Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Понятие и сущность местного самоуправления.

irina_krutaya 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.07.2019
Объектом исследования является процесс осуществления местного самоуправления. Предметом исследования выступают структура, полномочия и компетенция органов местного самоуправления, правовые и экономические основы местного самоуправления, формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на примере муниципального образования Орловский муниципальный район Кировской области. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники, раскрыть понятие и сущность местного самоуправления в Российской Федерации, выявить его характерные черты и особенности. Эти цели предопределили конкретные задачи исследования: - дать понятие местного самоуправления; - рассмотреть правовые и экономические основы местного самоуправления в муниципальном образовании Орловский муниципальный район Кировской области; - исследовать структуру органов местного самоуправления в Орловском районе; - рассмотреть отдельные государственные полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления района; - сделать анализ особенностей и проблем реализации различных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления; При написании данной курсовой работы, мной были использованы такие методы научного исследования как : - аналитический метод; - метод конкретизации; - метод обобщения; - изучение нормативно-правовой базы.
Введение

Конституцией Российской Федерации местное самоуправление поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Местное самоуправление позволяет децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни на уровень определенной территории, учитывая интересы населения. Актуальность темы исследования определяется значительной ролью местного самоуправления в государственной жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Актуальность исследования проблем становления местного самоуправления в России обусловлена ещё и тем, что Россия — это федеративное государство , в котором правовое регулирование местного самоуправления отнесено на уровень субъектов Российской Федерации. Субъекты неоднозначно понимают ценность институтов местного самоуправления и в ряде случаев не активизируют в должной мере эти процессы на своей территории. Большое влияние оказывает нерешенность многих проблем, вызванных экономическими трудностями не только в регионах, но и в стране в целом, а также то, что нет согласованного разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Для того чтобы развивалось местное самоуправление необходимо формирование собственной нормативной базы муниципальных образований на основе федерального и регионального законодательства, а значит и совершенствование уставов муниципальных образований. Данные обстоятельства помогли мне определиться с темой курсовой работы .
Содержание

ВВЕДЕНИЕ Глава 1. понятие и сущность местного самоуправления ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ОРЛОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1 Правовые основы местного самоуправления 2.2 Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления 2.3 Органы местного самоуправления 2.4 Экономическая основа местного самоуправления ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Несмотря на очевидную значимость института местного самоуправления, Конституция Российской Федерации не содержит отдельного полного определения понятия местного самоуправления. Признаки определения понятия содержатся в её различных статьях. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 131) местное самоуправление определяет так: «местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций». Статья 12 Конституции РФ установила, что: «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно». Для обеспечения самостоятельной деятельности, направленной на решение задач местного значения, Конституция РФ наделила жителей правом на муниципальную собственность. Это один из главных критериев отделения муниципальной власти от государственной. Статьи 12, 131 (ч. 1), 132 (ч. 1) Конституции отделяют органы местного самоуправления от органов государственной власти как структурно, так и через компетенцию — это второй критерий. Структурное обособление установлено в ст. 12 Конституции РФ. Оно состоит в том, что: «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Конституция РФ отделяет органы местного самоуправления от органов государственной власти через осуществление ими самостоятельной компетенции. Часть 1 ст. 132 Конституции РФ устанавливает, что: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». В Конституции РФ делается акцент на то, что местное самоуправление "самостоятельно". Слово "самостоятельно" отнесено к институту в целом (ст. 12), к гражданам в решении вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130), к органам местного самоуправления (ст. 132) при установлении их компетенции. Аналогичные нормы, а иногда и усиливающие положения об отделении органов государственной власти от местного самоуправления, содержатся в ФЗ № 131. Конституция РФ и ФЗ № 131 устанавливают, что местное самоуправление задействовано на решении только задач местного значения. Часть 2 статьи 132 Конституции РФ содержит нормы о возможной передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Данный вопрос регулирует и глава 4 ФЗ № 131, в статье 19 которого определено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами или законами Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ законами субъектов РФ допускается, если это не противоречит федеральным законам. Кроме этого, ФЗ № 131 установлено, что: «Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.» Сущность местного самоуправления. Местная публичная власть, как и государственная власть, имеет свою сущность, основополагающим элементом которой является власть, ее принадлежность и социальная ценность, назначение и осуществление. Сущность местного самоуправления определяется следующим: 1. Муниципальную власть осуществляет элита, т.е. люди, назначенные с участием органа государственной власти. В данном случае должностные лица имеют двойное подчинение. Это теория элит, к которой, по сущности, близка технократическая теория. 2. Муниципальную власть осуществляют специально подготовленные управленцы. Они могут быть избраны избирателями, представительными органами местного самоуправления либо назначены совместно органами государственной власти и местного самоуправления. Например, глава исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - это смешанная теория сущности местного самоуправления. Она близка к теории элит. Здесь используется технократический подход. 3. Муниципальная власть осуществляется жителями муниципального образования, избираемыми ими органами и должностными лицами местного самоуправления в интересах населения. Единственным источником власти являются жители муниципального образования. Такая форма построения и осуществления власти порождает теорию демократизма, раскрывающую свою особую сущность местного самоуправления, заключающуюся в полном народовластии. 4. Муниципальная власть осуществляется преимущественно органами местного самоуправления и должностными лицами. Жители муниципального образования формируют представительные органы местного самоуправления, которые, в свою очередь, формируют исполнительно-распорядительные органы и назначают должностных лиц. Деятельность жителей ограничивается только участием в выборах представительных органов. Сущность выражена в представительной демократии. 5. Муниципальная власть осуществляется на сходах и собраниях там, где нет представительных органов в связи с малочисленностью населения, а также старостой, избираемым этими сходами. Данная теория сущности может быть названа теорией народного самоуправления, или непосредственной, прямой демократии. 6. Сущность местного самоуправления также состоит в том, какие функции оно призвано осуществлять. По европейской континентальной концепции, оно осуществляет значительную часть государственных функций; по англосаксонской концепции - решает только задачи местного значения. В первом случае местное самоуправление есть продолжение государственного управления на местах. Во втором - оно автономно от государственных функций. Таким образом, можно сделать вывод, что при наличии множественных определений местного самоуправления, все они обладают одинаковыми признаками и сводятся к одному — то, что это власть, которую осуществляет население, делает население это самостоятельно (то есть независимо от государства) и власть осуществляется в определенном направлении — решая вопросы местного значения на определенной территории. ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ОРЛОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Как уже было сказано выше, статья 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ дает понятие местного самоуправления в Российской Федерации. Рассмотрим на примере Орловского района, как осуществляется решение вопросов местного значения на его территории. 2.1 Правовые основы местного самоуправления Систему муниципальных правовых актов района образуют: Устав района; (Приложение 1) решения, принимаемые на местном референдуме; решения Орловской районной Думы; постановления и распоряжения главы района; постановления и распоряжения администрации района; правовые акты иных органов местного самоуправления района и их должностных лиц, предусмотренных Уставом района, принятые в пределах их компетенции. В соответствии со ст.7 Устава Орловского района: «Устав района и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Правовые акты, принимаемые в муниципальном районе не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу области, законам области, иным нормативным правовым актам области, настоящему Уставу и решениям, принятым на местном референдуме и обязательны для исполнения на всей территории района.» Устав района был утвержден решением Орловской районной Думы еще в 2005 году. Является действующим, но с внесением множества изменений, связанных с изменением федерального законодательства. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (а это могут быть решения районной Думы, постановления администрации района) вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в районной газете, либо в информационном бюллетене, учрежденном Орловской районной Думой, с одновременным размещением на официальном сайте муниципального образования. Орловский район имеет свой официальный сайт, который является общедоступным источником информации о деятельности органов местного самоуправления Орловского района, органов местного самоуправления муниципальных образований района. Сайту в сети «Интернет» присвоен постоянный электронный адрес: www.admorlov.ru. Информация, размещаемая на сайте, является официальной, публичной, бесплатной и круглосуточно доступной для пользователей. Обеспечение права граждан на получение информации о деятельности органов местного самоуправления района, органов местного самоуправления муниципальных образований района. В Орловском районе решением Орловской районной Думы для официального опубликования нормативных правовых актов с 2008 года учреждено печатное средство – Информационный бюллетень. Периодичность издания – по мере необходимости. Одновременно с опубликованием актов в Информационном бюллетене они размещаются на официальном сайте Орловского района в разделе «Документы». Если это решения Орловской районной Думы, то соответственно, в разделе «Орловская районная Дума» и далее — «Документы». Муниципальный правовой акт направляется для официального опубликования главой района в течение 5 дней со дня его подписания. Устав района, решение о внесении в Устав изменений и (или) дополнений подлежат опубликованию в соответствии с частью 1 статьи 62 Устава района, то есть после его государственной регистрации. Органы местного самоуправления района наделены полномочиями по решению вопросов местного значения, круг которых закреплен статьей 15 Федерального закона. Положения, аналогичные закону, содержатся и в Уставе Орловского района. Вопросам местного значения посвящена статья 8 Устава. Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения района, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина. К ним относится формирование, утверждение, исполнение бюджета района, и управление муниципальной собственностью, вопросы образования, культуры, спорта, организация дорожной и транспортной деятельности, библиотечное обслуживание, защита населения от чрезвычайных ситуаций, вопросы общественной безопасности, мобилизационной подготовки и многое другое. Уставом района предусмотрено, что органы местного самоуправления района осуществляют переданные им федеральными или областными законами, отдельные государственные полномочия в соответствии с издаваемыми, в пределах своей компетенции, исполнительными органами государственной власти нормативными правовыми актами. Исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления района осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из средств федерального или областного бюджетов. Районная Дума может принять решение об использовании собственных материальных ресурсов и финансовых средств района для осуществления органами местного самоуправления района отдельных государственных полномочий. Такое решение должно предусматривать допустимый предел использования указанных средств и ресурсов. Приведу несколько примеров реализации государственных полномочий. Например, Закон Кировской области от 01.08.2016 № 705-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области отдельными государственными полномочиями в сфере создания и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», наделил администрацию Орловского района отдельными государственными полномочиями в сфере создания и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Законом определена численность комиссии и методика, согласно которой рассчитывается субвенция на осуществление государственных полномочий. Комиссия по делам несовершеннолетних действует на основании Положения, утверждаемого районной Думой. Персональный состав комиссии утверждает глава администрации района. Другим Законом Кировской области от 17.09.2005 № 360-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями области в сфере архивного дела», наделил администрацию Орловского района полномочиями в сфере архивного дела. Определил права, обязанности и ответственность принимающей и передающей полномочия сторон, установил методику расчета субвенции на выполнение государственных полномочий. В свою очередь администрация Орловского района выступила учредителем муниципального казенного учреждения «Архив Орловского района», которое и осуществляет полномочия в области архивного дела. Таким образом, на примере Орловского района видно, что его правовая основа, закрепленная в ФЗ № 131, реализуется принятием муниципальных нормативных правовых актов, основным из которых является Устав района. Все муниципальные нормативные акты принимаются в строгом соответствии с федеральным законодательством, не противоречат ему и при наличии условий для опубликования, публикуются. То есть муниципальная власть доступна для населения и открыта ему. Исполнение государственных полномочий осуществляется только при наличии законов Кировской области, о некоторых из них упоминалось выше. 2.2 Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления Одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в районе является местный референдум. Он проводится на территории района в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Граждане, место жительства которых расположено в границах района, участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Орловской районной Думой в течение 30 дней со дня поступления документов принимается решение о назначении местного референдума. Документы должны быть оформлены в соответствии с федеральным и областным законодательством. Инициативу могут выдвинуть: 1) граждане, имеющие право на участие в местном референдуме; 2) избирательные объединения, иные общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах. 3) районная Дума и глава администрации района совместно, посредством принятия соответствующих правовых актов. Если местный референдум назначается по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, то необходимо собрать подписи в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории района в соответствии с федеральным законодательством, но не может быть менее 25 подписей. Подготовка и проведение местного референдума осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории района и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Итоги местного референдума подлежат обязательному опубликованию (обнародованию). Уставом района хоть и предусмотрено проведение районных референдумов, однако, как показывает практика последних 10 лет, на территории Орловского района референдумов не проводилось. Это связано с тем, что при наличии вопроса, подлежащего решению на референдуме, он выносится на референдум в поселении, входящем в состав района. Последний референдум был проведен в Орловском городском поселении, входящем в состав района, в 2011 году. В настоящее время и муниципальные образования, входящие в состав района, отходят от практики проведения референдумов, поскольку их организация и проведение требует значительных денежных средств, которых и так недостаточно в бюджетах поселений. А предсказать, какое будет принято решение на референдуме, например по вопросу самообложения граждан, невозможно. То есть можно потратить бюджетные средства на организацию референдума, но при этом в дальнейшем не получить в бюджет ни копейки, если граждане выскажутся против сбора средств самообложения. Поэтому в настоящее время на территории Орловского района жители участвуют в проектах поддержки местных инициатив, которые позволяют привлечь денежные средства не только граждан, но и местных бюджетов и бюджета Кировской области. О реализации таких проектов на территории района будет сказано ниже. В целях избрания депутатов районной Думы на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, в соответствии с федеральными и областными законами проводятся муниципальные выборы. Выборы назначаются районной Думой, в сроки, предусмотренные Уставом района в соответствии с федеральными и областными законами. Выборы депутатов Орловской районной Думы могут проводиться по одномандатным или многомандатным округам. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Например, для того, чтобы провести выборы депутатов Орловской районной Думы пятого созыва районная Дума предыдущего созыва на заседании, состоявшемся 24 июня 2016 года, назначила выборы депутатов районной Думы на 18 сентября 2016 года. Уставом района хоть и предусмотрено проведение выборов по одномандатным округам, в районе сложилась практика проведения выборов по четырем пятимандатным округам. В итоге выборов 2016 года все 20 мандатов оказались замещенными, то есть было избрано 20 депутатов. Итоги выборов были опубликованы в районной газете «Орловская газета». В настоящее время один из депутатов сложил свои полномочия, но в связи с тем, что округа были многомандатные, в округе осталось замещено более 2/3 мандатов, дополнительные выборы депутата не назначались и не проводились. Инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, имеет право выступить с правотворческой инициативой в порядке, предусмотренном районной Думой. Минимальная численность инициативной группы граждан - 3 процента от числа жителей района, обладающих избирательным правом. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления района или должностным лицом местного самоуправления района, к компетенции которых относится принятие такого акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Районная Дума рассматривает указанные проекты на открытом заседании. Представителям инициативной группы граждан должна быть предоставлена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. Принятое по результатам рассмотрения такого проекта муниципального правового акта района мотивированное решение, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его группы граждан. В Орловском районе практики выступления граждан с правотворческой инициативой в последние 10 лет не наблюдалось. Возможно, это связано со сложной процедурой реализации права. Чаще инициативные граждане обращаются к своим избранным депутатам по округам, и они уже на заседании районной Думы реализуют пожелания, высказанные своими избирателями, в том числе и инициируя принятие того или иного решения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Социология, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Социология, 35 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Социология, 52 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Социология, 43 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Социология, 34 страницы
408 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg