Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

fireti 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 108 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.08.2019
В настоящем исследовании была предпринята попытка теоретически обосновать и экспериментально доказать, что развитию коммуникативных способностей у старших дошкольников способствуют такие структурные компоненты коммуникативных умений как, эмоциональный компонент, когнитивный компонент и поведенческий компонент коммуникативных способностей.
Введение

Успех общения зависит от уровня развития коммуникативных умений ребенка, что актуализируется и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие». Содержание данной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. Формированию коммуникативных способностей посвящен ряд исследований, среди которых работы Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.И. Лежневой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, А.А. Шустовой, Н.В. Щиголевой и др. Раскрытию особенностей общения дошкольников посвящены исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, B.C. Мухиной, В.Н. Мясищева, Р.С. Немова. Дошкольный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка. Проблема исследования состоит в том, что на сегодняшний день, развитию коммуникативных способностей посвящены труды многих психологов и педагогов, но в данных исследованиях недостаточно рассмотрены методы, средства, приемы, направленные на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Какова роль сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных способностей?? Отсюда и должно «вытекать» противоречие. Противоречие не обосновано, так как вы не рассмотрели возможности сюжетно-ролевой игры. Добавить материал. Отсюда вытекает противоречие между требованиями современного общества к воспитанию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста и недооценкой сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных способностей педагогами недостаточной эффективностью используемых для этого средств в практике дошкольного образовательного учреждения. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса сюжетно?ролевых игр по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: сюжетно?ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью исследования выдвинута следующая гипотеза: комплекс сюжетно?ролевых игр будет эффективным средством развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, если в процессе его реализации педагог будет воздействовать на все структурные компоненты коммуникативных способностей: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Задачи исследования: 1. Осуществить теоретическое исследование проблемы развития коммуникативных способностей у дошкольников через анализ психолого?педагогической литературы. 2. Выявить уровень развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать и апробировать комплекс сюжетно?ролевых игр, направленный на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. 4. Проанализировать эффективность комплекса сюжетно?ролевых игр по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация. 2. Эмпирические: педагогический эксперимент, анализ документации воспитателя, тестирование, анкетирование, беседа. Этапы исследования: I этап – поисковый: подбор, анализ литературы по проблеме исследования, разработка методологии исследования, подбор методик для диагностики коммуникативных способностей у старших дошкольников, определялись критерии оценивания развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. II этап – опытно-экспериментальный: выявление уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста; разработка и реализация комплекса сюжетно?ролевых игр, направленного на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. III этап – обобщающий: анализ и обобщение полученных результатов исследования, формулирование выводов по работе. Практическая значимость: разработанный комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста может быть использован педагогами в практической работе дошкольных образовательных учреждений. База исследования: БДОУ города Омска "Детский сад компенсирующего вида № 245" Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Содержание

Введение….…………………………………………………………………….….3 Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре……………6 1.1. Особенности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….…6 1.2. Понятие, содержание и развивающие возможности сюжетно-ролевой игры ………………………………………………………………….….12 1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у старших дошкольников………………………………………18 Выводы по первой главе………..………………………………….……………27 Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре………………………………………………………………………………..29 2.1. Организация, методы и результаты констатирующего этапа эксперимента..........................................................................................................29 2.2. Разработка и реализация комплекса сюжетно-ролевых игр по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста...........................................................................................................39 2.3. Оценка результативности комплекса сюжетно-ролевых игр по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста............................................................................................................51 Выводы по второй главе.......................................................................................57 Заключение…………………………………………………………………........58 Список использованных источников и литературы…………………………..60 Приложение……………………………………………………………….......... 65
Список литературы

1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2007. – 210 с. 2. Арушанова, А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: ст. дошкол. возраст / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2008. -№ 6. - C. 86-89 3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли // под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. – 245 с. 4. Бахарева, Л.В. Коммуникативные способности / Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева // Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа. Плюс до и после». - 2001. - № 8. - С. 49 - 51. 5. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Владос, 2003.?192 с. 6. Бородич, А.М. Методика Развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Академия, 2001. - 152 с. 7. Браткова, М.П. Познавательно-речевое развитие / М.П. Браткова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. - С. 175. 8. Браткова, М.П. Тесты на выявление коммуникативных особенностей / М.П. Браткова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 21 – 28. 9. Воспитателю о детской игре/ Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 2002. – 130 с. 10. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в дет. саду. - 2003. - № 2. - C. 12-16. 11. Гаврина, С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С. В. Щербинина. – М.: Росман-Пресс, 2007. – 153 с. 12. Гавриш, С.В. Развитие коммуникативных способностей / С.В. Гавриш // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 1. – 154 с. 13. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1992. – 45 с. 14. Гомжина, З.А. Развиваем дар слова / З.А. Гомжина // Начальная школа. - 2010. - № 7. – 156 с. 15. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с. 16. Дошкольная педагогика / Козлова С. А., Куликова Т. А. – М.: Академия, 2000. – 416 с. 17. Запорожец, А.В. Развитие общения у дошкольников / А.В. Запорожец, М.И. Лисина.- М.: Просвещение, 2004. – 92 с. 18. Зверева, О. Сюжетно-ролевая игра / О. Зверева. – М.: МПГУ Игра и дети, 2003. - № 6. – С. 15 – 19. 19. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой. - СПб.: Детство-Пресс, 2004 - 192 с. 20. Клименкова, О. Игра как азбука общения: Из опыта работы: Дет. сад № 15 «Солнышко» г. Нижневартовска / О. Клименкова // Дошкольное воспитание. -2002. - № 4. - C. 7-13 21. Клюева, Н.В.Общение: Дети 5-12 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. -Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2001. - 157 c. 22. Коноваленко, С. Коммуникативные способности и социализация детей 5 - 9 лет / С. Коноваленко. ? М.: Эксмо, 2004. - 240 с. 23. Леонтьев, А.Н. Теория личности / А.Н. Леонтьев.- М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с. 24. Лисина, М. И. Общение ребенка со взрослым как деятельность / М.И. Лисина //Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. ? М.: Просвещение, 1974. — 76 с. 25. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2006. -144 с. 26. Лисина, М.И. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Лисиной М.И.). - М.: Просвещение, 2000. – 192 с. 27. Маврина, И.В. Возможности диагностики уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников // Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца / И.В. Маврина. - М.: Школьная книга, 2005. – 184 с. 28. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, - 2000. – 255 с. 29. Менджеринская Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджеринская. – М.: Просвещение, 2002. – 128 с. 30. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н. Я. Михайленко //Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 12 – 18. 31. Михайленко, Н.Я. Формирование сюжетной игры у детей 6 года жизни / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 8. – С. 24 – 28. 32. Нечаева, Н.А. Развитие личности - цель современного образования. Модернизация образования / Н.А. Нечаева // Начальная школа, 2009. - № 8. - С. 15-19. 33. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника / С.Л. Новоселова. ? М.: Просвещение, 2009. – 226 с. 34. Осипенко, Г.Г. Игра как средство формирования коммуникабельности дошкольников / Г.Г. Осипенко // http://den-za-dnem.ru/page.php?article=100. – Дата обращения: 28.08.2013. 35. Охорзина, Т. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей / Т. Охорзина // Дошкольное воспитание, 2005. - № 10. – С. 25 – 28. 36. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении / П.И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 2002. – 260 с. 37. Проняева, С.В. Воспитание коммуникативных умений у старших дошкольников в процессе совместной деятельности со взрослыми / С.В. Проняева. - Шадринск, 2009. – 110 с. 38. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) / Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова // Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2006. – 120 с. 39. Рыбак, Е.В. Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Рыбак. – Архангельск: АГТУ, 2001.- 21 c. 40. Сиротюк, А.Н. Развитие коммуникативной компетенции // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С. 15 - 23. 41. Смирнова, Е. О. Исследование общения дошкольников со сверстниками / Е.О. Смирнова, Т.В. Гуськова // Дошкольное воспитание. – 2008. ? № 2. ? С.16 – 17. 42. Смирнова, Е. О. Исследование общения дошкольников со сверстниками / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2004. – 101 с. 43. Смирнова, Е.О. Влияние отношений между ребенком и взрослым на эффективность обучения в дошкольном возрасте / Е.О. Смирнова // Новые исследования в психологии. - 2005. - № 1. – С. 18 – 25. 44. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 160 с. 45. Сухина, Е.М. Программа «Развития навыков межличностного взаимодействия и коммуникативной компетентности у дошкольников» / Е.М. Сухина. - Томск, 2002. – 21 с. 46. Сюжетно-ролевая игра. Учимся играть // http://www.psytoys.ru/p371 .html. - Дата обращения: 25.08.2013. 47. Хомогорова, В.М. Развитие общения детей со сверстниками / В.М. Холмогорова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с. 48. Юдина, Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. -2009. - № 9. - C. 10-19.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 1.1. Особенности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Проблема коммуникативных способностей достаточно широко рассматривается как в отечественной (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский), так и зарубежной (У. Кристен, Л. Нюканен, Х. Рюкле) психологии. Под способностями Б.М.Тепловым понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Эти способности имеют психологическую природу и варьируют от одного индивидуума к другому [15]. В основном, многие ученые, такие как С.Ю. Головин, А.М. Прохорова, П.В. Чернецкая, определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Н.В. Клюева рассматривает общение как коммуникативную деятельность. Как всякая деятельность, коммуникативная имеет свои структурные компоненты, тесно взаимосвязанные между собой на каждом этапе ее развития [24]. Как особый вид деятельности, общение имеет свои элементы, которые выделяет М.И. Лисина: побудительно-мотивационный (потребности - стремление к познанию и оценке людей; мотивы, цель); предмет в соответствии с мотивом деятельности; продукт или результат деятельности и средства ее осуществления. Автором выделяются самые разнообразные средства общения, но наиболее значимыми, являются три основные категории средств общения: экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые высказывания [30].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg