Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Теоретико-методологические аспекты государственного пенсионного государственного обеспечения.

irina_krutaya 1925 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
Актуальность и недостаточная разработанность темы исследования обуславливают цели и задачи данной работы. Целью магистерской диссертации является развитие теоретических аспектов и разработка практических рекомендаций по совершенствованию образования и эффективному использованию финансовых ресурсов для пенсионного обеспечения населения . Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи: - выявить роль и необходимость пенсионного обеспечения в условиях рыночных отношений; - проанализировать источники формирования денежных средств; - исследовать теоретические аспекты функционирования ПФР в сложных демографических условиях. - раскрыть проблемы и перспективы развития пенсионного обеспечения. В качестве теоретической базы выпускной квалификационной работы были использованы работы ведущих ученых экономистов в области пенсионного обеспечения, таких как Александрова И.М., Бровчак С.В., Воронина Ю.В., Галишниковой Е.В., Деркач Н.О., Ермакова Д., Захарова М.Л., Колябина А.Ю., Маслова Т.А., Еруслановой Р.И., Ерошенкова С.Г., Роик В.Д., Соловьева А.К., Широкова А.А. а также других ученых и практиков. Достаточно много работ посвящены исследованию экономических аспектов методологии и методики формирования системы пенсионного обеспечения, практике становления Пенсионного фонда РФ, раскрытию состояния системы как государственного, так и добровольного (негосударственного) пенсионного страхования в период трансформации и адаптации к условиям рыночной экономики, а также расчетам параметров пенсионной системы. Теоретической базой для написания исследования послужили выводы научных исследований отечественных и зарубежных экономистов, а также программные и прогнозные разработки Пенсионного Фонда Российской Федерации, действующее законодательное и нормативно-правовые акты Российской Федерации . Структура магистерской диссертации – подчинена логике исследования и состоит из введения, трёх глав (в том числе семи параграфов), заключения, списка использованной литературы. Научная новизна исследования, содержащаяся в диссертационной работе состоит в следующем: 1. Сформулировано определение понятия «пенсионное обеспечение» с целью более глубокого анализа. Предложена авторская формулировка данной дефиниции. 2. Визуализированы в табличном виде методы финансирования пенсионного обеспечения для более наглядного представления и упрощения понимания механизма ее работы. 3.Определены внутренние и внешние факторы, влияющие на обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы. Объектом исследования являются процесс и способы формирования и использования финансовых ресурсов пенсионной системы. Предметом исследования выступает совокупность необходимости, источников финансирования и анализа пенсионного обеспечения в России. Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. В основу диссертации легли экономические теории пенсионного страхования, представленные в работах отечественных и зарубежных исследователей, а также опыт зарубежных стран в решении проблем финансовой устойчивости пенсионной системы. В качестве инструментальной базы используется теория финансов, статистики, синтез теоретического и практического материала, сравнительный анализ. Информационную базу диссертации составили законодательные акты Российской Федерации, официальная статистика Росстата, краткосрочный и долгосрочный прогнозы социально-экономического развития России, подготовленные Минэкономразвития России, отдельные данные Центрального банка. Основные положения, выносимые на защиту. 1. В настоящее время роль нет четкого понимания дефиниции «пенсионное обеспечение», связано это с тем, что в научной среде нет единого подхода к содержанию данного понятия. Множество точек зрения, довольно часто пересекаются между собой, и это свидетельствуют о том, что данная область знаний еще далека от окончательного становления и находится в процессе формирования. Уточнено определение дефиниции «пенсионное обеспечение». По мнению автора, пенсионное обеспечение - это государственная систему правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите категорий населения вследствие наступления старости, инвалидности, или потери кормильца. 2.Анализируя проблемы пенсионной системы России, были выявлены текущие и будущие факторы, влияющие на обеспечение финансовой устойчивости. К текущим факторам относятся проблемы финансовой устойчивости, которые можно решить сегодня и больше они не всплывут. Будущие факторы – это проблемы, носящие постоянный характер, то есть происходят сейчас и будут происходить в будущем независимо от применяемых мер. Меры позволят только снизить влияние негативного характера будущих факторов. К текущим факторам относятся: пенсионная формула и индексация, льготы, досрочные пенсии, оценки результативности функционирования пенсионной системы. К будущим факторам относятся макроэкономика и демография. Практическая значимость. Основные выводы и предложения диссертационного исследования могут быть использованы государственными органами и научно-исследовательскими организациями, заинтересованными в процессах совершенствования пенсионной системы. Обоснованные автором предложения могут повысить эффективность управления финансовыми потоками пенсионной системы. Аналитические материалы и практические выводы могут быть использованы при подготовке учебных пособий и методических материалов. Апробация работы. Результаты исследования и основные его положения докладывались и получили положительную оценку на международных, российских, региональных, межвузовских и вузовских научно-практических конференциях.
Введение

Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена тем, что пенсионное обеспечение считается лидирующим среди главных общественных гарантий развития сообщества, так как затрагивает интересы всего нетрудоспособного населения, которое составляет выше 30% всего населения. Также данный вопрос затрагивает и трудоспособное население страны. Рассматриваемая тема актуальна, поскольку усовершенствованная пенсионная система в России – является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества. Выбранная тема выпускной квалификационной работы в настоящее время является крайне значимой, пенсионная система считается основной почвой и одной из значимых общественных залогов размеренного становления общества, вследствие того, что напрямую касается интересов нетрудоспособного населения любой страны. Более значимую роль, она обретает в период экономической перестройки в России. В нашей стране на данный момент в одно и тоже время осуществляется большое количество реформ (налоговая, судебная, военная, жилищно-коммунальная и др.), но Пенсионная реформа привлекает к себе особое внимание, так как реализуется наиболее эффективнее, чем другие. Россия стремится выстроить пенсионную систему, обеспечивающую достойный уровень жизни своих граждан, анализируя и опираясь на опыт других стран. В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом в расчетах учитывается текущая демографическая ситуация в стране и будущие размеры пенсий. Учитывая, что демографическая ситуация может обладать значительной инерцией, то денежные средства, поступающие в Пенсионный фонд России (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики страны и ее возможностей. Высокие темпы роста экономики могут создавать условия для обеспечения более высокого уровня оплаты труда и соответственно уровня пенсионных отчислений. Из чего следует, что пенсионная система играет важную роль и занимает определенное место в общей стратегии долгосрочного развития страны и на этой основе необходимо формулировать ключевые требования к ней в настоящем и будущем. В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также ее сложности из-за особенностей, накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России играет важную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая существенное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевых аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства. Многие предложения по реформированию пенсионной системы по-прежнему остаются дискуссионными и недостаточно разработанными. Нельзя не учитывать то, что в условиях пенсионной реформы, проводимой в России, степень изученности экономических аспектов обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы отстает от потребностей отечественной практики. Это, в свою очередь, не позволяет принимать своевременные конструктивные решения по многочисленным актуальным вопросам развития пенсионного страхования. Степень научной разработанности проблемы. Среди зарубежных работ, посвященных социальному страхованию можно выделить работы: E.B. Atkinson, K. Beitman, U. Beveridzh, O. Bismark, R. Disnei, E. Ful'ts, Dzh. Gonnot, K.E. Klark, K. Konrad, P. Larok, T.G. Marshal, D. Pigot, R. Rocha, H. P. Rudolph, D. Vittas. Среди российских исследователей финансово-экономических проблем пенсионного обеспечения следует выделить таких авторов, как: Д.Г. Александров, С.Е. Анисимов, А.М. Бабич, В.Н. Баскаков, Е.Ш. Гонтмахер, Е.Т. Гурвич, Г.П. Дегтярев, М.Э. Дмитриев, Е.Н. Егоров, С.Г. Ерошенков, О.М. Колобаев, Р.А. Кокорев, Е.В. Кривощекова, Ю.З. Люблин, В.Д. Роик, Д.Я. Травин, Е.М. Четыркин и др. Вопросы законодательных изменений в России в части пенсионного страхования освещены в работах Ахмадеева Р.Г., Жемчужниковой И.В, Осипова С.Л., Смирновой М.В., Соловьева А.К., Финагеновой Ю.Ю., Маршавиной Л.Я., Малевой Т.М., Ковалевой А.М., Самсонова Н.Ф. Вопросы совершенствования отечественной пенсионной системы и механизма ее финансового обеспечения освещаются в трудах Дмитриевой О.Г., Синявской О.В., Бровчак С.В., Баскакова В.Н., Врублевской О.В., Добромыслова Д.К., Четыркина Е.М., Малютина М.С., Беляева Г.В., Колесник А.П., Борисенко Н.Ю., Казанковой М.С., Перцевой С.Ю., Хить Л.В., Седовой М.Л., Коокуевой В.В., Мхитарян В.С.
Содержание

Введение Глава1.Теоретико-методологические аспекты государственного пенсионного государственного обеспечения. 1.1.ГПО:теоретические подходы к исследованию, сущностные признаки, особенности, виды. 1.2. Источники финансирования пенсионного обеспечения. Глава 2.Анализ деятельности институтов пенсионного обеспечения России. 2.1.Особенности обязательного пенсионного страхования в условиях демографического кризиса.. 2.2.Государственное пенсионное обеспечение, как особенный вид обеспечения граждан. Глава 3.Проблемы перспективы и развития пенсионного обеспечения в современных условиях. 3.1 Основные направления дальнейшей трансформации пенсионной системы. 3.2.Перспективы развития системы пенсионного обеспечения России. Заключение. Список литературы.
Список литературы

1.Волынец А. С. Актуальные проблемы реализации пенсионной реформы [Электронный ресурс], Режим доступа: - http://www.scienceforum.ru/2014/431/724 1. "Н.Ю, Борисенко." Пенсионное обеспечение :Учебник / Учебник Н.Ю. Борисеко.- М.: Издательского-торговая копрорация "Дашков и К", 2009. 2. Ерошенков, С.Г. Анализ закономерностей пенсионного обеспечения за рубежом и определение фактического состояния пенсионной системы России. - М.: Юрист, 2007. - С. 11. 3. Далимов, Р.М. Мировой опыт реформирования пенсионных систем и его использование в условиях переходной экономики. – М.: Право, 2007. – С. 32. 4. Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения России. - М.: ТК Велба, Проспект 2007. - С. 220. 5. Федорова, М. Ю. Пенсионное обеспечение как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. – Омск: Омега, 2007. – С. 84. 6. Шайхатдинов, В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации. – Екатеринбург: Апрель, 2006. – С. 83. 7. Галаганов, В.П. Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития // Государство и право. - 2002. - № 12. - С. 38. 8. Евдокимова Т.С. Риски накопительной пенсионной системы //Финансы. - 2012. -№ 9. - С.60-62. 9. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». - М.: Деловой двор, 2014. 10. Лысенко Е.Н. Накопительная система в обязательном пенсионном страховании //Финансы. - 2013. - № 11. -С.61-62. 11. Овсянникова С.Ю. Зарубежные пенсионные системы //Финансы. - 2012.- № 2. - С.77-78. 12. Романова Е.В. Право социального обеспечения. - СПБ: Питер, 2013. 13 .Лысенко Е.Н. Накопительная система в обязательном пенсионном страховании //Финансы. - 2013. - № 11. -С.61-62. 14. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России //Финансы. - 2013. - № 7. -С. 61-63. 15. XVII Форума стратегического планирования,22 октября 2009 г. 16. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 17.Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ 18. Капкаева Н.З., Журкина Н.С. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. – Казань: Изд-во КГФЭИ, 2017. – С.28. 19. Колесник А.П. Вопросы развития пенсионной системы России / А.П. Колесник // Пенсия. - 2016. - №3.-С.52 -55. 20. Колесник А.П. Преобразование пенсионной системы и персонифицированный учёт / А.П. Колесник // Пенсия.- 2015.- №3.- С.45-48. 21. Локшина О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения / О.В. Локшина // Трудовое право.- 2015.- №4.- С.15-23. 22. Литовченко. В.П.. Финансы: Учебник / Под ред. д.э.н., проф Литовченко. В.П.. /– М.: Издательско-торговая группа «Дашков и Ко», 2013. – с.473. 23. Люблин Ю. З. Пенсионной обеспечение: обратной дороги нет – только вперед / Ю.З. Люблин // Пенсия. - 2015. - № 7. - С. 4 – 15. 24. Малева Т.М. Финансовое состояние Пенсионного фонда: взгляд в среднесрочную перспективу / Т.М. Малеева // Современные проблемы пенсионной сферы: комментарии экономистов и демографов / Под ред. Т.М. Малевой. М.: Моск. центр Карнеги, 2018. С. 12 - 30. 25. Малева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы / Т.М. Малеева, О.В. Синявская / Аналитический доклад // Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2009. – 76 с. 26. Мудраков В.И. Тенденции и проблемы развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации / В.И. Мудраков // Пенсия.- 2010.- №7.- С.44-48. 27. Носкова А.В. Забота о престарелых людях в России в прошлом и настоящем / А.В. Носкова // Социология и политология.-2010.-№2.-С.164-174. 28. Носкова А.В. Старение населения России / А.В. Носкова /// Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XX веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3 т.- М.: Альфа-М, 2009.- Т.3- С. 214-215. 29. Обеспеченная старость – это реально // Комсомольская правда, 2010, 17-24 августа. – С.15. 30. Павленок П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок – М.: ИНФРА-М, 2008.-498с. 31. Попова Г.В. Социальная защита населения в регионе / Г.В. Попова. – Екатеринбург: УРАГС, 2009. – 110 с. 32. Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. –. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. — 328с. 33. Рашид М. Реформа системы пенсионного обеспечения в России: структура и реализация / Мансура Рашид, Лоуренс Томпсон, Херманн фон Герсдорф, Елена Зотова; Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь Мир», 2003. — 120 с. 34. Роик В. Д. Пути устройства пенсионной системы в России / В.Д. Роик // Пенсия. 2008. №9. С. 7- 22. 35. Роик В. Д. Социальный налог и социальное страхование: борьба идеологий переходит в практическую область/ В.Д. Роик // Российский экономический журнал. 2010.- №5.- С.96-104. 36. Роик В. Д. Пенсионная реформа: результаты и перспектива / В. Д. Роик // Пенсионные фонды и инвестиции.- 2009.- №2.- С.23-26. 37. Сажина М.А. Пенсионная реформа в России: страхование или социальная помощь? / М.А. Сажина // Финансы и кредит.-2001.-№3.- С.54- 38. Севастьянова В.Б. Проблемы и перспективы законодательства по пенсионной реформе в России / В.Б. Севастьянова // Юрист.- 2009.- №6.- С.49-52. 39. Соловьёв А.К. Экономические предпосылки пенсионной реформы в Российской Федерации / А.К. Соловьёв // Пенсия.-2007.-№4.-С.45-52. 40. Социальная политика переходного периода // Общественные науки и современность. - 2010. - № 6. - С. 16 - 24. 41. Старшинова А.В. Идеология социальной работы как предмет социального исследования / А.В. Старшинова // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XX веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3 т.- М.: Альфа-М, 2003.- Т.3- С. 256 – 268. 42. Тучкова Э. Объективные предпосылки пенсионной реформы в России и их учет на первом этапе осуществления / Э.Тучкова // Пенсионная реформа в России: оценка специалистов. Под ред. В.Н. Баскакова, А.С. Орлова. - М.: Редакция журнала «Пенсия», 2010. – С. 12 – 25. 43. Черемных В.И. Вопросы индивидуального (персонифицированного) учёта в РФ. / В.И. Черемных // Экономико-правовой бюллетень.-2010.-№1.-С.6-9. 44. Алехин М. О пенсионной реформе / М. Алехин [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.rospensia.ru 45. Голицин Ю. Пенсионная система России до революции. Экскурс в историю [Электронный ресурс] / Режим доступа: http // www/Vsluh.ru 46. Городецкий В.С. Пенсионная реформа в России / В.С.Городецкий [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. reformy.ru 47. Дегтярев Г.П. Пенсионная реформа в России: 1991–1999 годы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.ilpp.ru 48. Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России / Г.П.Дегтярев [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pensioninfo.ru. 49. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: утверждена Правительством РФ в 1995 году [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.pensionreform.ru/ 50. Морро Г.И. О необходимости пенсионной реформы / Г.И.Морро [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //viperson.ru 51. Накопительная система – благополучная старость [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.rospensia.ru 52. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ www.pfrf.ru 53. Россияне признают необходимость пенсионной реформы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www.vsl-gates.ru 54. Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.pfrf.ru 55. Статистические данные о развитии пенсионного страхования // Официальный сайт ПФ РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.pfrf.ru 56. Тучкова Э. Формирование системы пенсионного обеспечения России / Э.Тучкова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.actuaries.ru/lit/books/book1/01.htm.
Отрывок из работы

1.1.ГПО:теоретические подходы к исследованию, сущностные признаки, особенности, виды. Как показывает практика и опыт развитых стран, рыночные отношения по мере своего развития порождают собственную противоположность - гарантированную социальную защиту нетрудоспособных категорий населения. В условиях рынка нестабильность вызывает требование стабильности; дифференциация доходов вызывает более справедливое перераспределение доходов; инфляция - регулирование цен; безработица - социальные гарантии и т.д. Поэтому пенсионная система является необходимым механизмом в рыночных отношениях, гарантирующим постоянную стабилизацию социальных балансов обществе, способствующим стабильному экономическому развитию государства. Следовательно, пенсионное обеспечение населения необходимо рассматривать как обязательную (принудительную) экономическую необходимость жизнеобеспечения пенсионеров, инвалидов, и лиц, потерявших кормильца. Пенсионное обеспечение в России имеет глубокие исторические корни, хотя изначально это была скорее помощь ближнему. Толчком для развития благотворительности на Руси стало принятие христианства. Активно развивалась традиция личной благотворительности русских князей, которая носила религиозный характер. Изначально социальное обеспечение распространялось только на военнослужащих и их семьи и это означало признание их заслуг в качестве защитников Отечества. Существовавшее в те времена социальное обеспечение предоставлялось в натуральной форме и в виде предоставления земельных угодий, приютов в старости, богаделен и т. п. Самым распространенным являлось «поместное» обеспечение. Поместье - это земельный надел, предоставляемый государством военным, которые становились собственниками земли. Воины получали землю еще в период несения военной службы и становились дворянами, то есть людьми, которым за службу даровали двор - земельный надел. Из этого формировалось дворянское сословие. В 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым были предназначены “лечебные” выплаты, их размер зависел от тяжести полученных ранений. Популярными видами социальной поддержки военных, ушедших со службы по причине ранения, являлось обеспечение их поместьями или добавление земель к уже существующим владениям. Во эпоху Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе долг государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета. В последующем подобные устои продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из общегосударственной казны отставников военной службы. Кроме того размеры пенсий были увеличены вдвое. Однако в основном пенсионное обеспечение распространялось на государственных служащих и военных. И лишь во второй половине XIX в. системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство. Также вошел в силу закон, который обязывает владельцев частных железных дорог организовывать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах. При получении увечья или профессионального заболевания из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия. Подобную систему назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности. Кардинальные преобразования в пенсионном обеспечении стали осуществляться после социалистической революции. Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных» вышло в 1917 г., а уже в 1918 г. Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков. А в 1925 г. определены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи. В 1920-х гг. система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая функционировала по следующей схеме: все организации уплачивали государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из бюджета производились траты на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий граждан. Данная система существовала вплоть до распада СССР. Однако в 1991 г. после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам она исчерпала свои возможности. Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, кроме этого в стране резко снизилась рождаемость. Цены быстро росли, а это снижало уровень обеспечения пенсионеров. Расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. может возникнуть проблема недостатка денег для выплаты пенсий, потому как число людей, выходящих на пенсию заметно превысит число вновь начавших работать. Правительство пришло к выводу о целесообразности проведения в России пенсионной реформы, целью которой явилось формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан. В 2001 г. была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование . Такова была общая схема развития пенсионной системы в России, которая постепенно интегрировалась в систему экономических отношений и становилась неотъемлемым ее элементом. В настоящее время в научной литературе недостаточно уделено внимания понятию "пенсионное обеспечение". Во многих случаях они приводятся как идентичные по содержанию. В дальнейшем государство отменило базовую часть пенсии, обязав всех работодателей уплачивать за своих сотрудников страховые взносы , поступающие непосредственно в Пенсионной фон РФ. Размер отчислений составляет 22% от заработной платы работников предприятия или организации , при этом все они делятся на две части: • страховую, составляющую 16% от всей суммы отчислений; • накопительную, на которую приходится оставшиеся 6% взносов. Страховые части фиксируются на индивидуальных лицевых счетах граждан и регулярно индексируются государством. Именно из этих денег производятся выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Накопительная часть пенсии обязательно формируется для работающих граждан РФ, родившихся в 1967 году и позже, а также добровольно участвовавших в Программе софинансирования, проводившейся с 2009 по 2013 год. Например, Н.Ю. Борисенко раскрывает: "Пенсионное обеспечение - как одна из важнейших государственных социальных гарантий , так как оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25-30% населения любой страны , и косвенно - все трудоспособное население. Устойчиво функционирующая пенсионная система является одним из залогов социальной стабильности в обществе и, наоборот, неудовлетворительное состояние пенсионного обеспечения может породить опасную социальную напряженность" . Ерошенков С.Г. предлагает рассматривать пенсионное обеспечение - как денежную форму материального обеспечения для людей, которые становятся нетрудоспособными в силу различных причин . Далимов А.Р. подтверждает: пенсионное обеспечение - это сумма денежных выплат, получаемая индивидуумом после прекращения им трудовой деятельности . Разумеется, по нашему мнению, с этим нельзя согласиться, потому что материальная поддержка в денежной форме может быть оказана любому лицу, потерявшему трудоспособность, любым другим лицом, желающим это сделать. Но это уже не пенсионное обеспечение, а разовая, гуманитарная или спонсорская материальная поддержка. Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г., делает упор на то, что пенсионное обеспечение - это обеспечение обществом доходов престарелых, инвалидов, и семей, потерявших кормильца, в порядке, установленном федеральным законодательством . Федорова, М. Ю., также придерживается мнения, что пенсионное обеспечение - это форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях . Шайхатдинов, В.Ш., выделяет пенсионное обеспечение - как специальный вид деятельности государства , направленный на предоставление денежных пособий , иных материальных услуг и видов помощи гражданам, имеющим на это право по закону . Галаганов, В.П., рассматривает пенсионное обеспечение - как совокупность видов и форм содержания обществом и за счет общества нетрудоспособных в силу возраста (старики, дети) или в связи с состоянием здоровья, препятствующим выполнению оплачиваемой работы . То есть делает упор на то, что общество должно содержать нетрудоспособное население. По нашему мнению, приведенные авторами понятия несут в себе более экономический смысл. Можно все утверждать, что для пенсионного обеспечения как части национального дохода, использовать его на содержание нетрудоспособных граждан. Так как пенсионное обеспечение является доминирующей формой содержания нетрудоспособных граждан. Ни одна другая форма социального обеспечения не отличается таким масштабами, как пенсии. Сущность пенсионного обеспечения заключается в том, что оно направлено на создание нормальных жизненных условий для нетрудоспособных членов общества. Субъектами этих отношений являются: государство, пенсионеры, работающие члены общества, организации, отчисляющие (страховые) пенсионные взносы. На наш взгляд необходимо рассматривать пенсионное обеспечение - как государственную систему правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите категорий населения вследствие наступления старости, инвалидности, или потери кормильца. Функции пенсионного обеспечения необходимо анализировать в их совокупности, как абсолютно все существующие и возможные направления деятельности пенсионной системы. В научном сообществе нет единства по поводу формулировок в данной области и не существует определенности в том, какие именно функции исполняет государственное пенсионное обеспечение. Представляется, что функции пенсионного обеспечения должны представлять комбинацию из функций пенсионного страхования, пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного страхования, так как они согласовываются между собой. Некоторые авторы выделяют следующие функции пенсионного обеспечения: 1.Воспроизводственная функция пенсионного обеспечения заключается в том, чтобы удовлетворить минимальные потребности нетрудоспособного и нуждающегося населения и обеспечить минимально гарантированный уровень жизни данного населения. Из названия данной функции следует её экономический характер: нетрудоспособное население не должно выпадать из имущественного, экономического оборота, иначе это приведет к существенному ухудшению экономической ситуации в целом . 2. Социальная функция пенсионного обеспечения выражается в том, что предоставляя нетрудоспособному населению минимальный уровень экономического обеспечения, государство тем самым гарантирует данной категории населения также и социальную защиту - а именно: возможность пользоваться медицинскими услугами, санитарно-курортным лечением, обеспечивать себе качественный досуг и отдых и так далее . 3. Перераспределительная функция пенсионного обеспечения выражается в том, что государство обеспечивает нетрудоспособному населению постоянный доход, который они утратили в связи с определенными жизненными обстоятельствами. Однако возможность обеспечения такого дохода нетрудоспособному населению достигается за счет перераспределения экономических благ внутри общества . 4. Стимулирующая функция пенсионного обеспечения выражается в том, что размер будущего пенсионного обеспечения конкретного гражданина зависит от его трудовой деятельности и вклада в процессе исполнения трудовой функции в трудоспособном возрасте. Таким образом, государство стимулирует работающих сегодня на увеличение своего дохода, на увеличение производительности и качества своего труда . 5. Политическая функция пенсионного обеспечения выражается в том, что государство согласовывает общественные интересы между нетрудоспособной частью общества и той частью общества, которая сегодня производит общественный продукт . 6. Регулирующая функция. Выделение этой функций важно в связи с тем, что пенсионная система имеет возможность прямо и косвенно регулировать выход на рынок труда работников старших возрастных категорий. Прямое регулирование достигается через установление общепринятого возраста выхода на пенсию, а так же условиями и списками работников, имеющих право на досрочную пенсию. Косвенное регулирование достигается путем различных программ, стимулирующих к более раннему или более позднему выходу на пенсию, а так же за счет соотношения размеров пенсии и заработной платы, которое складывается на рынке труда. Таким образом, изменение размеров пенсии сказывается на сроках пребывания работников на рынке труда . 7. Статусная функция предполагает соответствие положения пенсионера тому статусу, который он занимал по должности и размеру заработной платы до выхода на пенсию. Это место пенсионера по отношению к другим пенсионерам, как по горизонтали, так и по вертикали. Эта функция во многом вытекает из реализации стимулирующей функции. Если обеспечивается тесная связь заработной платы и пенсии, то человек выходя на пенсию, не теряет свой социальный статус. В социальном государстве человек, выйдя на пенсию, не должен считать, что его жизнь закончена, что он больше не нужен своему государству . Каждая функция в отдельности имеет свое назначение, играет свою роль в пенсионной системе. Но реализуются все функции в комплексе, поскольку находятся они во взаимозависимости. И если какая–либо функция выполняется не в полном объеме, не в должной мере, это нарушает целостность обозначенного круга обязанностей и создает препятствия на пути достижения главной цели пенсионной системы. Таблица 1- Показатели оценки функций пенсионной системы. № п/п Функция Показатель 1 Воспроизводственная Соотношение среднего размера назначенной пенсии с величиной прожиточного минимума пенсионера. 2 Социальная Соотношение среднего размера назначенной пенсии с минимальным потребительским бюджетом пенсионера. 3 Перераспределительная Дефицит бюджета ПФР. Удельный вес задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в суммарном фонде оплаты труда. Удельный вес пенсионеров, получающих досрочную пенсию, в общей численности пенсионеров. Доля выплат пенсионерам, получающим досрочные пенсии, в общем объеме выплаты пенсий. 4 Стимулирующая Коэффициент замещения утраченного заработка. Доля участников негосударственных пенсионных фондов в общей численности экономически активного населения. 5 Политическая Коэффициент демографической поддержки пожилых – число лиц в возрасте 15–65 лет на одного человека в возрасте 65 лет и старше. Коэффициент нагрузки – численность пенсионеров на 100 человек, занятых в экономике. 6 Регулирующая Доля работающих пенсионеров, так как они сами же и формируют пенсию, которую получают. 7 Статусная Соответствие статуса, определяемого размером пенсии и должности, которую занимал работник до выхода на пенсию. На наш взгляд необходимо особо выделить две основные функции пенсионного обеспечения: • Социальную; • Стимулирующую. Суть социальной заключается в предоставлении через пенсионную тему нормального уровня жизни тем, кто вышел за пределы трудоспособного возраста или утратил трудоспособность. Реализация этой функции проявляется в том, что постоянно уделяется внимание повышению минимальной пенсии, были введены компенсационные выплаты к пенсиям. Стимулирующая функция обеспечивает связь результатов трудовой деятельности с будущей пенсией, что должно отражаться на активности трудоспособной части населения. Также мы считаем, что в построении пенсионной системы лежат принципы всеобщности, солидарности поколений и адекватности размера пенсий. Первый связан с тем, что работающее поколение обеспечивает пенсии прошлому поколению. А адекватность предполагает, что размер выплачиваемой пенсии связан с результатами трудового вклада (получаемой заработной платой). Субъектом пенсионного обеспечения является - пенсионер, по возрасту, по пенсии по инвалидности ( одной из трех степеней инвалидности и ее причин, от трудового увечья, или от военной травмы, или вообще от заболевания). Объектом пенсионного обеспечения является материальное благо в виде пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца или социальной пенсии. Можно выделить следующие признаки и задачи пенсионного обеспечения(см. рис. 1.). Рисунок 1. - Признаки и основные задачи пенсионного обеспечения. Признаки: • Ежемесячные денежные выплаты алиментарного характера, производимые из фондов для нетрудоспособных, которые занимались в течение установленного срока общественно полезной деятельностью и достигли определенного возраста, назначаемые пожизненно в размерах, соизмеримых с их прошлым заработком. Данное определение затрагивает лишь одну категорию обеспечиваемых и ничего не говорит о других. • Денежная форма предоставления социальной поддержки граждан, осуществляемой как за счет средств федерального бюджета , так и за счет региональных бюджетов субъектов РФ. • Юридически-обязательный характер связь с пенсионером и органом, назначающим и осуществляющим выплату пенсии. • Адресация только нуждающимся гражданам, т.е. гражданам, которые нуждаются в постоянном постороннем уходе. Задачи: • Обязанности государства по содержанию человека ограничиваются необходимостью удовлетворения только алиментарных потребностей, то есть потребностей, которые бы создавали условия не для комфортного, изобильного существования, а для естественного и, прежде всего, физиологического существования человека. Отраслевой принцип, в соответствии с которым устанавливается определенный уровень социального обеспечения, следует понимать как закрепленную в праве идею, состоящую в обязанности государства по предоставлению нуждающимся гражданам средств и услуг, необходимых для удовлетворения их алиментарных потребностей. • Финансирование за счет централизованных финансовых источников. Это целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, финансирование выплаты государственных пенсий в Российской Федерации, капитализация средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; • Особые основания предоставления пенсии зависит от следующих обстоятельств: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, выслуга лет, страхового стажа, смерти кормильца. Таким образом мы можем сказать, что пенсионное обеспечение является важнейшим видом социальной защиты населения и одной из ее организационно-правовых форм. Система пенсионного обеспечения населения базируется на правилах, с помощью которых она наиболее полно и эффективно реализует свои функции. К принципам пенсионного обеспечния населения относятся принципы гуманизма, социальной справедливости, системности; комплексности, превентивности мер по социальной защите, адресности, адаптивности и многосубъектности. 1.2. Источники финансирования пенсионного обеспечения. Уровень и качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения страны. В России сложившаяся пенсионная система затрагивает интересы свыше 42 миллионов пенсионеров. Особо следует уделить внимание источникам финансирования пенсионного обеспечения в России. Существующие виды и формы организации пенсионного обеспечения могут использовать различные методы финансирования. К их числу относятся (см. рисунок 1.3): Рисунок 1.3. Методы финансирования пенсионного обеспечения. Распределительные пенсионные системы основываются на принципе солидарности поколений, то есть взносы работников расходуются на текущие выплаты пенсионерам, и пенсионные резервы не формируются. В накопительных пенсионных системах взносы работников формируют накапливаемые в течение всего периода трудовой активности пенсионные резервы, которые являются ресурсом для выплаты пенсий. На практике, как правило, присутствуют комбинированные механизмы, то есть пенсионное обеспечение включает в себя как накопительный, так и распределительный элементы. Условия пенсионного обеспечения могут предусматривать схему установленных выплат, когда заранее задается номинальный или реальный размер пенсии, или установленных взносов, когда фиксируется размер пенсионных отчислений, а размер последующих выплат зависит от реальных пенсионных резервов. Схемы установленных выплат характерны для распределительных пенсионных систем, в накопительных системах могут применяться оба правила, хотя более распространенными являются схемы с установленными взносами. Различие между накопительными и распределительными пенсионными системами не ограничивается разными подходами к финансированию пенсионных платежей: в зависимости от принципов организации меняется институциональная форма системы пенсионного обеспечения, кроме того, различными оказываются экономические и политические последствия той или иной пенсионной системы. Принципиальное различие пенсионных систем заключается в методах их финансирования. Имеются два основных способа финансирования пенсионных систем: • распределительный (нефондируемый), при котором покрытие текущих пенсионных расходов производится из текущих поступлений. Данный метод получил название PAYG (pay-as-you-go) - "плати, пока ходишь"; • накопительный (фондируемый), при котором пенсионные отчисления идут на создание специального фонда (резерва), обеспечивающего все пенсионные выплаты в настоящем и будущем. Во многих странах пенсионное обеспечение основано на распределительной пенсионной системе. Из 58 государственных пенсионных систем, охваченных обследованием Международной организацией труда, 44 относились к распределительным. В таких странах государственный пенсионный фонд или другая соответствующая государственная организация аккумулирует денежные средства, которые используются только для текущих пенсионных выплат. В благоприятные годы возникает определенный профицит государственного пенсионного фонда, что позволяет образовывать некоторый резерв для покрытия дефицита в неблагоприятные годы. В РФ основным источником формирования пенсионного обеспечения является: • средства бюджетов всех уровней, бюджеты систем, которые передаются ПФР в виде межбюджетных трансфертов; • обязательные страховые взносы, которые аккумулируются в бюджете ПФР. Далее рассмотрим ПФР как основной источник пенсионных выплат. Пенсионный фонд РФ был создан в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как отдельное самостоятельное финансово-кредитное учреждение и начал функционировать с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона № 167 – ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном страховании в Российской Федерации». Положения о территориальных органах Пенсионного фонда РФ, являющимися юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда РФ. В настоящее время деятельность ПФР осуществляется на основании следующих законодательных документов: -Федеральныйзакон от 1 января 2015 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"; - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. В основные задачи ПФ РФ входят: • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ; • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; • капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 40 страниц
450 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 59 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 70 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 103 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 93 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg