Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭВТАНАЗИИ

martin_man 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.07.2019
Проведенное исследование позволило проанализировать эвтаназию как комплексный социально-правовой институт, выявить ее сущность, признаки и формы, рассмотреть историко-правовые, медико-биологические и морально-этические предпосылки. Существует немало определений эвтаназии, но все они чем-то отличаются, то есть отсутствует универсальность данного термина, что значительно усложняет ее регламентацию, так как с правовой точки зрения попросту невозможно точно установить что является эвтаназией, а что нет.
Введение

Малейшее упоминание об эвтаназии способно вызвать бурную реакцию общества и самые разнообразные споры между специалистами в разных сферах – юристами, медиками, психологами, политиками, верующими и атеистами, обычными гражданами в конце концов. Высказываются прямо противоположные мнения о процедуре, ее нобходимости и роли во всем этом врачей, родственников человека, подвергающегося эвтаназии. Данная неоднозначность отношения к явлению в дальнейшем порождает определенные сложности. Например, сложно назвать даже точное количество стран, где разрешена эвтаназия. Потому как где-то разрешена лишь пассивная ее форма, где-то одновременно существуют противоречащие друг другу законы, а где-то вовсе законодательство ничего не говорит об эвтаназии, тем самым позволяя произвол и незаконность некоторых действий. Также существует проблема терминологии явления – отсутствие единого, универсального определения эвтаназии, которое бы могло бы помочь формированию более реального ее регулирования и осознанного отношения к ней граждан. Все более нарастающая актуальность данной темы связана прежде всего с развитием медицины, а также расширяющихся прав человека, в том числе права на жизнь и эвтаназии, как «права на смерть». Актуальность этой проблемы объясняется как объективными, так и субъективными факторами. Объективной причиной рассмотрения проблемы эвтаназии является вечная проблема, которая всегда привлекала и привлекает рядовых граждан и ученых - это проблема жизни и смерти. Важнейшим здесь является вопрос: "Есть ли жизнь высшей ценностью человека?". Если так, то "Имеет ли право кто-либо, кроме него, распоряжаться этой ценностью?". Субъективной причиной выступают конкретные факторы практического применения эвтаназии легально и нелегально, в правовом и внеправовом пространствах при нерешенных коренных медицинских, правовых и философских аспектах. Одновременно можно назвать и тех мыслителей, которые не разделяли эту точку зрения, среди них Конфуций, Пифагор, Аристотель, Эпикур, Августин и др. В противоположность бэконовской мысли можно привести не менее яркую конфуцианскую, о том, что мы не можем судить о смерти, когда не знаем, что такое жизнь. Достижения современной медицины в области реаниматологии изменили коренным образом отношение к смерти как одномоментному явлению, растянув его по времени соответственно разрушению отдельных частей организма. Ранее использовавшиеся критерии определения смерти человека пришли в противоречие с ее новым научным пониманием. Это способствовало и обострению восприятия одной из сложнейших проблем - эвтаназии. Если же говорить о правовом аспекте данной проблемы – тут также имеет место быть достаточное развитие права и увеличение опыта правового регулирования данного явления, что позволяет начинать говорить не только о неотъемлемом праве человека на жизнь, но и о чем-то большем, а именно – о его праве распоряжаться ею. Помимо этого, можно еще упомянуть о таком важном факторе, как отсутствии единого термина-определения эвтаназии. Актуальность проблемы еще более обостряют медико-биологические предпосылки эвтаназии, то есть вопрос о том, в каких конкретных случаях при одном состоянии физического и духовного здоровья пациента эвтаназия возможна, а при каком - нет. Объект исследования –это совокупность общественных отношений, связанных с совершением акта эвтаназии, предмет же – социально- правовые аспекты, сопровождающие данное явление. Целью данной работы является анализ эвтаназии как социально-правового явления. Для ее достижения следует выделить следующие задачи: изучить теоретические основы определения эвтаназии; выявить и проанализировать формы эвтаназии; изучить медико-биологические предпосылки эвтаназии; исследовать этико-социальные аспекты эвтаназии; изучить нормативные правовые акты, содержащие нормы об эвтаназии в международном и российском законодательстве; рассмотреть мировой опыт использования и правового регулирования эвтаназии, на основе чего затем сделать прогноз перспектив ее использования в Российской Федерации. Проблема эвтаназии находится на стыке ряда общественных наук. Именно поэтому при ее изучении весьма важен системный подход. Суть его применительно к исследованию эвтаназии заключается в рассмотрении этого явления не просто как способа разрешения противоречий, но, прежде всего, как самостоятельного системного явления, являющегося подчиненной частью общей системы человеческих отношений. При этом следует понимать, что системный подход сам по себе не служит решением проблемы непосредственно, но является средством постановки новой проблемы. В философской и научной литературе создан определенный фундамент для изучения эвтаназии как общественного феномена. Современная наука переживает небывалый в своей истории подъем именно благодаря объединению познавательного потенциала различных научных направлений. Их перспективность не вызывает сомнения. Сейчас наступил такой период в научном развитии, когда, продолжая накапливать и совершенствовать общепринятые представления об эвтаназии, связанных с нею правовых проблемах, есть возможность перейти на следующий виток их осмысления и решения. При написании работы были применены также аналитический, сравнительно-правовой, формально-юридический и историко-правовой методы исследования. Проблема эвтаназии очень сложна и неоднозначна. Для понимания ее сути необходимо рассмотреть морально-этические, биолого-медицинские, научные, правовые и социальные ее аспекты. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит, прежде всего, в том, что его положения и выводы позволяют обобщить нормативный и доктринальный материал, выявить практические проблемы регулирования эвтаназии – что способно инициировать новый подход к разработке и принятию правовых императивов. Научная новизна исследования заключается в результатах социально-философского анализа эвтаназии как общественного феномена. Конкретно научная новизна выражается в следующем: - определены основные подходы к осмыслению эвтаназии в истории философской мысли: в связи с онтологией смерти; проблемой гуманизма; свободой воли; выявлена неоднозначная оценка эвтаназии в названных подходах; - с позиций социально-философской методологии раскрыта сущность эвтаназии как феномена, связанного с отношением к ценности человеческой жизни в обществе, и ее содержание как прекращение жизни человека другими людьми, как правило, по его собственному желанию (по просьбе близких ему людей и их замещающими) с целью пресечь его мучения, обусловленные неизлечимой болезнью, иными исключительно неблагоприятными жизненными обстоятельствами (унизительный плен, рабство, пытки и т.п.); - рассмотрено видовое разнообразие эвтаназии: добровольная (активная и пассивная) и принудительная (активная и пассивная); выделены их сущностные признаки с точки зрения социально-философского анализа; - исследована взаимосвязь медико-биологических и социальных аспектов эвтаназии, а именно: определение моментов начала жизни и смерти человека, медикаментозного поддержания жизни, раскрыты случаи противоречий между медико-биологическими и социальными аспектами эвтаназии (в частности, роль экономических факторов в принятии решения о прекращении лечения тяжелобольного); - проанализирована взаимосвязь индивидуально-личностных и социальных аспектов при решении проблемы эвтаназии (право человека на смерть, право общества на решение о смерти человека); - выделены основные этапы, а также причины изменения в отношениях личности и общества к эвтаназии в исторической ретроспективе, показано влияние культурологических факторов на отношение к эвтаназии; - изучена вариативность философских оснований при решении проблемы легализации эвтаназии; обоснована авторская позиция по этому вопросу.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 1 Общая характеристика эвтаназии………………………………………..8 1.1 Многообразие определений эвтаназии……………………………….8 1.2 Исторический опыт применения эвтаназии………………………..16 1.3 Медико-биологические предпосылки эвтаназии…………………...22 2 Социально аспекты эвтаназии…………………………………………...29 2.1 Морально-этические аспекты эвтаназии…………………………….29 2.2 Правовые аспекты эвтаназии: зарубежный опыт…………………...41 2.3 Правовое регулирование и перспективы использования эвтаназии в современных условиях в Российской Федерации……………………………..66 Заключение……………………………………………………………………….77 Список использованных источников…………………………………….……..84
Список литературы

Нормативные правовые акты 1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном референдуме 12.12.1993 г) (в ред. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант-Плюс» 2 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.). // Правовая система «Консультант-Плюс». 3 Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.). // Правовая система «Консультант-Плюс». 4 Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с изменениями и дополнениями от 11 мая 1994 г.) // Правовая система «КонсультантПлюс». 5 Федеральный закон РФ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Правовая система «Консультант-Плюс». 6 ФЗ РФ от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" // Правовая система «Консультант-Плюс». 7 Уголовный Кодекс Российской Федерации, 1996 г. // СПС «Консультант-Плюс». 8 Уголовный Кодекс Швейцарии от 21. 12. 1937 9 Эвтаназия и паллиативная помощь //The official portal of the Grand Duchy of Luxembourg (28 April 2015). 10 Закон об эвтаназии от 22. 09. 2002 // http://www.patientsrightscouncil.org 11 Акт о прекращение жизни по просьбе и помощь в самоубийстве, 01.04.2001// http://www.patientsrightscouncil.org 12 Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163; Бюллетень международных договоров, 2001 г. 13 Кодекс медицинской деонтологии российского врача Москва, Россия, ноябрь 1994 г. // http://legalacts.ru/doc/kodeks-professionalnoi-etiki-vracha-rossiiskoi-federatsii-prinjat/ Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии 14 Антонов С.В. Твой шанс/От теории к практике. Харьков, 2002 г. 15 Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3-х т. Т. 2. Л., 1982 г. 16 Бито Л. Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь - благая смерть. М., 2006 г. 17 Бородин С. Эвтаназия в России//Российская юстиция. 2001 г., №9. 18 Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х томах. Т. I. М.:"Мысль" (Философское наследие), 1971 г., 590с. 19 Гольмен Д., Харрис Д., Зваак Л. «Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика», М.,1998. 20 Гусейнов А. А., Апресян Р.Г. «Этика», М., 1998. 21 Зильберг А.П. Трактат об эвтаназии. Петрозаводск, 1998 г. 22 Иванюшкин А.Я., Дубова Е.А. Профессиональная этика в медицине (философские очерки). М., 1990 г. 23 Капинус О.С. «Эвтаназия как социально-правовое явление», монография, М.: Буквовед, 2006, 200 с. 24 Клятва Гиппократа, Гиппократ. Избр. книги. 25 Кони А.Ф. Избранное М., 2000. 26 Коновалова Л.В. Прикладная этика М., 2001 г. 27 Красиков А.Н. Сущность и значение согласия потерпевшего в советском уголовном праве. Саратов, 1976. 28 Краткий Оксфордский словарь. М., 1998. С. 235. 29 Малеин А. И. Издания и переводы "Утопии" // Томас Мор. Утопия. — 1953. — С. 257-263. 30 Медицина на пороге ХХI века. М., 1999. 31 Мельцер Э.С. Право на убийство (Борьба с вырождением)/Пер. Л.М. Василевского. Л., 1226. 32 Моль А. Врачебная этика. Обязанности врача во всех отраслях его деятельности, - М ., 1904. 33 Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства. М., 2004 г. 34 Оба-Апуну Жислен Патрисия. Обстоятельства, исключающие преступность деяния по уголовному законодательству Франции: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2001 г. 35 Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. 36 Орлов А.Н. Милосердна ли легкая смерть. Этюды биоэтики. Красноярск, 1995. С. 9. 37 Рудинский Ф. М. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики. Волгоград, 2004. С. 95. 38 Северский А.В. Легализация эвтаназии//От теории к практике. Харьков, 2002. С. 45. 39 Силуянова И. Этика врачевания. М., 2001. С. 72. 40 Таракин П.П. Правовые и этические проблемы эвтаназии//Проблемы рациональности в современной науке: Тезисы докладов аспирантов. 2004. ГНЦ РФ ИМБП РАН, С. 23 41 Трофимов А.Ф. Врач. М., 1994. С. 89. 42 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии//Соч. Т. 21. М., 1961. С. 29. 43 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1953. С. 89. 44 Энциклопедический словарь. Гранат. Том 37. С. 189. Научные статьи 45 Ардашева Н. А. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни: правовые условия // Российский юридический журнал, 1996, С. 71-80, №1. 46 Афанасьев Е.А. Кому это выгодно? Проблемы современной медицины // Сборник статей. Минск, 2000 г., с. 44. 47 Бородин С. Эвтаназия в России//Российская юстиция. 2001. N 9. С. 10. 48 Взгляд медика: Сборник научных статей, Екатеринбург, 2006 г., № 16 // https://www.mediexpo.ru/delegate/library/tezisy. 49 Газета "Караван", 29 марта, 2002 г., № 13. 50 Гаргин В.В. Жить - значит умирать // http://www.univer.kharkov.ua/main/ medic/JORNAL/40.HTM. 51 Глушков В. Уголовно-правовые вопросы эвтаназии // Российская юстиция, 1998, № 9-10. 52 Гюлишанова И. А. Понятие и виды эвтаназии // Юристъ-Правоведъ, 2009 г., № 6. 53 Дмитриев Ю.А. Еще раз к вопросу об эвтаназии//Право и жизнь. N 83. М., 2005. С. 120. 54 Долецкий С. Я. // Комсомольская правда. - 27.03.92. 55 Зябрев А.//Красноярская газета. 2003. N 85. 56 Ковалев М. И. Право на жизнь и право на смерть // Государство и право, 2000 г. №10, с. 43. 57 Козлова Н.Н. Эвтаназия: уголовно-правовые проблемы//Проблемы применения нового уголовного законодательства: Сборник научных трудов. Уфа, 1999. С. 56. 58 Конюшкина Ю.А. Об эвтаназии//Комсомольская правда 01. 12. 2000 59 Корнеева А. «В Нидерландах появятся мобильные бригады эвтаназиологов.» // Медицинский портал «МЕД-инфо», 02. 03. 2012. 60 Крылова Н. Эвтаназия: уголовно-правовой аспект//Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 2002. N 2. С. 20. 61 Лесков С. Умереть по собственному желанию//Известия. 2004. 5 июня. 62 Малеина М. Н. О праве на жизнь//Аргументы и факты. 1997. № 3. 63 Матузов Н.И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов//Правоведение, 1998. № 1. 64 Медицина и современное общество: Сборник статей. М., 1999. С. 126. 65 Медицинская газета, 1997. № 96. 66 Москаленко Г.А. Эвтаназия глазами врача // Медицина и право: Сборник статей. Кишинев, 2000 г. С. 65. 67 Мукашев M.Ш., Набиев В.В. Современное состояние законодательства Кыргызской Республики по вопросам эвтаназии и ряду других проблем//Государство и право. 1999. № 10. С. 113; 68 Петров А. "Легкая смерть" шагает по Европе // НГ-Религии. № 23 (153). 15.12.2004. 69 Российская газета. 2001. 27 апр. 70 Тасаков С. Запрет эвтаназии унижает человеческое достоинство//Российская юстиция, 2003 г, № 2. 71 Тренина-Страусова А. Эвтаназия по-французски//Известия. 2004. 2 дек. 72 Университетский обзор//Открытый мир на русском, 2001 г., с. 27. 73 Фесюн А. Токио, 3 октября 2004 г.//РИА "Новости". 74 Французы за эвтаназию/http://emigration.russie.ru/news. 75 Хаснот К.П. Эвтаназия. Имеет ли право безнадежно больной на добровольную смерть//orthodoxy.ru/etika. 76 Шиллер И.Ф. О грации и достоинстве (1793)//Собр. соч.: В 8 т. 1949. Т. 8. С. 216. Электронные ресурсы 77 Правовая система Гарант - http://www.garant.ru . 78 Правовая система КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru/. 79 Официальный сайт международной организации HOPE- http://www.noeuthanasia.org.au/ 80 Католическая Информационная Служба "AGNUZ" http://www.agnuz.info. 81 Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина//http://www.univer.kharkov.ua/main/medic/ JORNAL/40.HTML 82 Риа новости // http://www.webcitation.org/69Yz957oR 83 Региональный комитет по эвтаназии Нидерландов // https://www.euthanasiecommissie.nl/uitspraken/brochures/brochures/code-of-practice/1/code-of-practice 84 La Croix- ежедневная утренняя газета христианского направления, 16.04. 2002, с. 8. 85 Le Figaro - Национальная общественно-политическая газета (Франция) // http://www.lefigaro.fr/international/2015/07/02/01003-20150702ARTFIG00007-belgique-24-ans-et-en-souffrance-psychique-elle-obtient-le-droit-d-etre-euthanasiee.php 86 Всемирная организация здоровья // http://www.who.int/cancer/palliative/definition/en/ 87 МедНовости // http:www.mednovosti.ru/news/2002/04/19/euthanasia/
Отрывок из работы

1 Общая характеристика эвтаназии 1.1 Многообразие определений эвтаназии Эвтаназия как явление появилась еще во времена Древнего Мира, однако четкое ее понятие оформилось лишь в XVI веке. Было введено оно Фрэнсисом Бэконом для обозначения «легкой», «хорошей» или «счастливой смерти» с использованием греческих слов: eu – «хорошая, легкая» и thanatos – «смерть». Более того, тот же Бэкон обосновывает правомерность эвтаназии, как профессионального долга врачей в отношении неизлечимо больных. В своей работе «О достоинстве и приумножении наук» Ф. Бэкон писал: «Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только тогда, когда такое облегчение боли как опасного симптома болезни может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самую смерть более легкой и спокойной» . Несмотря на данную обоснованность эвтаназии, как долга врачей, существует множество разных взглядов на нее, и в целом тема является одной из актуальнейших и самых спорных в наше время. Одновременно можно назвать и тех мыслителей, которые не разделяли эту точку зрения, среди них Конфуций, Пифагор, Аристотель, Эпикур, Августин и др. В противоположность бэконовской мысли можно привести не менее яркую конфуцианскую, о том, что мы не можем судить о смерти, когда не знаем, что такое жизнь.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
1625 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
5500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
1250 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 74 страницы
1850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 74 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg