Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Проблема неуспеваемости школьников и пути ее решения.

irina_krutaya 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
Цель исследования – изучение понятия школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме курсового исследования. 2. Раскрыть понятие «школьная неуспеваемость». 3. Выявить причины неуспеваемости. 4.Определить психологические особенности неуспевающих школьников. 5. Выявить систему и способы работы учителя по оказанию помощи неуспевающим детям. 6. Подобрать методики педагогической и психологической диагностики школьной неуспеваемости. Объектом исследования является неуспеваемость как психолого-педагогическое явление. Предмет исследования – причины школьной неуспеваемости. В данном исследовании выдвигается предположение о том, что педагог может оказать помощь в преодолении трудностей, возникающих у школьников в учебной деятельности, зная конкретные психологические причины этих трудностей и строя развивающие работы на этой основе. Методы исследования: изучение литературы по проблеме, анализ, сравнение, обобщение, систематизация, анализ продуктов деятельности учащихся.
Введение

Актуальность. Проблема школьной неуспеваемости – сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В последние десятилетия во многих странах мира, в том числе и в России, социальные преобразования, порожденные научно-техническим прогрессом, резко повысили психические нагрузки на детей, как в условиях семьи, так и школы. Переход к школьному обучению означает для детей, с одной стороны, переход к систематическому накоплению знаний и, с другой, предъявляет повышенные требования к аффективной сфере ребенка. Начиная с 60-х годов, количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. Отмечается значительный рост детей, которые не справляются со школьной программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих. По различным данным число неуспевающих школьников превышает 30% от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% в начальных классах. Проблему школьной дезадаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных проблем современности, требующих безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне. Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь. Но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (то есть диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь или устранить их, или исправлять последствия. Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский и другие).
Содержание

Введение 3 1. Понятие и характеристика школьной неуспеваемости 6 1.1. Понятие школьной неуспеваемости и ее виды 6 1.2. Типология неуспевающих школьников. 10 1.3. Причины школьной неуспеваемости 14 2. Характеристика путей неуспеваемости школьников 20 2.1. Диагностика неуспеваемости школьников 20 2.2. Система работы учителя по оказанию педагогической поддержки неуспевающим школьникам 23 Заключение 30 Список использованной литературы 32
Список литературы

1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. - СПб.: Питер, 2010. - 567 с. 2. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии // под ред. Иващенко Ф.И. Минск: Высшая школа, 1980. - 128 с. 3. Актуальные психологические проблемы обучения и воспитания в школе // Сборник научных трудов под ред. Глоточкина А.Д. Тверь: из-во ТГУ, 1994. 4. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки /Б.Г. Ананьев. — Л.: Лениздат, 2009. - С. 190. 5. Бабанский, Ю. К. Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю. К. Бабанский. – М. : Академия, 2012. – 290 с. 6. Блонский, П.П. Школьная успеваемость /П.П. Блонский. — М.: Просвещение, 2008. — 423 с. 7. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Издательство Владос-пресс, 2009. - 300 с. 8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Дрофа, 2010. – 300 с 9. Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников /Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. — М.: Известия АПН РСФСР, 2010. — №36. — С.23. 10. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис/ А.А. Бударный. — М.: Просвещение, 2005. — 521 с. 11. Волков, К. Н. Психологи о педагогических проблемах. - М.: Просвещение, 2009. - 605 с. 12. Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. - СПб.: Питер, 2010. - 340 с 13. Дубровина, И. В. Практическая психология образования. - СПб.: Питер, 2009. - 592 с. 14. Емельянова, Е. Н. Школьная неуспеваемость: диагностика причин. - Эксмо, 2010. - 125 с. 15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя. — М.: Логос, 1999. — С.165. 16. Калмыкова, Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога /Э.И. Калмыкова. — М.: Знание, 2008. — 338 с. 17. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику/ Н.П. Локалова. — М.: Просвещение, 1997. — С.7-12. 18. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с. 19. Меретукова, З.К. Полушина Н.А., Неуспеваемость школьников как проблема педагогической наукии и образования// Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестинк АГУ». - 2016. - №2. - С.51-60. 20. Немов, Р.С. Психология: учебник для бакалавров / Р.С. Немов. – М.: Издательство Юрайт, ИД Юрайт, 2014. – 639 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. 21. Педагогическая психология // под ред. Раева А.И. — СПб.: из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. — С.412 22. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / под ред. В.А Гуружапова. - М. :Издательство Юрайт, 2016. - 493 с. 23. Славина, С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам /С.С. Славина. — М. : Академия, 2008. – 367 с. 24. Вавилов, Ю.П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-uchebnoy-neuspevaemosti-shkolnikov (Дата обращения: 01.12.2018) 25. Егорова, О. Проблемы школьной неуспеваемости и пути её устранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.uchmet.ru/library/material/146717/ (Дата обращения: 01.12.2018)
Отрывок из работы

1.1. Понятие школьной неуспеваемости и ее виды Понятие школьной неуспеваемости Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической точки зрения. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.[20] Неуспеваемость в школе естественным образом связана с их индивидуальными особенностями и условиями, в которых происходит их развитие. Социальные условия (в широком смысле этого слова) - как фактор успеваемости, также взаимодействующий с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы, и многое другое. И этот фактор, так или иначе, учитывается при определении содержания обучения. Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному влияют на детей, которые воспитываются в разных условиях, имеют различия в организме, в общем развитии. Не только образование, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и развитие личности не совершается под влиянием одних внешних условий. Причины неуспеваемости. • несовершенство методов обучения, • отсутствие позитивного контакта с педагогом, • страх оказаться лучше других учеников, • высокая одаренность в какой-либо конкретной области, • несформированность мыслительных процессов и т. д. К причинам внутреннего плана относятся • дефекты здоровья детей, их развития, • недостаточный объем знаний, умений и навыков. К причинам внешнего порядка отнесены в первую очередь педагогические: • недостатки дидактических и воспитательных воздействий; • организационно-педагогического характера (организация педагогического процесса в школе, материальная база); • недостатки учебных планов, программ, методических пособий, а также недостатки внешкольных влияний, включая и семью. Физиологические причины неуспеваемости школьников: • истинная умственная отсталость; • парциальные дефекты анализаторов (слуха, речи, моторики, дисграфия, акалькулические явления); • педагогическая запущенность; • нарушения умственной работоспособности (вследствие церебрастенических состояний). Признаки возможных отставаний учащихся 1. Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя. 2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения. 3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы. 4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя. 5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности. 6. Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.[3] Психологическая характеристика неуспевающих школьников Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению. Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут логически обработать тему, которую они изучают. Эти школьники на уроках и дома работают не систематически, и если они сталкиваются с необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный, фрагментарный характер. Виды неуспеваемости Материал по этим вопросам имеется в целом ряде работ. А. А. Бударный различает, например, два вида неуспеваемости. Он указывает, что неуспеваемость есть понятие условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта та «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая «относительная» неуспеваемость - недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования. Определение видов неуспеваемости содержится и в работе А. М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания • Общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время; • Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика); • Неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая. Во всех случаях А. М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок» . [12] По тем же критериям выделяет виды неуспеваемости и Ю.К. Бабанский. Здесь также в основном имеется в виду фиксированная, сложившаяся неуспеваемость, виды которой связываются автором с порождающими ее причинами. [2] 1.2. Типология неуспевающих школьников. В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л. С. Славина: типы неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине. Она считает, что одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую - дети со слабыми способностями к учению, третью - с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться.[23] Тот же метод используют А. А. Бударный, Ю. К. Бабанский и некоторые другие авторы. Знаний о внутреннем строении неуспеваемости такого рода типологии не дают. Есть и другие попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у П. П. Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие: 1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит; 2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода очередным видам работы); 3) не подмечает своих неудач и трудностей; 4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу; 5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно; 6) индифферентно относится к результатам работы. [6] Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости. Другой выделенный тип назван патологическим - это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и , неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее психологический, нежели дидактический, характер.[5] Другую психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: в своей работе он берет за основу характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников. Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников: особенности мыслительной деятельности, связанные с обучением; направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению. [9] На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников: • Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника. • Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника. • Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу. Первый тип неуспевающих школьников. Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы. [21] Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей. Второй тип неуспевающих школьников. Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается прежде всего то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.[1] Третий тип неуспевающих школьников. Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления. Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда. [17] Таким образом, внимание исследователей сосредоточено в основном на сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости, и главной целью выступает изучение ее причин и факторов. 1.3. Причины школьной неуспеваемости Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним причинам 1.Социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. 2.Несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях) 3.Влияние извне– улицы, семьи и т. д. К внутренним причинам 1. Главная внутренняя причина неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. 2. Низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников. 3. К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. 4. И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли". [10] Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения (отставание в умственном развитии от своих сверстников). Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многих из них школьная программа вполне доступна. [22] К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием. Чего скрывать: приходится работать с такими детьми в обычном классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним. Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Так, если условно поделить всех отстающих на систематически и эпизодически неуспевающих, то окажется, что для каждого второго эпизодически неуспевающего ученика именно отсутствие необходимых навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек. В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей. [18]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg