Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Специфика образа профессии пожарного у сотрудников МЧС

martin_man 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.07.2019
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические подходы к изучению образа профессии; выделены социально психологические особенности профессиональной деятельности и личности пожарного; разработана и апробирована программа эмпирического исследования специфики образа пожарного у сотрудников МЧС.
Введение

Актуальность исследования. Данная работа посвящена изучению образа профессии пожарного. У каждого человека свое собственное представление о данной профессии. Именно поэтому в этой работе рассмотрено как люди, которые работают пожарными, видят себя как профессионала, также как люди оценивают образ профессии пожарный. Профессия пожарный, является одной из самых экстремальных и опасных в нашем мире. Ведь эта работа — это риск для жизни и огромная ответственность за других людей. В экстремальных ситуациях ему необходимо оценить ситуацию, принять правильное решение и в то же время иметь адекватное поведение. Эффективность профессиональной деятельности пожарных зависит от генетически обусловленных свойств личности, от профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе деятельности. Специфика их профессиональной деятельности связана с работой в экстремальных условиях, «залповой» максимальной мобилизацией физических и психических ресурсов для решения социально-значимых оперативных задач. Она требует наличия сформировавшейся системы мотивов, надежного функционирования психофизиологических функций, способности к саморегуляции психических состояний, готовности к применению знаний, умений и навыков в условиях высокой опасности для здоровья и жизни, при информационной неопределенности и дефиците времени. Таким образом, изучение данной темы «Специфика образа профессии пожарный у сотрудников МЧС» является актуальной. Объект выпускной квалификационной работы - образ профессии. Предмет- образ профессии пожарного. Цель - специфика образа профессии пожарного у сотрудников МЧС. Задачи: 1. Выделить теоретико-методологические основания изучения специфика образа профессии пожарного у сотрудников МЧС. 2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования специфики образа профессии пожарного у сотрудников МЧС. 3. Проанализировать результаты исследования. 4. Разработать рекомендации. Гипотеза исследования: Образ профессии пожарного у сотрудников МЧС имеет содержательную специфику. Теоретико-методологические основания работы: • Профессионально важные качества сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России затронуты в работах Дежкиной Ю.А. • Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления в работах Осипова А.В. • Проблема образа профессии освещена в исследованиях С. В. Зибровой, Е. А. Бодякшиной, И. В. Дурмановой, В. В. Овсянниковой, М. Н. Рыбниковой, Н. В. Курбет, Е. Ф. Платаш, В. Д. Брагиной, Т. А. Верняевой Степень изученности проблемы. Следует отметить, что вопросы по данной теме рассматривались как отечественными, так и зарубежными авторами. В частности, общие проблемы подготовки и деятельности сотрудников МЧС России исследовались в работах Ю.Р. Ахватовой, В.А. Бодрова, Ю.А. Дежкиной, Д.В. Декерта, К.Е. Изарда, Т.В. Корниловой, И.В. Лаухиной, А.В. Осипова, А.В Шленкова, Ю.С Щойгу. Однако, в рамках научных проблем современной психологии специфика образа профессии сотрудников МЧС России рассмотрена недостаточно полно, что приводит к целому ряду трудностей, например, на уровне определения подходов и методов изучения данных вопросов. Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования, анкетирование, субъективное шкалирование, тест Куна-Макпартленда «Кто Я?», психодиагностическая методика «Профассоциации», критерий Краскела-Уоллиса, U- критерий Манна-Уитни. Этапы проведения исследования: Первый этап - разработка замысла исследования, определение проблемы, формулировка научных атрибутов, определение структуры работы. Второй этап – разработка и апробация программы эмпирического исследования. Третий этап – математико-статистическая обработка полученных в исследовании первичных данных с помощью статистического пакета spss. Четвёртый этап - анализ полученных результатов и их интерпретация. Пятый этап – разработка практических рекомендаций на основе качественного описания результатов исследования. Шестой этап – оформление работы, подготовка иллюстративного материала в соответствии с требованиями к выпускным квалификационным работам. Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 20 сотрудников ФГКУ «1 отряд ФПС по Алтайскому краю», 20 сотрудников ФГКУ «2 отряд ФПС по Алтайскому краю» и 40 человек, не являющиеся сотрудниками МЧС. Практическая значимость. Рекомендации, приведенные в выпускной квалификационной работе можно использовать для улучшения имиджа профессии пожарный у людей, которые не являются сотрудниками МЧС. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего в себя 70 источников. Текст работы содержит 15 рисунков, 2 приложений.
Содержание

Введение 4 Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения специфики образа профессии пожарного у сотрудников МЧС 7 1.1. Образ профессии как психологическая категория 7 1.2. Социально-психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников противопожарных служб 9 1.3 Психологические особенности пожарных 13 Глава 2. Эмпирическое исследование специфики образа профессии пожарного у сотрудников МЧС 20 2.1 Программа исследования 20 2.2 Результаты исследования 22 2.3. Практические рекомендации 37 Заключение 39 Библиографический список 41 Приложения 47
Список литературы

1. Арапов, Е.Д. Программа тактической подготовки начальствующего состава пожарной охраны / Е.Д. Арапов. - М: ВНИИПО. - 110 с 2. Бодров, В.А. Диагностика и прогнозирование профессиональнойj мотивации» в процессе психологического отбора / В.А. Бодров; Л.Д. Спиркин /Психологический «журнал, 2003. - №1. – С. 73. 13. 3. Бондаренко Л.Ю. Подготовка пожарных и спасателей. - М.: Медицинская подготовка, 2008. – 198. 4. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт- Петербург: Речь, 2006. – 236 с. 5. Брушлинский, Н.Н. Системный анализ деятельности Государственной противопожарной службы: МИПБ, 1998-134. 6. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий. Монография. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с. 7. Грачев В.А., Поповский Д.В. Газодымозащитная служба. Учебник / под ред. В.В. Мешалкина. - М.: Пожкнига, 2004. - 384 с. 8. Дежкина Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессионализации. - С-Пб.: РГПУ, 2008.-354 с. 9. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России»: Методические рекомендации. Изд. 2-е. - М.: 2001. - 256 с. 10. Дмитриева М.А., Крылов А.А.. Психология труда и инженерная психология. - Л.: Ленинград, 1979.-349 с. 11. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 224 с. 12. Дутов, В.И., О воздействии на людей опасных факторов пожара / В.И. Дутов, В.Н. Тимошенко // Безопасность людей на пожарах: сб. науч. тр. - М.: ВНИИПО, 2001- 69 с. 13. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности / Под ред. Б.А. Душкова. - М., 2005.-450 с. 14. Дьячкин О.Д. Образ профессии в системе целей профессионального образования//2009-223 с. 15. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. - Академический проект Фонд «Мир», 2006.-435 с. 16. Зеер Э.Ф.Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2007. - 240 с. 17. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - С-Пб.: Питер, 2006.-345 с. 18. Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности. / Психология труда. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 -- 352 с. 19. Кафидов, В;В: Социология пожарной) безопасности / В.В. Кафидов, В.М; Севастьянов. - М.: ВНИИПО, 2003. - 364'с. 20. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2000- 297. 21. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с. 22. Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2013.- 43 с. 23. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с 24. Клищевская М.В., Солнцева Г.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности / Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. – 1999- 165 с. 25. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. - М.: МГУ, 1986.-201. 26. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк.- 2006. – 800 с. 27. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. – 992 с. 28. Крягжде С. Психология формирования профессиональных интересов. - Вильнюс: Мокслас, 2000.-198 с. 29. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. - М.: Радикс, 1995. - 448 с. 30. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. -- М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с. 31. Марьин М.Н. и др. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России. - М.: ВНИИПО, 2002. - 114с. 32. Марьин, М.И. Исследование влияния условий труда на функциональное состояние пожарных / М.И. Марьин, Е.С. Соболев /Психологический журнал. – 2003-108. 33. Марьин М.И., Ловчан С.И., Иванихина И.В. и др. Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы»: Методическое пособие / Под ред. Мешалкина Е.А.. - 2-е изд. - М.: ВНИИПО, 1998. - 101с. 34. Медикаментозная коррекция состояний психической дезадаптации у сотрудников пожарной охраны в напряженных и экстремальных условиях деятельности»: Методические рекомендации. - М.: ВНИИПО МВД СССР, 1992. - 16с. 35. Милакова, В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий: автореф. дис.… канд. психол. наук. Астрахань, 2007.-56 с. 36. Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. - Москва, 2008.-209 с. 37. Мучински П. Психология, профессия, карьера. - Спб, 2004.-270 с. 38. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 688 с. 39. Носкова О. Г. Психология труда. - М.: Изд.центр «академия», 2007. - 384 с. 40. Осипов А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления. Автореферат дисс. На соиск. Ученой степени кандидата психологических наук. - Ростов-на-Дону, 2009- 243 с. 41. Профессиографическое описание основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России: пособие / ред. М.И. Марьин, И.Н. Ефанова, М.. Поляков и др.. - Mi: ВНИИПО, 1998. - 132 с. 42. Электронный архив: Профессия-Пожарный. URL: http://67.mchs.gov.ru/kbzhd/detail.php?ID=2293. ( Дата обращения: 23. 04. 2018). 43. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. - М., 2008-123 с. 44. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / ЕлисееваИ.Н., Гуренкова Т.Н., Кузнецова Т.Ю., Макарова О.Л. и др. /под общ. ред. Ю. С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – 319 с. 45. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России. - М.: ВНИИПО, 2003. - 148с. 46. Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. В.А. Бодров. - М.: Логос, 2007. - 855 с. 47. Практическая психодиагностика. Методики и тесты» / под ред. Д.Я. Райгородского. -Учеб. пособие. - Самара: изд. Дом «Бахрах - М», 2003.- 365 с. 48. Рыбникова М.Н. Индивидуально-типологические факторы формирования образа профессии: автореф.дис. канд.псих.наук/ 2008.- 254 с. 49. Романова Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. 2007-121 с. 50. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Ярославль: ЯрГУ, 1999. URL: http://www.psyhmed.ru. (Дата обращения 25.05.2018). 51.Сарсенбаева Б.И. Психология личностного и профессионального самосовершенствования. - М.: Б. и., 2005. - 175 с. 52. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2005. – 479 с. 53.. Титаренко М.С., Шклярук С.П. Влияние экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России на возникновение морбидных рисков/ Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы. - 2010. - № 3. - С. 85 - 88. 54. Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 104 с. 55. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация "Логос", 1996.-265 с. 56. Шелепова Е.С. В проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности. - Тверь: ТГУ, 2007- 176 с. 57. Шленков А. В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Дисс. Ученой степени доктора псих. Наук. - С-Пб.: 2009.- 231 с. 58. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб. пособие. - М.: МПСИ, 2004. - 600 с. 59.Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. - М.: Смысл, 2007. - 319 с. 60. Шувалов М.Г. Основы пожарного дела: Учеб. для рядового и мл. нач. состава противопожар. Службы. - 4-е изд., испр. И доп. - М.: Стройиздат, 2005. - 472 с. 61. Нехорошкова Ю.В., Шафран Л.М. Роль регуляторных систем в психофизиологической эффективности трудовой деятельности пожарных и спасателей./ Актуальные проблемы транспортной медицины. - 2008. 62. Kluckhohn F. R. Dominant and variant value orientations. — In: Kluckhohn C., Murray З. Б., Sneider D. M. (eds.), Personality in Nature, Society and Culture. N. Y. Alfred A. Knopf, Inc. 1954, p. 342—357. 63. Knapp R. H., Gurbutt J. T. Time imagery and the achievement motive. — J. Pers. Soc. Psychol., 1958, 28, p. 426—434. 64. Rabin A. I. Future Time perspective and ego strength. — In: The study of time III. New York: Springer—Verlag New York Inc., 1978, p. 294. 65. Sande O. Future consciousness. — J. Peace Res., Oslo, 1972, N 3, p. 271—278. 66. Abric J.-CI. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representations. 1993. V. 2. №. 2. P. 75-78. 67. Moscovici S. On Social representations // Social cognition: Perspectives on everyday understanding / Ed. by H.J. Forgas. L., 1981. P. 181-209. 68. Foster J. Unification and differentiation: a study of the social representations of mental illness / Papers on Social Representations. 2001, Volume 10, pp. 3.1-3.18. 69. Jodelet D. Madness and Social Representations: Living with the Mad in One French Community. - University of California Press, 1992. 70. The Cambridge Handbook of Social Representations. Editors: Sammut, G., Andreouli, E., Gaskell, G., Valsiner, J. — Cambridge University Press, 2015.-498P
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения специфики образа профессии пожарного у сотрудников МЧС 1.1. Образ профессии как психологическая категория Профессия-род трудовой деятельности человека, владеющего определенными общими и специальными теоретическими знаниями, и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки, опыта работы. Виды и наименования профессий определяются характером и содержанием труда, а также спецификой и условиями различных сфер деятельности. Образ профессии - это целостное представление о базовых компонентах профессии, которые выступают как связанные фрагменты единой структуры. В образе профессии выражается будущий тип профессионалов как носителей профессии, определяющих специфику восприятия окружающей действительности своих обладателей, и складывается из представлений о профессии как трудовой деятельности, которая имеет определенную структуру: заданные цели, представления о результате труда; заданный предмет; систему средств труда; систему профессиональных служебных обязанностей; систему прав; производственную среду, предметные и социальные условия труда. Образ профессии складывается на протяжении всей деятельности человека, но фундамент образа профессии закладывается в процессе обучения и влияет на профессиональное самоопределение молодого человека и складывается в начале трудовой деятельности. Как любое сложное образование, он динамичен, изменяется и формируется на протяжении всей жизни человека.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg