Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Теоретические основы исследования народных игр как средства физического воспитания старших дошкольников.

irina_krutaya 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
Цель исследования – изучить особенности народных игр как физиче-ского средства воспитания старших дошкольников. Цель определила следующие задачи исследования: 1. Дать понятие и классификацию народных игр. 2. Провести анализ физического воспитания детей дошкольного воз-раста в современных программах. 3. Выявить значение физического воспитания в старшем дошкольном возрасте. 4. Выявить уровень физической активности дошкольников . 5. Провести методику проведения занятий с применением народных игр с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ. Объект исследования – процесс физического воспитания старших дошкольников через народные игры. Предмет исследования – педагогические условия народных игр как средства физического воспитания старших дошкольников. Гипотеза исследования предполагает, что физическое воспитание бу-дет результативным посредством использования народных игр, если: - знания и понимания педагогом особенностей физического воспитания в дошкольном возрасте; - знания особенностей организации и проведения народных игр в до-школьном возрасте; - включение народных игр в занятия физической культурой и поощре-ния их использования в самостоятельной игровой деятельности детей. Методы исследования: классификация, анализ, наблюдение, сравне-ние, обобщение и др. Практическая значимость исследования. Рекомендации и методике применения народных игр как средства физического воспитания старших дошкольников могут быть использованы в педагогической практике. Структура исследования определена задачами работы и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

В современное время являются очень необходимыми и актуальными вопросы, связанные с физическим воспитанием, в связи с тем, что проявляется улучшение процесса обучения, которое непосредственно наблюдается в последнее десятилетие. Дети, находящиеся в определенной регламентации режима, не удовлетворяют свои потребности в движении, что приводит к понижению двигательной энергичности у дошкольников. К снижению двигательной активности приводят современные условия быта. Игра является одним из значительных средств формирования физиче-ских качеств у дошкольников. В этом возрасте игры занимают особое место в физическом воспитании, так как они способствуют общему повышению двигательных навыков, стандартному физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья. Активное вовлечение дошкольников к физической активности является неотъемлемой долей широкомасштабной программы по формированию здорового образа жизни, по профилактике болезней в детской среде. Исследования диагностируют, что дошкольники с низкой двигательной активностью имеют низкий иммунитет и высокую степень риска заболеваний. Многие игры передаются из поколение в поколение. Время вносит коррективы в содержание игр, заполняет их другим содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, формируется очень много комплексных вариантов, но их двигательная база остается постоянной. Важнейшее преимущество подвижных игр состоит в том, что в совокупности они исчерпывают все виды характерных человеку движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, упражнения с предметами - и благодаря этому является самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания. Характерной чертой занятий с подвижными играми является не богат-ство движений, но и их свободное внедрение в различные игровые ситуации, что формирует значительные способности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ясно выраженный эмоциональный характер. Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в настоящее время степень здоровья дошкольников снижается, что обусловлено многими факторами (экология, наследственность, вредные привычки детей и родителей). Подвижные игры являются и средством, и формой, и мотивацией к укреплению здоровья. Неотъемлемым видом деятельности человека является физическая ак-тивность, которая нужна для сохранения и укрепления здоровья. А простота и доступность народных подвижных игр станет мотивировать к систематическим физическим занятиям. Степень разработанности темы. Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в физическом воспитании получили обоснование в трудах таких авторов, как В. П. Арсентьева, Г. Н. Волков, Е. А. Гробова, С.Н. Карпова, Н. В. Ушакова, И. М. Коротков, М. Ф. Литвинова, Е.А. Покровский, Ю. А. Кириллова и др.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования народных игр как средства физического воспитания старших дошкольников 6 1.1. Понятие и классификация народных игр 6 1.2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в современных программах 11 1.3. Значение физического воспитания в старшем дошкольном возрасте 15 Глава 2. Методические основы исследования народных игр как средства воспитания старших дошкольников 19 2.1 Выявление уровня физической активности дошкольников 19 2.2. Методика проведения занятий с применением народных игр с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ 22 Заключение 27 Список использованной литературы 31
Список литературы

1. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб.пособие/ В.П.Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2009. – 144 с. 2. Большая российская энциклопедия/ Ю.С.Осипов [и др.]. – М.: науч. изд. «Большая научная энциклопедия», 2008 – 653 с. 3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. и высш. пед. учеб. заведений/ Г.Н.Волков. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с. 4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 2007. – 209 с. 5. Гробова Е.А. Народная игра – как многовековая традиция воспитания детей: научное издание/ Е.А. Гробова// Достижения педагогической науки и инновационная образовательная практика в дошкольном образовании: материалы XV Региональных пед. чтений (Каргополь, 15 марта 2014 г.). – Каргополь: Каргопольский педагогический колледж. – 2014. – С. 119 -121 6. Игра дошкольника/ Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артёмова и др.; под ред. С.Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с. 7. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 253 с. 8. Куприянов Б.В., М.И. Рожков, И.И. Фришман. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. - М.: Владос, 2000. - 215 с. 9. Кириллова, Ю.А. Русские народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста/ Ю.А. Кириллова.//Дошкольная педагогика. – 2011. - №6. – С. 25 – 28 10. Коротков, И.М. Подвижные игры детей/ И.М.Коротков. – М.: Сов. Россия, 1987. – 160 с. 11. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя дет. сада/ М.Ф.Литвинова; под. ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение,1986. – 79 с. 12. «От рождения до школы» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015. – 416 с. 13. Покровский, Е.А. Детские игры: преимущественно русские. – М.:ТЕРРА; «Примерная общеобразовательная ПРОГРАММА до-школьного образования 14. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду»/сост. Е.Г. Батурина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1974. – 128 с. 15. Фришман, И. И. Диалоговые методы социокультурного взаимодействия детей и молодежи / И. И. Фришман // Вопросы воспитания. - 2014. - № 2. - С.12-19 16. Фришман, И. И. Открытый мир - открытие себя / И. И. Фришман // Народное образование. - 2014. - № 2. – С.21-23 17. Фришман, И. И. Воспитание празднично-игровой культуры ребен-ка: позиция Б.З. Вульфова / И. И. Фришман // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. . - 2012. - Т.18. № 1-1. – С. 34-41 18. Фришман, И. И. Педагогическая поддержка игрового взаимодей-ствия в детских объединениях: размышления и сомнения / И. И. Фришман // Психолого-педагогический поиск. - 2010. - № 16. – С. 35-42 19. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей/ А.П.Усова; под. ред. А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с. 20. Ушакова, Н.В. Русская народная игра в коммуникативном развитии школьников/ Н.В.Ушакова// Начальная школа. – 2013. - №8. – С. 72 – 74 21. Якуб, С.К. Вспомним забытые игры: науч. – худож. лит./ С.К. Якуб. – М.: Дет. лит., 1990. – 159 с.
Отрывок из работы

1.1. Понятие и классификация народных игр Игра — понятие многогранное и многофункциональное. Игра один из способов обучения и психолого-педагогической диагностики готовности учащихся к пониманию русской народной игры, как доли национального культурного наследия. Значение игры как варианта воспитательной работы определяется важными особенностями деятельности обучающихся различ-ных уровней образования [2, с. 314]. Данный способ благоприятствует развитию личных качеств, но так же содействует сплочению детского коллектива, обучает воспитанников анализу итогов по итогам исполнения правил игр, соответствие занимаемой позиции себя по отношению к ровесникам, референтной группе, практике внутри коллективных отношений. При выборе народной игры следует руководствоваться принципом романтики, который вызывает интерес к жизни обучающихся. Он формирует расположение в коллективе, способствует развитию инициативы и энергии дошкольников, создает индивидуальный рост их коммуникабельности. Народная игра — это свободное действие, приносящее положительные эмо-ции, радости от непринужденного состязания, преодоления первых проблем, поражений и гордости побед. Она содействует самоанализу достигнутых целей и самим ее конкретным, свободными правилами [2, с. 452]. Важной составляющей игры является творческий, соревновательный, активный характер, так как доставляет радость участникам в конкретной деятельности пытаться себя пробовать в различных ситуациях. Дошкольники в игре по собственной воле, подражая зрелым, берут на себя, их роли, время от времени со своей точки зрения, творчески развивают содержание, со своей точки зрения употребляют подручный и игровой материал, игрушки. Соревновательный игровой дух порождает задор и активность, вызывает эмоция гордости за достижения, способствует коллективному эмоциональ-ному взлету в детском коллективе. Использование в воспитательном процессе народной игры содействует достижению единения коллектива, его сплоченности [6, с. 56]. Воспитательная эффективность народной игры как способа воспитания гарантируется в том случае, когда воспитатель правильно устанавливает цель, которой требуется добиться его ученикам, гарантирует соотношение народной забавы возрастным особенностям дошкольников, их желаниям и способностям, предоставляет выбор, оказывает педагогическое содействие учащимся в самостоятельной организации игровых занятий. Необходимо, когда в процессе организации занятий воспитывались смелость, толерантность, ловкость, коллективизм, а также другие ценност-ные нравственные свойства личности. От педагога требуется прогноз итога занятий с народными играми, так как случается, что многие игры вызывают у ребят, нездоровую конкуренцию, лишний азарт, жестокость, грубость, которых много в современном обществе. В этих случаях, запрет желаемого итога не получается, более важно уметь вовремя переключить внимание и интерес дошкольников на другие перспективные мероприятия. Воспитатель должен проанализировать сложившуюся ситуацию. Содержательные творческие игры появляются на базе развития фанта-зии, наблюдательности, чувствах, памяти, мышления, интересов, развития воображения. Детское творчество в игре характеризуется наличием задумки, роли, умением развить содержание, выбрать материал. Все эти составляющие народной игры возникают только в итоге обучения. Развить у дошкольника творческое начало, означает, развить его наблюдательность, увеличить кругозор, приучить воспитанника достойно подражать, научить его использовать знания [18, с. 23]. Современная педагогическая концепция народной игры изучает то, как повлияет воспитание на развитие игр, которые способствуют развитию дошкольников различных возрастов, с различными индивидуальными чертами. Ее задачами являются: – формирование взгляда на русскую народную игру как на одну из форм деятельности дошкольника и особое средство воспитания; – выявление современных народных игр для дошкольников; – установление связи между целью воспитания и развитием содер-жания народной игры; – развитие культуры народной игры для разных возрастов [19, С. 72-74]. Все эти вопросы являются существенными в становлении педагогиче-ской теории народной игры. Но создать универсальную педагогическую концепцию народной игры, которая сумела бы радикально воздействовать на массовую практику, вполне еще не получилось. Одно из немаловажных обстоятельств этого состоит в том, что ключевые звенья педагогической теории игры: вопрос об основах содержания игровой деятельности, соответствующих темах игр, планах развития общих игровых интересов, которые являются основанием для сплочения дошкольников - оставались нерешенными. Игры дошкольников были разносторонними, систематизировать их доста-точно трудно. Учёные, занимавшиеся их исследованием, традиционно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные. 1. В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка объединяются с маленькими ритмичными стихами. Обычно в таких играх участвуют взрослые с маленькими детьми. Во время общих игр дошкольник чувствовал удовлетворенность от узкого контакта с взрослым. 2. В базе драматических игр лежало действие, которое развивается в разговоре персонажей. Это небольшие, разыгрываемые детьми пьески, где персонажами могут быть люди, животные, птицы, причём все они оставляют свои естественные свойства: хитрость, силу, смелость, трусливость, ум. Игра сопровождается пением песенок. 3. Отличительной чертой состязательных игр является ориентир на победу.. Состязание может быть обычным, к примеру в беге, прыжках, в ловкости, и усложнёнными, то есть с использованием инвентаря: верёвок, мячей, шаров, палок, камешков, костей. В состязательных играх распределение ролей осуществляется разными жеребьёвками, считалками. В них практикуется наказание побеждённого или проигравшего. 4. Орнаментальные и хороводные игры - коллективная песенно-хореографическая деятельность. Учащиеся перемещаются хореографическим шагом по кругу или навстречу друг другу 2-мя шеренгами под песни. В хоровод нередко включается пантомима, составляющие драматического спектакля, а так же составляющие танцев, хлопки, прыжки, притопы, присядки, кручения. Можно привести следующую классификацию: 1. По видовому отражению культуры (показывается отношение к окружающей природе, быт народа, игры дошкольников, сражение добра и зла). 2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают различной интенсивности). 3. По типу двигательной деятельности, в большей степени входящей в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т. д.). 4. По трудности построения игры (обыкновенные, переходящие, ко-мандные). Выделяют типологию игр для дошкольников: • По методике проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные). • По телесным качествам, в большей степени выраженным в игре (иг-ры, которые способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости). • По отношению к структуре урока (для предварительного, главного, заключительного этапов урока). Мы изучили классификацию и типологию народных игр. Данная клас-сификация предназначена для облегчения воспитателям детского сада планирование занятий для дошкольников отметить соответствие народных игр разделу программы. Итак, мы охарактеризовали воспитанников дошкольного возраста, дали сущность понятию «игра», познакомились с историей происхождения народных игр, разглядели классификацию и типологию народных игр. Это позволяет сделать вывод, что народные игры являются значительными в жизни ребёнка. Они разнородны и увлекательны для дошкольников. Поэтому требуется их внедрение в дошкольном детстве. 1.2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в современных программах На протяжении многих лет совершенствовались структура, и содержа-ние раздела «Физическое воспитание». Первый проект программы детского сада, разработанный дошкольным сектором научно-исследовательского ин-ститута и специальной комиссией Наркомпроса, был издан в 1932 г. Он со-стоял из двух частей: I — по видам деятельности детей, II — «по организующим момен¬там». Одним из разделов первой части было «Физическое воспи¬тание», в котором уделялось внимание формированию ходьбы и бега, культурно-гигиенических навыков дошкольников. Недостат-ками содержательной части этого документа были отсутствие учета возрастных и специфических особенностей детей, не в полной мере оценивалась значимость подвижных игр, объем пре¬подаваемых умений и навыков был невелик [16]. В дальнейшем, по мере апробирования содержания и форм ор-ганизации физического воспитания, совершенствовались и про¬граммы. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образо-вательном учреждении, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки Рос¬сии) от 27 октября 2011 г. № 2562, г.Москва, содержание образо¬вательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется основной общеобразовательной программой до¬школьного образования, разрабатываемой и утверждаемой им самостоятельно. Основная общеобразовательная программа до-школьного образования разрабатывается в соответствии с феде¬ральным государственным образовательным стандартом к струк¬туре и объему основной общеобразовательной программы до¬школьного образования, ее условиям реализации, а также резуль¬татам освоения [4]. Общеобразовательная программа дошкольного образования рассмат-ривается как программа психолого-педагогической под¬держки позитивной социализации и индивидуального развития де¬тей [10]. Программа должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной со-циализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и со-ответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей об-разовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Педагогическая наука предлагает дошкольной практике более 40 ком-плексных и парциальных программ воспитания, обучения и развития детей. По результатам исследования Т.В.Волосовец (2012), наиболее востребован-ными в дошкольных образовательных учреждениях регионов являются программы «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), «Истоки» (науч. ред. Л.А.Паромонова и др. центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца), «Детство» (авторский коллектив РГПУ им. А.И.Герцена — В.И.Логинова, Н.А.Ноткина, Т.И.Бабаева), «Развитие» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.), «Тропинки» (В.Т.Кудрявцев), «Кроха» (Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова), «Из детства — в отрочество» (ред. Т.Н.Доронова), «Радуга» (Т.Н.Доронова — научный руководитель, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева и др.), «Одаренный ребенок» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.), «Детский сад — дом радости» (Н.М.Крылова) [9; 17; 24; 48]. Содержание общеобразовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать такие важные образовательные области, как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, а также физическое развитие. Физкультурно-оздоровительное направление российских детских садов всегда составляло одну из наиболее важных и сильных сторон их деятельности [20; 35; 42]. В осуществлении этого направления помогала программа по физическому воспитанию дошкольников. На современном этапе разрабатываются и получают распространение программы физического воспитания нового поколения. Новые программы, реализующие принцип сотрудничества, предусмат-ривают внедрение в практику ДОУ личностно ориентированной модели вза-имодействия педагога с детьми. Несмотря на то, что программы отличаются друг от друга по своей структуре и содержанию, общим для них является базирование раздела «Фи¬зическое воспитание» на основе программы «От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой [17]. В качестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитание в соответствии с возрастными особен-ностями, подготовка к школе. Программа за¬даст временную развертку целей, содержания обучения и воспи¬тания детей от 7 месяцев до 7 лет, а также общие рамки организа¬ции жизни каждой возрастной группы; структурирована по сто¬ронам воспитания и видам деятельности, видам обучающих заня¬тий, сквозным для всех возрастов. Достижения детей фиксируют¬ся через количественное наращивание объема знаний и умений. Программа предписывает большое число обязательных обучаю¬щих занятий с детьми, определяет содержание и технологию про¬ведения через прилагаемые объемные методические рекоменда¬ции. Давая воспитателю достаточно жесткие предписания отно¬сительно организации деятельности детей в целом, программа не выделяет приоритетных целей развития для разных дошкольных возрастов, не ориентирует педагога на индивидуальные различия и учет детской активности, скорее представляя ребенка как сред¬нестатистическую единицу. В программе предусматривается охрана и укрепление здоровья ребен-ка, совершенствование функций организма, полноценное физическое разви-тие, воспитание интереса к различным доступ¬ным видам двигательной дея-тельности, формирование положи¬тельных нравственно-волевых черт личности. Программа составлена по возрастным группам и охватывает ранний возраст (от рождения до 2-х лет), младший дошкольный (от 2-х до 4-х лет), средний (до 5 лет), старший дошкольный воз¬раста (от 5 до 7 лет). Для каждой возрастной группы четко обо¬значены задачи физического воспитания, определен примерный режим дня в холодный и теплый периоды, в который могут вно¬ситься изменения в зависимости от местных условий. Для реали¬зации содержания разделов программы «Физкультурно-оздорови¬тельная работа» и «Воспитание культурно-гигиенических навы-ков» в детском саду должно быть предусмотрено создание благо¬ приятных санитарно-гигиенических условий, обеспечивающих возможность пребывания детей на свежем воздухе, проведение утренней гимнастики и закаливающих мероприятий, воспитание у них культурно-гигиенических навыков и правильной осанки. Раздел «Обучение на занятиях» включает в себя подраздел «Физиче-ская культура». В нем описаны задачи для развития дви¬гательных умений и навыков, представлен перечень основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений, под¬вижных игр. Предусматривается последова-тельное обучение де¬тей двигательным умениям, воспитание физических ка-честв, раз¬витие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирования способности оценивать качество вы¬полнения движений и знаний о правилах подвижных игр. При этом сложность про-граммного материала постепенно нарастает от одной возрастной группы к другой. Для каждой возрастной группы излагается как новый учебный материал, так и материал для повторения и совершенствования освоенных детьми двига¬тельных умений и навыков. В конце раздела «Физическая культу¬ра» приведен перечень двигательных умений, которые предпола-гается сформировать к концу года у детей дошкольного возраста. Несмотря на имеющуюся четкую структуру и подробное со¬держание, программа, с позиции современного подхода к физиче¬скому воспитанию детей, имеет недостатки: физкультурные заня¬тия учебно-тренировочного типа [5] подчинены жесткой методи¬ке проведения, а двигательно-творческие, интегрированные и по¬знавательные занятия не нашли своего отражения. Также норма¬тивные показатели физической подготовленности не учитывают уровни физического развития и состояния здоровья детей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Физическая культура, 24 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 52 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Физическая культура, 27 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg