенком» Москва 1995. 29. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Москва, 2000г., пособие для воспитателя. 30. Морозова Н.Г Формирование познавательных интересов у аномальных детей - М., 2005. 31. Некрасова В. А. «Ростем играя: сред. и ст. дошк. Возраст» Пособие для воспитателей и родителей – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004 32. Пенькова Л.А., Коннова «Развитие игровой активности дошкольников» Методическое пособие-МТЦ Сфера 2010 33. Пермякова В.А. Индивидуально-типические особенности обучаемости детей с нарушениями умственного развития / В. А. Пермякова, Е. М. Мастюкова. - Иркутск, 1993. - 111 с. 34. Сажина С. Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ» Москва, Творческий центр, 2008. 35. Спиваковская А. С. «Игра - это серьезно», Москва, 1981. 36. СтепановаО.А. «Развитие игровой деятельности ребенка» Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 37. Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей», Москва, 1976. 38. Федотова А. М. «Сюжетно-дидактические игры для дошкольников», Издательство» ТЦ Сфера» 39. Фролов А.А. Развитие познавательной активности у дошкольников [Текст] / А.А. Фролов. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 400 с. 40. Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогики. - М.,2007. – 234с. 41. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Под ред. Фельдштейна Д.И - М, 2005. 42. Юрчук Е. Н. «Эмоциональное развитие дошкольников» Творческий центр Москва 2008. Описание электронных ресурсов 43. Характеристика игровой деятельности дошкольника. [Эл. ресурс]. Режим доступа - http://womanadvice.ru/igrovaya-deyatelnost-doshkolnikov#ixzz3IMxhcdbb 44. Подвижные игры для дошкольников. [Эл. ресурс]. Режим доступа - http://pedsovet.su/dosug/podvizhnye_igry_dlya_detey 45. Журнал «Дошкольное образование» [Эл. ресурс]. Режим доступа - https://dob.1september.ru 46. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. [Эл. ресурс]. Режим доступа - https://www.maam.ru/detskijsad/rol-igry-v-vospitani-i-razviti-rebenka-doshkolnogo-vozrasta.html
Отрывок из работы

Глава 1. Игра как основа познавательной деятельности 1.1 Понятия «Игра», «Дидактическая игра», «Игровая деятельность» Игра является основным видом деятельности детей дошкольного воз-раста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его вни¬мание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения об¬щественного опыта. Игра - наиболее доступный для детей вид де-ятельности, спо¬соб переработки полученных из окружающего мира впечатле-ний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональ¬ность, активность, развивающаяся потребность в общении . Но для того, чтобы пользоваться таким сложным и эффективным сред-ством в учебно-воспитательном процессе, как обучающая игра, рассмотрим это явле¬ние в истории научного позвония. Что такое игра, игровая деятельность? Впервые эту проблему исследо-вал К. Гросс в 1899 году. Он считал игру формой самоусовершенствования молодых существ, поэтому его теория носила название "Теория предупрежде-ния". Суще¬ственную поправку в теорию Гросса внёс К.Бюлер, который счи-тал, что стрем¬ление к игре, к повторению одних и тех же действий поддержи-вается удоволь¬ствием от самой деятельности. Такое удовольствие он называл функциональным, а игру определял как деятельность, сопровождающуюся функциональным удо¬вольствием и ради него совершаемую. Иначе рассматри-вал игру Ф.Бойтендайк. В противоположность Гроссу Бойтендайк считал, что в основе игры лежат не отдельные инстинкты, а более общие влечения, нахо-дящимися за инстинктами: влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к по¬вторению. Бойтендайк был сторонником З.Фрейда, который считал всю жизнь и деятельность проявлением изначаль-ных биологических влечений. Они рассмат¬ривали игру животных как внешнее выражение глубинных инстинктов или вле¬чений и отождествляли игры жи-вотных и человека. Они не видели качественного отличия ребёнка, развиваю-щегося в обществе и усваивающего опыт взрослых от детёнышей животных, лишь приспосабливающихся к условиям существования благодаря наслед-ственным инстинктам. Однако, между игровой деятельностью человека и жи-вотного существует принципиальное отличие. Согласно К.Марксу, отличие человеческой активности от активности животных выражается в целой си-стеме признаков; «Животное ... не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность - сознатель-ная... в силу этого его деятельность есть свободная деятельность». «Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и харак-тер его действий и которой он должен подчинить свою волю» .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg