Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Особенности формирования здорового образа жизни подростков в образовательном пространстве школы

martin_man 280 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.07.2019
Здоровье детей и подростков во всех странах и во всех обществах является одной из самых насущных проблем. Оно определяет будущее страны, генетическое наследие нации, потенциал страны в научно-экономическом направлении. Здоровье детей является одним из показателей развития страны.
Введение

В нынешних рыночных условиях, учитывая спрос конкурентоспособных специалистов на одно из первых мест выходит проблема сохранения и укрепления здоровья. Это же приводит к изменению приоритетов в системе образования. Важность ориентирования образования молодежи на пропаганду здорового образа жизни отмечается в федеральной программе «Развитие физической культуры и спорта в России на 2016-2020 годы», федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 г. Ученые, педагоги, социологи и политики отметили, что нынешняя социально-экономическая ситуация, снижение уровня жизни и экологические проблемы влияют на здоровье всего населения, особенно на здоровье детей и молодежи. Основными причинами плохого состояния здоровья являются плохая культура здорового образа жизни, безответственное отношение к их здоровью, плохое оснащение медицинских учреждений, спорт и образование. В печати, в материалах исследований приводятся многочисленные данные, согласно которым особую тревогу вызывает здоровье детей и молодежи. Более 2 млн. детей и подростков состоят на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава России выявлено, что если обучающиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85 %. Состояние «школьной тревожности» наблюдается у 67% школьников, выраженное агрессией, депрессией и другими деструктивными реакциями. Только во время учебы в колледже увеличивается в 16-18 раз число детей, страдающих вегето-сосудистой дистонией, в 10-12 раз - близорукостью, в 5 раз - эндокринные заболевания и нарушения обмена веществ, в 4 раза - заболевания желудочно-кишечного тракта, в 2 раза - мочеполовой системы. По данным Национального центра проблем здорового образа жизни, более 40% подростков курят, а 39% - время от времени пьют алкоголь, 17% - употребляют наркотики. Основная идея любой концепции здорового образа жизни в системе образования заключается в обеспечении развития физического и психического здоровья молодого поколения, что является важным элементом гуманистического образования. В современных исследованиях рассматриваются различные аспекты формирования культуры здорового образа жизни. Методологические основы формирования культуры здоровья личности рассматриваются в работах И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, В.Н. Ирхина, Э.М. Казина, Г.А. Калачева, В.В. Колбанова, Г.А. Кураева, А.Г. Щедриной и др. Основные и методические аспекты подготовки учителей к мероприятиям, направленным на обеспечение здоровья обучающихся изучали М.Я. Виленский, А.С. Вульфович, В.Н. Ирхин, О.И. Ковалева, С.Ю. Лебедченко И.Н. Никулин Л.Н. Овчинникова, Е.В. Осолодкова, И.И. Парчевская и др. Проблема здоровья и безопасного образа жизни изучалась учеными Ю.Л. Лисицыным, Б.Н. Чумаковым, Г.К. Зайцевым, Л.Г. Розенфельдом и др. Таким образом, мы можем подтвердить наличие высокого уровня внимания к проблеме формирования культуры здорового образа жизни в современной науке. Но результаты этих исследований, к сожалению, не находят подходящей практической реализации. Тем не менее вопрос о здоровье, культуре, здоровом образе жизни школьников рассматривается и частично решается на уроках ОБЖ и физической культуры. Всё раньше и раньше подростки приобщаются к таким пагубным привычкам как табакокурение и употребление алкоголя. Мотивы к этому абсолютно различные. Не всегда всё идёт из семьи. Редко когда ребёнок идёт в магазин, покупает сигареты и закуривает просто потому, что у него курят родители. Чаще всего этот опыт приходит в компании, где все уже давно всё попробовали и теперь хотят передать это «младшему» поколению. Это происходит из любопытства - как поведёт себя младший товарищ, иногда из корыстных целей, чтобы вместе найти деньги на сигареты. Многие говорят, что курят потому что модно. Для кого-то это своеобразный способ сбросить стресс. Для некоторых курение - часть образа. Употребление алкоголя сейчас - своего рода ритуал. Перед каждым мероприятием, будь то концерт или дискотека, школьники почти всех возрастов считают своим святым долгом «принять на душу», чтобы и веселей было и интересней. Поначалу кажется, что алкоголь расслабляет, помогает отдохнуть, но при появлении зависимости человек уже не может без алкоголя. Как сказал Парацельс: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным», иными словами - нужно знать меру. Даже если тот же школьник выпьет пол-литра пива - это безусловно плохо и это повлияет на его здоровье, но тем не менее его сознание останется при нём. Вряд ли он сделает то, что сделал бы выпив пол-литра водки. Тем не менее, на мой взгляд - наркотические вещества должны использоваться только в медицинских и научных целях. К сожалению, сейчас с наркотиками очень сложная ситуация. Подростки умудряются торговать наркотиками в школах. Всё чаще слышно, что погиб очередной школьник, употреблявший курительные смеси. Занятия спортом очень сильно влияют на здоровье, причём как положительно, так и отрицательно. Врачи рекомендуют заниматься физкультурой. Профессиональный спорт часто приводит к травмам, а травмы это уже нездорово. Самое главное при профилактике вредных привычек это не напугать ребёнка, что у него будут чёрные лёгкие, больная печень и жёлтая кожа, а дать ему понять, что курение и алкоголь ему просто не нужны. Он не видит свои лёгкие, а печень заболит только лет через 20-30. Бояться особо нечего. Подросток должен понять, что веселиться можно и без алкоголя, переживать без сигарет, отдыхать без кальянов, развлекаться без наркотиков. Игроманию и компьютерную зависимость тоже можно назвать вредной привычкой. Казалось бы, что в этом такого, сидит ребёнок и играет в игры, общается в социальных сетях. А зачем идти на улицу и играть в мяч и другие активные если можно провести это время в виртуальном пространстве, где подростки могут ощутить себя борцами с террористами, жителями фентезийных миров, известными спортсменами. Это очень интересно, однако может привести к гиподинамии и последующей частичной атрофии мышц. Огромный урон наносится зрению. Очень часто страдает психика детей. Появляется самая настоящая зависимость. Они уже не могут без насилия на экране или переписки с друзьями, которых даже не видели. Сформировавшуюся зависимость победить гораздо сложнее, чем предотвратить формирующуюся. Именно поэтому необходимо тщательно следить за здоровьем детей и замечать мельчайшие перемены. Таким образом, в ходе анализа проблемы формирования здорового образа жизни подростков в образовательном пространстве школы мы выявляем противоречия между: - растущими потребностями и требованиями общества во всех сферах жизни и деятельности человека и реальным состоянием его здоровья и поведения; - потребностью в сохранении жизни и здоровья отдельной личности и неготовностью системы образования к обеспечению высокого уровня культуры здорового образа жизни у каждого выпускника школы; - наличием новых теоретических концепций формирования здоровья и культуры здорового образа жизни и недостаточной разработанностью, и апробацией в практике образования соответствующих образовательных здоровьесберегающих моделей; - актуальностью в образовательном процессе специальных предметов типа ОБЖ и физической культуры и недостаточной методической разработанностью, и эффективностью их на практике. Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность проблемы формирования культуры здорового образа жизни обучающихся и формулировку темы нашего исследования «Особенности формирования здорового образа жизни подростков в образовательном пространстве школы». Цель исследования – изучить и разработать направления повышения эффективности формирования культуры ЗОЖ подростков в образовательном пространстве школы. Объект исследования - процесс образования как целостной совокупности обучения, воспитания и развития обучающихся. Предмет исследования - формирование здорового образа жизни подростков в образовательном пространстве школы. Гипотеза исследования - повышение эффективности формирования ЗОЖ подростков в образовательном пространстве школы может быть обеспечено при моделировании следующего комплекса педагогических условий: 1) здоровье обучающихся определяется и рассматривается как целостное единство структурно-функциональных, физико-химических, психологических, эмоциональных, духовных компонентов; 2) в образовательной организации обеспечивается формирование у подростков понятий, мотивации и навыков здорового образа жизни в соответствии с возрастными особенностями, ценностными ориентациями, морально-волевыми установками и уровнем образованности; 3) в практику образовательного пространства школы внедряется методика, обеспечивающая формирование информационной компетентности подростков, включающей: обучение методам ведения здорового образа жизни; воспитание ответственного отношения к своему здоровью как к общественному достоянию, высшей социальной ценности; выработку основных гигиенических психо-физиологических навыков; ознакомление с основными видами современных заболеваний и мерами их профилактики. В соответствии с проблемой, гипотезой и целью нашего исследования были поставлены следующие задачи: 1. Оценить современное состояние проблемы формирования ЗОЖ подростков в теории и образовательной практике и выявить основные подходы к ее решению. 2. Выявить, раскрыть содержание и установить взаимосвязь основных факторов, определяющих эффективность формирования ЗОЖ подростков с учетом особенностей образовательной организации. 3. Разработать программу, направленную на формирование здорового образа жизни подростков в образовательном пространстве школы. 4. Дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в образовательном пространстве школы. Методологическая основа исследования. 1. Психологические и педагогические теории и подходы - теория личности и деятельности, личностно-деятельностный подход, ценностно-ориентированный подход, системно-синергетический подход. 2. Общенаучные принципы реализации личностно-деятельностного, системно-синергетического и ценностно-ориентированного подходов в исследовании процессов развития подростков в аспекте физической культуры. 3. Концептуальные положения формирования культуры здорового образа жизни. Методы исследования - теоретический анализ литературы по проблеме исследования; анализ нормативных документов; анкетирование и тестирование; педагогический эксперимент, наблюдение, изучение педагогического опыта; математический анализ. База исследования. Экспериментальная работа в ходе исследования проводилась на базе структурного подразделения МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска Тамбовской области. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе существующих теоретических подходов к решению проблемы формирования ЗОЖ подростков уточнены особенности образовательного пространства школы и предложен подход формирования основных компонентов культуры ЗОЖ подростков, дополняющий существующие теоретические концепции. Практическая значимость исследования заключается в разработке программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в образовательном пространстве школы, реализация которой повышает эффективность этого процесса в образовательных организациях. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Содержание

Глава 1 Теоретические основы здорового образа жизни 7 1.1 Состояние здоровья обучающихся как социально-педагогическая проблема. 7 1.2 Здоровый образ жизни: понятие, структура. 13 Глава 2 Формирование здорового образа жизни подростков в образовательном пространстве школы. 22 2.1 Обоснование и реализация программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков. 22 2.2 Оценка эффективности реализации программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в образовательном пространстве школы 36 Заключение 40 Список литературы 42
Список литературы

1. Акбашев Т.Ф. Третий путь / Т.Ф. Акбашев. - М.: Просвещение, 2000.- 361 с. 2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. - М.: Просвещение 2002.- 173 с. 3. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 2016, №3, с.9-14. 4. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья: некоторые проблемы теории и практики // Валеология. - 2016. - №3. - с.49-60. 5. Баевский Р.М. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья/ Баевский Р.М., Берсенева А.П. // Валеология. - 2016. - №3 с.33-48. 6. Басалаева Н.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. - 2016. - №2 с.21-27. 7. Белов В.И. Психология здоровья / В.И. Белов. - СПб.: Респекс, 2012, 272 с. 8. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 134 с. 9. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 168 с. 10. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб.: АСТ, 2012. - 269 с. 11. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. В.П. Петленко. - СПб.: АСТ, 2013. - 251 с. 12. Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. - 2014. №3. - с.406-411. 13. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. - 2014. №5. - с.367-371. 14. Василюк Ф.В. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.В. Василюк. - М.: Просвещение, 2015. - 341 с. 15. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. - 2013. - №4. - 96-100 с. 16. Гаркали Л.Х., Квакина Е.Б. Понятие здоровья с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма // Валеология. - 2014. - №2, - 15-20 с. 17. Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. - 2012. - №5. - 9-39 с. 18. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. - 2014. - №3, - 27-32 с. 19. Дильман В.М. Четыре модели медицины / В.М. Дильман. - М.: Просвещение, 2016.- 287 с. 20. Динейка К. В. 10 уроков психофизической тренировки/ К.В. Динейка. - М.: Просвещение, 2015.- 178 с. 21. Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. - 2013. - №2, - 57-62 с. 22. Донцов А.И. Концепция социальных представлений в современной французской психологии/ А.И. Донцов, Т.П. Емельянова. - М.: Просвещение, 2013.- 499 с. 23. Здоровье, образ жизни. Медицина, 2013, 214с. 24. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н. Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер. - М.: АСТ; 2015, 360 с. 25. Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред.Ф.Г. Мурзакаева. - М.: АСТ; 2016, 287 с. 26. Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы / под ред.Ф.Г. Мурзакаева. - М.: АСТ; 2012, 233 с. 27. Иванюшин А.Я. "Здоровье" и "болезнь" в системе ценностных ориентаций человека // Валеология. - 2014. - №3, - 21-26 с. 28. Изуткин А.М. Социалистический образ жизни / А.М. Изуткин, Г.И. Царегородцев. - М.: Просвещение, 2014.- 543 с. 29. Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии // Валеология. - 2014. - №4, - 36-39 с. 30. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека / В.П. Казначеев. - М.: Просвещение, 2016.- 323 с. 31. Кураев Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. - 2014. - №1, - 12-18 с. 32. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П. Лисицын. - М.: ТАУС, 2014.- 321 с. 33. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье / Ю.П. Лисицын. - М.: ТАУС, 2014.- 227 с. 34. Лисицын Ю.П. Здоровый образ жизни ребенка / Ю.П. Лисицын, И.В. Полунина - М.: ТАУС, 2013.- 481 с. 35. Лищук В.А. Стратегия здоровья / В.А. Лищук. - М.: Просвещение, 2016.- 223 с. 36. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - М.: Просвещение, 2014.- 452 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы здорового образа жизни 1.1 Состояние здоровья обучающихся как социально-педагогическая проблема. Одной из важнейших задач государства является охрана здоровья детей и подростков, которые составляют большую часть населения. Сегодня, несмотря на значительное развитие медицины, наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных организациях.[30] По данным различных авторов, насчитывается лишь 14-23% здоровых школьников, около 50% имеют функциональные отклонения, остальные - хронические заболевания. Регулярные медицинские осмотры показывают, что здоровье учеников стремительно ухудшается за время обучения. Каждый третий выпускник имеет нарушение осанки, проблемы со зрением, каждый четвертый - патологию сердечно-сосудистой системы.[4] Особое внимание вызывает нервно-психическое состояние учащихся. Число детей с заболеваниями нервной системы возрастает в 2 раза. Данная группа заболеваний включает как функциональные нарушения (неврозы, фобии, страхи, невротические реакции), так и органические заболевания, в том числе врожденную и генетически обусловленную патологию; реже встречаются психозы. У подростков психические расстройства отмечаются в 1,5 раза чаще, чем у детей до 14 лет, что объясняется анатомо-физиологическими особенностями подросткового возраста (интенсивное физическое развитие, половое созревание, нейрогормональная перестройка); психосоциальными факторами и в определенной степени зависят от педагогической деятельности. Исследования Д. Н. Исаева показали, что среди причин ухудшения нервно-психического здоровья учащихся, связанных со школой, первое место занимает их перегрузка, то есть неспособность справиться с возложенной на них учебной нагрузкой; второе место - отношение педагога, порой несправедливое, унижающее достоинство ученика; третье - неприятие детским коллективом, смена его и т. д.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 61 страница
650 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 76 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg