Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика преподавания младшим школьникам основ живописи. Упражнения, как средства развития живописи детей младшего школьного возраста на уроках ИЗО

irina_krutaya 528 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
Объектом исследования курсовой работы является процесс освоения младшими школьниками основ живописи на уроках ИЗО при помощи различных упражнений. Предмет исследования: содержание, эффективные формы и методы преподавания младшим школьникам основ живописи, с использованием упражнений. Цель исследования курсовой работы заключается в разработке, научном обосновании специальной методики преподавания младшим школьникам основ живописи на уроках ИЗО с применением упражнений. Гипотеза исследования курсовой работы: освоение младшими школьниками основ живописи на уроках изобразительного искусства будет эффективным при соблюдении следующих условий: * использование форм, методов, приемов, соответствующих возрастным особенностям младших школьников; * включение в процесс освоения живописи разнообразных дидактических игр, упражнений, творческих заданий. Цель и гипотеза исследования курсовой работы определили необходимость решения следующих задач: • Раскрыть теоретические основы живописи, необходимые учителям начальных классов для работы на уроках изобразительного искусства. • Рассмотреть особенности живописных материалов (гуашь, акварель), применяемых в начальной школе, и способы работы с ними. • Изучить возрастные особенности восприятия и воспроизведения цвета младшими школьниками. • Раскрыть роль уроков живописи в процессе художественно-эстетического развития младших школьников. • Разработать учебно-тематические сценарии уроков и упражнения по цветоведению и наглядные пособия к ним
Введение

Современное общество характеризуется постоянной сменой способов производства, изменениями в материальной, научной и в других сферах жизни. Нельзя предугадать какие специалисты, с какими знаниями и качествами понадобятся завтра. Общество нуждается в творческом человеке, обладающем аналитическим мышлением и воображением. Поэтому уроки изобразительного искусства, начиная с начальных классов, имеют не менее важное значение в школьной образовательной программе, чем другие предметы. Изобразительное искусство имеет большое значение в развитии младшего школьника. В изобразительной деятельности ярко обнаруживается активность личности школьника и, прежде всего, активности познавательно-творческих компонентов сложной структуры личности. В процессе обучения изобразительному искусству у школьников развиваются мышление, зрительная память, творческое воображение, играющее немаловажную роль в формирование мировоззрения. Таким образом, особое внимание уделено раскрытию психологического воздействия изобразительного искусства на развитие младшего школьника, то есть формированию у детей внимание, зрительной памяти, мышления, творческого воображения, изобразительных способностей, эстетических чувств, развитие личности школьника в целом ,а профессионально организованный урок рисования поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в учебе, творчестве и в общении с другими.
Содержание

Введение………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы преподавания живописи…………….5 1.1 Живопись и ее виды………………………………………………………………………………5 1.2 Возрастные особенности восприятия цвета младшими школьниками……………………………………………………………………11 1.3 Особенности живописных материалов (гуашь, акварель), применяемых в начальной школе, и способы работы с ними……………….14 Глава 2. Методика проведения занятий по ИЗО………………………18 2.1. Методы обучения изобразительному искусству………………….18 2.2. Атмосфера учебных занятий…………………………………….22 2.3. Упражнения на уроках ИЗО……………………………………..25 Заключение………………………………………………………………28 Литература ………………………………………………………………… Приложение…………………………………………………………………
Список литературы

1) Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996. 2) А.П.Ершова Опыт художественных занятий с младшими школьниками М.: Просвещение 1992. 3) Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. М.: Просвещение 1988 4) А. А. Кирилло Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение 1971. 5) Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник – М.: Дрофа, 2009 6) В. С. Кузин Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах 7) Н. В. Одноралов Материалы об изобразительном искусстве. М.: Просвещение 1983 8) Н. Н. Ростовцев Лекции по курсу методика преподавания изобразительного искусства в школе. 9) Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в школе. М.: Просвещение 1982. 10) Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие М.: Издательский центр «Академия», 1999г. 11) Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 12) Н. М. Сокольникова Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Москва 2002. 13) . К. Д. Ушинский Избр. Соч., т. 2. М.: 1939. 14) Школа изобразительного искусства 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изобразительное искусство.-2010 15) Т. Я. Шпикалова Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе. М.: Академия 1999.
Отрывок из работы

1.1. Живопись и ее виды Живопись -вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность. Живопись — вид изобразительного искусства, создающий плоские разноцветные образы. Главное выразительное средство живописи — цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения. Необходимый для живописи цвет художник обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок — колорит. Живопись способна передавать на плоскости объем и пространство, природу, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характеров, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого, мифологические образы и полет фантазии. Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название «станковая живопись». А само слово «монументальная» говорит о чем-то большом и значительном. Монументальная живопись — это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т. п.). Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания и др. Непосредственно с монументальной живописью смыкаются мозаика и витраж, которые также можно отнести к декоративному искусству. Здесь важно достижение стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры, синтеза искусств. Следует отличать такие виды живописи, как декоративная роспись, иконопись, миниатюра, театрально-декорационная. Каждая из разновидностей живописи отличается спецификой техничного исполнения и решения художественно-образных задач. В отличие от живописи как самостоятельного вида изобразительного искусства, живописный подход (способ) может использоваться и в других его видах: в рисунке, графике и даже в скульптуре. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи с окружающей его пространственной световоздушной средой, в тонкой градации тональных переходов. По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды: масляная, темперная, восковая (энкаустика), эмаль, клеевая, водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др. В некоторых случаях трудно бывает отделить живопись от графики. Произведения, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, могут относиться и к живописи, и к графике. Живопись может быть однослойной, выполняемой сразу, и многослойной, включающей подмалевки и лессировки, наносимые на просохший красочный слой прозрачные и полупрозрачные слои краски. Этим достигаются тончайшие нюансы и оттенки цвета. Важными средствами художественной выразительности в живописи являются, кроме цвета (колорита), пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), валеры, показывающие тончайшие изменения тона в зависимости от освещения, рефлексы, появляющиеся от взаимодействия лежащих рядом цветов. Каждое цветовое пятно в картине может иметь различную светлоту, окраску, чистоту, определяемые в цветоведении терминами "светлота", "цветовой тон", "насыщенность". Для теории цвета, как естественнонаучной, так и художественной, эти понятия имеют исключительно важное значение, так как они являются основой систематизации всего богатства цветовых явлений в природе и в искусстве. Без этих характеристик невозможно обойтись и при уяснении таких фундаментальных понятий теории живописи, как "цветовая гармония", "колорит", "живописность". Чистота цвета Под "чистотой" цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистыми могут быть только три спектральные цвета - красный, синий и желтый. Эти цвета также называют первичными или основными. (Приложение В) Основные свойства цветов В природе одни предметы всегда поглощают световые лучи, а другие отражают. При полном отражении лучей солнечного спектра предмет воспринимается белым или серым, а при почти полном поглощении лучей – черным. Белые, серые и черные цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте, называются ахроматическими (Приложение В). Хотя сами по себе они нейтральны, в практической работе художника ахроматические цвета играют важную роль. Благодаря им, мы можем повышать и понижать звучность других красок. Смешение их с цветными красками позволяет добиваться нужной насыщенности или светлоты краски. Кроме того, соединение черной с другими красками, например с желтыми, дает возможность получить новую цветную краску (зеленую). Все цвета, кроме белых, серых и черных, обладающих цветовым оттенком, называются хроматическими (Приложение В). В противоположность ахроматическим цветам, которые не имеют цветового тона, хроматические цвета различаются степенью цветности. Все необходимые оттенки можно получить, составляя смеси в разных отношениях, из названных красок. Каждый из встречающихся в природе цветов, как и цвета красок, обладает тремя основными свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью. Цветовой тон – это качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных: красный, синий, желтый и т. д. Светлота – это степень отличия данного цвета от черного. Насыщенность – это степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического. Изменение цвета в природе, связанное с воздействием на него внешней среды, происходит, как правило, по всем трем признакам, поэтому подбирать тот или иной цвет надо и по светлоте, и по цветовому тону, и по насыщенности. Неверно найденный один из этих трех признаков влечет за собой нарушение цветовой характеристики натуры. Чтобы составить ту или иную смесь, надо знать, как поведет себя каждая из составляющих эту смесь красок. Смеси надо получать из двух-трех красок. Если к хроматическому цвету примешать ахроматический цвет разной светлоты (белый, серый, черный), то изменяться одновременно и насыщенность хроматического цвета, и его светлота. Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна. Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция. Живопись может быть исполнена на любой основе: на камне, штукатурке, на холсте, шёлке, на бумаге, на коже, на металле, на асфальте, бетоне. Живопись встречается и соседствует с другими пластическими искусствами, в том числе с архитектурой, скульптурой; она может участвовать в формировании искусственной и природной среды. Живопись, как и другие изобразительные искусства, иллюзорна; она — это только мираж и плоскость. Но её визуальный и к тому же — цветовой аспект, обуславливает исключительное место живописи среди всех изобразительных искусств. Великий деятель, ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи говорил: "Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат". И с ним нельзя не согласиться. Настоящее искусство поистине воспринимаешь всесторонне. Мы и видим, и созерцаем, и слышим, и в душе храним понравившиеся нам произведения искусства. А мировые шедевры остаются в нашей памяти на долгие годы. 1.2. Возрастные особенности восприятия цвета младшими школьниками Цвет - мощное средство воздействия на человека: он оживляет и придаёт силы, приводит в восторг и ввергает в уныние, дарует счастье и навевает печаль, создаёт ощущение тепла и холода, тесноты и простора. Учёные утверждают, что ребёнок способен воспринимать цвет не только мозгом, но и всем телом, даже кожей. Например, в комнате, где преобладают красные тона, у ребёнка (даже если у него завязаны глаза) увеличивается пульс, в жёлтой он приходит в норму, а в зелёной замедляется. В современной общеобразовательной школе большее внимание уделяется вопросам социальной адаптации детей в процессе их обучения, нежели цветовой гамме и гармоничности классов, хотя, безусловно, одно неотъемлемо связано с другим. От цветовой гаммы интерьера зависит и усвояемость материала, и взаимоотношения между детьми, и, возможно, успеваемость в целом. В связи с этим, актуальной становится проблема формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы, которые отличаются индивидуальными психофизиологическими особенностями восприятия цвета. Младший школьный возраст - ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором цвету отводится большое значение как важному признаку предметов и явлений. На уроках ИЗО цвет несет в себе социально-адаптивную и коммуникативную, художественно-образную, эстетическую, эмоциональную и другие функции.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg