Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Теоретические, правовые и организационные аспекты управления транспортной системы территории

irina_krutaya 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
Объект исследования – государственное и муниципальное управление транспортным комплексом. Предмет исследования – основные подходы к управлению транспортным комплексом на примере г. Новоалтайска и Барнаульской агломерации. Цель работы – изучение системы муниципального управления транспортным комплексом и разработка предложений по его совершенствованию. Задачи исследования: ? охарактеризовать понятие и элементы транспортного комплекса в системе государственного и муниципального управления; ? определить правовые основы регулирования, структуру и формы управления транспортным комплексом в муниципальном образовании; ? рассмотреть отечественный и зарубежный опыт управления транспортным комплексом; ? проанализировать систему управления транспортным комплексом муниципального образования на примере городского округа город Барнаул Алтайского края; ? выявить основные проблемы и разработать направления совершенствования системы организации работы общественного транспорта на региональном и муниципальном уровнях. Хронологические рамки исследования определяются периодом с 2015 по 2017 годы. Теоретическую основу магистерской диссертации составили принципы и положения теории управления, социологии и экономики. При написании магистерской диссертации применялись методы анализа правовых актов и информационных материалов, исторический и статистический методы, а также метод анкетирования и опроса по исследуемой теме. Эмпирическую базу исследования составили данные органов власти Российской Федерации, документы органов власти Алтайского края, муниципальные правовые акты; данные, публикуемые в статьях периодической печати, сети Интернет и информация органов местного самоуправления г. Барнаула и г.Новоалтайска. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на подпункты, заключения, списка источников и литературы, и 1 приложения.
Введение

Повышение качества жизни населения – приоритетная задача социально-экономического развития страны в целом и ее структурных образований (регионов, городов, поселков т.п.). Удовлетворение потребностей населения необходимыми для жизнеобеспечения, безопасности духовного и физического развития услугами носит местный характер. Современный город – сложная система, объединяющая множество самостоятельных субъектов со своими специфическими экономическими и социальными интересами, правами, ресурсами – отдельных граждан, их групп, предприятий, организаций. Кроме специфических интересов каждого субъекта на территории города возникают интересы общественные, обусловленные общими потребностями всего городского сообщества, удовлетворение которых требует определенных общественных ресурсов. Таким образом, город представляет собой смешанную экономическую систему, включающую два важнейших сектора – частный и общественный. В экономической литературе общественный сектор представляется как государственный и муниципальный секторы, представляющие собой систему государственных и муниципальных финансов, предприятий, других ресурсов, однако отметим, что его понятие несколько шире – так, в него входят бесприбыльные предприятия общественных организаций, коллективные предприятия, общественные н религиозные организации, предоставляющие различного рода услуги, связанные главным образом с социальным обеспечением населения. Поэтому данные организации целесообразно объединить термином – некоммерческие организации (некоммерческие общественные организации, выполняющие функции как государственного, так и частного сектора с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов). Одним из важнейших элементов общественного сектора экономики города выступает транспортный комплекс, который призван обеспечивать ежедневные передвижения жителей на работу и обратно, все культурно-бытовые поездки, а также перевозку грузов предприятий и организаций, т.е. обеспечивать нормальное функционирование городского хозяйства. При этом наибольшее значение для жизнедеятельности города имеют массовые виды городского пассажирского транспорта, роль которых в современном городе сводится к предоставлению удобств и снижению затрат времени на передвижение. Органы местного самоуправления несут ответственность за развитие и функционирование пассажирского транспорта. В связи с этим акцентируем внимание именно на развитии муниципального управления предприятиями общественного сектора в части предоставления транспортных услуг населению в городе.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………..3 1 теоретические, правовые и организационные аспекты управления транспортной системы территории.................……6 1.1 Понятие и элементы транспортной системы в государственном и муниципальном управлении...........……..........……..........………………………6 1.2 Правовые и организационные основы управления транспортной системой в муниципальном образовании..…………………………………………………11 1.3 Отечественный и зарубежный опыт управления транспортным комплексом..…………………………………………………………………….....21 2 АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ( НА ПРИМЕРЕ Г. Барнаул)..….31 2.1 Краткая характеристика муниципального образования – «город Барнаул» и структуры муниципальных органов….………………………………………….31 2.2 Анализ полномочий органов местного самоуправления г. Барнаула в системе управления общественным транспортом в городском округе..……...34 2.3 Новые направления развития транспортной системы г. Барнаула.……….36 3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. Барнаула..…………………………………………44 3.1 Оценка системы управления транспортным комплексом городского округа г. Барнаула и проблемы в данной отрасли……………………………………....44 3.2 Пути совершенствования управления городским общественным транспортом..……………………………………………………………………...51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………….58 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..…………………..……….……..60 ПРИЛОЖЕНИЕ 1...…………………………………………...…………………..68
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// СЗ РФ. – 2014. – № 9. – Ст. 851. 2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003№131 – ФЗ (в ред. от 29.12.2017 № 463) // СЗ РФ. – 2003. - №40. – Ст. 3822.; 2017. – №1 (часть первая). – Ст.42. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 05.12.2017) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410. 4. Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от13.07.2015№ 220 ФЗ (в ред. от 29.12.2017 № 480) // СЗ РФ.- 2015.- № 29 (часть I) – Cт. 4346. 5. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. от 26.07.2017) // СЗ РФ. –1995. – № 50. Ст. 4873;2017.– № 31 (Часть I). – Ст. 4753. 6. Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12. 2008 № 950// СЗ РФ. –2008. – № 34. -Ст. 107. 7. О Транспортной стратегии Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008№ 1734-р (в ред. от 11.06.2014) // СЗ РФ. – 2008. – № 5. – Ст. 410. 8. О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта: Закон Алтайского края от 21. 12. 2007 № 139-ЗС// Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravo.gov.ru. 9. Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае: Закон Алтайского края от 10.09.2007 № 551 – ЗС (в ред. от 06.12.2012 № 94 – ЗС) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravo.gov.ru. 10. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года: Закон Алтайского края от 21.11.2012 № 86 - ЗС// Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravo.gov.ru. 11. Стратегия развития Алтайского края до 2025 года: Закон Алтайского края от 21.11 2012 № 86 – ЗС// Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravo.gov.ru 12. О краевом бюджете на 2016 год: Закон Алтайского края от 18.12. 2015 № 122-ЗС (в ред. от 09.08.2016 № 60-ЗС) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravo.gov.ru 13. О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: Закон Алтайского края от 30.10.2017№ 89-ЗС (в ред. от 30.10.2017 № 75-ЗС)// Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravo.gov.ru 14. О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: Закон Алтайского края от 05.12.2017 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravo.gov.ru 15. Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие транспортной системы Алтайского края» на 2015-2022 годы: Постановление Администрации Алтайского края от 16 .10 2014 № 479 // Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс].- URL: http://docs.cntd.ru/document/423852810 16. Об утверждении схемы территориального планирования Барнаульской агломерации: Постановление Администрации Алтайского края № 644 от 26.11.2012 // Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс]. – URL: http://www.altairegion22.ru/upad/iblock/bcd/644_12.PDF 17. Устав муниципального образования городского округа г. Новоалтайск Алтайского края: принят решением Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края от 18.06.2013 № 36 (в ред. решения от 20.06.2017 № 36) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.pravo.gov.ru 18. Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории города Новоалтайска: решение НГСД от 23.12.2008 № 193 (в ред. решения от 20.12.2011 № 112) // Официальный сайт города Новоалтайска [Электронный ресурс].- URL: http:pandia.ru/text/77/371/59526.php 19. Об утверждении Программы социально –экономического развития Города Новоалтайска на 2013-2017 годы: решение Новоалтайского городского Собрания депутатов от 19.02.2013 № 2// Официальный сайт города Новоалтайска [Электронный ресурс].- URL: http:pandia.ru/text/77/371/59526.php 20. Об утверждении бюджета городского округа на 2016 год: решениеНовоалтайского городского Собрания депутатов от 15.12.2015№ 79// Официальный сайт города Новоалтайска [Электронный ресурс].- URL: http:pandia.ru/text/77/371/59526.php 21. Об утверждении бюджета городского округа на 2017 год: решениеНовоалтайского городского Собрания депутатов от 20.12.2016№ 80// Официальный сайт города Новоалтайска [Электронный ресурс].- URL: http:pandia.ru/text/77/371/59526.php 22. Об утверждении бюджета городского округа на 2018 год: решениеНовоалтайского городского Собрания депутатов от 19.12.2017 № 43// Официальный сайт города Новоалтайска [Электронный ресурс].- URL: http:pandia.ru/text/77/371/59526.php 23. Бабичев, И. В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций / И.В. Бабичев. – М.:Норма: Инфра-М. 2010. – 600с. 24. Вечный труженик трамвай. 50 лет Барнаульскому трамваю: 1948 -1998гг. – Барнаул, 1998. 25. Громов, Н.Н. Менеджмент на транспорте: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений./ Н.Н. Громов, В.А. Персианов, Н.С. Усков и др; под общ. ред. Н.Н. Громова, В.А. Персианова – М.: Издательский центр «Академия» 2013.– 400с. 26. Егиазаров, В.А. Транспортное право: учебник / В.А. Егиазаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2014. – 500с. 27. Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. – М.: Проспект; Велби, 2013. – 669 с. 28. Пассажирские автомобильные перевозки: учебник для вузов / В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Вельможин, С.А. Ширяев, под ред. В.А. Гудкова. – М: Горячая линия - Телеком, 2016. – 448с. 29. Пикулькин, А.В. Система государственного управления: учебник для вузов / А.В. Пикулькин.– 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 543с. 30. Родионов, А.Ю. Методические рекомендации по организации транспортного обслуживания населения муниципальных образований / А.Ю.Родионов. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2015. – 159 с. 31. Россия в цифрах: Стат. сб. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2016. – 340 с. 32. Самойлов, Д.С. Городской транспорт: учебник для вузов / Д.С. Самойлов, В.А. Юдин. – М.: Деловой двор, 2012. – 287с. 33. Спирин, И.В. Автотранспортное право: учебник / И.В. Спирин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2011. – 215с. 34. Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / под ред. Р.Ж. Сираждинова. – М.: КНОРУС, 2013. – 352с. 35. Шишкина, Л. Н. Транспортная система России / Шишкина Л. Н. - М.: 2012. -303с. 36. Шугрина, Е. С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник / Е.С. Шугрина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 672с. 37. Якушев П. Я. Транспортная система России/ П.Я. М., Транспорт, 2014.-270 с. 38. Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края: сборник статей / под ред. В.В.Мищенко.- вып. 7. - Барнаул: изд –во Алт. университета. 2015. –200с. 39. Белоусова, Е.В. О соотношении категорий «компетенция», «полномочия» и «предметы ведения» в системе местного самоуправления / Е.В. Белоусова // Административное и муниципальное право. – 2013. – № 2. С. 124 – 131. 40. Бялкина, Т.?М. Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения на современном этапе муниципальной реформы / Т.М.Бялкина // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 5. С. 69-73. 41. Ванеев, О.Н. Транспортное обслуживание населения на муниципальном уровне: к проблеме законодательного регулирования / О.Н. Ванеев // Транспортное право. – 2013. – № 3. С.7. 42. Елисеев, С.Ю. Государственно-частное партнерство в транспортном секторе. Зарубежный опыт // ВКСС Connect.– 2012. – № 2. С. 8–12. 43. Жидких Н.В. Проблемы развития социальной инфраструктуры крупного города / Н.В. Жидких// Вестник алтайской науки. -2015. -№ 3, 4. С. 242-245 44. Жукова, И.В.Российский и зарубежный опыт реализации политики в сфере общественного транспорта крупных мегаполисов/ И.В. Жукова, М.Е. Михайлов // Муницпалитет: экономика и управление.– 2014. – № 9. С. 33-37. 45. Ильиных, А.?В. Городской округ с внутригородским делением и внутригородские районы: особенности создания и первые итоги существования (опыт Челябинска) / А.В. Ильиных // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 7. С. 67–70. 46. Кузин, Д. А.Понятие, сущность и система органов местного самоуправления Российской федерации// Ученые записки ОГУ. Серия. Гуманитарные и социальные науки.–2012.– № 2. С.374–378. 47. Костюков, А.Н. Местному самоуправлению нужна новая государственная защита / А.Н. Костюков // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 12. С. 51– 54. 48. Лякишева, В.Г. Об опыте развития межмуниципального сотрудничества в России/ В.Г.Лякишева, А.А.Шлегель // Алтайский Вестник государственной и муниципальной службы. - 2016. - № 14.С.10.-14. 49. Мищенко, В.В. Городские агломерации: формирование и перспективы развития (на примере Барнаульской агломерации) /В.В. Мищенко, И.В. Мищенко // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2015. - Т. 8. - № 5 (43). С. 68-79. 50. Сагателян, В.Р. Новые направления развития системы г. Барнаула// В.Р. Сагателян, В.Г. Лякишева //Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края [Текст]: сборник статей / гл. ред. В.В. Мищенко. - Вып. 9. – Барнаул: Изд - во Алт. ун - та 2017. С. 108 – 119. 51. Хегай, Ю.А. Зарубежный опыт транспортной политики / Ю.А. Хегай// Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. С. 350-352. 52. Шальнова, Н. С. Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта // Молодой ученый. 2011. №12. Т.1. С. 62. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/archive/35/3976/. 53. Шуравина Е.Н., Косякова И.В. Особенности управления и государственного регулирования транспортного комплекса России/ Шуравина Е.Н., Косякова И.В. // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 18. С. 118-124. 54. Официальный сайт г. Барнаула // [Электронный ресурс].- URL: http://www.barnaul.org 55. Официальный сайт Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов [Электронный ресурс]. –URL: http://www.asdg.ru/events/last/3540/?doc=yes 56. Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс].- URL: http://www.altairegion22.ru 57. Реестр муниципальных программ города Барнаула на 2016-2020 годы // Официальный сайт г. Барнаул // [Электронный ресурс].- URL: http://www.barnaul.org. 58. Паспорт муниципальной программы ««Развитие дорожно-транспортной системы города Барнаула на 2015-2025 годы» // Официальный сайт г. Барнаула // [Электронный ресурс].- URL: http://www.barnaul.org 59. Текущий архив администрации города Барнаула за 2015 - 2020 гг. 60. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай // Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай [Электронный ресурс].- URL: http://akstat.gks.ru 61. Основные итоги работы администрации города Барнаула. 2017 / под общ. ред. В.С. Химочки. // ОАО «ИПП «Алтай». 2018.
Отрывок из работы

1.1 Понятие и элементы транспортной системы в государственном и муниципальном управлении Транспорт в России является одной из главных отраслей государства, важнейшим фактором целостности, безопасности страны. Транспортная система – взаимосвязанное объединение транспортных средств, оборудования, составляющих инфраструктуры транспорта и субъектов перевозки (в том числе и элементов управления). Цель любой транспортной системы заключается в организации и осуществлении эффективной перевозки как грузов, так и пассажиров. Транспортная система современного муниципального образования включает в себя внутригородской, междугородный и пригородный пассажирский транспорт, грузовой транспорт, специализированный транспорт, а также различные службы и подразделения, обеспечивающие его функционирование (транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и сервисные службы). Организация скоординированной работы этих частей транспортного комплекса требует управления со стороны органов местного самоуправления [30]. Наряду с вопросами содержания транспортной сети в муниципальных образованиях особую актуальность в последнее время заслужили такие вопросы, как проектирование и строительство транспортных коммуникаций (развязок, объездных путей, дублирующих дорог и т. д.); организация работы муниципального транспорта; регулирование транспортных перемещений (размещение светофоров, строительство подземных переходов, мостов и т.д.); комплектование парка муниципальных транспортных средств, а также поддержка их технического состояния. Основными видами муниципального транспорта в России являются автобусы, трамваи, троллейбусы, микроавтобусы. В отношении этих видов транспорта муниципалитет использует прямые методы регулирования, заключающиеся в определении оптимального количества транспортных средств, определения социально значимых и экономически окупаемых маршрутов и т.д. Количество и качество транспортных средств на территории муниципального образования являются основными вопросами в управлении транспортом, наряду с соответствием количества транспортных средств пропускной способности местной транспортной сети; оптимизацией пассажирских перевозок на территории муниципального образования; совершенствованием системы управления транспортными потоками; организацией системы безопасности дорожного движения и т.д. С точки зрения экспертов, транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность - в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место и в назначенное время. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке [26]. Все перевозки классифицируются на перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении. Местными называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия. Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвует несколько предприятий одного вида транспорта. Прямой смешанной перевозкой считается перевозка, при которой на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями несколькими видами транспорта. Примером такой перевозки может служить доставка груза от Москвы до Астрахани по железной дороге, а от Астрахани до одного из портов на Каспийском море (на территории России) - морским транспортом. На автомобильном транспорте перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные. К городским перевозкам относятся - перевозки в пределах черты города (другого населенного пункта); к пригородным - перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно; к междугородным - перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км и к международным - перевозки за пределы или из-за пределов Российской Федерации с пересечением государственной границы Российской Федерации. Городские, пригородные, междугородные и международные перевозки грузов и пассажиров осуществляются перевозчиком на основании лицензии, выданной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [34]. Весь транспорт муниципального образования можно разделить по назначению на три вида: пассажирский, грузовой и специализированный. Экономическая и социальная роль пассажирского транспорта состоит в оказании услуг по перевозке пассажиров, т.е. в удовлетворении потребности населения в перевозках. В свою очередь, в зависимости от пользования транспортными средствами и их принадлежности пассажирский транспорт подразделяется на массовый - общего пользования, общественный - индивидуального пользования (такси, ведомственные автомобили и автобусы) и индивидуальный - личного пользования (личные автомобили). Нормальное жизнеобеспечение современного муниципального образования невозможно без удобных и надежных транспортных связей. Наибольшее значение для жизнедеятельности муниципального образования при этом имеют массовые виды пассажирского транспорта, роль которых сводится к предоставлению удобств и снижению затрат времени на передвижение. Массовые виды пассажирского транспорта работают на заранее установленных маршрутах и имеют большую вместимость и высокую провозную способность. В зависимости от режима движения транспортных единиц, влияющего на скорость прохождения маршрута, различают следующие виды движения транспорта по маршрутам: ? обычное, при котором пассажирообмен производят на всех остановочных пунктах маршрута; с остановками по требованию пассажиров; ? скоростное, при котором транспорт останавливается только в некоторых остановочных пунктах маршрута; ? полуэкспрессное, при котором транспорт в начале маршрута собирает пассажиров на нескольких остановочных пунктах, а потом без остановок доставляет их на конечный пункт (сборный маршрут). Автобус является наиболее распространенным видом транспорта. Автобус - безрельсовый уличный вид транспорта с автономным энергоснабжением, обладающий высокой маневренностью и не требующий сооружения специальных путевых устройств. Автобус обеспечивает возможность легкого изменения маршрутной сети в соответствии с колебаниями пассажиропотоков и организации маршрутов в новых районах жилой застройки. К его преимуществам перед другими видами пассажирского транспорта можно отнести: хорошую маневренность, относительно небольшие капитальные вложения в организацию движения, высокую эксплуатационную мобильность и возможность быстрого изменения трассы маршрута, большое разнообразие типов и видов как по вместимости, так и по стоимости. Главные недостатки автобусного транспорта связаны со значительными эксплуатационными затратами, относительно небольшой вместимостью транспортных средств, загрязнением окружающей среды, высоким уровнем шума. Однако, благодаря преимуществам автобусного транспорта перед другими видами, он получил значительное распространение и является единственным видом транспорта в населенных пунктах со сравнительно небольшими пассажиропотоками. Предприятия электрического транспорта состоят из следующих элементов: подвижной состав, ремонтная база (троллейбусные парки, трамвайные депо), энергохозяйство (контактная сеть), путевое хозяйство (трамвай). В крупнейших городах страны функционируют внеуличные виды пассажирского транспорта – метрополитен, вопросы функционирования которого относятся к федеральной компетенции. Во внутригородских и пригородных перевозках пассажиров широко используют также железнодорожный и внутренний водный транспорт [32]. Перечисленные виды транспорта отличаются технико-экономическими и эксплуатационными показателями, которые определяют область их целесообразного применения. Троллейбус по эксплуатационным показателям почти не уступает автобусу, но требует больших капиталовложений в организацию движения. Трамвай имеет повышенную провозную способность, но сложное устройство подвижного пути, кроме того, трамвай как вид пассажирского транспорта отличается крайне низкой маневренностью. Для рельсового транспорта характерны очень высокие постоянные издержки, связанные со строительством путей, закупкой, ремонтом и обслуживанием подвижного состава, с созданием самих центров технического обслуживания. Главное его преимущество – это экономичный и экологически чистый вид городского транспорта. С экономической точки зрения одной из основных составляющих себестоимости перевозок и зависимости от вида транспорта являются затраты на топливо или электроэнергию. Поэтому там, где имеются близко расположенные источники электроэнергии, сфера эффективного использования электрического транспорта расширяется. Организация и координация деятельности транспорта, как правило, относятся к компетенции органов местного самоуправления и при необходимости субсидируются из соответствующего бюджета. Итак, под транспортным комплексом понимается совокупность отраслей хозяйства, предназначенных для транспортировки грузов и пассажиров. В него, кроме отраслей транспорта, включаются все отрасли хозяйства, обслуживающие транспорт. Основными элементами транспортного комплекса являются транспортные средства, подвижной состав, путевые устройства, система энергоснабжения и устройства для хранения и ремонта транспортных средств. Различают железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные, электротранспортные перевозки. В качестве перевозчиков выступают юридические лица: управления железных дорог, морские и речные пароходства, автотранспортные предприятия и т.д., а также индивидуальные предприниматели. Организатором процесса перевозок могут выступать федеральные, региональные и муниципальные органы власти. 1.2 Правовые и организационные основы управления транспортной системой в муниципальном образовании Местное самоуправление выступает в качестве важнейшего условия процесса по формированию демократии в России. После принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., которая представила местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, оно приобрело новое качество [1]. Местное самоуправление в РФ может быть представлено как форма по осуществлению народом своей власти, которая может быть обеспечена в пределах, установленных в Конституции РФ, федеральном законе, законах субъектов Российской Федерации. Местное самоуправление, согласно статье 1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ((в ред. от 29.12.2017 № 463 - ФЗ) далее - ФЗ № 131) - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [2]. Местное самоуправление обладает способностью в решении вопросов местного значения при учете интересов населения, учитывая довольно значительные количества исторических и иных местных традиции. Таким образом, в качестве основной цели местного самоуправления может быть названо наличие определенной организационной обеспеченности решения населением и органами местного самоуправления вопросов местного значения, соответствующей федеральному, региональному законодательству и муниципальным правовым актам. В настоящее время вопросы, в той или иной мере связанные с транспортным обслуживанием городского населения, регулируются следующими федеральными нормативными правовыми актами: Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14 -ФЗ. Согласно ст. 784 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами [3]; Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220 - ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]; Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196 - ФЗ (в ред. от 26.07.2017 № 204 - ФЗ) "О безопасности дорожного движения» [5]. В статье 6 Федерального закона № 196 - ФЗ перечислены полномочия органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения: ? осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: ? принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ? участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица осуществляющих содержание автомобильных дорог. За нарушение указанных норм установлена административная ответственность. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий» [6]. Среди вопросов местного значения существенное значение придается транспортному обслуживанию населения на территории муниципального образования. С каждым годом данная проблема лишь обостряется, с учетом того, что количество автомобилей неуклонно увеличивается, а дороги в большинстве муниципальных образований Российской Федерации не расширяются и в должном объеме не ремонтируются. Следует отметить и об устаревание парка общественного транспорта (трамваев и троллейбусов) [42]. На основании ст. 50 ФЗ № 131 в собственности муниципалитетов может находиться пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения. Согласно ч. 1 ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Из этого следует, что местные органы власти осуществляют управление пассажирским транспортом и другим имуществом, предназначенным для транспортного обслуживания населения. Кроме того, содержание ст. 50 ФЗ № 131 прямо не относит грузовой и специализированный транспорт (транспортные средства, предназначенные для уборки территорий, автомобили скорой медицинской помощи и т.д.) к категории муниципальной собственности, необходимой для обеспечения жизнедеятельности населения или осуществления органами местного самоуправления своих полномочий. С большой долей условности его можно отнести к имуществу, отмеченному в п. п. 1- 4 ч. 1 ст. указанного закона. Применительно к городским и сельским поселениям законодатель определяет вопросы местного значения в рассматриваемой сфере (ст. 14 ФЗ № 131) следующим образом: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применительно к муниципальным районам вопросы местного значения в области транспортного обслуживания населения (ст.15 ФЗ № 131) сформулированы следующим образом: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации [41]. Применительно к городским округам соответствующие вопросы местного значения (ст.16 ФЗ № 131) выглядят так: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Можно отметить, что формулировки закона в целом схожи для всех видов муниципальных образований. На региональном уровне могут быть приняты законы, регулирующие вопросы в сфере организации работы пассажирского транспорта. Так, в Алтайском крае приняты: Закон Алтайского края от 10 сентября 2007 г. № 551 – ЗС «Об организации транспортного обслуживания населения в Алтайском крае (в ред. от 06.12.2012 № 94 – ЗС); Закон Алтайского края от 21 декабря 2007 г. № 139-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта». Вопросы, касающиеся развития транспортной инфраструктуры отражены в стратегии развития Алтайского края до 2025 года: Закон Алтайского края от 21 ноября 2012 г. № 86 - ЗС [8. О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта: Закон Алтайского края от 21. 12. 2007 № 139-ЗС // Официальный интернет - портал правовой информации [9]. Постановлением Администрации Алтайского края от 16 октября 2014 г. № 479 утверждена государственная программа Алтайского края "Развитие транспортной системы в Алтайском крае" на 2015 - 2022 годы» (в ред. от 20. 06.2017. № 224) Объем финансирования данной государственной программы составляет - 91681801,1 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 22019812,3 тыс. руб. [15]. Расходы на финансирование оказания транспортных услуг закладываются в бюджетах субъектов РФ и бюджетах конкретных муниципальных образований. Так, в нашем регионе они должны быть заложены в бюджете Алтайского края и конкретного муниципального образования [13,14]. Данные вопросы находят отражение в муниципальных правовых актах, на которых мы остановимся во второй главе. Транспортный комплекс в городе представляет собой сложную систему, которая включает в себя не только внутригородской пассажирский транспорт, но и междугородный и пригородный транспорт, а также транспортные парки и депо, боксы и гаражи, службы по содержанию контактных сетей электротранспорта и другие сервисные службы. К органам муниципального управления транспортом относятся структурные подразделения, ведающие вопросами непосредственно самого городского транспорта. Более преимущественной является схема с единым структурным подразделением, к компетенции которой относятся вопросы транспорта и содержания городских дорог. Также возможна схема с выделением в отдельную структуру, то есть муниципальное учреждение, службы муниципального заказчика транспортных услуг. В данном случае за структурным подразделением администрации могут закрепляться вопросы нормативного правового регулирования транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки льготных категорий пассажиров через так называемую систему муниципального заказа. Функции органов местного управления по управлению транспортным комплексом состоят в следующем: принятие правил и порядка организации работы; разработка схемы движения транспорта; разработка схемы развития улично-дорожной сети; установление тарифов на перевозки; разработка графиков и диспетчеризация движения транспорта; контроль соблюдения графиков движения; выдача муниципального заказа на пассажирские и грузовые перевозки, заключение контрактов; контроль экологических параметров работы транспорта [25]. Процесс децентрализации управления транспортным комплексом получил название «разделение функций заказчика (в лице органов власти, дающих заказ на перевозку) и перевозчика». При этом степень детализации заказа на выполнение транспортных работ по перевозке может быть различной: от жесткого предписания определенных правил до более общих требований в зависимости от особенностей муниципального образования. Анализ описанных моделей не дает возможности определить идеальную экономико-организационную модель управления транспортом. Так, например, первая модель позволяет с точки зрения экономики получать эффект: от масштаба предприятий; снижение затрат из-за отсутствия прибыли; снижение затрат за счет освобождения от ряда местных налогов и сборов; имеется возможность централизованного регулирования зарплаты работников предприятия и т.д. К недостаткам этой модели можно отнести недостаточную гибкость транспортной системы, затратный механизм ценообразования и монополизм с его негативными последствиями. Вторая модель предполагает большее использование рыночных механизмов и основного из них – создание конкуренции на рынке транспортного обслуживания, что позволяет снизить затраты производителей услуг до уровня рыночных. К недостаткам такой системы можно отнести необходимость увеличения штата сотрудников, обеспечивающих процесс управления, подготавливающих конкурсное предложение и контролирующих выполнение заказанных перевозок. Обе модели являются потенциально социальными, так как они обеспечивают возможность проведения местными органами власти социальной политики в области транспортного обслуживания. Государственные и муниципальные предприятия получают дотации из бюджета в случае превышения расходов предприятий над доходами, и доля бюджетных средств в общих доходах предприятия достигает 60-70%. В муниципальных образованиях, применяющих вторую модель, также существует возможность для проведения социальной политики, через компенсацию расходов предприятиям-перевозчикам по договору. Однако в результате снижение роли государства доля бюджетных средств в этой модели управления значительно ниже, что связано со снижением расходов предприятий при конкурентном отборе в среднем до 30% [25]. В настоящее время большинство городов перешли на управление предоставлением услуг городского общественного пассажирского транспорта по второй модели – внедрения конкуренции в сферу муниципального общественного пассажирского транспорта и развития договорных отношений по схеме «заказчик–перевозчик–потребитель». При этой схеме в роли заказчика выступают местные органы власти или уполномоченные ими организации, а в роли перевозчиков предприятия-производители услуг городского общественного пассажирского транспорта. Важнейшими функциями управления муниципальным транспортом в системе «заказчик–перевозчик–потребитель» являются прогнозирование, планирование, регулирование, организация и контроль. Прогнозирование необходимо для обоснования возможных вариантов развития транспорта с учетом развития муниципального образования и тенденций транспортной подвижности населения. Планирование услуг муниципального транспорта целесообразно проводить для определения требуемого количества предоставляемых населению услуг. Организация позволяет определить структуру управления и способ выбора перевозчиков для выполнения необходимого объема транспортных услуг. Контроль обеспечивает обратную связь между субъектом и объектом управления, позволяет оценить степень и качество выполненных услуг транспорта. Основными рычагами управления по этой модели служат экономические (прямые и косвенные) и правовые методы управления. Определенную роль в плане выполнения обязательных требований и условий играют организационно-распорядительные методы управления. В качестве прямых экономических методов управления используются следующие: целевое финансирование конкретных направлений, программ, проектов и мероприятий, договоры и контракты. Косвенными экономическим
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 77 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 75 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg