Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Понятие экономической безопасности.

irina_krutaya 492 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.07.2019
Актуальность темы работы заключается в том, что в период кризисных явлений в экономике России обеспечение экономической безопасности регионов является приоритетной задачей органов власти. Целью работы является исследование экономической безопасности регионов. В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи: • изучить сущность экономической безопасности региона; • изучить внутренние и внешние угрозы экономической безопасности региона; • провести оценку эффективности обеспечения экономической безопасности регионов; Предметом работы является экономическая безопасность региона. Объектом работы является регионы России. Информационной базой работы послужила учебная литература, статьи авторов в периодической печати, аналитические материалы органов власти.
Введение

В условиях системного кризиса национальной экономики проблема экономической безопасности страны и ее регионов обретает особую значимость и остроту. Вряд ли следует напоминать о том, что экономическая безопасность является фундаментом, во многом определяющим как саму сущность региона как субъекта мирохозяйственных взаимоотношений, способного обеспечить жизнедеятельность собственного населения, как и перспективы его существования в будущем. А такие важнейшие направления деятельности региона как укрепление оборонного потенциала, энергетической и продовольственной безопасности и др., представляют собой важные, но все-таки производные составляющие общей политики обеспечения его экономической безопасности. В период нестабильности мировой конъюнктуры продолжает существовать возможность для прогрессивного развития субъектов Российской Федерации. Выявление слабых сторон выбранного стратегического курса позволяет своевременно внести коррективы в концепцию развития региона. Для повышения конкурентоспособности в каждом регионе принимается ряд необходимых мер по отраслям экономики.
Список литературы

1. Дмитриев Ю.А., Васильева Л.П. Региональная экономика. - М.: Кнорус, 2015. – 264 с. 2. Орешин В.П.Управление региональной экономикой. - М.: ТЕИС, 2013. – 411 с. 3. Плисецкий Е.Л. Региональная экономика: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2015. – 445 с. 4. Угрюмова, А.А.Региональная экономика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2015. – 583 с. 5. Чувилова О.Н., Берсей Д.Д., Ионов Ч.Х. Региональные аспекты экономической безопасности страны в условиях глобализации. Монография. – М.: Проспект, 2016. – 96 с. 6. Градов А.П. Национальная экономика: учеб. пособие/ А.П. Градов. - 2-е изд. - М.: Питер, 2015. - 233 с. 7. Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества: деятельно-структурная концепция / Т.И. Заславская; Моск. шк. соц. и эконом. наук. - М.: Дело, 2013. - 568 с. 8. Кривцов А.И. Национальная минерально-сырьевая безопасность. - М., 2013. - 196с. 9. Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика / В.В. Леонтьев; науч. Ред. И авт. предисл. А.Г. Гранберг. - М.: Экономика, 2012. - 477 с. 10. Экономическая безопасность России. Под ред. В.К. Сенчагова, - М.: Дело, 2015. - 895 с. 11. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. - М.: Изд - во «Экзамен», 2014. - 768 с. 12. Миханько Г.В. Экономическая безопасность и конкурентоспособность региона как важнейшая составляющая экономической безопасности России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. - №105. – С.1-15. 13. Мачихина А.В. Вектор нивелирования угроз экономической безопасности, влияющих на устойчивое сбалансированное развитие регионов // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. - №3. – С.54-59. 14. Беломестнов В.Г. Обеспечение экономической безопасности развития регионов // Проблемы современной экономики. – 2015. - №3. – С.43-45. 15. Глушкова В.Г., Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования. - М.: Кнорус, 2015. – 262 с. 16. Костин В.И., Костина А.В. Национальная безопасность современной России. Экономические и социокультурные аспекты. М.: Либроком, 2013. — 344 с. 17. Криворотов В.В., Калина А.В., Эриашвили Н.Д. Экономическая безо¬пасность государства и регионов. М.: Юнити-Дана, 2011. — 352 с. 18. https://lektsii.org/9-90065.html 19. https://studfiles.net/preview/6696156/page:3/ 20. https://otherreferats.allbest.ru/economy/00759660_0.html
Отрывок из работы

1 ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Понятие "экономическая безопасность" недавно вошло в нормативную лексику и стало полноправным объектом исследования экономической науки. Этот термин начал использоваться в работах отечественных экономистов лишь в начале 90-х лет минувшего столетия. Тем не менее за этот, сравнительно короткий, промежуток времени наработан специфический категориальный аппарат с использованием несвойственных классической экономической науке терминов ("угроза", "индикатор безопасности", "пороговое значения" и т.п.), сформирован соответствующий ему методологический инструментарий анализа, который свидетельствует о создании отдельной отрасли экономических исследований – науки, которая занимается изучением теоретико-методологических основ обеспечения экономической безопасности государства. Термин "безопасность" происходит от греческого "владеть ситуацией". Методологически понятие "экономическая безопасность" выводится ученым, прежде всего, из понятия "национальная безопасность". Национальная безопасность рассматривается как защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, по которой обеспечивается постоянное развитие общества, своевременное выявление, нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам и предотвращения их. Закон также определяет основные сферы национальной безопасности, среди которых внешнеполитическая, сфера государственной безопасности, воинская сфера и сфера безопасности государственной границы России, внутриполитическая, экономическая, социальная, гуманитарная, экологическая, информационная сферы. Отталкиваясь от этих соображений, ученые стараются вывести определение понятия "экономическая безопасность". О существенных расхождениях относительно его происхождения свидетельствует такой перечень. 1. Экономическая безопасность – состояние государства, при котором оно обеспечено возможностью создания условий для зажиточной жизни его населения, перспективного развития его экономики в будущем и возрастания благосостояния его жителей. 2. Экономическая безопасность – возможность государства обеспечивать защиту национальных экономических интересов от внешних и внутренних угроз, осуществлять поступательное развитие экономики с целью поддержания стабильности общества и достаточного оборонительного потенциала при любых условиях и вариантах развития событий. 3. Экономическая безопасность – способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. 4. Экономическая безопасность – совокупность условий и факторов, которые обеспечивают независимость национальной экономики, ее стабильность и постоянство, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. 5.Экономическая безопасность – возможность государства самостоятельно разрабатывать и осуществлять собственную экономическую политику, а также определять и реализовывать собственные национальные интересы. 6. Экономическая безопасность – способность национальной экономики к расширенному самовоспроизводству с целью удовлетворения на определенном уровне потребностей собственного населения и государства, противостояния дестабилизирующему действию факторов, которые создают угрозу нормальному развитию страны, обеспечение конкурентоспособности национальной экономики в мировой системе хозяйствования. Таким образом, экономическая безопасность является сложным и многоплановым общественным явлением, которое характеризуется разными сущностными признаками и формами проявления. С точки зрения многоаспектного подхода определение понятия "экономическая безопасность" неразрывно связано с такими понятиями, как: –"интересы" (национальные, государственные, индивидуальные, корпоративные, общественные и др.); –"устойчивость" (национальной экономики, экономического развития, социально-экономической системы и т.п.); –"независимость" (экономики от внешних рынков, разработки национальной экономической стратегии без внешнего влияния); –"воспроизводство" (главным жизненно важным интересом в экономической сфере для субъекта любого уровня – от лица к государству – является воспроизводство своего существования). Исследование этой проблемы в таком контексте убеждает, что экономическая безопасность – это не только дееспособность самого государства, то есть его возможность реализовывать собственные властные решения, а и возможность для экономических субъектов разных уровней действовать соответственно своим базовым интересам, в общем русле укрепления экономической безопасности страны. Таким образом, экономическую безопасность необходимо рассматривать как базовую составную национальной безопасности, ее фундамент и материальную основу и, вместе с тем, как взаимосвязанную систему определенных уровней. Это означает, что состояние национальной безопасности государства зависит от жизнеспособности экономики, ее эффективности, мобильности, конкурентоспособности. Обеспечение экономической безопасности является исключительной прерогативой государства. Изучение вопроса сущности экономической безопасности предусматривает рассмотрение определенных базовых элементов. Объекты экономической безопасности. Объектами национальной экономической безопасности являются государство, общество, домохозяйство, отдельные граждане, предприятия, учреждения, организации, отдельные территории, а также основные элементы экономической безопасности и экономическая система в целом. Одновременно государство есть не только объектом, а и основным субъектом экономической безопасности и осуществляет свои функции в этой сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Первоочередное значение при создании и обеспечении системы экономической безопасности как составной целостной системы национальной безопасности государства имеет определение национальных экономических интересов. Ведь именно от этого зависит разработка эффективных средств их реализации и защиты, а разработка концепции и стратегии обеспечения экономической безопасности всегда опирается на долгосрочные национальные экономические интересы. Национальные экономические интересы – жизненно важные материальные, интеллектуальные ценности, определяющие потребности общества и государства, реализация которых гарантирует экономический суверенитет государства, его независимость в разработке экономической политики и реализации управленческих решений, стойкость национальной экономики, ее воспроизводство и прогрессивное развитие. Для проведения аналитической и прогнозной деятельности соответствующие государственные органы должны определять национальные экономические интересы, исследовать их взаимодействие, соотношения приоритетности и т.п. Разработка программы первоочередных и долгосрочных мероприятий по обеспечению экономической безопасности и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое понимание угроз экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности – совокупность имеющихся и потенциально возможных явлений и факторов, которые создают опасность для реализации национальных интересов в экономической сфере. Для создания надежной системы обеспечения экономической безопасности государства нужный эффективный механизм определения угроз национальным интересам, которые создают непосредственную опасность экономической системе Угрозы экономической безопасности видоизменяются в зависимости от состояния и уровня развития экономической системы и для каждого в отдельности взятого государства отличаются характером и уровнем остроты. В обобщенном виде классификацию угроз экономической безопасности государства можно провести по таким параметрам. С целью принятия государственными органами обоснованных решений необходим мониторинг индикаторов (показателей) экономической безопасности, которые предусматривают прежде всего фактическое отслеживание, анализ и прогнозирования важнейших групп экономических показателей. Индикаторы экономической безопасности – реальные статистические показатели развития экономики страны, которые наиболее полно характеризуют явления и тенденции в экономической сфере. Особое внимание следует сосредоточить на таких общих индикаторах экономической безопасности: – валовой внутренний продукт (ВВП); – темп инфляции; – дефицит бюджета; – уровень безработицы; – экономический рост; – уровень и качество жизни; – энергетическая зависимость; – интегрированность в мировую экономику; – сальдо экспорта-импорта; – состояние демографических процессов; – государственный внутренний и внешние долги; – уровень тенизации экономики. Неотъемлемой составной определения уровня экономической безопасности является установление не только определенного набора индикаторов экономической безопасности, а и их пороговых / предельных значений. Порог / предельные значения индикаторов экономической безопасности – это количественные величины, нарушение которых вызовет неблагоприятные тенденции и угрожающие процессы в экономике. Приближения индикаторов экономической безопасности к их граничной допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых значений – о вхождении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, фактически, о реальной угрозе экономической безопасности. Учитывая это, экономическую безопасность государства часто трактуют как некоторое состояние, которому удовлетворяет определенный набор пороговых значений показателей-индикаторов. Такой подход имеет право на существование, поскольку он дает возможность зафиксировать некоторый срез экономической ситуации как основу для принятия управленческих решений. Тем не менее экономическую безопасность целесообразно понимать шире, как прогрессирующее и динамическое явление, поскольку экономика не может рассматриваться как что-то статическое. Если в государстве наблюдаются развитие и экономический рост, то экономическая безопасность укрепляется и закрепляется, а ее пороговые значения смещаются в сторону высших значений, или вводятся новые индикаторы, которые отображают новый уровень и новое качественное состояние экономической системы. Экономический спад и экономический кризис сопровождаются, как правило, угрозами и опасностями стабильности социально-экономической ситуации и приводят к приближению показателей к критически допустимому уровню индикаторов безопасности. Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента: 1. Экономическая независимость. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами. Необходимо выйти на такой уровень производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями. 2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.). 3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики. Критерии экономической безопасности: • Ресурсный потенциал и возможности его развития • Уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствие уровню использования в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму • Конкурентоспособность экономики • Целостность территориального и экономического пространства • Суверенитет, независимость и возможность противостоять внешним угрозам • Социальная стабильность и условия предотвращения и разрешения социальных конфликтов Экономическая безопасность и экономика Российской Федерации Экономика России переживает беспрецедентный для мирного времени кризис. По своей глубине и продолжительности он намного превзошел Великую депрессию в США 1929-1933гг. Остановились многие крупные предприятия, целые отрасли промышленности. ВВП, уровень жизни населения снизились примерно вдвое. Предпосылки кризиса назревали в недрах советской экономики несколько десятилетий. Сверх централизованная система при дряхлеющем руководстве не смогла своевременно отреагировать на поворот в направлении информационного общества, страна стала безнадежно отставать в технологическом и структурном отношениях. Неадекватным оказался выбор варианта перехода к рыночной экономике, сделанный в начале 90-х годов. В результате кризиса перед Россией возникла реальная угроза потери экономической независимости. Советская экономика была полу изолирована от внешних воздействий, в руководстве страны господствовали автаркические представления, незыблемым устоем социализма признавалась монополия внешней торговли. В конечном счете это стало одной из главных причин стагнации, отставания от мирового научно-технического прогресса. В середине 80-х годов началась перестройка внешнеэкономической деятельности с целью органичной интеграции в мировое хозяйство. Однако неконтролируемая приватизация внешних экономических связей, последовавшая за распадом СССР, придала этому процессу крайне противоречивый характер. Объем внешней торговли, особенно импорта, резко сократившийся в 1992 г., затем стал увеличиваться. Хотя он не достиг докризисного уровня, его удельный вес в конечном продукте из-за уменьшения последнего и изменения структуры заметно поднялся. Экспорт составляет не менее 20% ВВП и около 40% его товарной части. За счет импорта покрывается половина потребностей внутреннего рынка в продовольственных и промышленных товарах для населения, современной бытовой технике. При сокращении внутреннего производства и потребления, а также поставок в страны СНГ, поток топлива и сырья устремился на Запад. В 1995 г. на экспорт ушло 40% добытой нефти, а с учетом продуктов ее переработки продажа на мировом рынке поглотила 55% добычи жидкого топлива. За рубеж перекачено 32% газа, вывезено 63% проката черных металлов, 70% рафинированной меди, большая часть алюминия, 80% никеля, 50% каучука, 40% аммиака, 80% минеральных удобрений, значительная часть древесины и лесоматериалов. В 1996 г. эта доля еще больше возросла. На топливо, сырье, продукты их переработки приходится более 80% экспорта в зарубежные страны (без СНГ). Деградирует такой жизненно важный сектор экономики страны, как сельское хозяйство, с которым так или иначе связана жизнь и деятельность 40 млн. человек. Его продукция уменьшилась более чем на одну треть. Состояние экономической безопасности страны находит итоговое выражение в показателях социального здоровья нации. По всем его составляющим (уровень жизни населения, дифференциация доходов, степень удовлетворения социально-культурных потребностей, соблюдение прав и свобод личности, состояние преступности, динамика рождаемости, смертности и прироста населения, продолжительность жизни) достигнуты или превышены предельно допустимые величины. Заметно ухудшилось питание основных слоев населения. Сократилось потребление мяса, молока, рыбы, сахара, возросло потребление хлеба и картофеля. В структуре расходов домашних хозяйств доля затрат на покупку продуктов питания существенно увеличилась, а на приобретение непродовольственных товаров - упала. Выросла оплата услуг. Здоровье нации подрывается не только в духовном, но и в прямом физическом смысле. При общем росте числа заболеваний, превысившем в 1995 году сто миллионов, произошли вспышки туберкулеза (с 50,6 до 85 тыс.), сифилиса (с 7,9 до 261,9 тыс. ). Быстро нарастает потребление алкоголя, число состоящих на учете наркоманов возросло за пять лет более чем вдвое, а по сравнению с 1980 г. - вчетверо и составило в 1995 г. 72,6 тыс. человек. С 1992 года резко ухудшились все демографические показатели. Впервые в истории страны смертность превысила рождаемость, и прирост населения сменился его уменьшением. За 1992-1996 годы естественная убыль составила 3,5 млн. человек. Даже мощный поток переселенцев и беженцев из ближнего зарубежья (2,3 млн.) не мог компенсировать потерь. Население сократилось за 5 лет на 1,2 млн., а за пять месяцев 1997 г. - еще на 227 тысяч, составив к 1 июня 1997 г. 147,3 млн. человек. Однако афишируемая забота о безопасности не находит должного отражения в экономической политике, начатой в 1992 г. и с небольшими коррективами проводимой до сих пор. Однозначная ставка на финансовую стабилизацию и укрощение инфляции любыми средствами сама по себе не решает основных проблем экономики. Напротив, она подавляет стимулы деловой активности, ведет к дальнейшему развалу хозяйства страны, проеданию национального богатства, обострению социальных противоречий, потере экономической самостоятельности. К концу 1996 - началу 1997 годов, когда месячная инфляция была снижена до 3-4%, а затем и до 1,5-2%, положение в реальной экономике оставалось крайне тяжелым. В середине 1997 г. было объявлено о преодолении спада, но это трудно увязать с продолжающимся снижением ВВП, уменьшением инвестиций и другими индикаторами экономической динамики. В который раз желаемое выдается за действительное. Угнетенное состояние реальной экономики не позволяет надеяться на ослабление остроты финансовой ситуации. Поступление доходов в бюджет не обеспечивает его выполнение даже с учетом секвестра. Несколько увеличился сбор налогов, но в то же время сократились поступления от продажи государственных долговых обязательств и выросли расходы по обслуживанию госдолга. Большинство специалистов сходится на том, что в настоящее время наиболее острой и неотложной задачей является выведение страны из экономического кризиса. Не отказываясь от методов монетарного макрорегулирования, государство должно перенести центр тяжести на проведение эффективной промышленной и структурной политики: восстановление инвестиционной активности, спасение основного массива обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, научно-технического потенциала страны; постепенный переход к структурно-технологической перестройке производства. Эти идеи нашли свое воплощение в предложениях ученых Академии наук по среднесрочной программе социально-экономического развития России. Какой сценарий получит реализацию на практике - зависит от соотношения общественно-политических сил, подвижек в общественном мнении. 2 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ Объектами экономической безопасности региона являются территория региона, население и все, относящееся к экономике, расположенное на данной территории (участке земной поверхности, имеющем отдельные границы и пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития). Объектом исследования экономической безопасности на региональном уровне является кругооборот расходов и доходов, товаров, услуг и ресурсов на основе различных форм собственности. Основанием для оценки угроз и ущербов от воздействия угроз как приемлемых или неприемлемых являются критерии экономической безопасности, которые могут быть качественными или количественными. Критерии, в свою очередь, выражаются показателями экономической безопасности. Таким образом, сущность экономической безопасности реализуется в системе ее критериев и показателей. Купрещенко Н.П. Экономическая безопасность. М., 2005. С. 16. Учитывая особенности проблем обеспечения региональной экономической безопасности, необходимо выработать особую систему параметров, ориентированной на небольшую территорию. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы в основном на федеральный уровень. Однако учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для региональных образований. Целями применения подобной методики являются:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 38 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Экономика, 30 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Экономика, 32 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg