Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Банк России – финансовый мегарегулятор

irina_krutaya 480 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
Целью данной курсовой работы является исследование деятельности Банка России в качестве финансового мегарегулятора. Для достижения цели автор ставит перед собой следующие задачи: 1) определить понятие и модели государственных финансовых регуляторов; 2) перечислить функции Банка России как финансового мегарегулятора; 3) подвергнуть анализу деятельность Банка России в качестве финансового мегарегулятора банковской системы, участника рынка ценных бумаг и прочих некредитных организаций, 4) Обозначить направления и проблемы развития деятельности ЦБ как мегарегулятора. Объект исследования: финансовый рынок РФ. Предмет исследования: функционирование Банка России в качестве финансового мегарегулятора. При подготовке к курсовой работе использовались научные труды, учебники, монографии, материалы с официального сайта Центрального Банка и Всемирного Банка, нормативно-правовые акты, регулирующие финансовые рынки, а также материалы профессиональных периодических изданий и научных конференций.
Введение

Финансовый рынок является важнейшей составной частью современной экономической системы. Он обеспечивает соединение отношений спроса и предложения на финансовые инструменты и способствующие этому действия участников таких отношений. Функционирование финансового рынка приводит к аккумуляции необходимых фондов денежных средств и их перераспределению в наиболее перспективные и эффективные секторы и отрасли, без чего невозможны нормальная работа и дальнейшее развитие экономики. Финансовый рынок чрезвычайно важен для современной экономики как в национальном, так и глобальном масштабе. Для государства он является и объектом регулирования, и механизмом, с помощью которого происходит управление экономикой. Обязанностью государства является создание условий для обеспечения конкурентоспособности финансовых институтов, которые, вследствие глобализации, не могут замыкаться в границах национальных юрисдикций и, таким образом, избегать международной конкуренции. В связи с этим трудно переоценить деятельность, связанную с рациональной организацией, и соответствующим регулированием финансового рынка, что и определяет актуальность темы данной курсовой работы. История регулирования финансового рынка современной России очень непродолжительна, но весьма насыщенна. Рыночные реформы в нашей стране обусловили переход регулирующих функций от Министерства финансов РФ к созданной в 1993 г. Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте России. На смену ей в 1996 г. пришла Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ РФ). Менее чем через десятилетие, в 2004 г., она была преобразована в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР РФ). В 2013 г. эта организация была упразднена, а ее функции перешли к Службе Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). Но и этот орган прекратил свое существование уже в марте 2014 г., а Банк России окончательно превратился в мегарегулятора финансового рынка страны.
Содержание

Введение 3 1. Теоретические и правовые аспекты деятельности Банка России 5 1.1. Понятие и модели государственных финансовых регуляторов 5 1.2. Международный опыт мегарегулирования финансовых рынков 11 1.3. Функции Банка России как финансового мегарегулятора 15 2. Анализ деятельности Банка России в качестве финансового мегарегулятора 22 2.1. Банк России как регулятор банковской системы 22 2.2. Банк России как регулятор участников рынка ценных бумаг 25 2.3. Банк России как регулятор прочих небанковских финансовых организаций 26 2.4. Проблемы и направления развития деятельности ЦБ как финансового мегарегулятора 31 Заключение 36 Список использованной литературы 38
Список литературы

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2017) 2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». 3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». 4. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (действующая редакция, 2017) 5. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ (действующая редакция, 2018) 6. Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.1998 N 75-ФЗ (действующая редакция, 2018) 7. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 03.07.2016) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2017) 8. Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 02.07.2010 N 151-ФЗ (действующая редакция, 2018) 9. Указание Банка России от 24.06.2017 № 3690-У «О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности микрофинансовой организации» 10. Указание Банка России от 24.06.2017 № 3689-У «О временной администрации микрофинансовой организации» 11. Положение Банка России от 10.12.2017 № 517-П «О порядке осуществления временной администрацией микрофинансовой организации контроля за деятельностью ликвидационной комиссии (ликвидатора) в случае принятия решения о ликвидации микрофинансовой организации в период деятельности временной администрации». 12. Положение Банка России от 27.07.2017 №481-П «О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг». 13. Абрамов А., Радыгин А., Чернова М. Регулирование финансовых рынков: модели, эволюция, эффективность // Вопросы экономики, 2014, №02. М.: Издательство НП «Редакция журнала «Вопросы экономики»»,2014. – 160 с. С.33-49. 14. Гузнов А.Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации. Автореф. дисс. на соискание ученой степени д.ю.н. Москва, МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2016 г. – 48 с. 15. Дорошенко М. Е., Березин И. С. Мегарегулирование в России на фоне финансового кризиса: первые уроки // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2018. — № 4. — С. 30–51. 16. Евстратенко Н. Н. Интеграция финансового регулирования: мировой опыт / Н. Н. Евстратенко, А. В. Турбанов // Деньги и кредит. - 2013. - № 10. - С. 8-13. 17. Концептуальные основы создания и функционирования мегарегулятора финансового рынка в России (научно-исследовательская работа под руководством А.В. Турбанова) (соавторы - Евстратенко Н.Н., Иванов О.М., Микитасов О.И, Юденков Ю.Н.) // Межкафедральная лаборатория финансово-экономических исследований Факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при Президенте РФ. – 2013. 18. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. – 12-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. 19. Хандруев А. А. Интегрированный финансовый регулятор – российская модель в контексте мировой практики //Деньги и кредит. – 2013 20. Российская экономика в 2015 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 37) / [В. Мау и др.; под ред. Синельникова-Мурылева С.Г. (гл. ред.), Радыгина А.Д.]; Ин-т экономической политики им. Е.Т. Гайдара. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. 21. Financial Stability Board. Increasing the Intensity and Effectiveness of SIFI Supervision. Progress Report to the G20 Ministers and Governors.1 November 2012. 22. Martin Cihak. Are More Integrated Prudential Supervision Agencies Characterized by Better Regulation and Supervision? IMF. 2017. Р. 13. 23. Melecky M. and Podpiera A. Institutional structures of financial sector supervision, their drivers and emerging benchmark models, MPRA, Paper№ 37059, March, 2012, p. 27-29. 24. The Structure of Financial Supervision: Approaches and Challenges in a Global Marketplace, Group of Thirty, Washington, DC, 2008, с. 34. 25. Годовой отчёт Банка России за 2015 год. URL: https://www.cbr.ru/publ/God/ar_2015.pdf 26. Годовой отчёт Банка России в 2016 году. URL: https://www.cbr.ru/publ/God/ar_2016.pdf 27. Годовой отчёт Банка России в 2017 году. URL: https://www.cbr.ru/publ/God/ar_2017.pdf 28. http://www.cbr.ru – Сайт Центрального Банка Российской Федерации. http://www.imf.org – Официальный сайт МВФ.
Отрывок из работы

1.1. Понятие и модели государственных финансовых регуляторов Финансовый рынок – это совокупность экономико-правовых отношений, возникающих между различными субъектами, которые используют денежные средства в качестве средства накопления, платежа, кредита (займа), а также совершают сделки с ценными бумагами, производными и иными финансовыми инструментами, предоставляют (получают) финансовые услуги. Элементами финансового рынка являются отношения по предоставлению услуг инфраструктуры финансового рынка, позволяющего обеспечить оборот финансовых инструментов (переводы денежных средств, ценных бумаг и проч.). Финансовое регулирование включает пруденциальный надзор (prudential supervision) и надзор за предпринимательской деятельностью (business conduct supervision). Пруденциальный надзор призван обеспечить надежность и устойчивость финансовых институтов, уменьшить системные риски. Кроме того, по мнению экспертов Всемирного банка (World Bank, 2012. P. 47) , он направлен на преодоление асимметрии информации. Надзор за предпринимательской активностью, или регулирование, поддерживает функционирование конкурентных рынков и защищает права потребителей финансовых услуг. Финансовое регулирование должно устанавливать баланс между разными задачами, которые решают пруденциальный надзор и регулирование. Чрезмерное усиление пруденциального надзора может подорвать конкуренцию; наоборот, дерегулирование нередко ослабляет устойчивость финансовых организаций. Как отмечается многими авторами, финансовое регулирование должно обеспечивать достижение ряда целей, которые включают надежность и устойчивость финансовых институтов; минимизацию системного риска; эффективные и конкурентные финансовые рынки; защиту потребителей и инвесторов . Эти широкие цели, являющиеся важными для поддержания стабильности финансовой системы, в то же время не учитывают один значимый фактор, а именно необходимость минимизации регуляторной нагрузки, ложащейся на плечи регулируемых финансовых институтов. Эффективное финансовое регулирование должно способствовать устойчивому и обоснованному с точки зрения принятия рисков поведению финансовых институтов. Регулирование и надзор, сфокусированные на состоятельности и платежеспособности финансовых институтов, а также защите средств и имущественных интересов клиентов, чрезвычайно важны для нормального функционирования финансовой системы. Традиционно банки и страховые компании регулируются посредством сочетания устанавливаемых регуляторных требований и осуществления пруденциального надзора. В этом смысле устойчивость институтов, поддержание на достаточном уровне их капитала считается наиболее важной задачей регуляторов. В то же время регулирование деятельности фирм, работающих на рынке ценных бумаг, как правило, больше ориентируется на установление требований, ориентированных на защиту прав потребителей и практику ведения бизнеса. С точки зрения обеспечения устойчивости финансовых институтов и соблюдения ими пруденциальных требований финансовое регулирование является комбинацией устанавливаемых норм и правил, а также мер, направленных на оценку деятельности и финансового состояния институтов и стимулирование их к соблюдению положений регулятивных актов. Важнейшей задачей финансового регулирования и надзора является осуществление мониторинга состояния и развития финансовой системы в целом и осуществление действий, направленных на минимизацию системного риска. Во многих странах эта задача законодательно закреплена за конкретным финансовым регулятором, нередко – центральным банком. Действительно, финансовые системы не могут эффективно функционировать без доверия к финансовым рынкам и финансовым институтам. Одновременно стабильность финансовой системы в значительной степени зависит от устойчивости конкретных рынков или крупных игроков. Именно этим во многом объясняется одна из ведущих тенденций последнего времени, когда усилия многих международных организаций и национальных правительств все в большей степени фокусируются на регулировании и надзоре за системно значимыми финансовыми институтами, включая элементы инфраструктуры финансового рынка . Эффективные рынки характеризуются эффективным ценообразованием, которое во многом определяется качеством и соблюдением правил, по которым рынки работают. Правила касаются доступности информации о ценах обращающихся инструментов, запрета на инсайдерские сделки, защиты конкуренции и пр. Система регулирования должна обеспечивать раскрытие участниками рынка ключевой информации, позволяющей инвесторам принимать оптимальные решения. Одной из задач финансового регулирования является защита потребителей финансовых услуг и инвесторов посредством установления правил ведения бизнеса. Это особенно актуально для ситуаций, когда требования к раскрытию информации не обеспечивают полной информированности инвесторов или иных клиентов финансовых институтов о рисках, которые они на себя принимают, приобретая тот или иной финансовый продукт или вступая в деловые отношения с тем или иным финансовым институтом. Особенную важность приобретает так называемое регулирование ведения бизнеса (business conduct regulation), в большей мере сфокусированное на установлении правил, способствующих повышению доверия к финансовой системе или ее отдельным элементам, таких как транспарентность, раскрытие информации и защита инвесторов. Именно по этой причине такой тип финансового регулирования получил значительное распространение в области регулирования рынков ценных бумаг, на которых потребители покупают инструменты с риском для себя, часто недостаточно или даже неправильно оцененным. Не существует единого подхода к построению системы регулирования финансового сектора. Каждая страна подходит к этому вопросу, исходя из сложившейся структуры отрасли финансовых услуг, приоритетов развития экономики и, соответственно, финансового сектора, а также исторических традиций, влияющих на принятие политических решений. Тем не менее, в современной литературе по данной тематике принято выделять четыре подхода построения системы финансового регулирования : • Институциональный подход; • Функциональный подход; • Интегрированный подход; • Подход, именуемый «Twin Peaks». Очевидно, что оптимальной модели организации регулирования и надзора не существует. По уровню интеграции Всемирный банк разделяет системы пруденциального надзора на шесть категорий, а регулирования – на пять (табл. 1.1.). По мере возрастания степени интеграции надзора и регулирования порядковый номер соответствующих моделей повышается. На самом деле трудно назвать страну, где тот или иной подход применяется в чистом виде. На практике обычно происходит определенное смешение разных подходов, и нельзя сказать, что существует оптимальная модель, которая подходила бы всем странам. Таблица 1.1. Классификация стран по степени интеграции регулирования и надзора Примечания. Данная классификация не включает регулирование и надзор над пенсионными фондами и планами. а) Предполагается, что отсутствует орган, уполномоченный осуществлять регулирование, включая обеспечение конкуренции и защиту прав потребителей, прежде всего в банковском секторе. При этом определенными регулирующими функциями могут быть наделены ведомства в сфере фондовых рынков и страховой деятельности. б) Фрагментарное регулирование рынка, когда в стране создана организация, наделенная функциями защиты прав потребителей финансовых услуг, включая клиентов банков. в) Для разных видов финансовой деятельности назначен «свой» орган пруденциального надзора, который одновременно уполномочен осуществлять регулирование. Источник: Абрамов А., Радыгин А., Чернова М. Регулирование финансовых рынков: модели, эволюция, эффективность // Вопросы экономики, 2014, №02. М.: Издательство НП «Редакция журнала «Вопросы экономики»»,2014. – 160 с. С.33-49. Одной из классических форм организации финансового регулирования является система регулирования и надзора, основанная на применении институционального подхода. В этом случае регуляторы осуществляют свои функции в отношении юридических лиц, имеющих определенный правовой или институциональный статус, причем их функции могут включать и пруденциальное регулирование и регулирование ведения бизнеса. При данном подходе статус юридического лица обычно определяется видом разрешенной деятельности, устанавливаемым соответствующей лицензией (на осуществление банковской, страховой деятельности, управление независимым пенсионным фондом, брокера-дилера и пр.). Другим вариантом архитектуры финансового регулирования является функциональный подход, при котором регулирование и надзор осуществляются исходя из того, каким бизнесом занимается фирма – вне зависимости от ее правового или институционального статуса. То есть, каждый тип деятельности может иметь своего функционального регулятора. Например, при таком подходе деятельность банка, работающего на фондовом рынке, будет поднадзорна и банковскому регулятору, и регулятору рынка ценных бумаг. Функциональный регулятор также может сочетать пруденциальное регулирование и регулирование ведения бизнеса. Проблемы, которые могут возникать при применении функционального подхода, заключаются в том, что необходимо четкое разграничение видов деятельности, поднадзорных каждому регулятору. Значительное число стран использует интегрированный подход (его иногда называют гибридным), при котором создается единый регулирующий и/или надзорный орган, отвечающий за регулирование (как пруденциальное, так и ведения бизнеса) нескольких или всех секторов финансового рынка. Данный подход получил значительное распространение в мире в последние десятилетия, и он лежит в основе планов реформирования системы финансового регулирования, реализуемых в России. Основные преимущества и недостатки такого подхода приведены в таблице 1.2. Таблица 1.2. Интегрированный регулятор в финансовом секторе: за и против «За» «Против» Осуществление надзора за финансовыми конгломератами на консолидированной основе; Потери в эффективности надзора в переходный период Благодаря мониторингу всей финансовой системы быстрее выявляются угрозы системных рисков Игнорирование специфики отдельных секторов финансового посредничества Позволяет снизить возможности регулятивного арбитража Бюрократизация принятия решений и «запаздывание обратной связи» Оптимизация расходов на осуществление надзорных процессов Экономия на издержках может оказаться не такой уж заметной. Наконец, еще один вариант построения системы регулирования финансового сектора, получивший распространение в последние годы, – это подход, который именуется в международной литературе «Twin Peaks». Он характеризуется разделением регулирования исходя из задач регулирующих органов – один из них отвечает за осуществление пруденциального регулирования и надзора, другой – за регулирование ведения бизнеса. Еще одной отличительной чертой данного подхода является то, что он предполагает передачу регулирования розничного бизнеса органу, отвечающему за регулирование ведения бизнеса . 1.2. Международный опыт мегарегулирования финансовых рынков К настоящему времени в мире накоплен богатый опыт применения различных кросс-секторальных моделей в организации надзора и регулирования на рынке финансовых услуг, хотя поначалу они рассматривались большинством специалистов и экспертов не иначе как «исключения из правил». Однако либерализация движения капиталов, бурный рост финансовых инноваций и снятие барьеров для универсализации банковской деятельности ведут к тому, что границы между традиционными видами финансового посредничества (банковским делом, страховым бизнесом и инвестиционными операциями) становились все более размытыми. Контроль рисков, связанных с деятельностью финансовых конгломератов и системообразующих банков, теперь требовал координации действий регуляторов. Именно потребность в осуществлении надзора на консолидированной основе в значительной мере обусловила тот факт, что выбор в пользу интегрированного регулятора начали делать крупные страны со зрелыми финансовыми рынками. Как отмечает А. А. Хандруев, мотивы создания института единого финансового регулятора первоначально были вызваны желанием оптимизации расходов на реализацию надзорных полномочий. Этот мотив был характерен для небольших стран. На последующих этапах доминирующим мотивом стало осуществления надзора за финансовыми конгломератами на консолидированной основе. В настоящее время основным мотивом становится снижение угрозы системных рисков, минимизация риска недобросовестного поведения (moral hazard).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Банковское дело, 43 страницы
516 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 22 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Банковское дело, 29 страниц
348 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg