Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Моделирование как средство формирования вычислительного навыка у младших школьников

martin_man 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 118 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.07.2019
В выпускной квалификационной работе представлен один из путей совершенствования методики формирования вычислительных навыков. Нами была изучена научная методико-математическая литература по проблеме, исследования с целью уточнения содержания понятий «модель», «моделирование», «вычислительный прием», «вычислительный навык», в результате чего мы смогли придти к выводу о том, что модель — это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте; моделирование — это процесс построения и использования модели; вычислительный прием — ряд последовательных операций (системы операций), выполнение которых приводит к нахождению результата требуемого арифметического действия над этими числами; вычислительный навык — это высокая степень овладения вычислительными приемами.
Введение

Перед современной школой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО) второго поколения сегодня стоит задача формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов, обеспечивающих школьников умением учиться, способностью к саморазвитию, самосовершенствованию. В связи с этим на первый план выдвигается задача целенаправленного обучения учащихся познавательной деятельности, то есть способом познания окружающего мира: наблюдению, анализу, сравнению, классификации, моделированию и прочее. В период начального образования одним из показателей развития универсальных учебных действий становится овладение моделированием. Это связано с тем, что метод моделирование широко используется во всех науках и на всех этапах научного исследования. С его помощью удается вести изучение невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому. В качестве модели можно выбрать разные объекты, в зависимости от того, какая сторона (свойство или отношение) изучается [13]. Эффективность применения моделирования в учебной деятельности школьников была основана психолого – педагогическими исследованиями. Во-первых, психологической теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) [во-вторых теорией репрезентативных когнитивных структур (Н.И. Чуприкова), а также подтверждена результатами экспериментальных исследований (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.И. Айдаров, А.У. Варданян, Н.Г. Салмина, А.Б. Ильисов и другие), проведенных на языковом и математическом материалах в начальных классах школы. В книге Талызиной Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» представлено мнение Н.Г. Салминой, которая считает, что к моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы различные виды знаково-символической деятельности, одним из которых является моделирование. Её исследования показали, что обучение моделированию следует начинать с умения отображать пространственные отношения затем – временных и других видов отношений [35]. Асмолов А.Г. говорит о том, что умение выполнять знаково-символические действия рассматривается как один из результатов обучения моделированию. Оно предполагает освоение учащимися следующих умений: - кодирование/ замещение информации (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов) ; - декодирование/ считывание информации; - умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов, или отношения предметов, или отношения между предметами, или их частями для решения задач; - умение строить схемы, модели и тому подобное [13]. В практике современной начальной школы идея моделирования реализована в ряде учебников по математике, а именно в учебниках Аргинской И.И., Александровой Э.И., Истоминой Н.Б., Петерсон Л.Г. Но идея применения моделирования используется, как правило, только для решения текстовых задач или, как и в учебниках Тонких А.П., Демидовой Т.Е., Козловой С.А для демонстрации разрядного состава чисел. Поэтому можно сказать, что в современных учебниках математики для начальной школы недостаточно представлен материал для целенаправленной и постоянной работы по формированию умения использовать моделирование в процессе изучения вычислительных приемов. Вместе с тем одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Глубоко и всесторонне вопросы совершенствования устных и письменных вычислений учащихся исследовались в 60-70 гг. ХХ века. Исследования последующих лет были посвящены преимущественно разработке качеств вычислительных навыков (М.А. Бантова), рационализации вычислительных приемов (М.И. Моро, С.В. Степанова, Т.Е. Демидова, О.А. Ивашова, А.П. Тонких и др.). Таким образом, с одной стороны, существуют теоретические основы, позволяющие использовать моделирование в процессе обучения младших школьников вычислительным навыкам, и ФГОС НОО в качестве результата обучения указывает на необходимость формирования у школьников знаково-символических действий, а, с другой стороны, в действующих учебниках по математике для начальной школы недостаточно специальных заданий, предполагающих использование моделирования в процессе формирования у младших школьников вычислительных навыков. Сформулированное противоречие позволило определить цель исследования – разработать методические приемы, предполагающие использование моделирования в процессе формирования у младших школьников вычислительных приемов. Объект исследования – моделирование как основа процесса обучения в начальной школе. Предмет исследования – использование моделирования для формирования у младших школьников вычислительных навыков в ходе изучения математики в начальной школе. Гипотеза исследования – если при работе над вычислительными навыками применять приемы, опирающиеся на моделирование, то формирование вычислительных навыков будет происходить более эффективно. Задачи исследования: - изучить психолого – педагогическую и научную методико-математическую литературу по проблеме исследования с целью уточнения содержания понятий «модель», «моделирование», «вычислительный прием», «вычислительный навык»; - разработать и подобрать методические приемы, опирающиеся на моделирование в процессе обучения младших школьников вычислительным приемам; - разработать и провести педагогический эксперимент, нацеленный на проверку сформулированной гипотезы. Теоретическую основу исследования составили современные положения методики формирования вычислительных навыков (Е.С.Дубинчук, А.А. Столяра, С.С. Минаевой, Н.Л. Стефановой, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой и др.); современные положения педагогики об использовании моделирования при формировании у младших школьников вычислительных навыков. В ходе исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; экспериментальные методы (психолого-педагогический эксперимент); методы первичной статистической обработки данных. Педагогический эксперимент проводился на базе «КСОШ школа №1 г. Козельска». В эксперименте участвовало 50 учащихся. Исследование было проведено в соответствие со следующими этапами: I этап (июнь-июль 2017 г) – выбор темы исследования выпускной квалификационной работы; предварительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; II этап (август-сентябрь 2017 г) – углубленный анализ психолого-педагогической и методико-математической литературы по проблеме исследования; III этап (сентябрь-декабрь 2017 г) – подбор и разработка методических приемов, способствующих повышению качества знаний по данной теме; IV этап (февраль-апрель 2018 г) – проведение педагогического эксперимента и анализ полученных результатов; V этап (май-июнь 2018 г) – формулирование выводов и литературное оформление исследования. Положения, вносимые на защиту: 1) уточнение определений понятий «модель», «моделирование», «вычислительный прием», «вычислительный навык». Использование моделирования при формировании вычислительных навыков необходимо для их эффективного формирования. 2) применение приемов, опирающихся на моделирование: соотнесение модели и числового выражения, подбор числового выражения к модели, определение модели для вычислений. Выпускная квалификационная работа состоит из введения; трех глав; заключения; списка литературы; приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………………………………..8 1.1 Философский анализ понятий «модель» и «моделирование»……………………………….8 1.2 Психолого-педагогические основы использования моделирования в процессе обучения в начальной школе…………………………………………………………………………………22 Выводы по 1 главе…………………………………………………………………………………….34 ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ……………………………………………………………………………………………..36 2.1 Методико-математические основы формирования вычислительных навыков у младших школьников……………………………………………………………………………………………36 2.2 Формирование вычислительных навыков на основе моделирования в начальной школе………………………………………………………………………………………................51 Выводы по 2 главе…………………………………………………………………………………...62 ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………………………………………………64 3.1 Диагностика сформированности вычислительных умений, опирающихся на использование моделирования у учащихся начальной школы………………………………………………….64 3.2 Обучение использованию моделирования при формировании вычислительных умений в начальной школе……………………………………………………………………………………70 Выводы по 3 главе………………………………………………………………………………….78 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………..79 СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………………………………………………………………………….82 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..................................86 ?
Список литературы

1. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. - 2003. - №11 2. Бантова М.А.Ошибки в вычислениях и их предупреждение // Начальная школа. - 1982. - №8 3. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования»/А.В. Белошистая. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. 4. Белошистая А.В. Приемы формирования устных вычислительных умений в пределах 100. Начальная школа. - 2001. - №7 5. Бурбаки, Н. Очерки по истории математики. / Н. Бурбаки - М.,2005, 6. Веников, В.А. Некоторые методологические вопросы моделирования. / В.А. Веников - ВФ, 2008, № 11. 7. Веников, В.А. Теория подобия и моделирования. / В.А.Веников. - М.: Высшая школа, 2008. 8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика — пресс, 2004 г. 9. Гальперин, П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. / П.Я. Гальперин - М., 1968.г 10. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). / В.В. Давыдов - М., «Педагогика», 1972. 11. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. / В. В. Давыдов. - М.: Интор, 1996. 12. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. Учебное пособие для студентов факультета начальных классов и учащихся педагогических училищ. / Н.Б. Истомина - М.: 1992 13. Карпенко А.В. Использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе // Начальная школа плюс до и после / №11, А.В. Карпенко, 2005 14. Логическая модель как средство научного исследования. / Зиновьев А.А. [и др.] - ВФ, 1960, № 1, стр. 82—90. 15. Математика. 3 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики. / Козлова С.А. [и др.]. — М.: Баласе, 2010 16. Математика для гуманитариев: уч. Пособие / под ред. П.В. Грее.- Изд. 2- е. - М.: Логос, 2004 17. Математика:, учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / под общ. ред. Л. П. Стойловой. - М.: Академия, 2002. 18. Методика преподавания в 1 классе. / Занков Л.В. [и др.]. - М.: Просвещение, 2005 19. Методика преподавания математики в начальных классах. Учеб, пособие для учащихся школьных пед. училищ (специальность №2001) / под ред. М.А. Бантовой. - М.: Просвещение, 1976. 20. Моделирование как метод научного исследования. (Гносеологический анализ)./Глинский Б. А. [и др.]. - Изд. МГУ, 2003 21. Моя математика. Учебник для 1 кл. в 3 ч. 4.1. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П и др. Баласе, 2007 г. - 80 с.ил.(Образовательная система «Школа 2100») 22. Моя математика. Учебник для 1 кл. в 3 ч. 4.2. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. Баласе, 2007 г. - 76 с.ил (Образовательная система «Школа 2100») 23. Моя математика. Учебник для 1 кл. в 3 ч. Ч.З. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. Баласе, 2007 г. - 78 с.ил.(Образовательная система «Школа 2100») 24. . Моя математика. Учебник для 3 кл. в 3 ч. 4.1. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др Издание 2-е, испр. М: Баласе, Издательский дом «РАО» 2005 г. - 96 с.ил.(Образовательная система «Школа 2100») 25. Моя математика. Учебник для 3 кл. в 3 ч. 4.2. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. Издание 2-е, испр. М: Баласе, Издательский дом «РАО» 2005 г. - 96 с.ил.(Образовательная система «Школа 2100») 26. Моя математика. Учебник для 3 кл. в 3 ч. 4.3. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. Издание 2-е, испр. М: Баласе, Издательский дом «РАО» 2005 г. — 80 с.ил.(Образовательная система «Школа 2100») 27. Моя математика. Учебник для 4 кл. в 3 ч. 4.1. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. и др. Издание 2-е, испр. М: Баласе, 2009 г. - 96 с.ил.(Образовательная система «Школа 2100») 28. Моя математика. Учебник для 4 кл. в 3 ч. 4.2. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П и др. Издание 2-е, испр. М: Баласе, 2009 г. - 96 с.ил.(Образовательная система «Школа 2100») 29. Моя математика. Учебник для 4 кл. в 3 ч. 4.3. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П и др. Издание 2-е, испр. М: Баласе, 2009 г. - 96 с.ил.(Образовательная система «Школа 2100») 30. Новик, И.Б. О философских вопросах кибернетического моделирования. / И.Б. Новик - М., Знание, 2009 31. Салмина, Н.П. Знак и символ в обучении. / Н.П. Салмина. - М.: Знание, 2010. 32. Стохастические модели обучаемости / Р. Буш [и др.]. - Физматгиз, М., 2006 33. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология.: Учебник для студентов средних пед. учебн. Завед. / Н.Ф. Талызина - М.: Издательский центр «Академия», 2010 г. 34. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. Для учителя. / Н.Ф. Талызина — М.: Просвещение, 2005. 35. Теоретические основы методики обучения математике: пособие для учит.-, метод, и пед. выс. учеб, завед. / под общ. ред. Л.М. Фридмана; - М.: Флинта, 2002 36. Теория и методика обучения математике в начальной школе. / П.М. Эрдниев [и др.]. - М.: «Педагогика», 2011 37. Уемов, А.И. Логические основы метода моделирования / А.И. Уемов. — М.: Просвещение, 2012 38. Учебная деятельность и моделирование. / Давыдов В.В. [и др.]. - Ереван: Луйс, 2002 39. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. / Л.М. Фридман. - М.: Знание, 2012. 40. Фролов, И.Т. Гносеологические проблемы моделирования биологических систем. / И.Т. Фролов - ВФ; 2005 41. Шадрина И.В. Моделирование математических объектов и понимание математики младшими школьниками // Начальная школа плюс до и после. -2011. - № 6 42. Шилова, Л.И. Моделирование как метод познания и обучения // Вестн. Ялт. ун-та. Сер. 6, Психология.- 2007. №2 43. Штофф, В.А. Моделирование и философия. / В. А. Штофф. - М. Знание-2008
Отрывок из работы

Глава 1. Моделирование как основа методики обучения младших школьников 1.1 Философский анализ понятий «модель» и « моделирование» Все виды деятельности человека, в том числе и научной, являются общественными процессами. Они имеют общественно - исторически сложившиеся способы и средства построения и оперирования объектами, их идеализации, фиксации и преобразования. Научно – теоретическое мышление также обладает определенными средствами – символическими и знаковыми системами. Благодаря им, как отмечает М.К. Мамардашвили, происходит «отделение человеком от себя определенной формы субъективной деятельности и вынесение ее во вне в качестве вещественного объекта и вещественных условий интеллектуального труда…»[19] Так строятся идеализированные объекты, воспроизводящие существенные для практической деятельности стороны действительности. Теоретическое мышление «означает, прежде всего, создание специфических научных объектов (специфической предметности) и мышление о действительности посредством их, через них» [5]. Такое мышление не имеет своим объектом эмпирическое многообразие непосредственно данных вещей – оно подходит к ним через эту специфическую идеализированную предметность и лишь тогда реализует свой собственно научный взгляд. На эту предметность «как бы нанизывается вся масса эмпирически наблюдаемых свойств и связей действительности, которые в этом случае берут научно, а не каким-либо иным возможным для сознания образом. Человек оказывается в положении исследователя по отношению к ним». Такое понимание «научной предметности» позволяет преодолеть бытующую еще натуралистическую ее трактовку, связанную с эмпирической теорией познания вообще и с эмпирическое теорией понятия в частности [10].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 53 страницы
550 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 52 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg