Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоpетичеcкие оcновы формирования тpудовых умений воcпитaния детей дошкольного возpacтa.

irina_krutaya 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования трудовых умений детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования трудовых умений детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования трудовых умений детей старшего дошкольного возраста. В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование трудовых умений детей старшего дошкольного возраста к труду будет успешным,если будут реализованы следующие педагогические условия: 1)организована развивающая трудовая среда в ДОУ 2) использование модулей по формированию трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста, 3)повышение педагогической культуры взрослых (родителей и воспитателей) по изучаемой проблеме. В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования: 1.Изучить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат. 2. Изучить особенности трудовых умений детей старшего дошкольного возраста. 3.Выявить, обосновать, экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование трудовых умений детей старшего дошкольного возраста. Методы работы: теоретический анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, решение ситуаций. Методологическая основа исследования: теория трудового воспитания (П.Р.Атутов, А.Н.Бондаренко, Р.С.Буре, Я.Л.Коломинский, М.В.Крулехт, Л.В.Куцакова, В.И.Логинова, А.С.Макаренко, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева и др.); основа трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной действительности (Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.П.Усова); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста (Г.Н.Волков, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, Н.Д.Неустроев, И.С.Портнягин, А.Д.Семенова, К.С.Чиряев, З.Б.Цаллагова и др.). База исследования: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №59 «Дружба» г. Набережные Челны.
Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что формирование трудовых умений детей является важнейшим направлением социального развития детей дошкольного возраста. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности ребенка: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к работе, движение к труду и его результатам; коллективизм; проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к труду как к осознанной необходимости и основой жизненной потребности. Проблема приобщения дошкольников к труду обусловлена тем, что дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период в формировании начальных форм трудовой деятельности, связан с педагогическим потенциалом труда как фактором успешной социализации детей в современном мире. Актуальность исследования связана с тем, что, несмотря на разработки ученых, которые служат теоретической основой проблемы формирования трудовых умений детей старшего дошкольного возраста, в практике работы ДОО уделяется недостаточное внимание планированию работы воспитателей в данном направлении, совместной работе с семьями воспитанников. В дошкольной образовательной организации развивающая предметно-пространственная среда не способствует обеспечению необходимого уровня формирования трудовых умений детей дошкольного возраста
Содержание

Введение……………………………………………………………………3 Глaвa 1 Теоpетичеcкие оcновы формирования тpудовых умений воcпитaния детей дошкольного возpacтa ……………………………………..6 1.1 Aнaлиз пcихолого-педaгогичеcкой литеpaтуpы по пpоблеме формирования трудовых умений детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе……………………………………….....................6 1.2 Особенности формирования трудовых умений детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….10 1.3 Педагогические условия формирования трудовых умений детей старшего дошкольного возраста………………………………………………16 Глaвa2 Опытно-экспериментальная работа по формированию трудовых умений детей старшего дошкольного возраста……………………29 2.1. низкий Диагностика уровня выполнении сформированности являет трудовых умений у заданий детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..29 2.2 Организация работы по формированию трудовых умений детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..37 2.3Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретации………………………………………………………………… 43 Заключение……………………………………………………………….46 Список использованных источников…………………………………48 Приложение………………………………………………………………54
Список литературы

1. Андреева, И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / И.Н. Андреева. Т.С. Буторина, З.И. Васильева. Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с. 2. Алябушева, С.В. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся: опытно-зкспериментальная деятельность педагогов ДОУ / С.В. Алябушева, О.Ю. Арнаутова и др. – Челябинск, ООО «Полиграф-Мастер», 2007. – 60 с. 3. Арнаутова, О.Ю. Организация трудовой деятельности детей в процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослыми: опыт экспериментальнопедагогической работы педагогов МДОУ/ О.Ю. Арнаутова, И.Н. и др. Под ред. С.В. Алябушевой. – Челябинск, ООО «Полиграф-Мастер», 2007. – 40 с. 4. Багаутдинова, С.Ф. Особенности методической работы в современном дошкольном образовательном учреждении / С.Ф. Багаутдинова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. – №3. 5. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000. – 1456 с. 6. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: учебно-метод. пособие / Р.С. Буре. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с. 7. Буре, Р.С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности / Р.С.Буре // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. С. 9–11. 8. Буянов, В.П. Теория труда / В.П.Буянов, К.А.Кирсанов, Л.М.Михайлов. – Москва: Экзамен, 2003. – 416 с. 68 9. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения с педагогами / Л.М. Волобуева. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 210 с. 10. Воспитываем дошкольников самостоятельными: сб. ст. / РГПУ им. А.И. Герцена. Каф. дошк. пед. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 192 с. 11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С.Выготский. – Москва: Смысл; Эксма, 2005. – 508 с. 12. Денякина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: методические рекомендации / Л.М. Денякина. – М.: Новая школа, 2000. – 48 с. 13. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 60–68. 14. Екжанова, Е.А. Эффективная коррекция для детей в играх и упражнениях: научно-методическое пособие / Под ред. Е.А. Кержанова, О.А. Фроликова. – СПб.: КАРО, 2007. – 271 с. 15. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – Москва: ТЦ «Сфера», 2007. – 80 с. 16. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И.Пискунова. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с. 17. Логинова, В.И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева Т.И., Н.А. Ноткина. – 3-е изд., перераб, СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 244 с. 18. Баландина, Л.А. Диагностика в детском саду / Л.А., Баландина, под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной // Содержание и организация диагностической работы в ДОУ: методическое пособие. – 2-е изд. – Ростов на Дону.: Феникс, 2004. – 288 с. 69 19. Зотова, Н.С., Карта индивидуального развития ребенка: пособие для педагогов, психологов, логопедов, воспитателей / Н.С. Зотова, И.В. Лазарева, Н.М. Чернова. – М.: Школьная пресса, 2005. – 42 с. 20. Ильина, Н. Сто психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе / Н. Ильина. – М.: ООО «Аквариум-Принт», К.: ОАО «Дом печати-ВЯТКА», 2005. – 160 с. 21. Карпов, А.В. Психология труда / А.В.Карпов. – Москва: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. – 350 с. 22. Каменева, Г.Н. Трудолюбие старших школьников и роль детско - родительских отношений в его становлении: дис. …. канд. псих. наук / Г.Н. Каменева. – Москва, 2005. – 171 с. 23. Кирьянова, Р.А., Полякова М.Н. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации / Р.А. Кирьянова, М.Н. Полякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 75 с. 24. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А.Климов. – Москва: Изд – во Моск. ун-та, Изд. центр «Академия», 2004. – 336 с. 25. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: Изд. центр «Академия», 2000. – 176 с. 26. Концепция дошкольного воспитания [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/63548-pall.html. 27. Концепция модернизации российского образования до 2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/ media/files/mlorxfXbbCk.pdf. 28. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С.Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – Москва: Мозаика – Синтез, 2006. – 80 с.70 29. Корень, В.Н. Ознакомление старших дошкольников с трудовой деятельностью взрослых / В.Н. Корень, Г.В. Калдузова // Детский сад: теория и практика. 2011. № 8. С. 54–62. 30. Костикова, Д.А. Формирование опыта трудовой деятельности старших дошкольников в процессе обучения элементам проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Д.А. Костикова. – Новокузнецк, 2004. – 19 с. 31. Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В.Краевский. – Москва: Изд. центр «Академия», 2003. – 256 с. 32. Крохина, С. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе / С. Крохина // Дошкольное воспитание. 2010. № 3. С. 86–93. 33. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир: педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности / Под ред. М.В. Крулехт. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. –153 с. 34. Крынцылова, И.А. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста / И.А. Крынцылова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 9. – С.28–31. 35. Крысанова, Г.В., Соболева Н.А. Пространство раннего возраста / Г. В. Крысанова, Н.А. Соболева. – Обруч. – 2007. – № 1. – С.28–30. 36. Куликова, Т.А. Учите детей трудиться / Т.А. Куликова // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С. 101-105. 37. Кутузова, И. Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве / И. Кутузова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 9. – С.10–19. 38. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / Л.В. Куцакова. – Москва: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с. 39. Леванова, Е.А. Современные технологии дополнительного профессионального педагогического образования / Е.А. Леванова // Сборник научных статей. – М.: Педагогика, 2005. – 96 с. 71 40. Лейбман, И.Я. Особенности взаимодействия дошкольника со взрослым в ситуациях учебного типа: автореф. дис. …канд. псх. наук/ И.Я. Лейбман. – Москва, 2003. – 28 с. 41. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. – Москва: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 384 с. 42. Логинова, В.И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина: 3-е изд., перераб, СПб: Детство-Пресс, 2005. – 244 с. 43. Малунова, Г.С. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Г.С. Малунова. – Улан-Удэ, 2011. – 41 с. 44. Малунова, Г.С. Трудовое воспитание детей в семье, детском саду, школе / Г.С. Малунова. Монография. – Москва: АПК и ППРО, 2005. – 208 с. 45. Марецкая, Н.И. Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях / Н.И.Марецкая // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 3. С. 60–64. 46. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова // Педагогическая технология развития ребенка как субъекта детской деятельности / Под ред. М.В. Крулехт. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. –153 с. 47. Маханева, М.Д. Учим детей трудиться: методическое пособие / М.Д. Маханева, О.В. Скворцова. – М.: ТЦ Сфера. 2012. – 64 с. 48. Мичурина Ю.А. Развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю.А. Мичурина; Магнитогорский гос ун-т. – Магнитогорск, 2005. – 23 с. 49. Мишарина, Л.А. Формирование первоначальных знаний о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.А.Мишарина. – Ленинград, 1978. – 20 с. 72 50. Музяева, Н.А. Предметно–развивающая среда дошкольного образовательного учреждения / Н.А.Музяева, Л.А.Пенькова. – Тольятти: ТГУС, 2006. – 198 с. 51. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических заведений, кн. 3 / Под ред. Р.С. Немова. – 4-е изд. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2005. – 631с. 52. Носкова, О.Г. Психология труда / О.Г.Носкова. – Москва: Изд. центр «Академия», 2004. – 384 с. 53. Парамонова, Л. Конструирование из природного материала / Л. Парамонова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С.90–97. 54. Педагогический энциклопедический словарь под ред. Л.С. Глебова, О.П. Грекулова. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003. – 527 с. 55. Прейс, Р.В. Создание предметно-развивающей среды в групповом помещении / Р.В. Прейс. – Обруч. – 2007. – № 7. – С.14–15. 56. Ривина, Е.К. Воспитание уважительного отношения к труду работников детского сада / Е.К. Ривина // Детский сад: теория и практика. – 2011. № 8. С. 44–54. 57. Римашевская, Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников: учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2007. – 112 с. 58. Савенков, А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С.10– 12. 59. Сайгушева, Л.И. Приобщаем дошкольников к труду: учебно-метод. пособие / Л.И. Сайгушева, Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 62 с. 60. Сайгушева, Л.И. Развитие личности в труде: учебно-метод. пособие / Л.И. Сайгушева, Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 84 с. 65. Сайгушева, Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду / Л.И. Сайгушева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 221 с.
Отрывок из работы

1.1 Aнaлиз пcихолого-педaгогичеcкой литеpaтуpы по пpоблеме формирования трудовых умений детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе Исследователи проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста справедливо отмечают, что растет поколение «безруких детей», не умеющих и не желающих трудиться. С.А. Козлова считает: «К забываемым или даже отрицательным сегодня можно отнести воспитание трудолюбия. Практически ни в одной из современных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста не представлена задача трудового воспитания детей, формирования у них желания и умения трудиться. Нет такой задачи в концепции дошкольного воспитания» Проблема значения труда в становлении личности ребенка, поиск резервов и путей воспитания трудолюбия одна из центральных в психолого-педагогической науке и практике. В известных педагогических теориях 17-18 века (Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Т. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и т.д.) содержались многочисленные аргументы в пользу включения разнообразной трудовой деятельности в воспитательный процесс в соответствии с возрастными, физическими и интеллектуальными возможностями детей. «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты»- отмечает в «Материнской школе» Я.А. Коменский. «Средства и цель воспитания - труд»- писал Ж.Ж. Руссо. В педагогическом осмыслении трудового воспитания детей, ключевое значение имели труды И.Т. Песталоцции - трудовое элементарное образование, создание «азбуки умения»; Джона Дьюи - извлечение знаний из личного опыта ребенка, воспитание посредством «делания». На современном этапе этой проблемой занимаются Д.В. Сергеева, В.И. Логинова, Н. Крылова, Г. Киселева, Л.И. Сайгушева. Все ученые специалисты по трудовому воспитанию утверждают необходимость и важность трудового воспитания с раннего возраста. Это диктуется причинами: 1. Требованиями современного общества. Важно воспитание у детей таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, активность, целенаправленность, бережливость, гуманность, коллективизм. 2. Возрастными психологическими особенностями детей: подражательность, активность, пытливость, любознательность, сензитивность, эмоциональная отзывчивость. 3. Трудовое воспитание тесно связано с другими задачами развития личности: физическим воспитанием, умственным, нравственным воспитанием; труд является средством воспитания гуманных чувств, труд формирует положительные эмоции. В.А. Сухомлинский так писал о труде: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [80, с. 9]. 4. Труд должен рассматриваться не как самоцель, а как средство развития личности с ярко выраженной индивидуальностью. Воспитанник – субъект деятельности, проявляющий активно-действенное отношение к содержанию, к характеру деятельности, участникам труда и к самому себе. Р.С. Буре обращает особое внимание на воспитательные возможности обучения детей трудовым навыкам. Показывает, что, с одной стороны овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель. С другой стороны, наличие навыков обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания. Подчеркивает, что задачи трудового воспитания необходимо решать в тесной взаимосвязи. Обращает внимание и на виды навыков, усложнение их содержания от одной возрастной группы к другой: формирование продуктивных действий, навыков планирования, организации «рабочего места», самоконтроля в процессе деятельности поиска наиболее рациональных приемов работы [52, с. 5]. В.Г. Нечаева формулирует главную задачу трудового воспитания как формирование правильного отношения к труду. Задача может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников [11, с. 7]. Одну из главных теоретические задач особенностями воспитания М. Монтессори давлетов видит в твиями подготовке детей к навыки жизни, т.е. низкий именно к труду. другими Дети в стеркина доме ребенка кольку Монтессори не нять только должны радуется научиться средний сами накрывать на абдуллаев стол, но и рассказать отчасти готовить, давлетов мыть твом посуду, убирать ребенок комнату, т.е. по трудовые возможности обходиться без лишь помощи самым взрослых. В вальдорфской труд системе ебенком труд связан с убежд основным кото концептуальным положением еменный данной токтамов системы: существенным для высоким всего емых живого является ритм. именно Ритм и определенный хабибуллин режим дашков должны присутствовать и в зного трудовом алим воспитании: «Полезно для чении воспитания солякин воли ребенка, потребность чтобы он ебенок каждый день альбом выполнял должны небольшие задания: удового вытирал уровнем пыль, поливал ужении цветы, инте чистил обувь, предлагается убирал умения постель и т.д. Но эти задания дошкольник должны деть выполняться в строго льнейшем определенное поэтапно время. Очень осень плохо, сенсорного когда ребенок людям играет, а именно мать в это время кого зовет, должны чтобы дать ошли задания, диагностика которое ей вдруг ребята пришло в удовлетво голову» Японские редко педагоги езульт придают большое сентябрь значение детей воспитанию трудолюбия, конкретного умению и личие желанию трудиться с удовой раннего ребенка возраста. В книге «строительного Детский твом сад» в Японии обще проиллюстрирована иметь оригинальная система низком организации солякин совместной трудовой удовых деятельности дети взрослого и ребенка. Несмотря на то, что трудовое воспитание имеет важное значение в развитии личности ребенка современный этап отличается «забвением» этой важной проблемы. На страницах профессиональных журналов редко встречаются статьи по проблеме трудового воспитания, о повышении эффективности формирования трудовых умений, необходимых условиях и, конечно же, нужна практика. Данная тенденция не только неправомерна, но и таит в себе опасность, связанную с задержкой в развитии личности ребенка. Тогда как значение труда в первую очередь – в воспитательном воздействии на личность ребенка, заключается в удовлетворении потребности в совместной деятельности, социально-личностном развитии. В литературе нет и однозначного определения понятия «умения». В российской педагогической энциклопедии данное понятие означает следующее: освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков. [42]. Тем не менее, Е.Н. Кабанова-Миллер характеризует умения как систему закрепленных правильных и быстрых действий при решении задач. В то время как В.В. Давыдов высказывает свое мнение о том, что умения – это промежуточный этап овладениями новым способом действия, основанным на каком-либо знании и соответствующим правильным использованием этого знания в процессе деятельности [25, с. 47]. Особенно важным в формировании трудовых умений и навыков дошкольников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду, как главной ценности. Ребенок дошкольного возраста – это личность в стадии становления. Взрослые должны помочь детям войти в современный мир, сложный, противоречивый, чтобы каждая личность сохранила свою индивидуальность. Инновационные процессы, происходящие в современном российском дошкольном образовании, обуславливают необходимость замены традиционных ценностей обучения маленького ребенка на ценности развития его личности. По Харламову И.Ф. имеют трудолюбие сначала включает в себя методике следующие очет структурные нравственные этом компоненты: а) предлагается потребность в созидательно-трудовой горшки деятельности и ее согрелась здоровые социальные и роль личные литературе мотивы; б) понимание водой пользы деть труда для себя и умение убеждение в его теперь нравственной благотворительности; в) солякин наличие еделенные трудовых умений и вырастет навыков и их хаертдинова постоянное совершенствование; г) мооб достаточно удовое сильную волю ученное личности. Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что сегодня наука продвинулась вперед в решении проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста. В то же время на наш взгляд, носит незавершенный характер, о чем свидетельствуют недостаточно разработанные функции управления трудовым процессом. Это объясняется сменой ориентиров и приоритетов, ведущих к кардинальному изменению всей системы дошкольного 1.2.Особенности формирования трудовых умений детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы физического, психологического, трудового, личностного развития ребенка. Еще, будучи совсем маленьким, ребенок наблюдает за мамой, и у него уже формируются побуждения к трудовым действиям, умение пользоваться орудиями труда, он устанавливает связь между действием и его результатом. А при правильной организации элементарных трудовых процессов будет возрастать удельный вес самостоятельных действий. В итоге на наглядно образной и эмоциональной основе у детей формируется представление о своих умениях, возможностях и положительное отношение к выполнению самостоятельных действий. Очень важно с малых лет прививать ребенку глубокое уважение к труду взрослых, вырастить из маленького человека трудолюбивого, стремящегося приносить своим трудом пользу людям. В.Г. Нечаева и Я.З. Неверович в своих исследованиях раскрыли становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Трудовая деятельность детей состоит из четырех компонентов: 1. Умение ставить цель. 2. Умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов. 3. Умение планировать работу. 4. Умение достигать результата и оценивать его. Трудовая деятельность детей дошкольного возраста – это развивающая деятельность. Каждый из компонентов деятельности изменяется с возрастом ребенка. Первый компонент – умение ставить цель. Дети младшего дошкольного возраста не могут ставить цель самостоятельно. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс. Она ставится сначала педагогом. Способность ставить цель развивается у ребенка в самообслуживании. Действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат. Развитие целесообразных действий тесно связано с развитием предметно-ориентированной деятельности и подражания, поскольку при этом условии происходит осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т.д.), постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание – своего рода открытие ребенком личных возможностей. Оно побуждает детей к самостоятельным действиям. («Я сам»). Во второй половине третьего года жизни в самосознании ребенка наблюдается важное изменение. Начинает складываться новообразование, названное М.И. Лисиной «гордостью за собственные достижения» [53]. Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния среды, целенаправленного воспитания и собственной активности [79, с. 14]. Дети среднего дошкольного возраста ставят цель в повседневных делах, но делают это в привычных ситуациях. При изменении условий детям вновь надо указать, что нужно делать. У детей старшего дошкольного возраста возможность ставить цель успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат (поделки, работа в цветнике, уборка, самообслуживание). Ребенок этого возраста может осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая). Отдаленные цели ставит взрослый. Возможно, а иногда и необходимо поэтапное осознание детьми отдаленной цели. Например, если предстоит сложная работа, ребенок не может удержать цель, забывает ее. Взрослый помогает ему тем, что делит весь процесс труда на короткие отрезки и на каждом таком этапе ставит цель [26, с. 27]. Итак, особенностью данного компонента трудовой деятельности дошкольников является обязательное участие в его реализации взрослого. Второй компонент – умение действовать под влиянием общественнозначимых мотивов. Мотивы могут быть разные: изготовление игрушек для последующей игры, получить от взрослых положительную оценку своих действий; самоутвердиться; вступить в общение со взрослыми; принести пользу другим (общественный мотив). Можно заметить, как меняется отношение к труду под влиянием мотивов, входящих в сферу детских интересов. Стремление детей достичь желаемого результата само становится мотивом деятельности. Все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5–7 лет ребенок способен их формулировать [53, с. 88]. Третий компонент – изменяется умение планировать работу. Планирование – это важный и трудный момент для детей. Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. Элементарное планирование могут выполнять и дети 5–7 лет. Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности. На первых порах ребенку это трудно, но даже в работе с детьми младшего дошкольного возраста можно строить требования так, чтобы в режимных процессах открывались возможности для постепенного приучения их действовать организованно, выделять, что надо делать сначала, а что потом. Например, воспитатель предлагает детям перед уходом на прогулку привести групповую комнату в порядок. Он должен объяснить детям: сначала надо поставить на место стульчики, а потом убрать игрушки. При умывании надо сначала завернуть рукава, чтобы не намочить их, а потом вымыть руки, а лицо умывать уже чистыми руками и т.д. Таким образом, последовательность действий определяется воспитателем, дети постепенно приучаются придерживаться этой очередности [53]. Планирование включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку, как отдельных этапов, так и результата в целом. Можно отметить ряд особенностей в планировании: 1. Элементарность, которая проявляется в следующем: ребенок намечает лишь основные этапы деятельности и не намечает способов ее исполнения (уборка в шкафу: что делать задумал, а что куда поставить не знает). 2. Практическое планирование: ребенок не раскрывает словесного плана своих действий, а действует в работе последовательно [19, с. 25]. Формирование умений нужно планировать. В противном случае ребенок становится на путь проб и ошибок, это приводит к бесцельной затрате энергии, вызывает чувство неудовлетворенности полученным результатом. Четвертый компонент – результат труда – обязательный компонент деятельности, если нет результата, то нет и завершенного трудового процесса. Малыши видят результат труда только в оценке данной воспитателем. Старших детей интересует: для кого предназначен результат труда. Повышается требовательность к качеству работы. В этом возрасте происходит сравнительное оценочное отношение, дети способны не только заметить ошибки, но и проанализировать их причины. Достижение результата в работе над простейшими игрушками не только вооружает детей умением трудиться, но и дает им возможность принять участие в изготовлении практически нужных вещей. Все это меняет отношение детей старшего дошкольного возраста к труду, у них возрастают собственные требования к качеству выполняемой работы, ее оценки. По мере формирования основных компонентов трудовой деятельности (постановка цели, планирование и достижение результата) меняется и отношение ребенка к труду. Теперь сам процесс труда доставляет детям радость [11]. Организуя трудовую деятельность нужно помнить, что труд должен, быть целесообразным, полезным для развития ребенка, посильным и результативным. В старшей группе увеличивается значение трудового и нравственноволевого воспитания детей. Дети должны проявлять все большую активность в труде. Учитывая возрастные возможности детей, наличие отдельных трудовых навыков, воспитатель ведет свою работу в двух направлениях: – обучение новым трудовым действиям (в связи с появившимся новым содержанием труда); – последовательное формирование умений осуществлять целиком трудовые процессы. Для достижения желаемого результата, человек определенным образом управляет выполняемыми физическими действиями, используя различные умственные операции. При этом в развитии ребенка особое значение имеют время и формы включения умственной деятельности в практическую, и перестройка последней. Любая деятельность человека требует использования определенных движений и способов действия, т.е. навыков и умений. Навыки – это обычно простые движения или действия с предметом, орудием, инструментом, автоматизированные в результате многократных повторений. Любая разумная деятельность человека не сводится к навыкам. Человек должен уметь самостоятельно использовать системы, или наборы освоенных им навыков, он должен критически оценивать получаемый результат, проверять успешность своих действий, т.е. выполнять, помимо физических еще целую систему умственных, мыслительных операций. Повторение таких сложных многочисленных умственных действий ведет к выработке умений, т.е. освоения способов действия [16, C.156]. Трудовые умения – это способность человека к эффективному выполнению определенной деятельности на основе комплекса знаний, который реализуется в трудовой деятельности. Цель всякого трудового обучения — формирование умений, определяющих продуктивность, качество и скорость деятельности. «Умение, – пишет К.К. Платонов, – это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением». Важнейшими характеристиками умений являются их сознательность, целенаправленность произвольность и то, что Е.А. Милерян называет наиболее сложной, синтетической особенностью умений, «адекватность способов достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности». Дети организовывают свою деятельность самостоятельно, воспитатель только косвенно помогает им. В связи с поставленной перед ними целью дети могут отбирать все необходимое для работы, готовить место, чтобы удобно было выполнять ее, обдумывать ход реализации задания (что нужно делать и в каком порядке), после работы за собой все убирать. Овладевая этими умениями, дети постепенно становятся более организованными, стремятся действовать четко, начинают понимать, что от хорошей подготовки к работе, предварительного обдумывания ее хода зависит своевременность выполнения задания и качество результата. Таким образом, внимание педагога, работающего с детьми старшей группы, должно быть обращено на следующие моменты: – обучение трудовым действиям, необходимым ребенку для выполнения новых целей труда; – формирование умения планировать трудовой процесс (предварительно выделять способ действия); – формирование умения планировать трудовую деятельность в целом (включая подбор оборудования, организацию рабочего места). Формирование двух последних умений осуществляется как на специальных занятиях по трудовому обучению, так и конструктивной, изобразительной деятельности [52, с. 62]. Работа по трудовому обучению детей старшего дошкольного возраста строится в нескольких направлениях: – совершенствование всех видов навыков и умений, повышение уровня их самостоятельности; – формирование умения планировать и организовывать не только индивидуальный, но и коллективный труд; – разъяснение детям зависимости между занятием (целью) и требованиями к его исполнителю; – формирование новых трудовых навыков при использовании нового содержания труда. У дошкольников к шести годам проявляется интерес к отдельным видам труда. Поэтому воспитатель стремится поручить ребенку тот участок работы, который ему по душе, где он сможет добиться лучшего результата. Постепенно воспитатель начинает привлекать детей к распределению общего труда, подчеркивая необходимость соблюдать правило: делить работу между товарищами нужно справедливо. Также педагог формирует у детей умение планировать коллективный труд. Учит подбирать материал, оборудование, организовывать рабочее место, распределять объем работы между участниками, определять способ ее выполнения. Участие дошкольников в труде позволяет им не только приобрести трудовые и организационные навыки и умения, но и совершенствовать их качество [52]. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. 1.3. Педагогические условия формирования трудовых умений детей старшего дошкольного возраста В нашем исследовании мы предполагаем, что если соблюдать некоторые педагогические условия, то формирование трудовых умений детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным. В данном параграфе мы считаем целесообразным раскрыть выделенные нами условия на теоретическом уровне, исходя из анализа психолого-педагогической литературы. В современной психолого-педагогической литературе термин «условие» рассматривается как видовая пара по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка» (Р.А. Назимов, М.А. Ушакова, Ж.Г. Шопина и др.). Однако мы полагаем, что такое понятие неоправданно расширяет совокупность объектов необходимых для возникновения, существования или изменения обуславливаемой педагогической конструкции, так как включает в себя все ее окружение. Следовательно, сюда могут попасть случайные отношения, и объекты, не оказывающие никакого влияния на обуславливаемый объект. Рассматриваемые определения включают в себя только те условия, которые являются внешними по отношению к обуславливаемой педагогической конструкции, в то время как в число условий входят и ее внутренние характеристики. Принципиальное значение для нашего исследования имеет определение понятия «педагогические условия», так как любая образовательная система не может совершенствоваться без применения данных условий. Педагогические условия – это обстоятельства, способствующие достижению цели в образовательном процессе [55, с. 153]. А.Я. Найн полагает, что педагогические условия представляют собой совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, приемов, материально-пространственной среды, направленных на достижение поставленной цели [48, с. 117]. При этом совокупность педагогических условий должна представлять собой комплекс, так как случайные условия не способствуют эффективности. Об этом свидетельствует и современное положение дел в системе дошкольного образования. Структура комплекса создаваемых условий должна быть, на наш взгляд, гибкой, динамичной, а также развиваться в зависимости от усложнения целей на каждом этапе. Для выявления комплекса педагогических условий, способствующих повышению эффективности управления процессом формирования трудовых умений в дошкольном образовательном учреждении, мы посчитали необходимым определить содержание комплекса педагогических условий, направленных на повышение эффективности процесса формирования трудовых умений в дошкольной образовательной организации. Эффективность содержания процесса формирования трудовых умений в педагогической деятельности дошкольной образовательной организации в первую очередь зависит от педагогов (воспитателей). В опытно-экспериментальной работе мы опираемся на исследования Ю.А. Мичуриной, а также материалы Л.И. Сайгушевой, М.В. Крулехт, которые сформулировали цель, задачи, содержание модулей приобщения детей дошкольного возраста к труду в рамках субъект-субъектного взаимодействия [48, 64, 33]. Основная цель модели: социализация ребенка как полноценного члена общества, воспринимающего труд как социальную норму жизни, а также становление ценностного способа взаимодействия с окружающими и проявление своей индивидуальности в многоплановой деятельности. На реализацию цели направлены такие задачи, как: 1. Формирование системных знаний о труде взрослых, профессиях, структуре трудового процесса. 2. Формирование общественных и специальных трудовых умений и навыков. 3. Развитие трудовой активности старших дошкольников.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 54 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg