Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Охрана труда в системе трудового права: место и значение.

irina_krutaya 2820 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития науки трудового права комплекс мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в Российской Федерации является предметом социально-экономических преобразований, связанных с организацией действенной системы охраны труда. Так, в докладе Министерства труда и социальной защиты РФ «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2017 году» подчеркивается, что основной целью реформирования системы управления охраной труда является переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной риск-ориентированной модели, позволяющей реализовать превентивный подход к сохранению здоровья и жизни работников на производстве, а также сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда. Перед органами государственного управления охраной труда стоит нелегкая задача: внедрить правовые средства, позволяющие повысить заинтересовать работодателя в улучшении условий труда, но одновременно с этим сохранить уровень правовой защищенности работников. Наиболее значимые изменения действующего законодательства связаны с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - «ФЗ «О специальной оценке условий труда») и Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Изменение вектора правового регулирования охраны труда требует более подробной законодательной регламентации управления профессиональными рисками. Так, еще в 2007 году указом Президента РФ была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Анализ действующих норм ТК РФ позволяет выделить отдельные процедуры, проводимые работодателем с целью предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Например, к таким процедурам относятся обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда, проведение медицинских осмотров и освидетельствований, и т.п. Однако в целом комплексное правовое регулирование управления профессиональными рисками отсутствует, а изменения действующего законодательства по этому вопросу незначительны. Даже анализ нормативного определения понятия «управление профессиональными рисками» (ч. 14 ст. 209 ТК РФ) не позволяет в достаточной степени определить: в осуществлении каких именно мероприятий заключается такое управление. Эти обстоятельства предопределяют особый научный интерес к анализу правового регулирования управления профессиональными рисками, выявлению значения этой категории для целей обеспечения сохранения жизни и здоровья работников. Значительный потенциал для организации охраны труда заложен в согласованных действиях социальных партнеров на всех уровнях социального партнерства в сфере труда. Так, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2016 -2018 годы предусматривает, что обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является одним из национальных приоритетов в целях сохранения человеческого капитала. В связи с этим особый научный интерес представляет анализ некоторых вопросов организации охраны труда в актах социального партнерства. Непрерывное совершенствование технических средств и способов производства требует гибкости трудового законодательства в целом, а в области охраны труда - в особенности. На современном этапе развития отрасли трудового права представляется необходимым проведение последовательного анализа норм об организации охраны труда с целью их систематизации и актуализации. Степень научной разработанности темы. Изучение теоретических и практических проблем охраны труда привлекает внимание ученых на всем протяжении истории развития трудового права. Следует также отметить, что такие проблемы как определение понятия и места организации охраны труда в системе трудового права России, ее принципов и источников правового регулирования, детально не исследованы правовой наукой. В специальной научной литературе не уделено должного внимания рассматриваемой категории, поскольку объектом исследования таких работ, как правило, являются вопросы государственного управления охраной труда. Настоящая диссертация представляет собой первое комплексное теоретическое исследование, посвященное фундаментальным вопросам организации охраны труда, с учетом нововведений, привнесенных федеральными законами «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Цель настоящего диссертационного исследования состоит в комплексном анализе теоретических и практических проблем организации охраны труда в Российской Федерации. Такой анализ включает в себя разработку научных положений о предмете организации охраны труда, ее принципах, источниках правового регулирования и места ее норм в системе трудового права России. Для достижения названной цели поставлены следующие задачи: • дать определение организации охраны труда с учетом места норм, ее регулирующих, в системе трудового права России; • выявить среди общих принципов трудового права основополагающие начала организации охраны труда; • определить правовую природу отношений, входящих в предмет организации охраны труда; • проанализировать опыт международного правового регулирования организации охраны труда; • рассмотреть систему требований охраны труда и представить их классификацию; • отметить особенности закрепления вопросов, посвященных организации охраны труда, в актах социального партнерства; • выявить основные проблемы правового регулирования государственного управления охраной труда; Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией охраны труда, как органами публичной власти, так и работодателем. Предметом исследования выступают нормы российского права, а в ряде случаев - положения международных актов, посвященные вопросам охраны труда, а также практика их применения. Методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучный (диалектический) метод познания и такие специальные методы, как: исторический, логический, системно-структурный, сравнительный, формально-юридический и другие. Теоретическую базу диссертации составляют труды таких отечественных ученых и специалистов по общей теории права, трудовому, международному и административному праву. Нормативную базу составили: международные правовые акты, конвенции и рекомендации МОТ, международные договоры Российской Федерации, российское законодательство об охране труда, акты социального партнерства. Проанализирована актуальная судебная практика Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также судов общей юрисдикции. Научная новизна диссертации заключается в том, она является комплексным исследованием правового регулирования организации охраны труда в Российской Федерации в современных социально-экономических условиях. Наиболее существенные выводы, отражающие научную новизну работы, содержатся в следующих положениях, выносимых на защиту: 1. Проведенное исследование позволило выявить многоаспектность понятия организации охраны труда. 2. Доказана необходимость выделения следующих основополагающих принципов организации охраны труда: • сочетание методов государственного и локального управления охраной труда; • обеспечение доступности и полноты информации об охране труда; • системность, гибкость и непрерывность планирования мероприятий государственного управления охраной труда; • управление профессиональными рисками. 3. Анализ системы правоотношений трудового права позволил сделать вывод о сложном характере правоотношений в сфере охраны труда. 4. В результате настоящего исследования выявлены негативные последствия, связанные с заменой процедуры обязательной сертификации работ по охране труда декларированием соответствия условий и охраны труда государственным требованиям охраны труда на основании результатов специальной оценки условий труда. Такие негативные последствия заключаются в снижении контроля над соблюдением правоохранительных мероприятий, и, как следствие, в повышении уровня правовой незащищенности работников. 5. Автором предложены меры, способствующие формированию стереотипов законопослушного поведения участников трудовых правоотношений по вопросам соблюдения требований охраны труда. Среди них: • в отношении лиц, осуществляющих лицензируемую деятельность с нарушениями требований охраны труда применительно к отдельным категориям работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях, предлагается применять санкцию в виде приостановления лицензии. В случае бездействия и (или) повторного нарушения, представляется обоснованным аннулирование лицензии в порядке, установленном лицензионным законодательством; в отношении организаций, систематически нарушающих требования охраны труда, что привело или могло привести к тяжелым последствиям, представляется обоснованным назначение специалиста, оказывающего услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 ТК РФ) в принудительном, предположительно -судебном порядке; • предлагается возложить на работодателя обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случае, если такой работник ненадлежащим образом применяет средства индивидуальной или коллективной защиты до полного устранения такого нарушения, внести соответствующее основание в ст. 76 ТК РФ. 6. Обосновывается целесообразность нормативного закрепления задач, функций и полномочий службы охраны труда в организации, а также правового статуса работников таких служб. 7. В результате анализа ТК РФ и иных нормативных правовых актов, посвященных вопросам охраны труда, сделан ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства. Научная и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут быть использованы как для дальнейших научных изысканий, так и в процессе совершенствования трудового законодательства Российской Федерации, посвященного вопросам охраны труда. Структура работы предопределена целями и задачами диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, состоящих в общей сложности из девяти параграфов, заключения и библиографического списка. В завершении каждого параграфа сделаны краткие выводы.
Введение

Охрана труда как институт трудового права- это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Как правовой институт охрана труда включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их с помощью правил и инструкций по охране труда; специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве. Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов.Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом. В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорным методом, конкретизирующим этот минимум на основании соглашений, коллективных договоров, а также трудовыхдоговоров. Статья 37 Конституции РФ декларирует, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Основными нормативными актами об охране труда являются: Основы законодательства об охране здоровья граждан, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством труда и социального развития РФ, специализированными федеральными инспекциями по надзору за охраной труда (Госкомсанэпиднадзором, Госгортехнадзором и др.). В настоящее время действуют единые отраслевые и межотраслевые правила по технике безопасности и производственной гигиене труда, многие из которых в целях унификации требований по охране труда взяты в стандарты, и разработана федеральная и отраслевая система стандартов безопасности труда.
Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3 ГЛАВА 1. Организация охраны труда 1.1. Охрана труда в системе трудового права России. Понятие и место норм ее организации……………………………………………………………………....11 1.2. Правовые принципы организации охраны труда………………………....19 1.3. Правовая природа отношений по организации охраны труда……….......28 ГЛАВА 2. Источники правового регулирования организации охраны труда 2.1. Международные стандарты организации охраны труда…………………36 2.2. Требования охраны труда: понятие, основные признаки и содержание..43 2.3. Вопросы организации охраны труда в правовых актах социального партнерства……………………………………………………………………….51 ГЛАВА 3. Общая характеристика публично-правовых и частноправовых аспектов организации охраны труда 3.1. Государственное управление охраной труда………………………………59 3.2. Локальный уровень управления охраной труда…………………………...64 3.3. Проблемы применения законодательства в специальной оценке условий труда работников …………………………………………………………………69 Заключение………………………………………………………………………..76 Библиографический список………………………………………………………85
Список литературы

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключена в г. Риме 04.11.1950 (с изм. от 13.05.2004) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163; СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5400. 2. Европейская социальная хартия (пересмотренная), принята в г. Страсбурге 03.05.1996 // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. 3. Конвенция № 155 Международной организации труда «О безопасности и гигиене труда и производственной среде», принята в г. Женеве 22.06.1981 г. // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4652. 4. Конвенция № 187 Международной организации труда «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», принята в г. Женеве 15.06.2006 г. // СЗ РФ. 2012. № 43. Ст. 5792. 5. Конвенция № 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле», принята в г. Женеве 11.07.1947г. // СЗ РФ. 2001. №50. Ст. 4650. 8. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. 9. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 декабря 2001 г. (в ред. от 30 декабря 2015 г. № 434-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3; СЗ РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4280. 10. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят 13 июня 1996 (в ред. от 01.05.2016 № 139-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. Ст. 2954; СЗ РФ. 2016. № 18. Ст. 2515. 11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Принят 30 декабря 2001 (в ред. от 01.05.2016 г. № 139-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1; СЗ РФ. 2016. № 18. Ст. 2515. 12. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014 № 493-ФЗ) // СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 2; СЗ РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 46. 13. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6991; СЗ РФ. 2016. № 18. Ст. 2512. 14. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 28.11.2015 № 358-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650; СЗ РФ. 2015. № 48 (часть I). Ст. 6724. 15. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 13 июля 2015 № 233-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140; СЗ РФ. 2015. № 29 (часть I) Ст. 4359. 16. Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы). ГОСТы и Руководства 17 ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования, утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 № 169-ст (в ред. от 31.10.2013 № 1334-ст). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 18 ГОСТ Р 12.0.007-2009. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию [Электронный ресурс]: утв. Приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 19 Р 2.2.1766-03. 2.2. Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. 20 Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005) // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2005. № 3. Монографии. Учебники. Учебные пособия. 21 Александров Н. Г. Принципы советского трудового права — принципы подлинной свободы труда. М., 1949. 22 Александров Н.Г. Советское трудовое право. М., 1959. 23 Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948. 24 Бахрах Д.Н., Росинский Б.В., Старилов Ю.Н, Административное право. Учебник для вузов. М., 2018. 25 Бачило И.Л., Гришковец А.А., Мелюхин И.С. Салищева Н.Г. и др. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Под общ. ред. Бачило И.Л. М, 2013. 26 Бердычевский B.C., Акопов Д.Р., Сулейманова Г.В. Трудовое право: Учебное пособие / отв. ред. В.С.Бердычевский. Ростов н/Д., 2016. 27 Бондаренко Э. Н. Трудовое право. М., 2016. 28 Буянова М.О. Трудовое право: Учебное пособие. М., 2009. 29 Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Трудовое право: Учебник. М., 2002. 30 Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М., 1997. 31 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М., 2005. 32 Киселев И.Я. Лушников М.В. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник / Под ред. М.В. Лушниковой. М., 2008. 33 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. A.M. Куренного, СП. Маврина, В.А. Сафонова, Е.Б. Хохлова. М., 2015. 34 Коршунов Ю.Н. Охрана труда в Российской Федерации. М., 2003. 35 Кязимов К.Г. Социальное партнерство: практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица. М., 2017. 36 Лушников A.M. Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть. М., 2009. 37 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. 38 Миронов В.И. Трудовое право России. М., 2005. 39 Михнюк Т.Ф. Охрана труда. Минск, 2007. 40 Попов. Ю.П. Охрана труда: учебное пособие. М., 2007. 41 Процевский А.И. Метод правового регулирования трудовых отношений. М., 1972. 42 Российское трудовое право: Учебник / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1997. 43 Трудовое право России: Учебник / Под ред. A.M. Куренного. М., 2016. 44 Трудовое право России: Учебник / Под ред. СП. Маврина, Е.Б. Хохлова. М., 2010. 45 Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М., 1974. 46 Шептулина Н.Н. Новое законодательство об охране труда. М., 2007. 47 Шиян В.И. Трудовое право: Учебное пособие. М., 2008. 48 Яковчук В.Н. Социальное партнерство в сфере труда. Минск, 2010. Научные статьи 49. Абалдуев В.А. Специальная оценка условий труда: смена терминологии или новое направление государственной политики? / Материалы XIV Ежегодной международной научно-практической конференции юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и V Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения» Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина «Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы». М. 2013. С. 39-44. 50. Аналитический обзор на тему: «Соответствие российского законодательства требованиям международной организации труда» / отв. ред. Л.А. Чиканова // Подготовлен для справ.-правовой системы «КонсультантПлюс», 2014. 51. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // Подготовлен для справ.-правовой системы «КонсультантПлюс», 2014. 52. Головина СЮ. К вопросу о необходимости принятия Основ трудового законодательства ЕврАзЭС // Трудовое право в России и за рубежом. №3.2010. С. 2-4. 53. Гумерова Э.Ф. Социальное партнерство в сфере труда: состояние и проблемы // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 24-26. 54. Долова А. 3. Трудовое право. 2008. № 11. С.81-90 55. Жарова Н.В. Состояние нормативной правовой базы по охране труда и основные направления ее совершенствования // Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2011. № 1. С. 9-13. 56. Жилин О. Правовое регулирование охраны труда: требуется перестройка // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2012. № 11. С. 56 - 57. 57. Зубкова А. Сушкина А. Модернизация системы управления охраной труда // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2012. № 7. С. 62-66. 58. Корякина Ю. С. Специальная оценка условий труда - практическое значение реформы // Сборник материалов Восьмой конференции Ассоциации «Юристы за трудовые права». М., 2015. С. 19-24. 59. Кульбовская Н.К. Государственное управление охраной труда // Трудовое право. № 6. 2006. С. 47-53. 60. Лушников A.M. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» и изменения в ТК РФ: достигнут ли баланс интересов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2014. № 4. С. 41-50. 61. Миронов В.И. Проблемы применения норм трудового права в условиях экономического кризиса // Трудовое право. 2009. № 6.9-41 62. Петров А.Я., Петров А.А. Социальное партнерство в сфере труда: отраслевое соглашение должно соответствовать ТК РФ // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 3. С. 13-17. 63. Селиванов А. Контроль за состоянием условий труда // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2012. № 6. С. 35-39. 64. Скачкова Г.С. Охрана труда и специальная оценка его условий // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. № 2. С. 27-31. 65. Хныкин Г.В. Локальные нормативные акты, посвященные охране труда//Законодательство. 2006. № 4. С. 35-42. 66. Хныкин Г.В. Правовые проблемы охраны труда // Законодательство. 2009.
Отрывок из работы

1.1 Охрана труда в системе трудового права России. Понятие и место норм ее организации. Анализ правовой природы организации охраны труда в России тесным образом связан с содержанием понятия охраны труда в целом. Это обстоятельство предопределяет необходимость хотя бы краткого изложения некоторых общих вопросов охраны труда. Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ). Установленное в ст. 209 ТК РФ[1] определение охраны труда представляется комплексным, что позволяет применять его в рамках естественных и гуманитарных наук. Разносторонний характер рассматриваемой категории предопределяет попытки к его уточнению и актуализации представителями отдельных областей знаний. При этом наука трудового права не является исключением. Так, по мнению В.Н. Скобелкина, термин «охрана труда» является не совсем точным, поскольку на практике охраняется не сам труд, а жизнь и здоровье рабочих».[2] Соблюдение требований охраны труда обеспечивает безопасность не только работников, но и других лиц, вовлеченных в трудовой процесс. Как справедливо отмечает Е.Н. Доброхотова, «нарушение требований труда зачастую причиняет (может причинить) вред не только другой стороне трудового 1.Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 декабря 2001 г. (в ред. от 30 декабря 2015 г. № 434-ФЗ) // С3 РФ. 2002. № 1. Ст. 3; С3 РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4280. 2. Скобелкин В.Н. Трудовые отношения внутри трудового коллектива // Советское государство и право. 1989. №6. С. 30. договора, но и иным участникам совместной производительной деятельности»[3], перечень которых приведен в ст. 227 ТК РФ. В частности, названная статья относит к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору: обучающихся или проходящих производственную практику, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду, членов производственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающих личное трудовое участие в их деятельности. Таким образом, термин «охрана труда» представляется подходящим для обобщения отношений, входящих в систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. При этом охрану труда, конечно, нельзя назвать исключительно правовой категорией. Этим термином, помимо прочего, обозначается круг социально-экономических, технических, санитарных, медицинских и других вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий на рабочих местах в разных, в связи с чем, при определении охраны труда в рамках понятийного аппарата ТК РФ следует отталкиваться от объективно существующих отношений. Таким образом, представляется обоснованным сохранение в ст. 209 ТК РФ универсального, межотраслевого определения охраны труда. Между тем, охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников, включает в себя не только мероприятия - действия. Представляется, что ее элементами, в частности, являются: технические средства, предотвращающие или уменьшающие воздействие на работников вредных производственных факторов; научные достижения по охране труда различных областей знаний; теоретические основы и практические меры безопасности жизнедеятельности, гигиены труда; средства и методики электробезопасности и пожарной безопасности на рабочих местах; 3.Трудовое право России: Учебник / Под ред. СП. Маврина, Е.Б. Хохлова (автор главы - Е.Н. Доброхотова). M., 2010. С. 556. законодательная и нормативно - техническая база для обеспечения безопасных условийиохранытруда работников и т.п. Таким образом, «охрана труда» в широком,общеотраслевом смысле - это система сохранения жизни и здоровья человека впроцессе трудовой деятельности. В юридической литературе охрана труда рассматривается как совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности [4]. Обходя стороной подробности становления и развития правового регулирования отношений по обеспечению безопасных условий и охраны труда, все же следует заметить, что необходимость такого правового регулирования отмечалась еще дореволюционными авторами. Так, И. X. Озеров, анализируя правовое положение рабочего класса, уже в 1901 году отмечал потребность общества в распространении фабричного законодательства на работников всех предприятий, независимо от их численности, с последующей обязанностью каждого работодателя нести ответственность за условия труда, в которых находятся его работники[5]. При этом вопрос об ответственности работодателя за увечья и смерть рабочих рассматривался в рамах цивилистических правовых исследований [6], а правовые нормы об охране труда были направлены не только на обеспечение безопасных условий труда, с точки зрения техники безопасности и производственной санитарии, но и на защиту работников от злоупотреблений работодателем своим экономическим превосходством и извлечения последним «всякой несправедливой прибыли» путем установления несоразмерно низкой оплаты труда, чрезмерно длительного рабочего дня и тяжелых физических нагрузок. Помимо защиты прав трудящегося населения, одной из приоритетных задач трудового законодательства являлось также обеспечение повышения эффективности производства и качества выпускаемой продукции. 4.Трудовое право России:Учебник/п.д.A.M. Куренного(автор главы-B.A. Чибисов). М., 2008. С.398 5.Озеров И.Х. Борьба общества и законодательства с дурными условиями труда. СПб., 1901. С. 3-4. 6.См.: Литвинов-Фалинский В.П. Ответственность предпринимателя за увечья и смерть рабочих по действующим в России законам. СПб., 1903. Борьба с приведенными выше злоупотреблениями способствовала утверждению в юридической литературе точки зрения, согласно которой основным социальным предназначением всей отрасли трудового права является обеспечение сохранения жизни и здоровья граждан в существующих экономических условиях. К примеру, в монографии, посвященной вопросам советского трудового права, С.А. Иванов обращает внимание на то, что трудовое право - «это право охраны труда, т.е. право, направленное на создание благоприятных условий труда и жизни трудящегося человека»[7]. Приведенная трактовка легла в основу так называемого широкого подхода к определению охраны труда в правовых науках, в свете которого вся совокупность норм трудового права является тождественной рассматриваемому понятию . В узком смысле охрана труда рассматривается в качестве правового института; одного из принципов трудового права; субъективного права работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Правовые нормы института охраны труда могут быть классифицированы на отдельные группы в зависимости от предмета регулирования. Наукой трудового права разработано большое множество различных классификаций норм внутри института охраны труда. Например, в определенный период развития этого института к нему относили нормы о рабочем времени и времени отдыха. Согласно классификации, предложенной В.М. Догадовым, к нормам, направленным на обеспечение охраны труда относятся: «1) постановления об ограничении рабочего дня и о времени отдыха, 2) правила промышленной санитарии и гигиены и техники безопасности (предупреждение несчастных случаев), и, кроме того, 3) положения, специально охраняющие организм наиболее слабых элементов рабочего класса - малолетних и женщин»[8] 7.Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: вопросы теории. М., 1978. С. 8.Догадов В.М. Очерки трудового права. СПб. 1997. С. 82. Организация охраны труда редко обозначается в качестве элемента классификации норм соответствующего института. Помимо правил и инструкций по охране труда, специальных правила охраны труда работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда группунорм, посвященных организации системы управления охраной труда, планированию и финансированию мероприятий по охраны труда. Организация охраны труда является одним из важнейших подинститутов охраны труда. Рассматриваемая категория объединяет задачи соответствующих органов публичной власти и работодателя, связанные с сохранением жизни и здоровья работников. Выполнение таких задач предполагает определение целей и политики, основ управления, контроля и сотрудничества органов публичной власти, работников и работодателей (в лице их представителей) в сфере охраны труда. Правовые нормы, посвященные организации охраны труда, сконцентрированы, главным образом, в одноименной главе 35 ТК РФ. Названная глава включает четыре статьи: «государственное управление охраной труда», «государственная экспертиза условий труда», «служба охраны труда в организации», «комитеты и комиссии по охране труда». Важность организации охраны труда чрезвычайно велика как для органов государственной власти, так и для работодателя. В условиях рыночной экономики государство осуществляет централизованную организацию охраны труда на всей территории РФ, создание и поддержание минимального уровня гарантий права работников на охрану труда. Одновременно с этим, работодатель проводит ряд мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда работников, среди которых: определение нормативной правовой базы по охране труда; выявление опасных и вредных производственных факторов и соответствующих им рисков; определение политики организации в области охраны труда; определение целей и задач в области охраны труда, установление приоритетов; разработка организационной схемы и программы для реализации политики, достижения целей, выполнения поставленных задач. В связи с этим организацию охраны труда следует рассматривать в широком и узком смысле. широком смысле организация охраны труда представляет собой совокупность правовых норм, направленных на централизованное управление охраной труда работников органами публичной власти. В узком смысле это система локальных нормативных актов, принимаемых работодателем в порядке, установленном действующим законодательством, направленных на управление охраной труда в организации. Организация охраны труда в широком смысле включает в себя нормы, определяющие и регулирующие: - государственную политику в области охраны труда; - государственное управление охраной труда; - методы оценки и повышения эффективности проводимых мероприятий по охране труда с использованием таких процессов, как государственная экспертиза условий труда, специальная оценка условий труда. В рассматриваемом - широком смысле, организация охраны труда происходит усмотрением органов государственной власти в пределах их компетенции на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Для целей организации охраны труда большое значение имеет разграничение общих норм права и локальных норм: «первые регулируют более широкий и значимый круг общественных отношений, вторые — более узкий, специфический для данного производственно-трудового коллектива круг общественных отношений» . Это связано с тем, что организация охраны труда работодателем требует: во-первых, создания слаженного механизма обеспечения безопасных условий и охраны труда; во-вторых, постоянного поддержания стабильного уровня информационной и инвентаризационной (обеспечение закупок и поддержание пригодности средств индивидуальной и коллективной защиты) подготовки работников в процессе труда. Г.В. Хныкин отмечает, что значительная часть норм законодательства об охране труда предполагает их развитие в локальных нормативных актах, таких как коллективный договор, соглашения по охране труда, инструкции по охране труда и др . Вследствие этого регулирование отношений в области охраны труда на уровне организации главным образом зависит от содержания локальных нормативных актов, принимаемых работодателем в порядке, установленном действующим законодательством. Помимо прочего, «вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений коллектива работников и профсоюзного органа организации»[9], что предопределяет необходимость развития положений об охране труда в коллективных договорах. В связи с этим в узком смысле организация охраны труда включает в себя локальные нормы, определяющие и регулирующие: 1)политику и цели работодателя в области охраны труда; управление профессиональными рисками; 2) внутренний контроль над соблюдением в организации требований охраны труда, предполагающий создание служб и комитетов по охране труда, проведение оценки условий труда на рабочих местах; 3) обеспечение информационной и инвентаризационной подготовки работников, организацию прохождения ими медицинских осмотров; 4)сотрудничество между работодателем,работниками по вопросам охраны труда. Итак, в качестве общих выводов следует отметить, что организация охраны труда является одним из важнейших подинститутов правового института охраны труда. Эта категория объединяет задачи соответствующих органов публичной власти и работодателя, связанные с сохранением жизни и здоровья работников. Выполнение таких задач предполагает определение целей и политики, основ управления, контроля и сотрудничества органов публичной власти, работников и работодателей в сфере охраны труда. 9.Хныкин Г.В. Локальные источники российского трудового права: теория и практика применения: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. С. 184 - 196. ТК РФ не содержит определение термина «организация охраны труда». Вследствие этого, предлагается рассматривать организацию охраны труда в широком и узком смыслах. В широком смысле организация охраны труда представляет собой совокупность правовых норм, направленных на централизованное управление охраной труда работников органами публичной власти. В узком смысле - это система локальных нормативных актов, принимаемых работодателем в порядке, установленном действующим законодательством, направленных на управление охраной труда в организации. Организация охраны труда осуществляется как органами публичной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, так и работодателем путем принятия локальных нормативных актов по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда работников, что предполагает выделение публично-правового и частноправового уровней нормативного регулирования организации охраны труда. 1.2. Правовые принципы организации охраны труда Традиционно принципы права классифицируются на основные и отраслевые принципы институтов. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений установлены в ст. 2 ТК РФ. Среди этих отраслевых принципов единственным, имеющим непосредственное отношение к охране труда, является принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Приведенный принцип сформулирован как право работника. В этой связи следует упомянуть о распространённости среди теоретиков трудового права мнения, что основные трудовые права и обязанности, по сути, и являются принципами трудового права . Действительно, направленность трудового законодательства на обеспечение защиты работника, как экономически более слабой стороны трудового правоотношения, предопределяет упоминание в формулировках принципов его основополагающих прав. Итак, в ст. 2 ТК РФ подробным образом обозначены принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Наукой трудового права разработан перечень таких принципов, включающий более двадцати положений. Однако, как представляется, вопросам охраны труда уделяется незаслуженно мало внимания. Одновременно с этим в число основных направлений государственной политики в области охраны труда, перечисленных в ст. 210 ТК РФ, входит обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Представляется, что по следующим причинам такое положение следует рассматривать не только в качестве направления государственной политики, но и в качестве одного из важнейших принципов отрасли трудового права. Во-первых, принимая во внимание особенности исторического формирования и развития института охраны труда, уже обозначенные в первом параграфе первой главы настоящего исследования, можно заключить, что обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам их трудовой деятельности является одной из первоочередных задач трудового законодательства в целом. Во-вторых, это направление государственной политики, в отличие от других, перечисленных в ст. 210 ТК РФ, не относится к отдельным вопросам охраны труда, но является ориентиром, исходным началом для всего одноименного института. В-третьих, в других институтах трудового права содержатся нормы, также основанные на приоритете сохранения жизни и здоровья работников. Например, с работником, нарушившим требования охраны труда, что повлекло за собой несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу либо такое нарушение заведомо создавало реальную угрозу наступления этих событий, допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя (пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Согласно ст. 379 ТК РФ, в целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением определенных законом случаев. В рамках нормирования труда следует отметить обязанность работодателя по обеспечению нормальных условий труда для выполнения норм выработки, к которым относятся: надлежащее качество материалов, инструментов и проч.; исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования (ст. 163 ТК РФ). В-четвертых, современная система рыночной экономики содержит в себе ряд недостатков, предопределяющих необходимость императивного вмешательства государства в некоторые общественные отношения, к которым, несомненно, относятся отношения в сфере обеспечения безопасных условий и охраны труда работников. Так, свободное предпринимательство имеет главной целью извлечение и преумножение дохода, поэтому при погоне за прибылью велик соблазн пренебрежения требованиями охраны труда. В связи с этим, многократно возрастает значение принципа обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам их трудовой деятельности, как для действующего законодательства, так и для науки трудового права. В-пятых, вызывает недоумение, почему обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников упоминается в ТК РФ лишь в связи с направлениями государственной политики. Следует заметить, что такое обеспечение, главным образом, должно вменяться в обязанности работодателя, поскольку именно он может способствовать его реализации на практике. Таким образом, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является отправной точкой, как для осуществления государственной политики охраны труда, так и для организации охраны труда работодателем. Вместе с тем, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является одним из важнейших принципов для принятия решений социальными партнерами. Так, представляется, что согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений не может обходить стороной необходимость обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья первых по сравнению с результатами их трудовой деятельности. В-шестых, как уже было отмечено, среди принципов трудового права единственным, имеющим отношение к институту охраны труда, является принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и неработающих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Этот принцип сформулирован как право работника и состоит главным образом в необходимости установления и поддержания справедливых условий труда на каждом рабочем месте. Такой принцип содержит основные идеи, объединяющие нормы об охране труда, о рабочем времени, времени отдыха. При этом следует обратить внимание на то, что условия труда, согласно этому принципу, должны соответствовать только требованиям безопасности и гигиены, но не требованиям охраны труда в целом. Это обстоятельство сужает сферу распространения рассматриваемого принципа. Необходимость обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников преследует иную цель, нежели рассматриваемый принцип трудового права, содержащийся в ст. 2 ТК РФ, а именно: подчеркнуть первостепенное значение жизни и здоровья работника в условиях современной рыночной экономики. Так, далеко не всякий труд осуществляется в безопасных условиях.[10] Самый яркий пример - работа во вредных и опасных условиях труда. Воздействие вредных производственных факторов на здоровье работника порой бывает попросту неизбежным даже при соблюдении установленных требований безопасности труда при выполнении отдельных работ. В-седьмых, приоритет сохранения жизни и здоровья устанавливается «по отношению к результатам производственной деятельности работников».[11] Однако подробный анализ судебной практики и соответствующих разъяснений Роспотребнадзора, позволил выявить иную тенденцию. Так, зачастую, в своей правоприменительной практике названные органы относят нарушения работодателя при организации проведения медицинских осмотров (освидетельствований) работников к предмету законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но не к трудовому законодательству, делая упор на усиление ответственности работодателя в области обеспечения безопасности продукции.Приведенное обстоятельство позволяет сделать вывод об актуальности и своевременности обособления категории «обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников» в качестве принципа трудового права. 10 Международная организация труда: Отраслевая программа действий «Безопасность и охрана труда в чёрной металлургии и сталелитейной промышленности. Женева, 2005. С. 13. 11 Киселев И.Я. Лушников M.B. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник / Под ред. M.B. Лушниковой. М, 2008. С. 224. Таким образом, рассматриваемое направление государственной политики содержит в себе один из важнейших принципов трудового права в целом, который, несомненно, заслуживает упоминания в ст. 2 ТК РФ. Законодательство об охране труда носит ярко выраженный императивный характер. Как представляется, это обстоятельство повлияло на то, что в теории трудового права основные направления государственной политики в области охраны труда (ст. 210 ТК РФ) зачастую рассматриваются в качестве принципов охраны труда в целом, или организации охраны труда - в частности46. Например, к принципам правового регулирования охраны труда относят «государственное управление деятельностью по охране труда включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда» (абз.4 ч. 1 ст. 210 ТК РФ)7. Между тем, соответствующие органы государственного управления приводят в исполнение большую часть обозначенных в ст. 210 ТК РФ направлений. В итоге, отнесение государственного управления охраной труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства, к числу принципов охраны труда приводит к отождествлению последних с определенными видами деятельности исполнительно-распорядительных органов государственной власти. Аналогичный подход можно применить в рассмотрении такого направления государственной политики в области охраны труда как «принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда». Сама по себе разработка нормативного правового акта в исследуемой области не может являться принципом охраны труда, равно как и его принятие. Представляется, что регулирование общественных отношений с помощью норм права является отличительной чертой, позволяющей разграничить виды государственной власти в рамках конституционного принципа разделения властей, но собственно принципом права такое регулирование быть не может. В число отраслевых принципов также включают расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний48. Названная категория объединяет группу норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с наступлением несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Представляется, что она также не может быть названа принципом права, поскольку само по себе расследование таких случаев не содержит руководящих начал для института охраны труда. Представляется бесспорным, что «выраженные в нормах основные принципы трудового права не могут рассматриваться как обычные нормы (правила поведения). Эти нормы (правила поведения) основываются на принципах, не могут им противоречить, поскольку отраслевой уровень принципов трудового права выражает, конкретизируя и дополняя гарантиями, общеправовые, межотраслевые и п
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 92 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg