Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Методические особенности воспитания физических качеств (на примере подвижных игр)

irina_krutaya 1320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 110 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
Цель исследования: изучение развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры. Объект исследования: процесс развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: подвижная игра как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: эффективное развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста возможно, если разработана и используется методика, включающая: - целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированная на развитие определенных физических качеств (быстроты, ловкости, скорости и т.д.). - более расширенный объем подвижных игр по сравнению с традиционной методикой. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1) проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе; 2) охарактеризовать особенности развития физических качеств старших дошкольников. 3) выявить уровень развития физических качеств старших дошкольников и экспериментально проверить эффективность программы развития физических качеств старших дошкольников, включающую расширенный объем подвижных игр, по сравнению с традиционной методикой; 4) разработать рекомендации для педагогов-воспитателей дошкольной образовательной организации по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры. Методологическими основами исследования явились теории, концепции, теоретические положения по проблеме физической подготовленности дошкольников (Н. Лескова, Л. Ноткина, Е.Я. Бондаревская и др.; по проблеме развития физических качеств дошкольников (В.Н. Занефский, З.И. Кузнецова, М.Х. Спаева и др.); исследования по проблеме организации и использования подвижных игр в ДОУ (Я. Степаненкова,В.А. Страновского, Е.А. Тимофеева и др.). Методы исследования: - анализ научной литературы; - методы оценки комплексного развития двигательных качеств детей; - эксперимент; - методы математической обработки данных. Методики исследования: 1) Методика определения ловкости В.И. Лисиной; 2) Методика определения выносливости В.И. Лисиной; 3) Методика определения быстроты движений В.А. Иванова; 4 Методика определения силы и силовой выносливости В.А. Иванова; 5) Методика определения ловкости и координации движения В.А. Иванова. Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ № 3 п.г.т.Актюбинский Азнакаевского района РТ. В исследование принимали участие 60 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет (экспериментальная и контрольная группы). Теоретическая значимость заключается в том, что в работе проанализирован, обобщен, систематизирован научный материал по проблеме развития физических качеств старших дошкольников с целью повышения уровня их физической подготовленности. Разработана методика развития физических качеств старших дошкольников, включающая целенаправленное использование системы подвижных игр для развития разных физических качеств, расширение объема подвижных игр по сравнению с традиционным подходом. Практическая значимость исследования. Составлен диагностический инструментарий для оценки уровня развития физических качеств старших дошкольников и их физической подготовленности. Предложена система подвижных игр, направленных определенных физических качеств старших дошкольников, разработаны конспекты их проведения. Разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ по использованию подвижных игр с целью развития физических качеств старших дошкольников. Результаты экспериментального исследования дают возможность усовершенствовать процесс повышения уровня физических качеств у детей старшего дошкольного возраста и могут быть использованы в работе педагогов ДОУ. Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе проведено исследование проблемы физических качеств у детей старшего дошкольного возраста, рассмотрена классификация подвижных игр и игр со спортивными элементами, а также изучена методика руководства подвижными играми в старшем дошкольном возрасте. Во второй главе была проведена диагностика результативности опытной работы по формированию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр, изучена методика воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста, проведена диагностика физической подготовленности детей 5-6 лет, был дан сравнительный анализ результатов исследования. Заключение содержит анализ и обобщение опыта работы, ее эффективность. В список литературы включены основные публикации, изученные по данной теме. Приложения содержат конспекты игровых занятий, проводимых в формирующем этапе; описание диагностического инструментария; таблицы с результатами исследования памяти по методикам; а также расчетные таблицы U-критерия Манна-Уитни.
Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что поиск новых путей, решения проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности связан с необходимостью изучения закономерностей, методологических и методических условий совершенствования процесса развития физических качеств. Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей [9, 14, 21, 24]. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически [8, 14, 9, 19, 21]. Начиная с трехлетнего возраста, ребенок многое умеет, очень подвижен. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитывается внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер [5, 8, 11, 12, 14, 21, 22, 19]. Следовательно, комплексный анализ психического состояния детей позволяет более объективно судить и о процессе физического воспитания. Известно, что в дошкольных образовательных учреждениях подвижные игры занимают одно из ведущих мест в воспитательной работе с детьми. Ведь именно в подвижных играх дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности свои физические возможности. По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, формирует физические навыки, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Проблема исследования. К решению проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности отечественные специалисты подошли только в последние десятилетия благодаря научным разработкам Е.И.Геллер, Е.Н.Вавиловой, Н.Б.Каданцевой, Ю.К.Чернышенко, В.А.Баландина и др. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а двигательная деятельность детей благотворно влияет на физическое развитие, формирует двигательные навыки и физические качества, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма и усиливая эмоционально-родственные ощущения. За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социально-экономических изменений, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ…………………………………….9 1.1. Классификация подвижных игр…………………………………….9 1.2. Характеристика физических качеств, особенности их развития у детей старшего дошкольного возраста………………………………………15 1.3. Подвижные игры как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….22 Выводы по I главе……………………………………………………….30 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ………………………32 2.1. Организация и методы исследования физических качеств старших дошкольников. Анализ результатов констатирующего этапа исследования..32 2.2. Программа развития физических качеств дошкольников посредством подвижной игры………………………………………………...43 2.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента…………51 2.4. Комплекс рекомендаций по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста средствами подвижной игры………………57 Выводы по II главе………………………………………………………60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………63 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..67 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..74
Список литературы

1. Аганянц, Е.К. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью: учебное пособие / Е.К. Аганянц. - Краснодар, 2009. - 220 с. 2. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: книга для воспитателей детских садов / Э.Й. Адашкявичене. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с. 3. Антонюк, С.Д. Особенности физического развития детей группы риска / С.Д. Антонюк // Теория и методика физического воспитания. - 2011. - № 1. - С. 56-58. 4. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 221 с. 5. Баранчукова, Г.А. Воспитательные возможности в процессе проведения подвижных игр / Г.А. Баранчукова // Начальная школа. - 2009. - № 5. - С. 41- 42. 6. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 1. - С. 23-25. 7. Безруких, М. Здоровье детей и школьные факторы риска // Современная школа и здоровье: материалы круглого стола / М. Безруких. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010. - С. 23-26. 8. Васильева, Н.Н. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Н. Васильева, Н.В. Новотворцева- Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2010 - 208 с. 9. Васильева, Н.Н. Физическое воспитание дошкольника / Н.Н. Васильева. -Ярославль: Академия развития, 2010. - 405 с. 10. Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие / В.К. Велитченко. - М.: Терра-спорт, 2010. - 168 с. 11. Водяницкая, О.И. О занятиях с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья / О.И. Водяницкая // Физическая культура в школе. - 2012. - № 3. - С. 7-11. 12. Волошина, Л. Современная методология обучения играм с элементами спорта / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. 2012. - № 11. - С. 27-32. 13. Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие / И.М. Воротилкина. - М.: НЦЭНАС, 2011. - 144 с. 14. Воротилкина, И.М. Формирование самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания / И.М. Воротилкина. - Хабаровск, 2009. - 24 с. 15. Гаврин, С.Е. Уроки для дошколят / С.Е. Гаврин, А.С. Галанов и др. - М.: ООО Изд-во «Росмен-Пресс», 2010. - 287 с. 16. Гейнисман, М.Л. Развитие двигательных качеств как важнейшее средство оздоровление детей дошкольного возраста / М.Л. Гейнисман // Материалы научной конференции по итогам работы за 2009/91 г.г. - Омск: ОГИФК,2009.- С. 73-74. 17. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 2010. - 144 с. 18. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольниками. Старший возраст / Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 2010. -264 с. 19. Глушкова, Г.В. Физическое воспитание в семье и ДОУ: методические рекомендации: домашние задания / Г.В. Глушкова, Л.В. Голубева, И.А. Прилепина. - М.: Школа-Пресса, 2012. - 95 с. 20. Годик, М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / М.А. Годик, В.К. Бальсевич и др. // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 5-6. - С. 24-32. 21. Грядкина, Т.С. Педагогические условия оптимизации обучения детей 6-го года жизни основным движениям в детском саду (прыжки, метание, лазание) / Т.С. Грядкина. - Волгоград: ВГАФК, 2009. - 31 с. 22. Гутникова, Л. Спорт + игра = радость / Л. Гутникова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 12.-С. 15-19. 23. Давыдов, В.Ю. Влияние физических упражнений различной направленности на организм детей дошкольного возраста / В.Ю. Давыдов. - Волгоград, 2009.-27 с. 24. Давыдов, В.Ю. Индивидуальная оценка физического воспитания у дошкольников / В.Ю. Давыдов. - Волгоград: ВГАФК, 2009. - 31 с. 25. Дворкин, JI.C. Возрастные особенности развития психических процессов у детей 3-6 лет средствами физического-воспитания / JI.C. Дворкин, Ю.К. Чернышенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 2. - С. 32-33. 26. Дворкина, Н.И. Физическое воспитание детей 5-6 лет на основе подвижных игр дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств: метод пособие / Н.И. Дворкина, Л.И. Лубышева. - М.: Советский спорт, 2012. - 80 с. 27. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 4. - С. 10-14. 28. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2012. - № 4. - С. 29-33. 29. Ермакова, З.И. Физическая подготовка детей пяти-шестилетнего возраста / З.И. Ермакова. 2-е изд.; перераб и доп. - Минск: Ушверсггэцкае, 2009. - 255 с. 30. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: материалы Всероссийского совещания. - М.: Изд-во ГНОМ и Д., 2010. - 320 с. 31. Здоровьеформирующее физическое развитие: развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / И.К. Шилкова и др.- М.: Владос, 2010. - 336 с. 32. Калиниченко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: методическое пособие / А.В. Калиниченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. - М.: Айрис-Пресс: Айрис дидактика, 2011. - 106 с. 33. Кожухова, Н.Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников / Н.Н. Кожухова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3. - С. 52-54. 34. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях / Н.Н. Кожухова и др. - М.: Академия, 2010. - 320 с. 35. Козырева, О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) / О.В. Козырева. - М.: Просвещение, 2010. -143 с. 36. Козырева, О.В. Спорт в системе образования, воспитания и организации досуга детей дошкольного возраста: (программа и первые результаты исследования) / О.В. Козырева // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 2009. -Вып. 7. - С. 245-250. 37. Кудрявцев, В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет / В.Т. Кудрявцев. - М.: Мысль, 2009. - 289 с. 38. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. - 320 с. 39. Лазарев, М.Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: в 3 ч.: руководство для воспитателей образовательных учреждений / М.Л. Лазарев. - М.: АКАДЕМИЯ ЗДОРОВЬЯ, 2009. - 376 с. 40. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие / Б.Х. Ланда. - М.: Советский спорт, 2011.-192 с. 41. Литвинова, М.Ф: Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста: практическое пособие / М.Ф. Литвинова. - М.: Айрис-Пресс, 2010.- 192 с. 42. Макарова, Т. Игры с мячом / Т. Макарова // Дошкольное воспитание. -2012. -№7.-С. 106-112. 43. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М.: Медицина, 2010. - 155 с. 44. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Кузьмина, Н.Н. Бойкевич. - СПб.: Речь, 2009. -321 с. 45. Правдов, М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры / М.А. Правдов // Начальная школа. 2012. - № 11. - С. 71-74f. 46. Проблемы дошкольной игры: психологический аспект / под ред. Н.Н. Подъякова, Н.Я. Михайличенко. - М.: Педагогика, 2009. - 192 с. 47. Рост и развитие ребенка / В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 272 с. 48. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. - М.: Мозайк-Синтез, 2010. - 256 с. 49. Седых, Н.В. Здоровьесберегающиетехнологии в дошкольных образовательных учреждениях: Монография / Н.В. Седых. - Волгоград: Изд-во ВГСХА, 2010.- 177 с. 50. Сивачева, Л.Н. Физкультура - это радость! Спортивные игры- с нестандартным оборудованием / Л.Н. Сивачева. - СПб.: Речь, 2010. - 48 с. 51. Старковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет / В.Л. Старковская. М., 2009. - 214 с. 52. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2010. - 368 с. 53. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2011. - 464 с. 54. Федотов, М. Энциклопедия физической подготовки к школе / М. Федотов, J1. Данилова, Е. Тропп. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «Олма-Пресс-Гранд», 2010.-239 с. 55. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки / под общ. ред. Г.А. Халемского. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2010. - 72 с. 56. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: из опыта работы / авт.-сост. О.Н. Моргунова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2012. - 127 с. 57. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов вузов / Ж.К.,Холодов, В:С1 Кузнецов. 4-е изд. - М.: Академия, 2012. - 480 с. 58. Шебеко, В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду: старший дошкольный возраст: пособие для педагогов дошкольных учреждений / В.Н. Шебеко. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2010. 100 с. 59. Шебеко, В.Н. Физическая культура дошкольника / В.Н. Шебеко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5. - С. 18-23. 60. Янкелевич, Е.И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет / Е.И. Янкёлевич. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 206 с. 61. Яковлев, В.П. Психологическая нагрузка и здоровье человека / В.П. Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 2012. № 6. - С. 50-53.
Отрывок из работы

1.1. Классификация подвижных игр Многогранная воспитательная значимость подвижных игр, доступность их для детей дошкольного возраста, создаваемое играми радостная, увлекающая детей сфера деятельности – все это определяет подвижные игры как ценнейший неотъемлемый спутник их повседневной жизни. Подвижные игры следует отличать от имитационных и игровых упражнений. Имитационные игры - это самостоятельная двигательная деятельность, направленная на воспроизведение образов окружающей действительности; при этом движения выполняются в произвольном темпе, без регламентации времени и подчиняются только замыслу исполнителя. Игровые упражнения - действия, направленные на овладение движениями в игровой форме. Ребенок действует в игровых упражнениях без специально установленных правил, соблюдая требование точного осуществления двигательного действия, выполняя движения независимо от других [5; 43]. В подвижных играх, как уже говорилось, ребенок действует в постоянно изменяющихся условиях, подчиняя свое поведение заранее установленным правилам. Игры как вид физических упражнений делятся на подвижные и спортивные. Спортивные игры отличаются сложной и точной техникой, требуют такого развития физических возможностей, которого еще нет у детей дошкольного возраста. Игры с элементами спортивных игр рассматриваются как более высокая ступень подвижной игры. Их объединяет наличие сильных эмоций, но в других отношениях они значительно отличаются друг от друга. Характерными чертами подвижных игр являются разнообразие и свобода применения игровых действий, большие возможности для проявления инициативы и творчества. Правила в подвижной игре определяют в основном ее структуру, а не точность двигательных действий. Для игр же с элементами спортивных игр характерна известная ограниченность, даже односторонность движений, которые сочетаются с точностью двигательных действий и строгой их формой. Структура игр с элементами спортивных игр по сравнению с подвижными играми отличается большей определенностью. Состав команд, обязанности игроков и продолжительность игры меняться не могут. Игры с элементами спортивных игр имеют строго установленные правила, определяющие точность двигательных действий; обязательным для них является наличие судьи, правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь [16; 5]. Навыки, развиваемые в этих играх, должны отвечать общим требованиям техники игры, чтобы позднее детей не пришлось переучивать. Основными задачами в работе с детьми по применению игр с элементами спортивных игр являются общее развитие ребенка, оздоровление его организма, развитие движений, двигательных способностей и психофизических качеств, создание эмоциональной обстановки, воспитание любви и интереса к различным видам физических упражнений. Игры с элементами спортивных игр также требуют подготовки организма ребенка для их проведения. Прежде всего, в детском саду необходимо культивировать такие игры, которые дадут дошкольникам возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр, С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячами, в которых дети овладевают навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения и исследования позволили сделать вывод; игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития. Врачебно-педагогический контроль показывает, что при быстрых движениях с мячом интенсивнее протекают все физиологические процессы. Особенно большое влияние игры с мячом оказывают на формирование быстроты реакции, ловкости, подвижности и т.п. [8; 42]. Подвижные и спортивные игры объединяет деятельность в быстро меняющихся ситуациях в соответствии с правилами. В подвижных играх правила изменяются в зависимости от педагогических задач для постепенного усложнения игровой обстановки. В спортивных играх правила постоянны, носят устойчивый характер. Количество играющих в подвижных играх произвольное (от двух и более). Состав играющих в подвижных играх динамичен: в любой момент игрок может выйти или, наоборот, включиться в игру. В спортивных играх имеется строго установленное число игроков (хоккей - шесть, волейбол - шесть и т.д.). Площадка для спортивной игры имеет определенные размеры, тогда как в подвижных играх границы для игры могут свободно изменяться. Размеры инвентаря (вес и величина мяча, ширина сетки, диаметр кольца и т.д.), высота его расположения (кольцо в баскетболе, сетка в волейболе и т.д.) обозначены в правилах спортивной игры и не подлежат изменению. В подвижных играх возможны замена инвентаря и вариации его размещения. Это позволяет сделать вывод: в обучении дошкольников подвижные игры могут быть использованы широко, а что касается спортивных игр, то возможно использование элементов спортивных игр или упрощенные игры [17; 89]. Игры бывают сюжетные и бессюжетные. В сюжетных играх ("Кот и мыши", "Наседка и цыплята" и др.) правила и роль тесно взаимосвязаны, а в бессюжетных правила представлены в открытом виде ("Кто скорее добежит до флажка", "Перемени предмет" и др.). Правилам легче подчиняться в сюжетных играх [18; 10]. По интенсивности физиологического воздействия можно выделить игры с высокой, средней и низкой нагрузкой. Как правило, высокую физическую нагрузку дают игры, построенные на выполнении бега и прыжков или на сочетаниях этих движений с другими. При этом следует учитывать продолжительность действий детей внутри одного проигрывания. Если большая часть времени тратится на произнесение текста, то дети получают среднюю нагрузку ("У медведя во бору", "Мы - веселые ребята" и др.). В поле зрения необходимо держать одновременность или последовательность действий играющих. При поочередном выполнении моторная плотность низкая, а поэтому даже интенсивные движения в общем дают незначительную нагрузку ("Горелки", "Третий лишний" и др.). Нагрузку можно считать высокой, если при шести-восьми повторениях пульс достигает 150-170 ударов в минуту, средней - при пульсе 130-140 ударов [19; 56]. Выделяется еще один вид игр - игры-забавы, в которых происходит выполнение знакомых движений в необычных условиях (бег в больших валенках, прыжки со связанными ногами, бег в мешках и т.д.). Они требуют проявления ловкости и доставляют много веселья и радости. Существует различная педагогическая классификация игр, отобранных для детей дошкольного возраста, в основе которой имеются разные признаки. Подвижные игры делятся на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делятся на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы аттракционы. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и все группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Детей увлекают игровые образы, в которые они творчески воплощаются (птицы и автомобиль, пилоты, волк и гуси, обезьянки и ловцы) [20; 24]. Бессюжетные подвижные игры содержат интересные для детей двигательные задания, ведущие к достижению понятной им целей. Игры типа ловишек, перебежек не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил ролей взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. К бессюжетным относятся так же игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, городки, «школа мяча» и др.) [20; 54]. Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (2,3 и т.д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, ползования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов. В играх – забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры- забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости. К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам. Обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится воспитателем на физкультурных занятиях, организуемых на воздухе. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок [16; 39]. Варианты подвижных игр может создавать сам воспитатель, учитывающий уровень умственного и физического развития детей своей группы и предусматривающий постепенное повышение к ним требований. К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах. И так, систематическое использование различных вариантов игр содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствование физических качеств, навыков обращения с предметами, развитию внимания, наблюдательности пространственных ориентировок. Подвижная игра содержит неограниченные возможности формирования у детей ориентировки в пространстве, имеющей важное значение в жизни. В подвижных играх ребенок решает разнообразные ориентировочные задачи: определяет направление движения расположение различных окружающих его предметов, учатся соразмерять свои движения в окружающей среде. В подвижной игре ориентировочная деятельность детей требует самостоятельного решения двигательных заданий: они учатся выбирать маршрут передвижения, если он не указан правилами, быстро реагировать на изменение игровой ситуации, звуковые сигналы, двигаться в коллективе детей, согласовывая свои движения с действиями сверстников. Игры, в которых сюжетом и правилами предусматриваться направление движения вперед – назад, формируют умения путем зрительно- моторных реакций соотносить расстояние не только впереди, но и сбоку. Они требуют развития глазомерных оценок пространства, расширяют понимание относительности направлений вперед – туда, назад – обратно. Для закрепления представлений о направлении вперед – назад в старшей группе можно использовать игры « Перебежки», «Кто скорее добежит до флажка», «Мы веселые ребята», «Пожарные на учении» и др. Таким образом, подвижные игры необходимо проводить в дошкольных учреждениях как на физкультурных занятиях, так и на прогулке, в свободной деятельности. Они развивают не только физические качества, но и интересы детей. 1.2. Характеристика физических качеств, особенности их развития у детей старшего дошкольного возраста В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата (происходит развитие физических качеств). Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов [4; 82]. Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также развивать двигательные качества. Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать через рок в игре «волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка. В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. У детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения), а также спортивные упражнения. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (теннис, бадминтон, городки), выполнять элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.) [12; 113]. Объем двигательных навыков и умений, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, дан в «Программе воспитания в детском саду», но он может быть расширен при наличии соответствующих условий в дошкольных учреждениях, подготовленности детей, квалификации воспитателей. У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества. У детей дошкольного возраста необходимо формировать умение сохранять правильное положение тела, когда они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата, но это навык, который важно своевременно формировать [10; 29]. Известно, что двигательные акты детей характеризуются целым рядом качественных проявлений, из которых достаточно полно изучались сила, быстрота и выносливость. Эти стороны двигательного акта в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом. Так, каждое мышечное движение характеризуется проявлением не только силовых, но и скоростных параметров. Если же оно продолжается достаточно длительное время, следует учитывать также и третий параметр - выносливость [1; 72]. Физиологические факторы развития качественных сторон двигательной активности детей проявляются в совершенствовании регуляции деятельности мышц и вегетативных органов. При кратковременных, скоростных и силовых движениях преимущественное значение принадлежит улучшению регуляции деятельности нервно-мышечной системы. При более длительной работе, наряду с совершенствованием двигательных функций, существенное значение приобретает и улучшение координации вегетативных функций [48; 129]. Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции – быстрота, при беге на длинную дистанцию – выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега – сила в сочетании с быстротой. В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости. Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки [12; 23]. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур). Быстрота – способность человека выполнять движения в наикратчайшее время [17; 89]. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условнорефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья. Глазомер – способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений [17; 92]. Развить глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках – точно попадать ногой на доску, чтобы оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребенка; в метании на дальность и особенно в цель – расстояние до цели и т.д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами. Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих [17; 98]. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.). Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела. Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.). Сила – степень напряжения мышц при их сокращении [17; 116]. Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время. Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом. Важнейшим фактором, от которого в решающей мере зависят успешность обучения новым двигательным действиям и совершенствование ранее разученных упражнений, является координация. Под координационными качествами понимается способность быстро согласовывать отдельные двигательные действия в меняющихся условиях, выполнять движения точно и рационально. Таким образом, детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д. 1.3. Подвижные игры как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В дошкольном возрасте нервная система и весь организм ребенка в целом обладают чрезвычайной пластичностью, податливостью к внешним воздействиям. Поэтому рациональная дозировка объема и интенсивности нагрузки, регулярное чередование ее с отдыхом будет определять оптимальность динамики организма ребенка, обеспечивать своевременность восстановительных процессов и повышать работоспособность. Нагрузка , с одной стороны, выражается в величине воздействия физических упражнений на организм и интенсивности выполнения их, что повышает функциональные процессы организма; с другой – в воздействии на динамику психических функций, проявляющихся в умственной деятельности ребенка, концентрация внимания и восприятия во время объяснения и демонстрации упражнения, осмысливании заданий точности ответной реакции [4; 98].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Физическая культура, 36 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 30 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 26 страниц
312 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg