Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование лидерских качеств у военнослужащих проходящих военную службу по призыву.

irina_krutaya 3030 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.07.2019
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и реализовать модель формирования лидерских качеств у военнослужащих проходящих военную службу по призыву. Объект исследования: процесс формирования лидерских качеств у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Предмет: условия, формы и методы формирования лидерских качеств у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Гипотеза исследования: формирование лидерских качеств у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, будет эффективным, если: 1. Формирование лидерских качеств у военнослужащих осуществляют должностные лица психолого-педагогической работы целенаправленно и системно на основе единства аксиологического, индивидуально-личного и деятельностного подходов; 2. Выявлены и обоснованы такие педагогические условия формирования лидерских качеств как профессиональной компетентности, правовой и этической правомочности всех должностных лиц психолого-педагогической работы, комплексного подхода и профессиональной кооперации различных должностных лиц, деятельностный подход, субъектно-ориентированного взаимодействия, своевременность и постоянство всех этапов социализации военнослужащего в условиях военной системы, материально-технического обеспеченности психолого-педагогической работы; 3. Осуществляется отбор методов, приемов и дидактического материала по результатам проведенного диагностического исследования; 4. Определено содержание понятия «лидерство» и уточнены его особенности в контексте реализации воинской службы по призыву; 5. Разработана и внедрена модель формирования лидерских качеств у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; Задачи: 1. Выявить сущность понятия «лидерство», «лидерские качества»; 2. Определить подходы к формированию лидерских качеств у военнослужащих и обосновать их назначение; 3. Выявить и охарактеризовать виды психолого-педагогической деятельности по формированию лидерских качеств у военнослужащих; 4. Выявить и обосновать педагогические условия реализации модели по формированию лидерских качеству военнослужащих; Теоретическими основами исследования являются: психологические теории развития личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.); идеи гуманистического подхода (В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова, О.С. Газман, М.И. Рожков, Л.В. Байбородова), на основе которого организуется процесс воспитания, определяющим звеном в котором являются интересы, возможности и ценности военнослужащего, что позволяет формировать у военнослужащего лидерские качества как меру и регулятор своего поведения; идеи и положения о духовно-нравственных ценностях (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, М.С. Каган, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, Б.Т. Лихачев, В.Н. Мясищев, Н.Д. Никандров, В.В. Николина, З.И. Равкин, Л.П. Разбегаева, Н.С. Розов, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Н.З. Чавчавадзе, Н.Е. Щуркова); идеи диалогического подхода (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Н.А. Бердяев, М. Бубер), который основан на уверенности в позитивном потенциале человека, в его неограниченных творческих возможностях непрерывного саморазвития и самосовершенствования; идеи педагогики индивидуальности (А.Г. Асмолов, О.С. Гребенюк, А.А. Кирсанов, B.С. Мерлин, Е.С. Рабунский, К. Роджерс, Б.М. Теплов, И.Э. Унт и др.) Методологической основой исследования являются: деятельностный подход (О.С. Газман, Л.М. Лузина, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина), которые признают основным фактором формирования лидерских ценностей деятельность как процессуальную, целенаправленную активность субъекта; индивидуально-личностный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Гребенюк, О.С. Газман, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) основывается на признании уникальной индивидуальности личности субъекта воспитания, уважении ее свободного выбора, а также учитывает возрастные, индивидуально-личностные особенности военнослужащего, включает в себя признание военнослужащего активным субъектом процесса воспитания; аксиологический подход (Е.В. Бондаревская, С.К. Бондарева, А.Г. Здравосмыслов, В.В. Зеньковский, М.С. Каган, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов) основывается на ценностях Отечества, сопричастности военнослужащего к народу и государству, ответственность за судьбу страны, включающий теоретические и практико-ориентированные основы ценностей личности; Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и опыт практического внедрения программы по формированию лидерских качеств определяют разнообразные векторы лидерского развития военнослужащих; в разработке программы по формированию лидерских качеств у военнослужащих «Будущий лидер России». Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно будет способствовать решению имеющей важное социально-культурное значение проблемы исследования – какие условия необходимы для формирования лидерских качеств у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; разработанная в исследовании модель позволит на теоретической основе определить новые подходы и принципы формирования лидерских качеств у военнослужащих; результаты исследования будут способствовать повышению теоретического уровня практикующих психологов, воспитателей и социальных педагогов, работающих в военных частях. Научная новизна исследования заключается в следующем: - определены подходы по формированию лидерских качеств военнослужащих: аксиологический, предполагающий осуществление деятельности под знаком гуманистических и гражданских ценностей, деятельностный, утверждающий деятельность как ведущий фактор формирования личности; индивидуально-личностный, обеспечивающий целостный индивидуальный контекст становления внутреннего субъектного пространства саморазвития. - разработана модель формирования лидерских качеств военнослужащих, базирующаяся на принципах индивидуальности, событийности, гармонии, продуктивности, сотрудничества, реализации субъект-субъектных отношений, саморазвития и самовоспитания, доверия и поддержки и функциях выполняющая коммуникативную, ценностно-формирующую, индивидуально-процессуальную, мотивационную, диагностико-аналитическую функции. - разработана программа по формированию лидерских качеств «Будущие лидеры России»; Для решения задач исследования и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: теоретические методы – анализ философской, педагогической, психологической литературы, научно-методической литературы, освещающей в целом исследуемую проблему; эмпирические методы – изучение учебно-программной документации, организационно-нормативных документов, наблюдение, анкетирование, беседа, опросы; педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов эксперимента, методы статистической обработки результатов исследования, методы понятийного словаря. Опытно-экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе военной части 72152 Ленинградской области, г. Красное Село. В апробации принимали участие 23 военнослужащих проходящую срочную службу по призыву. Структура и объем исследования. бакалаврская работа соответствует логике научного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на 98 страницах, из них: 5 таблицы, 4 рисунка, 16 диаграмм. Список литературы включает 63 наименование.
Введение

Феномен лидерства является социальным явлением разных формаций общества на протяжении его развития в историко-культурном контексте. Постепенно феномен лидерства стал занимать одно из центральных мест в социально-гуманитарных, философских, экономических, политологических, геополитических исследованиях. В ХХ веке обнаруживается всплеск научного интереса к лидерству, влияющему на все социальные сферы общества (Дж. Мак-Грегора Бернса, Р. Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа). Наиболее активные исследования проводились и проводятся в США, где практически возникла теория лидерства. Современное общество обладает потребностью лидерами, способными возглавить команду, обладающими такими качествами как государственный долг, гражданская позиция, ответственность, целеполагание, чувствительность к изменениям, целеустремлённость, настойчивость, умение мотивировать, вдохновлять, убеждать, коммуникабельность, уверенность в себе, самообладание, внутренняя целостность. Актуальность определяется необходимостью исследования лидерства в воинском коллективе. Прохождение воинской службы по призыву характеризуется как важный в становлении личности. В этот период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения. Это, прежде всего, проявляется в возникновении особого комплекса потребностей, выражающегося в стремлении выйти за рамки «зоны комфорта» и приобщиться к жизни взрослых. Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении: возникает осознанная связь настоящего и будущего, военнослужащий перестает смотреть на будущее с позиции настоящего, начиная рассматривать настоящее из будущего. Для внутренней позиции военнослужащего проходящего военную службу по призыву, при попадании в новый коллектив становится очень значимой новая потребность — найти и занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников, завоевать авторитет, уважение, симпатию и внимание товарищей. Это ведет к повышению реакции приспособленности по отношению к референтной группе (стремление ничем не выделяться в среде сверстников, быть «как все»), к усилению реакции группирования (стремлению военнослужащего в группу сверстников, тяга к сплочению с ними) и реакции имитации (подражание кому-либо из сверстников, чаще — более популярному, преуспевающему, лидеру). Чувство принадлежности к общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличается интересами и формами проведения досуга и т.п., имеет существенное значение для развития личности, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности. В этой ситуации лидер становится референтным лицом, имеющим наибольший авторитет и популярность. Лидер может прямо влиять на становление направленности своей микрогруппы, формировать у товарищей нормы и идеалы. В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Все вышесказанное и обуславливает актуальность темы «Формирование лидерских качеств у военнослужащих проходящих военную службу по призыву». Степень разработанности проблемы: исследованию проблемы формирования и развития лидерства, посвящен целый ряд учебных пособий, монографий и публикаций, как зарубежных, так и отечественных авторов. В частности, роль и особенности лидеров, а также отдельные вопросы их воспроизводства обозначены в работах: О.С. Виханского, В.Р. Веснина, Е.С. Авраменко, М.Ю. Ананченко, В.В. Белова, Е.Н. Викторука, А.А. Дагаева, Р.Л. Дафта, В.Г. Зинова, М.А. Казакова, Е.Л. Кусаевой, Ю.Н. Москвича, Л.Ф. Никулина, С.Р. Яголковского, Е.С. Яхонтовой, В.П. Пугачева, Д.Ф. Абеля, В. Аволио, П. Друкера, С. Кови, К. Бланшара, Р. Энтони и др. Проблематика формирования лидерства, в том числе, подготовка и развитие данных качеств, представлены в трудах: В.А. Антропова, У. Байхэма, М. Бауэра, Х. Виссемы, А.А. Деркача, А.Н. Занковского, А.Я. Кибанова, И.Г. Колодкиной, Дж. Коула, В.Г. Зинова, Дж. Максвелла, П. Сенге, В.А. Спивака, Н. Хоффмана, Э.Х. Шейна и др. Изложенное свидетельствует о высоком уровне теоретической разработанности исследуемой проблемы. В тоже время, в зарубежной и отечественной научной литературе, имеет место значительное разнообразие различных подходов к осмыслению феномена лидерства, часто противоречивых и взаимоисключающих трактовок его предпосылок, факторов становления, траекторий развития, критериев выбора и оценки. Проблема исследования: каковы теоретические основы и педагогические условия реализации модели формирования лидерских качеств у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ……………………10 1.1.Феномен лидерства как психолого-педагогическая проблема…..10 1.2.Особенности психолого-педагогической деятельности в условиях военной части…………………………………………………………………..21 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………….30 ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ……………………..33 2.1. Модель формирования лидерских качеств у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву………………………………………33 2.2. Психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств у военнослужащих проходящих военную службу по призыву ………………37 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………43 ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ………………………………………………………45 3.1. Анализ состояния проблемы формирования лидерских качеств, проходящих военную службу по призыву………………………………………45 3.2. Реализация программа социально-педагогической деятельности по формированию лидерских качеств у военнослужащих……………………….633.3.Анализ результатов формирования лидерских качеств у военнослужащих проходящих военную службу по призыву…………………71 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3…………………………………………………84 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………88 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………94
Список литературы

1. Авдонин В.С Исторический компонент в концепции патриотического воспитания молодежи/ В.С.Авдонин. М.:Рязань, 2016.с.23 2. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе/ И.А Агапова. - М.: Мир, 2012. с.6-11 3. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. МГУ. - 1990. с.2 4. Боголюбов Л.Н., Кинкулъкин А.Т., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В., Виноградова Н.Ф., Козленко С.И., Алексашкипа Л.Л., Летрова Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2013, № 9.с.16 5. Брендель С., Шпиклис Ю. Психологический тренинг коллектива- М.: Мир, - 2004. 6. Вершигора Е.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2001.с.10-15 7. Виханский О.С. Стратегическое управление-М.: Гардарики, 2002.с.5-9 8. Воспитание гражданина в советской школе. /Под ред. Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1990.с.21-24 9. Гарашов Г.Т. Организационно-управленческие функции профсоюзов и роль профсоюзного лидера в их осуществлении. -М.: Академия труда и социальных отношений, 1998.с.25-45 10. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2018.с.30-35 11. Громова О. Н. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2013. 12. Дизель П. М., Мак—Кинли Раньян. Поведение человека в организации. - М.: ЮНИТИ,, 2018.с.240 13. Донцов А. И. Психология коллектива. МГУ, 2014.с.52-59 14. Западная социальная психология в поисках новой парадигмы.- М.: ИНИОН, 2013.с.2-34 15. Зимичев А. М. Психология политической борьбы. – М.:СПб., 1993.с.20-34 16. Иванова Ю.Н., Титов Ю.А. Зарубежный опыт подготовки управленческих кадров. М., 1995.с.471 17. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 2013 18. Ильин Н.И., Лукманова И.Г., Немчин А.Н. и др. Управление проектами. /Под общ. ред. В.Д. Шапиро. М.: Дело, 2016.с.10-14 19. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей., 2015.с.23-24 20. Исаев М. Ю., Хмелевский В. Н. Психотерапевтическая помощь коллективу. Красноярск, 2015. 21. Каверин С. Б. Психология и политика. Тамбов, 1992.с.253 22. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. — СПб.: Питер, 2006. : ил. — (Серия «Учебное пособие»).с.140-141 23. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Военная психология : учебник для специалистов психологической работы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М. : ВУ, 2016.с.37-41 24. Караяни А.Г. — «Введение в профессию военного психолога» - М. Издательство: Воениздат 2016.с.149 25. Кишкель Е.Н. Управленческая психология. М.: Высшая школа, 2002.с.84-85 26. Корчемный П.А. Военная психология: методология, теория, практика - М. Издательство: Воениздат. , 2008. – 280 с. (Библиотека Гумер - психология) 27. Крицкая, Н. Ф. Современные тенденции развития гражданского образования // Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Киров, апрель 2005. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2015.с.523 28. Кричевский Р. Л, Дубовская Е.М. Психология малой группы. МГУ, 2011.с.7-11 29. Кричевский Р. Л. Если вы - руководитель. М., 2013.с.124 30. Ксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. 31. Кузнецова Л.В. Истоки гражданственности. - М.: "Педагогика", 2016.с.84 32. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2015.с.284-285 33. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М.: "Юрайт", 2000. 34. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России.// Педагогика. 2017.с.106-111 35. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. /Под ред. П.В. Шеметова. М.: ИНФРА-М, 2001.с.10-14 36. Минделл А. Лидер как мастер единоборства Ч. 1, 2. М„ 2013. 37. Молодцова, И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. - Москва, 2017. -№ 1. 38. Овчинникова И.Г. Будь гражданин. - М.: "Знание", 2016. 39. Паркинсон С. Н. Как преуспеть в бизнесе. Тула, 2012. 40. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И Мельниченко. - М.: ТЦ Сфера, 2017. 41. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 2012. 42. Пищулин Н.П., Ковалевский В.Ф., Анисимов В.М. Кадры - персонал. М.: ИНФРА-М, 2014 43. Платонов Ю. П. Психология коллективной деятельности. ЛГУ, 2015 44. Подгорнов А,В. Ориентация учащейся молодежи на гражданско-патриотические ценности: (на материале доп. Образования): Автореф. Дис. … канд. пед. наук. Петрозаводск, 2010 45. Подгорнов А,В. Ориентация учащейся молодежи на гражданско-патриотические ценности: (на материале доп. Образования): Автореф. Дис. … канд. пед. наук. Петрозаводск, 2018с.98 46. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях // Материалы Всероссийской конф. - М.: Университет, 2011. 47. Проблемы развития личности и коллектива. Ростов н/Д., 2016 48. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М.: ИНФРА-М, 2001.с.547 49. Саакян А.К., Зайцев Г.Г., Лашманова Н.В., Дягилева Н.В. Управление персоналом в организации. СПб.: Питер, 2001. 50. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. -2012. - №4.с.84 51. Сенге П. Новая работа для лидера: построение самообучающейся организации. М., 2014 52. Социально-психологические методы практической работы, в коллективе: диагностика и воздействие. М„ 2014 53. Социальный менеджмент. /Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. М.: Высшая школа, 2001 54. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты): Дис.д-ра пед.наук. - М., 2013.с.86-89 55. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты): Дис.д-ра пед.наук. - М., 2012. 56. Управление персоналом. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. 57. Управление персоналом. /Общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2001.с.56-60 58. Управление персоналом. /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2003. 59. Утюжанин А. П., Устюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты, управления коллективом. М, 2013.. 60. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. М.: Издательство «Экзамен», 2003.с.86 61. С. В. Фролова, Е. Ю. Илалтдинова, Ф. В. Повшедная; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" (Мининский университет). - Москва: Флинта; Нижний Новгород : Изд-во Мининского ун-та, 2017. - 217 с. 62. Чижов Н.А. Кадровые технологии. М. «Экзамен», 2000.с.90-100 63. Швалъбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М., 2013.
Отрывок из работы

1.1.Феномен лидерства как психолого-педагогическая проблема В психолого-педагогической науке сложился ряд подходов к проблеме лидерства, которые различаются по взгляду относительно вопроса генезиса данного феномена. Проблемы лидерства рассматриваются как в отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике. Среди наиболее популярных психолого-педагогических теорий и концепций в области лидерства ученые определяют: теория лидерских качеств, ситуативная, ситуативно-личностная теория. Понятия «лидер» и «лидерство» является междисциплинарным феноменом, анализ данной категории встречается в социология, политология, психология, педагогика. Рассмотрим ряд определений, в которых выделим значимые признаки. Р.Л. Кричевский определяет лидера как члена группы, который идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, обладает наибольшим влиянием и выдвигается в ходе взаимодействий [14,с.2-34]. В основе данного определения лежит аксиологический подход, согласно которому лидер является носителем ценностей группы. Иной подход к определению лидерства выдвигает А.И. Усманский. Лидерство рассматривается через призму управленческих решений лидера как представителя группы и наделение его ответственностью за принятые решения. Лидер - член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы[35]. Н.С. Жеребова рассматривает лидера через коллектив и характер его взаимосвязей с его членами. Лидер - это такой участник коллектива, который выдвигается вследствие взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя, при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми и способствует организации и управлению этого коллектива при решении групповых целей. [15,с.20-34] Подход определения лидера через констатацию наличия организаторских компетенций и личностных качеств изучает А.А. Ершов. Лидер - член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению целей группы наилучшим образом.[8,с.21-24] Таким образом, из определений можно выделить несколько существенных признаков лидера: определяется с наиболее полным набором коллективных ценностей, занимает центральное положение в межличностных отношений, обладает правом принимать наиболее ответственные решения, организует общество на достижение целей. Наличие феномена «лидер» рождает такое понятие как лидерство, рассматриваемое как один из методов дифференциации коллектива вследствие работы, общения и взаимодействия её членов. Проблема лидерства как научная проблема рассматривается в психолого-педагогических исследованиях отечественных и западных ученых. Так ряд исследований посвящен проблемам лидерства в молодежной среде (К.Р. Бабаян, Порядина В.Л., Агафонова М.С., Шамрай М.В.), проблемам поиска и проектирования механизма формирования лидерских качеств молодежи (Сбитнева В. Б, Мокшина Н. Г., Пивоварова, Г.Н.), проблемам диагностирования лидерского потенциала в молодежной среде (Е.Жариков, Е.Крушельницкий, Тихомирова, Е. И.). Возникнув как итог общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическим феноменом, в котором, конкретным образом, фокусируются и выражаются важнейшие свойства группового формирования, имеющие не только психологическую либо эмоционально-психологическую, но в первую очередь социальную и классовую природу и сущность. Старания вывести лидерство из чисто психологических отношений между членами малых групп и противопоставить его руководству как процессу, имеющему исключительно социальную и политическую природу, характерны для современной американской социальной психологии, которая рассматривает малые группы в основном в качестве эмоционально-психологической общности людей [3,с.2]. Социальная группа — это объединение людей, основанное на общем участии в какой-либо деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются их функциональными связями, а также социальными правами и обязанностями, определяемыми соответствующими институтами; члены коллектива обладают общими ценностями и отделены от других общностей принципами обособления [13,с.52-59]. Малой группой допускается рассматривать немногочисленную (не более 30чел.) согласно составу социальную категорию, члены которой взаимодействуют друг с другом лично и имеют единые целевые установки. Другими словами, основным (родовым) признаком малой группы является социальная группа, а видовым отличием межличностные отношения, непосредственные контакты. Поэтому под малой группой обычно понимают малочисленную социальную группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе, так и особых групповых ценностей и норм поведения [7,с.5-9]. Лидерство определяется как один с механизмов интеграции коллективный деятельности, когда личность либо часть социальной группы берет на себя функции реализации координации и направления действий всей категории, которая, в свою очередь, принимает на себя обязанность подчиняться указаниям и требованиям данного индивида или части членов группы. [9,с.25-45] В системе коллективной деятельности лидерство появляется как объективная необходимость определенной категории, преломившаяся в сознании участников и принявшая форму ожиданий и условий, обращенных к лидеру. Социальное лидерство имманентно человеку и окружению, т. е. проистекает из их природы, оно считается древней формой организации существования людей. Ранее в наиболее ранних стадиях социального существования без развития тех или других методов компании групповой работы существование и формирование человеческих сообществ были б просто немыслимыми. Они приобретали признание, доверие, авторитет среди своих современников, одним словом — становились фаворитами. Они получали признание, доверие, авторитет среди своих современников, словом — становились лидерами.[10,с.30-35]. Лидерство как социальное явление несет всеобщий характер. Возможно, утверждать, что там, где появляется человеческое сообщество, далее возникают и лидеры. С данным феноменом любой индивид сталкивается уже с раннего возраста. Молодежные стихийные группы постоянно руководят лидерами, это свойственно школьным и студенческим группам. Досуговые организации взрослых также выделяют собственных лидеров, в семье обязательно существует лидер. В отсутствии лидерства невообразимы трудовые коллективы. По мере формирования социальной жизни эволюционировал и феномен лидерства, усложнялись его формы и иерархия. В ранних стадиях социального формирования доминирующей считалась индивидуальная модель лидерства, если функции руководителя группы осуществляет одно лицо. В последующем начали появляться разнообразные формы группового лидерства, если руководящую функцию в команде осуществляет какой-либо совместный аппарат либо ведущее положение в концепции социальных взаимоотношений захватывает общественная группа, класс, партия, государство (среди системы государств) [18,с.10-14]. Различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников [26,с.280]. Это так называемый характер лидерства. Поэтому, как отмечает О.А. Павлова, официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. [26,с.280] В некоторых случаях его выставляют не столь сами ребята, сколько взрослые; вот почему руководитель либо обязан очень хорошо понимать собственных подопечных, или обеспечивать им возможность лично подбирать лидера. В случае если же руководитель никак не будет являться одновременно и «неформальным» фаворитом, в таком случае индивид, пользующийся огромным авторитетом , станет разлагать коллектив и результативность организации и самой результативности работы упадет .Вполне может случиться такое, что появится разногласиемежду формальным и неформальным лидером. По этой причине очень важно, для того чтобы руководители обладали представления о том, кто же считается лидером. На сегодняшний день одной из благоприятных сфер для воспитания лидерских качеств у молодежи является вовлечение в специально-организованную деятельность, которая направлена на приобретение лидерского опыта, и при использовании в деятельности технологии социального проектирования, каждому предоставляется возможность реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора).[19,с.23-24] Не каждая работа формирует лидерские качества, а только эта, что ставит в определенное отношение к коллективу ровесников. Лидерские компетенции формируются исходя из :готовность взять на себя ответственность за коллектив, готовность отвечать за коллективный результат даже в случае провала, предпочтение общего результата личному, позитивное отношение к людям, обучаемость, стремление развиваться, не боится сильных подчиненных, умение и готовность вдохновлять, умение слышать других, готовность и способность учить других, эксперт или отличный управленец, умение организовать других, собственная точка зрения, готовность к непопулярным решениям, стрессоустойчивость, отсутствие стремления самоутверждаться за счет других. [ 23] Непосредственно разнообразная работа, нацеленная в получение лидерского навыка содействует созреванию лидерских качеств. В случае если ведь работа односторонняя, к примеру, сведена в большей степени к заключению когнитивных вопросов, в таком случае и возможности формирования лидерских свойств станут урезаны. Особую роль в формировании личности играют сверстники. Сверстник, образец особого рода, как мерка для оценки себя на уровне реальных возможностей: • сверстник ближе, понятнее, доступнее; • на него легче ориентироваться, т. к. качества проявляются в близких для него ситуациях; • легче сравнивать себя со сверстником; • легче осознавать и оценивать собственные недостатки и успехи. [28,с.7-11] При организации учебно-воспитательной работы с необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде всего, на это мнение. Постоянное взаимодействие военнослужащего с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Как указывает Л.И. Божович, потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей военнослужащий готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. [12,с.240] Поскольку сущность человека, его способность к выполнению определенной социальной роли наиболее полно раскрывается через его качества, представляется целесообразным отдельно проанализировать подходы ученых к определению лидерских качеств. Лидерские качества могут быть разделены на три группы: системные навыки, коммуникативные навыки и внутренние качества:[29,с.124] Таблица 1. Систематика лидерских качеств. Группы навыков Лидерские качества Системные навыки Видение Целеполагание Чувствительность к изменениям Целеустремлённость, настойчивость Коммуникативные навыки Умение мотивировать, вдохновлять, убеждать Коммуникабельность Внутренние качества Уверенность в себе Дерзновенность Проактивность Самообладание Внутренняя целостность Развитие - это процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени. Развитие - это своеобразное количественное «приращение» того или иного качества на всем пространстве жизнедеятельности. В общих чертах категория «развитие» в педагогике раскрывается как «количественные и качественные, психосоматические и духовные изменения в организме, совершающиеся в результате естественного обмена веществ, в силу вовлеченности в поток жизнедеятельности, особенно в специально, педагогически организованные виды социально-позитивной деятельности, общения и отношений» [34,с.106-111]. В результате формирования возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры [12,с.240]. Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми, участвуя в общественных взглядах, военнослужащий - член коллектива, где он проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромным спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть личность. Личность - это психическая и духовная сущность человека, выступающая в разнообразных системах качеств: • в совокупности социально - значимых свойств человека; • в системе отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; • в осознании окружающего мира и себя в не • в системе потребностей; • в совокупности способностей и творческих возможностей; • в совокупности реакций на внешние условия; • в системе деятельности, осуществляемых социальных ролей, в совокупности поведенческих актов и т.д. [8,с.21-24]. К.К. Платонов в структуре личности выделяет четыре иерархических уровня подструктуры: • уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека; • уровень особенностей психических процессов образует качества, характеризующие индивидуальный опыт ощущений, восприятия, воображения, внимания, мышления, чувств, воли; • уровень опыта личности - сюда входят знания, умения, навыки, привычки. В них выделяются те, которые формируются в процессе изучения учебных дисциплин (знания, умения, навыки) и те, которые приобретаются в практической деятельности (сфера действенно- практическая); • уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы, мировоззрение.[12] Все качеств тесно взаимосвязаны, обуславливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя сложную целостную систему. Сущность личности, ее сознание, творческая активность и индивидуальность обуславливаются обществом. Становление и воспитание личности есть процесс усвоения социального опыта. И.С.Кон указывает, что личность не только «продукт истории, но и участник ее живого движения, объект и субъект современности».[26,с.280]. Другими словами, каждая личность выполняет определенный вид деятельности, занимает ту или иную социальную роль, которая предполагает «нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего эту позицию». Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное, их субъектом является не индивид, а общество. Развитие лидерских качеств - сложный процесс, связанный с личностными новообразованиями и проходящий в условиях общества (коллектива). В обществе развивающейся рыночной экономики успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому развитие социальной активности, целеустремленности, волевых качеств необходимо начинать уже с дошкольного возраста, особое внимание, уделяя воспитанию уверенности ребенка в собственных силах. Так, Е.А. Аркин настаивал на том, что проблема лидерства должна быть признана одной из основных при изучении коллектива. Авторитет и сила их воздействия на ровесников часто превосходят влияние взрослых. Вряд ли, например, необходимо допускать, чтобы в роли официально избранного лидера коллектива выступал малоавторитарный учащийся, который не пользуется поддержкой своих одноклассников. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие педагоги специально подчеркивали, чтобы в органы самоуправления коллектива входили авторитетные и уважаемые члены коллектива. Появление так называемого неформального лидера возможно только в тех случаях, когда это педагогическое условие не соблюдается[37]. Будучи наиболее авторитетной личностью, лидер реально играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В отличие от руководителя, занимающегося официальной организацией всей деятельности группы и управлением ею, лидер возникает спонтанно в результате психологических отношений, возникающих в группе с точки зрения доминирования – подчинения. Лидер может быть, а может и не быть официальным руководителем группы. Оптимальным является случай совпадения лидера и руководителя в одном лице. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда выступает как элемент групповой структуры. Феномен лидерства может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной: при одних обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, при других, напротив, снижаться. [2,с.6-11] В зарубежной психологии существует множество различных теорий лидерства, наиболее популярными среди которых являются теории черт и ситуационная теория лидерства. Согласно теории черт, лидером может быть не любой человек, но лишь обладающий определенным набором личностных качеств, набором или совокупностью психологических черт. Ситуационная теория предполагает, что лидерство – это продукт ситуации. В различных конкретных ситуациях выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, теория черт или качеств лидера в зависимости от ситуации. Основной порок этих подходов заключается в недооценке того, что лидерство как социально-психологический феномен возникает в результате взаимодействия человека и конкретных общественно обусловленных обстоятельств предметной деятельности. За точку отсчета должны быть взяты не просто ситуации, но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать способность организовать ее для решения этих задач [1,с.23]. Едва ли не важнейшая характеристика лидера связана с избирательностью, которой ее наделяют члены группы, выделяя его среди всех по каким-то признакам, подлежащим психологическому изучению. Что же составляет основу этого выбора? Экспериментально доказано, что здесь все зависит от уровня развития группы. Чем выше группа по уровню развития, чем в большей степени межличностные отношения в ней опосредованы содержанием и ценностями совместной социально-заданной деятельности, тем более вероятно, что появление и стабилизация лидера в группе происходят как реализация именно этих отношений. По существу лидер – это наиболее референтное для группы лицо в отношении совместной деятельности, некий общий для группы средний член межличностных отношений, оказывающих влияние на эффективность ее деятельности[21,с.253]. Если иметь ввиду психологическую характеристику личности в коллективе, то ценностные ориентации лидера, к которым обращается группа, характеризуется прогрессивностью в широком смысле этого слова, проникнуты демократизмом и гуманностью. Независимо от того, облечен ли лидер официальной властью, группа наделяет его атрибутами авторитета, т.е. признает за ним право оценивать значимые обстоятельства совместной деятельности, а также принимать решения, которые становятся определяющими для всей группы[10,с.30-35]. А.С. Залужный, изучая взаимоотношения, выявил типологию лидеров, разделив их на ситуативных (лидер – интеллектуал, лидер – организатор, эмоциональный лидер) и постоянных. Он не согласен с тем, что некоторые люди «от природы» не способны к лидерству, - лидером может быть – и бывает в действительности при соответствующих условиях практически каждый: сейчас один, в следующий момент другой и т.д. Учитывая совокупность подходов к феномену лидерства в различных ситуациях групповой жизни, выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве. Но, поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером[21,с.253]. 1.2.Особенности психолого-педагогической деятельности в условиях военной части Возросшая сложность задач, связанная с реформированием Вооруженных сил Российской Федерации, необычная мозаика процессов, происходящих в духовной сфере многонациональных воинских коллективов, отдельные негативные явления (неуставные взаимоотношения, самовольные оставления частей и подразделений) - все это усиливает важность поворота к конкретному человеку, переводу этой задачи из теоретической в плоскость осуществления практических мер. Военной опыт показывает, что работа по изучению личностных особенностей военнослужащих, по учету воздействий всех объективных и субъективных факторов, влияющих на военнослужащего, приносит успех, когда соблюдаются условия индивидуальной психолого-педагогической деятельности. [15,с.20-34] Психолого-педагогическая деятельность - это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей (командиров, начальников, психологов) на воспитуемых (военнослужащих), осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей, с использованием целесообразных в определенных условиях методов, форм и средств воспитания. Система психолого-педагогической деятельности включает: - определение целей и задач (формирование у военнослужащих моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации); - планирование (в планах боевой подготовки части на период обучения, ежемесячно - в планах воспитательной работы, по укреплению воинской дисциплины); - определение, кто и с кем взаимодействует; - обучение практике психолого-педагогической деятельности; - изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих, применение наиболее эффективных форм, методов и средств воздействия; - организация оперативной информации о настроениях, интересах, нуждах и запросах личного состава; - анализ и обобщение передового опыта. [16,с.471]. Основные задачи психолого-педагогической деятельности: 1.Формирующая: предусматривает целенаправленную выработку у воинов личностных качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по должностному предназначению; 2.Мобилизующая: способствует созданию в сознании военнослужащего настроя на достижение цели, стоящих перед ним или воинским коллективом; 3.Профилактическая: позволяет формировать у воинов установку на недопустимость и предупреждение отклонений в их поведении; 4.Развивающая: характеризует индивидуально - воспитательную работу с точки зрения ее возможностей по позитивному изменению интеллектуальных, физических и других личностных качеств военнослужащих; 5.Перевоспитательная: связана с устранением отдельных негативных качеств личности воинов. [35,с.10-14]. Психолого-педагогическая деятельность проводится с целью полного изучения личных качеств каждого подчиненного, его сильных и слабых сторон, формирование у него морально-психологических качеств. Она осуществляется постоянно и повсеместно, как в ходе плановых занятий, так и в повседневной деятельности. В каждом случае ее цели и задачи могут конкретизироваться. Планирование и учет проведенных мероприятий индивидуально-воспитательной работы ведется в рабочих тетрадях, в них отражается: 1.Проведение индивидуально - воспитательной работы с каждым военнослужащим; 2.Обучение командиров взводов, групп, батарей, (прапорщиков), старшин, практике воспитательной работы; 3.Работа с военнослужащими, склонными к нарушениям воинской дисциплины и правопорядка; 4.Работа с военнослужащими, состоящими в группе динамического наблюдения; 5.Социально-биографические данные на весь личный состав. [19,с.23-24]. Действенность психолого-педагогической деятельности с каждым военнослужащим во многом зависит от того, насколько хорошо знают своего подчиненного, может ли найти наиболее целесообразные формы, методы, средства и приемы воздействия на сознание, чувства и поведение воинов. Психолого-педагогическая деятельность состоит в том, что она своим содержанием и методами обращена прямо к личности военнослужащего. В основе индивидуально-воспитательной работы лежат принципы воспитания военнослужащих.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Психология, 94 страницы
990 руб.
Диссертация, Психология, 68 страниц
2040 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg