Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, НАЛОГИ

Налоговые риски в ТЭК: понятие, характеристика.Способы предотвращения.

irina_krutaya 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
Изучая управление рисками в нефтегазовом комплексе и роли государства в этом процессе, невозможно обойти вниманием политические проблемы. Под проблемой политических рисков понимается не только государственная политика в сфере ТЭК, но также риски крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), осуществляющих управление активами ТЭК, риски слияний и поглощений в отрасли, внешнеполитические риски, которые несут российские компании и иностранные инвесторы. В частности, Россия несет достаточно серьезные политические риски на европейском и азиатском направлении поставок нефти из-за создания образа непредсказуемой сложной державы, которая неспособна обеспечить добычу нефти в нужных объемах для сохранения и выполнения тех экспортных контрактов, которое заявляются. Налоговые риски должны быть своевременно и правильно определены, оценены и минимизированы. А процесс налогового планирования должен обеспечивать налоговую безопасность хозяйствующего субъекта. Налоговое планирование – важнейшая составная часть финансового планирования предприятия в рыночных условиях. Эффективное налоговое планирование уменьшает налоговые риски благодаря устранению факторов их обеспечивающих. Реагируя на происходящие в мире перемены, большинство корпораций считает эффективное управление налоговыми рисками одной из своих первоочередных задач. Изменяются традиционные приоритеты налоговых подразделений. Теперь эти подразделения становятся частью общего подхода компании к управлению рисками. Управление налоговыми рисками приобретает для компаний столь важное значение, что ему уделяется все большее внимание в оценке эффективности деятельности директоров по налогообложению по сравнению с традиционными параметрами. Сегодня налоговая безопасность является комплексным направлением предприятия и имеет экономические, организационные и правовые аспекты. Большой масштаб хозяйственных операций, когда величина неверно отраженной операции приобретает для организации-налогоплательщика более неблагоприятные последствия, нежели аналогичная операция меньшего объема, влечет за собой увеличение налоговых рисков. В связи с неоспоримой важностью такого аспекта как налоговое планирование на предприятиях отрасли ТЭК рассмотрим более подробно природу налоговых рисков, а также способы их снижения с минимальными потерями для российских компаний.
Введение

Эффективное использование энергетического потенциала является необходимой основой подъема российской экономики и уровня жизни в стране, ускорения интеграции России в мировое сообщество, отстаивания ее национальных интересов. Именно поэтому устойчивая и надежная работа ТЭК -главное условие обеспечения экономической безопасности страны. ТЭК является важнейшим сектором экономики России, обеспечивающим жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства страны и покрывающим бытовые потребности населения. Экспорт продукции ТЭК (нефть, нефтепродукты, газ) является стабильным источником валютных ресурсов, доля которых в общем экспорте России колеблется от 45 до 50 %, удельный вес налоговых поступлений от предприятий комплекса в государственный бюджет превышает 40 %. В течение прошедшего десятилетия ТЭК в основном обеспечивал потребности страны в топливе и энергии, сохранив тем самым энергетическую независимость России. В настоящее время преодолена тенденция спада и начался рост добычи газа, нефти и угля, производства электроэнергии, объема и глубины переработки нефти. Производственные структуры ТЭК в результате проведенных структурных преобразований, либерализации и приватизации в значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. В результате проведенных работ по реструктуризации угольной промышленности - изменение структуры активов и затрат компаний, объявивших себя банкротами или осуществляющих установленную законом процедуру выхода из такого состояния, либо компаний, пытающихся повысить цену своих акций - повысилась ее экономическая эффективность, ликвидируются убыточные неперспективные предприятия. Начались реформы электроэнергетики и жилищно-коммунальной сферы. Сформированы основы регулирования хозяйственных отношений в энергетическом секторе экономики, включая вопросы недропользования, налогообложения и ценообразования. В современной практике ТЭК является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая около 1/4 производства валового внутреннего продукта, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений. Из сказанного следует, что место ТЭК в экономической и общественной жизни России определяется тремя основными факторами. Важнейшим из них является энергообеспечение народного хозяйства и населения. Второй и третий - валютные и налоговые поступления - также играют важную роль, позволяя смягчать наиболее острые ситуации в ходе трансформационного кризиса. Вместе с тем функционирование ТЭК имеет и другую сторону. Будучи капиталоемким сектором экономики, ТЭК забирает из общего объема накопления значительные средства, тем самым ограничивая деловую активность в ряде отраслей обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, что сдерживает экономический рост, негативно отражается на конкурентоспособности на мировом рынке. Одним из важнейших механизмов распределения риска между государством и компанией-оператором, разрабатывающей крупнейшие месторождения нефти и газа, является соглашение о разделе продукции (СРП). Стимулирующая роль СРП обусловлена, прежде всего, снижением налоговой нагрузки на проекты, что компенсируется увеличением дохода государства за счет расширения объемов производства. У СРП есть ряд ключевых преимуществ, которые минимизируют риск работы на крупнейших месторождениях. Это стабильная предсказуемая инвестиционная среда, которая позволяет инвестору извлекать разумные прибыли. В рамках СРП можно достичь практически любого приемлемого уровня налоговых изъятий для государства и оператора. Адресность, точечность применения этого режима позволяют разрабатывать месторождения, которые при обычном национальном режиме налогообложения не будут вовлечены в оборот.
Содержание

Введение. 3 Понятие, классификация, методы оценки налоговых рисков. 6 Налоговые риски в отрасли ТЭК. 13 Заключение. 23 Список источников: 24
Список литературы

1. Е.В. Броило "Стратегия учета экономических рисков корпоративных предприятий" Финансовый менеджмент 2. С.А Руденко "Проблемы управления налоговыми рисками". 3. Игорь Теущаков, директор ЗАО "Ассоциация "Налоги России". 4. Бондарчук Н.В. Финансовый анализ для целей налогового консультирования 5. Налоговый Кодекс Российской Федерации 6. http://www.consultant.ru
Отрывок из работы

Понятие, классификация, методы оценки налоговых рисков. Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопряжена с многочисленными финансовыми рисками. Риск составляет объективно неизбежный элемент принятия любого управленческого решения в силу того, что неопределенность - неизбежная характеристика условий хозяйствования. При этом эффективными и обоснованными являются только те управленческие решения, которые сопряжены с допустимым уровнем риска, определяемым по каждой трансакции индивидуально, исключающим потери катастрофического для коммерческой организации характера. К настоящему времени в экономической теории стала осознаваться проблема недостаточной систематизации и интеграции понятийного и классификационного аппаратов теории финансовых рисков. Несмотря на довольно быстрое развитие теории управления рисками, она до сих пор содержит проблемные вопросы, вызванные отсутствием единого общепризнанного определения риска. Риск в экономике - это также опасность прямых материальных потерь или неполучения желаемого результата вследствие случайного изменения внешних и внутренних условий производства, а также неоптимальных управленческих решений. Характерные особенности риска - неопределенность, неожиданность, неуверенность, предположение, что успех придет. Налоговые риски не являются исключением. А с учетом известных тенденций последних лет вновь начинают быть наиболее существенными. Основная причина увеличения налоговых рисков связана с тем, что ранее разработанные схемы оптимизации налогообложения достаточно часто стали рассматриваться как незаконные. Наиболее характерный пример - трансфертное ценообразование. Часто встречающуюся схему реализации товара через торговый дом налоговые органы сегодня рассматривают как схему уклонения от уплаты налогов. Предприятия часто сами создают себе дополнительные налоговые риски, точно не просчитывая налоговые последствия принимаемых управленческих решений. Существуют достаточно высокие налоговые риски, связанные с толкованием действующего Налогового кодекса. Данные риски усугубляются постоянным изменением налогового законодательства, а также отсутствием судебной практики по ряду вопросов. Учитывая отсутствие института прецедентного права в России, наличие судебной практики само по себе не гарантирует, что риски исчезнут полностью. Формулируя понятие "налоговый риск", необходимо подразумевать, что налоговые риски относятся к категории спекулятивных рисков, поскольку их последствия могут проявляться не только в виде потерь, но и в виде позитивных результатов. Например, законодательное смягчение условий налогообложения влечет за собой сокращение налоговой нагрузки, увеличение прибыли и денежного потока. В этом случае применение схем налоговой оптимизации сопровождается риском некоторых потерь, но непосредственно нацелено на позитивный результат. Налоговые риски - это опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие определенных рискообразующих факторов. Налоговые риски представляется целесообразным рассматривать как разновидность финансовых, поскольку при налоговом планировании в результате применения тех или иных налоговых схем возникают риски финансовых потерь. Необходимо разграничивать понятие "налогового риска" для налогоплательщиков, налоговых агентов и других субъектов налоговых правоотношений, представляющих интересы государства. Причем для каждого из них он будет иметь различные формы проявления. Налоговые риски, которые могут быть оценены в денежном выражении, целесообразно относить к финансовым рискам, ввиду того, что деньги являются материальной основой финансовых отношений. Кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений. Нефинансовыми можно считать только налоговые риски, связанные с уголовной ответственностью. Уголовная ответственность не может быть законным образом оценена в денежном выражении, тогда как прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку. Налоговые риски рассматривают с двух позиций - организации и государства. Налоговый риск организации связан с возможными изменениями налоговой политики (появление новых налогов, ликвидация или сокращение налоговых льгот и т.п.), а также изменением величины налоговых ставок. Налоговый риск государства состоит в возможном сокращении поступлений в бюджет в результате изменения налоговой политики и/или величины налоговых ставок. В экономической литературе нет единства в определении понятия «налоговые риски». Налоговые риски классифицируют по отдельным налогам и по видам деятельности или операциям: • налоговые риски непризнания расходов для целей налогообложения прибыли; • налоговые риски, связанные с отказом в получении налогового вычета; • налоговые риски, связанные с признанием лиц взаимозависимыми в судебном порядке; • налоговые риски, связанные с незаконным использованием товарного знака; • налоговые риски при отсутствии ведения раздельного учета; • налоговые риски, связанные с неопределенностью налогового законодательства; • налоговые риски переквалификации заключенных налогоплательщиком договоров; • налоговые риски при определении цены сделки; • налоговые риски при оплате труда (выплаты в натуральной форме, оформление премий и выплат) по НДФЛ; • налоговые риски при использовании оффшорных компаний [1]; • налоговые риски при выявлении недобросовестности контрагента; • риск назначения выездной налоговой проверки; • налоговые риски при осуществлении лизинговых операций. Однако в рамках данной статьи налоговый риск рассматривается как вероятность пересчета налоговых обязательств по результатам проведенной налоговой проверки с учетом выявления налоговых схем. Другими словами, налоговый риск рассматривается как возникновение необоснованной налоговой выгоды, которая понимается как уменьшение размера налоговой обязанности, в частности вследствие уменьшения налоговой базы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на тот орган, который при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора должен представить в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Зачастую схемы налоговой оптимизации заключаются в делении бизнеса и переходе выделившихся субъектов на упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО), что формально соответствует действующему налоговому и гражданскому законодательству, однако целью которого является получение выгоды в виде разницы в налоговых обязательствах, возникающей при применении общей системы налогообложения и специальных режимов. Поиск решений проблем налогового, как и любого другого вида риска, может быть поставлен на профессиональную основу, т.е. риск может быть профессионально управляем. Управление налоговым риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий. Управление рисками представляет собой специфическую сферу экономической деятельности, требующую глубоких знаний в области налогового, гражданского, административного и уголовного права, анализа хозяйственной деятельности, методов оптимизации хозяйственных решений и многого другого. Основная задача предпринимателя в этой сфере - найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное для данного проекта сочетание риска и дохода, исходя из того, что чем прибыльнее проект, тем выше степень риска при его реализации. Основными принципами управления риском можно назвать следующие: 1) нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал; 2) необходимо думать о последствиях риска; 3) нельзя рисковать многим ради малого. Из этих принципов можно выделить основные приемы управления налоговым риском: избежание риска, снижение степени риска, принятие риска. Избежание риска означает отказ от реализации проекта, связанного с риском. Это решение принимается при случае несоответствия указанным выше принципам. Если, например, уровень возможных потерь выше уровня ожидаемой прибыли. Этот принцип позволяет полностью избежать неопределенности и возможных потерь и, вместе с тем, означает полный отказ от прибыли. Кроме того, отказ от одного вида риска может привести к возникновению других. Снижение степени риска предполагает сокращение вероятности и объема потерь. Принятие риска означает оставление всего или части риска за организацией, т.е. на его ответственности. В этом случае предприниматель принимает решение о покрытии возможных потерь собственными средствами. Однако любая компания должна точно оценить, сколько будет стоить качественное управление налоговыми рисками. Главное — понять, как компания планирует управлять рисками. Возможно, она будет использовать только те приемы, при которых риски не возникают. Либо фирма предпочтет перекладывать риски на других путем включения в контракты оговорок, не разрешенных у нас налоговым законодательством, но разрешенных Гражданским кодексом РФ, или требуя гарантий от своих контрагентов. Еще один вариант — использование налогового планирования, проведение одних видов сделок вместо других. При этом необходимо ответить на вопрос, какой ценой дается экономия. Но решение подобных вопросов вне компетенции бухгалтерии или налогового отдела. В России не еще ни одного совета директоров, который рассмотрел бы и утвердил стратегию налогового планирования предприятия. Однако топ-менеджеры, лично контролирующие налоговые риски, у нас уже не редкость. Сокрытие информации от налоговых органов, не является приемлемой практикой, поскольку риском быть пойманным управлять практически невозможно. Аудиторская практика во всем мире изменилась — если раньше итоговые риски для предприятия складывались как среднее между техническими рисками и риском обнаружения, то сейчас считается, что риск обнаружения равен 100%. В реальной жизни это, конечно, не так. Но для того чтобы предприятие оценило свой налоговый риск, оно должно представить, что скрываемую запись о сделке все же обнаружили, и оценить, сможет оно защитить свои позиции от налоговых органов или нет. В любом случае оптимизацию налоговых платежей следует отличать от уклонения от налогов.Законного способа ухода от налогов не существует. Уход от налогов связан с противоправными действиями. При этом способы уклонения при всем их многообразии делятся на криминальные и некриминальные. Некриминальные действия налогоплательщиков связаны с уклонением от налогов путем нарушения гражданско-правового и налогового законодательства: неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете, заключение фиктивных договоров, переформирование договоров и изменение их содержания после их исполнения, занижение стоимости ввозимых через таможню товаров, ошибки исполнителей при исчислении налоговых платежей. Криминальные действия связаны с нарушением норм налогового и уголовного права. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, размещены на официальном интернет-сайте ФНС России. Однако не все критерии, которые являются общедоступными, можно использовать в полной мере для субъектов, применяющих УСНО. Например, судить о несоответствии показателя налоговой нагрузки общеустановленному среднему уровню налоговой нагрузки по отрасли нельзя в силу того, что в описании критериев нет четкого обозначения, для каких субъектов предпринимательства данные значения показателя применимы. Самым важным является критерий неоднократного приближения к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, представляющих право налогоплательщикам применять специальные налоговые режимы. Следовательно, при оценке налоговых рисков необходимо производить расчет этого критерия для выявления риска назначения выездной налоговой проверки. Однако необходимо учитывать и другие ситуации, когда организация, применяющая УСНО, может быть включена в план выездных налоговых проверок. Например, ФНС России рекомендует проверять: 1) организации, выбравшие объект налогообложения «доходы за вычетом расходов», если расходы превысили 90% от доходов, или если в налоговой отчетности показываются убытки, или если размер налога почти равен 1% от доходов (размер налога приближен к размеру минимального налога); 2) организации, несвоевременно выполняющие требования налоговых органов о представлении документов; 3) организации, работающие в высокодоходных отраслях (туризм, торговля), у которых темп роста выручки меньше темпа роста потребительских цен; 4) организации, выписывающие счета-фактуры налогоплательщикам, работающим на общем режиме: если НДС не будет уплачен в бюджет, производится взыскание налоговыми органами недоимки по НДС и пеней за несвоевременную уплату налога, а также привлечение к ответственности за неуплату налога, предусмотренной ст. 122 НК РФ, и за неподачу налоговой декларации, предусмотренной ст. 119 НК РФ (хотя спорным остается вопрос о привлечении к ответственности за непредставление декларации по НДС организации, применяющей УСНО).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg